ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ В ШКОЛЕ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ШУМОВОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ В ШКОЛЕ

Щелчков Д.Е. 1
1МОУ СШ №56 Кировского района Волгограда
Щелчкова Е.Ю. 1
1МОУ СШ №56
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Шум и здоровье человека…………………………………………….. 5

ГЛАВА 2. Определение уровня шума в школе………………………………… 9

ГЛАВА 3. Влияние шума на учителей и учащихся…………………………….13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...17

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………... 19

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………… 20

В В Е Д Е Н И Е

Изучение окружающей среды и экологии человека – является одной из важнейших задач современности.

Существует своеобразный и очень опасный для здоровья человека вид загрязнения среды обитания - шумовое загрязнение. Сильный продолжительный и особенно постоянный шум - скрытый и опасный враг человека и многих живых существ. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Я тоже заинтересовался этой проблемой. Большую часть времени дети проводят в школе. Здесь они постигают основы наук, занимаются спортом, играют в игры, слушают музыку, посещают столовую. И при этом они создают шум, не задумываясь о том, насколько этот шум может быть сильным и приносящим вред организму.

В данной исследовательской работе рассматриваются вопросы, связанные с изучением и оценкой шумового загрязнения в школе.

Перед началом исследования мной была выдвинута гипотеза: уровень шума в школе не превышает допустимых границ.

Цель исследования: - подтвердить или опровергнуть гипотезу об уровне шума.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. изучить физические характеристики шума и его влияние на организм человека;

  2. определить величину шума в различных помещениях общеобразовательного учреждения;

  3. провести сравнение уровня зарегистрированного шума с предельно допустимыми значениями, по результатам составить таблицы;

  4. провести социологический опрос среди учителей и учащихся школы;

Объектом исследования является шумовое загрязнение внутри общеобразовательного учреждения.

Методы исследования: анализ научной литературы, эксперимент, сравнительный анализ.

Технология работы: исследование.

Практическая значимость: дает возможность использовать результаты данного исследования на уроках основ безопасности жизнедеятельности, физики, биологии, на классных часах и внеклассных мероприятиях; доступна для выполнения в обычных средних школах.

Теоретической базой работы служат труды ученых Хотунцева Ю.Л., Раймерса Н.Ф., Андреева-Галанина Е.Ц. посвященные изучению шума, его влиянию на организм человека.

  1. ШУМ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

С самых первых дней жизни человек находится в мире звуков и других колебаний. Звук – это механические колебания воздуха, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20 000 колебаний в секунду). Звук - это важнейший источник информации и общения человека с окружающим миром. Это общение может быть приятным, доставлять удовольствие, а может раздражать и даже вредить.

Шум — беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры. Первоначально слово шум относилось исключительно к звуковым колебаниям, однако в современной науке оно было распространено и на другие виды колебаний (радио-, электричество). Звуки, слившиеся в нестройное, громкое звучание принято считать шумом [5]. С физиологической точки зрения шум — это всякий неблагоприятный воспринимаемый звук.

Пагубное влияние шума на человека известно давно. Две тысячи лет назад во имя тишины и спокойствия Юлий Цезарь запретил повозкам ночью разъезжать по улицам древнего Рима. Во Франции, в период правления короля-солнца Людовика XIV, существовал жесткий запрет шуметь в городе после того, как Париж и его король лягут спать. Более 100 лет назад, немецкий ученый Роберт Кох писал, что наступит время, когда борьба с шумом станет столь же актуальной, как и борьба с холерой или чумой. Однако до сих пор огромная часть людей не догадывается об опасности шумового загрязнения. Длительный шум неблагоприятно влияет на органы слуха, понижая чувствительность к звуку. Он нарушает работу печени, приводит к расстройству сердечно-сосудистой системы, к истощению и перенапряжению нервных клеток. Ослабленные клетки нервной системы не могут достаточно четко координировать работу различных систем организма. Отсюда возникают нарушения их деятельности, снижается внимание, работоспособность (особенно умственная), повышается утомляемость и раздражительность. Шумы оказывают вредное влияние на зрительный и вестибулярный анализаторы, снижают рефлекторную деятельность, что часто становится причиной несчастных случаев и травм.

