ВВЕДЕНИЕ
Современный мир – это общий мир людей самых разных культурных традиций. И в то же время это мир, в котором нарастает религиозное противостояние. Удивительно то, что в мире сейчас между конфессиями разгорелась борьба, которая вышла за рамки словесных баталий.
Религия — это особая форма осознания мира. Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, она предоставляет людям возможность объединяться в сообщества близких по духу единомышленников и единоверующих. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д. В современном обществе положительная роль религии состоит в том, что она «пропагандирует» общечеловеческие ценности и в том, что она дает людям утешение и опору в трудную минуту.
Наш город традиционно многоконфессионален: на главной магистрали Санкт-Петербурга есть место, из которого видны храмы сразу пяти конфессий. И всегда люди разного вероисповедания терпимо относились к «иноверцам». Эта традиция выходит за рамки нашего города – добрососедские, в том числе межконфессиональные, традиции типичны для нашей страны.
Когда мы стали изучать литературу по этой теме, то обнаружили, что исследования в данном направлении ведутся уже очень давно, и есть интересные результаты. Оказалось даже, что полученные результаты имеют практическое значение и уже сегодня используются в различных сферах человеческой деятельности.
Дети в нашей школе относятся к разным религиозным конфессиям. Учитывая столь возросший интерес к религии во всем мире, нам стало интересно, насколько велико это конфессиональное многообразие, а также то, насколько современные подростки – наши сверстники – интересуются вопросами религии, понимают ли они различие между понятиями «религия» и «вера», что они знают о религиозных заповедях, какими ценностями руководствуются в своей жизни, и каково влияние семьи на их вероисповедание.
Наша школа – общеобразовательная, и нам кажется, что полученные в ходе нашего исследования результаты и выводы вполне могли бы быть получены на основании исследования, сделанного во многих других школах как Кировского, так и других районов Санкт-Петербурга – и с этой точки зрения, мы считаем, что наша работа социально и практически значима.
Мы решили с помощью наших научных руководителей провести собственное исследование. В качестве способа исследования был выбран опрос. Объектом изучения стали учащиеся 9-11-х классов. Мы получили интересные результаты, которые представлены в данной работе.
Объект исследования: учащиеся 9-11-х классов.
Предмет исследования: мнение учащихся старших классов по некоторым вопросам веры и религии.
Цель работы: исследование осведомленности старшеклассников в некоторых вопросах веры и религии; исследование ценностных приоритетов старшеклассников, в том числе религиозных.
Задачи исследования:
познакомиться с различными конфессиями (изучить литературу в этой области);
изучить статистические данные о распространении различных конфессий в мире, в России, в Санкт-Петербурге;
исследовать вопрос о приоритетах ценностей в различных конфессиях;
разработать опросник для подростков с целью исследования их осведомленности в вопросах веры и религии;
провести опрос, обработать и проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы на их основе.
Перед началом нашего исследования мы сформулировали следующие гипотезы:
1) современные подростки мало интересуются вопросами веры и религии;
2) ценностные ориентации современных подростков не совпадают с религиозными ценностями.
Используемые методы: анкетирование, количественная обработка данных опроса, контент-анализ.
Наш собственный вклад в исследование заключается в разработке опросника, исходя из целей и задач исследования, в самостоятельном проведении опроса, а также в анализе и интерпретации полученных результатов. Нам представляется, что сформулированные нами выводы будут интересны как самим учащимся, так и их родителям и педагогам.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Мы начали исследование литературных источников с прояснения для себя терминов «религия» и «вера».
ВЕРА — это признание чего-либо истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.
Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений человека.
РЕЛИГИЯ — это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Религиозная система представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический опыт и связана с отношением к непознаваемым и нематериальным сущностям. Основы религиозных представлений большинства мировых религий записаны людьми в священных текстах, которые, по убеждению сторонников религии, либо продиктованы или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ – этоценности, обусловленные верой в сверхъестественное и возможностями непосредственного общения с ним, направленные на осуществление высшего смысла жизни человека, не сводимого к его биологическому существованию.
Основная религиозная ценность – вера, которая дает человеку абсолютную уверенность в достижении желаемой цели (спасение души и воскресение вечной жизни).
