ИССЛЕДОВАНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ВЕРЫ И РЕЛИГИИ.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ВЕРЫ И РЕЛИГИИ.

Чернышев В.А. 1
1ГБОУ СОШ №274
Фридман М.Е. 1
1ГБОУ СОШ №274
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 ВВЕДЕНИЕ

Современный мир – это общий мир людей самых разных культурных традиций. И в то же время это мир, в котором нарастает религиозное противостояние. Удивительно то, что в мире сейчас между конфессиями разгорелась борьба, которая вышла за рамки словесных баталий.

Религия — это особая форма осознания мира. Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, она предоставляет людям возможность объединяться в сообщества близких по духу единомышленников и единоверующих. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д. В современном обществе положительная роль религии состоит в том, что она «пропагандирует» общечеловеческие ценности и в том, что она дает людям утешение и опору в трудную минуту.

Наш город традиционно многоконфессионален: на главной магистрали Санкт-Петербурга есть место, из которого видны храмы сразу пяти конфессий. И всегда люди разного вероисповедания терпимо относились к «иноверцам». Эта традиция выходит за рамки нашего города – добрососедские, в том числе межконфессиональные, традиции типичны для нашей страны.

Когда мы стали изучать литературу по этой теме, то обнаружили, что исследования в данном направлении ведутся уже очень давно, и есть интересные результаты. Оказалось даже, что полученные результаты имеют практическое значение и уже сегодня используются в различных сферах человеческой деятельности.

Дети в нашей школе относятся к разным религиозным конфессиям. Учитывая столь возросший интерес к религии во всем мире, нам стало интересно, насколько велико это конфессиональное многообразие, а также то, насколько современные подростки – наши сверстники – интересуются вопросами религии, понимают ли они различие между понятиями «религия» и «вера», что они знают о религиозных заповедях, какими ценностями руководствуются в своей жизни, и каково влияние семьи на их вероисповедание.

Наша школа – общеобразовательная, и нам кажется, что полученные в ходе нашего исследования результаты и выводы вполне могли бы быть получены на основании исследования, сделанного во многих других школах как Кировского, так и других районов Санкт-Петербурга – и с этой точки зрения, мы считаем, что наша работа социально и практически значима.

Мы решили с помощью наших научных руководителей провести собственное исследование. В качестве способа исследования был выбран опрос. Объектом изучения стали учащиеся 9-11-х классов. Мы получили интересные результаты, которые представлены в данной работе.

Объект исследования: учащиеся 9-11-х классов.

Предмет исследования: мнение учащихся старших классов по некоторым вопросам веры и религии.

Цель работы: исследование осведомленности старшеклассников в некоторых вопросах веры и религии; исследование ценностных приоритетов старшеклассников, в том числе религиозных.

Задачи исследования:

  • познакомиться с различными конфессиями (изучить литературу в этой области);

  • изучить статистические данные о распространении различных конфессий в мире, в России, в Санкт-Петербурге;

  • исследовать вопрос о приоритетах ценностей в различных конфессиях;

  • разработать опросник для подростков с целью исследования их осведомленности в вопросах веры и религии;

  • провести опрос, обработать и проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы на их основе.

Перед началом нашего исследования мы сформулировали следующие гипотезы:

1) современные подростки мало интересуются вопросами веры и религии;

2) ценностные ориентации современных подростков не совпадают с религиозными ценностями.

Используемые методы: анкетирование, количественная обработка данных опроса, контент-анализ.

Наш собственный вклад в исследование заключается в разработке опросника, исходя из целей и задач исследования, в самостоятельном проведении опроса, а также в анализе и интерпретации полученных результатов. Нам представляется, что сформулированные нами выводы будут интересны как самим учащимся, так и их родителям и педагогам.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Мы начали исследование литературных источников с прояснения для себя терминов «религия» и «вера».

ВЕРА — это признание чего-либо истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений человека.

