Конституционно-правовой статус совета безопасности в стратегии национальной безопасности Российской Федерации

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Конституционно-правовой статус совета безопасности в стратегии национальной безопасности Российской Федерации

Молодых В.С. 1
1Центр выявления и поддержки одарённых детей Оренбуржья «Гагарин»
Жубанова Д.С. 1
1Центр выявления и поддержки одарённых детей Оренбуржья «Гагарин»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В научной и публицистической литературе часто поднимаются вопросы, связанные с конституционно-правовой основой системы национальной безопасности Российской Федерации. Данный фактор свидетельствует о том, что национальная безопасность имеет статус глобальной проблемы, актуальной не только для России, но всего мирового сообщества. Актуальность проблемы разработки научного подхода к созданию конституционно-правовых основ системы безопасности переоценить трудно, поскольку современный этап развития российской государственности характеризуется нарастанием таких негативных тенденций, как рост политического экстремизма, сепаратизма, терроризма, национальных конфликтов, вооруженных столкновений.

Важным шагом в формировании конституционно-правовой модели развития национальной безопасности стало создание такого специализированного органа как Совет Безопасности Российской Федерации. Данный институт входит в группу специализированных органов, в свою очередь, он осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере конституционно-правового статуса Совета Безопасности Российской Федерации, возникающие в процессе реализации внешнего и внутриполитического курса Российской Федерации.

Предмет исследования составляют нормы конституционного и иных отраслей российского права, регулирующие отношения в сфере обеспечения безопасности, акты международного права, устанавливающие стандарты в области гарантий обеспечения, принципов реализации и механизмов защиты безопасности отдельных стран и мирового сообщества в целом.

Целью работы является комплексное правовое исследование проблем конституционно-правового статуса Совета Безопасности Российской Федерации, выработка предложений по совершенствованию теоретико-правовых основ национальной защиты, а также правоприменительной практики.

Правовую базу исследования составили Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство, а также общепризнанные принципы и нормы международного права.

В качестве эмпирической основы использовались судебная практика, статистические данные, а также информация, представленная на официальных сайтах органов государственной власти.

Правовой статус Совета Безопасности Российской Федерации

Понятие безопасности государства: правовые и теоретические аспекты. Для рассмотрения конституционно-правового статуса Совета Безопасности РФ необходимо разобрать понятийно-категориальный аппарат, так как данный фактор имеет огромное значения для любого научно-практического правового исследования [1].

Термин «безопасность» имеет достаточно широкую сферу применения, поэтому разграничение правового аспекта в контексте государственной безопасности имеет первоначальное значение. На уровне обыденного понимания «безопасность» представляет собой отсутствие опасности и состояние защищенности от угроз. Причем факт безопасности определяется многими авторами двумя уровнями: гипотетическим отсутствием опасности, то есть даже малейшей возможности потрясений и определенного риска и реальной защищенностью в форме способности противостоять какой-либо опасной ситуации[2].

Безопасность с точки зрения реальной защищенности является более реалистичным подходом к определению данной категории, так как позволяет адекватно отражать и исследовать возникающие общественные связи и явления. Поэтому целесообразно рассматривать «безопасность» сквозь призму состояния защищенности. Указанный подход нашел большую поддержку в кругах отечественных правоведов в качестве концептуальной основы в проводимых исследованиях.

В настоящем исследовании на первый план ставится вопрос безопасности государства. Понятие «государственной безопасности» зачастую отождествляют с понятием «национальная безопасность». Данное положение объясняется отсутствием четкого разграничения двух категорий в нормативно-правовых актах, отсутствием четкого закрепления понятийного аппарата в специализированных федеральных законах в форме норм-дефиниций.

В современном Российском государстве вопросы национальной безопасности имеют одно из самых приоритетных мест, начиная с периода возникновения новой государственности в конце прошлого столетия. Базисом эволюции концепции национальной безопасности в РФ является деятельность органов государственной власти, поэтому разработка Концепций национальной безопасности становится объективным процессом осуществления внутри- и внешнеполитического курса государственной политики.

Важно заметить, что формирование на государственном уровне официальной Концепции оказало заметное влияние на развитие отечественного права и политики. Все больше понятие «национальной безопасности» становится предметом исследования многих авторов юридической науки.