Постоянное действие шума может явиться причиной язвенной болезни,

гастрита, головной боли, головокружения, звона в ушах, а также способствует

нарушению обмена веществ.

Шум не только влияет на человека, но и на любой живой организм. Например, под его длительным воздействием теряют способность к размножению, пожирают свой молодняк и в конечном итоге гибнут от паралича сердца крысы, кролики, собаки. В условиях агрессивного шумового фона деревья в городе чаще болеют и умирают гораздо раньше, чем в естественной среде.

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления - децибелах. Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон, без которого невозможна человеческая жизнь.Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы. Это используется в лечебных заведениях, в кабинетах психологической разгрузки. Но естественные звучания голосов природы становятся все более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными, транспортными и другими шумами. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 дБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 дБ становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь «под колокол». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.

Используя литературу по данной теме, я составил таблицу №1, иллюстрирующую воздействие шума на человека.

Таблица № 1

Воздействие шума на человека

Источник акустического воздействия

Шумовое

воздейст-вие (дБ)

Реакция организма на длительное акустического воздействие

Полная тишина

0

-

Дыхание, тихий шепот

10

-

Шелест листьев

20

Успокаивающее

Библиотека, тихий музыкальный фон, разговор

40

Гигиеническая норма

Спокойный пригород (в дневное время), разговор в жилой комнате, классе

50

Гигиеническая норма

Разговор в ресторане, обычный офис, музыкальный фон, чириканье птиц

60

Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль

Скоростная автомагистраль (расстояние 15м), пылесос, шумный офис, вечеринка, телевизор

70

Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль

Стиральная машина, товарный поезд (расстояние 15м), посудомоечная машина, миксер

80

Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль, возможна угроза для слуха

Оживленная городская улица, дизельный грузовик, хлопкопрядильная машина

90

Ослабление слуха, болезни нервно-психического стресса (угнетенность, возбужденность, агрессивность), язвенная болезнь, гипертония

Метро, подвесной мотор, косилка для газонов, мотоцикл (расстояние 8 м), трактор, полиграфическое предприятие, отбойный молоток

100

Ослабление слуха, болезни нервно-психического стресса (угнетенность, возбужденность, агрессивность), язвенная болезнь, гипертония

Сталепрокатный завод, автомобильный гудок (расстояние 1 м), сила звука плейера

110

Ослабление слуха, болезни нервно-психического стресса (угнетенность, возбужденность, агрессивность), язвенная болезнь, гипертония

Удар грома, ткацкий станок, рок-музыка на дискотеке сирена (близкое расстояние)

120

Порог боли у человека, нарушается сон и психическое здоровье, вызывает глухоту

Реактивный двигатель при взлете на расстоянии 25 м

150

Разрыв барабанных перепонок

«Шумовое загрязнение» характерное сейчас для больших городов сокращает продолжительность жизни их жителей на 10-12 лет. Суммарный шум от больших транспортных потоков достигает высокого уровня (90-95 дБ). Особую опасность представляют плейеры и дискотеки для подростков. Каждый пятый подросток плохо слышит, хотя и не всегда об этом догадывается. Обладая кумулятивными свойствами, как яд или радиация, шум накапливается в организме.Он коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Человек против шума практически беззащитен.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ ШУМА В ШКОЛЕ

Как любое общеобразовательное учреждение, наша школа страдает от шумового загрязнения. Мы решили оценить «школьный шум».

Измерение, анализ и регистрация спектра шума производился специальным прибором – шумомером. Для исследования уровня шума в школе использовался шумомер AR844 (Приложение №1), который является профессиональным измерителем звукового давления или шума. Измеритель уровня звука модели AR844 применяется в различных исследованиях, где уровень шума может представлять интерес. Цифровой шумомер предназначается для целей выяснения характеристик любого вида шума. Электронный шумомер этой модели разрабатывался специально для исследования шума в индустриальной

области и области экологических исследований а также для научных исследований.

Исследования проводили по следующему плану:

1. Были выбраны места для измерения уровня шума в школе. Для сравнения было решено провести исследование уровня шума на уроке и на перемене.