РЕЛИГИЯ — это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению сторонников религии, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ – этоценности, обусловленные верой в сверхъестественное и возможностями непосредственного общения с ним, направленные на осуществление высшего смысла жизни человека, не сводимого к его биологическому существованию.

Основная религиозная ценность – вера, которая дает человеку абсолютную уверенность в достижении желаемой цели (спасение души и воскресение вечной жизни).

Ниже мы приводим краткое описание четырех основных мировых религий в хронологическом порядке их возникновения.

ИУДАИЗМ

Иудаизм – это первая монотеистическая (признающая единственного бога) религия. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, самого многочисленного среди 12 колен израилевых, как об этом повествуется в Библии. Выходцем из рода Иуды был царь Давид, при котором иудейско-израильское царство достигло наивысшего могущества. В то время все это обусловило привилегированное положение иудеев (термин «иудей» часто используется как эквивалентный слову «еврей»).

В узком смысле под иудаизмом понимается религия, возникшая среди евреев на рубеже I-II тыс. до н.э. В широком смысле иудаизм — это комплекс правовых морально-этических, философских и религиозных представлений, определяющих уклад жизни евреев.

БУДДИЗМ

Буддизм – одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий – возник в Древней Индии в VI-V вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Расцвет буддизма в Индии приходится на V в. до н.э. — начало 1-го тыс. н.э.; распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии. В центре буддизма — учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение — субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание — состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) — состояние несвязанности личности с внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм.

ХРИСТИАНСТВО

ХРИСТИАНСТВО имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе христианства — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства — Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия), а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.

ИСЛАМ

ИСЛАМ – монотеистическая религия, возникшая позже христианства, одна из самых молодых мировых религий. Ее последователи — мусульмане. Мусульманство возникло в Аравии в 7 в. Его основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее – в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.

Заповеди в разных конфессиях

В каждой религии, в каждом вероисповедании в большей или меньшей степени присутствует морально-духовное начало. Религия определяет не только отношения человека с Богом и церковью, но в той или иной мере регламентирует отношения людей между собой как в лоне церкви, так и за ее пределами.

Моральное начало особенно ярко выражено в мировых религиях — причем в буддизме до такой степени, что некоторые специалисты считают его не религией, а моральной системой. Вероучение этой религии исходит из идеи о том, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях и формах есть зло, несущее страдания всему сущему.

Буддийский «путь спасения» заключается не столько в культовой деятельности, сколько в моральной — терпеливом перенесении страданий, отказе от желаний, чувств, следовании нравственным принципам «Панчашилы» (пять заповедей: отказ от убийства любого живого существа, отказ от воровства, от лжи, соблюдение супружеской верности, отказ от употребления алкоголя).

Моральное начало в исламе пронизывает идею единого Бога — Аллаха, Творца и Владыки мира, всесильного и мудрого существа. Вместе с тем, Бог ислама – воплощение добра. Все суры Корана (кроме девятой) начинаются со слов: Во имя Аллаха милостивого и милосердного». Упования на милость и милосердие Бога лежат в основе исламского вероучения. Это свойственно и шариату — своду мусульманских культовых, правовых и нравственных установлений.

В христианстве идея Бога наиболее морально конкретизирована. Вездесущий, всемогущий, всеведущий Бог одновременно и всеблагой, всемилостивый.

Наверное, нет человека, который бы не слышал о десяти заповедях. Некоторые даже могут назвать пару-тройку. Но, как оказывается, у разных религий они отличаются и по своей сути, и по концепции. Если у христиан и мусульман – человек для Бога, то у буддистов и славян – Бог для человека.

В таблице 1 приведены десять заповедей иудаизма и христианства. 10 иудейских заповедей, как и христианские, основаны на одном источнике – Танахе (на иврите – «Священное Писание»). Ветхий завет является переводом Танаха, и заповеди у иудеев и христиан похожи как братья-близнецы. Принципиальное различие – в также в свободном = «выходном» дне, которым у иудеев является суббота, а у христиан – воскресенье, а также в формулировках отдельных заповедей.

