ЖИВАЯ ЕДА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЖИВАЯ ЕДА

Шаповалова П.К. 1
1МБОУ Лицей №9 г. Белгорода, 3Г класс
Медведева Е.Н. 1
1МБОУ Лицей №9 г. Белгорода
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Оглавление:

1. Введение 3

2. Основная часть 4

3. Заключение 7

4. Список использованной литературы 8

5. Приложения 9

“...великая книга природы открыта перед всеми,

и в этой великой книге до сих пор

прочтены только первые страницы”

Д.И. Писарев

1. Введение

Каждый из нас знает, что болеть – это совсем неприятно. А ещё хуже, если болеет кто-то из близких. Когда болел мой младший брат, у него совсем не было аппетита, и тогда папа нашёл выход: приготовил йогурт, и сказал, что если брат будет его есть, то поправится быстрее. Я захотела подробнее узнать пользе йогурта. Так возникла тема моей работы «Живая еда».

Цель исследования: выяснить, почему йогурт помогает поддерживать и укреплять здоровье.

Задачи исследования:

  • Выяснить из различных источников состав и пользу йогурта;

  • Провести ряд экспериментов по приготовлению и проверке пользы йогурта.

Методы исследования:

  • Опрос мнения людей по данной теме;

  • Изучение информации в различных источниках (книги, интернет, результаты биохимического исследования);

  • Наблюдение;

  • Эксперимент.

Объектом исследования является йогурт, предметом исследования – особенности состава йогурта, благодаря которым он благотворно влияет на здоровье.

Гипотеза

В ходе работы проверяется гипотеза: в йогурте есть особые полезные вещества, которые помогают оставаться здоровыми. С помощью изучения теоретического материала я ознакомилась с различными видами бактерий, а также узнала об истории создания йогурта. В ходе наблюдения и экспериментов проверила качество различных йогуртов, подтверждая качество лишь половины из них. Полученные результаты экспериментов подтверждаются биохимическими исследованиями. В результате опроса убедилась, что простой обыватель имеет ложные, либо неполные представления о свойствах йогурта.

2. Основная часть

Ответы одноклассников на вопрос «Почему йогурт полезен?» были такими: есть кальций – 1; есть молоко – 7; есть фрукты – 4; есть полезные бактерии – 2; не полезен – 5; есть минералы – 5; есть витамины – 5 (см. приложение 1).

Мнения разные. Необходима была более точная информация.

За информацией я обратилась в Белгородскую государственную детскую библиотеку имени А.А. Лиханова.

Из книги «Откуда что взялось» я узнала, что история йогурта насчитывает более семи тысячелетий. Предшественники йогурта появились в те времена, когда древние народы-кочевники путешествовали, перевозя молоко в бурдюках из козьих шкур. В молоко попадали бактерии, а из-за движения животных молоко постоянно перемешивалось. Так появлялась особая смесь, являвшаяся прообразом современного йогурта.

Изучением йогурта занимался русский ученый-микробиолог, лауреат нобелевской премии, Илья Ильич Мечников. Он знал, что народы балканского полуострова, отличавшиеся долголетием, часто употребляли в пищу молочный напиток, который они называли «югуртом». На основе своих наблюдений ученый открыл йогуртовые бактерии. Согласно его наблюдениям, кисло-молочные бактерии помогают лучше усваивать пищу, а также предотвращать гниение пищи в кишечнике, которое вызывает постепенное отравление организма.

Из учебника «Биология» я узнала, что бактерии - очень древние организмы, они появились на земле более трёх с половиной миллиардов лет назад, и очень долго были единственными обитателями нашей планеты. Бактерия – это простейший живой организм, состоящий из одной клетки. В благоприятных условиях бактерии быстро растут и размножаются.

Бактерии можно обнаружить повсюду: в воздухе, воде, почве, в телах живых организмов. Они живут даже там, где, казалось бы, жизнь невозможна, например, во льдах Арктики и Антарктиды, в горячих источниках и растворах едких веществ.

Бактерии могут причинить вред здоровью человека. Болезнетворные бактерии вызывают опасные болезни.

Но человек давно научился использовать и полезные бактерии. Бактерии используются для получения ценных лекарств и витаминов. Без их помощи невозможно получить кефир, йогурт, масло, сыр, творог, квашеную капусту, маринованные огурцы.

Итак, я выяснила, что самое главное в йогурте – это полезные бактерии. Споры таких бактерий продаются в аптеке и из них можно приготовить йогурт.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 12 июня 2008 г., йогурт — кисломолочный продукт, произведённый с использованием смеси заквасочных микроорганизмов.

А как же узнать, все ли йогурты полезны? Вот какую информацию я нашла в сети интернет.

Более полезным является «чистый» йогурт на основе молока и закваски.

