Буллинг как объект криминологического исследования

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Буллинг как объект криминологического исследования

Ищанова А.А. 1
1Центр выявления и поддержки одаренных детей Оренбуржья "Гагарин"
Жубанова Д.С. 1
1Центр выявления и поддержки одаренных детей Оренбуржья "Гагарин"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы исследования. На данный момент насилие и агрессия во взаимоотношениях между людьми остаются насущными проблемами современного общества. Данные виды воздействий актуализируются в социуме и обусловлены стремлениями к чрезмерной индивидуализации, ростом конкуренции, социальной напряженностью в повседневности, распространением различных вариантов конфликтного взаимодействия. Перечисленные тенденции характерны и для образовательной среды. В современном мире, практически ежедневно среди школьников в разных городах страны возникают конфликты, которые могут перерождаться в более серьезную форму.

Впервые буллинг, как явление, было проанализировано, изучено Дэном Олвеусом, а также его единомышленниками в далеком 1970 году. Эксперт рассматривал буллинг в качестве характерного вида насилия, при котором человек или группа лиц совершает физическое нападение на другого человека или на группу. Важно, что потерпевшая сторона не имеет возможности защитить себя не только физически, но и морально.

На сегодняшний день, в законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное определение понятия «буллинг». Однако, в статьях Особенной части Уголовного кодекса России предусматривается ответственность за действия, которые в своей совокупности образуют это явление: оскорбление, нанесение побоев, угрозы.
Как явление, травля существовала практически всегда, представляя собой разные формы: угрозы, оскорбления или распространение любых данных, приводящее человека в панику и истерику.

Целью работы является криминализация состава, предусматривающего совершение систематических оскорблений, угроз и травли.

Предмет работы составляет буллинг, как феномен агрессивного целенаправленного (девиантного) поведения.

Продуктом работы является проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации».

Методы работы:

  1. Теоритечские (анализ, синтез, формализация, обобщение, изучение литературных источников)

  2. Эмпирические (сравнение)

Правовую базу исследования составляют Уголовный Кодекс Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Административный Кодекс Российской Федерации

Сущность и разновидность буллинга

Травля (буллинг - англ. bullying) – агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива. Травлю организует один (лидер), иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями.
Проще говоря, буллинг – это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

Буллинг считается видом насилия и, в свою очередь, имеет следующие разновидности. Д. Лэйн разделяет на физическое и психическое насилие. И. Бердышев выделяет словесные, поведенческие и собственно агрессивные виды буллинга, с физическим насилием. Рассмотрим суть каждого вида буллинга:

1. Эмоциональный (психологический) буллинг, характеризуется эмоциональным напряжением жертвы, посредством унижения, оскорбления и снижения личностной самооценки. Существуют следующие способы эмоционального насилия:

- высмеивание, унижение, использование кличек, беспричинные замечания, занижение оценок.

- социальная изоляция, игнорирование частью класса или всем классом.

2. Физический буллинг характеризуется применением физической силы в отношении жертвы, в последствии возможно причинение физического вреда. Физическое насилие включается в себя побои, нанесение ударов, дергание за волосы, подзатыльники, порчу собственности, впоследствии чего могут быть испорчены, потеряны или украдены вещи, книги или другое личное имущество жертвы и др. В редких случаях может применяться холодное оружие.

3. Экономический буллинг ориентирован на использование денежных средств с целью контроля определенного лица. Также в данном случае от потерпевшего требуют денежные средства и угрожают, при условии, если жертва не отдает их незамедлительно. Могут вымогаться также завтраки, денежные средства на обед. Жертву также могут вынуждать красть имущество. Данная стратегия используется с целью возложения вины на жертву.

4. Кибербуллинг - новая форма травли, включающая в себя проявление агрессии, распространение порочащей информации посредством использования средств коммуникации (планшеты, компьютеры, мобильные телефоны). С помощью интернета, электронной почты, социальных сетей, чатов появилась возможность преследовать жертву, распространять о нем личную информацию, сплетни, в виде порочащих и оскорбительных сообщений. Главной особенностью кибербуллинга является возможность, позволяющая обидчику сохранять анонимность и избегать ответственности за свои поступки.

Теоретические подходы к определению буллинга, его содержание и структура

Современное образовательное пространство столкнулось с распространением такого негативного явления как буллинг. Данная проблема не нова для России и зарубежных стран, но в силу своей латентности не является хорошо изученной и разработанной. Тем не менее, ученые, приступившие к анализу данного феномена, уже представляют разностороннее видение по его определению. Исследователи проблематики буллинга по-разному подходят к его толкованию.

