Введение
Я – правша. И мне всегда казалось странным, как можно писать левой рукой и не уметь делать это правой. Позже меня заинтересовал вопрос: от чего зависит выбор человеком ведущей руки, и сам ли он делает этот выбор? И есть ли другие, менее заметные, но более значительные различия между людьми-правшами и людьми-левшами?
Изучая информацию по этой теме, я сделала удивительный для себя вывод о том, что полушарная асимметрия головного мозга до сих пор до конца не изучена и не объяснена. И это несмотря на то, что первые описания полушарной асимметрии появились почти 200 лет назад! По сравнению с другими особенностями человеческого организма, эта тема оказалась недостаточно хорошо изучена, хотя очевидно, что она является одной из важнейших закономерностей организации мозга не только человека, но и животных.
Я считаю, что изучение асимметрии головного мозга не менее важно, чем любые другие исследования головного мозга. На мой взгляд, многие отрасли науки, связанные с изучением человека и его психики, непосредственным образом заинтересованы в результатах более глубокого изучения межполушарной функциональной асимметрии.
Эта проблема, безусловно, интересует педагогов и, конечно же, психологов, ведь в современном мире остро стоит вопрос об организации системы обучения и воспитания с учетом особенностей обучающихся, а значит, и особенностей и закономерностей функционирования их головного мозга. Полагаю, что в наибольшей мере это касается левшей, которые находятся в меньшинстве и вынуждены жить в мире правшей. Вот некоторые статистические данные: по оценкам Семеновича А.В.: 70 подростков из 100, испытывающих проблемы в школьном обучении, являются левшами или детьми с доминирующим правым полушарием головного мозга. (http://xreferat.ru/77/7513-1-levorukost-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema.htm)
Не могу не привести здесь поразившие меня слова профессора Хризмана: «Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию».
Цель нашего исследования:
1. Выявление (или невыявление) зависимости учебных предпочтений учащихся от полушарной асимметрии;
2. Разработка рекомендаций для учащихся и педагогов с целью оптимизации учебного процесса.
Задачи исследования:
1. Разработка анкеты для подростков;
2. Обнаружение полушарной асимметрии у исследуемой группы подростков;
3. Выявление учебных предпочтений учащихся;
Объект исследования: подростки в возрасте 14 –18 лет (8 - 11 классы), учащиеся ГБОУ СОШ № 274.
Предмет исследования: особенности полушарной асимметрии и предпочтения в учебной деятельности учащихся старших классов.
Гипотеза: предпочтение учебных предметов учащимися находится в зависимости от полушарной асимметрии: правополушарные отдают предпочтение гуманитарному и творческому направлению, а левополушарные – точным наукам.
Литературная часть
Изучение межполушарной асимметрии. Первые выводы
Начать раскрытие темы лучше всего с понятия асимметрии головного мозга. Межполушарная асимметрия (греч. asymmetria - недостаток соразмерности) - неравнозначность функций правого и левого полушарий головного мозга.
Функциональная асимметрия эволюционно связана с развитием речи - функции, связанной преимущественно с левым полушарием. (http://stud-baza.ru/funktsionalnaya-asimmetriya-bolshih-polushariy-golovnogo-mozga-referat-meditsina-zdorove)
Французского ученого Марка Дакса считают первооткрывателем функциональной асимметрии головного мозга человека. В 1836 году, выступив на заседании медицинского совета, он рассказал о своих наблюдениях. Он стал замечать, что люди, страдающие афазией (потерей речи в связи с повреждением головного мозга) отсутствуют среди больных с поврежденным правым полушарием.
К середине XIX века стала бурно развиваться наука афазиология, занимающаяся нарушениями речи. Чуть позже появилось большое количество предположений о том, как работает и воспринимает информацию то или иное полушарие. Особая роль принадлежит Полю Броку, французскому хирургу, этнографу, анатому и антропологу, который также принимал участие в изучение головного мозга. Именно он сформулировал правило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии. (http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65635a3ad68b5d53a89421216d37_0.html)
Дальнейшее исследование межполушарной асимметрии и создание теорий, объясняющих природу возникновения асимметрии, продвигалось в направлении, которое накапливало знания о местных (локальных) структурах правого и левого полушарий. Движение в этом направлении основывалось на наблюдении поведения больных с заболеваниями структур правого или левого полушария головного мозга (Кинсбурн, 1972 г.). Кинсбурн основывался на наблюдениях, сделанных им самим. Он лично вскрывал большое количество трупов людей с различными заболеваниями мозга: от мигреней до сильных повреждений головного мозга и черепной коробки.