Легальное определение национальной безопасности содержится в Стратегии национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О стратегии национальной безопасности РФ». Согласно данному акту, национальная безопасность – это состояние защищенности национальных интересов России от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны[3]. Анализ данного определения еще раз подтверждает тезис о том, что понятие «государственная безопасность» входит в понятие «национальная безопасность» и является более узким по отношению к последнему.

Таким образом, представляется необходимым закрепить следующее определение государственной безопасности как «состояние защищенности государственного строя и аппарата управления, территориальной целостности и суверенитета государства от внутренних и внешних угроз. На наш взгляд, данное определение является весьма лаконичным и понятным, а также не сужает область рассматриваемых общественных отношений. Важность проведенного исследования видится в том, что официальное закрепление понятия «государственная безопасность» весьма упростит практику правоприменения и разрешит многие правовые споры, связанные с разграничением двух категорий в лице национальной и государственной безопасности.

Правовое регулирование деятельности Совета Безопасности в Российской Федерации

На протяжении почти 20 лет основным источником правового регулирования деятельности Совета Безопасности РФ являлись специальные указы Президента Российской Федерации[4] (Указы Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 747 «О порядке реализации решений Совета безопасности РФ»; от 1 августа 1996 г. № 1128 «Об утверждении Положения об аппарате Совета безопасности РФ»; от 19 февраля 2005 г. № 182 «О совершенствовании деятельности научного совета при Совете Безопасности РФ»; от 28 декабря 2008 г. № 1871 «Вопросы научного совета при Совете безопасности РФ»). Данная тенденция продлилась вплоть до подписания 6 мая 2011 г. Указа Президента РФ № 590. Так, в соответствии с данным документом, многие нормативно-правовые акты утратили свою юридическую силу.

Современное регулирование правового статуса Совета Безопасности РФ определяется п. «ж» ст. 83 Конституции РФ; Федеральными законами от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590 «Вопросы Совета Безопасности РФ», в соответствии с которыми утверждены положения о Совете Безопасности и о его аппарате, о Межведомственных комиссиях Совета Безопасности по безопасности в экономической и социальной сфере, военной, информационной, экологической, общественной безопасности, по проблемам СНГ, проблемам стратегического планирования, о научном совете при Совете Безопасности РФ, Указом Президента РФ от 25 мая 2012 г. № 715 «Об утверждении состава Совета Безопасности РФ».

Помимо этого, определенные аспекты деятельности Совета Безопасности РФ регулируются отдельными Указами Президента РФ: Указ от 7 июня 2004 г. № 726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности РФ и аппарате Совета Безопасности», от 28 октября 2005 г. № 1244 «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности РФ», от 12 июня 2006 г. № 601 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности РФ», от 6 апреля 2004 г. № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента РФ» и др.

Согласно смыслу статьи 83 Конституции РФ[5], на Президента РФ возлагается ряд полномочий в сфере обеспечения национальной безопасности, в частности, он формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Статус данного органа определяется специализированным федеральным законом. Основная цель данного органа – это обеспечение условий для реализации главой государства своих конституционных полномочий по защите прав и свобод человека, охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, то есть полномочий, предусмотренных непосредственно Конституцией.

Основное место в правовом регулировании статуса Совета Безопасности РФ занимает Федеральный Закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности». Так, согласно ст. 13 данного акта, Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения национальной безопасности[6]. Следовательно, данный орган не относится ни к одной из трех ветвей власти в системе разделения властей, то есть является специализированным органом.

Правовой статус Совета Безопасности РФ закрепляется во втором, не менее важном, Федеральном Законе от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»[7]. Помимо этого, основные организационные и процессуальные аспекты закреплены в Положении, утвержденном Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590.

Положение является основным и определяющим актом в сфере обеспечения работы указанного органа, закрепляет организационные начала стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности и осуществления подготовки решений Президента РФ в данном направлении. Следует отметить, что в упомянутом документе регламентируются вопросы организации национальной обороны и оборонного производства, военного строительства и военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, а также иные вопросы, связанные с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности нашего государства[8]. Важным аспектом является упоминание о международном сотрудничестве в области обеспечения безопасности, а также иные функции стратегического планирования в сфере безопасности всего мирового сообщества, так как зачастую вопросы безопасности носят не только локальный, но и всеобщий характер, и требуют консолидации усилий при их разрешении.