Первый подход в определении буллинга интерпретирует его как негативное воздействие – насилие. Дэвид Лейн считает, что буллинг – это насилие физического или психического характера, наблюдающееся в течение длительного времени со стороны индивида или группы, в отношении лица, не имеющего возможности защиты в конкретной ситуации. [15]

По-нашему мнению, определять буллинг, исключительно как насилие некорректно, безусловно, насилие является составной частью феномена, но не отменяет влияния других внешних факторов воздействия на его прочтение.

Другой подход к определению буллинг характеризует явление как вариант деструктивного взаимодействия. Так, Д. Н. Соловьев понимает буллинг как вариант деструктивного конфликтного взаимодействия, наблюдаемого в малой группе, в которой насильственные действия, совершаемые в отношении жертвы, имеют продолжительный повторяющийся характер, дополнительно отмечая наличие свидетелей этих действий. Д. Грахам с соавторами отмечает наличие дисбаланса сил у вовлеченных участников буллинга, их жестокость по отношению друг к другу, намерение применить физический или психологический ущерб жертве, тем самым, определяя буллинг как вид социального взаимодействия. Сторонники данного подхода воспринимают буллинг, как тип поведения в групповой структуре.

Третий подход к пониманию изучаемого явления формулирует его как вид поведения. Основоположник научных трудов о буллинге Дэн Олвеус рассматривает феномен как тип поведения, при котором намеренно наносится физический или психический вред. Авторы, придерживающиеся этого подхода, отмечают особо агрессивное поведение обидчиков, повторяемость которого увеличивается в условиях неравномерно распределенных сил в группе [1].

Таким образом, взгляды ученых на трактовку понятия различны, но стоит отметить, что вне зависимости от интерпретации явления, буллинг определяется как форма агрессивных взаимодействий. Возникновение конфликтного взаимодействия сопровождается организацией его структуры. Буллинг-структура – социальная система, включающая преследователей, их жертв и наблюдателей [2].

В рамках иной точки зрения на определение состава структуры буллинга, выделяют следующих участников: булли (агрессор) и его помощники, жертва, защитники жертвы, свидетели. Отличительной чертой типичных булли является их агрессия по отношению к сверстникам и взрослым. Булли одержимы обретением высокого социального статуса в коллективе, ориентированы на получение материальных ценностей от жертвы, услуг.

Основными мотивами агрессора являются: зависть, месть, чувство неприязни, борьба за власть, нейтрализация соперника через демонстрацию преимущества над ним самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей, стремление быть в центре внимания. Классический булли импульсивен, нацелен на доминирование, имеет предрасположенность к насилию, по сравнению с детьми того же возраста, склонен ко лжи и жульничеству.

Выявить качества, свойственные жертве буллинга, оказалось сложнее. Практически любой подросток рискует подвергнуться атаке со стороны булли. Наиболее вероятностными аутсайдерами являются тревожные, несамостоятельные, ведомые подростки, со слаборазвитыми коммуникативными навыками.

Защитниками жертвы являются свидетели травли, оставшиеся неравнодушные к этой проблемы. Они могут повлиять на ускоренное завершение буллинга благодаря индивидуальным действиям или обращением к педагогу. Выбор – встать на сторону жертвы, для защитника является весьма смелым, так как он сам теперь может попасть в опалу. Сторонние наблюдатели травли могут осуждать или не осуждать действия буллиов, при этом, не предпринимая никаких попыток по прекращению агрессии.

Выражение буллинга в школьной среде представлено различными формами. Дискриминация личности существует в физическом, психологическом, сексуальном и других видах. Одной из актуальных форм преследования на сегодняшний день является кибербуллинг – унижение с помощью цифровых технологий и интернета. Физическое воздействие, оказываемое на жертву, включает в себя избиения, нанесение ударов, шлепки, пинки, подзатыльники. К эмоциональному насилию относятся оскорбления, критика, насмешки, угрозы, присвоение кличек, высмеивание, унижение в присутствии группы, распространение сплетен, изоляция, бойкот, социальное исключение.

Часто подростки подвергаются экономическому вмешательству со стороны агрессоров. Булли способны испортить или отнять личные вещи, вымогать и отбирать деньги. Также, у жертвы могут вымогаться завтраки, талоны на питание и деньги на обед.

