ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ИППОТЕРАПИИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Жданов И.В. 1
1
Мазаева Л.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Содержание.

  1. Введение……………………………………………………………………. 3

  2. Иппотерапия ……………………………………………………………… 4

    1. 2.1 Краткая характеристика метода иппотерапия..………………………….. 4

    2. 2.2 Иппотерапия в селе Верх-Катунском…...………………………………….6

  3. Заключение…………………………………...…………………………..8

  4. Информационные источники……………………………………………….9

  5. Приложение………………………………………….………………………10

I. Введение.

Стоит хоть раз ощутить возле своей щеки теплое дыхание коня, а на ладони доверчивые бархатистые губы, вы уже никогда не будете безразличны к этим удивительным, красивым и очень умным животным.

Я занимаюсь лошадьми с 5 лет, к этому меня приобщили мои родители. Мне нравится приходить на конюшню, чистить, кормить, помогать родителям, лечить лошадей. Нравится, что на конюшню приходят мои друзья, которые занимаются вместе со мной в конноспортивной секции, мы дружим и делаем все вместе, помогаем друг другу. Я уже научился самостоятельно управлять лошадью и ездить шагом, рысью и галопом, и даже преодолевать небольшие препятствия. Мне нравится, когда лошадки встречают меня ржанием и пофыркиванием, я угощаю их морковкой и сахарком. У каждого коня свой характер, к каждому нужно найти подход и договориться. (См. Приложение 1)

Во время занятий я наблюдал, как проходят занятия лечебной физкультурой детей с ограниченными возможностями. Узнал о том, что есть специальный термин для лечебной верховой ездой - иппотерапия.

Наблюдая за работой своих родителей и беседуя с ними, я вижу проблемы, с которыми им приходится сталкиваться:

  1. В нашем районе много семей, в которых дети родились с тяжелыми неизлечимыми заболеваниями, и эти семьи неустанно борются за свою счастливую жизнь, апробируют новые методики и средства.

  2. Не все знают, что такое иппотерапия и о ее возможностях.

Мне захотелось больше узнать об этом методе лечения и рассказать о возможностях иппотерапии другим людям. Поэтому я выбрал данную тему: «Влияние иппотерапии на здоровье человека»

Цель нашего исследования: изучение данных о том, какое влияние оказывает лошадь на здоровье человека и распространение информации о методе иппотерапии.

Для этого мы решили поставить для себя следующие задачи:

  • Найти и изучить информацию об иппотерапии.

  • Собрать материал о Территориальном центре социальной помощи семье и детям Бийского района

  • Обобщить и систематизировать полученный материал в виде исследовательской работы и компьютерной презентации.

  • Распространить полученные результаты

Гипотеза: Иппотерапия оказывает положительное лечебное воздействие на здоровье человека.

Объект исследования – Территориальный центр социальной помощи семье и детям Бийского района, занимающийся социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями. Предмет исследования - метод нетрадиционного лечения – иппотерапия.

Методы исследования: изучение публикаций в прессе, информации в Интернете, интервью, анкетирование, наблюдение за занятиями с детьми с ограниченными возможностями, обобщение, систематизация.

Практическая значимость нашей работы: Практическая значимость работы заключается в разработке рекламного буклета «Лечебная верховая езда- иппотерапия»

2. Иппотерапия

2.1.Краткая характеристика метода иппотерапия.

Иппотерапия – лечение с помощью лошадей (от греческого «hippos» – лошадь).Это форма реабилитации, при которой используются гимнастические упражнения на лошади (вольтижировка).

Об иппотерапии известно еще со времен Гиппократа. Он утверждал, что раненые и больные поправляются быстрее, если ездят верхом, а меланхолики расстаются с темными мыслями.

А еще в I тысячелетии от Рождества Христова лошадью в буквальном смысле этого слова лечили многие затяжные болезни. Иппотерапия представляет собой комплексный многофункциональный метод реабилитации.Иппотерапия - есть не что иное, как форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды.

