предисловие
Многие дети в моей школе и просто дети на улице постоянно ходят в наушниках и слушают музыку. Многие из них говорят, что без музыки не могут делать уроки. Я заинтересовался тем, насколько музыка влияет на восприятие информации и на результаты различной деятельности человека.
Когда я стал изучать литературу по этой теме, то обнаружил, что исследования в данном направлении ведутся уже очень давно и есть интересные результаты. Оказалось даже, что полученные результаты имеют практическое значение и уже сегодня используются в различных сферах человеческой деятельности.
Я решил с помощью моих научных руководителей провести собственное исследование. И провести его мы решили в начальной школе – когда еще практически нет сформированных музыкальных предпочтений. И мы решили провести эксперимент в третьих и четвертых классах нашей школы: мы предлагали для решения примеры и задачи детям, а также тему для рисунка под музыку различных направлений. У нас получились интересные результаты, которые представлены в этой работе.
Цель исследования: выявить особенности протекания интеллектуальной и изобразительной деятельности обучающихся 3-х и 4-х классов под воздействием музыки различных направлений.
Задачи исследования:
изучение литературы в данной области знаний;
подбор примеров и задач по математике для учащихся 3-х и 4-х классов;
проведение эксперимента;
обработка результатов;
формулирование выводов;
разработка рекомендаций.
Гипотезу мы сформулировали следующим образом:
1) дети плохо справятся с решением задач под музыку, так как музыка будет мешает им сосредоточиться;
2) характер рисунков будет меняться в зависимости от музыки, которую будут слушать дети.
Объект исследования: учащиеся 3-4-х классов (9-11 лет).
Предмет исследования: результаты интеллектуальной и изобразительной деятельности обучающихся, полученные при прослушивании музыкальных произведений различных направлений.
Используемые методы: эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.
ВВЕДЕНИЕ
Слово «музыка» произошло от греческого «musa» — «муза».
Музыка — это вид искусства, который воздействует на человека посредством звуковых образов, отражающих его различные переживания и окружающую жизнь. В отличие от пространственных искусств (живописи, скульптуры, архитектуры), музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным искусствам.
Одна из главных особенностей музыки в том, что она реально существует только в исполнении, в живом звучании.
Ритмические процессы свойственны многим живым существам. Инстинктивный мелодический дар присущ не только человеку: наиболее тонко он развит у птиц. Однако лишь человек оказался способным стать сознательным творцом музыки. Это произошло благодаря целому комплексу условий. Вот что писал об этом русский просветитель XVIII века Александр Николаевич Радищев: «Птица поет, извлекает звуки из гортани своей, но ощущает ли она, как человек, все страсти, которые он один токмо на земле удобен ощущать при размеренном сложении звуков? Не птицы благопевчие были учители человека в музыке: то было его собственное ухо, коего вглубленное перед другими животными в голосе положение всякий звук, с мыслию сопряженный, несёт прямо в душу».
возникновение музыки
Если говорить о возникновении музыки, то изначально она была связана с обрядами, которые устраивали племена. В последующие эпохи музыка уже была связана с религией и множество классических произведений написаны именно для церковного хора. Принято считать, что зарождение музыки произошло в африканских племенах, которые использовали устное творчество для создания музыкальных эффектов. Современная американская и австралийская музыка аборигенов иногда называется доисторической.
Принято считать, что появление музыки характерно для ~ 50 000 лет назад. Первые дошедшие до нас материальные памятники музыкальной культуры относятся к началу 3-го тыс. до н.э. Зарождение музыки, да и искусства вообще, тесно связано с верой древнего человека в магию и культом природы. Звуки музыкальных инструментов у древних египтян ассоциировались с различными предметами и явлениями (железо, дерево, ветер и т.п.), a также рассматривались как средство общения человека c природой. Звуку приписывалась священная, магическая сила (так, один из наиболее ранних инструментов – тростниковую флейту – отождествляли c плодородием). Музыка считалась также средством развлечения.
