Мой маленький дружок, запоминай движения!
И вместе с нами
Двигаться учись без напряжения.
Пальчикам нашим нужна тренировка,
Всё получаться будет так ловко!
Надо, конечно, тебе потрудиться.
Легче зато потом будет учиться.
Спориться будет любая работа.
Скажешь: «Спасибо Вам за заботу!»
В настоящее время особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. По данным Всемирной Организации Здравоохранения только 20%, рождающихся в каждой популяции детей, условно являются здоровыми, остальные находятся или в маргинальной группе, т.е. по своему психофизиологическому состоянию занимают краевое положение между здоровьем и болезнью, или страдают нарушениями психического развития, или больны. Главной проблемой ребенка-инвалида является нарушение его связи с миром, ограничение мобильности, бедность контактов со сверстниками, ограничение общения с природой, недоступность образования и культурных ценностей.
2016 год объявлен «Годом детства в Югре». Цель разработанных программ мероприятий «Года детства» - мобилизации всех сил и ресурсов для воспитания здорового, умного, всесторонне развитого поколения маленьких югорчан. Областью повышенного внимания были названы особенные дети, которые имеют различные особенности и отклонения, не выходящие за медицинские нормы. Было отмечено, что среди особенных детей очень много ярких, талантливых, способных ребят, которым нужно не только помогать в лечении, но и социализировать, создать условия, для того, чтобы они могли бы эти таланты развить.
Я решила, что мне тоже необходимо внести свой посильный вклад в реабилитацию детей с ограниченными возможностями. Я узнала, что средства реабилитации для детей разнообразны, но не каждая семья может позволить купить себе набор развивающих средств реабилитации, поэтому я поставила перед собой цель: разработать комплекс развивающих занятий с использованием развивающего коврика для реабилитации детей с ограниченными возможностями, различного возраста.
Для реализации своей цели я поставила перед собой следующие задачи:
На основании статистических данных по Здравоохранению города Мегиона и города Нижневартовска изучить наиболее часто встречающиеся заболевания, обусловившие детскую инвалидность.
Изучить методы реабилитации детей с ограниченными возможностями, такие как: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности; методику проведения развивающих занятий; особенности влияния цвета на психику ребенка. На основании изученного материала: создать развивающий коврик с учетом изученных методов реабилитации и разработать комплекс развивающих занятий с использованием развивающего коврика.
Глава I. Анализ структуры детской инвалидности.
1.1. Анализ структуры детской инвалидности в стране.
На основании приказа Росстата №409 от 22.11.2000 года "Об утверждении Практического инструктивно-методического пособия по статистике здравоохранения" структура детской инвалидности это распределение инвалидности по полу, по группам инвалидности, по классам болезней и т. д. (в промилле).
В Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5-2,5 до 4,5% детского населения. Распространенность детской инвалидности в нашей стране с момента ее регистрации с 1980 по 2009 годы увеличилась почти в 12 раз. Уже в 2004 году уровень детской инвалидности в России составил 200,8 на 10 тысяч детей 0-17 лет. Во всех возрастных группах детей-инвалидов лидируют мальчики (58%), уровень инвалидности среди них выше, чем среди девочек в 1,2-1,7 раза. Анализ результатов исследований по данной проблеме последних лет показывает, что структура инвалидности детей от 0 до 17 лет по нозологическим формам достаточно стабильная. Ведущие ранговые места занимают болезни нервной системы, психические расстройства (более 70% - умственная отсталость) и врожденные аномалии развития. Эти 3 класса занимают в структуре инвалидности 62-69,5%. Указанные причины лидируют и по мнению зарубежных авторов. Группа инфекционных и соматических болезней в целом составляет, по различным данным, 21,5-34,5%. В последние годы отмечена возросшая роль болезней эндокринной системы (в половине случаев - за счет сахарного диабета), злокачественных новообразований, особенно у подростков.
Среди заболеваний нервной системы главной причиной детской инвалидности является детский церебральный паралич, распространенность которого составляет 2-2,5 случая на 1000 детей. В зарубежных исследованиях широко обсуждаются причинно-следственные связи уровня детской инвалидности и аутизма. Уровень этого заболевания, по сведениям разных авторов, колеблется от 2,16 до 5,0 на 1000 детей всех возрастов. А.А. Баранов и соавторы указывают на то, что за последнее десятилетие в общей структуре детской инвалидности возрос удельный вес врожденных аномалий и психических расстройств, а параллельно снизилась доля заболеваний нервной системы.
