ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ

Вьюжанин А.Н. 1
1МБОУ "Нижнелыпская ООШ"
Королева Т.А. 1
1МБОУ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Летом мы всей семьей ездили отдыхать в город Соль-Илецк Оренбургской области. Какое же было мое удивление, когда я увидел берега, покрытые белым веществом! Оказалось, что это соль. Когда стал купаться, почувствовал, что мне очень легко плавать и вода подталкивает вверх. Один раз чуть не захлебнулся, потому что вода была очень соленая. Тут я вспомнил слова бабушки: «Не ешь много соли, соль – белая смерть». Конечно, расстроился. Вот эти летние впечатления и подтолкнули меня заняться изучением соли. Так получилась моя работа.

Я поставил перед собой цель - опытным путем изучить свойства соли и ответить на вопросы, которые у меня возникли: откуда появилась соль на берегу озера; почему в соленой воде легко плавать; почему говорят, что соль – это «белая смерть», где еще можно применять соль, кроме пищи.

Чтобы добиться поставленной цели, я должен решить следующие задачи: 1) найти и изучить литературу о соли, о ее истории, о пользе и вреде этого продукта; 2) провести опыты с пищевой солью, чтобы выявить ее свойства, и проанализировать полученные результаты; 3) на основе опытов, бесед с учителями химии и физики нашей школы узнать, где еще человек может использовать соль; 4) провести опрос среди учеников нашей школы, что они знают о соли, и эксперимент, сколько употребляют младшие и старшие школьники соли каждый день.

Я выдвинул гипотезу, что про соль мы знаем очень мало, несмотря на то, что она каждый день у нас стоит на столе.

Методы исследования: анализ литературы, беседа, опрос, наблюдение, эксперименты, классификация.

Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, чтобы не переставать удивляться самым знакомым и в то же время незнакомым вещам.

Из истории поваренной соли.

Из книг и из интернета я узнал, что еще в древние времена человек употреблял соль. Люди тогда придавали вкус пище с помощью золы растений, водорослей, морской воды и даже крови животных. Такая «подсоленная» пища была вкуснее, лучше утоляла голод и быстро восстанавливала силы.

Особой находкой тогда считался белый порошок, который собирали с камней на берегу моря или соленых озер. Вот так человек и познакомился с пищевой солью.

Добывать поваренную соль начали еще до нашей эры, и она была дорогим товаром. В то время за четыре небольших куска соли можно было купить раба. Соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею. Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Из-за соли происходили даже войны. Когда-то в Голландии существовала мучительная казнь. Люди получали только хлеб и воду, а соли были полностью лишены. Через некоторое время они умирали.

Соли же в нашей стране в 15 -17 веках не хватало. Ее покупали даже за границей. И оказалось, что в наших городах: в Соликамске, Березниках, Усолье - очень много соленой воды, рассолов.

Как же образовалась соль? Примерно 200 миллионов лет назад на территории нашего края находилось море. Под солнечными лучами вода нагревалась и испарялась. Когда море исчезло, остались огромные залежи соли. Из книги «Рассказы для чтения по истории Прикамья» я узнал, как варили соль. Добывали ее вручную. Люди по колено стояли в воде босиком, соль разъедала кожу. Это был очень тяжелый труд.

Но соль всегда была символом чистоты и дружбы. «Вы – соль земли», – говорил Христос своим ученикам, имея в виду их высокие нравственные качества. В некоторых церквях при крещении в ротик младенца клали кристаллик соли, у славян - «съесть вместе пуд соли» - значит хорошо узнать друг друга и подружиться.

Соль находится в природе уже в готовом виде. Особенно её много в морской воде, в соленых озерах, а еще она встречается в виде твердой каменной соли. Каменная соль образует под землей огромные горы. Такие гигантские горы называют соляными куполами.

В энциклопедии мы прочитали, что соль бывает разных видов, добывают ее по-разному:

1. Каменную соль добывают в горах в специальных карьерах.

2. Самосадочную соль, или озёрную, добывают из пластов на дне соляных озёр.

А еще соль выпаривают или вымораживают из воды озёр и подземных вод. Также узнали, что в пищу используют каменную или самосадочную соль.

