СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Шум и здоровье человека…………………………………………….. 5
ГЛАВА 2. Определение уровня шума в школе………………………………… 9
ГЛАВА 3. Влияние шума на учителей и учащихся…………………………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...17
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………... 19
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… 20
В В Е Д Е Н И Е
Изучение окружающей среды и экологии человека – является одной из важнейших задач современности.
Существует своеобразный и очень опасный для здоровья человека вид загрязнения среды обитания - шумовое загрязнение. Сильный продолжительный и особенно постоянный шум - скрытый и опасный враг человека и многих живых существ. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Я тоже заинтересовался этой проблемой. Большую часть времени дети проводят в школе. Здесь они постигают основы наук, занимаются спортом, играют в игры, слушают музыку, посещают столовую. И при этом они создают шум, не задумываясь о том, насколько этот шум может быть сильным и приносящим вред организму.
В данной исследовательской работе рассматриваются вопросы, связанные с изучением и оценкой шумового загрязнения в школе.
Перед началом исследования мной была выдвинута гипотеза: уровень шума в школе не превышает допустимых границ.
Цель исследования: - подтвердить или опровергнуть гипотезу об уровне шума.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
изучить физические характеристики шума и его влияние на организм человека;
определить величину шума в различных помещениях общеобразовательного учреждения;
провести сравнение уровня зарегистрированного шума с предельно допустимыми значениями, по результатам составить таблицы;
провести социологический опрос среди учителей и учащихся школы;
Объектом исследования является шумовое загрязнение внутри общеобразовательного учреждения.
Методы исследования: анализ научной литературы, эксперимент, сравнительный анализ.
Технология работы: исследование.
Практическая значимость: дает возможность использовать результаты данного исследования на уроках основ безопасности жизнедеятельности, физики, биологии, на классных часах и внеклассных мероприятиях; доступна для выполнения в обычных средних школах.
Теоретической базой работы служат труды ученых Хотунцева Ю.Л., Раймерса Н.Ф., Андреева-Галанина Е.Ц. посвященные изучению шума, его влиянию на организм человека.
ШУМ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
С самых первых дней жизни человек находится в мире звуков и других колебаний. Звук – это механические колебания воздуха, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Звук - это важнейший источник информации и общения человека с окружающим миром. Это общение может быть приятным, доставлять удовольствие, а может раздражать и даже вредить.
Шум — беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. Первоначально слово шум относилось исключительно к звуковым колебаниям, однако в современной науке оно было распространено и на другие виды колебаний (радио-, электричество). Звуки, слившиеся в нестройное, громкое звучание принято считать шумом [5]. С физиологической точки зрения шум — это всякий неблагоприятный воспринимаемый звук.
Пагубное влияние шума на человека известно давно. Две тысячи лет назад во имя тишины и спокойствия Юлий Цезарь запретил повозкам ночью разъезжать по улицам древнего Рима. Во Франции, в период правления короля-солнца Людовика XIV, существовал жесткий запрет шуметь в городе после того, как Париж и его король лягут спать. Более 100 лет назад, немецкий ученый Роберт Кох писал, что наступит время, когда борьба с шумом станет столь же актуальной, как и борьба с холерой или чумой. Однако до сих пор огромная часть людей не догадывается об опасности шумового загрязнения. Длительный шум неблагоприятно влияет на органы слуха, понижая чувствительность к звуку. Он нарушает работу печени, приводит к расстройству сердечно-сосудистой системы, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности, снижается внимание, работоспособность (особенно умственная), повышается утомляемость и раздражительность. Шумы оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижают рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.
Постоянное действие шума может явиться причиной язвенной болезни,
гастрита, головной боли, головокружения, звона в ушах, а также способствует
нарушению обмена веществ.
Шум не только влияет на человека, но и на любой живой организм. Например, под его длительным воздействием теряют способность к размножению, пожирают свой молодняк и в конечном итоге гибнут от паралича сердца крысы, кролики, собаки. В условиях агрессивного шумового фона деревья в городе чаще болеют и умирают гораздо раньше, чем в естественной среде.
Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон, без которого невозможна человеческая жизнь.Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Это используется в лечебных заведениях, в кабинетах психологической разгрузки. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными, транспортными и другими шумами. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 дБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 дБ становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь «под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.
Используя литературу по данной теме, я составил таблицу №1, иллюстрирующую воздействие шума на человека.
Таблица № 1
Воздействие шума на человека
Источник акустического воздействия |
Шумовое воздейст-вие (дБ) |
Реакция организма на длительное акустического воздействие |
Полная тишина |
0 |
- |
Дыхание, тихий шепот |
10 |
- |
Шелест листьев |
20 |
Успокаивающее |
Библиотека, тихий музыкальный фон, разговор |
40 |
Гигиеническая норма |
Спокойный пригород (в дневное время), разговор в жилой комнате, классе |
50 |
Гигиеническая норма |
Разговор в ресторане, обычный офис, музыкальный фон, чириканье птиц |
60 |
Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль |
Скоростная автомагистраль (расстояние 15м), пылесос, шумный офис, вечеринка, телевизор |
70 |
Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль |
Стиральная машина, товарный поезд (расстояние 15м), посудомоечная машина, миксер |
80 |
Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль, возможна угроза для слуха |
Оживленная городская улица, дизельный грузовик, хлопкопрядильная машина |
90 |
Ослабление слуха, болезни нервно-психического стресса (угнетенность, возбужденность, агрессивность), язвенная болезнь, гипертония |
Метро, подвесной мотор, косилка для газонов, мотоцикл (расстояние 8 м), трактор, полиграфическое предприятие, отбойный молоток |
100 |
Ослабление слуха, болезни нервно-психического стресса (угнетенность, возбужденность, агрессивность), язвенная болезнь, гипертония |
Сталепрокатный завод, автомобильный гудок (расстояние 1 м), сила звука плейера |
110 |
Ослабление слуха, болезни нервно-психического стресса (угнетенность, возбужденность, агрессивность), язвенная болезнь, гипертония |
Удар грома, ткацкий станок, рок-музыка на дискотеке сирена (близкое расстояние) |
120 |
Порог боли у человека, нарушается сон и психическое здоровье, вызывает глухоту |
Реактивный двигатель при взлете на расстоянии 25 м |
150 |
Разрыв барабанных перепонок |
«Шумовое загрязнение» характерное сейчас для больших городов сокращает продолжительность жизни их жителей на 10-12 лет. Суммарный шум от больших транспортных потоков достигает высокого уровня (90-95 дБ). Особую опасность представляют плейеры и дискотеки для подростков. Каждый пятый подросток плохо слышит, хотя и не всегда об этом догадывается. Обладая кумулятивными свойствами, как яд или радиация, шум накапливается в организме.Он коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Человек против шума практически беззащитен.
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ШУМА В ШКОЛЕ
Как любое общеобразовательное учреждение, наша школа страдает от шумового загрязнения. Мы решили оценить «школьный шум».
Измерение, анализ и регистрация спектра шума производился специальным прибором – шумомером. Для исследования уровня шума в школе использовался шумомер AR844 (Приложение №1), который является профессиональным измерителем звукового давления или шума. Измеритель уровня звука модели AR844 применяется в различных исследованиях, где уровень шума может представлять интерес. Цифровой шумомер предназначается для целей выяснения характеристик любого вида шума. Электронный шумомер этой модели разрабатывался специально для исследования шума в индустриальной
области и области экологических исследований а также для научных исследований.
Исследования проводили по следующему плану:
1. Были выбраны места для измерения уровня шума в школе. Для сравнения было решено провести исследование уровня шума на уроке и на перемене.
2. Затем было произведено измерение уровня шума с помощью шумомера. Полученные данные были внесены в таблицы. (Таблица № 2, Таблица №3 )
3. Полученные данные были обработаны, проанализированы и по ним были сформулированы выводы.