В зависимости от возраста в структуре инвалидности по обусловившим ее заболеваниям 1-е место занимает разные классы болезней. Так, у детей 0-4 лет лидируют врожденные аномалии развития. Затем следуют болезни нервной системы и психические расстройства, болезни костно-мышечной и эндокринной систем, причем в этом возрасте структура инвалидности у мальчиков и девочек аналогична.
Среди детей 5-9 лет причиной инвалидности чаще являются болезни нервной системы, психические расстройства (за счет умственной отсталости), а также - аномалии развития и болезни глаз. На 5-м месте у мальчиков стоят болезни уха, у девочек - заболевания органов дыхания.
Структура главных нарушений в состоянии здоровья соответствует структуре заболеваний приводящих к инвалидности, так как нарушения, согласно концепции последствий болезни ВОЗ, служат закономерными проявлениями патологических состояний. По сведениям большинства исследователей занимающихся проблемами детской инвалидности у детей от 0 до 17 лет чаще регистрируются висцеральные и метаболические нарушения и расстройства питания, двигательные и умственные нарушения. Они в основном определяют детскую инвалидность по качественному и количественному составу среди представителей того и другого пола. С возрастом увеличивается удельный вес детей с интеллектуальными и сенсорными нарушениями. У подростков с ограниченными возможностями независимо от пола наиболее часто наблюдаются умственные нарушения.
1.2. Анализ структуры детской инвалидности в городе Мегионе.
Мною был проведен анализ структуры детской инвалидности по городу Мегиону за 2015 год. По данным отчета бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Мегионская детская городская больница» за 2015 год количество детского населения составило 14208 детей в возрасте от 0 до 18 лет, из них 210 детей-инвалидов. Соотношение количества детей-инвалидов к общей численности детей представлено на диаграмме 1. (Приложение 1). Уровень первичной детской инвалидности составляет 33,4%, что представлено на диаграмме 2. (Приложение 1).
В структуре первично признанных инвалидов первое место занимают заболевания нервной системы и психические заболевания, показатель которых равен 24,2%. Второе место занимают заболевания эндокринной системы, показатель которого равен 15,5%, третье место занимают врожденные аномалии – 13,3%. Сравнительные данные среди показателей структуры первичной инвалидности в разрезе территорий представлены в диаграмме 2. (Приложения 1).
Мною были проанализированы данные Всемирной организации здравоохранения по факторам риска формирования инвалидности. Различными авторами описаны многочисленные факторы риска, влияющие на качество здоровья населения и способствующие инвалидизации детей.
Большую роль играют отягощенная наследственность, рост экологически зависимых болезней с наследственной предрасположенностью. Инвалидизация детей на 60-70% обусловлена патологией течения беременности и родов. Недоношенность и низкая масса тела при рождении повышают риск развития нарушений со стороны нервной системы, в том числе детского церебрального паралича, слепоты, задержки умственного развития, эпилепсии. Состояние физического и нервно-психического развития, заболеваемости детей-инвалидов имеет свои отличия. Доказана прямая зависимость между соматическим состоянием ребенка и уровнем его физического развития.
Данные статистического анализа заболеваемости детей первого года жизни по городу Мегиону:
Первое место занимают отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде – 555‰.
Второе место занимают болезни нервной системы – 268,7‰., из них детский церебральный паралич – 1,2%.
Третье место занимают заболевания органов дыхания – 636‰.
Глава II. Методики реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Основная цель реабилитации - интеграция ребенка в общество. По сравнению с реабилитацией взрослых она имеет ряд особенностей. Реабилитация детей-инвалидов является длительным, динамическим процессом, сопровождающим ребенка на разных возрастных этапах и учитывающим закономерности психического развития, в связи с этим предполагается использование большого арсенала средств и методов в зависимости от возраста ребенка и причины инвалидности.
Различают абилитацию - воспитание неразвитых функций у ребенка и реабилитацию - восстановление утраченных в результате заболевания функций.
Реабилитация - активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально, оптимальная реализация физического, психического и социального потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в обществе.