Кроме того, важно отметить, что Президент РФ, являясь верховным главнокомандующим государства, определяет основные направления в области развития уровня безопасности и обороноспособности государства. Однако, решение данных вопросов, как уже упоминалось, требует консолидированных усилий, для чего и создается специализированный орган в лице Совета Безопасности РФ, состав которого определяется в соответствии с Указом Президента РФ от 25 мая 2012 г. № 715 «Об утверждении состава Совета Безопасности РФ».

Анализ нормативно-правовой базы позволяет сделать вывод о том, что на нынешний период развития нашего государства, Совет Безопасности РФ является конституционным совещательным органом, который осуществляет подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения национальной безопасности государства. Конституционно-правовой статус данного органа закреплен в первую очередь в Основном законе. Вопросы национальной безопасности являются весьма обширными, включая в себя и защиту конституционного строя, и организацию обороны и оборонного производства, и организацию военного строительства и военно-технического сотрудничества с другими государствами, а также вопросы международного сотрудничества в области безопасности.

Состав и основные функции Совета Безопасности

Совет Безопасности РФ – это относительно новая структурная единица в механизме государственного управления отечественного государства, которая была создана в конце прошлого столетия. В связи с тем, что деятельность Совета Безопасности РФ является достаточно закрытой по ряду объективных причин, связанных с формой осуществления своих полномочий и обеспечением неразглашения государственной тайны, деятельность данного органа является малоизученной как на практическом, так и на теоретическом уровнях, что говорит о недостаточности материалов правового исследования данного института[9]. Однако, это не позволяет недооценивать данную структуру в контексте проводимой государственной политики РФ.

На сегодняшний день Совет Безопасности РФ являестся совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения национальной безопасности государства, которая предусматривается нормативно-правовыми актами государства. Совет Безопасности несет важную функцию по обеспечению решения вопросов стратегии развития государства, обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Состав Совета Безопасности РФ строго определен, в него входят Председатель, Секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности, которые включаются и исключаются из состава решением Президента РФ по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Важно отметить, что в состав Совета Безопасности РФ входят как постоянные члены (глава Правительства, председатели Совета Федерации и Государственной Думы, министры оборонного сектора и иностранных дел), так и непостоянные члены, которые могут быть исключены из состава Совета Безопасности. Все вышеуказанные лица обладают правом совещательного голоса и все из них назначаются персонально Президентом РФ. Основной самостоятельной структурной единицей, которая осуществляет текущую работу органа и управленческие функции, является Аппарат Совета Безопасности РФ. В него водят заместители и помощники Секретаря, которые также на эту должность персонально назначаются Президентом РФ.

Заседания Совета Безопасности РФ проводятся на регулярной основе по планам, утвержденным Президентом РФ. Также могут проводиться внеочередные заседания в случаях необходимости. Заседаниями руководит Председатель. Решения принимаются коллегиально простым большинством голосов от общего числа членов и вступают в силу после утверждения их Председателем Совета Безопасности.

Помимо этого, существуют оперативные совещания, которые проводятся Президентом РФ примерно раз в месяц, с постоянными членами Совета Безопасности. А также в целях реализации Стратегии национальной безопасности РФ часто практикуемой формой является проведение совещаний по стратегическому планированию Секретарем с постоянными членами Совета Безопасности. Оперативные совещания проводятся практически каждую неделю. Решения всех форм совещаний и заседаний Совета Безопасности оформляются протоколами, которые должны быть утверждены Председателем. В целях реализации данных документов могут издавать специальные распоряжения или указы Президентом РФ[10].

Основными функциями Совета Безопасности РФ является не просто рассмотрение вопросов обеспечения национальной безопасности, но и проведение стратегической оценки аналитической информации во всех сферах общественной жизни государства, разработка и уточнение критериев и показателей национальной безопасности, осуществление стратегического планирования и оценка деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в этом направлении, рассмотрение проектов нормативно-правовых актов, их подготовка, организация работы целевых программ и осуществление контроля за их реализацией и ряд других.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что круг вопросов, которые решаются Советом Безопасности РФ, как основным координационным органом в сфере обеспечения национальной безопасности. С каждым годом становится значительно шире, что доказывается действующей Стратегией национальной безопасности РФ. Это объясняется различными объективными факторами, а также нестабильной внешнеполитической обстановкой. Информация о деятельности Совета Безопасности предоставляется в открытых источниках достаточно лаконично и скупо, поскольку деятельности этого органа не может быть открытой и публичной.