2. Затем было произведено измерение уровня шума с помощью шумомера. Полученные данные были внесены в таблицы. (Таблица № 2, Таблица №3 )

3. Полученные данные были обработаны, проанализированы и по ним были сформулированы выводы.

Места для измерения шума в школе Таблица № 2

 

Места для измерения шума в школе

Кол-во человек

Площадь помещения

1.

Учебный кабинет. Урок

23

50 м2

2

Спортивный зал. Урок

47

100 м2

3.

Школьная столовая. Перемена. Питание

64

100 м2

4.

Перемена 1 этаж Начальная школа

15

30 м2

5.

Перемена 2 этаж Средняя школа

28

30 м2

6

Библиотека. Перемена

4

20 м2

Все измерения проводились в течении одной минуты, за результат было взято максимальное пиковое значение показаний шумомера за это время, для более точных данных было решено сделать по три измерения с интервалом в одну неделю. В результате исследования были получены следующие данные.

Таблица № 3

Уровень шума в различных помещениях школы

Характеристика обследуемой территории

Уровень шума, дБ

Среднее значение

1-е измерение. Дата 10.12.2015

2-е измерение. Дата

17.12.2015

3-е измерение. Дата

24.12.2015

1.

Учебный кабинет. Урок

       
  1. Опрос учащихся

56 дБ

60 дБ

59 дБ

58 дБ

  1. Самостоятельная работа

41 дБ

45 дБ

53 дБ

46 дБ

  1. Объяснение учителя

63 дБ

68 дБ

65 дБ

65 дБ

3.

Спортивный зал

       
  1. Упражнения, разминка

78 дБ

80 дБ

75 дБ

78 дБ

  1. Подвижные, спортивные игры

82 дБ

81 дБ

80 дБ

81 дБ

4.

Школьная столовая. Перемена. питание

       
  1. Начальная школа

61 дБ

65 дБ

64 дБ

63 дБ

  1. Средняя школа

64 дБ

73 дБ

68 дБ

68 дБ

5.

Перемена 1 этаж Начальная школа

70 дБ

80 дБ

76 дБ

75 дБ

6

Перемена 2 этаж Средняя школа

75 дБ

72 дБ

79 дБ

75 дБ

7.

Библиотека Перемена

38 дБ

44 дБ

39 дБ

40 дБ

Уровни звука, максимальные уровни звука определены Санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки». Анализ этого документа помог выяснить нормы уровня шума применимые для образовательного учреждения. (Таблица № 4)

Таблица № 4

Допустимые уровни звукового давления в помещениях общественных зданий

пп

Вид трудовой деятельности, рабочее место

Уровни звука и эквива­лен­тные уровни звука (в дБА)

Макси­маль­ные уровни звука LАмакс, дБА

1

Классные помещения, учебные кабинеты, учительские комнаты, аудитории школ и других учебных заведений, конференцзалы, чи­таль­ные залы библиотек

40

55

2

Площадки отдыха детских дошкольных учреждений, школ и др. учебных заведений

45

60

Исходя из полученных данных, я сравнить показатели по шуму между собой и с максимально допустимыми нормами уровня шума (Приложение №2 )

Вывод:

В результате исследования было выявлено:

1. В школьных помещениях уровни звука от различных источников могут достигать значительной величины 50-80 дБ, хотя в среднем редко превышают 80 дБ.

2. По сравнению с максимально допустимыми значениями, в школе наблюдается небольшое превышение уровня звука в разных помещениях.

3. Наибольшее превышение уровня шума наблюдается на уроках физкультуры и на переменах, обусловленное тем, что учащиеся активно перемещаются по помещению.

4. Когда учащиеся находятся в сидячем положении (урок, питание в столовой, библиотека) уровень шума близок по показателям к норме.

3. ВЛИЯНИЕ ШУМА НА УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ

От чрезмерного уровня шума у человека усиливается состояние дискомфорта. На переменах школьное здание гудит, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не то, что отдохнуть - устать можно! На уроках в зависимости от ситуаций, учителю также приходится работать с повышением голоса, а детям приходится напрягать слух. К концу учебного дня устают и те, и другие. Для того чтобы выяснить влияет ли шум на учителей и учащихся в школя, я провел социологический опрос в форме анкетирования.