Эффект от применения реабилитации достижим тогда, когда все мероприятия базируются на трех основных подходах: интеграция всех методов, гармонизация и сочетаемость средств, индивидуальный подход к реабилитируемому.
Реабилитационные мероприятия подразделяются на несколько групп. Основными среди них являются: логотерапия, или выработка позитивной мотивации; психотерапия, т.е. лечение болезненных нарушений путем воздействия на психику; соматотерапия, куда входят механо-, рефлексо-, бальнео-, фармако-, курортотерапия и т.д.
Требования к плану восстановительных мероприятий в детской неврологии: раннее начало реабилитации; непрерывность, последовательность и преемственность мероприятий; комплексность, участие медицинских работников, психологов, педагогов, юристов и других специалистов; учет индивидуальных особенностей личности ребенка и его диагноза.
Основываясь на этих положениях лечения разнообразных расстройств, возникающих при повреждении нервной системы, применяют различные методы реабилитации.
Медицинская реабилитация:
Задачи медицинской реабилитации:
Ускорение процесса восстановления нарушенной функции.
Ускорение выработки компенсации утерянной функции.
Разработка адаптации ребенка при наличии неустранимого дефекта.
Предупреждение развития у инвалида госпитализма и иждивенчества. Компенсация нарушения функции может быть осуществлена только при условии мобилизации всего организма целиком.
К медицинской реабилитации относятся: медикаментозное лечение, различные виды массажа, физиотерапевтическое лечение, бальнеотерапия, лечебная физкультура, рефлексотерапия.
Психотерапия заключается в лечебном воздействии на психику больного различными способами (внушение наяву и в гипнозе специальные групповые занятия, воздействие специально подобранной музыкой и др.).
Педагогическая реабилитация. Работа педагога-дефектолога и логопеда занимает исключительно важное место в лечебно-коррекционной работе по абилитации и реабилитации детей с поражениями нервной системы. Тот и другой специалисты развивают интеллект, речь и другие психические процессы ребенка. В своей работе педагогические работники применяют следующие методы реабилитации:
Развитие мелкой моторики.
Социально-бытовое ориентирование.
Занятия с применением развивающих игр.
Занятия с целью тактильной стимуляции.
Музыкальная терапия с элементами логоритмики.
Танцтерапия.
Лечение с использованием цвета.
Учитывая основные методы реабилитации, мною было принято решение рассмотреть подробно только те виды реабилитации, которые необходимы в создании развивающего коврика.
2.1. Развитие мелкой моторики.
Мелкая моторика у детей напрямую связана с речью, внимательностью, памятью. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые непосредственно связаны с центром развития речи в мозге. Профессор И. П. Павлов сказал: «... развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Считается, что чем больше родители будут заниматься в этом направлении с детьми, тем лучше будут результаты, и в школу, где требования намного выше ребенок подойдет более подготовленным.
Для того чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной и целенаправленной, необходимо выполнить ряд требований:
- работа должна быть систематичной и постоянной;
- работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;
- работа должна соответствовать возрастным требованиям;
- работа должна приносить ребенку радость.
Когда ребенок еще совсем маленький, до полугода, рекомендуется заниматься массажем ручек и ножек, играть с ним в игры аналогичные всем известной «Сороки-вороны» давать ребенку трогать предметы с различными типами поверхности: шероховатые, гладкие, игольчатые (например, мячик). На следующем этапе, когда ребенок станет постарше, для игр ему можно предложить игрушки, которые способствуют развития мелкой моторики. Это пирамидки, кубики, шнуровки, пазлы, конструкторы, игры с кнопочками, счеты.
Еще одним приемом развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Ребенку предлагается собрать из мозаики различные фигуры. Эти задания служат двум целям: коррекции, развитию мелкой моторики и закреплению знаний по разбираемой теме. Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми и во время выполнения увлекательного задания «собери бусы», «найди сокровища».
Большое внимание в индивидуальной педагогической коррекции детей уделяется работе со шнуровками, играми-вкладками, сбору пазлов.
Точность и координация движений развиваются у ребенка и в процессе застегивания и «пришивания» пуговиц различного размера. Работа с различными по фактуре материалами - еще один прием совершенствования мелкой моторики детей.
