Введение
Этим летом было очень много мух. Люди всячески с ними боролись дома, в магазине, на рынках. Всем известно, что эти насекомые переносят на своих лапках разную заразу и ничего от них хорошего ждать не приходится. Однако, если внимательно понаблюдать за мухой, можно увидеть, как тщательно она трет лапками, постоянно их чистит. Может быть, муха чистюля и ее лапки не такие уж грязные? Возможно, люди не справедливы по отношению к ней. На уроках биологии нам говорят, что в природе не бывает абсолютно бесполезных и вредных живых организмов. Может быть, и от мух есть какой-либо толк? Если мухи приносят вред, может быть, существуют какие – то чудесные способы борьбы с ними? Все наши близкие на эти вопросы отвечали одно: «Мухи – это плохо, от них один вред!» Проанализировав результаты анкетирования одноклассников, мы обнаружили, как мало они знают об обычной комнатной мухе. Нам все же захотелось самим разобраться и найти ответы на интересующие вопросы.
Цель исследовательской работы: узнать, что собой представляют мухи, и какую пользу или вред несут собой человеку.
Задачи исследования:
Изучить литературные источники по данной теме.
Провести наблюдение за поведением мух, исследовать строение насекомого под микроскопом.
Экспериментально доказать вред, приносимый мухами.
Выяснить, что известно о мухах одноклассникам.
Создать фильм о мухе с использованием найденных материалов.
Ознакомить с результатами работы учеников школы.
Гипотеза: мы предполагаем, что роль мухи в природе многозначительна, муха не так уж бесполезна, как кажется.
Методы работы:
Изучение литературы и источников Интернет
Наблюдение, эксперимент, опыт.
Анкетирование,анализ и статистическая обработка результатов.
Создание фильма о мухе «Большие секреты маленькой мухи».
Подготовка выводов и презентации.
План работы:
Обратиться к компьютеру, прочитать о мухах в сети Интернет (1 неделя, сентябрь).
Поработать с литературой (октябрь).
Исследовать насекомое под микроскопом и лупой (2 неделя, сентябрь.).
Провести опыты с мухой (2-3 неделя, сентябрь).
Провести анкетирование одноклассников (ноябрь).
Сопоставить собранный материал с наблюдениями, провести анализ, систематизировать и сделать вывод (ноябрь).
Освоить программу MS Movie Maker и создать фильм о мухе, используя собранный материал (декабрь).
Ознакомить одноклассников с результатами работы (март).
Представить результаты работы на школьном фестивале проектов (март).
Свою работу начали с практической части, осенью 2015года, пока можно было исследовать живые объекты – мух. Позже работали с теоретическим материалом. Литературных источников об интересующем нас насекомом много. Оказалось, что муха комнатная (Musca domestica) — насекомое семейства настоящих мух. В мире насчитывается около 40 000 видов мух. На лапках обычной мухи обнаружено 63 вида микроорганизмов, собранных где угодно. Среди них возбудители около 30 болезней человека, в частности таких опасных, как брюшной тиф и бактериальная дизентерия. Используя методику О. Н. Пономаревой - кандидата биологических наук, доцента Пензенского педагогического университета, провели опыты, доказывающие, что мухи действительно переносят на своих лапках микроорганизмов. Нами были сделаны интересные открытия о способах питания, особенностях органов чувств и этих насекомых. Оказалось, что среди мух немало таких, которые приносят пользу[6].
Практическая значимость: работа имеет прикладной характер, фильм о мухе можно использовать на уроках биологии при изучении насекомых, на классных часах о гигиене.
Глава 1. Муха комнатная (Musca domestica) — насекомое семейства настоящих мух.