Ниже мы приводим краткое описание четырех основных мировых религий в хронологическом порядке их возникновения.
ИУДАИЗМ
Иудаизм – это первая монотеистическая (признающая единственного бога) религия. Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, самого многочисленного среди 12 колен израилевых, как об этом повествуется в Библии. Выходцем из рода Иуды был царь Давид, при котором иудейско-израильское царство достигло наивысшего могущества. В то время все это обусловило привилегированное положение иудеев (термин «иудей» часто используется как эквивалентный слову «еврей»).
В узком смысле под иудаизмом понимается религия, возникшая среди евреев на рубеже I-II тыс. до н.э. В широком смысле иудаизм — это комплекс правовых морально-этических, философских и религиозных представлений, определяющих уклад жизни евреев.
БУДДИЗМ
Буддизм – одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий – возник в Древней Индии в VI-V вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Расцвет буддизма в Индии приходится на V в. до н.э. — начало 1-го тыс. н.э.; распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии. В центре буддизма — учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение — субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание — состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм; освобождение (нирвана) — состояние несвязанности личности с внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм.
ХРИСТИАНСТВО
ХРИСТИАНСТВО имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе христианства — вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества. Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах. Источник вероучения христианства — Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия), а также «Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви. Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в 16 в. выделился протестантизм. Общее число христиан превышает 1 млрд. человек.
ИСЛАМ
ИСЛАМ – монотеистическая религия, возникшая позже христианства, одна из самых молодых мировых религий. Ее последователи — мусульмане. Мусульманство возникло в Аравии в 7 в. Его основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее – в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.
Заповеди в разных конфессиях
В каждой религии, в каждом вероисповедании в большей или меньшей степени присутствует морально-духовное начало. Религия определяет не только отношения человека с Богом и церковью, но в той или иной мере регламентирует отношения людей между собой как в лоне церкви, так и за ее пределами.
Моральное начало особенно ярко выражено в мировых религиях — причем в буддизме до такой степени, что некоторые специалисты считают его не религией, а моральной системой. Вероучение этой религии исходит из идеи о том, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях и формах есть зло, несущее страдания всему сущему.
Буддийский «путь спасения» заключается не столько в культовой деятельности, сколько в моральной — терпеливом перенесении страданий, отказе от желаний, чувств, следовании нравственным принципам «Панчашилы» (пять заповедей: отказ от убийства любого живого существа, отказ от воровства, от лжи, соблюдение супружеской верности, отказ от употребления алкоголя).
Моральное начало в исламе пронизывает идею единого Бога — Аллаха, Творца и Владыки мира, всесильного и мудрого существа. Вместе с тем, Бог ислама – воплощение добра. Все суры Корана (кроме девятой) начинаются со слов: Во имя Аллаха милостивого и милосердного». Упования на милость и милосердие Бога лежат в основе исламского вероучения. Это свойственно и шариату — своду мусульманских культовых, правовых и нравственных установлений.
В христианстве идея Бога наиболее морально конкретизирована. Вездесущий, всемогущий, всеведущий Бог одновременно и всеблагой, всемилостивый.
Наверное, нет человека, который бы не слышал о десяти заповедях. Некоторые даже могут назвать пару-тройку. Но, как оказывается, у разных религий они отличаются и по своей сути, и по концепции. Если у христиан и мусульман – человек для Бога, то у буддистов и славян – Бог для человека.
В таблице 1 приведены десять заповедей иудаизма и христианства. 10 иудейских заповедей, как и христианские, основаны на одном источнике – Танахе (на иврите – «Священное Писание»). Ветхий завет является переводом Танаха, и заповеди у иудеев и христиан похожи как братья-близнецы. Принципиальное различие – в также в свободном = «выходном» дне, которым у иудеев является суббота, а у христиан – воскресенье, а также в формулировках отдельных заповедей.
Таблица 1. Заповеди Моисея и христианские заповеди.
