СОДЕРЖАНИЕ
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ |
Стр. |
1.1. Актуальностьтемы |
3 |
1.2. Цель и задачи исследования |
3 |
1.3. Литературный обзор |
4 |
1.3.1. МРСК, или откуда берется электроэнергия в квартирах |
4 |
1.3.2. Экологические минусы ТЭС, ГЭС, АЭС |
5 |
1.3.3. Нетрадиционная энергетика |
5 |
1.3.4. Понятие экологической безопасности и экологического риска |
5 |
1.3.5. Технологии энергосбережения |
6 |
1.3.6. Удельный расход условного топлива |
6 |
1.4. Методика исследования |
7 |
1.5. Методика эксперимента |
7 |
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
|
2.1 Результаты исследования |
8 |
2.2 Результаты эксперимента |
9 |
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
|
3.1.Выводы |
11 |
3.2.Рекомендации |
11 |
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
12 |
5. ПРИЛОЖЕНИЯ |
13 |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Актуальность темы
Активная адаптация человека к условиям среды и рост народонаселения сопровождались увеличением количества потребляемой энергии. Расход энергии зависит от уровня развития всех сфер хозяйственной деятельности человека – промышленности, сельского хозяйства, городского хозяйства, морского промысла. Развитие энергетики сопровождалось усилением загрязнения окружающей среды. Энергию человек получает, сжигая уголь, нефть, природный газ, используя энергию рек и распада ядерного топлива. [1] Поэтому рост энергопотребления ведет к загрязнению атмосферы, литосферы, гидросферы и, соответственно, биосферы. Сложившиеся традиции в энергетике противоречат идее устойчивого развития. «Энергоэффективность - это ключевой вопрос модернизации, это не просто качество энергетики, это качество нашей экономики» (министр экономического развития Российской Федерации в 2007—2012гг. Эльвира Набиуллина). [2] Энергосбережение - стратегическая для государства задача, которая обеспечивает доступ к энергии и определяет технологическое лицо страны. Эффективное использование энергии является ключом к экологической безопасности общества. Относительная доступность электроэнергии, тепла, горячей воды создают представление у многих людей о том, что эти блага никогда не исчерпают себя и вырабатывается беспечное отношение к ним. Зачем их экономить? Сколько истрачу, за столько и заплачу, истрачу больше, ну и что, - заплачу больше! Но такое мировоззрение ведет к негативным последствиям, ведь основные ресурсы, используемые при выработке энергии, являются не возобновляемыми. Нужно использовать энергию рационально, необходимо научиться её беречь. Кроме существенной экономии денег при оплате энергии, потребляя энергию эффективно, мы вносим очень важный вклад в решение глобальных экологических проблем. [3]
Поэтому данный вопрос мы считаем важным и решили рассмотреть в своей работе.
Цель: уменьшить расход электроэнергии в квартирах семей учащихся 8 классов школы.
Задачи:
Инвентаризировать электроприборы в квартире и определить их энергоэффективность.
Провести «фотографию рабочего и выходного дня» по схеме.
Определить отношение восьмиклассников школы к энергосбережению и потреблению природных ресурсов.
Провести наглядную агитацию, пропагандирующую экономное использование электроэнергии.
Собрать у восьмиклассников данные за месяц по количеству использованной электроэнергии в квартире до агитации и после, сравнить.
Подсчитать вклад учащихся школы в решение экологических проблем общества.
Объект исследования: бытовое энергопотребление.
Предмет исследования: зависимость экологической безопасности от объема потребляемой электроэнергии.
Гипотеза: если мы уменьшим затраты электрической энергии в квартирах, то внесем вклад в экологическую безопасность общества.
Литературный обзор
Согласно Федеральному закону Российской Федерации об электроэнергетике «электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения; Единая энергетическая система России - совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике». [4]
ОАО «МРСК Центра» — сетевая компания, обеспечивающая электроэнергией предприятия и население 11 областей Центральной части России.
ОАО «МРСК Центра» было создано в 2004 г. в рамках реформирования российской электроэнергетики и разделения энергокомпаний по видам деятельности, их последующей межрегиональной интеграции.