Дети очень любят фруктовые йогурты, но пользы от них мало, так как фрукты плохо сочетаются с «живой» кисломолочной средой, и зачастую такие продукты содержат разные добавки.

Йогурты могут быть термически обработаны. Пользы от таких йогуртов тоже мало. Такой продукт должен называться йогуртовым продуктом (или йогуртером), так как не содержит в себе живых полезных бактерий.

Можно сделать вывод:

- Не рекомендуются к употреблению йогурты с фруктовыми добавками;

- Не рекомендуются йогурты с большим сроком годности – пользы от них нет;

- Продукты с названием отличным от слова “йогурт” не являются йогуртами.

Какие есть способы проверки йогурта в домашних условиях?

О качестве и натуральности йогурта можно узнать, оставив его открытым при комнатной температуре - если он испортится меньше, чем за сутки – значит, он полезен, он без консервантов.

Чтобы узнать, есть ли в йогурте крахмал, достаточно капнуть в него капельку йода. Если йогурт посинел – в йогурте есть крахмал, и употреблять такой продукт не рекомендуется.

Наличие мела проверяется следующим образом – нужно капнуть в йогурт несколько капель уксуса. Если начинается шипение – увы, в выбранном вами йогурте имеется мел и употреблять такой йогурт регулярно – опасно для здоровья.

Мы с папой и мамой с нетерпением приступили к проверке. Для наблюдения мы взяли четыре продукта: 2 йогурта без добавок: домашний йогурт и йогурт малого срока хранения, а также 2 фруктовых (абрикосовый и персиковый).

Сначала мы попробовали изготовить йогурт из всех образцов (см. приложение 2). Из домашнего йогурта получился такой же по составу и вкусу йогурт. Из йогурта малого срока хранения получился схожий продукт, чуть более жидкий, чем образец, возможно потому, что жирность молока, которое мы использовали ниже, чем жирность йогурта. По вкусу полученный продукт мало отличался от образца.

Продукты, получившиеся из фруктовых образцов: один был жидким, с плавающими внутри сгустками, на вкус напоминал испортившееся молоко с ароматизатором, второй был покрыт пленкой из непонятных хлопьев, плавающих в желтой жидкости, с запахом ароматизатора, пробовать его мы не рискнули.

Можно сделать вывод, что достаточное количество бактерий содержалось лишь в домашнем йогурте и в йогурте с малым сроком хранения, остальные два либо не содержат бактерий, либо их количество очень мало.

 

Вкус

Запах

Домашний

Кисло-молочный

Кисло-молочный

Малого срока хранения

Кисло-молочный

Кисло-молочный

Абрикосовый

Не решились пробовать

Ароматизатор

Персиковый

Испортившееся молоко

Ароматизатор

В результат проверки на наличие мела, оказалось мела нет ни в одном из образцов.

Крахмал был во фруктовых образцах. Причем один образец очень сильно посинел, даже почернел при воздействии йода (см. приложение 3).

 

Йод

Уксус

Домашний

Коричневый

Не шипит

Малого срока хранения

Коричневый

Не шипит

Абрикосовый

Сине-фиолетовый

Не шипит

Персиковый

Синий, почти черный

Не шипит

Папа отвез все образцы на экспертизу, для проверки наличия кисломолочных бактерий в каждом из них. Результаты вы можете увидеть в таблице. Достаточное количество бактерий содержалось только в первых двух. В остальных их не было.

Домашний

10 миллионов на 1 грамм

Малого срока хранения

10 миллионов на 1 грамм

Абрикосовый

Менее 10 штук на 1 грамм

Персиковый

Менее 10 штук на 1 грамм

3. Заключение

Итак, цель работы достигнута. Моя гипотеза была почти верна, в йогурте есть полезные кисломолочные бактерии, которые помогают пищеварению и укрепляют иммунитет (защитные функции организма).

Кроме того, изучив состав многих йогуртов и проведя эксперименты, я поняла, что полезны йогурты, которые:

1. Приготовлены по ГОСТу;

2. Без фруктовых добавок;

3. Малого срока хранения;

4. В составе имеют только молочные продукты и закваску.

4. Список использованной литературы
  1. «Откуда что взялось: занимательные факты из истории изобретений», Д. Щербинин, «Аквилегия-М», 2009, Москва;

  2. «Биология. Введение в биологию, 5 кл.», А.А. Плешаков, Н.И. Сонин, Дрофа, 2015;

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/йогурт;

  4. http://ru.zakvaski.com/articles/vsye-pro-yogurt/3114/;

  5. http://www.rg.ru/2008/06/20/reglament-dok.html.

5. Приложения

Приложение 1. График опроса

Приложение 2. Приготовление йогурта

Приложение 3. Проверка йогурта

Просмотров работы: 689