Совет Безопасности, несмотря на свою значимость, не является органом, имеющим реальных властных полномочий, он выступает в форме консультационно-совещательного органа, основная деятельность которого заключается в подготовке предложений для Президента РФ по различным направлениям обеспечения национальной безопасности. Совет Безопасности становится органом, собирающим в себе всю информацию от ведомственных и иных органов по вопросам национальной безопасности. Именно в Совете Безопасности становится возможным консолидация усилий не только представителей органов власти, но и представителей научного и общественного развития для обеспечения безопасности нашего государства. Все это способствует выработке единой линии и согласованной проводимой политики под единым управлением Президента РФ. Совет Безопасности способен оперативно реагировать на любую кризисную и конфликтную ситуацию как внутри страны, так и на межгосударственном уровне. Данное положение подтверждается проводимой внешнегосударственной политикой РФ.

Совершенствование деятельности Совета Безопасности Российской Федерации и его роль в обеспечении национальной безопасности

В соответствии с Федеральным Законом «О безопасности» Совет Безопасности РФ представляет собой конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения национальной безопасности государства[11]. Кроме того, на основании Федерального закона «О стратегическом планировании в РФ»[12] и Положения о Совете Безопасности РФ [13] организуется стратегическое планирование в области обеспечения национальной безопасности, что подкрепляется соответствующим Указом Президента РФ о разработке и принятии Стратегии национальной безопасности РФ[14].

Поскольку Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ, а также осуществляет разработку основной внутренней и внешней политики нашего государства, он нуждается в привлечении к решению данных вопросов специалистов в рассматриваемых областях, так как это обеспечивает оперативность, обоснованность принятых решений.

Решения Совета Безопасности РФ, в свою очередь выступают некоторым квалифицированным коллегиальным мнением специалистов в рассматриваемой области, что позволяет выбрать наиболее эффективное и целесообразное решение. Деятельность Совета Безопасности РФ является некоторым основанием для последующих действий главы государства в форме принятия решений в пределах своей компетенции.

За последние годы государственного развития РФ предметом рассмотрения Совета Безопасности были вопросы, касающиеся практически всех сфер общественной жизни. Под общим руководством Совета Безопасности РФ для реализации Стратегии национальной безопасности разрабатывались Концепция внешней политики РФ, военная доктрина, доктрина информационной безопасности, а также стратегические документы: Стратегия развития информационного общества до 2030 года, Стратегия развития Арктической зоны, Стратегия противодействия экстремизму до 2025 года. Также благодаря деятельности Совета Безопасности РФ были разработаны многие законопроекты с предложениями об изменении действующего законодательства России в области обеспечения национальной безопасности и ряд других основополагающих документов, направленных на обеспечение стабильности общественного и государственного строя страны.

Огромная роль Совета Безопасности в развитии экономической сферы нашего государства. После введения экономических санкций против РФ основной задачей проводимой политики было усиление роли и позиций России на мировом рынке, реализация программы импортозамещения, модернизация и повышение конкурентоспособности страны во внешнеторговых отношениях. Помимо этого, Совет Безопасности урегулировал вопросы экологической и продовольственной безопасности страны, а также вопросы ресурсной отрасли и недропользования. Немаловажный вклад также в сферу обеспечения энергетической безопасности страны, в том числе топливной, атомной и других смежных отраслей регулирования[15].

Основные вопросы регулирования развития военной отрасли государства непосредственно связаны с деятельностью Совета безопасности РФ. Данный орган принимает стратегии и программы развития военного направления на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также рассматривает вопросы эффективного функционирования Вооруженных Сил РФ, их технической оснащенности и комплектации. Огромная роль в выработке основ военно-технической политики и иных документов, касающихся оборонно-промышленного и научно-технического комплексов в стратегически важных видах деятельности – морской, авиационной, космической, информационной, а также по направлениям стратегической безопасности – ядерному сдерживанию, противоракетной и противовоздушной обороне, управлению войсками, радиоэлектронной борьбе и другим вопросам.

