Стрессоустойчивость как важный фактор развития и успешного самоопределения подростков

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Стрессоустойчивость как важный фактор развития и успешного самоопределения подростков

Лебедева В.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15»
Лебедева Т.М. 1Бабанина Н.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: В жизни наступает момент, когда нужно определиться, кем быть. Выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно. Правильный выбор профессии - залог дальнейшего успеха в карьере. В наше время от выбора профессии зависит не только материальное благосостояние, но и психологическое, душевное состояние человека. Чаще всего человек определяется с выбором своей профессии в 14-17 лет. Именно поэтому к выбору профессии обращено особое внимание старшеклассников школы. Довольно часто встречаются люди, которые не определились со своим профессиональным предпочтением. А некоторые, очень страдают, понимая, что выбранная ими специальность не то, что им нужно. Я , как и многие школьники столкнулась с этой проблемой . Для того чтобы освоить определенную профессию и затем успешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами , в том числе и стрессоустойчивостью.

Существует связь между профессиональным самоопределением и уровнем тревожности, а эмоциональное благополучие молодых людей во многом зависит от профессионального выбора.

Современная жизнь предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости человека, тревожность, всё чаще становится устойчивым личностным новообразованием, одной из форм эмоционального неблагополучия. Значение стрессоустойчивости для успешного прохождения интеллектуальных испытаний.

Цель исследования: Исследование взаимосвязи уровня стрессоустойчивости и успешного прохождения интеллектуальных испытаний для дальнейшего самоопределения подростков

Объект исследования: учащиеся МБОУ СОШ №15

Предмет исследования: уровень стрессоустойчивости

Задачи:

  1. Изучить методы определения стресса человека, влияние стресса.

  2. Исследовать с помощью выбранных методов уровень стресса учеников в первой половине дня .

  3. Выявить закономерности уровня стрессоустойчивости и успешности прохождении интеллектуальных испытаний.

  4. Исследовать взаимосвязь уровня стрессоустойчивости и аспектов самоопределения личности (цель, мотивация).

Методы исследования:

  1. Теоретический: анализ литературных источников

  2. Эмпирический: тестирование, счет, сравнение

  3. Методы визуализации результатов

Гипотеза исследования: стрессоустойчивость человека зависит от времени суток и физического, психологического состояния, условий окружающей среды его индивидуальных особенностей

Практическая значимость исследования: Мы, считаем, что результаты работы могут быть полезны учащимся в профилактической психологической помощи для успешного прохождения итоговой аттестации, а так же помогут при выборе профессии, результаты покажут, на сколько ученики могут противостоять стрессу .

I. Анализ литературных источников

    1. Что такое стресс и как он влияет на человека

´Стрессоустойчивость это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в специфической взаимосвязи разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что обеспечивает биологический, физиологический и психологический гомеотаз системы и ведет к оптимальному взаимодействию субъекта с окружающей средой в различных условиях жизнедеятельности и деятельности. ( С.В. Субботин)

Стресс – это реакция организма на любые раздражающие воздействия: проблемы на работе, экзамены, голод, недосып, даже колебания атмосферного давления. Для многих людей такие стрессы мешают нормальному психологическому, физическому и социальному функционированию[4].

Процессы, протекающие в организме при стрессе, универсальны и одинаковы у всех людей. Когда на нас воздействует тот или иной стрессорный фактор, происходят изменения в головном мозге, работе эндокринной и нервной систем. В кровь выбрасываются стрессовые гормоны – адреналин и кортизол. Они заставляют искать выход из ситуации, на уровне не только мозга, но и всего тела. Чтобы справиться с этой задачей, все клетки приходят в возбуждение. Некоторые из них выбрасывают особое вещество – гистамин, что  может вызывать покраснение кожи и зуд. Клетки мышечной ткани начинают активнее сокращаться, при этом  у человека наблюдается тахикардия У кого-то возникает реакция со стороны сосудов: повышается артериальное давление, на теле или лице проступают красные пятна. Кто-то начинает активно потеть – это значит, что стрессовые гормоны активизировали вегетативную нервную систему. Какие именно проявления будут у конкретного человека, зависит от его индивидуальных особенностей.