Места для измерения шума в школе Таблица № 2
Места для измерения шума в школе |
Кол-во человек |
Площадь помещения |
|
1. |
Учебный кабинет. Урок |
23 |
50 м2 |
2 |
Спортивный зал. Урок |
47 |
100 м2 |
3. |
Школьная столовая. Перемена. Питание |
64 |
100 м2 |
4. |
Перемена 1 этаж Начальная школа |
15 |
30 м2 |
5. |
Перемена 2 этаж Средняя школа |
28 |
30 м2 |
6 |
Библиотека. Перемена |
4 |
20 м2 |
Все измерения проводились в течении одной минуты, за результат было взято максимальное пиковое значение показаний шумомера за это время, для более точных данных было решено сделать по три измерения с интервалом в одну неделю. В результате исследования были получены следующие данные.
Таблица № 3
Уровень шума в различных помещениях школы
№ |
Характеристика обследуемой территории |
Уровень шума, дБ |
Среднее значение |
||
1-е измерение. Дата 10.12.2015 |
2-е измерение. Дата 17.12.2015 |
3-е измерение. Дата 24.12.2015 |
|||
1. |
Учебный кабинет. Урок |
||||
|
56 дБ |
60 дБ |
59 дБ |
58 дБ |
|
|
41 дБ |
45 дБ |
53 дБ |
46 дБ |
|
|
63 дБ |
68 дБ |
65 дБ |
65 дБ |
|
3. |
Спортивный зал |
||||
|
78 дБ |
80 дБ |
75 дБ |
78 дБ |
|
|
82 дБ |
81 дБ |
80 дБ |
81 дБ |
|
4. |
Школьная столовая. Перемена. питание |
||||
|
61 дБ |
65 дБ |
64 дБ |
63 дБ |
|
|
64 дБ |
73 дБ |
68 дБ |
68 дБ |
|
5. |
Перемена 1 этаж Начальная школа |
70 дБ |
80 дБ |
76 дБ |
75 дБ |
6 |
Перемена 2 этаж Средняя школа |
75 дБ |
72 дБ |
79 дБ |
75 дБ |
7. |
Библиотека Перемена |
38 дБ |
44 дБ |
39 дБ |
40 дБ |
Уровни звука, максимальные уровни звука определены Санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». Анализ этого документа помог выяснить нормы уровня шума применимые для образовательного учреждения. (Таблица № 4)
Таблица № 4
Допустимые уровни звукового давления в помещениях общественных зданий
№пп |
Вид трудовой деятельности, рабочее место |
Уровни звука и эквивалентные уровни звука (в дБА) |
Максимальные уровни звука LАмакс, дБА |
1 |
Классные помещения, учебные кабинеты, учительские комнаты, аудитории школ и других учебных заведений, конференцзалы, читальные залы библиотек |
40 |
55 |
2 |
Площадки отдыха детских дошкольных учреждений, школ и др. учебных заведений |
45 |
60 |
Исходя из полученных данных, я сравнить показатели по шуму между собой и с максимально допустимыми нормами уровня шума (Приложение №2 )
Вывод:
В результате исследования было выявлено:
1. В школьных помещениях уровни звука от различных источников могут достигать значительной величины 50-80 дБ, хотя в среднем редко превышают 80 дБ.
2. По сравнению с максимально допустимыми значениями, в школе наблюдается небольшое превышение уровня звука в разных помещениях.
3. Наибольшее превышение уровня шума наблюдается на уроках физкультуры и на переменах, обусловленное тем, что учащиеся активно перемещаются по помещению.
4. Когда учащиеся находятся в сидячем положении (урок, питание в столовой, библиотека) уровень шума близок по показателям к норме.
3. ВЛИЯНИЕ ШУМА НА УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ
От чрезмерного уровня шума у человека усиливается состояние дискомфорта. На переменах школьное здание гудит, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не то, что отдохнуть - устать можно! На уроках в зависимости от ситуаций, учителю также приходится работать с повышением голоса, а детям приходится напрягать слух. К концу учебного дня устают и те, и другие. Для того чтобы выяснить влияет ли шум на учителей и учащихся в школя, я провел социологический опрос в форме анкетирования.
