ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА-НАШЕ ЗДОРОВЬЕ.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА-НАШЕ ЗДОРОВЬЕ.

Ивания Д.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Винзилинская средняя общеобразовательная школа им Г.С.Ковальчука
Дик Е.В. 1
1МАОУ Винзилинская СОШ им Ковальчука
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Содержание

1. Введение

  • актуализация;

  • гипотеза;

  • цель;

  • задачи;

  • этапы работы;

3

2.Изучение термина «осанка» в различных словарях.

4

3.Значение осанки для организма.

5-6

4.Факторы, влияющие на нарушение осанки.

  • питание;

  • неправильно подобранные и тяжёлые школьные сумки;

  • неправильная поза;

  • отсутствие или недостаток физических нагрузок;

  • режим труда и отдыха;

7-12

5.Работа над своей осанкой.

  • практическая значимость работы;

  • результативность исследования;

  • перспектива исследования;

13

6.Заключение.

14

7.Список используемой литературы.

15

8.Приложения.

16

1.Введение

Актуализация.

Быть здоровым и красивым мечтает каждый человек на Земле. А красоту и здоровье нашему телу придаёт ровный позвоночник. После прохождения медосмотра в начале 2015-16 учебного года мы узнали, что 80% учеников нашего класса имеют неправильную осанку. Оказалось, что проблема осанки актуальна во всей школе, ведь у 73% учеников школы нарушена осанка. С каждым годом ситуация ухудшается. Из беседы с детским врачом Манякиным В.Я. (приложение 1) мы узнали, что возможностей заработать искривление позвоночника масса: начиная с неудобной школьной парты и заканчивая редкими посещениями окулиста. А ведь именно в это время у мальчиков и девочек идет усиленный рост и формирование скелета. От того, насколько правильным останется положение позвоночника, зависит не только будущая красота, но и наше здоровье в целом. Мы решили изучить все стороны этого вопроса, заострить внимание на этой проблеме и попытаться поправить создавшееся положение.

Гипотеза: Правильная осанка – это не только красота, но и наше здоровье. И если мы будем укреплять и сохранять своё здоровье, то будем иметь правильную осанку.

Цель: Показать значение правильной осанки человека, как необходимое условие нормального развития организма.

Задачи:

1.Уточнить и расширить представление об осанке в дополнительной литературе, интернете, у медицинских работников.

2. Выявить факторы, влияющие на осанку учащихся класса:

  • Проанализировать условия учёбы и отдыха, пищевые предпочтения.

  • Обследовать школьные сумки по параметрам: наличие ранцев, вес, материал, ширина ремней.

  • Выявить соответствие ежедневного комплекта учебников и принадлежностей учеников физиолого-гигиеническим нормативам.

  • Сравнить полученные данные с санитарными нормами и правилами.

3. Определить причины нарушения осанки учеников нашего класса.

4. Узнать какие методы по исправлению осанки существуют.

5. Ознакомить учеников школы с рекомендациями специалистов по сохранению и исправлению осанки.

Этапы работы:

  1. Изучение медицинской литературы, работа с различными словарями.

  2. Анализ собранной информации.

  3. Выявление факторов, влияющих на нарушение осанки одноклассников.

  4. Консультации с учителем Дик Еленой Владимировной, специалистом по лечебной физической культуре Дербенёвой Валентиной Александровной, с детским педиатром Манякиным Виктором Яковлевичем.

  5. Выработка рекомендаций на тему «Предупреждение искривления позвоночника» для учащихся нашего класса.

2.Изучение термина «осанка» в различных словарях.

Свое исследование мы начали с изучения термина «осанка» в различных словарях.

В медицинском словаре написано, что «осанка – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника, при несколько выступающей груди и слегка втянутом животе»

Из толкового словаря С.И. Ожегова мы узнали, что «корень слова осанка – «сан». Родственные слова – сан, сановник, приосаниться. Под «осанкою» разумеют стройность, величавость, приличие и красоту.

В толковом словаре живого великорусского языка В.И. Даля сказано: «Сан – высокий чин или звание, знатная должность, жалованное достоинство, почет. По сану и честь. Каков сан, таков и почет. Старинное – стан, осанка, рост. У вельможи все сановничьи приемы. Сановитый, осанистый, взрачный, видный, рослый и статный». В.И. Даль определял хорошую осанку как «сочетание стройности, величавости, красоты» и приводил русскую народную пословицу: «Без осанки конь – корова».

