Введение
Целью нашего исследования является комплексное правовое исследование проблем реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь в Российской Федерации, совершенствование законодательства и практико-ориентированной деятельности.
Предмет исследования составляют нормы конституционного и иных отраслей российского права, регулирующие отношения в сфере медицинской помощи, акты международного права, устанавливающие стандарты в области гарантий обеспечения, принципов реализации и механизмов защиты права граждан на медицинскую помощь.
Для достижения данной цели мы определили задачи, которые необходимо решить в ходе исследования:
1. Определить понятие и содержание права граждан на медицинскую помощь, а также место данного права в системе прав и свобод человека и гражданина;
2. Проанализировать законодательство Российской Федерации, регулирующее правоотношения в сфере охраны здоровья и международно-правовые стандарты в области обеспечения права граждан на медицинскую помощь;
3. Исследовать общие принципы реализации и систему современных гарантий, обеспечивающих право граждан на медицинскую помощь в Российской Федерации;
4. Выявить основные проблемы использования механизмов защиты конституционного права граждан на медицинскую помощь;
5. Проанализировать основные тенденции развития российского законодательства и выработать предложения по его совершенствованию в сфере обеспечения и реализации права граждан на медицинскую помощь.
Актуальность темы исследования :
В современном российском обществе существует проблема качественной и своевременной медицинской помощи. В больницах огромные очереди, записаться на прием к врачу бывает очень трудно, так как ждать придется не один – два часа, а сутки и более. И эти сутки могут оказаться «роковыми». Но даже если удалось попасть на прием к доктору, вы не можете быть уверены, что вам будет оказана качественная медицинская помощь.За последние 15 лет, в процессе формирования рынка медицинских услуг, уровень качества оказания медицинской помощи снизился. Как следствие, отмечаются нередкие случаи нарушения и несоблюдения права граждан РФ на медицинскую помощь и, в частности, непредоставление всего объема бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, что преимущественно связано с недостатком финансирования государственной системы здравоохранения. В результате граждане вынуждены оплачивать часть своего лечения из собственных средств. Указанная проблема усугубляется низкой заработной платой медицинских работников, которая вполне соизмеримо воспринимается как малоценность труда врача; сокращением лечебных коек в государственных учреждениях здравоохранения; значительным сокращением подготовки числа врачей и медсестер в государственных медицинских университетах и медицинских училищах. Так, по данным статистических докладов Всемирной организации здравоохранения, Российская Федерация занимает 53 место в мире по поддержке охраны здоровья населения . Все это обуславливает бесспорную актуальность изучения вопросов современного состояния конституционного права граждан на медицинскую помощь под углом зрения его практической реализации .
1. Право граждан на медицинскую помощь: понятие, содержание, место в системе прав и свобод человека и гражданина
С развитием цивилизации охрана здоровья перестала быть делом каждого конкретного человека, но превратилась в проблему всего общества. Большинство развитых стран в настоящее время социально-ориентированы. Одной из важнейших функций государства стала охрана безопасности граждан, их жизни и здоровья. Государство заботится о здоровье людей с помощью различных механизмов (от бесплатного оказания скорой помощи до обязательного медицинского страхования). В Конституции Российской Федерации среди прочих социальных гарантий содержится закрепление права на охрану здоровья (статья 41). Таким образом, наше государство берет на себя обязанность по грамотному и эффективному регулированию этой сферы. Однако далеко не вся нормативная база отвечает современным международным стандартам в этой сфере, а правовая регламентация и правоприменительная практика позволяет судить о множестве проблем. Например, доступ к бесплатной профилактике и реабилитации открыт не для всех категорий населения, а сфера оказания платных медицинских услуг нуждается в дополнительном правовом регулировании вопросов оценки качества таких услуг.
Для того, чтобы непосредственно разобраться в содержании конституционного права на медицинскую помощь, следует выделить определяющие характеристики, к которым относятся: а) доступность; б) качество.