Доказательства и опровержения теории Кинсбурна
Получив первые результаты, ученые пришли к выводу, что разные полушария обрабатывают существенно разную информацию. Считалось, что левое полушарие отвечает за вербальное общение, а правое – за ориентацию в пространстве, а также за восприятие и продуцирование интонации голоса, мелодии. Все предположения подтвердились клиническими исследованиями и наблюдениями.
Данная тема имела большой резонанс в обществе, и теории быстро были приняты широкой аудиторией, несмотря на множественные опровержения со стороны ученых.
Робертом Орнштейном, знаменитым американским писателем-психологом, в 1979 году было установлено, что при чтении художественных текстов активно работает правое полушарие, а при чтении научных текстов – левое, что противоречило теории Кинсбурна.
В 1978 году профессор Гордониз английского университета подтвердил теорию Кинсбурна очередным опытом: он заметил, что левое ухо, которое посылает информацию в правое полушарие, относится куда более чувствительно к мелодиям, нежели правое ухо здорового человека.
На данное подтверждение ученые заявили, что язык общения глухонемых людей – жесты, которые являются средством невербального общения – непосредственно связаны с правым полушарием. Язык жестов (функция левого полушария) – способ вербального общения, часто имеющийся при повреждении правого полушария головного мозга.
Но приведенные выше опровержения теряли свою силу на фоне многократных подтверждений теории вышеназванного Кинсбурна. (Руководство по функциональной межполушарной асимметрии, глава 6, Межполушарная асимметрия, ее онтогенез, В.Ф.Фокин (отв.ред.) - М: Научный мир, 2009. - 836 с.).
Дальнейшая история изучения межполушарной асимметрии
Позже об асимметрии начали забывать, а потом подобные исследования и вовсе потерялись из виду. Продуктивное начало наблюдений сменилось многочисленными опровержениями, почему о теории и забыли на долгое время ученые Европы.
Но советские ученые, не знавшие себе равных в науке, все еще занимались этой, на их взгляд перспективной и продуктивной работой. Именно советские ученые сделали прорыв в данной науке, они проводили эксперименты не только с людьми с афазией, но и с больными шизофренией и эпилепсией, обнаруживая все новые и новые вопросы, на которые никто не мог дать ответ.
Вот некоторые накопленные статистические данные:
У здоровых женщин правый профиль асимметрии (доминирующее правое полушарие) выявлялся в 2 раза чаще, чем у здоровых мужчин: 25 и 51,7 %, а смешанный — чаще у мужчин (75 %), чем у женщин (48,3 %). (http://gigiena.com/168)
Здоровые мужчины от больных отличаются в меньшей степени, чем женщины. Так, правый профиль у здоровых мужчин составляет 25 %, у больных — 19,4 %; у женщин же во время болезни правый профиль обнаруживается в 5 раз реже: 51,7 и 10,9 % соответственно. Смешанный профиль асимметрии у больных мужчин меняется в сторону увеличения в меньшей степени, чем у женщин.
Еще более важным представляется появление левого профиля асимметрии только у больных женщин — 1,4 % числа больных женщин, причем левый профиль асимметрии отмечен только у больных женщин с поражением левого полушария мозга. (http://oddandeven.narod.ru/FunctionalAsymmetryOfHuman/105.htm#l014)
Левши составляют 10-17% населения нашей планеты.
В 1930-е годы в Великобритании насчитывалось около 3% левшей, к 1950-м годам их стало около 5%, а сейчас примерно каждый десятый англичанин – левша.
Среди детей праворуких родителей левши составляют примерно 2 %, если один родитель праворук – 17 %, у двух левшей – 46 %.
В мире насчитывается примерно 9–11 % леворуких детей, но в нашей стране – почти 25 %.
Британский ученый Крис МакМанус, в книге "Правая Рука, Левая Рука" доказывает, что на протяжении всей человеческой истории левши добивались более высоких достижений, чем правши.