В словаре Д.Н. Ушакова, «осанка – внешность, манера держать свою фигуру. Грозен осанкой и пышен нарядом». Таких красивых высказываний много в художественных произведениях русских писателей.

А в современном толковом словаре Т.Ф. Ефремовой, «осанка – манера держаться». Так обычно говорят о стройности и представительности. Здесь же вспомнились слова из другой сказки, которую написал А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»:

А сама – то величава,

Выступает, будто пава

А. С. Пушкин завещал: «Прекрасное должно быть величаво».

В современном толковом словаре Т.Ф. Ефремовой слово «величавый – преисполненный торжественной красоты, величия, имеющий внушительный вид: высокий рост, горделивую осанку».

3.Значение осанки для организма.

Из беседы с детским врачом Манякиным В.Я., мы узнали, что, к сожалению, сколько бы нам ни твердили о том, что «спина должна быть прямой», мало кто обращает внимание на свою осанку. И совершенно напрасно! Ведь причиной многих заболеваний становится именно нарушение осанки, т.к. состояние позвоночника влияет на состояние внутренних органов.

Позвоночник может быть «виновен» в возникновении болей в спине и груди, суставах и мышцах, головных болей и головокружений, заболеваний почек и расстройств желудочно-кишечного тракта, проблем со зрением и т. д. Но человек, как правило, не связывает эти симптомы с позвоночником, в частности, с его искривлением, а продолжает глотать лекарства, избавляясь от боли, но не от причины. Кстати, нарушение осанки не только вредит здоровью, но и просто не слишком красиво (вспомните, как выглядит сутулый человек).

Изучая литературу, мы узнали, что П. Брэгг (американский биолог, диетолог) выделял 4 вида осанки (приложение 2):

1. Хорошая осанка. При такой осанке голова, туловище и бедра расположены на одной прямой линии, грудная клетка слегка выдвинута вперед и вверх, живот втянут, спина нормально изогнута.

2. Посредственная осанка. Голова выдается вперед, живот немного выпячен, изгиб верхней части спины излишне подчеркнут, поясница слегка впалая.

3. Плохая осанка. Для такой осанки характерна расслабленность, в том числе живота, лопатки при этом торчат, поясница впалая.

4. Очень плохая осанка. При такой осанке голова сильно выдается вперед, верхняя часть спины излишне изогнута, живот расслаблен, грудная клетка и поясница впалые [5].

Правильная осанка формируется с первых дней жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу.

У здорового ребенка к 7 годам позвоночник приобретает нормальную форму.

Нарушение осанки – понятие, означающее различные искривления позвоночника (приложение 3):

  • лордоз (искривление выпуклостью вперед),

  • кифоз (искривление выпуклостью назад),

  • сколиоз (искривление выпуклостью вбок) впервые ввел древнегреческий ученый и врач Гален. Наиболее частой деформацией позвоночника у детей является сколиоз.

Сколиоз – это боковое искривление позвоночника, сочетающееся с его поворотом (торсией). По тяжести деформации различают 4 степени сколиоза. Диагноз сколиоза должен быть подтвержден рентгенологическим исследованием. Своевременное распознавание сколиоза чрезвычайно важно, т.к. ранее и систематическое его лечение может предупредить прогрессирование искривления.

Учёные утверждают, что малейшее нарушение в позвоночнике отрицательно сказывается на состоянии других органов, даже может привести к разладу (дисгармонии) между физическим и психическим состоянием.

На ранних стадиях с искривлением можно справиться такими методами лечения, как:

  • Здоровое рациональное питание.

  • Физиотерапевтические общеукрепляющие процедуры.

  • Лечебная физкультура.

  • Лечебный массаж.

  • Плавание.

  • Корсетолечение.

  • Мануальная терапия.

Главное, чтобы лечение спины и позвоночника было направлено на причину, вызвавшую искривление!

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что осанкой называют, как умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в положении сидя, лежа и во время ходьбы, так и саму эту правильную позу. Правильная осанка зависит от нормального развития позвоночника.

А чтобы иметь красивую правильную осанку нужно научиться правильно не только стоять, но и сидеть, ходить, лежать. Что это значит? Это значит постоянно следить за собой, пока правильная осанка не станет «второй натурой». Другими словами, спина, не зависимо от того, чем занимаешься, всегда должна быть прямой. Научившись это делать «автоматически», можно избавиться от многих проблем, связанных с позвоночником.