Таблица 1. Заповеди Моисея и христианские заповеди.

Порядковый № заповеди

Заповеди МОИСЕЯ

Христианские заповеди

I.

Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

II.

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

III.

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

IV.

Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему.

Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

V.

Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле.

Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

VI.

Не убивай.

Не убий.

VII.

Не прелюбодействуй.

Не прелюбодействуй.

VIII.

Не кради.

Не укради.

IX.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не лжесвидетельствуй.

X.

Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

Не пожелай ничего чужого.

Пять первых заповедей – это божьи заповеди, предписывающие верующему отношение к богу. Эти заповеди главнее «человеческих», идущих вслед за божьими, предписывающими верующему основные правила взаимоотношений с другими людьми.

В таблице 2 представлены христианские и мусульманские заповеди – в той последовательности, в которой они представлены в библии и Коране. В этих списках можно найти взаимное соответствие лишь четырем заповедям (они выделены аналогичным шрифтом), но только одна – «не лжесвидетельствуй» - имеет и то же место среди других десяти (чем выше порядковый номер заповеди, тем более значима она для верующего).

Таблица 2. Христианские и мусульманские заповеди.

Порядковый № заповеди

Христианские заповеди

Мусульманские заповеди

I.

Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого.

II.

Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

Почитайте отца и мать.

III.

Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

Не убивайте детей своих из страха перед бедностью.

IV.

Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Не прелюбодействуйте ни открыто, ни тайно.

V.

Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

Не убивайте ни одного существа, жизнь которого Аллах объявил священною.

VI.

Не убий.

Не тратьте имущества сирот до их совершеннолетия.

VII.

Не прелюбодействуй.

Честно соблюдайте вес и меру.

VIII.

Не укради.

Не нагружайте на невольника ноши свыше сил его.

IX.

Не лжесвидетельствуй.

Будьте справедливы на суде.

X.

Не пожелай ничего чужого.

Крепко держитесь союза с Богом вашим.

Из таблицы видно, что божьих заповедей в Коране всего две (первая и последняя), все же остальные описывают правила человеческого общежития. Очень интересной нам показалась V-я заповедь Корана, которая вводит ограничение права на жизнь – такого ограничения нет в других основных религиях.

Ниже приведена таблица, в которой сопоставлены христианские заповеди и заповеди Будды (насколько возможно было их сопоставить).

Таблица 3. Христианские заповеди и заповеди Будды.

Порядковый № заповеди

Христианские заповеди

Заповеди БУДДЫ

I.

Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.

Не говори грубо.

II.

Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

Верь в закон причины и следствия, не отрицай существования Будд, прошлых и будущих жизней.

III.

Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

Не трать время на пустую болтовню иль сплетню.

IV.

Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Не лги в речах своих, будь честным и искренним.

V.

Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.

Не намеревайся причинить кому-либо вред.

VI.

Не убий.

Не убивай, но спасай чужую жизнь.

VII.

Не прелюбодействуй.

Не прелюбодействуй, но будь верен своему спутнику жизни.

VIII.

Не укради.

Не укради, но уважай собственность других и практикуй щедрость.

IX.

Не лжесвидетельствуй.

Не клевещи, но вноси гармонию между людьми.

X.

Не пожелай ничего чужого.

Пресеки алчные мысли.

Интересно, что в буддизме фигура бога вообще не представлена в заповедях (кроме косвенного упоминания во II-й заповеди). Все заповеди касаются правил человеческого общежития, и тот мир, который получится, если заповеди будут соблюдаться, как нам кажется, будет иметь наиболее «гуманное и человеческое лицо».

Вот еще несколько правил, описывающих должное отношение человека к себе и к собственной жизни. Нам они показались очень интересными и поэтому мы решили обозначить их в нашей работе.

Таблица 3. Заповеди Будды.

Порядковый № заповеди

Заповеди БУДДЫ

Порядковый № заповеди

Заповеди БУДДЫ

I.

Самый большой враг в жизни человека – это он сам.