Нападения на подростков не ограничиваются стенами образовательного учреждения, сегодня агрессия распространяется и в виртуальном пространстве. Нанесение психологического вреда осуществляется через различные каналы обмена информации: социальные сети, чаты, web-сайты. Обидчики, настолько одержимы травлей, что готовы взламывать аккаунты своих жертв в социальных сетях, с целью рассылки лживой информации, распространения непристойных компрометирующих фото и видео. Последствия действий агрессора его не беспокоят, хотя все поступки совершаются осмысленно и предварительно подготовлено.

У подростков, подвергшихся травле, возрастает риск возникновения и развития нервно-психических и поведенческих расстройств. Жертвы испытывают трудности со здоровьем и успеваемостью, имеют симптомы психосоматических расстройств, апатию, головные боли и энурез, в три раза чаще сверстников совершают попытки суицида. Школьный буллинг способствует деморализации, демотивации и изоляции жертвы [3].

Опираясь на каждый из научных подходов видения буллинга, можно утвердить, что деятельность, характерная для изучаемого феномена противоречит общепринятым правовым и этическим нормам. Образ действий буллинга оказывает значительное влияние на подростков и общество. Проявления буллинга, оставшиеся без своевременного внимания, становятся более опасными. Исследование ключевого понятия, выявило факт его тесной взаимосвязи с термином «девиантноеповедение» [4].

Девиантное поведение является результатом деформации ценностных и нормативно-правовых ориентаций личности, определяется как – специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личности отношения к ним [5]. Возникновение и развитие девиантного поведения и его подвидов (агрессивное, виктимное, конформное) у подростков предопределяет возникновение буллинга в школьном коллективе. В виду ужасающих действий травли в образовательной среде и ее трагичных последствий деятельность по превенции и профилактике буллинга является одной из приоритетных проблем общества.

Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года акцентирует внимание на распространении антиобщественных действий: запугивание, травля детей со стороны одноклассников, распространение лживой и порочащей честь и достоинство ребенка информации. Концепция предполагает реализацию мероприятий, направленных на создание благоприятных условий социального развития ребенка, раскрытие и усиление его положительных ресурсов. Исполнение плана мероприятий возлагается на учреждения социальной сферы, деятельность которых связана с профилактикой семейного неблагополучия и предоставлением социальной и психологической помощи детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, неадаптированным детям [6]. Обеспечение комплексной безопасности атмосферы внутри школы и классного коллектива должно стать решением поставленной задачи для управленцев в сфере образования, педагогов, психологов и специалистов по социальной работе.

Процесс профилактики буллинга среди подростков в образовательных учреждениях

Сегодня, образовательная среда является фактически единственной для большинства подростков сферой социального взаимодействия. Формирование безопасного школьного пространства лежит в основах приоритетов государственной политики в сфере образования, что в очередной раз доказывает значение изучаемой темы. Статья 3 закона «Об образовании в РФ» устанавливает, что правовое регулирование в сфере образования основывается на признании принципов гуманности, прав и свобод личности, приоритета жизни и здоровья человека, взаимоуважения, ответственности, недопустимости дискриминации и других не менее важных [7]. Очевидным становится, что соблюдение перечисленных принципов невозможно в случае возникновения ситуаций буллинга. Ввиду вышесказанного, поиск и выявление эффективных средств борьбы с таким видом девиантного поведения как буллинг становятся необходимыми действиями.

Проблематика превенции буллинга насчитывает несколько подходов к решению вопроса. Социальный подход по предотвращению буллинга реализуется путем применения технологий профилактики конфликтного взаимодействия, видов девиантного поведения, реализующихся в буллинге. Под профилактикой, в широком смысле слова понимается система комплексных мероприятий, направленных на предупреждение отклонений в поведении и формирование нравственного поведения и нравственных качеств личности.

В социальной работе под профилактикой понимаются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на: предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов [8].

Использование психологических и социально-психологических особенностей подростков способствуют выделению второго подхода в профилактике буллинга, опирающегося на психологические способы превенции травли. Применение потенциала классного коллектива в воспитании и перевоспитании подростков выделяется отдельным третьим блоком при изучении предупреждения феномена.