Компания осуществляет свою деятельность на территории площадью 457,7 тыс. кв км. Передачу и распределение электроэнергии, а также подключение клиентов к электрическим сетям напряжением от 0,4 до 110 кВ обеспечивают 11 филиалов Компании: Белгородэнерго, Брянскэнерго, Воронежэнерго, Костромаэнерго, Курскэнерго, Липецкэнерго, Орелэнерго, Смоленскэнерго, Тамбовэнерго, Тверьэнерго, Ярэнерго.
ОАО «Белгородэнерго» стало филиалом ОАО «МРСК Центра» 31 марта 2008 года. Предприятие работает на территории Белгородской области площадью 27,1 тыс. кв. км с численностью населения 1513,1 тыс. человек. [5]
Основную часть электроэнергии в Российской Федерации получают на тепловых электростанциях (ТЭС) (65%), где сжигают ископаемое топливо, на гидроэлектростанциях (ГЭС) (20%) или на атомных электростанциях (АЭС) (15%). [6] У теплоэнергетики есть два недостатка, которые ограничивают её использование в будущем. Во-первых, энергоресурсы исчерпаемы. Во-вторых, теплоэнергетика – «грязная», и загрязнение от ТЭС при использовании углеродного топлива нарастает в ряду: газ-нефть-уголь. Современные установки по очистке выбросов угольных ТЭС в атмосферу улавливают до 99% твердых и газообразных отходов, но это в несколько раз удорожает получаемую энергию. ТЭС на угле производят огромное количество токсичной и радиоактивной золы, которая накапливается в поверхности литосферы. [1] Кроме этого, ТЭС сбрасывает в близлежащие водоемы много теплой отработанной воды, которая повышает температуру водоема и ведет к гибели многих видов флоры и фауны. [7]
Крупные гидроэлектростанции играют важную роль в энергетике России. Они дают более дешевую энергию, чем ТЭС, и не загрязняют атмосферу. Однако у гидроэнергетики есть большие недостатки. Во-первых, строительство ГЭС на равнинах в основном русле рек отчуждает колоссальные массивы плодородных земель или лесов. Эти территории застаиваются и могут способствовать поднятию грунтовых вод и вторичному засолению земель. Во-вторых, крупные водохранилища, необходимые для работы ГЭС, нарушают жизнь речных экосистем, в частности препятствуют нормальной миграции рыб. [1]
В атомной энергетике электрическую энергию получают, улавливая тепловую энергию, выделяющуюся из урана и других радиоактивных материалов. Достоинства атомной энергетики – сравнительная дешевизна топлива, небольшое количество отходов, и отсутствие выбросов углекислого газа в атмосферу. Аргументов против развития атомной энергетики два. Во-первых, производство и применения ядерного топлива сложно сделать полностью безопасным. Добыча урановой руды и захоронение отходов всегда могут нанести ущерб человеку и природным экосистемам. Во-вторых, существует риск аварий на АЭС. Как отмечает Антонова А.М., доцент Томского политехнического университета: «Право на существование атомная энергетика имеет только в случае обеспечения предельно высокого уровня безопасности её предприятий, недопущение какого либо выноса радиоактивных продуктов из технологического оборудования за пределы, ограниченные технологическими помещениями (барьеры безопасности) при любых обстоятельствах. Главная проблема в развитии АЭС – разработка экономичных, надёжных способов захоронения больших количеств радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива». [8]
В настоящее время вклад нетрадиционной энергетики на основе возобновляемых источников энергии невелик (в России - менее 1%). Ветроэнергетика использует небольшие ветровые энергетические установки мощностью до 15 кВт. Недостаток этого способа в том, что ветряки производят много шума. Гелиоэнергетика – получение электрической и тепловой энергии из солнечной. Полученную энергию применяют для отопления жилища и нагревания воды. [1] В Старом Осколе фонари на солнечных батареях используют для освещения улиц в районе села Федосеевка. Геотермальная энергетика – получение тепловой и электроэнергии за счет тепла земных недр. Она экономически выгодна там, где горячие воды приближены к поверхности земной коры. Энергию морских приливов аккумулируют приливные электростанции. Они подобны обычным ГЭС, но лопасти турбин вращаются при повышении и понижении уровня воды. Получение энергии на основе энергии морских волн только начинает развиваться.