Человеку необходима была подача звуковых сигналов, что привело его к тому, что из неблагозвучных, неустойчивых по высоте звуков голос стал фиксировать тон на одной и той же высоте, затем закреплять определенные интервалы между различными тонами (различать интервалы более благозвучные, в первую очередь октаву, которая воспринималась как слияние) и повторять короткие мотивы. Большую роль в осмыслении музыкальных явлений играла способность человека транспонировать один и тот же мотив, напев. При этом средствами для извлечения звучаний были как голос, так и музыкальный инструмент. Ритм участвовал в процессе интонирования (интонационный ритм) и помогал выделять наиболее значимые для напева тоны, размечал цезуры, способствовал формированию ладов.
Самый древний учёными музыкальный инструмент — флейта. Один экземпляр был обнаружен рядом со скульптурами, которые относят к 35-40 тыс. лет до н.э. Флейта с семью отверстиями и различные виды струнных инструментов были найдены у цивилизации долины Инда. В Древней Греции возникла легенда о Пане и прекрасной нимфе Сиринге. В ней объясняется появление многоствольной свистковой флейты, встречающейся у многих народов мира.
История развития музыки
За всю историю существования музыки, выделяют три этапа.
Первый этап – фольклор. В Европе он чаще всего ассоциируется с такими понятиями как «народный», «примитивный». Здесь не ведётся подразделения на исполнителя и слушателя – все совмещают обе эти роли и являются участниками некоторого общего действа, ритуала. Он неразрывно связан с бытом человека, охотой, праздниками, играми.
У второго этапа нет одного точного названия, определяется он по-разному: «устная музыкальная литература», музыка «традиционная» или «устно-профессиональная». Здесь, в отличие от фольклора, ярко выражено стремление фиксации и сохранения музыкального текста, обычно с помощью слова, но не в процессе распивания безымянных народных стихов, а с помощью специально сочиненных стихов, прибегая к поэзии.
На третьем этапе исключается устное общение и заменяется письменной формой. Появляется чёткое разделение на три составляющие: композитор, исполнитель и слушатель, что характерно и для современного восприятия. Этим музыка обязана Европе. Именно здесь первыми подчеркивают необходимость играть музыку, не прибегая к помощи её автора.
На сегодняшний день можно выделить две сферы современной музыкальной культуры: традиционная классика и музыка, ставшая частью «массовой культуры». Одна из основных причин: один и тот же набор выразительных средств до XX века, сегодня выразительные средства каждого направления очень специфичны. Считается, что к музыкальной классике стремятся люди, живущие самопознанием, душой. Адресат же «музыки для всех» – энергичный, активный человек, живущий, прежде всего, внешними импульсами, а центр её притяжения – молодёжь, ждущая от музыки сильных ощущений, приводящих к самозабвению, а не к самопознанию.
Современная музыка – это часть специальной индустрии, средство для получения доходов. Существует целый ряд профессий, связанных с этой сферой человеческой деятельности – помимо собственно музыкальных профессий.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Объект исследования: младшие школьники в возрасте 8–9 лет (3 – 4 классы), общее количество принявших участие в исследовании – 69 человек.
Предмет исследования: результаты интеллектуальной (математических вычислений) и изобразительной деятельности обучающихся, полученные при прослушивании музыкальных произведений различных направлений.
Цель исследования: выявление (или невыявление) особенностей влияния музыки различных стилей на результат художественной деятельности детей и результативность решения математические задачи и примеров.
Задачи практического исследования:
1. Разработка тестовых заданий для детей;
2. Анализ и обобщение полученных результатов с точки зрения выдвинутых гипотез;
3. Формулирование выводов;
4. Разработка рекомендаций для учителей и учащихся.
Гипотезы:
1) дети плохо справятся с решением задач под музыку, так как музыка будет мешать им сосредоточиться;
2) характер рисунков будет меняться в зависимости от музыки, которую будут слушать дети.
Используемые методы: эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.
В данном исследовании мы поставили перед собой задачу обнаружить влияние различных музыкальных направлений на результат интеллектуальной (математических вычислений) и изобразительной деятельности.