1.1. Особенности строения и жизнедеятельности мухи
Муха домашняя относится к классу насекомых. Представители этого класс широко распространены на нашей планете и очень хорошо приспособлены к разнообразным условиям среды, в которой живут. Ее тело как бы запрятано в скелет. Этот покров, словно доспехи рыцаря, сверху, снизу и с боков охватывает тело насекомого. Для своего одеяния насекомые располагают лучшим материалом: это хитин. Он прочен и в то же время он мало весит, что для летающих созданий весьма существенно. Она прекрасный летун [1]. Крыльев у мух только два. При рассматривании насекомого в цифровой микроскоп Digital Blue (приложение 1) обнаружили еще одни маленькие крылья. Задние крылья мухи постепенно уменьшились, и от них остались лишь маленькие жужжальца. Ими она регулирует направление полета. Дышит муха через особые отверстия – дыхальца [1]. В микроскоп Digital Blue хорошо видно как устроены глаза этого насекомого, они имеют мозаичное (фасеточное) строение. Глаз состоит из множества крошечных "глазков"[7].Ротовые части комнатной мухи образуют мягкий хоботок лижущего типа. Твердую пищу муха смачивает слюной и размачивает. И потом уже жидкую пищу всасывает через хоботок. Такое пищеварение называется внешним. Известно, что мухи пробуют пищу ногами [2]. У мухи 6 лапок. Лапка мухи домашней оканчивается двумя подушечками - пульвиллами. Пульвиллы покрыты тонкими щетинками. Эти щетинки выделяют липкую жидкость. Липкий секрет (жидкость) щетинок удерживает муху на гладкой поверхности силой капиллярного притяжения. Если лапки мухи обезжирить, муха на некоторое время теряет способность передвигаться по стеклянной поверхности - начнет скользить. Разумеется, когда муха ползает по различным поверхностям, на липких подушечках и щетинках ее лапок собирается грязь. Чтобы сцепление лапок с поверхностью при ползании не ухудшалось из-за этого, муха регулярно осуществляет "туалет" всех шести лапок, очищая их от налипших частичек мусора[8].Самка мухи за один присест откладывает около 100 яиц. Личинка представляет собой удлиненный беловатый живой конус. На его вершине находятся два черных крючка. Крючки — это органы передвижения безногой личинки [6].
1.2. Многообразие и значение мух
Под микроскопом хорошо видно, что все тело мухи покрыто волосками, вот к ним и прилипают различные микробы. Мухи, порывшись в фекалиях и нечистотах, оставляют грязные следы на нашей пище и предметах обихода. Поэтому, безобидные на первый взгляд комнатные мухи переносят самые разные инфекционные заболевания: кишечные инфекции, а также яиц глистов, возбудителей туберкулеза, полиомиелита, дизентерии, холеры и многие другие. Осенью мухи становятся злыми и кусают людей. Это не комнатные мухи, а мухи жигалки. Каждый год (и не раз) посещает нас крупная пепельно серая муха с бурыми полосками на спине и серебристым отливом на брюшке. Это Саркофага, или серая мясная муха, которая носится по комнатам, выводя нас из терпения и заставляя играть в догонялки. Всем знакомы люцилии — синие мясные мухи. «Лицо» у них лучится серебром. И надо же, такие красавицы «воспитывают» своих детей, как правило, на падали и трупах. Синяя мясная муха садится для кладки яиц на падаль и пьет сукровицу. Она может разносить различные заразные бактерии и, в частности, палочки сибирской язвы. Иногда дома можно увидеть малых комнатных мух, они любят виться под потолком, вокруг лампы[6].
Мир населен 90 тысячами видов двукрылых — далекими и близкими родственниками комнатной мухи. Не все из них назойливы, как мухи. Среди них немало таких, которые приносят пользу. В их числе ежемухи-тахины, журчалки-сирфиды, зеленушки-долихоподиды, ктыри и жужжалы. Они помогают нам сдерживать натиск вредных насекомых на поля, огороды, сады и леса. Эти мухи уничтожают весьма опасных вредителей. Мало кому известная муха - тахина, она же ежемуха, по словам биологов, уничтожает такое количество насекомых, особенно комаров, что мы должны быть ей очень благодарны. Муха – источник питания для птиц, лягушек и мелких млекопитающих, а галлица – основное блюдо в меню озерной форели. Все мертвое, гнилое становится достоянием мух. Уничтожая мертвое, они творят новую жизнь.[3]
1.3.Профилактика распространения мух
На оставленных мухами следах обнаружено 63 вида микроорганизмов. Среди них возбудители около 30 болезней человека.
