Забытые игры наших родителей

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Забытые игры наших родителей

Аверкиева А.К. 1
1Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 7" им. А.А. Лагуткина
Смирнова Л.М. 1
1Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 7" им. А.А. Лагуткина
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Введение

Когда мы учились в пятом классе, был период пандемии. Мы сидели в одном кабинете и на перемене бегали взамкнутом пространстве. Один раз такая беготня завершилась столкновением двуходноклассниковипереломомноса,другойразмальчишкичутьне«сшибли»девочку из начальной школы, в третий раз– отдавили ногу учителю географии.Родителикупилинамшашкиишахматы.Ноинтеллектуально-организованных перемен оказалось немного, ведь наша неуёмнаяэнергия требовала выхода. В шестом классе мы перешли на вторую смену, и ситуация усугубилась, теперь мы переходили из кабинета в кабинет. Играть на переменах в настольные игры в своём кабинете возможности не было. Тогда мы задумались: может быть стоит на переменезанять себя какими-нибудь играми? А вот наши родители в какие игры играли? Этивопросыи сталиотправной точкой нашего проекта.

Актуальностьпроектазаключаетсяврешениизадачполезнойзанятостиребятвсвободное время.

Цельпроекта:создатьбанкигрдляорганизациисвободноговременинапеременах.

Поставленнаяцель может быть достигнута через решение следующих исследовательскихзадач:

  • изучениеисториивозникновенияигр;

  • опросродителей,бабушекидедушекобиграхихдетства;

  • отборигр,подходящихдляорганизацииотдыханаперемене;

  • обобщитьрезультатыисследованияипредставитьих ввидебанкаигр.

Объектисследования: детскиеигры.

Предметисследования:признакиигрдляорганизациидеятельностинаперемене.

В ходе работы над проектом мы подтверждали следующую гипотезу: еслиправильнореализоватьигровуюдеятельностьнаперемене,тоэтопоможеторганизовать свободное времяодноклассников.

В ходе исследования мы опирались на метод опроса, тематической выборкиматериала,практической апробации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный банкигрможноиспользоватьвработеклассногоруководителя,учителяфизическойкультуры (в программе есть раздел «Народные игры»), а так же на в организациидеятельностишкольноголагеря.

Глава 1. Теоретическая часть.

Параграф 1. Что такое игра?

Игра – процесс, в котором участвуют две и более стороны, ведущие борьбу зареализациюсвоихинтересов.Каждаяизсторонимеетсвоюцельииспользуетнекоторуюстратегию,котораяможетвестиквыигрышуилипроигрышу—взависимостиотповедениядругихигроков.

Россия–древнеегосударствососвоейисторией,культурой,традициямииобычаями,многиеизкоторыхдошли донашихвремен.

Играсдавнихпорсоставляетнеотъемлемуючастьжизничеловека,оназанимает досуг, воспитывает и удовлетворяет потребности в общении, получениивнешней информации, дает приятную физическую нагрузку. Педагоги всех временотмечали,чтоиграоказываетблаготворноевлияниенаформированиедетскойдуши,развитие физическихсилиспособностей.

Играпомогаетнаходитьвыходизнеожиданныхситуаций,намечатьцель,взаимодействоватьстоварищем,проявлятьловкостьибыстроту,силуивыносливость.

Играобеспечиваетгармоничноесочетаниеумственных,физическихиэмоциональных нагрузок,общегокомфортного состояния.

Исследователи игровой деятельности поддерживают уникальные возможностиигры,вфизическоминравственномвоспитаниидетей,особенновразвитиипознавательных интересов, в выработке воли и характера, в формировании уменияориентироватьсявокружающей нас действительности.

Посодержаниювсеигрылаконичны,выразительныинесложны.Онивызываютактивнуюработумысли,способствуютрасширениюкругозора,уточнениюпредставленийобокружающеммире,совершенствованиювсехпсихических процессов.

Мы знакомимся с играми с самого раннего детства. В одном из словарей даноопределениеслова«игра»,какзанятиедляотдыха,развлеченияиспортивного соревнования.Игрыявляютсяоднимизлучшихспособовразвитиятворческихиумственных способностей.

