Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что современные игрушки мало развивают мелкую моторику рук. Всё больше дети сидят за гаджетами. А если и имеются такие специализированные игры, то они стоят очень дорого и не всем родителям под силу их приобрести.
Цель: использование спичек как материал для творчества и развития.
Цель определила следующие задачи:
Изучить историю создания спичек.
Рассмотреть виды спичек.
Узнать способы использования спичек.
Разработать упражнения для пальчиковой гимнастики с использованием спичек.
Выполнить из спичек поделки.
Объект исследования: спички
Предмет исследования: способы использования спичек.
Гипотеза. Мы предположили, что можно спички использовать не только для розжига, но и как материал для творчества и развития. И вдруг это может как-то повлиять на учебный процесс.
Методы исследования: анализ, синтез, моделирование.
Сроки проведения: октябрь 2022- апрель 2023г
I.Теоретическая часть
История спички
История способов добывания огня уходит в древние времена, и только в конце XVIII века начали появляться приспособления для получения огня.
Слово «спичка» произошло от старорусского слова «спица», которое обозначало деревянные гвозди, использовавшиеся при изготовлении обуви
Первые спички изобрел французский химик Шансель в 1805 году, они воспламенялись при соприкосновении с химическим реагентом.
В 1826 году Джоном Уокером были изобретены серные спички, которые загорались при трении о любую шершавую поверхность, однако они имели ужасный запах при возгорании.
В 1830 году французский химик Шарль Сориа изобрёл фосфорные спички, которые загорались даже от взаимного трения в коробке, поэтому каждую обертывали в вату. Однако они были вредны для здоровья, поскольку белый фосфор очень ядовит
В 1855 году шведский химик Йохан Лундстрем патентует первую «шведскую спичку», дошедшую практически без изменений до наших дней.
Оказывается, СПИЧКА имеет свой праздник!
Первые настоящие спички были изобретены 10 апреля 1833 года, именно этот день и считается Днем рождения первой спички.
1.2 Виды спичек
Спички делают из дерева мягких пород (осины, липы, тополя, американской белой сосны и т. п.), из картона и из носка. Восковые, или парафиновые, спички изготавливают из хлопчатобумажного жгута, пропитанного парафином.
Спички бывают разные.
Штормовые (охотничьи) — горящие на ветру, в сырости и под дождём.
Термические — развивающие более высокую температуру и дающие больше тепла.
Сигнальные — дающие при горении цветное пламя.
Каминные — очень длинные спички, чтобы зажигать камины.
Декоративные (подарочные, коллекционные) — ограниченные выпуски коробков с различными рисунками, спички имели цветную головку (розовую, зелёную).
Хозяйственные — обычные спички в экономичной упаковке.
И другие… (Приложение 1)
1.3 Применение спичек
Существует множество возможностей использовать спички.
Мастера, способны выполнить из спичек буквально всё - дворцы и храмы, домики и целые города, самолёты и многое другое. На каждую поделку уходит от пары дней до нескольких месяцев, все зависит от того, что хочется сотворить.
Их используют для жеребьевки в соревнованиях, в качестве счетных палочек при обучении детей счету (при этом головки спичек срезаются или смываются водой в целях безопасности).
А еще спички незаменимы как доступный и дешевый материал для различных головоломок, логических задач, игр на внимательность и сообразительность. (Приложение 2)
Таким образом, мы узнали историю возникновения спичек, познакомилось с многообразием спичек и убедились, что спички имеют широкий спектр использования.
II.Практическая часть
2.1 Спички для развития мелкой моторики
На внеурочной деятельности «Занимательная математика» прежде, чем выполнять задания, мы делаем пальчиковую гимнастику. Наш учитель говорит, что это не только укрепляет наши мелкие мышцы, но и всесторонне развивает нас.
Этот факт подтверждает ряд научных работ и исследований выдающихся психологов и педагогов: В. А. Сухомлинского, М. Монтессори, А. Р. Лурии, доказавших неразрывную связь развития моторики с уровнем интеллекта ребёнка. Авторы экспериментальным путём выявили следующее: малыши с задержкой речи с трудом могли обращаться с мелкими предметами, в то время как детям с нормальным уровнем речевого развития этот навык давался легко. Данное открытие послужило толчком для многих других исследований в области психологии, педагогики и физиологии.