Также выяснилось, что люди с доминирующим правым полушарием чаще, чем левополушарные, становятся высококлассными специалистами (53% против 38%). Левшей также непропорционально много среди художников, музыкантов и некоторых категорий спортсменов (например, бейсболистов, гольферов и боксеров), что доказывает, что люди с преимущественно развитым правым полушарием имеют хорошо развитое пространственное восприятие объектов и предметов.(http://www.levshei.net/11stat.html)
Межполушарная асимметрия среди животных
Современные ученые недавно выяснили, что левши и правши существуют и в мире животных, так как межполушарная асимметрия присуща не только человеку, но и остальным, но немногочисленным животным.
Очень хорошо заметен данный факт у птиц. Например: цапли, с доминирующим левым полушарием в основном стоят на правой ноге, а с доминирующим правым – на левой. Если понаблюдать за тем, как птицы складывают свои крылья, то можно заметить, что многие птицы отдают предпочтение лишь одному крылу лежать поверх другого, это также связано с межполушарной асимметрией, выраженной в данном случае у птиц.
Проведя наблюдение за домашней кошкой, можно выявить ее доминирующее полушарие. По статистике, 40 % из них придерживают еду, играют с мячиком или обороняются правой лапой, и только 20 % - левой. Остальные 40% одинаково часто используют и правую, и левую конечность
Если брать за основу обезьян, более близких к нам, нежели птицы и остальные млекопитающие, то у них тоже выражена двигательная асимметрия. Даже используя одинаковые руки, при движении по деревьям, обезьяны берут палку или какое либо иное приспособление предпочтительной рукой. (http://www.nat-geo.ru/article/399-levshi-i-pravshi-v-mire-zhivotnyih/#ixzz2sx08dtgg)
Недавно были проведены очередные наблюдения, на этот раз за домашними кошками. Ученые из Королевского университета в Белфасте решили узнать, какое полушарие доминирует у кошек и каково процентное соотношение тех и других особей в популяции. Исследователи делали свои выводы на основе изучения поведения кошек и выявления у них ведущей лапы, если такая имелась.
Вот описание экспериментов, в которых участвовали кошки:
Кошкам был предоставлен кувшин с узким горлышком, на дне которого лежал небольшой кусочек тунца, приманивавший домашних любимцев. Кошкам требовалось лишь достать одной лапой рыбу, а все остальное сделают и подсчитают ученые.
Во время второго эксперимента, над кошкой подвешивали ее любимую небольшую игрушку, и в процессе ловли последней, исследователи выявляли, какая лапа первой потянулась в сторону долгожданной добычи.
На этот раз использовали ту же игрушку, но уже медленно водили ей перед носом кошки. Опять же надо было выявить первую лапу, дотянувшуюся до знакомой игрушки.
В результате анализа полученных данных было выявлено, что во время первого испытания кошки вытаскивали тунец и ловили игрушку преимущественно одной лапой: самки – правой, а самцы – левой. Таким образом было доказано, что в животном мире немалое влияние в развитии полушарной асимметрии имеют гендерные признаки. У кошек всё очень чётко: «Наши результаты показывают: существуют две популяции, одна предпочитает работать правой лапой, другая – левой, а различия определяются полом животного», — говорит Доктор Дебора Уэллс из Королевского университета в Белфасте.(http://www.membrana.ru/particle/13971)
У людей всё несколько сложнее: почти 90% всех особей правши. Однако среди оставшихся 10% всё равно преобладают мужчины.
Когнитивный стиль «Полезависимость-поленезависимость»
В ходе различных исследований у людей с доминирующими разными полушариями была выявлена следующая зависимость: левополушарники не могут в сложной фигуре найти определенный простой по форме объект, а правополушарникам это удается в разы лучше. Данному феномену было дано название «полезависимость-поленезависимость»
Дифференцированность поля, то есть влияние различий внешнего окружения на принятие решения человеком, можно описать в терминах «полезависимость—поленезависимость». Первоначально полезависимость понималась как функция дифференцированности восприятия или как аналитический (глобальный способ перцепции), зависимые от поля люди воспринимают стимуляцию восприятия в целом, не выделяя ее части. (http://www.b17.ru/article/4203/)
Последнее время поленезависимость стала восприниматься как возможность субъекта преодолевать влияние контекста. Например: во время чтения поленезависимый человек может без усилий понять суть текста и найти главную идею, что куда тяжелее сделать человеку полезависимому, как говорится в названии данного стиля, он не может выходить за рамки определенного текста, что негативно сказывается на успеваемости в учебных учреждениях, так и усложняет жизнь в целом.