Еще один самостоятельный блок, который выделяется исследователями – использование зарубежного опыта по своевременной профилактике буллинга среди подростков [9]. Впервые, о разработке программы по превенции буллинга задумался создатель OBPP (The Olweus bulling prevention program) – норвежский ученый Дэн Олвеус. СНОСКА Положения, предложенные исследователем во второй половине двадцатого века, лежат в основе современных программ по профилактике буллинга среди школьников. Реализация процесса профилактики буллинга предполагает преодоление трех стадий: работа с кризисом, вмешательство и профилактика.

Эффективное осуществление профилактических мероприятий предполагает опору на принципы по предотвращению буллингу. А. Мухаркина выделяет четыре принципа: взаимодействие, предупреждение, системность и лонгитюдность. Положение о взаимодействии реализуется в планировании процесса профилактики специалистами по борьбе с ним. Принцип предупреждения осуществляется, если работа по превенции травли строится как предупреждение ситуации буллинга в образовательной среде. Принцип системности предполагает последовательную, систематическую работу по сбору информации, разработки индивидуальных программ поддержки и сопровождения каждого подростка, вовлеченного в ситуацию буллинга, отслеживание динамики прогрессии или регрессии явления. Заключительный принцип лонгитюдности заключается в постоянном мониторинге изучения динамики развития буллинга и оценке эффективности проведенной работы [10].

Кен Ригби в своей работе выделяет шесть базовых методов интервенции в случаях проявления школьного насилия. В первую очередь, автор упоминает применение традиционного дисциплинарного подхода, предполагающего санкционное воздействие на нападающего с целью его наказания. Второй метод, предложенный исследователем – усиление жертвы, выражающееся в обучении ребенка, подвергнувшегося травле, противостоянию насилия, развитие и укрепление у него коммуникативных навыков и более позитивного отношения к себе.

Одним из способов прекращения буллинга Ригби видит в осуществлении урегулирования конфликта путем медиации. Данный способ предполагает наличие конструктивного диалога между агрессором, жертвой и сторонним наблюдателем. В качестве медиатора может выступать как взрослый, прошедший определенную подготовку, так и более старший учащийся. Успешным проведением процедуры медиации является достижение обоюдных договоренностей и согласия.

Также, отдельным способом предотвращения буллинга, автор обозначает восстановительное правосудие. Его цель – способствование заживлению раны у пострадавшего от насильственного вреда. Метод «группа поддержки» акцентирует внимание на восстановительной практике, предполагает осознание со стороны обидчика причиненных страданий жертве. Профессионал привлекает к работе не только двух главных действующих лиц конфликта, но и других подростков, с целью поиска новых путей улучшения ситуации. Шестой метод интервенции буллинга по Ригби – метод разделенного участия. Осуществление работы специалиста по предотвращению буллинга предполагает обособленную работу с участниками буллинг-структуры.

Впервые, предположение об эффективности данного метода выдвинул шведский психолог А. Пикас. Описанные методы борьбы с буллингом демонстрируют, что работа по данному вопросу отличается разносторонностью, включает в себя работу профилактического, поддерживающего, развивающего и корректирующего характера, может носить как индивидуальный, так и групповой характер [11].

Отечественные исследователи придерживаются концепции того, что профилактика школьного буллинга должна реализовываться на следующих уровнях: личностном, групповом, общешкольном и социальном. СНОСКА Профилактика конфликтных взаимодействий среди подростков осуществляется за счет: коррекции имеющихся социальных девиаций и содействия ведению учащимися здорового и безопасного образа жизни, выстраивания отношений в группе на основе уважения и взаимопомощи, объединения подростков путем увлечения в коллективно значимую деятельность. Данный метод нивелирует возникновение и преодоление школьной девиации, опираясь на использование педагогической поддержки. Деятельность предполагает процесс помощи по преодолению влияния различных факторов, способствующих возникновению буллинга в классном коллективе, развитие гуманных ценностных ориентаций у подростков.

Модель предупреждения буллинга, представленная Д. Н. Соловьевым, включает в себя: диагностический, проектировочный, деятельностный и рефлексивный этапы. Деятельность всех субъектов построена таким образом, что действия одного субъекта просматривается и поддается анализу другим. Описываемая модель профилактики буллинга предполагает использование различных методов диагностики отклоняющегося поведения. Так, например, применение опроса, самоанализа, консилиума, проективных методов, групповой рефлексии важно на первом этапе содержания деятельности классного руководителя.