Не стоит забывать и о том, что хорошее настроение и правильное питание и постоянно выполняя комплекс упражнений тоже важны.

4.Факторы, влияющие на нарушение осанки.

В классе с самого первого дня занятий висит плакат «Сиди прямо». Учительница Елена Владимировна в течение всех уроков повторяет: «Сели ровно», «Выпрямили спины», «Ноги под столом поставили правильно», «Носы от тетрадей оторвали» и так без конца и края (приложение 4). Действие это имеет, но не долго. А почему? Спросив у ребят, выяснили, что многие не понимают зачем это им надо, у них вроде все нормально, спина не болит (так ответили 20 из 29 учеников класса). Данные медицинского осмотра их тоже не убедили. Несколько ребят даже сказали, что врачи могут ошибаться! Что же делать, чтобы убедить ребят следить за своей осанкой без напоминаний?

Подготовили классный час, на который пригласили врача-педиатра. Он рассказал, что влияет на нарушение осанки человека. В свою очередь, мы рассказали обо всём интересном, что узнали по теме из литературы. Совместно провели эксперимент: проверили осанку доступными для нас способами. В результате мы:

  1. Убедились, что врачи правы – у многих из нас «кривые» спины (наши результаты совпали с диагнозом врачей).

  2. Ребята с искривлённой осанкой увидели, в чем именно её «неправильность» и как можно её тренировать.

  3. Многие ребята дома проверили осанку у своих родных!

Изучая литературу, посвящённую данной проблеме, мы узнали, что на формирование неправильной осанки влияют многие факторы: питание, режим труда и отдыха, занятия спортом, вес школьной сумки и т.д. Интересно, а какие факторы влияют на осанку ребят нашего класса?

Для ответа на этот вопрос провели анкету среди одноклассников и выяснили, что

  • завтракают перед школой 10 чел.;

  • витамины с минеральным комплексом пьют 12 класса;

  • рыбу и молочные продукты ½ класса не любит (за исключением йогуртов и молочных коктейлей).

  • домашнюю утреннюю гимнастику делают 8 человек;

  • у телевизора мои одноклассники в основном проводят от 1,5 часов и более;

  • телевизор смотрят лежа на диване (16 чел.), сидя в кресле (13 чел.) и лишь 11 чел. лежа на полу!

  • специальные компьютерные кресла у 16 из 28 ребят, имеющих дома компьютер;

  • с ранцами в школу ходят 23 ученика;

Фактор: питание

Среди всех факторов и причин важную роль в воспитании хорошей осанки играет полноценное питание. Недостаток в пище витаминов, минеральных солей отрицательно отражается на состоянии скелета и мышц ребенка и предрасполагает к развитию плохой осанки. Пища должна быть богата витаминами, особенно витаминами Д и С. Витамин Д организм получает с помощью солнечных ванн и даже пребывания на свежем воздухе при пасмурной погоде. Однако в зимний период или при редком пребывании на улице – например, когда мы вместо того чтобы гулять, проводит сутки за компьютером, необходимо также включить в пищу богатые витамином Д продукты – печень трески, семгу, скумбрию, зерновые проростки пшеницы, куриные яйца и молоко. Чтобы обеспечить достаточное потребление витамина С, нужно есть цитрусовые, петрушку, черную смородину, шпинат и зеленый горошек.

В результате наблюдений за ребятами в школьной столовой, можно сказать, что одноклассники в основном все едят всё (в том числе суп, кашу, рыбу и т.д.). Также, многим родители регулярно покупают витамины. Но всё же для профилактики, при помощи взрослых мы нашли в интернете несколько меню для тех, у кого проблемы с позвоночником. Оформили меню в буклет «Питание +». Раздали ребятам и их родителям, чтобы они старались питаться с пользой для здоровья. Может кто-то и воспользуется!

Фактор: неправильно подобранные и тяжёлые школьные сумки

Не раз мне мама говорила: «Какой у тебя портфель тяжелый! В нем что, кирпичи?» На самом деле стоит призадуматься: «Сколько же весит средний портфель ученика?» и «Сколько он должен весить, чтобы не вредить здоровью школьников?»

Заглянем в Интернет!