Термин «стресс» (в переводе с английского stress) означает «давление, нажим, напряжение».[1]

Согласно Большого толкового словаря русского языка, «Стресс – состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.)» Защитная реакция организма при продолжающимся или повторяющимся действии стрессора проходит через три определенных стадии.

В первой стадии – реакция тревоги (в ответ на раздражение, независимо от его природы), происходит активизация всех систем организма.

Во второй стадии – стадии резистентности (сопротивляемости, устойчивости), организм начинает адаптироваться к продолжающемуся действию стрессора.[6]

Третья стадия - стадия истощения, наступает при длительном воздействии стрессора. Энергия, необходимая для адаптации, истощается, общая сопротивляемость организма резко падает. Если в этот период не будет оказана помощь, стадия истощения может завершиться серьезным заболеванием и даже летальным исходам.

Стрессоустойчивость и здоровье

В исследовании Б.Б. Величковского (2009) выявлены закономерные связи между уровнем индивидуальной устойчивости к стрессу и различными аспектами благополучия человека . В частности, было обнаружено, что высокая индивидуальная устойчивость к стрессу приводит к снижению вероятности развития острых заболеваний в течение шестимесячного периода, предшествовавшего обследованию, а также что высокая индивидуальная устойчивость к стрессу связана с меньшим риском развития хронических заболеваний. На поведенческом уровне высокая индивидуальная устойчивость к стрессу проявляется в менее частом использовании неадекватных форм совладания со стрессом, таких, как курение и употребление алкоголя. [7]

    1. Причины возникновения стресса.

Причиной возникновения стресса может стать любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением.

Итак, выделим источники стресса:

1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких людей, расставание с любимым человеком);

2. Мелкие ежедневные неурядицы;

3. Конфликты либо общение с неприятными людьми;

4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей;

5. Ощущение постоянного давления;

6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе;

7. Шум;

8. Монотонная работа;

9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего-то не достигли либо что-то упустили;

10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине;

11. Напряжённая работа;

12. Финансовые трудности;

13. Сильные позитивные эмоции;

14. Ссоры с людьми и, особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение со стороны на ссоры в семье).

Мы видим, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, так и отрицательные.

1.3 Факторы, влияющие на стрессоустойчивость

Совокупность внутренних качеств человека, позволяющая переносить различные физические, психические, эмоциональные жизненные перегрузки и называется стрессоустойчивостью. Сущность стресса наиболее адекватно отражена в понимании стресса как неспецифических физиологических и психологических проявлений приспособительной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические же проявления адаптивной активности при действии любых значительных для организма факторов обозначают как стресс в широком смысле. О позитивном влиянии стрессовых факторов на человека говорится в работах Г. Селье

1.Темперамент.

Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента . В истории учения о личности исследователи выдвигали разные теории темперамента в зависимости от рассмотрения ими факторов, которые обусловливают проявления темперамента. По мнению Айзенка (1960), темперамент характеризуется двумя линейноñортодоксальными симптомокомплексами: экстравертированностью , интровертированностью и нейротизмом, которые имеют непрерывный и нормальный характер распределения [62]. Р. Кеттелл выделил ряд факторов, относящихся как к темпераменту, так и к характеру, которые по отношению друг к другу независимы и автономны в общей структуре личности [61]. Другая группа ученых (К.Г. Юнг, 1995; G.W. Allport, 1937) признает существование типов темперамента и рассматривает его как прерывистую, качественную характеристику индивидуальных различий.

В.С. Мерлин под типом темперамента понимает закономерность связей определенных свойств темперамента, к которым он относит следующие психические свойства: сензитивность; эмоциональную возбудимость; активность; реактивность; соотношение активности и реактивности; темп реакций ригидность пластичность; экстравертированность.