Помимо подхода, формирующего атмосферу и предполагающего решение вопросов, противодействующих насилию, важным превентивным значением будет закрепление запрета буллинга в отдельном законе или законе об образовании. Законодательный подход в профилактике буллинга имеет огромное значение, но до тех пор, пока буллинг не является официально признанным, а его трактовка не закреплена в нормативных документах, то и выполнение поставленных задач по профилактике школьного насилия становится затруднительным [14].

Юридическая ответственность за буллинг

Поскольку одним из приоритетов российского правительства является защита прав детей, в том числе профилактика преступлений несовершеннолетних, связанных с издевательствами и кибербуллингом-издевательствами, издевательствами над детьми одноклассниками, распространением ложной и порочащей информации в социальных сетях, а также размещением видеозаписей избиений, пыток и других актов насилия в отношении малолетних детей и подростков в Интернете, большой интерес представляет опыт других стран в этом отношении, главным образом в законодательстве. Во взаимодействии с правоохранительными органами, образовательными учреждениями, органами опеки и попечительства проводятся проверочные мероприятия. Все эти данные свидетельствуют о том, что издевательство может меняться и в то же время является достаточно устойчивой характеристикой, присущей человеческому обществу. Это кажется продолжением и отражением того, как авторитарное правление угнетает целые сообщества. Несмотря на значительный прогресс, достигнутый в изучении издевательств и их последствий, а также ряд методов, которые оказались эффективными в снижении уровня издевательств, исследования этого явления необходимо продолжать.

Повторимся, что самого понятия «буллинг» в российском законодательстве нет. В законодательстве рассматриваются только похожие по составу правонарушения и преступления. Опираясь на выводы МВД России и Генеральной прокуратуры РФ в лице их нижестоящих органов, следует сделать вывод о том, что за «буллинг» установлены гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

К форме гражданско-правовой ответственности относится взыскание компенсации морального вреда, согласно ст. ст. 150-152 ГК РФ, так как буллинг есть не что иное как причинение вреда чести и достоинству личности. В данном случае ответственность могут понести как несовершеннолетний с определённого возраста, имеющий доход, так и родители несовершеннолетнего как его законные представители, независимо от возраста несовершеннолетнего.

Административная ответственность, как правило, выражена в привлечении по ст. 5.61 КОАП РФ «Оскорбление». Несовершеннолетний к административной ответственности за оскорбление привлекаются с 16 лет. Помимо того, при буллинге, независимо от возраста несовершеннолетнего, к административной ответственности могут быть привлечены и родители по ст. 5.35 КОАП РФ «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей».

Уголовная ответственность – самый строгий вид ответственности за буллинг. В самом простом понимании буллинг есть истязание, за что предусмотрена уголовная ответственность по ст. 117 УК РФ. Если буллинг закончился самоубийством или попыткой самоубийства, то в таком случае ответственность наступает не только по ст. 117 УК РФ, но и по ст. 110 УК РФ или по ст. 110.1 УК РФ.

Бывают случаи, когда самоубийство подвергшегося буллингу не удаётся, но причиняется вред здоровью. В таком случае, возможна уголовная ответственность по ст. 111, ст. 112 или ст. 115 УК РФ. Несут ли ответственность представители, к примеру, школы, в которой происходит буллинг? Безусловно, в данном случае имеются все признаки ст. 293 УК РФ «Халатность».

Как мы наблюдаем, за буллинг могут быть вполне серьёзные последствия. И задача юристов, адвокатов, специалистов психологического и педагогического профиля, в том числе экспертных направлений, добиваться привлечения к ответственности лиц, практикующих буллинг.

За рубежом не одно десятилетие существует практика правового регулирования систематической травли. Необходимость сложилась из-за частых случаев скулшутинга (применение вооружённого насилия на территории образовательных учреждений, очень часто перерастающее в массовые убийства). Одной из первых стран, закрепивших понятие «буллинг» на законодательном уровне, является США. В результате распространения проблемы все 50 штатов в Соединенных Штатах сегодня имеют соответствующее поведение. Джорджия была первым штатом, принявшим такой закон в 1999 году, а Монтана – последним штатом, принявшим такой закон в апреле 2015 года.

Однако, по мнению правительства США, финансируемые из федерального бюджета школы (включая колледжи и университеты) должны учитывать издевательства, если они имеют дискриминационную ориентацию, связанную с расой, национальным происхождением, цветом кожи, полом, возрастом, инвалидностью или религией жертвы. Тексты законов, принятых в разные годы и в разных штатах, не согласуются, но почти все эти законы предписывают обязанности и ответственность местных образовательных учреждений по разработке типовой политики борьбы с хулиганством, стандартов отчетности об инцидентах и т.д.

