Введение
Актуальность: В жизни наступает момент, когда нужно определиться, кем быть. Выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно. Правильный выбор профессии - залог дальнейшего успеха в карьере. В наше время от выбора профессии зависит не только материальное благосостояние, но и психологическое, душевное состояние человека. Чаще всего человек определяется с выбором своей профессии в 14-17 лет. Именно поэтому к выбору профессии обращено особое внимание старшеклассников школы. Довольно часто встречаются люди, которые не определились со своим профессиональным предпочтением. А некоторые, очень страдают, понимая, что выбранная ими специальность не то, что им нужно. Я , как и многие школьники столкнулась с этой проблемой . Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами , в том числе и стрессоустойчивостью.
Существует связь между профессиональным самоопределением и уровнем тревожности, а эмоциональное благополучие молодых людей во многом зависит от профессионального выбора.
Современная жизнь предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости человека, тревожность, всё чаще становится устойчивым личностным новообразованием, одной из форм эмоционального неблагополучия. Значение стрессоустойчивости для успешного прохождения интеллектуальных испытаний.
Цель исследования: Исследование взаимосвязи уровня стрессоустойчивости и успешного прохождения интеллектуальных испытаний для дальнейшего самоопределения подростков
Объект исследования: учащиеся МБОУ СОШ №15
Предмет исследования: уровень стрессоустойчивости
Задачи:
Изучить методы определения стресса человека, влияние стресса.
Исследовать с помощью выбранных методов уровень стресса учеников в первой половине дня .
Выявить закономерности уровня стрессоустойчивости и успешности прохождении интеллектуальных испытаний.
Исследовать взаимосвязь уровня стрессоустойчивости и аспектов самоопределения личности (цель, мотивация).
Методы исследования:
Теоретический: анализ литературных источников
Эмпирический: тестирование, счет, сравнение
Методы визуализации результатов
Гипотеза исследования: стрессоустойчивость человека зависит от времени суток и физического, психологического состояния, условий окружающей среды его индивидуальных особенностей
Практическая значимость исследования: Мы, считаем, что результаты работы могут быть полезны учащимся в профилактической психологической помощи для успешного прохождения итоговой аттестации, а так же помогут при выборе профессии, результаты покажут, на сколько ученики могут противостоять стрессу .
I. Анализ литературных источников
Что такое стресс и как он влияет на человека
´Стрессоустойчивость это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеотаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности. ( С.В. Субботин)
Стресс – это реакция организма на любые раздражающие воздействия: проблемы на работе, экзамены, голод, недосып, даже колебания атмосферного давления. Для многих людей такие стрессы мешают нормальному психологическому, физическому и социальному функционированию[4].
Процессы, протекающие в организме при стрессе, универсальны и одинаковы у всех людей. Когда на нас воздействует тот или иной стрессорный фактор, происходят изменения в головном мозге, работе эндокринной и нервной систем. В кровь выбрасываются стрессовые гормоны – адреналин и кортизол. Они заставляют искать выход из ситуации, на уровне не только мозга, но и всего тела. Чтобы справиться с этой задачей, все клетки приходят в возбуждение. Некоторые из них выбрасывают особое вещество – гистамин, что может вызывать покраснение кожи и зуд. Клетки мышечной ткани начинают активнее сокращаться, при этом у человека наблюдается тахикардия У кого-то возникает реакция со стороны сосудов: повышается артериальное давление, на теле или лице проступают красные пятна. Кто-то начинает активно потеть – это значит, что стрессовые гормоны активизировали вегетативную нервную систему. Какие именно проявления будут у конкретного человека, зависит от его индивидуальных особенностей.
Термин «стресс» (в переводе с английского stress) означает «давление, нажим, напряжение».[1]
Согласно Большого толкового словаря русского языка, «Стресс – состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.)» Защитная реакция организма при продолжающимся или повторяющимся действии стрессора проходит через три определенных стадии.