Порядковый № заповеди |
Заповеди МОИСЕЯ |
Христианские заповеди |
I. |
Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня. |
Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. |
II. |
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им. |
Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. |
III. |
Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно. |
Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. |
IV. |
Помни день покоя, чтобы проводить его свято; шесть дней трудись и совершай в них все твои дела, а день седьмой — день покоя — да будет посвящен Господу Богу твоему. |
Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. |
V. |
Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. |
Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. |
VI. |
Не убивай. |
Не убий. |
VII. |
Не прелюбодействуй. |
Не прелюбодействуй. |
VIII. |
Не кради. |
Не укради. |
IX. |
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. |
Не лжесвидетельствуй. |
X. |
Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему. |
Не пожелай ничего чужого. |
Пять первых заповедей – это божьи заповеди, предписывающие верующему отношение к богу. Эти заповеди главнее «человеческих», идущих вслед за божьими, предписывающими верующему основные правила взаимоотношений с другими людьми.
В таблице 2 представлены христианские и мусульманские заповеди – в той последовательности, в которой они представлены в библии и Коране. В этих списках можно найти взаимное соответствие лишь четырем заповедям (они выделены аналогичным шрифтом), но только одна – «не лжесвидетельствуй» - имеет и то же место среди других десяти (чем выше порядковый номер заповеди, тем более значима она для верующего).
Таблица 2. Христианские и мусульманские заповеди.
Порядковый № заповеди |
Христианские заповеди |
Мусульманские заповеди |
I. |
Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. |
Отнюдь не сопоставляйте с Ним никого другого. |
II. |
Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. |
Почитайте отца и мать. |
III. |
Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. |
Не убивайте детей своих из страха перед бедностью. |
IV. |
Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. |
Не прелюбодействуйте ни открыто, ни тайно. |
V. |
Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. |
Не убивайте ни одного существа, жизнь которого Аллах объявил священною. |
VI. |
Не убий. |
Не тратьте имущества сирот до их совершеннолетия. |
VII. |
Не прелюбодействуй. |
Честно соблюдайте вес и меру. |
VIII. |
Не укради. |
Не нагружайте на невольника ноши свыше сил его. |
IX. |
Не лжесвидетельствуй. |
Будьте справедливы на суде. |
X. |
Не пожелай ничего чужого. |
Крепко держитесь союза с Богом вашим. |
Из таблицы видно, что божьих заповедей в Коране всего две (первая и последняя), все же остальные описывают правила человеческого общежития. Очень интересной нам показалась V-я заповедь Корана, которая вводит ограничение права на жизнь – такого ограничения нет в других основных религиях.
Ниже приведена таблица, в которой сопоставлены христианские заповеди и заповеди Будды (насколько возможно было их сопоставить).
Таблица 3. Христианские заповеди и заповеди Будды.
Порядковый № заповеди |
Христианские заповеди |
Заповеди БУДДЫ |
I. |
Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня. |
Не говори грубо. |
II. |
Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им. |
Верь в закон причины и следствия, не отрицай существования Будд, прошлых и будущих жизней. |
III. |
Не поминай имени Господа Бога твоего всуе. |
Не трать время на пустую болтовню иль сплетню. |
IV. |
Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему. |
Не лги в речах своих, будь честным и искренним. |
V. |
Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен. |
Не намеревайся причинить кому-либо вред. |
VI. |
Не убий. |
Не убивай, но спасай чужую жизнь. |
VII. |
Не прелюбодействуй. |
Не прелюбодействуй, но будь верен своему спутнику жизни. |
VIII. |
Не укради. |
Не укради, но уважай собственность других и практикуй щедрость. |
IX. |
Не лжесвидетельствуй. |
Не клевещи, но вноси гармонию между людьми. |
X. |
Не пожелай ничего чужого. |
Пресеки алчные мысли. |
Интересно, что в буддизме фигура бога вообще не представлена в заповедях (кроме косвенного упоминания во II-й заповеди). Все заповеди касаются правил человеческого общежития, и тот мир, который получится, если заповеди будут соблюдаться, как нам кажется, будет иметь наиболее «гуманное и человеческое лицо».
Вот еще несколько правил, описывающих должное отношение человека к себе и к собственной жизни. Нам они показались очень интересными и поэтому мы решили обозначить их в нашей работе.
Таблица 3. Заповеди Будды.