В нормативных правовых актах термин «экологическая безопасность» впервые применен в Указе Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 239 «Основные положения государственной стратегии по охране окружающей природной среды и обеспечению устойчивого развития» при рассмотрении проблемы обеспечения экологически устойчивого развития в условиях рыночных отношений, в котором указывались основные направления деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития, включающие в себя экологически безопасное развитие промышленности, энергетики, транспорта, коммунального и сельского хозяйства. Под экологической безопасностью понимается состояние защиты жизненно важных интересов личности, населения, государства и международного сообщества в процессе взаимодействия общества и природы от угроз со стороны природных объектов, естественные свойства которых существенно изменены путем загрязнения, засорения или истощения в результате противоправной и виновной антропогенной деятельности. [9]
При оценке любого природного объекта необходимо проанализировать экологический риск. В Федеральном законе РФ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды" даётся определение экологического риска, которое гласит, что «экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и антропогенного характера». [10]
Экологический риск — это оценка на всех уровнях — от точечного до глобального — вероятности появления негативных изменений в окружающей среде, вызванных антропогенным или иным воздействием. Под экологическим риском понимают также вероятностную меру опасности причинения вреда природной среде в виде возможных потерь за определенное время. Вред природной среде при различных антропогенных и стихийных воздействиях, очевидно, неизбежен, однако он должен быть сведен до минимума и быть экономически оправданным.
Начиная с 2009 года, в Российской Федерации развернута серьезная работа по повышению энергоэффективности экономики. Ее целью является снижение энергоемкости на 40% и внедрение наилучших доступных технологий. Эту задачу можно решить только путем объединения усилий всех: государственных учреждений, населения, энергетиков, крупных промышленников и собственников предприятий малого бизнеса. В результате страна получит не только экономию энергоресурсов, но и улучшение жизни людей, повышение конкурентоспособности бизнеса.[5] Белгородским филиалом МРСК «Белгородэнерго» разработана брошюра, в которой указаны способы сохранения энергии в квартирах: «Установка энергосберегающих ламп (люминесцентных и светодиодных). Установка многотарифных счетчиков. Установка поквартирных приборов учета с возможностью дистанционной передачи данных. Использование бытовой техники с высоким классом энергоэффективности. Применение систем «локального» освещения (настольных ламп, торшеров, бра и т.п.). Применение светорегуляторов и датчиков движения. Улучшение естественного освещения (светлая отделка стен, открытые шторы, чистые окна). Содержание в чистоте светильников и плафонов. Увеличение теплозащиты квартиры (утепление окон и дверей, остекление балконов, применение окон со стеклопакетами). Установка теплоотражающих экранов за батареями. Отказ от использования либо использование кондиционера и обогревателя при закрытых дверях и окнах. Планирование энергопотребление (перенос энергозатратных дел на часы полупиковых и ночных тарифов). Совместная работа всего дома по снижению общедомовых нужд (проведение капитального ремонта проводки, установка энергоэффективного освещения в подъездах) и проведение капитальных ремонтов. Выключение неиспользуемых электрических приборов и зарядных устройств из сети. Снижение потребления электричества при приготовлении пищи за счет энергосберегающей посуды и др. мер». [5]
Для подсчета сэкономленного топлива нам необходимо перевести кВт/ч энергии в удельный расход условного топлива. Условное топливо - единица учёта тепловой ценности топлива (каменный и бурый уголь, нефть, газ, мазут и др.), применяемая для сопоставления различных видов топлива. [11]
Для сопоставимости тепловой экономичности электростанций с различными видами топлива в принято определять удельные расходы условного топлива с теплотой сгорания 29308 кДж/кг (7000 ккал/кг). В этом случае удельный расход условного топлива, кг/кВт*ч при КПД 40% равен 326,2 г/(кВтч). Это соотношение вытекает из общего энергетического баланса электростанции. Снижение удельного расхода условного топлива на 1 г/(кВтч) в масштабе народного хозяйства нашей страны дает годовую экономию условного топлива до 1,5 млн. т. [12]
Методика исследованияМы пользовались методиками, представленными в практикуме Александровой В.П., Болговой И.В., Нифантьевой Е.А. «Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека». [6]
На первом этапе мы провели инвентаризацию электроприборов в квартире, определили их энергоэффективность.