В первой стадии – реакция тревоги (в ответ на раздражение, независимо от его природы), происходит активизация всех систем организма.
Во второй стадии – стадии резистентности (сопротивляемости, устойчивости), организм начинает адаптироваться к продолжающемуся действию стрессора.[6]
Третья стадия - стадия истощения, наступает при длительном воздействии стрессора. Энергия, необходимая для адаптации, истощается, общая сопротивляемость организма резко падает. Если в этот период не будет оказана помощь, стадия истощения может завершиться серьезным заболеванием и даже летальным исходам.
Стрессоустойчивость и здоровье
В исследовании Б.Б. Величковского (2009) выявлены закономерные связи между уровнем индивидуальной устойчивости к стрессу и различными аспектами благополучия человека . В частности, было обнаружено, что высокая индивидуальная устойчивость к стрессу приводит к снижению вероятности развития острых заболеваний в течение шестимесячного периода, предшествовавшего обследованию, а также что высокая индивидуальная устойчивость к стрессу связана с меньшим риском развития хронических заболеваний. На поведенческом уровне высокая индивидуальная устойчивость к стрессу проявляется в менее частом использовании неадекватных форм совладания со стрессом, таких, как курение и употребление алкоголя. [7]
Причины возникновения стресса.
Причиной возникновения стресса может стать любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением.
Итак, выделим источники стресса:
1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких людей, расставание с любимым человеком);
2. Мелкие ежедневные неурядицы;
3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;
4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;
5. Ощущение постоянного давления;
6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;
7. Шум;
8. Монотонная работа;
9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;
10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;
11. Напряжённая работа;
12. Финансовые трудности;
13. Сильные позитивные эмоции;
14. Ссоры с людьми и, особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение со стороны на ссоры в семье).
Мы видим, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, так и отрицательные.
1.3 Факторы, влияющие на стрессоустойчивость
Совокупность внутренних качеств человека, позволяющая переносить различные физические, психические, эмоциональные жизненные перегрузки и называется стрессоустойчивостью. Сущность стресса наиболее адекватно отражена в понимании стресса как неспецифических физиологических и психологических проявлений приспособительной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические же проявления адаптивной активности при действии любых значительных для организма факторов обозначают как стресс в широком смысле. О позитивном влиянии стрессовых факторов на человека говорится в работах Г. Селье
1.Темперамент.
Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента . В истории учения о личности исследователи выдвигали разные теории темперамента в зависимости от рассмотрения ими факторов, которые обусловливают проявления темперамента. По мнению Айзенка (1960), темперамент характеризуется двумя линейноñортодоксальными симптомокомплексами: экстравертированностью , интровертированностью и нейротизмом, которые имеют непрерывный и нормальный характер распределения [62]. Р. Кеттелл выделил ряд факторов, относящихся как к темпераменту, так и к характеру, которые по отношению друг к другу независимы и автономны в общей структуре личности [61]. Другая группа ученых (К.Г. Юнг, 1995; G.W. Allport, 1937) признает существование типов темперамента и рассматривает его как прерывистую, качественную характеристику индивидуальных различий.
В.С. Мерлин под типом темперамента понимает закономерность связей определенных свойств темперамента, к которым он относит следующие психические свойства: сензитивность; эмоциональную возбудимость; активность; реактивность; соотношение активности и реактивности; темп реакций ригидность пластичность; экстравертированность.
2.Гендерные отличия
Подавляющее число исследователей, изучающих подверженность человека стрессу в ракурсе гендерного подхода, отмечают большую устойчивость к эмоциогенным факторам средней интенсивности и длительно действующим представителей женской половины человечества.
Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки.
3.Самооценка
Свою конкретизацию отношение к себе находит в таком понятии, как самооценка. Самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействии.
Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. В качестве значимой личностной особенности, повышающей стресс-толерантность при напряженных условиях деятельности, выступает адекватная высокая самооценка
1.4Внешние факторы, влияющие на стрессоустойчивость
Внешние факторы, вызывающих стресс, могут быть следующими:
- физический (холод, жара, атмосферное давление, ионизирующее излучение);
- химический (токсичные и раздражающие вещества).
II. Экспериментальная часть
Стресс влияет на уровень жизни. И оттого, как человек подвержен стрессу, будет зависеть его общее состояние. Для того, чтобы выявить стрессоустойчивость учащихся 9 кл, провели онлайн-тест «Тест на Стрессоустойчивость». Данный тест содержит 18 вопросов, обработка ответов которых позволит получить оценку уровня стрессоустойчивости.
Тест 1 «Тест на Стрессоустойчивость» |
Тест 2 «Тест на Стрессоустойчивость» |
|
А1 |
Выше среднего |
Выше среднего |
А2 |
Выше среднего |
Выше среднего |
А3 |
Ниже среднего |
Ниже среднего |
А 4 |
Средний |
Ниже среднего |
А 5 |
Ниже среднего |
Средний |
А6 |
Выше среднего |
Средний |
А 7 |
Выше среднего |
Выше среднего |
А 8 |
Выше среднего |
Выше среднего |
А9 |
Средний |
Выше среднего |
А10 |
Выше среднего |
Средний |
А11 |
Средний |
Выше среднего |
А 12 |
Выше среднего |
Выше среднего |
А 13 |
Выше среднего |
Средний |
А 14 |
Выше среднего |
Средний |
А 15 |
Средний |
Ниже среднего |
А 16 |
Высокий |
Выше среднего |
А 17 |
Выше среднего |
Выше среднего |
А 18 |
Высокий |
Выше среднего |
А 19 |
Выше среднего |
Выше среднего |
А 20 |
Выше среднего |
Выше среднего |
А 21 |
Выше среднего |
Выше среднего |
А 22 |
Ниже среднего |
Средний |
А 23 |
Ниже среднего |
Очень низкий |
А 24 |
Ниже средний |
Ниже среднего |
А 25 |
Выше среднего |
Выше среднего |
А 26 |
Средний |
Выше среднего |
А 27 |
Ниже среднего |
Выше среднего |
А 28 |
Выше среднего |
Выше среднего |
Анализ двух тестов показал, что в 9 классе большая часть учащихся испытывают высокий или выше среднего уровня. Это говорит о том, что им пришлось столкнуться с какими-то трудностями: изменилась обстановка, меняется круг общения, и ко всему этому надо привыкнуть. А учащиеся 9 кл скорее всего не осознают важности экзаменов, дальнейших испытаний.
Гендерные отличия
В начале учебного года было проведено два теста на стрессоустойчивость с интервалом в 2 недели. Как показывают анализ результатов двух тестов у половины девочек в классе уровень стрессоустойчивости выше среднего (тест 1 - 54% и тест 2 - 47%). В результатах наблюдаются незначительные изменения. Это говорит о том, что либо взят маленьких промежуток времени между проведением, либо девочки более спокойно относятся к стрессовым ситуациям (Приложение 1). Анализ результатов стрессоустойчивости у мальчиков показал, в начале учебного года 17 % (2 человека) имели высокий уровень стресса, 50 % выше среднего. Через две недели высокого уровня ни у кого не наблюдается, зато повысилось количество с уровнем выше среднего - 67% (Приложение 1).
Вывод: у мальчиков уровень стрессоустойчивости выше, чем у девочек. Анализируя результаты, можно сделать вывод, что учащиеся в начале учебного года имеют уровень стресса средний, ниже среднего, чуть выше среднего.
Деление по успешности в учебе
Рассмотрим взаимосвязь стресса с другими факторами, среди которых особое место занимает успеваемость.