2.Гендерные отличия

Подавляющее число исследователей, изучающих подверженность человека стрессу в ракурсе гендерного подхода, отмечают большую устойчивость к эмоциогенным факторам средней интенсивности и длительно действующим представителей женской половины человечества.

Некоторые типичные мужские или женские черты имеют свои эволюционно-генетические и физиологические основания, предпосылки.

3.Самооценка

Свою конкретизацию отношение к себе находит в таком понятии, как самооценка. Самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействии.

Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. В качестве значимой личностной особенности, повышающей стресс-толерантность при напряженных условиях деятельности, выступает адекватная высокая самооценка

1.4Внешние факторы, влияющие на стрессоустойчивость

Внешние факторы, вызывающих стресс, могут быть следующими:

- физический (холод, жара, атмосферное давление, ионизирующее излучение);

- химический (токсичные и раздражающие вещества).

II. Экспериментальная часть

Стресс влияет на уровень жизни. И оттого, как человек подвержен стрессу, будет зависеть его общее состояние. Для того, чтобы выявить стрессоустойчивость учащихся 9 кл, провели онлайн-тест «Тест на Стрессоустойчивость». Данный тест содержит 18 вопросов, обработка ответов которых позволит получить оценку уровня стрессоустойчивости.

 

Тест 1

«Тест на Стрессоустойчивость»

Тест 2

«Тест на Стрессоустойчивость»

А1

Выше среднего

Выше среднего

А2

Выше среднего

Выше среднего

А3

Ниже среднего

Ниже среднего

А 4

Средний

Ниже среднего

А 5

Ниже среднего

Средний

А6

Выше среднего

Средний

А 7

Выше среднего

Выше среднего

А 8

Выше среднего

Выше среднего

А9

Средний

Выше среднего

А10

Выше среднего

Средний

А11

Средний

Выше среднего

А 12

Выше среднего

Выше среднего

А 13

Выше среднего

Средний

А 14

Выше среднего

Средний

А 15

Средний

Ниже среднего

А 16

Высокий

Выше среднего

А 17

Выше среднего

Выше среднего

А 18

Высокий

Выше среднего

А 19

Выше среднего

Выше среднего

А 20

Выше среднего

Выше среднего

А 21

Выше среднего

Выше среднего

А 22

Ниже среднего

Средний

А 23

Ниже среднего

Очень низкий

А 24

Ниже средний

Ниже среднего

А 25

Выше среднего

Выше среднего

А 26

Средний

Выше среднего

А 27

Ниже среднего

Выше среднего

А 28

Выше среднего

Выше среднего

Анализ двух тестов показал, что в 9 классе большая часть учащихся испытывают высокий или выше среднего уровня. Это говорит о том, что им пришлось столкнуться с какими-то трудностями: изменилась обстановка, меняется круг общения, и ко всему этому надо привыкнуть. А учащиеся 9 кл скорее всего не осознают важности экзаменов, дальнейших испытаний.

Гендерные отличия

В начале учебного года было проведено два теста на стрессоустойчивость с интервалом в 2 недели. Как показывают анализ результатов двух тестов у половины девочек в классе уровень стрессоустойчивости выше среднего (тест 1 - 54% и тест 2 - 47%). В результатах наблюдаются незначительные изменения. Это говорит о том, что либо взят маленьких промежуток времени между проведением, либо девочки более спокойно относятся к стрессовым ситуациям (Приложение 1). Анализ результатов стрессоустойчивости у мальчиков показал, в начале учебного года 17 % (2 человека) имели высокий уровень стресса, 50 % выше среднего. Через две недели высокого уровня ни у кого не наблюдается, зато повысилось количество с уровнем выше среднего - 67% (Приложение 1).

Вывод: у мальчиков уровень стрессоустойчивости выше, чем у девочек. Анализируя результаты, можно сделать вывод, что учащиеся в начале учебного года имеют уровень стресса средний, ниже среднего, чуть выше среднего.