Закрепление этих аспектов гарантирует сохранение и защиту одной из главных ценностей – здоровья населения. Итак, право на охрану здоровья и медицинскую помощь – это разновидность основных (конституционных) социальных прав человека. Содержанием этих прав является гарантирование оказания бесплатной медицинской помощи гражданину в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь – общепризнанная норма международного права, закрепленная во Всеобщей декларации прав человека.
На практике это определение не всегда действует. Примеры самые доступные, в подобных ситуациях оказывались многие граждане. Медицинская реабилитация в 80% не осуществляется должным образом, не выдаются путевки на санаторно-курортное лечение даже людям с серьезными заболеваниями. Немаловажную роль играет продолжительность жизни населения. Государство должно вырабатывать новые социальные меры, направленные на продолжительность жизни, поддержание здоровья, так как принятые ранее нормы, не действуют или соблюдаются лишь формально, например, статья 30 Закона «О профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни» действует лишь в немногих организациях.
Следует сказать о том, что сложность в раскрытии содержания права на медицинскую помощь состоит в том, что это очень широкая и не ограничивающаяся лишь мерами медицинского характера категория, так как здоровье населения является одним из основных социальных ценностей всего общества. В содержание права на медицинскую помощь входят и другие аспекты, которые носят не только правовой характер и которые также направлены на укрепление, сохранение и восстановление физического, психического и социального благополучия.
2.Проблемы правового регулирования права граждан на медицинскую помощь в международных и национальных нормативно-правовых актах
Закрепление в Конституции Российской Федерации не только права на охрану здоровья, но и права на медицинскую помощь позволяет заметно шире рассматривать данные правоотношения. Указание на медицинскую помощь в полной мере способствует раскрыть возможности охраны здоровья через систему оказания медицинских услуг. Однако, двойное закрепление данных прав зачастую вызывает много дискуссий в отечественной правовой науке, так как многими данные понятия соотносятся как общее и частное. Однако, право на медицинскую помощь является самостоятельным и независимым правом граждан, но, как и любое социально-экономическое право, оно не может являться абсолютным, что непосредственно влияет на сложность его реализации
Понятие «права на медицинскую помощь» часто совмещается с понятием «охраны здоровья» в законодательстве Российской Федерации, что негативно сказывается на его реализации.
Помимо этого, выделение только двух критериев «доступности и качества медицинской помощи» в законодательстве Российской Федерации, на наш взгляд, является недостаточной характеристикой содержания права граждан на медицинскую помощь. Таким образом, необходимо правовое закрепление и следующих характеристик медицинской помощи: адекватность как показатель соответствия технологии медицинского обслуживания потребностям граждан; преемственность и непрерывность оказания медицинской помощи как координация деятельности в процессе оказания медицинской помощи пациенту в разное время и разными субъектами; эффективность и действенность как соответствие фактически оказанной медицинской помощи оптимальному для конкретных условий результату; ориентированность на пациента, его удовлетворенность; безопасность и отсутствие вредных воздействий для жизни и здоровья пациента с учетом особенностей конкретного случая; своевременность, оказание медицинской помощи по мере необходимости; отсутствие врачебных ошибок, затрудняющих выздоровление или увеличивающих риск прогрессирования заболевания или появления нового; научно-технический уровень медицинской помощи и применяемых методов лечений, диагностики и профилактики заболеваний.
Логически систему законодательства в сфере здравоохранения можно поделить на несколько уровней. Первый уровень – это федеральные законы, непосредственно, регулирующие сферу здравоохранения. Основным законом, регулирующим отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» который определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти .
Второй уровень – это отдельные федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, регулирующие специальные сферы и направления деятельности в области здравоохранения. В данный перечень входят вопросы оказания платных медицинских услуг, также вопросы стандартизации и порядка оказания медицинских услуг, вопросы медицинского страхования, вопросы утверждения лекарственных препаратов и порядка их предоставления и тд. Например Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Структура законодательства Российской Федерации в сфере оказания медицинской помощи на данный момент не является сформировавшейся и не носит четкий характер, так как большинство вопросов регулируются не только на федеральном уровне, но и на региональном, а также местном уровне. Животрепещущим вопросом является отсутствие норм, закрепляющих полный перечень прав и обязанностей пациентов и врачей, а также иных субъектов медицинской деятельности, но в то же время прослеживается тенденция разделения данной сферы на некоторые блоки. Немаловажным является тот факт, что при наличии большого количества нормативно-правовых актов, они действуют достаточно изолировано друг от друга, соответственно встает вопрос об их действенности и необходимости объединения нормативных актов.
В силу федеративного устройства нашего государства регулирование сферы здравоохранения находится также и в руках региональных властей. Законы субъектов Российской Федерации выступают не столько в роли дополнительного фактора, сколько выступают в роли фактора конкретизации уровня законодательства, исходя из экономического, политического и культурного уровня развития региона.
Таким образом, необходимость систематизации нормативной базы в сфере здравоохранения на данном этапе развития является явной. Но развитие национального законодательства в данной сфере затруднено многими факторами. Во-первых, данная сфера является комплексной и включает в себя несколько отраслей, это предопределено многогранностью деятельности субъектов оказания медицинской помощи, и охрана здоровья – это совокупность не только медицинских, но и экономических, политических, культурных, санитарных, экологических и других мер. А также немаловажную роль играют организационные меры, которые получили наименьшее регламентирование в национальном законодательстве.
Во-вторых, происходит постоянное увеличение нормативно-правовых актов. С одной стороны, это свидетельствует об усилении правового регулирования, а с другой – приводит к усложнению использования норм и недействительности многих из них. Сложностью является также определение круга вопросов между подзаконным регулированием и регулированием непосредственно законодательными актами.
В-третьих, совершенствуя систему нормативного обеспечения сферы здравоохранения, следует не забывать о финансовом и организационном обеспечении данной сферы. Следовательно, требуется создать стабильный механизм, который будет обеспечивать доступность медицинской помощи для граждан. Данная работа должна проводиться не только на федеральном уровне, но и во взаимодействии с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Необходимо решить вопрос низкого уровня законодательной и правотворческой техники на региональном и местном уровне, так как сфера здравоохранения требует специализированных знаний в данной области, что непосредственно скажется на качестве принимаемых нормативно-правовых актах.
Как отмечалось ранее, здоровье является одной из наивысших ценностей всего человечества, поэтому закрепление прав на охрану здоровья и медицинскую помощь нашли свое отражение также и в международно-правовых актах. Однако, прийти к единообразному пониманию здоровья и закреплению данной сферы в правовом поле, достаточно сложно. Многие международные и региональные нормативно-правовые акты закрепляют данные категории абсолютно по-разному, в данных актах содержатся различные формулировки и понятийный аппарат. Кроме того, в международных правовых актах встречаются различные юридические конструкции, которые имеют сходное значение, но затрудняют общее определение здоровья, как естественной и социальной ценности человечества.
Также немаловажным фактором является выделение права на медицинскую помощь как коллективного права, которое регулирует правовое положение не отдельных субъектов, а всего населения, и как индивидуального права, которое видится в непосредственной обязанности государства принимать меры по обеспечению осуществлению и реализации данного права в пределах своей страны. Данные отношения существуют на протяжении развития всего общества в целом, так как человек всегда был заинтересован в сохранении своего физического и психического здоровья. Однако, законодательное закрепление эта сфера получила значительно позднее, и важно, что регулирование этих вопросов находится еще на стадии становления, так как современная правовая регламентация не является идеальной и завершенной, поскольку общество развивается, происходит постоянный прогресс, за которым зачастую законодатель не успевает адекватно быстро реагировать.