VIII.

Самое достойное восхищения в жизни человека – подняться после падения.

II.

Самая большая глупость в жизни человека – это ложь.

IX.

Самая большая утрата в жизни человека – потеря надежды.

III.

Самое большое поражение в жизни человека – это надменность.

X.

Самое большое достояние в жизни человека – здоровье и разум.

IV.

Самая большая печаль в жизни человека – это зависть.

XI.

Самый большой долг в жизни человека – искренние чувства.

V.

Самая большая ошибка в жизни человека – потерять самого себя.

XII.

Самый большой дар в жизни человека – великодушие.

VI.

Самая большая вина в жизни человека – неблагодарность.

XIII.

Самый большой недостаток в жизни человека – непонимание.

VII.

Самое достойное сожаления в жизни человека – умаление своего достоинства.

XIV.

Самое большое утешение в жизни человека – добрые дела.

Несмотря на различия, общие положения религий похожи настолько, что истинно верующий человек скажет: "Все люди едины, и под одним Богом ходим мы". И этот вывод нам кажется очень важным.

На основании сравнения заповедей основных мировых религий, можно сделать вывод о том, что основные мировые религии пропагандирует похожие ценности, касающиеся общежития и взаимодействия людей.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Объект исследования: школьники в возрасте 14-17 лет, общее количество принявших участие в исследовании – 83 человека, среди них 32 девушки и 51 юноша.

Предмет исследования: мнение учащихся старших классов по некоторым вопросам веры и религии.

Цель исследования: исследование осведомленности старшеклассников в некоторых вопросах веры и религии; исследование ценностных приоритетов старшеклассников, в том числе религиозных.

  1. Познакомиться с различными конфессиями – изучить литературу в этой области;

  2. Изучить статистические данные о распространении различных конфессий в мире, в России, в Санкт-Петербурге;

  3. Исследовать вопрос о приоритетах ценностей в различных конфессиях;

  4. Разработать опросник для подростков с целью исследования их осведомленности в вопросах веры и религии;

  5. Провести опрос, обработать и проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы на их основе.

Гипотеза: 1) современные подростки мало интересуются вопросами веры и религии; 2) ценностные ориентации современных подростков не совпадают с религиозными ценностными приоритетами.

Используемые методы: анкетирование, количественная обработка данных опроса, контент-анализ. Исходя из целей и задач исследования, мы разработали анкету (см. приложение 1), провели опрос, и ниже представлен анализ полученных результатов и сформулированные на основе этого выводы.

АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Всего 30% учащихся могут сформулировать, что такое вера и религия, причем девушки делают это чаще и более полно, чем юноши.

Наиболее понятные и осмысленные определения понятий «вера» и «религия» мы обнаружили в ответах 17-летних девушек. Вот некоторые из них:

«Вера – это внутреннее (личное) понимание, осознание существования чего-то высшего, невидимого, неосязаемого».

«Религия – это совокупность особых обрядов, правил и запретов, обусловленных верой, связанных между собой каким-либо понятием».

Один из вопросов нашей анкеты касался конфессиональной принадлежности учащихся нашей школы. В таблице ниже представлены сравнительные результаты по нашей школе, а также конфессиональная принадлежность в Санкт-Петербурге, в России и в мире.

Среди учащихся, принявших участие в нашем исследовании, есть представители только двух конфессий – 64% - православные (прежде всего по факту крещения) и только 2 католика, и не все из этих ребят считают себя верующими. 33% опрошенных считают себя атеистами. Количественные данные по этому вопросу представлены в таблице ниже:

   

девушки (32)

мальчики (51)

Вероисповедание

православие

22

31

католицизм

2

0

протестантизм

0

0

буддизм

0

0

мусульманство

0

0

атеизм

7

11

При этом большинство учащихся (64%) считаю себя верующими.