Что касается принятия аналогичных законов в других странах, то следует отметить, что профилактические психологические программы внедряются в школьный процесс чаще, чем издаются подобные акты. Однако, в последнее время они стали появляться. Примером может служить Филиппинский Закон о борьбе с издевательствами 2013 года (RA № 10627), законопроект требует, чтобы все начальные и средние школы имели специальную политику по предотвращению и контролю издевательств и киберзапугивания. Закон дает длинное определение издевательств, четко определяя, какое поведение и где следует запретить – любой ненужный физический контакт между хулиганом и жертвой, такой как: удары, толчки, удары ногами, пощечины, зуд, почесывание головы, мимика, борьба и использование доступных предметов в качестве оружия.

Закон предусматривает процедуры рассмотрения сообщений о происшествиях, а также дисциплинарные меры, включая исключение из школ. При этом нарушитель в любом случае должен пройти реабилитационную программу. Кроме того, если администрация считает, что мошенника могут обвинить в преступлении, она направит уведомление в полицию или другие правоохранительные органы.

В Российской Федерации отсутствует специальная уголовная ответственность за киберзапугивание и ответственность за публикацию сведений, наносящих ущерб чести и достоинству физического лица (статья 128.1 УК РФ), статья 137 УК РФ запрещает незаконный сбор или распространение сведений о частной жизни физического лица, составляющих личную или семейную тайну, а статья 119 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью [3]. За последние 30 лет, несмотря на растущий интерес к теме издевательств в школах, вопрос о процессе эффективного предупреждения насилия в образовании остается нерешенным.

Подводя итог, отметим, что школьный буллинг – это сложный вопрос, который еще не оформлен в законе, поэтому наказать агрессора с помощью закона сложно и практически невозможно. Однако можно привлечь к ответственности его родителей и администрацию школы. Наиболее эффективным методом является психологическая защита ребенка. В Российской Федерации необходимо принять нормативный правовой акт о буллинге и принять меры по противодействию этому негативному явлению (то есть противодействовать, а не бороться). Этот нормативный закон будет иметь профилактическое значение в предупреждении насилия в отношении детей и подростков.

Но просто похожих по составу статей недостаточно. Поэтому мы разработали проект федерального закона «О введении статьи в Уголовный Кодекс Российской Федерации» в порядке законодательной инициативы. Проект подготовлен в целях защиты личных интересов граждан Российской Федерации, прав и свобод граждан от новых форм травли и преследования. Целью проекта федерального закона является создание статьи в Уголовном Кодексе, регулирующего назначения наказания гражданам, осужденных за «буллинг», а также повышение эффективности государственного регулирования защиты граждан в сфере оскорбления личности.

Заключение

Проблема буллинга является достаточно сложной, так как представляет собой латентную форму девиантного поведения. Кроме этого, в законодательстве Российской Федерации не содержится легального определения рассматриваемого явления, поэтому наказать с помощью закона агрессоров зачастую практически невозможно. Достижения многочисленных исследований, представленных в научной литературе, особенно западных, доказывает, что школьная травля − это социальная проблема не сегодняшнего дня, о наличие буллинга, как сложного социального феномена, проявляющегося в образовательной среде, начали говорить еще в 70-х годах XX века.

Анализ литературы по проблематике буллинга, позволяет утверждать, что обеспокоенность современных исследователей о распространенности явления не напрасна. Продолжающееся школьное преследование способно нанести непоправимый ущерб судьбам подростков. К сожалению, последствия буллинга носят и трагичный характер: жертвы травли способны к проявлению актов массового террора или же сведению счетов с жизнью.

Буллинг в современном мире трансформируется и приобретает новые формы, выходя за рамки образовательного пространства. К сожалению, при всем практическом интересе к решению проблемы буллинга, в науке не так много исследований, которые вскрывают психологические механизмы появления и трансформации этого явления, в том числе в школьной среде.

Но как таковой правовой защиты у жертв буллинга нет и поэтому мы начали это исследование. В результате мы получили проект федерального закона, который поможет нам в продвижении нашей работы и достижении главной цели: криминализация состава, предусматривающего совершение систематических оскорблений, угроз и травли.