Порядковый № заповеди |
Заповеди БУДДЫ |
Порядковый № заповеди |
Заповеди БУДДЫ |
I. |
Самый большой враг в жизни человека – это он сам. |
VIII. |
Самое достойное восхищения в жизни человека – подняться после падения. |
II. |
Самая большая глупость в жизни человека – это ложь. |
IX. |
Самая большая утрата в жизни человека – потеря надежды. |
III. |
Самое большое поражение в жизни человека – это надменность. |
X. |
Самое большое достояние в жизни человека – здоровье и разум. |
IV. |
Самая большая печаль в жизни человека – это зависть. |
XI. |
Самый большой долг в жизни человека – искренние чувства. |
V. |
Самая большая ошибка в жизни человека – потерять самого себя. |
XII. |
Самый большой дар в жизни человека – великодушие. |
VI. |
Самая большая вина в жизни человека – неблагодарность. |
XIII. |
Самый большой недостаток в жизни человека – непонимание. |
VII. |
Самое достойное сожаления в жизни человека – умаление своего достоинства. |
XIV. |
Самое большое утешение в жизни человека – добрые дела. |
Несмотря на различия, общие положения религий похожи настолько, что истинно верующий человек скажет: "Все люди едины, и под одним Богом ходим мы". И этот вывод нам кажется очень важным.
На основании сравнения заповедей основных мировых религий, можно сделать вывод о том, что основные мировые религии пропагандирует похожие ценности, касающиеся общежития и взаимодействия людей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Объект исследования: школьники в возрасте 14-17 лет, общее количество принявших участие в исследовании – 83 человека, среди них 32 девушки и 51 юноша.
Предмет исследования: мнение учащихся старших классов по некоторым вопросам веры и религии.
Цель исследования: исследование осведомленности старшеклассников в некоторых вопросах веры и религии; исследование ценностных приоритетов старшеклассников, в том числе религиозных.
Познакомиться с различными конфессиями – изучить литературу в этой области;
Изучить статистические данные о распространении различных конфессий в мире, в России, в Санкт-Петербурге;
Исследовать вопрос о приоритетах ценностей в различных конфессиях;
Разработать опросник для подростков с целью исследования их осведомленности в вопросах веры и религии;
Провести опрос, обработать и проанализировать полученные результаты, сформулировать выводы на их основе.
Гипотеза: 1) современные подростки мало интересуются вопросами веры и религии; 2) ценностные ориентации современных подростков не совпадают с религиозными ценностными приоритетами.
Используемые методы: анкетирование, количественная обработка данных опроса, контент-анализ. Исходя из целей и задач исследования, мы разработали анкету (см. приложение 1), провели опрос, и ниже представлен анализ полученных результатов и сформулированные на основе этого выводы.
АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Всего 30% учащихся могут сформулировать, что такое вера и религия, причем девушки делают это чаще и более полно, чем юноши.
Наиболее понятные и осмысленные определения понятий «вера» и «религия» мы обнаружили в ответах 17-летних девушек. Вот некоторые из них:
«Вера – это внутреннее (личное) понимание, осознание существования чего-то высшего, невидимого, неосязаемого».
«Религия – это совокупность особых обрядов, правил и запретов, обусловленных верой, связанных между собой каким-либо понятием».
Один из вопросов нашей анкеты касался конфессиональной принадлежности учащихся нашей школы. В таблице ниже представлены сравнительные результаты по нашей школе, а также конфессиональная принадлежность в Санкт-Петербурге, в России и в мире.
Среди учащихся, принявших участие в нашем исследовании, есть представители только двух конфессий – 64% - православные (прежде всего по факту крещения) и только 2 католика, и не все из этих ребят считают себя верующими. 33% опрошенных считают себя атеистами. Количественные данные по этому вопросу представлены в таблице ниже:
девушки (32) |
мальчики (51) |
||
Вероисповедание |
православие |
22 |
31 |
католицизм |
2 |
0 |
|
протестантизм |
0 |
0 |
|
буддизм |
0 |
0 |
|
мусульманство |
0 |
0 |
|
атеизм |
7 |
11 |
При этом большинство учащихся (64%) считаю себя верующими.