Самое большое озеро, из которого теперь добывается поваренная соль в России, — это Баскунчак. Летом вода испаряется, озеро мелеет и, наконец, совсем высыхает, покрываясь белым пластом соли. Несколько миллионов тонн соли добывается здесь ежегодно.

Как же вырастить в домашних условиях кристаллы соли?

Необходимо взять баночку с горячей водой, добавлять в неё соль и помешивать до тех пор, пока соль перестанет растворяться. Получится перенасыщенный раствор соли. Затем нужно его процедить в другую баночку и опустить в неё палочку. Через несколько дней на палочке появятся кристаллы соли. Потом мы с учителем биологии рассмотрели кристаллическую решетку через микроскоп. Кристаллическая решетка морской соли крупнее, чем поваренной.

Теперь я понял, почему берег озера был белый - это же кристаллы соли!

Свойства соли, значение и применение.

Чтобы изучить свойства соли, я проводил опыты.

ОПЫТ № 1. «Влияние соли на плавучесть».

Для проведения опыта я взял сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

1. Положил сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустилось на дно стакана. 2. Добавил в воду несколько ложек соли.

3. Опустил яйцо в стакан с солёной водой - яйцо осталось плавать на поверхности воды.

Почему же так происходит? Узнал у учителя физики, что есть понятие «плотность». Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем выше плотность и тем сложнее в ней утонуть. Вот почему, оказывается, мне было так легко плавать в соленом озере!

Еще удивило меня то, что есть Мертвое море — один из самых соленых водоемов в мире. Вода в нем настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть и даже читать газету. Вода там примерно в 8 раз соленее, чем в океане. Это делает воду непригодной для живых существ. Таким образом, в очень соленой воде не живут живые организмы, растения. Это свойство соли использовалось для хранения мяса, рыбы и других портящихся продуктов (т.к не было холодильников), натертые солью, они не гнили и можно было хранить долго. Так соль стали использовать для консервирования.

Я с бабушкой поливал одно комнатное растение слабым раствором соли, а другое - очень соленым. Что получилось? Первое – растет, благоухает, а второе, к сожалению, погибло.

Вывод: даже растения не переносят много соли.

ОПЫТ № 2. «Лёд и соль».

Я знаю, что лёд образуется при температуре 0 С. А что произойдет, если к нему добавить соль? Я взял большой полиэтиленовой пакет, насыпал кусочки льда, перемешал с солью и положил туда жидкий брусничный сок в пакетике. Затем ровно две минуты нужно было трясти пакет со льдом, и мой сок превратился в кусочек вкусного брусничного мороженого.

Что же произошло? Оказывается, лед от соли тает, но при этом температура понижается. Мы видим, она достигла – 12 градусов, может достичь и до -17 градусов. Вот это чудо: сок превращается на глазах в мороженое. Это свойство соли (растопить лед) используют зимой, когда обрабатывают дороги от гололеда. Также можно быстро остудить воду, соки. Замерзшие оконные стекла, стекла автомобиля можно легко очистить крепким раствором соли.

Чем больше я делал опытов, тем мне становилось интереснее, возникали разные вопросы.

ОПЫТ № 3. А какая вода быстрее закипает: пресная или соленая? Я почему-то подумал, что соленая, но ошибся. Пресная вода закипела за 2 минуты, а соленая за 2 мин. 15 сек.

Вывод: соленая вода закипает при более высокой температуре, чем вода, у которой точка закипания + 100 С

Поэтому, как говорит моя бабушка, макароны, картофель и другие продукты готовятся быстрее в соленой воде.

ОПЫТ № 4.«Влияние соли на температуру замерзания воды».

Проведя предыдущий опыт, я заинтересовался следующим вопросом: как зависит температура замерзания воды от количества соли в ней. Чтобы узнать это, я приготовил 2 раствора: 1) на стакан воды 1 ч. ложка соли, 2) на стакан воды 2 столовые ложки соли. Поставил в морозильную камеру, засек время. Через час я увидел, что из первого раствора получились кубики льда, второй еще и не начинал. Думал, за ночь точно уж образуются кубики. Какое же было мое удивление – вместо кубиков была бесформенная талая масса. Вывод: чем больше соли в растворе, тем ниже температура его замерзания (а в морозилке всего – 12 градусов). Значит, кубики образуются при более низкой температуре. Поэтому зимой на асфальте, посыпанном солью, даже при -17 градусов нет льда.