В 1992 г. с целью повышения эффективности электробытовых приборов Европейским Сообществом была принята директива 92/75/ ЕЕС, согласно которой с января 1995 г. каждый прибор европейских производителей был обязан иметь наклейку, отображающую его энергетические характеристики. На этой наклейке классы энергоэкономичности обозначаются латинскими буквами от А – наиболее экономичного, до G - прибора с высоким расходом электроэнергии, самые «прожорливые». В цветовом исполнении наклейки для каждого класса обозначаются определенным цветом: оттенками зеленого - классы А, В и С и далее в красную часть спектра, вплоть до G. На сегодняшний день существует еще три класса: А+, А++, А+++, которые обозначают максимальную энергоэффективность. [13]
На втором этапе использовали метод «фотографии рабочего и выходного дня», который используется для оптимизации расхода электроэнергии в квартире. Для этого изучают работу всех электроприборов в квартире в течение рабочего и выходного дня. Проводится «фотография рабочего и выходного дня» по следующей схеме:
- характеристика квартиры (количество комнат, площадь, наличие электроприборов) и количество проживающих в ней;
- тип счетчика;
- среднее потребление энергии за месяц;
- продолжительность работы электроприборов.
На третьем этапе определили свое отношение и отношение учеников 8 классов к энергосбережению и потреблению природных ресурсов, заполнив опросник. (Приложение I)
На четвертом этапе на классных часах (Приложение II) мы познакомили учащихся 8 классов с результатами анкетирования, рассказали о связи количества потребленной электроэнергии с экологической безопасностью общества. А также предложили им поучаствовать в эксперименте по энергосбережению и разработке плакатов, рисунков, пропагандирующих экономное потребление электроэнергии.
Методика эксперимента
Мы предложили восьмиклассникам провести инвентаризацию электроприборов в квартире. Если родители в ближайшее будущее собираются купить бытовую технику, то посоветовать приобрести им приборы с классом А. Заменить лампы накаливания в светильниках на энергосберегающие лампы или светодиодные. Снять показания счетчика в конце месяца, предшествующему эксперименту, и в конце месяца после эксперимента. Данные счетчиков принести в школу для сравнения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Результаты исследования
На первом этапе мы провели инвентаризацию бытовых приборов в своей квартире, определили класс энергоэффективности.
Холодильник Hotpoint – класс А
Телевизор JVC – класс А+
Телевизор LG – класс С
Микроволновая печь Samsung – класс В
Электропечь Нововятка – класс С
Ноутбук HP – класс А
Ноутбук ACER – класс А
Роутер - TP-LINK – класс А
Стиральная машина Indesit – класс А+
Мультиварка Polaris – класс А
Утюг Sanusy – класс А
Затем провели фотографию «рабочего и выходного дня». В нашей квартире 3 комнаты, общая площадь – 60 кв.м. Общее количество электроприборов десять (указаны ранее). Проживают три человека. Стоит типовой счетчик электроэнергии. В зале висит люстра с пятью светодиодными лампами, в остальных комнатах – обычные лампы накаливания (8 штук по 60Вт), в ванной комнате и туалете – 2 энергосберегающие лампы, в прихожей и кухне – 3 лампы накаливания по 90 Вт. Среднее потребление электроэнергии за октябрь – 206 кВт, за ноябрь – 170 кВт.
На следующем этапе засекли продолжительность работы электроприборов и ламп в течение одного рабочего и одного выходного дня.
