ЕСТЬ ЛИ ЭМОЦИИ У ЖИВОТНЫХ?

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЕСТЬ ЛИ ЭМОЦИИ У ЖИВОТНЫХ?

Игнатенко Д.С. 1
1МБОУ СОШ п.Дуки
Калинина А.Н. 1
1Никифорова 11
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я часто бываю в гостях у своих подруг. Почти у всех есть домашние питомцы: кошки, собаки, попугаи, хомяки, рыбки и даже лягушки. У меня тоже есть домашние животные. Я часто играю с ними и с интересом наблюдаю за их поведением. Мне не раз приходилось наблюдать, как радуется приходу хозяина собака, как она рычит на чужого, как довольно урчит кошка после сытного обеда или ужина или когда её ласкают. Я считаю, что у животных есть такие эмоции, как гнев, радость, страх, обида. Так ли это? Мне захотелось узнать об эмоциях у животных и провести исследование на эту тему. Тема моей работы так и звучит «Есть ли эмоции у животных?»

Перед собой я поставила цель: узнать есть ли эмоции у животных.

Для достижения этой цели мне надо было решить следующие задачи:

- изучить и проанализировать литературу по данной теме;

- провести личные наблюдения за эмоциями собаки, кошки, попугая;

- составить творческий отчет о поведении домашних животных в разных жизненных ситуациях и выступить с ним в классе.

Объект исследования - животные.

Предмет исследования – эмоции животных.

Гипотеза: я предполагаю, что у животных есть эмоции, поэтому они могут страдать, радовать и любить.

Методы исследования:

- изучение;

- наблюдение;

- фоторепортаж.

Практическая значимость: материалы исследования можно использовать при проведении классного часа, в ходе которого ученики могут приобрести новые знания об эмоциях животных. Данная работа поможет сформировать доброе отношение к животным, мотивирует к наблюдению за поведением животных.

  1. Глава. Эмоции.

    1. Что такое эмоция?

Из словаря Ефремовой я узнала, что эмоция – это душевное переживание, чувство.

В словаре Даля написано, что эмоции – это состояния души; импульсивная реакция, отражающая отношение индивида к значимости воспринимаемого им явления; переживания, отражающие потребности организма и активизирующие или тормозящие деятельность; непосредственное переживание (протекание) чувства; не очень длительные переживания сменяющие друг друга вслед за изменением ситуации. Д.Н.Ушаков указал, что эмоции это - душевное переживание, волнение, чувство (часто сопровождаемое какими-нибудь инстинктивными выразительными движениями).

Прочитав много толкований из различных источников, я пришла к выводу, что эмоции – это душевное состояние. Эмоции должны соответствовать ситуациям и чувствам.

Если хочется смеяться — смейтесь, если плакать — плачьте. Выражение эмоций — это правильный путь к гармонии. (автор Маэстро «Психология человека»)

  1.  
    1. Какие же бывают эмоции?

Эмоции делятся на:

1) положительные эмоции - это удовольствие, восторг, радость. Примерами положительных эмоций могут быть уверенность, симпатия, любовь, нежность, блаженство.

2) отрицательные - это эмоции, которые проявляются в результате неудач или потерь. Примерами отрицательных эмоций могут быть грусть, печаль, расстройство, чувство утраты, гнев, тревога, отчаяние.

3) нейтральными можно назвать: любопытство, изумление, безразличие.

Вывод: Эмоции позволяют живому существу давать оценку всему, что происходит вокруг и внутри. Жизнь без эмоций невозможна!

  1.  
    1. «Язык эмоций» у животных.

Все звери – умные и быстро учатся. Они не умеют лгать, и не ведут войн, в которых гибнут миллионы существ. Если попадаются среди них злые создания, то такими их сделали люди. Не было надобности изучать язык людей, зато они прекрасно понимают, что происходит с человеком, просто наблюдая за ним, «считывая» его эмоции.

В моей подборке фотографий животных можно увидеть их эмоции. (Приложение 1, фото животных).

На странице журнала «ЗооМедВет» в рубрике «Чувствуют ли эмоции животные?» я прочитала, что в зоопарке одного китайского города слониха – мать отказалась от недавно родившегося слонёнка. Слонёнок плакал пять часов без перерыва, а в июле 2014 года в индийском городе спасли слона, который попал в руки к браконьерам и провёл в неволе 50 лет. Над ним всё время издевались: били и даже тыкали в него копьями, чтобы он вёл себя послушно. Когда спасатели прибыли на место и начали вызволять слона из цепей, он заплакал от радости. Учёные также считают, что слоны могут радоваться встрече с сородичем, рождению детёныша, а также хоронить других слонов и скорбеть по умершим. [2]

В книге «Письма» П. Скорука я прочитала, что шимпанзе это самые эмоциональные существа. Они умеют радоваться, печалиться. Также могут испытывать: злобу, страх, удивление, ярость, отвращение, любопытство, огорчение. Главное «орудие» для выражения эмоций — лицо. Самое выразительное на лице шимпанзе — губы и глаза. Иногда достаточно взглянуть только на губы, чтобы понять, что происходит с ним. Свои эмоции это животное внешне проявляет так, как это делает человек: раздраженно кричит, когда злится, гневно жестикулирует. Радость и любовь шимпанзе тоже проявляет, подобно нам: прыгает, танцует, весело скалится, облизывает партнера, дерет его за волосы, дает тумаки, потом жалеет и голубит. [3]