2.2. Тактильная стимуляция.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) - осязательный.
Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.
С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений: лепка из глины, пластилина, теста; аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином); конструирование из бумаги (оригами); рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»; игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным); собирание пазлов; сортировка мелких предметов разных по величине, форме и материалу (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки).
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.
Для развития тактильной чувствительности у детей с задержкой психического развития необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
2.3. Развивающие игры.
Одной из форм развивающего воспитания и обучения являются развивающие игры, в которых можно выделить следующие характерные признаки:
необходимость для ребенка действовать в воображаемом плане, что ведет к развитию всех типов мышления, способности выстраивать воображаемые ситуации;
умение в игровых ситуациях ориентироваться в человеческих взаимоотношениях, т. к. игра направлена на их воспроизведение;
формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми, где игра невозможна без согласованных действий.
Все эти требования являются необходимыми в самостоятельной игре ребенка.
В качестве основного мотива для игры педагоги и психологи выделяют фантазирование. Именно оно делает ребенка независимым от разных обстоятельств, позволяет менять и модулировать роли в играх. Для успешного обучения детям необходимо не только использовать специальные средства, но и обозначить смысл своих действий. Развивающие игры позволяют ребенку посмотреть на все происходящее с точки зрения своего будущего. Это первый шаг к развитию у ребенка воображения, интеллекта, памяти, к совершенствованию личности.
Педагоги выделяют три способа построения игр:
предметно-действенный (развертывание и условные обозначения предметных действий в игре);
ролевой (ролевое поведение, связанное с обозначением и реализацией условной ролевой позиции и подчиняющее себе предметно-игровые действия, смысл которых уже определяется ролью);
сюжетный (создание сюжета, которое помогает развертывать последовательность игровых ситуаций, определяющих собой игровые роли и реализующие их действия, их обозначение и планирование).
Каждый последующий способ является более сложным по отношению к предыдущему и как бы вбирает его в себя. Каждый этап овладения способами построения игры самоценен и является мощным средством развития ребенка, формирования его личности.
2.4. Влияние цвета на психологию ребенка.
Наша повседневная жизнь окрашена в цвета. Цвета действуют как в физическом плане, так и на психическое состояние человека. Эмоции напрямую связаны с цветами, так как они оказывают непосредственное влияние на ум и тело и определяют многие из наших реакций, поэтому цветотерапия используется в терапевтических целях для коррекции энергетического дисбаланса.
Возможности цвета уникальны, каждый из нас может использовать цвета, чтобы изменить настроение или получить желаемые результаты проекта или мероприятия.
Ученые считают, что «цвет - это отличное средство управлять детьми». И вы можете применять это средство, чтобы его обучать, подталкивать и вдохновлять. Например:
Красный, оранжевый, желтый. Цвета этого спектра имеют активизирующую, возбуждающую характеристику. В психологии они считаются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу, нацеленного на взаимодействие с окружающим миром. Поэтому с такими цветами подбирают предметы, связанные с общением, взаимодействием между ребенком и взрослым или другими детьми, - они помогут в развитии социальной функции. Использование красного, желтого и оранжевого очень хорошо для вялых, апатичных и неактивных детей, у них увеличивается активность и коммуникабельность, улучшается настроение. Подобные цвета сильно привлекают внимание, способствуют запоминанию. Поэтому, если необходимо акцентировать внимание ребенка на чем-то важном, пробудить интерес – нужно сделать это красным. Однако психологи считают, что чрезмерное употребление этих цветов может вызвать сильное раздражение, агрессию, в большом количестве эти цвета утомляют и могут привести к невротическим состояниям.
Синий, голубой, фиолетовый. Эти цвета несут в себе угнетающе-успокаивающую функцию: делают менее активным любое восприятие. Они относятся к цветам интроверсии – импульсам, обращенным внутрь, сосредоточенным на внутренней закрытой жизни. Такие цвета также хорошо использовать для гиперактивных детей, чтобы нейтрализовать излишнее возбуждение.
Зеленый. Различные оттенки этого цвета успокаивают, расслабляют. Зеленый нейтрализует действие остальных цветов, помогает рассеивать негативные эмоции, приносит спокойствие и умиротворенность. В связи с этим его воздействие используют при шоках и сильных нервных потрясениях. Ученые установили, что зеленый цвет обладает снотворным действием для детей, которые в большинстве своем так не любят засыпать.