3. Перспективы развития российского законодательства в сфере обеспечения и реализации права граждан на медицинскую помощь
Реализация закрепленного Конституцией Российской Федерации права на медицинскую помощь имеет на практике достаточное количество вопросов, связанных как с правовыми аспектами, так и с иными. Помимо Конституции РФ следует обратиться к нормам Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В статье 6 этого закона отстаивается «приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи» и указывается, что «приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации» .
Таким образом, первой проблемой реализации данного права является соотношение с этическими аспектами врачебной и медицинской деятельности. Согласно рассматриваемой статье от врача требуется не просто «продавать свою услугу», как предполагает законодательство, но делать это с соблюдением этических и моральных норм. По-видимому, здесь имеется в виду не только исполнение медицинского этикета, а нечто большее. Законодатель не указал о каких принципах и правилах медицинской этики говорится в данном случае. Проблема оказания медицинской помощи как услуги и регулирование многих вопросов законодательством о защите потребителей отодвигают этические и моральные вопросы на задний план. Программы и проекты развития здравоохранения в Российской Федерации не затрагивают этот вопрос и не способствуют его разрешению.
Вопросы соотношения взаимосвязи врача и пациента как клиента и субъекта, предоставляющего услуги являются весьма спорными. Обращаясь к практике, Верховный Суд Российской Федерации практически всегда встает на сторону пациентов, возлагая на врача бремя доказывания своей невиновности, однако данные споры зачастую носят длительный и неоднозначный характер. Например, при рассмотрении медицинских споров в порядке гражданского судопроизводства было удовлетворено почти 60% от общего количества рассмотренных исковых заявлений, основная часть которых была связана непосредственно с вопросами оказания медицинской помощи. Наиболее сложный процесс характерен для уголовного судопроизводства, так как преступления носят разноплановый характер: по неосторожности; вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих должностных обязанностей; повлекшие смерть или причинение тяжкого вреда здоровью; неоказание помощи. Однако анализ статистических данных невозможен, так как данные преступления не выведены правоохранительными органами в отдельную статистику.
По данным Следственного Комитета Российской Федерации, количество преступлений, связанных с врачебными ошибками ежегодно возрастает. Так, в 2020 году количество данных преступлений возросло в 11 раз по сравнению с 2018 годом. Если сравнивать десятилетнюю статистику, то показатель уровня жалоб в сфере медицинского права возросло более чем в три раза. Большинство врачей (более 70%) обвинялись в причинении смерти по неосторожности, в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (более 10%), а также в причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности (около 6%), оставшаяся часть приходится на халатность и неоказание помощи больному.
В гражданском процессе ответчиком по делу выступает медицинская организация, однако в уголовном праве ответственность носит исключительно персонифицированный характер. В российском законодательстве не закреплено понятие «врачебная ошибка», однако данное основание вытекает из качественности оказываемой медицинской помощи. Однако, практика привлечения к уголовной ответственности врача за нарушение норм оказания медицинской помощи является достаточно обширной.
В своем развитии медицинское правосудие прошло огромный период, вопросы о выделении медицинской юстиции ставились еще в XX веке, вопросы создания правосудия, связанного с психическим здоровьем, и выделения специализированных судов в зарубежных странах. Многие ученые цель медицинской юстиции видят в защите прав не только пациентов, но и врачей, поэтому рассмотрение вопросов медицинского правосудия затрагивают сразу несколько аспектов:
1) моральный (этический) аспект – это отношения непосредственно между врачом и пациентом. Сложность этих отношений заключается в невозможности полной координации и регулирования в силу огромного значения человеческого фактора.
2) экономический аспект – это финансовые правоотношения, связанные со стоимостью оказания специализированных услуг в случае разрешения медицинских споров;
3) юридический аспект – это вопросы самой сущности и правового регулирования медицинского правосудия в целом.
Моральный (этический) аспект является довольно спорным и сложным, так как многие вопросы регламентации и стандартизации оказания медицинской помощи могут быть нарушены в целях сохранения жизни и здоровья пациента.