В Российской Федерации необходимо принять нормативный правовой акт о буллинге и принять меры по противодействию этому отрициательному явлению. Этот нормативно-правовой акт будет иметь профилактическое значение в предупреждении агрессии и насилия в отношении несовершеннолетних.

Список литературных источников

1. Макарова Ю.Л. Теоретические подходы к определению буллинга // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. URL: https://nauchforum.ru/conf/psy/x/25088 (дата обращения 26.05.2019).

2. Соловьёв Д.Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014. № 3. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_22285304_62543160.pdf

3. Мамедова А.Г. Профилактика жестокого обращения среди подростков. Буллинг. // URL:https://docplayer.ru/45990453-Profilaktika-zhestokogo-obrashcheniya-sredi-podrostkovbulling.html

4. Миронов Д.Д. Сущность понятия девиантное поведение подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. №10. С. 73

5. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение: синтагма, онтология, эпистемология // Общество и право. 2015. №1. С. 268. 16

6. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 год, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_214734/

7. См.: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от01.05.2019). Ст. 3. URL:http://www.consultant.ru/ document/Cons_doc_ LAW_140174/ 15956ae575273a48 3e753fc119fb4 1fc4c37f846/

8. Болдина М.А., Никонов Ю.С. Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению // Психологопедагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15, №2. С. 100.

9. Соловьёв Д.Н. Использование потенциала первичного коллектива в профилактике буллинга среди школьников подросткового возраста: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Тюм. гос. ун-т. Тюмень, 2015. С. 5.

10. Лященко К.В. Работа социального педагога по профилактике школьного буллинга // Таврический научный обозреватель. 2016. №2 (7). С. 204.

11. Мигунова А.В. Возможности социальной работы в решении школьных проблем // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4 (32). С. 66.

12. Соловьёв Д.Н. Модель профилактики буллинга среди школьников подросткового возраста // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014. № 3. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_22285304_62543160.pdf (дата обращения 19.04.2019).

13. Соловьёв Д.Н Способы командообразования в предупреждении буллинга в подростковом возрасте // Гуманитарные исследования. 2014. №1. С. 97.

14. Голованова Н.А. Проблемы борьбы с буллингом. Законодательное решение // Журнал российского права. 2018. №8. С. 122.

15. Д.ЛейнШкольнаятравля (буллинг) С.240 Edited by David A. Lane, Andrew Miller (zdamsam.ru)

16. Миронов Д.Д. Сущность понятия девиантное поведение подростков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. №10.

С. 70-73.

17. Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №105. С.159-165

18. Жукова, М. В. Роль семейного социума в формировании отклоняющегося поведения школьников / М. В. Жукова, Е. В. Фролова, К. И. Шишкина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. №9. С.48–53.

19. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс. – М.: Просвещение, 2008. – 202 с.

20. Кемалова, Л. И. Кибербуллинг как форма девиантного поведения подростков [Текст] // Л. И. Кемалова // Духовная ситуация времени. Россия XXI вв. – 2017. – Курск – №1. – С.35-37

21. Кравцова, С. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия / С. Кравцова, А. Шапкина, А. Белевич // Образовательная политика. 2016. № 3. С. 97-119

22. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года. : (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 N 11) [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант плюс].

23. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1) (с послед. изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант плюс]. 24. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63- ФЗ (ред. от 28.04.2015 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант плюс].

25. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 за № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант плюс].

26. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // «Семья и школа». – 2006. - № 11. -С.15-18.

27. Кривцова С. В. Буллинг в школе VS сплоченность неравнодушных / С. В. Кривцова. - М.: Федеральный Институт развития образования, центр развития психологической службы, 2011.

Приложение

(Приложение 1)

Приложение

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Уголовный

Кодекс Российской Федерации»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный

Кодекс Российской Федерации»

Проект федерального закона «О введении статьи в Уголовный Кодекс Российской Федерации» разработан в порядке законодательной инициативы. Проект подготовлен в целях защиты личных интересов граждан Российской Федерации, прав и свобод граждан от новых форм травли и преследования.

Целью проекта федерального закона является создание статьи в Уголовном Кодексе (далее - УК РФ), регулирующего назначения наказания гражданам, осужденных за «буллинг», а также повышение эффективности государственного регулирования защиты граждан в сфере оскорбления личности.

Для достижения указанной цели представляется целесообразным создание статьи в УК РФ, предусматривающей криминализацию состава преступления за совершение действий, подпадающих под легальное определение понятия «буллинг», а также внесение изменений в действующую редакцию ст. 20 УК РФ о включении данного состава преступления в категорию, предусматривающую снижение возраста привлечения к уголовной ответственности до 14 лет.