В ходе работы было проведено два опроса среди учителей и учащихся. Всего было опрошено 15 человек учителей и 85 учащихся (Приложение №3)

Вопросы для учителей и полученный результат:

Вопрос №1: Мешают ли Вам вести урок посторонние звуки? Если да, то, какие, перечислите их?

Полученный результат:

  1. Да –66 % (10 человек)

Нет – 34 % (5 человек)

Посторонние звуки, повышающие шумовой фон на уроке:

  1. Шум с дороги

4. Громкие разговоры (в коридоре),

5. Телефонные звонки

6. Разговоры в классе

7. Громкая современная музыка

8. Строительные работы

9. Скрип стульев

10. Громкий смех

Вопрос №2: Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума детей? Перечислите, что является источником шума?

Полученный результат:

  1. Да –60 % (9 человек)

Нет – 40 % (6 человек)

Источники шума:

1. Шум детей

2. Громкий смех

3. Топот ног

4. Скрип

5. Крики

Вопрос №3: Влияет ли этот шум на Ваше самочувствие в течение дня? Если да, то как?

Полученный результат:

  1. Да – 73 % (11 человек)

Нет – 27 % (4 человека)

Наблюдаемые симптомы недомогания:

1. Шум в голове

2. Ощущение разбитости, усталость

3. Общее утомление

4. Ухудшение настроения

5. Раздражительность

Социологический опрос показал, что более чем половине учителей мешают вести урок посторонние звуки. Однако и во время перемен большая часть педагогов испытывают дискомфорта из-за шума детей и это сказывается на самочувствие учителей в течение дня.

Ранее было выявлено (таблица №1) что при уровне шума 60-80 дБ у людей появляется чувство раздражения, утомляемость и головная боль. Измерения шумомером показали, что средний уровень шума в школе держится именно в пределах, а значит и все наблюдаемые симптомы, являются прямым доказательством воздействия повышенного уровня шума на организм человека.

Вопросы для учащихся 5-11 классов и полученный результат:

Вопрос №1: Мешают ли Вам на уроке посторонние звуки? Если да, то, какие, перечислите их?

Полученный результат:

  1. Да –40 % (34 человека),

Нет – 60 % (51 человек)

Посторонние звуки, повышающие шумовой фон на уроке:

  1. Щелканье ручкой

  2. Шум

  3. Шёпот

  4. Шуршание

  5. Звонки мобильного телефона

  6. Топот в коридоре

  7. Шум за дверью

  8. Скрип стульев, дверей

  9. Жужжание лампы

Вопрос №2: Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума? Перечислите, что является источником шума?:

Полученный результат:

  1. Да – 30 % (26 человека),

Нет – 70 % (59 человек)

Источники шума:

  1. Младшие классы

  2. Громкий топот, бег

  3. Смех, крики, разговоры

Вопрос №3 : Влияет ли этот шум на Ваше самочувствие в течение дня? Если да, то как?

Полученный результат:

  1. Да – 38 % (32 человека),

Нет – 62 % (53 человек)

Наблюдаемые симптомы недомогания

  1. Пропадает настроение

  2. Начинает болеть голова

  3. Хочется поспать

  4. Усталость

  5. Плохое самочувствие

Из опроса учащихся следует что только у 30-40 % опрошенных есть дискомфорт по отношению к различным посторонним звукам на уроках и переменах, и, соответственно, это сказывается на их самочувствии в течении дня. Однако оставшиеся 60-70 % учащихся ответили, что шум им не мешает в течении учебного дня и никак не сказывается на их самочувствии. Это обусловлено тем, что большинство учащихся сами являются источниками тех или иных звуков создающих шум и тем что в соответствии с исследованиями уровня шума шумомером, превышение шума в школе в различных помещениях было не критично высоким от положенных норм.

Вывод: в среднем 60 % учителей и 40 % детей мешают посторонние звуки на уроке и отрицательно сказываются на их самочувствии. Требовать абсолютной тишины во время перемен неразумно, а вот отсутствие шума на уроках - явление крайне необходимое. Важно, чтобы дети сами осознали необходимость соблюдения тишины. Так учителю легче работать, да и сами ученики смогут лучше сосредоточиться.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Шум – один из наиболее распространенных неблагоприятных физических факторов окружающей среды.