В ходе работы было проведено два опроса среди учителей и учащихся. Всего было опрошено 15 человек учителей и 85 учащихся (Приложение №3)
Вопросы для учителей и полученный результат:
Вопрос №1: Мешают ли Вам вести урок посторонние звуки? Если да, то, какие, перечислите их?
Полученный результат:
Да –66 % (10 человек)
Нет – 34 % (5 человек)
Посторонние звуки, повышающие шумовой фон на уроке:
Шум с дороги
4. Громкие разговоры (в коридоре),
5. Телефонные звонки
6. Разговоры в классе
7. Громкая современная музыка
8. Строительные работы
9. Скрип стульев
10. Громкий смех
Вопрос №2: Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума детей? Перечислите, что является источником шума?
Полученный результат:
Да –60 % (9 человек)
Нет – 40 % (6 человек)
Источники шума:
1. Шум детей
2. Громкий смех
3. Топот ног
4. Скрип
5. Крики
Вопрос №3: Влияет ли этот шум на Ваше самочувствие в течение дня? Если да, то как?
Полученный результат:
Да – 73 % (11 человек)
Нет – 27 % (4 человека)
Наблюдаемые симптомы недомогания:
1. Шум в голове
2. Ощущение разбитости, усталость
3. Общее утомление
4. Ухудшение настроения
5. Раздражительность
Социологический опрос показал, что более чем половине учителей мешают вести урок посторонние звуки. Однако и во время перемен большая часть педагогов испытывают дискомфорта из-за шума детей и это сказывается на самочувствие учителей в течение дня.
Ранее было выявлено (таблица №1) что при уровне шума 60-80 дБ у людей появляется чувство раздражения, утомляемость и головная боль. Измерения шумомером показали, что средний уровень шума в школе держится именно в пределах, а значит и все наблюдаемые симптомы, являются прямым доказательством воздействия повышенного уровня шума на организм человека.
Вопросы для учащихся 5-11 классов и полученный результат:
Вопрос №1: Мешают ли Вам на уроке посторонние звуки? Если да, то, какие, перечислите их?
Полученный результат:
Да –40 % (34 человека),
Нет – 60 % (51 человек)
Посторонние звуки, повышающие шумовой фон на уроке:
Щелканье ручкой
Шум
Шёпот
Шуршание
Звонки мобильного телефона
Топот в коридоре
Шум за дверью
Скрип стульев, дверей
Жужжание лампы
Вопрос №2: Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума? Перечислите, что является источником шума?:
Полученный результат:
Да – 30 % (26 человека),
Нет – 70 % (59 человек)
Источники шума:
Младшие классы
Громкий топот, бег
Смех, крики, разговоры
Вопрос №3 : Влияет ли этот шум на Ваше самочувствие в течение дня? Если да, то как?
Полученный результат:
Да – 38 % (32 человека),
Нет – 62 % (53 человек)
Наблюдаемые симптомы недомогания
Пропадает настроение
Начинает болеть голова
Хочется поспать
Усталость
Плохое самочувствие
Из опроса учащихся следует что только у 30-40 % опрошенных есть дискомфорт по отношению к различным посторонним звукам на уроках и переменах, и, соответственно, это сказывается на их самочувствии в течении дня. Однако оставшиеся 60-70 % учащихся ответили, что шум им не мешает в течении учебного дня и никак не сказывается на их самочувствии. Это обусловлено тем, что большинство учащихся сами являются источниками тех или иных звуков создающих шум и тем что в соответствии с исследованиями уровня шума шумомером, превышение шума в школе в различных помещениях было не критично высоким от положенных норм.
Вывод: в среднем 60 % учителей и 40 % детей мешают посторонние звуки на уроке и отрицательно сказываются на их самочувствии. Требовать абсолютной тишины во время перемен неразумно, а вот отсутствие шума на уроках - явление крайне необходимое. Важно, чтобы дети сами осознали необходимость соблюдения тишины. Так учителю легче работать, да и сами ученики смогут лучше сосредоточиться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Шум – один из наиболее распространенных неблагоприятных физических факторов окружающей среды.