Извсегомногообразияигрнамивыделеныосновныегруппы,которыеможноотнестик условиямпроведенияигр,содержащимклассификационныепризнаки:

  • игрыповременипроведения;

  • игрыпоместупроведения;

  • игрыповозрастуучастников;

  • игрыпостепенирегулирования;

  • игрыспредметамиибезпредметов;

  • игрыпосодержанию.

Игроваядеятельностьвключаеттеоретическиеипрактическиеаспектывнедрения в различные области жизнедеятельности общества, а также определяетспецификувостребованностикадроввобластисоциально-педагогическойикультурно-досуговой деятельности. Рассмотрение игр с позиций развлекательных,досуговых, педагогических, психологических и многих других подтверждает мысльтеоретикови практиковоее вездесущности.

Параграф 2. История возникновения игр.

С древних времен игры выполняют обучающую функцию, в них отражаютсяразличныестороныжизни,воспроизводятсяреальныетрудовыеибытовыеситуации с целью их освоения. Они способствуют выработке необходимых навыков,развитиюспособностей.

Первые игры, как средство обучения и передачи информации, возникли еще впервобытномобществе.Главнаязадачапервобытногочеловеказаключаласьвдобыче пищи для себя и сородичей посредством охоты. Чтобы найти практическиерешения удачной охоты, уже на ранних стадиях своего развития люди пыталисьобговаривать типичные для охоты ситуации, восстанавливали детали прошлых охот,имитироваливариантыпредстоящих,чтоявлялосьпризнакомигры,однойизсоставляющих современных игровых методик. В первобытном обществе игры былиэлементарны, неразделимыс природой, пением, танцами. С развитием обществасовершенствуютсяорудиятруда,развиваетсяязык,человеческоемышление,меняется форма и содержание игр, которые становятся разнообразнее, сложнее ибогачепосодержанию.Виграхпроявляетсяум,смекалка,сила,ловкостьучастниковилучшиенациональныетрадиции.Играстановитсяважнойчастьюдосуганарода.

Несмотря на прошедшие столетия, самые интересные и увлекательные игрысохранилисьдосегодняшнихдней,ибережнопередаютсяотпоколениякпоколению.

Глава 2. Практическая часть.

Параграф 1. Критерии отбора игр для организации деятельности на перемене.

Игрынапеременахимеютважноевоспитательноезначение.Посленапряженной работы в классе ученикам необходим активный отдых. Подвижныеигры у детей вызывают положительные эмоции и стимулируют их двигательнуюактивность.Такоепереключениеработыпозволяетребятамотдохнутьилегчевосприниматьучебныйматериалнаследующемуроке.Дляорганизацииипроведения игр требуется не менее 8-10 минут. Учащиеся могут проводить игрысамостоятельно,таки подруководствомпреподавателей.

Игры на переменах имеют свои особенности. Прежде всего, их организацияпредусматривает добровольноеучастиедетей. Игрыдолжны быть простыми,нозанимательными,вкоторыхдопускаетсяпеременностьсоставаучастников,сравнительнобыстровыявляютсярезультаты.Подвижныеигрыорганизуютсявнебольших по численности группах (не более 15— 20 человек в каждой). Прибольшом числе желающих играть в одну и ту же игру или в различные игры ихможнопроводитьвнесколькихгруппах,вразныхместах.Отдельныеигровыеупражненияпредназначаютсядляучастниковпримерноодинаковоговозрастаироста.Послевыявленияпобедителейсостязаниямогутпродолжатьсясновымсоставомигроков.

Чтобыинтересыдетейсовпадалииигрыпроходилиживее,напеременахможноиспользоватьигротеку.Наместо,гдепроводитсябольшаяперемена,выносится небольшой ящик с мелким игровым инвентарем (игротека). Инвентарьраздается всем желающим самостоятельно или совместно с товарищами занятьсятемиилидругимииграмиспредметами.Играющиенаходятсяподобщимнаблюдениемруководителя.