Наш эксперимент мы решили провести на обучающихся начальной школы (3-х и 4-х классов). Наш выбор обусловлен следующим: мы полагаем, что в предподростковом возрасте у детей еще не сформированы музыкальные предпочтения, и эксперимент будет более чистым.
Для решения поставленной задачи мы решили предоставить учащимся тестовые задания по математике – примеры на сложение, вычитание, умножение и деление, а также задачи, адаптированные к возрасту (отдельные наборы заданий для 3-го и 4-го классов, по два варианта для каждого класса – см. приложение 1). С этим вопросом мы обратились за помощью к классным руководителям 3-х и 4-х классов, и они составили набор тестовых заданий для нашего эксперимента.
Для исследования результатов изобразительной деятельности мы предложили всем детям одну и ту же тему. Инструкция звучала так: «Нарисуйте, пожалуйста, животное, используя все имеющиеся у Вас изобразительные средства» (у каждого ребенка был набор цветных карандашей, фломастеров или мелков).
В нашем эксперименте приняли участие 4 класса: 4-А, 4-Б, 3-Б и 3-А, который был контрольной группой.
Длительность эксперимента составляла 1 урок (45 минут), в ходе которого сначала дети решали примеры и задачи – 22,5 минуты, а затем рисовали еще 22,5 минуты.
Эксперимент проходил под музыку различных направлений: 3-Б слушал подборку произведений Моцарта, 4-А выполнял задания под русскую народную музыку, а 4-Б – под произведения группы «Pink Floyd» (мы выбрали произведения, где текстов меньше всего).
Мы провели все эксперименты в течение двух дней – чтобы все дети были примерно в равных временных и прочих условиях.
Для того чтобы объективно оценить полученные результаты по выполнению математических тестовых заданий, мы сравнили их с результатами срезовых диагностических работ в каждом классе.
полученные Результаты и их анализ
Полученные результаты представлены в таблицах 1, 2 и 3.
Таблица 1.
Результаты выполнения математических вычислений:
Результаты вычислений: |
4-А (русская народная) |
4-Б (рок) |
3-Б (классика) |
3-А (контрольная группа) |
|
Примеры |
Взялись за: |
95% |
100% |
83% |
100% |
Правильность: |
81% |
67% |
71% |
89% |
|
Задачи |
Взялись за: |
65% |
59% |
35% |
100% |
Правильность: |
31% |
41% |
76% |
78% |
|
Всего принявших участие в эксперименте: |
20 |
23 |
24 |
27 |
Диаграмма 1.
Результаты решения примеров
Диаграмма 2.
Результаты решения задач
Результаты, полученные в 4-А, согласно таблице 1 и диаграммам 1, 2:
1) класс продемонстрировал самый высокий темп деятельности;
2) учащиеся охотнее брались за задачи, но хуже других классов, участвующих в эксперименте, с ними справились.
Результаты, полученные в 4-Б, согласно таблице 1 и диаграммам 1, 2:
1) класс хуже всех справлялся с выполнением арифметических действий;
2) темп деятельности невысокий.
Результаты, полученные в 3-Б, согласно таблице 1 и диаграммам 1, 2:
1) класс продемонстрировал самый медленный темп деятельности;
2) неохотнее остальных классов, участвующих в эксперименте, брался за решение задач, НО результативность в решении задач самая высокая (также по сравнению с другими классами, участвующими в эксперименте).
Результаты, полученные в 3-А, согласно таблице 1 и диаграммам 1, 2:
1) продемонстрировал лучшую результативность как по решению примеров, так и по решению задач.
Таблица 2.
Сравнение полученных результатов с результатами срезовой работы:
Результаты сравнения со срезовыми оценками: |
4-А (русская народная) |
4-Б (рок) |
3-Б (классика) |
3-А (контрольная группа) |
Количество тех, кто УЛУЧШИЛ свой результат: |
- |
3 |
5 |
17 |
Количество тех, кто УХУДШИЛ свой результат: |
11 |
17 |
10 |
1 |
Количество тех, чей результат не изменился: |
9 |
3 |
9 |
9 |
Всего принявших участие в эксперименте: |
20 |
23 |
24 |
27 |
Диаграмма 3.