Деятельностью Совета Безопасности охватываются также вопросы обеспечения неприкосновенности Государственной границы и нерушимости территориальной целостности России. В последнее время большое внимание уделяется вопросам противодействия экстремизму и терроризму

Развитие информационных технологий во всех сферах общественной жизни, а также высокое количество нарушений прав и закона в сфере информационных коммуникаций, заставляет все чаще задумываться об обеспечении информационной безопасности государства и общества в целом. Поэтому в Совете Безопасности организована работа по обеспечению безопасности функционирования критически важных объектов информационной инфраструктуры и развитию информационного общества, в том числе по конструктивному участию России в формировании системы международной информационной безопасности. Данные положения закрепляются в Указе Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности РФ», в котором отдельным разделом выделяется информационная безопасность как важная отрасль национальной безопасности[16].

Совет Безопасности сыграл важную роль в событиях, происходивших на территории Грузии и Южной Осетии в 2008 г. Также огромный вклад был внесен в предотвращение развития конфликта на территории Крыма в 2014 г. и в дальнейшее развитие региона. Однако Совет Безопасности стал разработчиком предложений по урегулированию конфликтов не только в соседних и близлежащих регионах, но и в иных различных регионах мира, если эти конфликты затрагивали интересы России по проблемам международных отношений. Например, вопросы нераспространения массового оружия, противодействие международному терроризму и незаконному обороту наркотиков, а также различным формам мирного сотрудничества и контроля над вооружениями стран.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что деятельность Совета Безопасности РФ является достаточно широкой, так как понятие безопасности государства, согласно действующей Стратегии национальной безопасности РФ включает в себя практически все сферы общественной жизни – от военно-оборонного до культурно-научного комплекса. После принятия поправок в Конституцию РФ государство стало уделять огромное внимание культурно-историческому развитию общества и обеспечению безопасности в данной отрасли. Если ранее Совет Безопасности занимался исключительно вопросами военной и экономической отрасли, то сейчас он выходит на абсолютно новый уровень не только в решении внутригосударственных, но и международных проблем и угроз.

Совет Безопасности РФ за прошедшее десятилетие доказал свою значимость и внес существенный вклад в развитие Стратегии национальной безопасности РФ. Совет Безопасности создает условия для полной реализации функций Президента РФ по формированию и проведению внутренней и внешней политики государства. Все это способствует стабильному функционированию государственных органов, поддержанию социального мира и безопасности.

Сказанное позволяет прийти к выводу о том, что на данном этапе современного развития государства Совет Безопасности РФ стал важным инструментом реализации долгосрочной стратегической линии развития страны, обеспечения и защиты ее национальных интересов на международном уровне.

Так, предлагается внести изменения в ст. 6 Федерального закона «О безопасности», изложив ее в следующей редакции: «Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляет Президент РФ и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности РФ, который осуществляет роль координационного центра по отношению к органам исполнительной власти в вопросах реализации внутренней и внешней политики в области национальной безопасности».

Оптимизация механизма обеспечения национальной безопасности

России

В последние годы все чаще становится явным необходимость обеспечения оптимального развития механизма реализации политики, направленной на обеспечение национальной безопасности РФ. Развитие системы и ее оптимизация видится в двух направлениях. Первое направление заключается в развитии правовой базы и совершенствовании законодательной базы путем принятия новых нормативно-правовых актов или внесения изменений в действующие, а также устранение коллизий, пробелов и недоработок действующего права. По мнению многих авторов, необходима разработка федерального законодательства нового уровня, которое будет включать в себя вопросы достаточно обширного круга, охватывающих все аспекты национальной безопасности современного государства[17].

Проведенный анализ законодательства РФ свидетельствует о необходимости его дальнейшего совершенствования. Правовая регламентация вопросов национальной безопасности достаточно фрагментарна, для нее характерно отсутствие разработанного и структурного понятийно-категориального аппарата, а также системообразующих концептуальных законов[18]. Например, многими критикуется тот факт, что в системе российского права отсутствует единый закон, определяющий статус Совета Безопасности РФ как основного органа в сфере обеспечения национальной безопасности государства. Помимо этого, для законодательства РФ по рассматриваемому кругу вопросов характерна избыточность и многократное дублирование как юридических, так и нормативно-технических норм, так как долгое время деятельность Совета Безопасности РФ регулировалась исключительно Указами Президента РФ.

В доказательство своего утверждения, стоит отметить, что в действующем отечественном законодательстве отсутствует необходимая корреляция между органами государственной власти и местного самоуправления в вопросах обеспечения национальной безопасности[19]. Данное положение существенно затрудняет эффективность проводимой политики стратегического планирования и развития РФ.