Деление по успешности в учебе

Рассмотрим взаимосвязь стресса с другими факторами, среди которых особое место занимает успеваемость.

Отличники

Хорошисты

Троечники

Неуспевающие

1.А6

2.А13

7%

1. А5

2.А7

3.А14
4.А15
5.А16
6.А19
7.А22
8.А23

29%

1.А1
2.А4

3.А8
4.А9
5.А10
6.А11
7.А12
8.А18
9.А20
10.А21
11.А24
12.А25

13.А26
14.А28

50%

1.А2
2.А3
3.А17
4.А27

14%

Вывод: результаты исследований показали, что учебный стресс и академические достижения тесно связаны друг с другом. А именно, стрессоустойчивы оказались те учащиеся, которые имеют более высокие оценки.

Определение тип темперамента

Все проходили испытание в одинаковых условиях, в одно и то же время, по одним и тем те авторским методикам. Испытуемые так же были учащиеся 9Г класса.

В ходе исследования сначала необходимо было понять, какие типы темперамента у учащихся 9 класса, а также выявить, на сколько они стрессоустойчивы. Для этого была выбрана методика Айзенка. Цель данной методики – выявление степени выраженности свойств, которые являются существенными компонентами личности: нейротизм, экстраверсия-интроверсия и психотизм.

Исходя из результатов, видим, что из Холериков – 11(39%) Меланхоликов - 6 (21%); Сангвиников -8 (29%) ; Флегматиков -4(11%) (Приложение 2) .

Второе тестирование выявило стрессоустойчивость у учащихся, использовав онлайн -тест «Стресс тест» с сайта психологов Psylist.net. Цель данного теста – выявить, подвержен ли ученик стрессу. В этом испытании 20 вопросов, предполагаемые ответы: почти никогда, редко, часто, почти всегда.

Результаты данного теста сопоставили с типом темперамента: холерики(11) – 1 с высокой стрессоустойчивостью(9%), - 4 со средней (36%), 6 с низкой(55%). Флегматики (4)- 4 со средней (100%), Меланхолики (6) – 0 с высокой (0%), - 2 со средней (33%), -4 с низкой (67%). Сангвиники (8) – с высокой 0(0%), -6 со средней(75%).

Методика оценки и самооценки волевых качеств

Тест «Самооценка силы воли»(целеустремленность)

Предположим, что целеустремленность влияет на подверженность к стрессу. Проведем методику Н.Н.Обозова и сравним результаты.

Методика описана Н. Н. Обозовым (1997) и предназначена для обобщенной характеристики проявления силы воли [9, с.316]. Она представляет собой 15 утверждений, на которые необходимо дат один из перечисленных ответов: «да» – 2 балла, «не знаю» или «бывает», «случается» – 1 балл, «нет» –0 баллов. Баллы суммируются.

ФИ

Результаты тест «Самооценка силы воли»(целеустремленность)

Характеристика результатов

   

1.А1

21

сила воли средняя

2.А2

25

сила воли большая

3.А3

21

сила воли средняя

4.А4

23

сила воли большая

5.А5

19

сила воли средняя

6.А6

30

сила воли большая

7.А7

22

сила воли большая

8.А8

12

сила воли слабая

9.А9

17

сила воли средняя

10.А10

29

сила воли большая

11.А11

18

сила воли средняя

12.А12

23

сила воли большая

13.А13

23

сила воли большая

14. А14

23

сила воли большая

15.А15

23

сила воли большая

16.А16

16

сила воли средняя

17. А17

22

сила воли большая

18.А18

27

сила воли большая

19.А19

27

сила воли большая

20.А20

20

сила воли средняя

21.А21

20

сила воли средняя

22.А22

22

сила воли большая

23.А23

19

сила воли средняя

24.А24

22

сила воли большая

25.А25

21

сила воли средняя

26. А26

22

сила воли большая

27. А27

23

сила воли большая

28.А28

21

сила воли средняя

По результатам анализа было выявлено, что 4% учащихся (1человек) имеет слабую силу воли, 75% - среднюю силу воли(11), а у 61% ( у 16 человек) проявляется сила воли в большей степени, эти учащиеся более целеустремлённые.