Отличники |
Хорошисты |
Троечники |
Неуспевающие |
1.А6 2.А13 7% |
1. А5 2.А7 3.А14 29% |
1.А1 3.А8 13.А26 50% |
1.А2 14% |
Вывод: результаты исследований показали, что учебный стресс и академические достижения тесно связаны друг с другом. А именно, стрессоустойчивы оказались те учащиеся, которые имеют более высокие оценки.
Определение тип темперамента
Все проходили испытание в одинаковых условиях, в одно и то же время, по одним и тем те авторским методикам. Испытуемые так же были учащиеся 9Г класса.
В ходе исследования сначала необходимо было понять, какие типы темперамента у учащихся 9 класса, а также выявить, на сколько они стрессоустойчивы. Для этого была выбрана методика Айзенка. Цель данной методики – выявление степени выраженности свойств, которые являются существенными компонентами личности: нейротизм, экстраверсия-интроверсия и психотизм.
Исходя из результатов, видим, что из Холериков – 11(39%) Меланхоликов - 6 (21%); Сангвиников -8 (29%) ; Флегматиков -4(11%) (Приложение 2) .
Второе тестирование выявило стрессоустойчивость у учащихся, использовав онлайн -тест «Стресс тест» с сайта психологов Psylist.net. Цель данного теста – выявить, подвержен ли ученик стрессу. В этом испытании 20 вопросов, предполагаемые ответы: почти никогда, редко, часто, почти всегда.
Результаты данного теста сопоставили с типом темперамента: холерики(11) – 1 с высокой стрессоустойчивостью(9%), - 4 со средней (36%), 6 с низкой(55%). Флегматики (4)- 4 со средней (100%), Меланхолики (6) – 0 с высокой (0%), - 2 со средней (33%), -4 с низкой (67%). Сангвиники (8) – с высокой 0(0%), -6 со средней(75%).
Методика оценки и самооценки волевых качеств
Тест «Самооценка силы воли»(целеустремленность)
Предположим, что целеустремленность влияет на подверженность к стрессу. Проведем методику Н.Н.Обозова и сравним результаты.
Методика описана Н. Н. Обозовым (1997) и предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли [9, с.316]. Она представляет собой 15 утверждений, на которые необходимо дат один из перечисленных ответов: «да» – 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» – 1 балл, «нет» –0 баллов. Баллы суммируются.
ФИ |
Результаты тест «Самооценка силы воли»(целеустремленность) |
Характеристика результатов |
9Г |
||
1.А1 |
21 |
сила воли средняя |
2.А2 |
25 |
сила воли большая |
3.А3 |
21 |
сила воли средняя |
4.А4 |
23 |
сила воли большая |
5.А5 |
19 |
сила воли средняя |
6.А6 |
30 |
сила воли большая |
7.А7 |
22 |
сила воли большая |
8.А8 |
12 |
сила воли слабая |
9.А9 |
17 |
сила воли средняя |
10.А10 |
29 |
сила воли большая |
11.А11 |
18 |
сила воли средняя |
12.А12 |
23 |
сила воли большая |
13.А13 |
23 |
сила воли большая |
14. А14 |
23 |
сила воли большая |
15.А15 |
23 |
сила воли большая |
16.А16 |
16 |
сила воли средняя |
17. А17 |
22 |
сила воли большая |
18.А18 |
27 |
сила воли большая |
19.А19 |
27 |
сила воли большая |
20.А20 |
20 |
сила воли средняя |
21.А21 |
20 |
сила воли средняя |
22.А22 |
22 |
сила воли большая |
23.А23 |
19 |
сила воли средняя |
24.А24 |
22 |
сила воли большая |
25.А25 |
21 |
сила воли средняя |
26. А26 |
22 |
сила воли большая |
27. А27 |
23 |
сила воли большая |
28.А28 |
21 |
сила воли средняя |
По результатам анализа было выявлено, что 4% учащихся (1человек) имеет слабую силу воли, 75% - среднюю силу воли(11), а у 61% ( у 16 человек) проявляется сила воли в большей степени, эти учащиеся более целеустремлённые.