Большие проблемы реализации Стратегии национальной безопасности РФ видятся в конфликте между региональными и федеральными органами государственной власти в части правового регулирования взаимодействия между центром и регионами в рассматриваемом аспекте государственного развития.

Рассматривая вопрос проблем законодательной базы обеспечения национальной безопасности нельзя обойти стороной вопрос терминологической и понятийной базы, а именно юридической техники составления многих нормативно-правовых документов[20]. Для отечественного права, к сожалению, характерно наличие проблем некорректного закрепления или отсутствия понятийного аппарата. В данном случае ярким примером может послужить отсутствие легального определения «национальной безопасности» на уровне федерального законодательства, а также смешение различных категорий как «государственная» и «общественная» безопасность. Сущность данных понятий не всегда тождественна, а иногда даже и противоположна, что существенно затрудняет практику правоприменения в данной отрасли. Достаточно неопределенными в правовом понимании остаются следующие категории: угроза, субъект и объект безопасности, национальный интерес, личность и ряд других. Сущность ключевых понятий, относящихся к сфере национальной безопасности является недостаточно определенной, в значительной части нормативно-правовых актов смысловое содержание многих терминов не раскрывается, либо раскрывается неоднозначно.

Резюмируя вышеуказанное, стоит сделать вывод о необходимости разработки с учетом имеющихся теоретических знаний и научных исследований, и принятия нормативно-правового акта, раскрывающего природу, сущность и содержание основных понятий, категорий и терминов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Сфера национальной безопасности является жизненно важной отраслью развития государственности, поэтому важные преобразования просто необходимы для оптимизации обеспечения национальной безопасности РФ. От качества законодательной базы зависит эффективность механизма обеспечения национальной безопасности.

Помимо этого, стоит отметить, что несмотря на достаточно обширную правовую регламентацию вопросов национальной безопасности, на сегодняшний день правовой статус данного органа нуждается в существенной модернизации, прежде всего в повышении и детальном регулировании его роли в координационных процессах.

В достаточно сложной нынешней геополитической обстановке этот вопрос является как никогда актуальным, так как достижение национальных приоритетов и интересов государства на внешнеполитическом уровне возможно только путем выстраивания стабильного управленческого процесса и механизма во внутриполитических делах государства, а именно в структурной области, в области подготовки и принятия решений, а также в области определения единого центра обеспечения национальной безопасности во всех направлениях и на всех уровнях.

Совет Безопасности РФ видится в качестве такого центра, отвечающего за деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения национальной безопасности[21]. Поэтому действительно существует обусловленная происходящими процессами государственного развития объективная необходимость законодательного закрепления функций и полномочий Совета Безопасности РФ как единого координирующего центра[22]. Данные положения способствуют повышению эффективности механизма обеспечения национальной безопасности.

Помимо этого, необходимо уделить внимание взаимодействию с региональными структурами управления, поэтому представляется также целесообразным ст. 12 Федерального закона «О безопасности» дополнить словами следующего содержания (после слова «безопасности»): «а также вносят в Совет Безопасности РФ предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства в направлении повышения их роли и значения в обеспечении национальной безопасности регионального уровня».

Все вышеуказанные предложения позволят оптимизировать единую координационную деятельность Совета Безопасности как центрального органа в вопросах обеспечения национальной безопасности. На данном этапе современного развития мирового сообщества стоит уделить огромное внимание данной сфере, так как государство как никогда стоит перед опасностью внешних угроз и воздействий не только со стороны иностранных государств, но также и общего давления международных организаций. Выстраивание гибкой системы внутреннего управления обеспечит грамотное и эффективное осуществление внешнеполитического курса, а также стабильное развитие общества не только нашего государства, но и всего мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема национальной безопасности является актуальной для любого государства, однако, в связи со сложившейся международной ситуацией она становится одной из главных первостепенных задач для всего мирового сообщества. В настоящее время Россия столкнулась с новыми вызовами и угрозами в политической, экономической и социальной среде, поэтому необходимость пересмотра и реформирования существующих подходов к обеспечению национальной безопасности в контексте негативных внешнеполитических процессов является все более актуализируется.