В Российской Федерации для разрешения споров по поводу оказания медицинской помощи приходится использовать сразу две ветви – непосредственно нормативно-правовые акты, регулирующие медицинские аспекты и акты, регулирующие положение потребителей. Возникает вопрос о том, что согласно последнему, потребитель всегда прав, соответственно, при рассмотрении дела чаша весов зачастую на стороне пациента. Поэтому возникновение «медицинских судов», «правосудия в сфере охраны здоровья и оказания медицинских услуг» все чаще обсуждается не только отечественными, но и зарубежными научными деятелями. Но данный вопрос является довольно сложным, потому что речь идет не о материальном праве, а об огромном пласте специализированного процессуального права, то есть о медицинской юстиции.
Так называемая медицинская юстиция, в первую очередь, будет отвечать и за профилактику правонарушений и преступлений при оказании медицинской помощи, а также за реабилитацию, как пациентов, так и врачей, которые в какой-либо степени пострадали от конфликтов в процессе оказания медицинской помощи. В целом, основной ценностью медицинской юстиции является защита не только пациента, но и врача, в защите их прав, как особых субъектов правоотношений.
Почему необходима медицинская юстиция? Во-первых, в связи с переходом к рыночным отношениям, развитием платной медицины, происходит подмена понятий «медицинская помощь» и «медицинская услуга», что влечет обесценивание труда врача, и отношение к нему, как к субъекту, предоставляющему услуги. Это непосредственно отрицательно влияет на моральные и этические качества, которыми должен обладать представитель медицинской организации, а также ставит в зависимое положение врачей и медицинский персонал, перекладывая бремя доказывания своей невиновности на них. Во-вторых, в результате вышеизложенного в обществе закладывается недоверие и недовольство медицинским обслуживанием, что отрицательно сказывается на общей культуре населения и на развитии его самосознания.
Таким образом, можно сделать вывод, что медицинская юстиция несет в себе несколько немаловажных задач. Она должна способствовать развитию отношений между врачом и пациентом, выстраиванию доверительных отношений на основе взаимной ответственности. Во всем мире с каждым годом все больше показывается актуальность дискуссии по правовым вопросам в сфере здравоохранения.
Для их решения необходим определенный опыт, который будет опираться не только на теоретические знания и систему законодательства, но и на моральные и этические вопросы, связанные с непосредственной профессиональной деятельностью врачей и иных медицинских работников, а также необходимо повышение уровня правовой культуры населения, которое является основным потребителем медицинских услуг.
Заключение
На уровне национального регулирования права граждан на медицинскую помощь более остро стоит вопрос стандартизации сферы медицинских услуг. Важность вопроса обусловлена одним из главных характеристик медицинской помощи – качеством. Так, в отсутствии стандартов оказания медицинской помощи является невозможным ее оценка как самими медицинскими работниками и организациями, так и пациентами, и другими контрольно-надзорными органами.
В идеальном отношении система стандартов должна непосредственно предусматривать обязательный перечень процедур, необходимых для полного и всестороннего оказания медицинской помощи с точки зрения ее качества. Данный перечень обязательно должен в себе содержать минимальные требования к условиям оказания медицинской помощи. Стандарты должны быть единообразными, основанными на опыте с учетом последних научных открытий в сфере здравоохранения.
Сказанное позволяет прийти к выводу, что система стандартов должна быть максимальна удобна и доступна для использования не только медицинскими работниками, но и самими пациентами, поэтому для использования стандартов необходимо иметь достаточно развитое информационное сопровождение в виде удобных баз данных и иных программ, способствующих грамотному и своевременному оказанию медицинской помощи.
Огромную роль в развитии гарантий права на медицинскую помощь играют не только государственные органы, но и иные общественные организации, ассоциации по защите прав пациентов, этические комитеты врачей и другие. Гарантии при права граждан на медицинскую помощь – это не только государственный механизм, имеющий контрольно-карательную и правовосстановительную функции, это взаимодействие с негосударственным сектором, который работает сразу в нескольких направлениях взаимодействия: с лечащим врачом; с должностными лицами медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь; с государственными органами; с негосударственными органами.