На сегодняшний день, в законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное определение понятия «буллинг». Однако, в статьях Особенной части Уголовного кодекса России предусматривается ответственность за действия, которые в своей совокупности образуют это явление: оскорбление, нанесение побоев, угрозы.
Так, выдвинутым законопроектом предлагается криминализировать состав преступления, предусматривающего ответственность за совершение «буллинга», путем закрепления отдельной статьи УК РФ в целях предотвращения и пресечения травли и оскорбления чести и достоинства личности.

Опираясь на статистические и аналитические данные, предоставленные МВД России и Генеральной прокуратурой РФ в лице их нижестоящих органов, следует сделать вывод о том, что за «буллинг» установлены гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

К форме гражданско-правовой ответственности относится взыскание компенсации морального вреда, согласно ст. 150-152 ГК РФ, так как «буллинг» есть не что иное как причинение вреда чести и достоинству личности. В данном случае, ответственность могут понести как несовершеннолетний, достигший возраста 14 лет и имеющий доход, так и родители несовершеннолетнего либо законные представители, независимо от возраста виновного лица.

Административная ответственность за «буллинг» на практике, выражается в форме привлечения виновного лица по ст. 5.61 КОАП РФ «Оскорбление». Несовершеннолетнее лицо к административной ответственности за оскорбление привлекается по достижении возраста 16 лет. Помимо этого, при совершении акта «буллинга», независимо от возраста несовершеннолетнего, к административной ответственности могут быть привлечены родители и законные представители лица по ст. 5.35 КОАП РФ «Неисполнение или ненадлежащее исполнение родительских обязанностей».

Уголовная ответственность представляет собой самый строгий вид юридической ответственности за совершение «буллинга». «Буллинг» может быть квалифицирован как истязание, за что предусмотрена уголовная ответственность по ст. 117 УК РФ. Если «буллинг» закончился самоубийством или попыткой самоубийства, то в таком случае ответственность наступает не только по ст. 117 УК РФ, но и по ст. 110 УК РФ или по ст. 110.1 УК РФ.

Однако, на практике распространены случаи, когда лицу, пострадавшему от «буллинга» причиняется вред здоровью. В таком случае, возможна уголовная ответственность по ст. 111, ст. 112 или ст. 115 УК РФ.

Реализация проекта федерального закона предполагает закрепление в действующем законодательстве понятие «буллинг» и ответственность за него, а также будет осуществляться в рамках совершенствования современной системы уголовного права в Российской Федерации.

Приложение

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Уголовный

Кодекс Российской Федерации»

ПЕРЕЧЕНЬ

законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации»

В случае принятия Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации» подлежат изменению:

  1. Ст. 117.1 УК РФ «Буллинг»

  1. Буллинг — это совершение систематического психологического и (или) физического агрессивного поведения группы лиц или одного лица, осуществляемого в том числе с использованием электронных средств коммуникации, повлекшее за собой существенное нарушение прав человека

Наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами сроком до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

  1. То же деяние, совершенное

А) в отношении несовершеннолетнего лица или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии

Б) с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего

В) по мотивам политической, идеологической, расовой, половой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти в отношении какой-либо социальной группы

Наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет

2) Ст. 20 УК РФ «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность»

  1. Путем расширения списка состава преступления и включении в него статьи 117.1 УК РФ

Приложение

к проекту федерального закона

«О внесении изменений в Уголовный

Кодекс Российской Федерации»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российский Кодекс»

Принятие федерального закона «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российский Кодекс» не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.

Список использованной работы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 21.07.2014 N 11) [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант плюс]

  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1) (с послед. изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант плюс].

  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63- ФЗ (ред. от 28.04.2015 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: [Консультант плюс].

  4. Бердышев, И.С. Лекарство против ненависти [Текст] / И.С. Бердышев // Первое сентября – 2005. – Москва –№ 18. – С. 157-161

  5. Кон, И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? [Электронный ресурс] / И. С Кон. // Режим доступа: [http://sexology.narod.ru/info178.html

  6. Мина Е. И. Оценка возможностей государственного регулирования кибербуллинга 38.03.04/Мина Екатерина Игоревна. - Екатеринбург, 2019 – 82 стр.

Просмотров работы: 186