Нас также заинтересовал вопрос, какое участие семья принимает в вопросах религиозного воспитания. Нам показалось, что следующий вопрос поможет нам сделать выводы об этом:

   

девушки (32)

мальчики (51)

Семейная конфессиональная принадлежность

Все члены семьи принадлежат одной конфессии

15

15

Есть представители разных конфессий

1

3

Все члены семьи-верующие

18

19

Вопросам религии уделяется мало внимания

22

24

Как видно из представленной таблице ответов на этот вопрос, в 68% семей девушек и в 47% семей юношей вопросам религии уделяется мало внимания. Это значит, что в этих семьях религиозное просвещение и приобщение к религии происходит вне семьи (если, конечно же, происходит).

Интересные результаты мы получили на вопрос о частоте посещения церкви:

   

девушки (32)

мальчики (51)

частота посещения церкви

не хожу

19

29

1 раз в неделю

0

5

несколько раз в неделю

1

2

другое

11

14

Интересным для нас оказался тот факт, что многие из тех, что считают себя верующими, не ходят в церковь вообще. Но еще более удивительным оказалось то, что многие из тех, кто не считают себя верующими, ходят в церковь, причем часто!

После подсчетов результатов мы обнаружили, что на первых местах у большинства подростков стоят так называемые ‘человеческие’, а не ‘божьи’.

   

девушки (32)

мальчики (51)

Приоритетные заповеди

человеческие

16

27

Божьи

14

23

При этом на первое место при ранжировании абсолютное большинство подростков ставят заповедь ‘не убий’.

В ходе анализа ранжирования ценностей подростками оказалось, что у юношей и девушек на первом месте стоит «жизнь» (причем мальчики чаще, чем девочки, ставят эту ценность на 1-е место: 68% мальчиков и 56% девушек. На втором месте и у юношей, и у девушек оказалось «материальное благополучие», причем эта ценность более значима для девушек, чем для юношей: 44% девушек ставят ее на I-II места и 31% юношей. На третьем месте у подростков обоих полов – «свобода», и для девушек она оказывается более важной, чем для юношей, у которых это третье место со свободой поделила «мудрость». Расхождения появляются на уровне IV места: у девушек его занимает «внутренняя гармония», а у юношей – «справедливость».

Таким образом, ценностные приоритеты и у девушек, и у юношей во многом совпадают, хотя мы ожидали увидеть расхождения при ответах на этот вопрос.

Основные выводы

1) В нашей школе не повторилась картина представленности различных конфессий – по сравнению с данными по Санкт-Петербургу;

2) Менее 1/3 подростков могут дать определение понятиям «вера» и «религия», причем девушки более успешны в этом вопросе;

3) Для современных подростков божьи заповеди менее значимы по сравнению с «человеческими» (в библии – наоборот);

4) Иерархии ценностей современных юношей и девушек практически совпадают;

5) На 1-м месте и юношей, и у девушек оказалась ценность «жизни», что совпало с основной «человеческой» заповедью христианства;

6) Вопросам религиозного воспитания больше чем в половине семей современных подростков не уделяется внимания;

7) Обобщая предыдущие выводы, мы можем сказать, что подростки уделяют мало внимания вопросам веры и религии, несмотря на то, что многие из них считают себя верующими – и это подтверждает нашу первую гипотезу;

8) Большинство подростков разделяют общечеловеческие ценности и правила поведения, изложенные в заповедях господних – и наша вторая гипотеза не подтвердилась.

Информационные источники:

1) Гейзель Зеэв, “Еврейская традиция”, Иерусалим., Израиль 2002.

2) Кузнецова А.Г., А.В. Максимов. Природа моральных абсолютов. - М., 1996;

3)Леонтьев. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. – 1996, № 4;

4) Пороховская Т.И. Ценности и оценки в морали. - М., 1988;

5) Скрыпник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры. – М., 1992;

6)https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%8F

7) http://azbyka.ru/

8) http://supercook.ru/moslem/moslem00-01.html

9) www.ierei-korenev.ru/list/commandments.html

10) https://ru.wikipedia.org/wiki/Религия

19

Просмотров работы: 933