Игрынедолжныноситьостроконфликтныйхарактер,вызыватьбольшойигровойазарт.Поэтомуисключаются,например,такиеигры,как«Борьбазамяч»,

«Перестрелка»ит.п.Виграхдляпеременнеобходимыпростотасюжета,возможностьлюбогоучащегосявойтивигруивыйтиизнеепосвоемужеланию.Этиигрынепродолжительны,нонемаловажноезначениеимеетихзрелищность, занимательность. Дети с интересом наблюдают игру со стороны, что также помогаетотвлечьсяи хорошоотдохнуть.

Нельзя проводить на переменах игры, сильно возбуждающие и утомляющиеучащихся.Так,нежелательнысоревновательныеигрысразделениемнакоманды.Их очень трудно организовать, так как учащиеся собираются разные и вступают вигруневсесразу.Такиеигрымогутотрицательноотразитьсянапоследующемуроке.Соревнованияможнопроводитьтолькопарные,вкоторыхлюбойизиграющихвыходитвнарисованныйкругпомеритьсясилой,ловкостью,сообразительностьюсдругим желающим.

Наперемененадоорганизоватьмалоподвижныеигрыспоочереднымучастием в действии: «Светофор» и др. Не рекомендуется в помещении проводитьигры с мячом, поскольку они вносят беспорядок и возбуждают детей. Эти игрыуместны вовремя перемен на улице.

Желательноодновременноорганизоватьнесколькоигрвразныхместах,чтобыучащиеся могливыбратьдлясебянаиболееинтересную.

Игры надо заканчивать до звонка на урок по указанию дежурного учителя,чтобыучащиесясмоглиорганизованновойтивклассиподготовитьсякпредстоящемууроку.

Параграф 2. Подвижные игры наших родителей.

С вопросом: в какие игры играли в детстве наши родители, я обратилась кмамеипапе,к бабушке с дедушкой.

Мнепредложилинесколько игр.

Классики.

В «Классики» обычно играют на свежем воздухе. Выбирают ровный участок ина асфальте мелом рисуют дорожку из 10 квадратов, которые чередуются: 1 и 2 идутдруг за другом, затем вместе 3 и 4, одиночный 5-ый, снова нарисованные рядом 6 и7,книмпримыкает8-ойиопятьвряд9и10-ый.Квадратычертятдостаточно большогоразмера,чтобытудауместиласьстопа.Вконцерисуютполукруг–этоместоотдыха иразворота.

Также для игры понадобится битка – что-то похожее на хоккейную шайбу, этоможетбытькаменьили банка из-подкрема.

Ходитонкостиигры

Прыгатьв«Классики»можноиодному,аеслисобраласькомпания,определяется очередность игроков. Сначала битку кидают в первый квадрат. Она недолжна касаться его краев или выходить за его рамки, если кинули мимо нужногоучастка,передаютходследующему.

Участник начинает передвигаться по клеткам на одной ноге, на обе можноприземлиться лишь на спаренных клетках. Встать на 2 ноги можно, допрыгав доместаотдыха,затемнужно развернуться иследоватьобратно кстарту.

По правилам игры нельзя наступать ногой на ту ячейку, где находится битка –через нее нужно перепрыгнуть. Иначе участник теряет свою очередь. Пропуститьход придется и в том случае, если наступишь на границу клетки, выйдешь за еепределыили встанешьна неправильную.

Наобратномпутиребенокподнимаеткамешексквадратаивновьперепрыгиваетчерезнего,некасаясьстопой.Исигровымжребиемврукахзавершаетсвойход.Тогдасчитается,чтоонзакончилэтотклассиперешелвследующий.Биткупередаютдругомуучастнику.