Было выявлено, что поленезависимые люди в социальном и интеллектуальном плане намного успешнее полезависимых людей. Люди с поленезависимым когнитивным стилем мышления во время решения каких-либо задач опираются на чувства, в частности, на интуицию. Поленезависимые люди привыкли доверять только себе, и им не требуется никакая помощь. Как бы то ни было, но академическая успеваемость куда выше у поленезависимых, поскольку им привычней и удобней выбирать самый яркий рациональный способ мышления и решения, как насущных, так и академических задач.
Практическая часть
Организация и методика исследования
Объект исследования: подростки в возрасте 14 – 18 лет (8 - 11 классы), общее количество принявших участие в исследовании – 69 человек.
Предмет исследования: особенности полушарной асимметрии и предпочтения в учебной деятельности учащихся старших классов.
Цель исследования: выявление (или невыявление) зависимости учебных предпочтений учащихся от полушарной асимметрии; разработка рекомендаций для учащихся и педагогов с целью оптимизации учебного процесса.
Задачи исследования:
1. Изучение литературы в данной области знаний;
2. Разработка анкеты для подростков;
3. Обнаружение полушарной асимметрии у исследуемой группы подростков;
4. Выявление учебных предпочтений учащихся;
5. Анализ и обобщение полученных результатов с точки зрения выдвинутой гипотезы;
6. Формулирование выводов;
7. Разработка рекомендаций для учителей и учащихся.
Гипотеза: предпочтение учебных предметов учащимися находится в зависимости от полушарной асимметрией: правополушарные отдают предпочтение гуманитарному и творческому направлению, а левополушарные – точным наукам.
Используемые методы: анкетирование, тестирование по методам Л.Л. Терстоуна на восстановление изображений по фрагментам и на выявление полезависимости/ поленезависимости, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Тест Терстоуна (выявление полезависимости/ поленезависимости)
В нашем исследовании мы использовали тесты Терстоуна на выявление стиля полезависимость/поленезависимость, который впервые был описан Уиткиным в 1954 году. По теории Л.Л. Терстоуна, полезависимость свойственна людям с доминирующим левым полушарием головного мозга, следовательно, поленезависимость присуща людям с развитым правым полушарием или со смешанным типом мышления (см. приложение 1).
Тест Терстоуна (восстановление изображений)
В исследовании был использован еще один тест Терстоуна: учащимся были продемонстрированы рисунки, состоящие из отдельных фрагментов, по которым они должны были определить, что изображено на представленной картинке.
Этот тест основан на том, что для того, чтобы правильно справиться с поставленной задачей, следует применить правополушарную стратегию – нужно воспринять изображение целиком и лишь потом мысленно «достроить» недостающие фрагменты.
Нечто похожее происходит при чтении книг, когда ребенок с доминирующим правым полушарием легко может вычленить смысл прочитанного, а левополушарному ребенку требуется куда большее времени, чтобы понять смысл.
Интересный факт: оказывается, что некоторые преподаватели младшей школы и дошкольных учреждений применяют данный тест для тренировки и дальнейшего развития правого полушария ребенка (приложение 2).
Вопросы анкеты:
Какой рукой вы пишете?
Каким глазом вы целитесь?
К какому уху прикладываете мобильный телефон?
Скрестив руки, какая рука лежит сверху?
Скрестив пальцы в "замок", палец какой руки сверху?
Какая рука сверху, когда вы аплодируете?
7-16. Тест Терстоуна «Восстановление изображений».
17-22. Тест Терстоуна «Определение полезависимости / поленезависимости».
Какие предметы удаются лучше всего?
Какие хуже?
Почему не нравятся некоторые предметы?
Что бы вы предприняли, чтобы школьные предметы были интереснее?
Вопросы 1-6 были необходимы для выявления типа межполушарной асимметрии тестируемых.