Известно множество народных способов борьбы с мухами с помощью некоторых комнатных растений. Например:
Растение номер один – это томатная листва. Достаточно двух-трех горшочков с этим растением и мухи навсегда забудут вход к вам. Томаты обладают весьма специфическим запахом, которым является надежным барьером от многих насекомых.
Растение номер два – это черная бузина или папоротник. Разложите несколько свежих веточек по всему дому, и мухи тут же исчезнут. Или же можно поставить растения в вазочку, получится весьма интересное, а главное полезное украшение для интерьера.
Растение номер три – это герань. Так уж получилось, что самое распространенное комнатное растение не только лечит от многих недугов, но и отчаянно борется с мухами. Душистый запах герани отгоняет насекомых, дезинфицируя помещение.
Ну и наконец, растение номер четыре - это эвкалипт. Он тоже хорошо защищает дом от насекомых, кроме того является отличным средством от простуды.
Запах лаврового масла действует на мух с такой силой, что заставляет их шарахаться от него за три версты. Натрите маслом деревянную мебель, промажьте дверные косяки и оконные рамы. Выполняйте данную процедуру хотя бы два раза в месяц, и насекомые надолго забудут вход в ваш дом.
Также эффективным средством в борьбе против домашних мух станут ловушки-кормушки. В миску с водой добавьте небольшое количество сахара и немного черного перца. Оставьте угощение в месте скопления мух. Через пару дней в доме не останется их ни одной.
Еще одно средство в борьбе против мух - керосин или скипидар, но запахи этих сильных веществ также неприятны и для человека, поэтому не подходят для домашнего использования. Попробуйте натереть поверхности с наибольшим скоплением мух касторовым маслом или воском. Насекомые к нему больше не приблизятся[5].
Большую роль в борьбе с мухами играют элементарные правила гигиены. Мусорные ящики на улице должны плотно закрываться, а почву под ними раз в две недели обрабатывать:засыпать хлорной известью. Дома важно, чтобы подолгу не стояла грязная посуда, чтобы пища хранилась закрытой; ведра и баки для мусора и пищевых отбросов необходимо держать закрытыми и ежедневно опорожнять и промывать дезинфицирующими средствами.
Таким образом, муха является интересным объектом для исследования. Конечно, мухи переносят многие болезни - от чесотки до кишечных заболеваний. Однако они виновны лишь в 1,0 проценте всех заболеваний, 80 процентов передаются через воду, 19 - через продукты питания и 0,9 % - иными способами. Спастись от заболеваний, переносимых мухами, просто – необходимо чаще мыть руки и не оставлять продукты питания открытыми. Известно много способов, отпугивающих мух препятствующих проникновению в жилые помещения, еще больше способов уничтожения этих вредных насекомых. Муха, как насекомое приносит большую пользу не только другим животным, но и человеку. Мухи являются пищей для птиц и рыб. Личинки мух перерабатывают все мертвое и гнилое, очищая окружающую нас природу.
Глава II. Практическая часть
2.1 Методика и материалы
Для того, чтобы выяснить осведомленность одноклассников об особенностях жизнедеятельности и значении комнатных мух, мы провели анкетирование (приложение 2). В опросе принимали участие 17 человек. Оказалось, что ребята мало знают о жизни обычной мухи. Некоторые опрашиваемые сознались, что не уверены в правильности своих ответов, несмотря на то, что дали правильные ответы на предложенные вопросы. Почти все школьники утверждали, что комнатные мухи несут человеку только вред, так как распространяют болезнетворных микроорганизмов. Лишь несколько человек высказали предположение о возможной пользе мух в природе. В сети Интернет нами было найдено множество качественных фотографий, которые позволяли детально рассмотреть особенности строения мухи. Мы так же для этих целей воспользовались цифровым микроскопом Digital Blue. В отличие от обычного светового микроскопа он позволил нам рассматривать достаточно крупный и непрозрачный объект муху при увеличении в 60* и 200*.