Результаты сравнения со срезовыми оценками:
Результаты, полученные в 4-А, согласно таблице 2 и диаграмме 3:
1) 55% учащихся ухудшили свой результат по сравнению с результатами срезовой работы;
2) в классе нет учащихся, улучшивших свой результат по сравнению с результатами срезовой работы.
Результаты, полученные в 4-Б, согласно таблице 2 и диаграмме 3:
74% (!) учащихся ухудшили свой результат по сравнению с результатами срезовой работы;
13% учащихся улучшили свой результат по сравнению с результатами срезовой работы.
Результаты, полученные в 3-Б, согласно таблице 2 и диаграмме 3:
1) 42% учащихся ухудшили свой результат по сравнению с результатами срезовой работы;
2) 58% учащихся показали более или менее стабильный результат деятельности.
Результаты, полученные в 3-А, согласно таблице 2 и диаграмме 3:
1) 63% (!) учащихся улучшили свой результат по сравнению с результатами срезовой работы;
2) только один человек в классе справился с заданиями хуже по сравнению с результатами срезовой работы, остальные 33% учащихся показали свой средний результат.
Таблица 3.
Обобщенные результаты полученных изображений:
Рассматриваемый параметр изображения: |
4-А (русская народная) |
4-Б (рок) |
3-Б (классика) |
3-А (контрольная группа) |
Преобладающая цветовая гамма: |
Серо-черная, цветовой минимализм |
Коричнево-оранжевая (16 из 23) |
Сине-зеленая |
Сине-зеленая у мальчиков, у девочек – разнооб-разная |
Наличие фона: |
Нет |
в 9 рисунках (39%) |
в 3 рисунках (12%) |
в 15 рисунках (56%) |
Размер изображения: |
Крупные рисунки у девочек, средние и мелкие – у мальчиков. |
Крупные рисунки и у мальчиков, и у девочек. |
Средние и мелкие рисунки и у мальчиков, и у девочек. |
Средние и крупные у мальчиков, крупные и средние у девочек |
Всего принявших участие в эксперименте: |
20 |
23 |
24 |
27 |
1) цветовые гаммы различаются во всех трех классах, участвовавших в эксперимете;
2) цветовая гамма детей, слушавших музыку Моцарта, совпала с преобладающей цветовой гаммой в контрольной группе;
3) размер изображений существенно менялся в различных классах, причем как у мальчиков, так и у девочек;
4) самые значительные различия мы обнаружили в использовании детьми фона в своих рисунках: если под русскую народную музыку фон не встретился ни разу, то чаще всего он использовался в рисунках детей контрольной группы – которые не слушали никакой музыки.
выводы:
Проанализировав полученные результаты, мы сделали следующие выводы, касающиеся влияния музыкальных произведений различных направлений на результаты математических вычислений:
1. Русская народная музыка повышает темп выполнения математических вычислений, но отрицательно влияет на результативность.
2. Под музыку группы «Pink Floyd» учащиеся показали медленный темп и худшую результативность выполнения математических вычислений. Таким образом, прослушивание рок-музыки оказало самое сильное отрицательное влияние на выполнение логических операций при решении задач.
3. Под классическую музыку (Моцарта) учащиеся показали самый медленный темп математических вычислений, но наилучшую результативность. То есть, прослушивание произведений этого музыкального направления оказало тормозящее влияние на темп деятельности, но не ухудшило результативность.
4. В силу того, что лучше всех с математическими заданиями справились учащиеся контрольной группы (дети, которые выполняли задания без музыки), можно сделать вывод о том, что любое музыкальное направление, использованное нами в эксперименте, отрицательно влияет на результативность математических вычислений, и наша первая гипотеза подтвердилась.