Распространение медицинских споров является объективным фактором развития правоотношений в данной сфере, однако зачастую разрешение данных конфликтных ситуаций бывает очень сложным, а итоговые решения одиозными. Помимо основных форм разрешения споров существуют различные альтернативные вариации. Конфликты в сфере здравоохранения осложняется узкой специализацией медицины, так как судьи не обладают компетентными знаниями в области медицины, что в свою очередь, может поставить огромный вопрос в легитимности принимаемого решения. Поэтому практически все споры решаются с помощью независимой медицинской экспертизы, что многими учеными зачастую оценивается как отдельный вид альтернативного регулирования споров.
Становится острым вопрос развития альтернативного разрешения споров. Развитие институтов третейского разбирательства видится действенным на постоянной основе при различных медицинских ассоциациях (стоматологических, педиатрических и других), в которых будет участвовать квалифицированный специалист, базирующийся исключительно на спорах медицинского характерам. Исходя из вышеизложенного, актуальной является проблема о создании медицинской юстиции в Российской Федерации, которая должна способствовать всестороннему развитию отношений между пациентом и врачом, а также между медицинскими и страховыми организациями и вышеуказанными субъектами. Основная задача медицинской юстиции помимо этого видится в быстроте разрешения конфликтов, в повышении общего уровня правовой культуры населения в рамках реализации и защиты своих субъективных прав, в частности в сфере здравоохранения.
Важно отметить, что проблемой разрешения многих конфликтов в сфере здравоохранения является отсутствие специализированных субъектов – медиаторов, адвокатов, отдельных юридических ассоциаций и учреждений, специализирующихся именно в сфере медицинского законодательства и обладающих компетентными знаниями в определенной области, которые позволят быстрому и более легитимному разрешению споров. Поэтому важна не только институциональная перестройка, но и кадровая, способствующая большему профессионализму и компетентности субъектов.
Медицинская юстиция способствует не только быстрому и менее затратному разрешению споров в сфере оказания медицинской помощи, но и рациональности сути этих решений. Ведь на чаше весов не только безопасности пациента, сохранение его здоровья и жизни, но и профессиональная судьба самого врача. Во всем мире с каждым годом показывается все больше актуальность дискуссии по правовым вопросам в сфере здравоохранения. Для их решения необходим определенный опыт, который будет опираться не только на теоретические знания и систему законодательства, но и на моральные и этические вопросы, связанные с непосредственной профессиональной деятельностью врачей и иных медицинских работников.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [федер. закон: принят Гос. Думой 23 декабря 2013 г.: одобр. Советом Федерации 25 декабря 2013 г.: по состоянию на 11 июня 2021 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2013. – № 52. – Ст. 7007.
3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 1 ноября 2011 г.: одобр. Советом Федерации 9 ноября 2011 г.: по состоянию на 2 июля 2021 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2011. – № 48. – Ст. 6724.
4. Об обязательном медицинском страховании: [федер. закон: принят Гос. Думой 19 ноября 2010 г.: одобр. Советом Федерации 24 ноября 2010 г.: по состоянию на 22 февраля 2021 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2010. – № 27. – Ст. 5353.
5. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [федер. закон: принят Гос. Думой 21 апреля 2006 г.: одобр. Советом Федерации 26 апреля 2006 г.: по состоянию на 27 декабря 2018 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2006. – № 19. – Ст. 2060.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: [федер. закон: принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г.: одобр. Советом Федерации 26 декабря 2001 г.: по состоянию на 17 мая 2021 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 1. – Ст. 1.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации [федер. закон: принят Гос. Думой 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации 5 июня 1996 г.: по состоянию на 8 апреля 2021 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.