Нас также заинтересовал вопрос, какое участие семья принимает в вопросах религиозного воспитания. Нам показалось, что следующий вопрос поможет нам сделать выводы об этом:
девушки (32) |
мальчики (51) |
||
Семейная конфессиональная принадлежность |
Все члены семьи принадлежат одной конфессии |
15 |
15 |
Есть представители разных конфессий |
1 |
3 |
|
Все члены семьи-верующие |
18 |
19 |
|
Вопросам религии уделяется мало внимания |
22 |
24 |
Как видно из представленной таблице ответов на этот вопрос, в 68% семей девушек и в 47% семей юношей вопросам религии уделяется мало внимания. Это значит, что в этих семьях религиозное просвещение и приобщение к религии происходит вне семьи (если, конечно же, происходит).
Интересные результаты мы получили на вопрос о частоте посещения церкви:
девушки (32) |
мальчики (51) |
||
частота посещения церкви |
не хожу |
19 |
29 |
1 раз в неделю |
0 |
5 |
|
несколько раз в неделю |
1 |
2 |
|
другое |
11 |
14 |
Интересным для нас оказался тот факт, что многие из тех, что считают себя верующими, не ходят в церковь вообще. Но еще более удивительным оказалось то, что многие из тех, кто не считают себя верующими, ходят в церковь, причем часто!
После подсчетов результатов мы обнаружили, что на первых местах у большинства подростков стоят так называемые ‘человеческие’, а не ‘божьи’.
девушки (32) |
мальчики (51) |
||
Приоритетные заповеди |
человеческие |
16 |
27 |
Божьи |
14 |
23 |
При этом на первое место при ранжировании абсолютное большинство подростков ставят заповедь ‘не убий’.
В ходе анализа ранжирования ценностей подростками оказалось, что у юношей и девушек на первом месте стоит «жизнь» (причем мальчики чаще, чем девочки, ставят эту ценность на 1-е место: 68% мальчиков и 56% девушек. На втором месте и у юношей, и у девушек оказалось «материальное благополучие», причем эта ценность более значима для девушек, чем для юношей: 44% девушек ставят ее на I-II места и 31% юношей. На третьем месте у подростков обоих полов – «свобода», и для девушек она оказывается более важной, чем для юношей, у которых это третье место со свободой поделила «мудрость». Расхождения появляются на уровне IV места: у девушек его занимает «внутренняя гармония», а у юношей – «справедливость».
Таким образом, ценностные приоритеты и у девушек, и у юношей во многом совпадают, хотя мы ожидали увидеть расхождения при ответах на этот вопрос.
Основные выводы
1) В нашей школе не повторилась картина представленности различных конфессий – по сравнению с данными по Санкт-Петербургу;
2) Менее 1/3 подростков могут дать определение понятиям «вера» и «религия», причем девушки более успешны в этом вопросе;
3) Для современных подростков божьи заповеди менее значимы по сравнению с «человеческими» (в библии – наоборот);
4) Иерархии ценностей современных юношей и девушек практически совпадают;
5) На 1-м месте и юношей, и у девушек оказалась ценность «жизни», что совпало с основной «человеческой» заповедью христианства;
6) Вопросам религиозного воспитания больше чем в половине семей современных подростков не уделяется внимания;
7) Обобщая предыдущие выводы, мы можем сказать, что подростки уделяют мало внимания вопросам веры и религии, несмотря на то, что многие из них считают себя верующими – и это подтверждает нашу первую гипотезу;
8) Большинство подростков разделяют общечеловеческие ценности и правила поведения, изложенные в заповедях господних – и наша вторая гипотеза не подтвердилась.
Информационные источники:
1) Гейзель Зеэв, “Еврейская традиция”, Иерусалим., Израиль 2002.2) Кузнецова А.Г., А.В. Максимов. Природа моральных абсолютов. - М., 1996;
3)Леонтьев. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. – 1996, № 4;
4) Пороховская Т.И. Ценности и оценки в морали. - М., 1988;
5) Скрыпник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры. – М., 1992;
6)https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%8F
7) http://azbyka.ru/
8) http://supercook.ru/moslem/moslem00-01.html
9) www.ierei-korenev.ru/list/commandments.html
10) https://ru.wikipedia.org/wiki/Религия
19