Из литературы нам известно, что мухи питаются жидкой пищей, всасывая ее своим хоботком, а на твердую пищу выпускают слюну, чтобы растворить ее, а затем всасывают растворенное вещество, например, кусочек сахара. Для иллюстрации процесса питания мухи, был проведен следующий опыт. В банку с мухами поместили густой подслащенный свекольный сироп. Мухи пили сок, и их брюшко окрашивалось в красный цвет. После этого в банку с мухами помещали несколько кусочков сахара, в скором времени сахар покрывался красными пятнами (приложение 3). Насекомое изливает слюну, которая способствует растворению сахара. Только после этого животное всасывает растворенную пищу. Вместе со слюной муха извергает на пищу и бактерии (подобно каплям свекольного сока); муха оставляет на продуктах питания и зараженные бактериями экскременты. Следующий опыт проведен с целью посмотреть и доказать как много микроорганизмов переносит муха на своих лапках. В чашку Петри залили свежеприготовленный желатин (приложение 4). Туда же поместили живых мух, после застывания желатина и закрыли крышкой. Уже через 2 дня на желатине появились светлые и темные пятна. Через неделю эти пятна разрослись по всей поверхности желатина. Мухи бегали по желатину и заражали его бактериями. Мы предположили, что это колонии бактерий, которые питались желатином и стремительно размножались. Постепенно они разрастались в ряд крупных цветных пятен. Этот опыт доказывает, что мухи являются переносчиками бактерий, а самое страшное, что эти бактерии являются возбудителями 30 болезней. Описание методики данных опытов взято из журнала «Биология в школе» №3 1998 г. Автор методики О. Н. Пономарева, кандидат биологических наук, доцент Пензенского государственного педагогического университета.
Из литературы мы узнали, что муха постоянно чистит свои лапки от налипших частичек. Лапка мухи домашней оканчивается двумя подушечками, покрытыми липкой жидкостью. Липкий секрет (жидкость) удерживает муху на гладкой поверхности силой капиллярного притяжения. Если подсушить эту жидкость на лапках, муха должна потерять способность сидеть на стекле и не падать. Чтобы доказать наше предположение, был проведен следующий эксперимент: в банку, на дне которой насыпана щепотка муки, поместили муху и закрыли крышкой. Муха бегала по муке, и постепенно совершенно потеряла способность сидеть и удерживаться на стенке банки. Это произошло потому, что ее лапки засорились мукой. Поэтому домашняя муха и вынуждена быть такой «чистюлей» и постоянно очищать свои лапки.
2.2.Создание фильма о мухе
Для того, чтобы ознакомить одноклассников с найденным материалом, приняли решение создать фильм о мухе. Для создания фильма о домашней мухе использовали стандартную программу MS Movie Maker. В освоении программы встретили некоторые затруднения, поэтому воспользовались помощью старшеклассников. Далее составили план сценария фильма, который решено было сделать в форме научно-популярного. Продумали сюжет и описали содержание каждого слайда, записали слова автора-рассказчика. Каждый фрагмент фильма озвучили отдельно. Далее подобрали необходимые фотоматериалы и рисунки, использовав сеть Интернет и авторские фото. Видеофрагменты (в формате mp4) процессов жизнедеятельности мухи – питания, передвижения личинки, выхода мухи из куколки-бочонка взяли из сети Интернет с видео хостинга YouTube.Данный фильм можно использовать на уроках биологии при изучении насекомых, на классных часах, посвященных вопросам гигиены.