2. Шумовая нагрузка отрицательно влияет на здоровье человека и вызывает существенные изменения в наиболее чувствительных к шуму системах организма.

3. Уровень шума в 20-30 децибелов (дБ) практически безвреден для человека, а допустимая максимальная граница по гигиеническим нормативам составляет примерно 55-60 децибелов для помещений и кабинетов школ.

4. В помещениях МОУ СШ №56 уровни звука от различных источников достигают значительной величины 50-80 дБ, хотя в среднем редко превышают 80 дБ.

5. По сравнению с максимально допустимыми значениями, в школе наблюдается небольшое превышение уровня звука в разных помещениях. Наибольшее превышение уровня шума наблюдается когда дети занимаются активными видами отдыха, если же учащиеся выполняют какую то задачу сидя уровень шума близок по показателям к норме.

6. По результатам социологического опроса 60 % учителей и 40 % учащимся мешают посторонние звуки на уроках и переменах, вызывают дискомфорт и отрицательно влияют на самочувствие, вызывая различные отрицательные симптомы.

7. Учащимся школы необходимо разъяснять последствия влияния шума на здоровье на уроках и на переменах. Это можно сделать путем донесения информации полученной в ходе исследования на любом из внеклассных мероприятий.

Исследуя шумовое загрязнение МОУ СШ №56, я частично опроверг выдвинутую гипотезу и доказали, что иногда уровень шума превышает допустимые границы.

Также я считаю, что цели и задачи, поставленные мной в начале исследования, достигнуты, а результаты могут быть использованы на уроках и внеклассным мероприятиям.

Мое исследование помогло мне понять как шум воздействует на человека, также я выяснил, что чаще всего является источником шума в школе. Полученные знания я буду использовать в повседневной жизни, стараясь не создавать лишних звуков на уроках, а отдых на перемене буду проводить там где меньше всего шума.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Гаевая В.В. За здоровый образ жизни. 9 класс: элективный курс. – Волгоград: Учитель, 2009. – 164с.

  2. Голублина Н.А. Лабораторный практикум по экологии. – М.: Форум, 2008

  3. Девисилов В. Шум и вибрация // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2005.- №8. – С. 58-63.

  4. Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин, Учебник "Экология", 9 класс, 1995 г.

  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. - 944с.

  6. Фролов М.П. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. – М.:АСТ: Астрель, 2008. – 223с.

  7. Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда. – М.: Устойчивый мир, 2001. – 224с.

  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%83%D0%BC

Приложение № 1

Исследование уровня шума на уроке физики

Исследование уровня шума на уроке физкультуры

Исследование уровня шума на перемене в коридоре на 1 этаже

Прибор шумомер AR844 используемый в исследовании

Приложение № 2

УРОВЕНЬ ШУМА В РАЗЛИЧНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ШКОЛЫ

1. Учебный кабинет. Различные элементы урока: опрос учащихся, самостоятельная работа, объяснение нового материала учителем.

  1. Спортивный зал. Различные элементы урока: упражнения на разминке, спортивные игры.

  1. Школьная столовая. Питание на перемене учащихся: младших классов, средних классов.

4. Перемена. 1 этаж. Зона отдыха учащихся 1-4 классов

Перемена. 2 этаж. Зона отдыха учащихся 5-11 классов

Библиотека во время перемены

Приложение № 3

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС СРЕДИ УЧИТЕЛЕЙ

1. Мешают ли Вам вести урок посторонние звуки?

Да – 66 %, Нет – 34 %

2. Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума детей??

Да – 60 %, Нет – 40 %

3. Влияет ли этот шум на Ваше самочувствие в течение дня?

Да –73 % , Нет -27 %

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС СРЕДИ УЧАЩИХСЯ

1. Мешают ли Вам на уроке посторонние звуки?

Да – 34 %, Нет – 81 %

2. Испытываете ли Вы во время перемен дискомфорт из-за шума?

Да – 26 %, Нет – 59 %

3. Влияет ли этот шум на Ваше самочувствие в течение дня?

Да –38 % , Нет -62 %

 

3

 

Просмотров работы: 14354