Результаты ответов на вопросы 7-23 представлены в сводной таблице, где на каждый вопрос предоставлено количество правильных ответов в процентном соотношении (приложение 3).
Анализ полученных результатов
Прежде всего требовалось определить учащихся с разными типами мышления. Для этого мы использовали классический тест на определение право и левополушарности мозга. (http://www.liveinternet.ru/users/kurtzs_pol/post89386112/)
из 69 протестированных учеников 25 человек (36 %) имеют доминирующее левое полушарие, 61% учащихся обладают смешанным типом, и лишь 3% оказались правополушарными.
среди 69 тестируемых не оказалось ни одного правополушарного мальчика.
В ходе анализа ответов на вопросы 7-22 было обнаружено следующее:
в обоих тестах оказались задания, которые одинаково трудно давались учащимся всех типов межполушарной асимметрии.
с графическими (символическими) заданиями тестируемые со всеми типами межполушарной асимметрии справлялись лучше, чем с заданиями на узнавание рисунков. Этот вывод был для нас неожиданным, ведь узнавание изображений – это более легкая задача, нежели работа с графическими символами. Мы попытались найти объяснение этому наблюдению и пришли к следующему выводу: вполне вероятно, что причиной является бедность «арсенала» изображений у самих учащихся – они не узнают изображения просто потому, что не знакомы с оригиналами (!).
В ходе анализа ответов на вопросы 23-26 были выявлены 5 основных типов предложений учащихся, направленных на улучшение качества учебного процесса.
49 % опрошенных предлагают учителям внимательнее относится к ученикам;
18 % предлагают найти индивидуальный подход к каждому ученику;
13 % предлагают к теоретической части прилагать еще и практический материал для лучшего усвоения программы;
10 % предлагают одинаково относиться ко всем ученикам;
7 % опрошенных предлагают уменьшить давление на учащихся со стороны преподавателей;
4 % - прочее.
Эти результаты представлены в диаграмме №1.
Диаграмма №1
Анализируя представленные данные, можно сказать, что большинство предложений старшеклассников касается области взаимоотношений между учителем и учеником. Для учащихся оказывается самым важным наличие взаимопонимания со справедливым учителем. Лишь несколько предложений непосредственно связаны с организацией учебного процесса.
Выводы
1. Нам не удалось выявить четкую взаимосвязь между межполушарной асимметрией и предпочтениями в выборе тех или иных учебных предметов, и наша первоначальная гипотеза не подтвердилась.
2. Результаты нашего исследования показывают, что учащиеся с доминирующим правым полушарием не имеют более развитого образного мышления, которое считается присущим правополушарникам: правополушарность человека не обеспечивает наличие хорошо развитого образного мышления (оно не столь сильно зависит от доминирующего полушария, как предполагалось).
3. Так как нет определенной взаимосвязи типа межполушарной асимметрии с академическими предпочтениями учащихся, значит, мы не можем достоверно прогнозировать, какие предметы будут лучше даваться ученикам с разными типами межполушарной асимметрии.
4. У тестируемых учащихся наглядно-действенное мышление оказалось менее развито по сравнению с символическим.
5. Для учащихся нашей школы оказалось наиболее важной не организация учебного процесса, а организация учебного взаимодействия с учителем, выстраивание личностных отношений с ним, основанных на уважении и справедливости.
Рекомендации
Наши рекомендации адресованы учителям.
Первая касается отношения учителей к учащимся. Для учащихся средней и старшей школы оказалось наиболее важным, чтобы учителя видели в них личности и относились к ним с уважением, независимо от уровня их интереса, способностей и успехов в данном учебном предмете.
Вторая рекомендация касается необходимости развитию наглядно-действенного мышления у учащихся. Мы считаем, что этому необходимо уделять большее внимание в начальной школе и в детском саду. Важно, чтобы в учебном процессе было много практических занятий, где дети все могут увидеть, потрогать и, если возможно, применить на практике.
Список литературы
«Руководство по функциональной межполушарной асимметрии», В.Ф. Фокин (отв.ред.) - М: Научный мир, 2009. - 836 с.
«Мальчики и девочки – два разных мира» Еремеева В. Д., Хризман Т. П., ЛИНКА-ПРЕСС, 1998 г. – 184 стр.
«Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности//Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий»Балонов Л. Я., Деглин В. Л., Черниговская Т. В. — Л., 1985 г. — с. 99–115.
«Афазия и зеркальное письмо у левшей при поражении левого полушария»// Блинков С. М., Карасева Т. А. Журн. невропатологии и психиатрии — 1965. — № 12. — с. 1767–1772 гг.
«Функциональные асимметрии человека» Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова – «Медицина», Москва, 1981 г. - 468 с.
«Поражения мозга и мозговая локализация высших психических функций» Лурия А.Р., Научная автобиография. М.: Изд-во Москва ун-та, 1982. С. 110-121, 130-138.
http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0b65635a3ad68b5d53a89421216d37_0.html
http://www.levshei.net/11stat.html
http://www.nat-geo.ru/article/399-levshi-i-pravshi-v-mire-zhivotnyih/
http://www.membrana.ru/particle/13971
http://www.b17.ru/article/4203/
http://sivatherium.narod.ru/library/Nesturh/pt_02_03.htm
Приложения
Приложение 1
Тест Терстоуна
(выявление полезависимости/ поленезависимости)
Приложение 2
Тест Терстоуна
(восстановление изображений)
Приложение 3
Таблица полученных результатов
Количество детей: |
Тип асимметрии |
Количество правильных ответов на вопрос №: |
Какие предметы удаются лучше всего? |
||||||||||||||||||||
Гуманитарные |
Точные |
Естественные |
|||||||||||||||||||||
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
|||||
4 |
Левополушарные: 14 лет |
4 |
4 |
2 |
4 |
2 |
0 |
1 |
4 |
4 |
0 |
0 |
2 |
3 |
3 |
0 |
3 |
0 |
0 |
4 |
|||
9 |
Левополушарные: 15 лет |
8 |
7 |
4 |
5 |
6 |
0 |
2 |
9 |
5 |
3 |
7 |
8 |
9 |
9 |
3 |
8 |
3 |
3 |
3 |
|||
12 |
Левополушарные: 16,5 лет |
9 |
9 |
5 |
10 |
8 |
1 |
2 |
10 |
10 |
6 |
3 |
4 |
11 |
12 |
3 |
10 |
9 |
3 |
0 |
|||
25 |
0 |
21 |
20 |
11 |
19 |
16 |
1 |
5 |
23 |
19 |
9 |
10 |
14 |
23 |
24 |
6 |
21 |
12 |
6 |
7 |
|||
100 |
% |
84 |
80 |
44 |
76 |
64 |
4 |
20 |
92 |
76 |
36 |
40 |
56 |
92 |
96 |
24 |
84 |
48 |
24 |
28 |
|||
13 |
Смешанный тип: 14 лет |
13 |
11 |
7 |
8 |
8 |
3 |
2 |
8 |
8 |
4 |
7 |
6 |
13 |
11 |
6 |
7 |
4 |
5 |
4 |
|||
11 |
Смешанный тип: 15 лет |
11 |
11 |
3 |
7 |
7 |
1 |
3 |
11 |
11 |
5 |
3 |
10 |
11 |
10 |
7 |
10 |
7 |
3 |
1 |
|||
18 |
Смешанный тип: 16,5 лет |
18 |
18 |
7 |
12 |
16 |
0 |
6 |
17 |
8 |
6 |
6 |
5 |
6 |
18 |
5 |
13 |
13 |
3 |
2 |
|||
42 |
0 |
42 |
40 |
17 |
27 |
31 |
4 |
11 |
36 |
27 |
15 |
16 |
21 |
30 |
39 |
18 |
30 |
24 |
11 |
7 |
|||
100 |
% |
100 |
95 |
40 |
64 |
73 |
9 |
26 |
85 |
64 |
35 |
38 |
50 |
71 |
92 |
42 |
71 |
57 |
26 |
16 |
|||
1 |
Правополушарные: 14 лет |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
|||
1 |
Правополушарные: 15 лет |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
|||
2 |
0 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
|||
100 |
% |
100 |
50 |
50 |
100 |
50 |
0 |
50 |
50 |
50 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
50 |
50 |
100 |
0 |
0 |
17