Резиночка

Для игры необходимы как минимум трое. Резиночка должна быть связана вкруг,подлине–отдвухдочетырехметров.Растягиваетсярезиночкананогахдвоихиграющих.Третийвыполняетопределенныеупражнения.Еслионивыполненыправильно,тоиграпродолжается.Дваучастникаподтягиваютрезиночкускаждымразомвыше,усложняяуровень.Еслиигрокоступилсяисделалупражнениенеправильно,онобязанпоменятьсяместамисигроком,которыйдержитрезиночку.Частовэтуигруиграютвпарах2*2.Втакомслучае, оступившегосялегковыручитпартнер,проделавупражнениевместонего.Выигрываеттот,ктобыстреепройдетвсеуровни.

Данныеуровниещеназываликоны.

  • Первый–резинканащиколоткахиграющих,ногистоятнаширинеплеч.

  • Второй–резиночкарастягиваетсянауровнеколен.

  • Третий–резинкарасполагаетсяпримернонауровнебедеригроков.

  • Четвертый–резиночканапоясеиграющих.

  • Пятый–резинканатягиваетсяврайонегруди.

  • Шестой–резинканаходитсяврайонеподмышек.

  • Седьмой–резиночкаразмещаетсянашееигроков.Такжесуществуютусложненныеуровни.

  • Усложненныйпервый–резиночкадолжнанаходитьсянауровнещиколоток,толькоучастникипродеваютврезиночкунедвеноги,аодну.

  • Усложненныйвторой–резинканаходитсянауровнеколен,участникипродеваюткаждыйоднуногуврезиночку.

  • Былещевосьмойуровень,когдарезиночкабыларасположенанауровнеушей,ноэтотребовалоопределеннойсноровки,поэтомуданныйуровеньслегкапризабыт.

Ниточки

Происхождениеигрынеизвестно.КанадскийавторКамиллаГриськоотметила: «Мы не знаем, когда люди впервые начали играть в верёвки или когда первобытныелюдиизобрелиэтодревнееискусство.Чтомызнаем —такэтото,чтовсепервобытные общества имели и использовали нити для охоты, рыбалки, ткачества, атак жето,чтофигурки изнитейимели коренныенароды вовсеммире».

ДревнегреческийврачГераклас(Iвек)сделалсамоераннееизвестноенамописаниенитяныхузороввтрактатеохирургическихузлах.Этаработабылаперепечатана в IV веке Орибазия в «Медицинском сборнике» (Collectiones medicae).Средиописанныхузоровупоминается«PlinthiosBrokhos»,известныйтакжеу австралийских аборигенов как «облачное солнце». Инуиты делали нитяные фигуры,изображавшиевымершегошерстистогомамонта.

Фигуркиизнитейизучалисьантропологами —например,ФранцемБоасом(1858—1942), Джеймсом Горнеллом (1865—1949), которые пытались проследитьпроисхождениеиразвитиеихвкультуре.Верёвочка,вероятно,возниклакакразвлекательнаяигравомногихобществах.Примерыбылинайденыв Юго-ВосточнойАзии,Японии,ЮжнойАмерике,Вест-Индии,наостровах Тихогоокеана,уинуитовииндейцев.ИгратакжебылараспространенавЕвропеиАфрике.

В1906годуамериканскийэтнологКэролайнФернессДжейн(1873—1909)написала «Фигурки из нити, и как их делать» (String Figures and How to Make Them),однуизсамыхизвестныхиподробныхработ,посвящённыхтеме.В1962годувышловтороеиздание.Книгасодержитподробноеописаниеболеесотниверёвочных узоров.

В1978годубыласозданаМеждународнаяассоциацияигрывверёвочку,основной целью которой является сохранение и распространение знаний о традицииэтойдревней игры.

Воробышки

На полу чертят круг такой величины, чтобы все играющие могли свободноразместиться по его окружности. Один из играющих – «кот» становится в центрекруга. Остальные играющие – «воробышки» находятся за кругом, у самой черты. Посигналуруководителя«воробышки»начинаютвпрыгиватьвнутрькругаивыпрыгивать из него, а «кот» старается поймать кого-либо из них внутри круга. Тот,когопоймали,становится«котом»,а«кот»–«воробышком»,ииграпродолжается.

Побеждает тот, кого ни разу не поймали.

Вариант.«Воробышки»прыгаютнаоднойноге.