По мнению врачей-ортопедов, максимальный вес школьного ранца для учеников 1-4-х классов не должен превышать 1,2 кг. А по российским санитарным нормам – общий вес учебников и тетрадей на один учебный день вместе с комплектом школьных принадлежностей и портфелем для школьников первых-вторых классов не должен превышать 2,5 кг, для учеников с третьего по шестой класс — весить около 3 кг (нормы 2003 г.). При этом вес ноши первоклассника (без веса ранца) не должен превышать 2 килограммов. С 1 октября 2010 г. вступили в силу новые санитарные нормы в отношении веса школьных ранцев. По новым правилам для младших классов портфель должен весить не больше одного килограмма!

К производителям школьных портфелей есть свои требования — ранец для школьников младших классов не должен превышать 600 г. Ширина плечевых ремней должна быть не менее 3,5-4,0 см, чтобы не врезались в плечи при носке. Задняя стенка должна быть уплотнена, хорошо прилегать к спине, «держать» позвоночник, не давая ему возможности искривляться.

Интересный факт. По утверждению Американской ассоциации ортопедов ученики не должны носить вес, превышающий 15% их собственного веса, а калифорнийские законы даже предусматривают солидные штрафы для родителей и школ, которые не выполняют требования врачей.

На классном часе детский врач Виктор Яковлевич нам сказал: «Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце. В ближайшем будущем это приведет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания. Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов, особо тяжело это может сказаться на здоровье наших девочек — будущих мам. Вот почему так важно соблюдать установленные СанПиНом требования» (приложение 5).

Оказывается ранец и рюкзак – это не одно и то же!

Несмотря на то, что рюкзаками, как правило, называется все, что носится за спиной, существуют и рюкзачные подвиды. Например, ранец – это рюкзак с жесткой спинкой, крепким днищем и с широкими лямками. Ранец для потребностей школьника подходит лучше всего, поскольку жесткая ортопедическая спинка позволяет оптимально распределять нагрузку на позвоночник и не допустить его искривления.

А вот рюкзаки, которые не держат форму, подходят разве что для ношения сменной обуви, нескольких тетрадей или еще чего-то не слишком тяжелого.

Однако понятия «рюкзак» и «ранец» все чаще смешиваются. Да и очень часто стали изготовлять рюкзаки с жесткой спинкой. Поэтому эти слова часто путают.

Мы поняли, что выбирая между ранцем, портфелем, рюкзаком и сумкой, лучше всего остановиться на ранце. Надо убедить в этом родителей! С мамой выступили на родительском собрании. Рассказали обо всём, что сами узнали. По-моему убедительно.

Таблица 1.

Результаты взвешивания школьных сумок

Имя

учащегося

Материал,

из которого изготовлена школьная сумка

Вес

пустого

портфеля

Вес сумки с ученическими принадлежностями

и учебниками

Вес ученика

1.

Саша Ш.

Плотная непромокаемая ткань, пластмассовые застёжки

600 г

3900 г

28кг

2.

Вика Ш.

Плотная непромокаемая ткань, пластмассовые застёжки

600 г

3800 г

29кг

3.

Артём Т.

Плотная ткань, пластмассовые застёжки

500 г

3200 г

35 кг

4.

Маша С.

Кожезаменитель, металлические застёжки

750 г

выше N

3100 г

24 кг

5.

Варя С.

Кожезаменитель, металлические застёжки

800 г

выше N

4100 г

30 кг

6.

Надя К.

Плотная ткань, пластмассовые застёжки

550 г

4500 г

28 кг

7.

Женя Ч.

Кожезаменитель, металлические застёжки

800 г

выше N

3200 г

29 кг

 

средний вес

 

671,4 г

3685 г

29 кг

Сколько должен весить пустой ранец по санитарным нормам? В ответе по данному вопросу нам поможет СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение 1), а также в Единых санитарно-эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, где отмечено, что вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов.

Из таблицы видим, что некоторые ранцы превышают нормы веса.

Сравним вес школьных сумок с учебниками, тетрадями и прочими принадлежностями ребят нашего класса с другими.

Таблица 2.

Средний вес школьных сумок учащихся начальных классов

Дата

взвешивания

Учащиеся начальной школы

(по желанию)

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

05.10.2015 г.