Мы предположили, что в развитии мелкой моторике можно использовать обыкновенные спички. Составили несколько упражнений, которые применяли при пальчиковой гимнастике.
Гимнастика со спичками. Упражнение 1
Эти упражнения могут развивать мелкую моторику. Для выполнения одного из таких упражнений потребуются всего лишь спички. Задача ребёнка — поочерёдно меняя руки, поднимать спички и какое-то время удерживать их в воздухе. Порядок следующий:
сначала нужно сделать это большим и указательным пальцами;
потом указательным и средним;
средним и безымянным;
безымянным и мизинцем.
Гимнастика со спичками. Упражнение 2
Собрать разбросанные спички сразу по 4 штуки.
Гимнастика со спичками. Упражнение 3
Сюда же можно добавить и игру «Колодец». Играют двое. Первый берёт две спички и укладывает их на столе параллельно друг другу, второй берёт ещё две спички и укладывает их поверх первых перпендикулярно им, чтобы получился квадрат и т.д. Колодец постепенно растет. Проигрывает тот, кто, кладя спички, неловким движением разрушит колодец. (Приложение 3)
2.2 Спички, как материал для творчества
Составь узор из спичек
Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом. Оборудование: спички в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для выкладывания узора.
Ход игры: эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек фигуру по образцу. Также необходимо было, сопоставить выполненную работу с образцом. Для выполнения работы необходимы образцы узоров и спички. Детям предлагается поработать в художественной мастерской, выполнить узор. Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим.
Поделки из спичек
Работая над данной темой, очень много встречали поделок из спичек.
Проанализировав поделки, пришли к выводу, что их можно все разделить на группы:
аппликации и объемные поделки;
поделки, выполненные без клея и с использованием клея.
Мы решили тоже выполнить данные виды поделок. Сначала сделали аппликацию.
(Приложение 4). А затем и объёмную поделку (Приложение 5)
А теперь посмотрите на мою тетрадь, как я писал в начале изучения курса Русского языка и как я пишу сейчас. (Приложение 6)
Таким образом, применяя спички не по назначению, а как дополнительный материал для развития и творчества, я на собственном примере убедился, что всё это привело к положительному результату – я стал красиво писать.
Заключение
Спички – наиболее доступный и в то же время достаточно простой поделочный материал, который открывает неограниченные возможности для досуга и творчества! Из них можно создавать просто невероятные вещи. Для того чтобы сделать что-нибудь из спичек необходимо огромное терпение, а еще развитая мелкая моторика рук и внимательность.
Работая по данной теме, мы достигли своей цели. Решили поставленные задачи:
Изучили историю создания спичек.
Рассмотрели виды спичек.
Узнали способы использования спичек.
Разработали упражнения для пальчиковой гимнастики с использованием спичек.
Выполнили из спичек поделки.
Наша гипотеза подтвердилась. Действительно, если спички использовать не только для розжига, но и как материал для творчества и развития, то это может повлиять на учебный процесс. В моём случае улучшили каллиграфию.
Но я не останавливаюсь на этом. Теперь буду использовать спички для развития ума, то есть решать головоломки! Не даром же детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки "потянет" за собой развитие интеллекта!
Список использованных источников информации
Голицина Н.С., Сенновская И.Б. Проектный метод. Пособие для учителя. М., 2006.
Колесникова А.И., М.П. Горчакова-Сибирская. Педагогическое проектирование. М., 2005.
Новикова С. Методика составления социологической анкеты. – М.: МПА, 1993
Прутченков А.С. шаг за шагом. Технология разработки и реализации социальных проектов. – М., 2001
Проектная деятельность в начальной школе. Автор-составитель Н. Б. Полянина и др. – Волгоград: учитель, 2008.
Школьная проектная лаборатория. Авторы-составители Н.В.Кашлева, Ж.В.Дмитриева, Т.В.Игнаткина. – Волгоград: учитель, 2009.
Приложение 1
Виды спичек
Ш тормовые Каминные
Т ермические Декоративные
С игнальные Хозяйственные
Приложение 2
Спички как материал для творчества
Поделки из спичек
Головоломки со спичками
Приложение 3
Памятка
Приложение 4
Аппликация из спичек
Фото автора.
Приложение 5
Аппликация и объёмная поделка из спичек
Приложение 6
Мои тетрадки