Учёным Барышниковым Н.С установлено, что у дельфинов также есть эмоции. Вот некоторые факты из жизни дельфинов: «Если дельфин злится, то глаза у него округляются, часто при этом бывает приоткрыта пасть. Обиженный дельфин поворачивается хвостом или боком, не теряя все же из вида обидчика, будь то другое животное или человек. Дельфины, как и слоны, способны долго помнить обиду, иногда месяцами отказываясь от контактов с человеком, причинившим им боль. «Гордое» или «самодовольное» выражение проявляется у них, когда они находятся в свободном плавании и не обращают внимания на окружающих. Эмоции у дельфинов хотя и менее ярко выражены, чем у наземных животных, но всё равно весьма характерны и разнообразны.

Совсем недавно мы читали произведение Л.Н.Толстого «Лев и собачка», основанное на реальных событиях. В рассказе описывается, как от тоски по умершей собачке погиб лев. Лев переживал эмоцию горя и скорби.

На сайте www.zoopicture.ru/pravda-o-volke я узнала, что настоящее достояние волка – это хвост, который позволяет выражать эмоции и демонстрировать широкую гамму намерений. Длинный и толстый хвост, на языке охотников – полено, у серых хищников опущен вниз, но даже по неуловимым движениям этой части тела можно определить неуверенность хищника, разглядеть агрессию или распознать игривое настроение. Впрочем, для проявления эмоций хищники активно используют и мимику, которая отличается богатством и выразительностью. Используя широкий арсенал средств – от оскаленной пасти и развернутых вперед ушей до своеобразной улыбки в сочетании с ушами, крепко прижатыми к голове, – волки без труда передают необъятную гамму чувств. [4]

Из разных источников я узнала, что чем более развитый организм, тем больше у него эмоций. Эмоции развиваются в первую очередь у стадных животных, так как выполняют в первую очередь функцию общения. Эмоции обезьян вполне развиты, у них живая мимика и богатый интонационный арсенал, а вот эмоции, например у лося не выражены, поскольку он, как одиночное животное, общается преимущественно с соседней осиной. Кошки, собаки и лошади, особенно живущие вместе с человеком, чаще всего проявляют эмоции. [1]

Вывод: изучая различную литературу, я поняла, что почти у всех животных есть эмоции, а особенно у тех, кто живёт стадом или семьёй и они им нужны для общения друг с другом или с человеком. У животных одиночек эмоции есть, но они выражены не ярко и не заметны человеческому глазу. [3]

Глава 2 . Мои наблюдения

Мне стало интересно, а знают ли мои одноклассники что-либо об эмоциях животных. С целью выяснения я провела анкетирование, в котором приняли участие учащиеся 3 класса. По результатам анкетирования, в котором приняли участие 20 учащихся, я пришла к следующим выводам:

  1. У большинства опрошенных учащихся (77%) есть домашние животные.

  2. Все опрошенные (100 %) любят животных.

  3. 3 % учащихся никогда не наблюдали эмоции у животных.

(Приложение 2, Диаграмма)

За всеми переживаниями своих питомцев стала наблюдать я. И выяснила, что всё же они испытывают эмоции, такие как: азарт, безразличие, благодарность, стыд, злость, радость и сейчас я о них расскажу.

2.1. Собака Джек.

Два года назад мне подарили прекрасного щенка. Я назвала его Джек. Пока был маленький жил в доме. А когда подрос, мы его переселили на улицу. Это обычный пес, без родословной, да и это не главное.

Не зря говорят, что собака друг человека. Джек очень веселый и игривый пес. По утрам он провожает меня в школу, а потом встречает веселым лаем. Он очень любит детей, звонко лает и прыгает, когда мы гуляем с друзьями. Он везде меня сопровождает. Джек всегда мне радуется и готов постоять за меня в любой момент. В эти моменты он как и я испытывает эмоцию радости.

Джек очень добрая собака, у него умные глаза. Он – мой самый верный друг. Я люблю его и рассказываю секреты, и он их верно хранит. Когда мне грустно, Джек кладет свою голову мне на колени и грустит вместе со мною. А когда мне радостно он ставит лапки на мои колени и радуется вместе со мной. А когда иду на прогулку, он с радостью меня сопровождает, виляя хвостом. Я иногда жалею, что собаки не умеют разговаривать. Мой песик во многом похож на меня. У него, как и у меня часто меняется настроение.

Вывод: наблюдая за своей собакой, теперь я точно знаю, что у собак есть эмоции и все они проявляются внешне и тоска, и радость, и гнев. Если вы любите собаку, то и она будет чувствовать любовь и получать удовольствие в вашей компании. (Приложение 3, Фото Джек)

2.2. Кошка Леди.

Моей кошке уже 1 год. Я с детства приучила её к ласкам и точно знаю, что она хочет в данный момент.