Проанализировав полученные результаты, мы сделали следующие выводы, касающиеся влияния музыкальных произведений различных направлений на результат изобразительной деятельности младших школьников:
1. При рисовании под рок-музыку увеличивается размер изображаемых объектов, под русскую народную музыку – размер остается типичным для мальчиков и девочек, а под классическую музыку – размер изображений уменьшается.
2. Преобладающая цветовая гамма меняется в зависимости от музыкального фона.
3. Музыкальные произведения различных направлений могут выполнять своего рода функцию фона во время изобразительной деятельности, так как отсутствие такого «фона» наиболее заметно в контрольной группе.
4. Обобщив все выводы о результатах эксперимента относительно изобразительной деятельности, можно сказать, что музыкальное сопровождение оказывает влияние на выбор цвета, размер изображения и наличие фона в рисунке, и наша вторая гипотеза также подтвердилась.
Приложение 1.
Математические задания для эксперимента в 3-м классе
Фамилия, имя………………….…………………………………класс ……………..
1. Составь пример и реши: «Найдите сумму числе 262 и 325»:
……………………………………………………………………………………….
2. Составь пример и реши: «Найдите сумму чисел 445 и 509»:
……………………………………………………………………………………….
3. Составь пример и реши: «Найдите сумму числе 241 и 784»:
……………………………………………………………………………………….
4. Сложи трехзначные числа:
533 + 215 = …………… |
422 + 274 = ………….. |
439 + 312 = …………… |
472 + 318 = …………… |
269 + 546 = ………….. |
138 + 754 = …………… |
237 + 453 = …………… |
525 + 363 = ………….. |
325 + 217 = …………… |
5. Вместо пропусков поставь числа, чтобы выражение стало верным:
256 + …… = 489 |
415 + ……= 784 |
265 + ….. = 598 |
….. + 156 = 388 |
….. + 223 = 573 |
….. + 347 = 578 |
357 + …… = 498 |
….. + 512 = 837 |
401 + ….. = 569 |
6. Дедушке 78 лет, а бабушке – 74 года. На сколько лет дедушка старше бабушки?...…………………………………………………………………………
7. В поезде ехало 349 пассажиров. На станции «Петергоф» вышло 110 пассажиров, а сели 230 пассажиров. На станции «Стрельна» вышли 120 пассажиров, а сели в поезд 97 пассажиров. Сколько пассажиров было в поезде после станции «Стрельна»? …….……………………………………………………
8. Каменщик положил 395 кирпичей, а его помощник на 102 кирпича меньше. Сколько кирпичей положил помощник каменщика? ……………………………… …………………………………………………………………………………….……
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грубер Р. И. Всеобщая история музыки, Ч.I. - М.: Музыка, 1965.
2. Материалы и документы по истории музыки, Т.2, ХVIII век / Под ред. М.В. Иванова-Борецкого, - М., 1934.
3. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей, - Ярославль: «Академия развития», 1997.
4. Фёдоров Е.И. Рок в нескольких лицах, - М.: Молодая гвардия, 1989, с. 21-45.
5. Финкельштейн Э. И. Музыка от А до Я. С-П.: Композитор, 1994.
6. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания, М.: - «Музыка», 1990 г., ст. «Музыкальное искусство – средство воспитания детей».
7. Чижова И.А. Музыка времён, Иркутск: В-С книжное издательство, 1990.
8. Энциклопедический словарь юного музыканта, М.: Педагогика,1985.
9. http://xreferat.ru/63/808-1-muzyka-kak-stil-iskusstva.html
10. http://allrefs.net/c17/1twoq/p3/
11. http://muslib.ru/groups/214/journal/3424.html
12. http://houserock.ru/history/1982-istoriya-rok-muzykiistoriya-razvitiya-rokarazvitie-rok-muzyki.html
13. http://orpheusmusic.ru/publ/90-1-0-314
14. http://xreferat.ru/63/808-1-muzyka-kak-stil-iskusstva.html
15. http://www.letopis.info/themes/music/istorija_narodnoy_muziyki.html
16. http://pianolady.ru/blog/viewpost/152.html
17. https://ru.wikipedia.org/wiki/
17