В процессе верховой езды в работу включаются все основные группы мышц тела. Это происходит на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с ней, человек инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади и тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные мышцы, не замечая этого. Механизм воздействия иппотерапии на организм человека тот же, что и у любой другой формы ЛФК. (СМ. Приложение 2)

2.2 Иппотерапия в селе Верх-Катунском

История развития иппотерапии в Бийском районе берет начало с 2010 года, когда по предложению отделения социальной реабилитации КГБУСО «Территориальный центр социальной помощи семье и детям г. Бийска» данная технология впервые стала использоваться для реабилитации детей-инвалидов. Занятия ведет социальный работник КГБУСО «Территориального центра социальной помощи семье и детям Бийского района», тренер по конному спорту, инструктор по иппотерапии. Снаряжение приобретено на средства гранта администрации Алтайского края в сфере молодежной политики. Лошадей для занятий предоставили частные лица. В проекте участвуют 3 лошади и 2 пони.

Занятия проходят в селе Верх-Катунское на территории «Реабилитационного конноспортивного центра для людей с ограниченными возможностями», построенном на средства гранта Губернатора Алтайского края в сфере общественных объединений за 2010 и 2011 год. [1]

Интервью:

Вот что рассказала нам тренер-иппотерапевт Курбатова Анна Владимировна

Иппотерапия, по сути, является особой формой лечебной физкультуры. Здесь в качестве спортивного снаряда выступает живая лошадь, но этим отличия лечебной верховой езды от физкультуры не исчерпываются.

Не всякая лошадь пригодна для занятий с больными. Так, лошади не должны быть слишком высокими, чтоб тренеру было не тяжело с ними работать. Нежелательна высокая костистая холка, так как на такую лошадь нельзя будет посадить ребенка без седла, а этот способ широко применяется на занятиях.

По возрасту для занятий наиболее подходят лошади между 5-6 и 13-14 годами. К 5-6 годам лошадь уже сложилась и физически и эмоционально, поэтому можно не опасаться неожиданного проявления каких-либо нежелательных качеств.

Иппотерапия воздействует на организм человека через два мощных фактора:

1)Температура тела лошади выше человеческой на 1,5 градуса. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях, снимают спазмы, уменьшают судороги. Улучшение кровотока в целом улучшает кровоснабжение мозга.

2)Кроме того, для обездвиженного больного очень важна имитация движений человека, идущего нормальным шагом. А тазобедренная область и ноги при езде на лошади, идущей шагом, имитируют эти сложные трехмерные движения.

Эти ритмичные колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление мышц туловища, что обуславливает удержание тела больного на лошади во время ее движения.

При верховой езде у седока задействованы практически все группы мышц. Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет работать вместе мышцы спины, туловища, рук, то расслабляя, то напрягая их. В результате этого в работу включаются те мышцы, которые у обездвиженного инвалида бездействуют.

Психологический фактор складывается из общения с живым организмом – лошадью, крупным, темпераментным и сильным животным, обладание и управление которым дарит больному ощущение победы, повиновения ему такого огромного мощного существа, а также чувство превосходства над окружающими, стоящими внизу, на земле людьми.

Кроме этого, человек, который много лет, или даже всю жизнь, провел в инвалидной коляске, чувствует себя свободным, раскрепощенным, ведь когда он на коне, он – выше всех!

За данный период курс иппотерапии прошли 142 ребенка. В данной группе на первом месте патология ЦНС (в том числе и ДЦП), что составляет 32%, на втором месте психическая патология 18%, на третьем месте патология слуха - 12%, далее по убывающей: врожденные аномалии развития - 10%, патология зрения - 7%, соматические расстройства 6%. Группа, которая включает различные заболевания составляет 15%.

При занятиях иппотерапией наблюдается значительное улучшение физического состояния, которое проявляется в улучшении утраченных или приобретения новых функций организма.

Результат "улучшение" выносится при появлении новых функций организма или значительном усовершенствовании дефектных.

Верховая езда всесторонне развивает ребенка, у детей развивается смелость, выносливость, реакция , физическая сила и ловкость дети становятся решительным и находчивым. Не зря говорят, что лошадь, прежде всего, лечит душу. Это главное. На этом базируется все остальное. В заботах о своих четвероногих друзьях дети становятся более ответственными, трудолюбивыми, заботливыми и дисциплинированными. (См. Приложение 3)

В экспериментальной группе занятия по иппотерапии принимало участие 47 человек. На каждого ребенка ведется Протокол оценки пациента для занятий лечебно-верховой ездой (ЛВЕ).

Мы провели анкетирование в 3, 7 и 9 классе. Всего был опрошен 51 человек. 12- 3 класс, 16 – 7 класс и 23 человека 9 класс.