Моя кошка очень чувствительна и свои чувства выражает через эмоции. Когда я замечаю, что она сидит ко мне спиной и не откликается на своё имя, то лучше её не трогать, значит у неё плохое настроение, безразличие и состояние полного равнодушия.

Бывает так, когда она ложится рядом со мной и переворачивается животом кверху, значит, настроение у неё хорошее и игривое и она разрешает себя гладить и ласкать. Она громко мурлычет, выражая, таким образом, благодарность и любовь.

Когда я с ней играю, она машет хвостом из стороны в сторону, притаившись в укромном месте, и внезапно прыгает на предмет. От этого она испытывает счастье и радость.

Моя кошка очень ласковая и умеет сочувствовать. Как – то на репетиции танца я подвернула ногу и она очень болела. Моя Леди запрыгнула на постель и легла рядом возле ноги, а голову положила на больное место. Мурлыкала и урчала совсем по – другому не от удовольствия, а от сочувствия, что мне было больно.

Леди любит покушать и больше всего на свете предпочитает свежую рыбку. Когда папа ходит на рыбалку, обязательно приносит ей гостинец. Она благодарно мурчит в ответ. Моя кошка стала моим настоящим другом и думаю, моя жизнь была бы намного скучнее и обыденней, не будь рядом пушистой и доброй Леди.

Леди никогда не будет общаться с теми, кто ей не нравится. Если с ней неучтиво обращаться, она может зашипеть или даже оцарапать. Она поднимает лапы, замахиваясь ими, грозно шипит, шерсть встает дыбом, особенно на спине, голове и хвосте кошки, спина изгибается, этим она пытается запугать недруга и показать свое превосходство, в том числе и по размерам. Так она выражает эмоцию злости.

Вывод: наблюдая за соей питомицей, я поняла, что кошки очень общитель­ны, они становятся прекрасными компаньонами. Ни один человек не почувствует себя одиноким, если в его доме появилась кошка. Но кошки, при­выкшие к общению, чахнут и умирают, когда лиша­ются его. Любите и заботьтесь о своих подопечных, а уж они вас отблагодарят! (Приложение 4, Фото Леди)

2.3. Попугай Чика

Я хорошо понимаю свою пернатую питомицу Чику, чего она от меня ждёт. Состояние птицы легко прочитывается по ее внешности и поведению. Она встречает меня с радостью, когда я сажусь к клетке. Моя птица хороший компаньон, дружна и любвеобильна, охотно подставляет шею, чтобы ее почесали, может часами сидеть на руке или плече. К человеку, которого видит в первый раз, никогда не подлетит, если летает по квартире, а если сидит в клетке, то забьётся в самый дальний угол. В этот момент он точно испытывает эмоцию страха.

Также попугай демонстрируют свою любовь ко мне с помощью отрыжки.

Чика — любопытная птица. Ей обязательно нуж­но быть в курсе всех событий на кухне и знать, чем заняты хозяева. Если мама готовит завтрак и режет что-нибудь на раз­делочной доске, Чика непременно утащит кусочек.

У моего попугая в клетке висят игрушки. Она ими играет, но иногда я вижу, что она заскучала, то вешаю в клетку новую игрушку, Чика испытывает большую радость.

Если мой питомец хорошо провёл день, то довольный перед сном скрежещет клювом. (Приложение 5, Фото Чика)

Вывод: я точно могу сказать вам, счастлив или печален мой питомец, испуган или доволен, а эмоции влияют на поведение попугаев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При подготовке работы и во время ее написания был собран и изучен материал с помощью интернета, энциклопедий, различных печатных изданий.

Я узнала, что такое эмоции, какие есть эмоции. В научной литературе, из анкеты учеников и по своим собственным наблюдениям нашла подтверждение своей гипотезе. Многие животные открыто, публично выражают свои эмоции, их моно увидеть. И если мы внимательны, то все, что мы видим снаружи, расскажет нам о том, что происходит в голове и сердце любого живого существа.

Я пришла к выводу, что животные, большие и маленькие такие же как мы живые существа, у каждого свой характер, свои мысли и мечты, и все хотят, чтобы к ним относились с пониманием и теплотой. Я очень счастлива, что рядом со мной всегда находятся мои друзья, которые любят меня.

Список источников:
  1. «Выражение эмоций. Мимика» Барышников Н.С.
  2. «Животные эмоции»Петр Скорук
  3. «Литературное чтение. Христоматия» ч. 1

Интернет источники:

  1. https://www.psychologos.ru/articles/view/emocii_u_zhivotnyh «Эмоции животных»

  2. www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration.../206127-animal-emotions
  3. www.biofine.ru/bfins-1072-1.html

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Эмоций

Приложение 1

«Язык эмоций» у животных.

Приложение 2

Анкета для учащихся.

  1. Есть ли у вас домашние животные?

  1. Любите ли вы животных?

  1. Наблюдали ли вы эмоции у животных?

Приложение 3

Фото Джек.

Приложение 4

Фото Леди.

Приложение 6

Фото Чика.

Приложение 5

Попугай Чика

Просмотров работы: 8585