Тест-опросник «Определение уровня самооценки» по С.В.Ковалёву
ФИ |
Результаты тест «Определение уровня самооценки» |
Характеристика результатов |
9Г |
||
1.А1 |
31 |
средний уровень самооценки |
2.А2 |
37 |
средний уровень самооценки |
3.А3 |
64 |
низкий уровень самооценки |
4.А4 |
40 |
средний уровень самооценки |
5.А5 |
56 |
низкий уровень самооценки |
6.А6 |
18 |
высокий уровень самооценки, |
7.А7 |
44 |
средний уровень самооценки |
8.А8 |
28 |
средний уровень самооценки |
9.А9 |
95 |
низкий уровень самооценки |
10.А10 |
29 |
средний уровень самооценки |
11.А11 |
48 |
низкий уровень самооценки |
12.А12 |
71 |
низкий уровень самооценки |
13.А13 |
48 |
низкий уровень самооценки |
14. А14 |
48 |
низкий уровень самооценки |
15.А15 |
38 |
средний уровень самооценки |
16.А16 |
75 |
низкий уровень самооценки |
17. А17 |
79 |
низкий уровень самооценки |
18.А18 |
59 |
низкий уровень самооценки |
19.А19 |
63 |
низкий уровень самооценки |
20.А20 |
50 |
низкий уровень самооценки |
21.А21 |
27 |
средний уровень самооценки |
22.А22 |
65 |
низкий уровень самооценки |
23.А23 |
72 |
низкий уровень самооценки |
24.А24 |
97 |
низкий уровень самооценки |
25.А25 |
59 |
низкий уровень самооценки |
26. А26 |
37 |
средний уровень самооценки |
27. А27 |
64 |
низкий уровень самооценки |
28.А28 |
64 |
низкий уровень самооценки |
4% учащихся имеющие высокий уровень самооценки, адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия;
35 % учащихся имеют средний уровень самооценки. Они время от времени ощущают необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований.
61% учащихся имеют низкий уровень самооценки , при котором они нередко болезненно переносят критические замечания в свой адрес, чаще стараются подстроиться под мнение других людей, сильно страдают от избыточной застенчивости.
Заключение
В ходе работы мы:
Изучили методы определения стресса человека, влияние стресса.
Исследовали с помощью выбранных методов уровень стресса учеников в первой половине дня .
Выявили закономерности уровня стрессоустойчивости и успешности прохождении интеллектуальных испытаний.
Исследовали взаимосвязь уровня стрессоустойчивости и аспектов самоопределения личности (цель, мотивация).
Список используемых источников информации
1.Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Монография / Л.М. Аболин. ñ Казань: КазГУ, 1987. ñ 262 с.
2. Андреева, А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / А.А. Андреева. ñ Тамбов, 2009. ñ 219 с.
3. Баранов, А.А. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого
4. А. А. Леонтьев «Психология общения», Москва «Смысл», 1999 год.
5. Селье Г. Стресс без дистресса. Москва «Прогресс» 1982,40-45с
6. Степанова М.И. Школьный стресс: причины, последствия, профилактика//Вестник образования России. 2005, №5.
7..Карен Хорни: «Наши внутренние конфликты», Изд. «ЭКСМО пресс», 2000 г.
8..Е. Черепанова «Психологический стресс: помоги себе и ребёнку», Изд.центр «Академия» - 1996 год.
Приложение 1
Результаты выявления стрессоустойчивости у учащихся 9 класса
Рис. 1. Результат уровня стрессоустойчивости в учащихся 9 класса.
Рис.2 Результаты уровня стрессоустойчивости у девочек.
Рис.3 Результаты уровня стрессоустойчивости у мальчиков.
Определение тип темперамента.
Рис. 4 Результаты теста Айзенка
Определение уровня стрессоустойчивости по типам темперамента.
Рис.5 Результаты уровня по типам темперамента.