ОПЫТ №5. Взаимодействие воды и соли.

Берем 3 кружки с водой: в первой вода пресная, во второй соленая, в третьей – насыщенный раствор. Из картофеля нарезаем три кубика одинакового размера. Утром обнаружим, что в пресной воде кубик набух, во второй почти не изменился, а в третьей он съежился. Почему?

В картошке есть слабый раствор соли, вода стремится растворить лишнюю соль в кубике и устремляется внутрь кубика. И он разбухает.В третьей кружке вода очень соленая, и вода, которая есть в картошке, устремляется наружу из кубика. А так как вода из кубика вышла, то он сморщился. Увидели способность соли вытягивать воду из продуктов.

Соль – полезно или вредно?

Соль совершенно необходима для жизни человека. Она не только придает вкус пище. Без соли не может существовать ни одна живая клетка. Я прочитал, что суточная норма соли всего 1,5 – 2,5 грамма (по данным ВОЗ)- половина чайной ложки.

Если не употреблять соль, то начнут отмирать мышцы, нарушится работа желудка, сердца, а также человек станет очень нервным. В то же время смертельная доза для человека составляет 250 г за раз. Из-за переизбытка соли в крови очень резко повысится давление и появятся отеки (ведь соль задерживает жидкость) Главный вопрос: сколько употреблять соли, чтобы она не стала ядом?

Я провёл опрос среди учеников нашей школы, что они знают про соль, пользу и вред. Оказалось, что почти 100% знают, что соль - это пищевой продукт. Но более 80% учеников не могут ответить, почему нельзя есть много соли, к каким болезням приводит употребление большого количества соли. 90% считают, что дневная норма соли -10-15 граммов. Это очень много! Вот как это выглядит наглядно:

Слева – суточная норма 0,5 ч. ложки, на тарелке – норма за неделю. Справа – столько мы употребляем соли: 1 ст. ложка – 15 граммов! За неделю – почти полная тарелка. И это на одного человека.

Чтобы узнать, сколько соли съедают ученики нашей школы, мы провели эксперимент: убрали со всех столов соль, и многие ребята возмутились, так что пришлось вернуть им солонки. Некоторые, даже еще не попробовав еду, сразу начинают её солить. Вот какие интересные факты мы обнаружили: ученики 7,8,9, классов подсаливают еду в школьной столовой почти каждый день, а ученики начальных классов – нет. В чем причина, я еще не понял. Может, у старшеклассников в организме каких-то веществ не хватает? Попробую изучить эту проблему в следующем году.

Заключение.

Я пришел к выводу, что моя гипотеза оказалась верной: большая часть учеников нашей школы знают о соли очень мало, не задумываются, какой вред может принести для организма чрезмерное употребление соли, особенно в таких продуктах, как чипсы, кириешки, крабики, луковые кольца и т.п., так любимые нашими ребятами.

Поэтому моя задача: выступить со своей работой на школьной конференции, в детском саду, рассказать об этом удивительном «знакомом незнакомце», дать советы по употреблению соли и убедить, что соль может быть не только другом, но может стать и врагом. Я постараюсь заинтересовать их темой своего исследования.

Выполняя работу, я научился работать с разными источниками информации, выделять главное, что очень трудно (всё кажется интересным),

получил навыки исследователя -экспериментатора.

На все поставленные проблемные вопросы я нашел ответ, считаю, что цель работы достигнута.

Список использованных источников и литературы.

  1. Большая книга экспериментов для школьников. – М.: ООО «Издательство «Россмен –Пресс», 2004.

  2. Горбацевич Н.П. Мой пермский край. – Пермь, «Книжный мир», 2015.

  3. Горбацевич Н.П. Прикамье: странички далеких и близких времен. – Пермь, «Книжный мир», 2003.

  4. Гашева К. К. Оляпка -10. – Пермское книжное издательство, 2000.

  5. Князева Н.А. Маленький пермяк. – «Книжный мир», Пермь, 2000.

Интернет ресурсы

  1. www.vredno-vsyo.ru/food/71-vred-soli.html

  2. www.ja-zdorov.ru/blog/polza

12

Просмотров работы: 4141