Совет Безопасности способен оперативно реагировать на любую кризисную и конфликтную ситуацию как внутри страны, так и на межгосударственном уровне. Совет Безопасности РФ видится в качестве центра, отвечающего за деятельность органов государственной власти в сфере обеспечения национальной безопасности. Поэтому действительно существует обусловленная происходящими процессами государственного развития объективная необходимость законодательного закрепления функций и полномочий Совета Безопасности РФ как единого координирующего центра. Данные положения способствуют повышению эффективности механизма обеспечения национальной безопасности РФ, что позволит оптимизировать единую координационную деятельность Совета Безопасности РФ как центрального органа в вопросах обеспечения национальной безопасности.

Таким образом, Совет Федерации РФ, несомненно, выполняет важные стратегические задачи, оправдывая свою весомость в вопросах обеспечения национальных интересов. Данный орган отличается своей спецификой в силу определенной закрытости, что отграничивает его от других органов государственного управления, действующих также в сфере обеспечения безопасности. Помимо этого, характерные особенности Совета Безопасности обуславливаются не только внутренними, но и внешними факторами, исходящими от международного сообщества.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильев С. Новые подходы к пониманию безопасности России // Обозреватель. 1999. № 3. С. 41.

  2. Рыбалкин Н. Н. Природа безопасности: дис. ... канд. философ. наук. М., 2006. С. 21.

  3. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27. Ст. 5351.

  4. Никитина Л. К. Законодательное обеспечение национальной безопасности в современной России // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. № 4. С. 57.

  5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 5.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 №1-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек. (№ 237); 2020. 4 июля. № 144.

  6. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (с изм. и доп. от 9 ноября 2020 г. № 365-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2; 2020. № 46. Ст. 7209.

  7. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31 июля 2020 г. № 264-ФЗ) // СЗ РФ. 2014. № 26. Ст. 3378; 2020. № 31. Ст. 5023.

  8. Никитина Л. К. Законодательное обеспечение национальной безопасности в современной России // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. № 4. С. 56.

  9. Пономаренко Я. А. Роль Совета Безопасности России в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. 2016. № 11. С. 120.

  10. Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 2020 года № 175 «О некоторых вопросах Совета Безопасности Российской Федерации» (с изм. и доп. от 28 декабря 2020 г. Указ Президента РФ № 819) // СЗ РФ. 2020. № 10. Ст. 1323; 2021. № 1. Ст. 84.

  11. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (с изм. и доп. от 9 ноября 2020 г. № 365-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2; 2020. № 46. Ст. 7209.

  12. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31 июля 2020 г. № 264-ФЗ) // СЗ РФ. 2014. № 26. Ст. 3378; 2020. № 31. Ст. 5023.

  13. Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 2020 года № 175 «О некоторых вопросах Совета Безопасности Российской Федерации» (с изм. и доп. от 28 декабря 2020 г. Указ Президента РФ № 819) // СЗ РФ. 2020. № 10. Ст. 1323; 2021. № 1. Ст. 84.

  14. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27. Ст. 5351.

  15. Карпов В. И., Павлов Д. Б. Основы обеспечения безопасности личности, общества и государства. М. 2017. С. 127.

  16. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27. Ст. 5351.

  17. Елфимова О. С. Национальная безопасность в теории законодательства России // Lex Russica. 2016. № 10. С. 18.

  18. Зеленков М. Ю. Правовые коллизии категориального аппарата национальной безопасности Российской Федерации // Расследование преступлений: проблемы и пути их решений. 2016. № 4. С. 56.

  19. Байдина Т. Е., Лобцова О. В. Факторы эффективности национальной безопасности Российской Федерации: коррупциогенный фактор как дестабилизатор системы управления безопасностью // Вестник Забайкальского государственного университета. 2013. № 3 (94). С. 54.

  20. Зеленков М. Ю. Правовые коллизии категориального аппарата национальной безопасности Российской Федерации // Расследование преступлений: проблемы и пути их решений. 2016. № 4. С. 50.

  21. Челпанченко О. А. Взаимодействие и координация органов исполнительной власти в сфере обеспечения национальной безопасности // Административное и муниципальное право. 2020. № 2 (50). С. 53-58.

  22. Копытов А. Д. Актуальные вопросы существования и деятельности Совета Безопасности Российской Федерации: состав, основные задачи, юридическая сила принимаемых решений // Научный электронный журнал «Меридиан». 2019. № 7. С. 33-35.

Просмотров работы: 273