2510 кг

3025 кг

3115 кг

3685 кг

Вывод. Вес «полного» портфеля-ранца ученика 1 класса (средний показатель по школе)- 2,5 кг, а ученика 2 класса – уже 3, 025кг. Значит, за 1 год наши портфели прибавили в весе на 515 г, а к 4 классу – 1175 кг! Т.е. вес рюкзаков с комплектами у учащихся начальной школы почти в полтора раза превышает допустимые гигиенические нормативы и не соответствует норме у половины учащихся.

Это доказательство того, что надо нам не портфели в руках носить, а ранцы за плечами, чтобы позвоночник не кривился. Лучше всего чтобы родители купили всем «правильные» ранцы. Носить ранец необходимо на спине и двух плечах. При несоблюдении этого правила может быть нанесен серьёзный вред позвоночнику.

Кстати, вес учебной литературы также должен соответствовать СанПиНам «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования» от 2003 года. Согласно им вес учебника не должен быть более:

  • 300 г для 1 – 4 классов;

  • 400 г для 5 – 6 классов;

  • 500 г для 7 – 9 классов;

  • 600 г для 10 – 11 классов.

Но допускается увеличение веса учебника до 10%.

Таблица 3.

Что ж проведём ещё и взвешивание!

Предмет взвешивания

Выявленная масса

Учебник математики + ТПО+РТ

200г+50г+30г

Учебник русского языка ч.1+ТПО+РТ

200г+50г+30г

Учебник русского языка ч.2+ТПО

200г+50г

Учебник литературного чтения +ТПО

200г+50г

Учебник окружающего мира +ТПО

200г+50г

Учебник ОРКС+РТ

250г+30г

Учебник английского языка +ТПО

250г+50г

Дневник

100г

Наш эксперимент по взвешиванию показал, что вес учебников соответствуют нормам. Но если учесть, что ежедневно в портфеле ученика находится 4 учебника с ТПО, рабочие тетради, то получается очень много и тяжело. К тому же в портфеле школьника ещё находятся сменная обувь, папки по труду и рисованию, спортивная форма и обувь, которые «утяжеляют» её. Также очень часто ребята складывают в портфель учебники, предметов которых нет в расписании. Поэтому вес школьной сумки получается достаточно большой. Из таблицы видим, что он достигает 4,5 кг. А по норме вес «полного» портфеля не должен превышать 3 кг.

Вывод. Как видно из таблицы, сумки в нашем классе превышают норму «полного» портфеля. Своим одноклассникам посоветуем:

  • как можно тщательней следите, за тем, что складывают в рюкзак или ранец,

  • чаще наводить в нем порядок (вынимать лишнее).

Ведь ношение тяжестей может вызвать не только искривление осанки, но и раннюю остановку роста.

Фактор: неправильная поза: при сидении за столом (компьютерным, обеденным, школьным), просмотре ТВ и т.д.

В течение 1 дня мы посчитали количество замечаний и напоминаний учителя о посадке за партой.

Таблица 4.

Замечания-напоминания

Уроки

1 математика

2

русский язык

3

литературное чтение

4

английский язык

5

ИЗО

«Сели ровно»

2 раза

2 раза

3 раза

3 раза

-

«Выпрямили спины»

-

2 раз

-

1 раз

-

«Ноги под столом поставили правильно- стульчиком»

2 раза

2 раза

2 раза

1 раз

2 раза

«Головы держим на уровне поставленной руки на локоток»

3 раз

-

2 раза

2 раза

-

Итак, видим, что учителям приходится постоянно напоминать нам о соблюдении правил посадки!

Также негативно сказывается избыточное сидение дома перед телевизором, компьютером, видеоиграми. Многие дети сутулятся во время ходьбы и еды. Стоя необходимо держать голову прямо и высоко. Не выставлять вперед подбородок и не задирать нос.

При ходьбе стопа ставится прямо, сначала земли касается пятка. Идти надо пружинистым средним шагом, который соответствует росту.

В положении сидя надо плотно опираться спиной о спинку стула; сидеть прямо, не сгибая туловища и не наклоняя голову вперед.

Спать надо на плотной и упругой поверхности. Подушка должна быть небольшой и невысокой.

Размер каблучка у младшего школьника должен быть не более одного сантиметра, у старшеклассников – 4-5 сантиметров.

Необходимо правильно сидеть за партой: ноги согнуты под углом в 90 градусов и твердо стоят на полу, спина выпрямлена и поддерживается чуть выше поясницы спинкой стула, руки согнуты в локтях и лежат на парте. Расстояние от глаз до столешницы – не менее 40 сантиметров (приложение 6).