Результаты анкетирования:

Анализируя полученные данные можно сказать, что большинство учащихся не знают о методе «иппотерапия» и о центре находящимся в нашем селе, но хотели бы узнать и заниматься конным спортом.

3. Заключение

Собранная нами информация может быть полезна всем без исключения. Любительская верховая езда, профессиональное занятие конным спортом не только доставляют массу позитивных эмоций, но ещё и помогают справляться с различными заболеваниями. А для детей с ограниченными возможностями – это луч надежды на выздоровление, нижеследующие тезисы и выводы это подтверждают.

Специалисты и родители, с которыми я познакомился, оценивая результаты занятий детей-инвалидов иппотерапией, отмечают положительные изменения у детей. Подчеркивается, что в процессе занятий инвалиды становятся более коммуникабельными, при появлении первых успехов обретают все большую уверенность в своих силах, у них появляется мотивация регулярно посещать занятия иппотерапией. Как считают родители, это вселяет в них надежду на будущее. Практической частью работы явился выпуск рекламного буклета «Лечебная верховая езда- иппотерапия». (См. Приложение 4)

Выводы:

  1. Иппотерапия имеет положительное лечебное воздействие на здоровье человека.

  2. Многие люди не знают о методе иппотерапия и о работе центра в Бийском районе.

  3. Наш буклет может быть полезен для получения необходимой информации об этом методе лечения.

Список использованной литературы
  1. Курбатова А.В курсовая работа:Иппотерапия как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями, здоровья и жизнедеятельности

  2. А.В. Смолянинов «Иппотерапия для детей». - М. Остров Надежды, 2010 г. – 90 с

  3. Д. Спинк «Развивающая лечебная верховая езда». - МККИ, Санкт-Петербург 2001г.

Приложение № 3 Мои занятия конным спортом

Приложение № 2 Примерный план занятий лечебной верховой ездой

ребёнка с ограниченными возможностями.

Данный план может быть изменён из-за меньшего количества часов и индивидуальных особенностей ребёнка.

  1. Вводное занятие.

Цель: знакомство с лошадью, адаптация, преодоление чувства страха.

Снаряжение: лошадь стоит на развязках.

Экскурсия по конюшне, беседа по ТБ, питание, кормление, уход за лошадью. Ребёнку предлагается подойти к лошади, погладить, покормить. Рассказы из жизни о лошадях.

  1. Знакомство с лошадью.

Цель: познакомить, раскрепостить ребёнка, адаптация в новом пространстве, преодоление чувства страха, создать положительные эмоции.

Снаряжение: лошадь на развязках, щётки.

Повторение ТБ, знаний, полученных на прошлом занятии. Чистка лошади, расчёсывание гривы. Посадка на лошадь.

  1. Знакомство с лошадью.

Цель: посадка на лошадь, выработка уверенной посадки, преодоление страха, адаптация к высоте.

Снаряжение: лошадь на развязках, щётки.

  1. Знакомство с лошадью.

Цель: посадка на лошадь, выработка уверенной посадки, преодоление чувства страха, выработка уверенности в своих силах, доверительного отношения к лошади.

Повторение ТБ, чистка лошади. Посадка на лошадь. Выполнение упражнений на стоящей лошади:

  • руки по швам, руки вверх, в стороны, за спину, за голову.

  1. Верховая езда. Движение шагом.

Цель: адаптация ребёнка на лошади, идущей шагом.

Беседа по ТБ, посадка на лошадь, выполнение упражнений на стоящей лошади, начало движения шагом.

  1. Верховая езда на шагу.

См. занятие 5.

  1. Верховая езда на шагу.

См. занятие 5.

  1. 9, 10 Верховая езда.

Цель: преодоление чувства страха, выработка уверенной, смелой посадки.

Беседа по ТБ. Чистка лошади. Езда на шагу с поводом в руках. Выполнение упражнений на шагу.

  1. 12. 13.Верховая езда.

Цель: выработка раскрепощённой, уверенной посадки; изучение основ управления.Снаряжение: седло, уздечка с кордой.

Повторение ТБ, чистка лошади. Упражнения на шагу, упражнения на управление (змейка, вольты, зигзаги). Тренер находиться рядом с лошадью, дублируя движения.

В конце обучающей программы – проведение итоговых соревнований, конноспортивный праздник.

Приложение № 3 Мои занятия конным спортом

Приложение № 3 Занятия с детьми с ограниченными возможностями

 

15

 

Просмотров работы: 2894