Тест-опросник «Определение уровня самооценки» по С.В.Ковалёву

ФИ

Результаты тест «Определение уровня самооценки»

Характеристика результатов

   

1.А1

31

средний уровень самооценки

2.А2

37

средний уровень самооценки

3.А3

64

низкий уровень самооценки

4.А4

40

средний уровень самооценки

5.А5

56

низкий уровень самооценки

6.А6

18

высокий уровень самооценки,

7.А7

44

средний уровень самооценки

8.А8

28

средний уровень самооценки

9.А9

95

низкий уровень самооценки

10.А10

29

средний уровень самооценки

11.А11

48

низкий уровень самооценки

12.А12

71

низкий уровень самооценки

13.А13

48

низкий уровень самооценки

14. А14

48

низкий уровень самооценки

15.А15

38

средний уровень самооценки

16.А16

75

низкий уровень самооценки

17. А17

79

низкий уровень самооценки

18.А18

59

низкий уровень самооценки

19.А19

63

низкий уровень самооценки

20.А20

50

низкий уровень самооценки

21.А21

27

средний уровень самооценки

22.А22

65

низкий уровень самооценки

23.А23

72

низкий уровень самооценки

24.А24

97

низкий уровень самооценки

25.А25

59

низкий уровень самооценки

26. А26

37

средний уровень самооценки

27. А27

64

низкий уровень самооценки

28.А28

64

низкий уровень самооценки

4% учащихся имеющие высокий уровень самооценки, адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия;

35 % учащихся имеют средний уровень самооценки. Они время от времени ощущают необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований.

61% учащихся имеют низкий уровень самооценки , при котором они нередко болезненно переносят критические замечания в свой адрес, чаще стараются подстроиться под мнение других людей, сильно страдают от избыточной застенчивости.

Заключение

В ходе работы мы:

  1. Изучили методы определения стресса человека, влияние стресса.

  2. Исследовали с помощью выбранных методов уровень стресса учеников в первой половине дня .

  3. Выявили закономерности уровня стрессоустойчивости и успешности прохождении интеллектуальных испытаний.

  4. Исследовали взаимосвязь уровня стрессоустойчивости и аспектов самоопределения личности (цель, мотивация).

Список используемых источников информации

1.Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Монография / Л.М. Аболин. ñ Казань: КазГУ, 1987. ñ 262 с.

2. Андреева, А.А. Стрессоустойчивость как фактор развития позитивного отношения к учебной деятельности у студентов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / А.А. Андреева. ñ Тамбов, 2009. ñ 219 с.

3. Баранов, А.А. Стрессоустойчивость в структуре личности и деятельности учителей высокого и низкого

4. А. А. Леонтьев «Психология общения», Москва «Смысл», 1999 год.

5. Селье Г. Стресс без дистресса. Москва «Прогресс» 1982,40-45с

6. Степанова М.И. Школьный стресс: причины, последствия, профилактика//Вестник образования России. 2005, №5.

7..Карен Хорни: «Наши внутренние конфликты», Изд. «ЭКСМО пресс», 2000 г.

8..Е. Черепанова «Психологический стресс: помоги себе и ребёнку», Изд.центр «Академия» - 1996 год.

Приложение 1

Результаты выявления стрессоустойчивости у учащихся 9 класса

Рис. 1. Результат уровня стрессоустойчивости в учащихся 9 класса.

Рис.2 Результаты уровня стрессоустойчивости у девочек.

Рис.3 Результаты уровня стрессоустойчивости у мальчиков.

Определение тип темперамента.

Рис. 4 Результаты теста Айзенка

Определение уровня стрессоустойчивости по типам темперамента.

Рис.5 Результаты уровня по типам темперамента.

Просмотров работы: 143