2. Шумовая нагрузка отрицательно влияет на здоровье человека и вызывает существенные изменения в наиболее чувствительных к шуму системах организма.
3. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, а допустимая максимальная граница по гигиеническим нормативам составляет примерно 55-60 децибелов для помещений и кабинетов школ.
4. В помещениях МОУ СШ №56 уровни звука от различных источников достигают значительной величины 50-80 дБ, хотя в среднем редко превышают 80 дБ.
5. По сравнению с максимально допустимыми значениями, в школе наблюдается небольшое превышение уровня звука в разных помещениях. Наибольшее превышение уровня шума наблюдается когда дети занимаются активными видами отдыха, если же учащиеся выполняют какую то задачу сидя уровень шума близок по показателям к норме.
6. По результатам социологического опроса 60 % учителей и 40 % учащимся мешают посторонние звуки на уроках и переменах, вызывают дискомфорт и отрицательно влияют на самочувствие, вызывая различные отрицательные симптомы.
7. Учащимся школы необходимо разъяснять последствия влияния шума на здоровье на уроках и на переменах. Это можно сделать путем донесения информации полученной в ходе исследования на любом из внеклассных мероприятий.
Исследуя шумовое загрязнение МОУ СШ №56, я частично опроверг выдвинутую гипотезу и доказали, что иногда уровень шума превышает допустимые границы.
Также я считаю, что цели и задачи, поставленные мной в начале исследования, достигнуты, а результаты могут быть использованы на уроках и внеклассным мероприятиям.
Мое исследование помогло мне понять как шум воздействует на человека, также я выяснил, что чаще всего является источником шума в школе. Полученные знания я буду использовать в повседневной жизни, стараясь не создавать лишних звуков на уроках, а отдых на перемене буду проводить там где меньше всего шума.
БИБЛИОГРАФИЯ
Гаевая В.В. За здоровый образ жизни. 9 класс: элективный курс. – Волгоград: Учитель, 2009. – 164с.
Голублина Н.А. Лабораторный практикум по экологии. – М.: Форум, 2008
Девисилов В. Шум и вибрация // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2005.- №8. – С. 58-63.
Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин, Учебник "Экология", 9 класс, 1995 г.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. - 944с.
Фролов М.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. – М.:АСТ: Астрель, 2008. – 223с.
Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда. – М.: Устойчивый мир, 2001. – 224с.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D0%BC
Приложение № 1
Исследование уровня шума на уроке физики
Исследование уровня шума на уроке физкультуры
Исследование уровня шума на перемене в коридоре на 1 этаже
Прибор шумомер AR844 используемый в исследовании
Приложение № 2
УРОВЕНЬ ШУМА В РАЗЛИЧНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ШКОЛЫ
1. Учебный кабинет. Различные элементы урока: опрос учащихся, самостоятельная работа, объяснение нового материала учителем.
Спортивный зал. Различные элементы урока: упражнения на разминке, спортивные игры.
Школьная столовая. Питание на перемене учащихся: младших классов, средних классов.
4. Перемена. 1 этаж. Зона отдыха учащихся 1-4 классов
Перемена. 2 этаж. Зона отдыха учащихся 5-11 классов
Библиотека во время перемены
Приложение № 3
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС СРЕДИ УЧИТЕЛЕЙ
1. Мешают ли Вам вести урок посторонние звуки?
Да – 66 %, Нет – 34 %
2. Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума детей??
Да – 60 %, Нет – 40 %
3. Влияет ли этот шум на Ваше самочувствие в течение дня?
Да –73 % , Нет -27 %
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС СРЕДИ УЧАЩИХСЯ
1. Мешают ли Вам на уроке посторонние звуки?
Да – 34 %, Нет – 81 %
2. Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума?
Да – 26 %, Нет – 59 %
3. Влияет ли этот шум на Ваше самочувствие в течение дня?
Да –38 % , Нет -62 %
3