Таблица 1. Продолжительность работы электроприборов
Электроприборы |
Будний день 17 ноября, ч |
Выходной день 16 ноября, ч |
Зал |
2 |
4 |
Спальня 1 |
3 |
2 |
Спальня 2 |
4 |
4 |
Туалет |
2 |
3 |
Кухня |
5 |
4 |
Холодильник |
24 |
24 |
Телевизор 1 |
5 |
2 |
Телевизор 2 |
1 |
5 |
Микроволновая печь |
0,1 |
0,2 |
Электропечь |
0,2 |
1 |
Ноутбук 1 |
4 |
1 |
Ноутбук 2 |
5 |
6 |
Роутер |
10 |
16 |
Мультиварка |
0,1 |
0,2 |
Всего: |
65,4 ч |
72,4 ч |
Решили, что можно уменьшить расход электроэнергии в будние дни.
В опросе по энергосбережению участвовало 78 человек. По результатам опроса, проводимого среди учеников 8 классов, выяснили:
8 человек используют энергосберегающие лампы в своей квартире, у 65 человек квартира частично освещается такими лампами. 5 - не используют энергосберегающие лампы;
Все 78 учеников не выключают свет, выходя из комнаты;
У всех учеников окна моются регулярно;
У 70 учеников в квартире имеются стеклопакеты;
Подача тепла в квартирах у всех детей не регулируется;
У всех анкетируемых входные двери утепленные;
На небольшие расстояния все ребята ходят пешком;
17 человек ответили, что стиральную машину загружают полностью, 61 – не всегда;
53 ученика используют настольную лампу вместо общего света, 16 – иногда, 9 человек включают только общий свет;
Все дети ответили, что покупают товар в упаковке;
52 ученика выключают компьютер, когда перестают на нем работать, 16 – иногда, 10 - не выключают;
Все ученики ответили, что при покупке бытовой техники не обращают внимания на то, можно ли починить её или нет;
Все ребята не сдают макулатуру, т. к. у нас в городской черте нет пункта приема макулатуры, а в школе такие акции не проводятся;
Все выключают воду после использования;
70 человек не выключают телевизор, когда выходят из комнаты, 8 – выключают.
Из данных опроса можно сделать вывод, большая часть учеников знает, что пользуется природными ресурсами, но никогда не задумывалась о том, что их необходимо рационально использовать (71 человек). Два человека никогда не задумывались о том, что используют природные ресурсы, и только пять человек стараются правильно пользоваться ресурсами, но не всегда получается их экономить.
Результаты эксперимента
На четвертом этапе на классных мы познакомили учащихся 8 классов с результатами анкетирования, рассказали о связи количества потребленной электроэнергии с экологической безопасностью общества. А также предложили им поучаствовать в эксперименте по энергосбережению и разработке плакатов, рисунков, пропагандирующих экономное потребление электроэнергии. (Приложение IV)
В эксперименте участвовало 60 человек. Они сняли показания счетчиков за ноябрь, с родителями в своих квартирах заменили большую часть ламп накаливания на энергосберегающие, выключали телевизор, компьютер и свет в комнатах после работы. В одной семье купили вместо старого телевизора новый с энергоэффективностью класса А+. В конце декабря сняли показания электросчетчиков. Данные принесли в школу.
Сняв показания счетчика за октябрь, мама предложила экономить электроэнергию и в нашей семье – меньше пользоваться телевизорами, ноутбуками. А в декабре ещё приступили к выполнению проекта, заменили все лампы накаливания энергосберегающими лампами, кроме одного светильника, которым пользуемся постоянно при подготовке к урокам. (Приложение III)
60 учеников принесли показания счетчиков за ноябрь и декабрь. У всех в декабре показания электроэнергии стали меньше. Мы вычислили разницу между двумя показаниями и сложили все получившиеся показатели. В сумме экономия энергии составила 1680 кВт.
Рассчитали удельный расход топлива сэкономленной электроэнергии. Удельный расход условного топлива при КПД 40% равен 326,2 г/(кВтч). Т.е. мы сэкономили 1680 кВт326,2 г/(кВтч) = 548016 г (548 кг) условного топлива. Возможно, в пределах страны это немного. Но, если каждый житель нашего города сэкономит хотя бы 10 кВт электроэнергии, то мы получим огромную цифру:
10 кВт326,2 г/(кВтч) 220000 жителей города = 717640000 г (717,64 т) условного топлива.