Проделанная работа помогла нам освоить некоторые простейшие методики проведения опытов с живыми объектами, наблюдения и изучения насекомых с помощью микроскопа, монтирования фильма с использованием стандартных программ MS Office,статистической обработки результатов опросов.
Заключение
Изученные теоретические источники, проведенные эксперименты и наблюдение за поведением мух, позволили сделать следующие выводы:
Удивительно сложное строение и поведение мухи доказывают, что мухи уникальные создания с совершенным устройством организма и особым поведением.
Муха действительно является злостным вредителем, переносящим на своих лапках множество микроорганизмов и яйца гельминтов.
Необходимо знакомить окружающих с особенностями поведения, жизнедеятельности мух, так как это не только убережет окружающих от переносимых мухой возбудителей заболеваний, но ещё и очень интересно.
Истреблять насекомое полностью нельзя, так как она является необходимым звеном в природе.
Существует много видов мух чрезвычайно полезных для человека.
Данная работа имеет прикладной характер, фильм о мухе можно использовать на уроках биологии при изучении насекомых, на классных часах о гигиене. Мы подтвердили свою гипотезу: роль мухи в природе многозначительна, муха не так уж бесполезна и опасна, как кажется.
В ходе работы мы научились работать с информацией, освоили простые методы статистической обработки результатов опроса и программу создания видеороликов; познакомились с основным правилам постановки опытов и работы с цифровым микроскопом. Подобные виды работ проводились нами впервые и в будущем помогут в нашей учебе. Мы планируем продолжить дальнейшее изучение насекомых, так как эта тема очень заинтересовала нас.
Список литературы и источников информации
1.Карл Фриш. И. Халифман Десять маленьких непрошенных гостей./ М., Детская литература, 1970. – 240 с.
2. Альфред Брем Жизнь животных. М. «Эксмо», 2003. – 728 с.
3. Жизнь животных. В 7-ми томах/ Гл. ред. В.Е. Соколов. 2-е изд., перераб.- М.:Просвещение,1984.– 463с.
4. Журнал «Биология в школе» №3.1998 г. О.Н.Пономарева, кандидат биологических наук, доцент Пензенского госпедуниверситета. «Биологические загрязнения и болезни человека»
5. http://krasna-devica.ru/article/3292-izbavlyaemsya-ot-mukh Домашние растения, как средство борьбы с мухами
6.http://www.biologyexperts.ru/biols-219-1.html BiologyExperts
7. http://i-fakt.ru/interesnye-fakty-pro-mux/ Интересные факты про мух
8. http://allforchildren.ru/why/why1-27.php Все для детей
9. http://www.liveinternet.ru/users/3431020/post172903077/ Такая знакомая, но абсолютно непонятная муха
Приложение 1
Работа по изучению внешнего строения мухи
Приложение 2
Текст анкеты,для изучения осведомленности одноклассников о насекомом и диаграммы с ответами.
Анкета
1. Сколько видов мух живет в мире?
А) 10 000 Б) 40 000 В) 80 000
2. Что делают мухи зимой?
А) спят Б) умирают В) улетают в теплые края
3. Сколько живет муха?
А) 1 день Б) 8 – 20 дней В) 3 месяца
4.Сколько яиц может отложить одна муха?
А)100 Б) 1000 В) не знаю
5.Что муха приносит для человека пользу или вред?
А) вред Б) пользу В) вред и пользу
Ответы на вопросы анкеты:
1)Сколько видов мух живет в мире?
продолжение приложения 2
2)что делают мухи зимой?
3)Сколько яиц откладывает самка мухи за один раз?
4)Что муха приносит для человека: пользу или вред?
Приложение 3
Опыт: отрыжка мух, окрашенная свекольным соком
Приложение 4
Опыт, доказывающий,что муха переносит на лапках микроорганизмы
Рис. 1. Муха на желатине в чашке Петри (первый день).
Рис.2. Колонии микроорганизмов, появившиеся через неделю, на зараженном микроорганизмами желатине.
18