Если ребенок высокого роста, необходимо следить, чтобы он не сутулился при ходьбе и в компании ребят меньшего роста, так же часто дети начинают горбиться при переживании стрессовых моментов. У ребенка должна быть спокойная, комфортная обстановка дома.

Очень важно правильное освещение. При недостатке света за рабочим столом ребенок начнет горбиться, «писать носом».

Фактор: отсутствие или недостаток физических нагрузок.

Узнали, сколько ребят нашего класса занимаются спортом:

  • ходят в спортивные секции – 9 (каратэ, дзюдо, футбол, тэквандо)

  • занимаются танцами (6 чел.)

  • делают по утрам зарядку (8)

  • посещают занятия лечебной физкультурой (17 чел.)

Сопоставила эти данные с результатами медицинского осмотра. Выяснили, что у ребят, «занимающихся спортом» нарушений осанки нет. Но таких, к сожалению, не много. Необходимо убедить одноклассников, что занятия спортом нам полезны и нужны. По возможности посещать 1 раз в неделю бассейн и занятие ЛФК. Лечебная физкультура – важнейшее средство комплексной терапии сколиотической болезни. Поэтому, в рамках проекта, мы попросили специалиста Дербенёву В.А. проводить в нашем классе занятия ЛФК еженедельно. В течение года наш класс почти в полном составе посещают данные занятия, что привело к улучшению самочувствия ребят, на уроках стали получать меньше замечаний по поводу посадки (приложение 7).

Фактор: режим труда и отдыха.

В школе режим труда и отдыха соблюдается. Но дома почти половина класса долго сидят за компьютером или у телевизора, да ещё и в неправильной позе, редко гуляют на свежем воздухе (по данным анкеты).

С чего начинается правильная осанка у школьника? Да и не только у школьника. Исследуя этот вопрос, мы пришли к выводу: правильная осанка начинается с того, что мы делаем дома.

По приходу из школы школьнику просто необходимо полежать минут 30-40 и просто отдохнуть. Еще лучше в это время поспать, это позволит мышцам отдохнуть и выпрямиться позвоночнику. Часок вздремнуть не помешает не только школьникам, но и многим взрослым. У многих людей после обеда наступает спад активности, продолжать работать в это время будет мукой, а вот переждать его, поспав, немного будет в самый раз.

Очень вредно слишком долго засиживался за столом. Уже достаточно того, что в школе полдня проводим за партой. Необходимо делать перерывы, чтобы подвигаться. Хотя бы 10 минут раз в час будет уже неплохо для подрастающего организма.

Вывод. Изучив и проанализировав наиболее распространённые факторы, влияющие на осанку детей в списке для нашего класса остались:

  • Фактор 3. Неправильная поза: при сидении за столом (компьютерным, обеденным, школьным), ходьбе, ношении портфелей, просмотре ТВ).

  • Фактор 4. Отсутствие или недостаток физических нагрузок.

  • Фактор 5. Режим труда и отдыха

Все это можно выразить несколькими словами: «Выпрямись!», «Выполняй физические упражнения!», «Плавай!», «Сам следи за своей осанкой!», «Хорошо и с пользой отдыхай!».

5.Работа над своей осанкой

Итак, в ходе проекта мы выяснили, чтобы сохранить своё здоровье, нужно, прежде всего, работать над собой. Раз в неделю с нами проводят лечебную гимнастику. Конечно, это не так весело, как на уроках физкультуры, но родители и педагоги объяснили нам важность таких занятий. А ещё педагог по лечебной гимнастике Дербенёва Валентина Александровна дала нам несколько полезных советов:

  • как уберечь свой позвоночник от искривления;

  • какие упражнения можно выполнять дома самостоятельно, чтобы его укрепить

Также, один раз в неделю классный руководитель Елена Владимировна возит нас в бассейн на плавание в с/п «Ласточка», ведь специальная гимнастика + плавание = хороший, здоровый позвоночник (приложение 8).

Не упускаем возможности в организации досуга вместе с родителями и в выходные дни: походы в лес, катание с гор, ходьба на лыжах, организация «Весёлых стартов» и т.д.- всё это позволяет укреплять и сохранять наше здоровье (приложение 9).