Т.е. экономя электроэнергию, мы экономим различное топливо, внося свой вклад в экологическую безопасность общества.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Выводы
Поставленная нами цель уменьшения расходов электроэнергии достигнута. Для этого мы:
Инвентаризировали электроприборы в квартире, определили их энергоэффективность, выяснили, что не все приборы энергоэффективны.
Провели «фотографию рабочего и выходного дня», решили, что можно уменьшить расход электроэнергии в будние дни.
Определили отношение восьмиклассников школы к энергосбережению и потреблению природных ресурсов, выяснили, что большая часть учащихся не задумывалась об экономном использовании природных ресурсов.
Разработали наглядную агитацию, пропагандирующую экономное использование электроэнергии.
Провели эксперимент по сохранению электроэнергии в квартирах.
Подсчитали вклад учащихся школы в решении экологических проблем общества. 60 семей учащихся школы сэкономили 548 кг условного топлива.
Таким образом, поставленная нами гипотеза: если мы уменьшим затраты электрической энергии в квартирах, то внесем вклад в экологическую безопасность общества, достигнута.
Рекомендации
Рекомендуем учителям биологии, экологии, физики, экономики использовать данные нашей работы на уроках.
Населению города эффективно расходовать электроэнергию.
Жителям страны задуматься над своим вкладом в решение глобальных экологических проблем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень. –М.: Вентана-Граф, 2011. – 384 с.
http://energosber.info/ - Энергоэффективная Россия, многофункциональный общественный портал, материалы «Уроки энергосбережения», май 2010г.
http://max-energy-saving.info/index.php?pg=handbook/37.html#catalog/ecoelectro.html
Федеральный закон Российской Федерации об электроэнергетике №35-ФЗ от 23.03.2003г.
http://www.mrsk-1.ru/
Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А. Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека: практикум с основами экологического проектирования. 9 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 144с.
Кучер Т.В. Экологическое образование в обучении географии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1990.- 128 с.
Антонова А.М. Экологические проблемы эксплуатации АЭС. - old.tomsk.gov.ru›export/sites/ru.gov.tomsk/ru/
http://ecology.my1.ru/index/0-73
Федеральный закон РФ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды"
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geolog/5253/
Рыжкин В.Я. Тепловые электрические станции: Учебник для теплоэнерг. спец. вузов под редакцией Гиршфельда В. Я. — М; Энергоатомиздат, 1987. — 328 с.
http://expertoza.com/2014/05/energy-efficiency/
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Таблица 2. Опросник для определения отношения к энергосбережению
Вопросы |
Да |
Нет |
Не всегда |
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
Теперь оцените по 30-балльной шкале степень потребления природных ресурсов в Вашей семье. Произведите расчеты: за каждый ответ «да» - 2 балла, за ответ «не всегда» - 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов. Подсчитайте общую сумму баллов. От 0 до 7 баллов – Вы никогда не задумывались о том, что используете природные ресурсы. От 8 до 16 баллов – Вы знаете, что пользуетесь природными ресурсами, но не задумывались о том, что их необходимо рационально использовать. От 17 до 22 баллов – Вы стараетесь правильно пользоваться природными ресурсами, но у Вас не всегда получается их экономить. От 23 до 30 баллов - Вы умеете рационально использовать природные ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ III
Замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы
Рис.3 Светильник с лампой накаливания Рис.4 Светильник с энергосберегающей лампой
Рис.5 Люстра с лампами накаливания Рис.6 Люстра с энергосберегающими лампами
ПРИЛОЖЕНИЕ IV
Рисунки, занявшие первое и второе места в конкурсе
«Энергосбережение»
Рис. 7 «Энергосбережение
– наше будущее»,
Меркулов Влад,
11 б класс
Рис. 8 «Берегите
электроэнергию!»,
Вахрамеев Дима,
5 а класс
20