Укогодлинныйхвост?

Играющие образуют круг. Руководитель предлагает им поднять вверх правуюруку, помахать ею, затем опустить. Он говорит детям, что будет называть разныхживотных.Причем,еслиуназванногоживотногодлинныйхвост,детидолжныподнятьправуюрукуипомахатьею,еслижехвостанетилионкороткий, поднимать руку не нужно. Итак, игра начинается. Руководитель называет животных,например: лошадь (длинный); коза (короткий); норова (длинный); лиса (длинный);заяц(короткий);овца(короткий);тигр(длинный);кот(длинный);медведь(короткий);свинья(короткий);осел(длинный);белка(длинный),Руководительподнимает руку во всех случаях. Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко.Побеждаеттот,ктозавремяигрынабралменьшештрафныхочко.

Ручеек

Количествоиграющихдолжнобытьнечетным:всеразбиваютсянапарыивстают друг за другом, соединив попарно высоко поднятые руки. Водящий входит вобразованныйкоридор,выбираетсебепаруизиграющихивстаетвконец.Освободившийсяигрок становится водящим.

Съедобное-несъедобное

Для игры необходимы: группа игроков, сидящих рядком, ведущий и мячик.Ведущий кидает мячик каждому игроку по очереди и при этом произносил какое-нибудь слово. Если слово «съедобное» (т.е. обозначало какую-нибудь еду: «мороженое»,«колбаса»),тоигрокдолженмячикпоймать.Если«несъедобное»(«табуретка», «чашка») – оттолкнуть. Тот, кто ошибается (ловит мяч) – меняетсяместами с ведущим. Для игры требуется хорошая реакция, в противном случае надпроигравшим смеются: «А он съел носки!».

Испорченныйтелефон

Обычноиграютдвекоманды.Ведущийзагадываетсловоишепотомговоритего на ухо первому члену команды. Тот передает слово (также тихонько, чтобыникто не услышал) следующему игроку, и так далее – по цепочке. Последний членкоманды произносит слово вслух. Выигрывает та команда, которая верно «донесла»слововедущегочерезвсехигроков.Поройможноуслышатьуморительныевариантызагаданногослова,котороеневернопередал«испорченныйтелефон».Многиеусложняютигру: ведущийзагадываетнеслово,а целуюфразу.

Выводы: все эти игры мы апробировали с ребятами на перемене. Одноклассникамоченьпонравилось.

Вдополнениекиграмсвоихродителейясоздала2банкаигр:

  • русскиенародныеигры(см.Приложение1);

  • игрыразныхнародов(см.Приложение2).

Заключение.

Игрысопровождаютчеловеканапротяжениивсейегожизни,приэтомоткрываямирпознания,развлеченияиотдыха,духовногоифизическогосовершенствования.Любаяиграсодержитрегулятивныйпринцип,включаетпедагогические основы и может быть организована как воспитателем, учителем, такисамимииграющими.

Игрынампомогают:

    • воспитыватьхарактер,силуволи,самостоятельность;

    • развиватьловкостьвыносливостьифизическуюсилу;

    • учимсялогическимыслить,анализировать;

    • развиватьречь,смекалку.

    • познаватьмир;

    • учитьсядружить.

Список использованной литературы

  1. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР. www.psyparents.ru/index.php?view=book&item=1379&cat=5&sc=38&full

  2. Методическое пособие по играм: http://www.mio-divo.ru/lib1.shtml

  3. Степанова О. Н. Педагогическое значение и характеристика подвижных игр. www.erudition.ru/referat/printref/id.32585_1.html

  4. Тильман Михальски. Увлекательные детские игры. – Москва, 2001.

  5. http://rules.net.ru/vpodv.php

  6. http://www.fizkult-ura.ru/

  7. http://www.rozhdestvenka.ru/horovod/natalyushko_hor.htm

  8. http://www.sacred-dance.narod.ru/circle.html

Приложение № 1. Русские народные игры.

Приложение № 2. Игры народов мира.

Просмотров работы: 38