В ходе исследования выявили основные факторы, влияющие на появление неправильной осанки у одноклассников:

  • неправильная поза при сидении, ходьбе, ношении портфелей, просмотре ТВ и т.д.;

  • отсутствие или недостаток физических нагрузок;

  • несоблюдение режима труда и отдыха.

А самая главная причина неправильной осанки у ребят нашего класса – слабые мышцы спины, которые мы укрепляем и будем укреплять.

Практическая значимость работы.

  • даны полезные советы по сохранению красивой осанки, которые мы нашли в книгах вместе с мамой;

  • познакомили с комплексом упражнений для укрепления мышц спины, который мы разработали вместе с папой;

  • познакомили с комплексом упражнений утренней гимнастики, который подобрала для ребят педагог по лечебной гимнастике;

  • запланировали еженедельные поездки в бассейн;

  • проанализировали вес портфелей и дали рекомендации по ношению «полных» портфелей;

  • стали внимательнее относиться к рациону питания;

  • спланировали досуг выходного дня;

Результативность исследования. Так, совместные усилия взрослых и ребят, ежедневная работа каждого над собой показали положительные результаты при медицинском обследовании, которое проходило в марте этого года. Приятно было узнать, что 9 одноклассников отмечено улучшение. Но всё же у 5 ребят проблемы с осанкой еще остались! Поэтому мы продолжаем работу по укреплению мышц спины. Теперь каждый из нас понимает, что его здоровье в его же руках. Но самое главное для меня - эта проблема стала интересна не только мне одной, а всем ребятам моего класса и нашим родителям.

Перспектива исследования.

Результаты нашего труда по сохранению и укреплению осанки, мы будем сравнивать с прошлогодними каждую весну после проверки класса врачебной комиссией.

6.Заключение.

Работая над проектом, мы выяснили, что такое осанка. Мы рассмотрели правильную осанку и ее значение для здоровья и хорошей учебы.

Можно сделать вывод, что если учащиеся и взрослые будут, невнимательно относится к своей осанке, то в будущем они часто будут болеть различными заболеваниями.

А чтобы иметь красивую правильную осанку нужно научиться правильно не только стоять, но и сидеть, ходить, лежать. Что это значит? Это значит постоянно следить за собой, пока правильная осанка не станет «второй натурой». Другими словами, спина, не зависимо от того, чем занимаешься, всегда должна быть прямой. Научившись это делать «автоматически», можно избавиться от многих проблем, связанных с позвоночником.

Не стоит забывать и о том, что хорошее настроение и правильное питание и постоянно выполняя комплекс упражнений тоже важны.

В начале своей работы мы предполагали, что правильная осанка – это не только красота, но и наше здоровье. И если мы будем укреплять и сохранять своё здоровье, то будем иметь правильную осанку. Наша гипотеза подтвердилась.

Мы будем рады, если кто - то задумался над нашей проблемой и сделал

самый главный вывод: что беречь позвоночник нужно смолоду, потому что «ПРАВИЛЬНАЯ ОСАНКА – ЭТО НАШЕ ЗДОРОВЬЕ».

7.Список литературы.

  1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. - М.: Наука, 1991.

  2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - М.: Просвещение, 1987.

  3. Коростелев Н.Е. От А до Я. - М.: Просвещение, 1987.

  4. Сластенин А.В. Правила поведения для воспитанных детей. - М.: Знание, 2007.

  5. Словари

  6. Статья. Я выбираю: Школьный ранец [Электронный ресурс]

  7. Тверская С.С., Утешинский Д.Д. Здоровье человека: Учеб. пособие для дифференцир. обучения учащихся 9-11 классов средн. шк. - М.: Просвещение, 1992.

  8. Тяжел ли ранец школьника? [Электронный ресурс]

  9. Увесистые знания [Электронный ресурс]

8.Приложения.

Встреча с детским врачом Манякиным В.Я. №1

   
   

№2,3

А - нормальное положение позвоночника (вид сзади);

Б - сколиоз;

В - нормальное положение позвоночника (вид сбоку);

Г - поясничный лордоз;

Д - грудной кифоз.

Положение моих одноклассников за партой №4

   
 

Взвешивание портфелей №5

   

Положение за партой №6

Занятие ЛФК №7

   
   

Поездки в бассейн. №8

   
   

№9

Походы на турбазу, в лес, катание с горки.

   
   
   
   
Просмотров работы: 2792