Черный, белый, серый. Эти цвета самые нейтральные, зачастую они даже трактуются как отсутствие цвета вовсе. Они редко вызывают какие-либо эмоции. Ученые считают, чрезмерное употребление нейтральных цветов может вызывать меланхолию и апатию, и даже привести к депрессии.
Глава 3. Создание развивающего коврика.
Проанализировав наиболее часто встречающиеся методики реабилитации детей с ограниченными возможностями, мною был создан развивающий коврик, с использованием которого в дальнейшем можно будет провести занятия с ребенком с ограниченными возможностями различные методы реабилитации занятий с ребенком.
Для развития тактильной стимуляции мною был сделан коврик с использование различных тканей: вязаная лицевая сторона коврика, флис и габардин – изнаночная сторона коврика. Нашитые детали коврика сделаны из: атлас, хлопок, кожа, вельвет, стеклянные и деревянные бусинки, а также сделаны объемные фигуры. (Приложение 3).
Для развития мелкой моторики (Приложение 2), сделаны задания с использованием следующих элементов коврика:
Использование шнуровки, молнии, предметов на липучках и т.д.
Использование бусинок, пуговиц.
Использование передвигающихся предметов.
Применение метода развивающих игр (Приложение 4):
Коврик сделан в виде четырех пазлов, каждый из которых размером 44*61 см, зашнурованных между собой. Сделано это было для выполнения задания «Времена года». Ребенок должен разложить части коврика в зависимости от последовательности времен года, причем каждый раз можно начинать с различного времени года.
Каждая часть коврика разработана с целью знакомства ребенка с природой, в зависимости от времени года. Для того, чтобы ребенок мог проследить как меняется природа в зависимости от времени года, например как меняется дерево весной, зимой и летом. При этом во время занятий, можно давать ребенку следующие задания (например, убрать урожай с грядок, помочь ежику собрать яблоки на зиму и т.д.), тем самым знакомить ребенка чем питаются животные, что они делают в зависимости от времени года. Например летом медведь собирает ягода (приложение 5), а зимой – он спит в берлоге.
Для изучения элементов математики, мною разработаны следующие задания:
Созданные детали, с использованием различных фигур, позволит познакомить ребенка с ними (круг, треугольник, квадрат).
Для изучения счета ребенку даются следующие задания: посчитай количество: яблок, рыбок, деревьев и т.д.
Применение цветовой гаммы в развитии ребенка: Созданный мною коврик сделан при сочетании частей агрессивных: нейтральных: успокаивающих тонов равным как 1:2:2 соответственно.
Создание частей коврика с использованием ярких тонов, для того необходимо чтобы привлечь внимание ребенка.
При разработки коврика были учтены следующие правила:
Безопасность: все мелкие детали должны быть надежно прикреплены. При создании коврика должны использоваться натуральные нити и ткани.
Привлекательность: разработанный дизайн коврика не должен быть перегружен деталями.
Логичность: каждый созданный сюжет должен соответствовать времени года. Использование стилизованных сюжетов (дерево, домик, озеро и т.д.) должны быть понятны для ребенка.
В заключении каждого занятия, необходимым стимулом для ребенка является – поощрение. Но важно не только поддержать ребенка словами: молодец, умница, у тебя уже все получается, но и совместно с ребенком поиграть в сказку. Поэтому на обратной стороне коврика я сделала стилизованный фон для игру в сказку «Репка» (Приложение 6). Эта игра, будет также включать в себя несколько способов психолого-педагогической реабилитации: сказкотерапия, знакомство с домашними животными, развитие логического мышления, памяти.
Разработанный комплекс занятий может в дальнейшем изменяться в зависимости от уровня освоения ребенком предыдущих заданий.
Заключение.
Все заболевания нервной системы в детском возрасте в той или иной степени отражаются на дальнейшем развитии ребенка, влияя на его способность познавать мир и развитие у него неспособности выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану, а будущем - ограничивая социальные контакты. Детская инвалидность - одна из острейших медико-социальных проблем современного общества, имеющая государственное значение. Многолетний опыт развитых стран убедительно доказывает, что своевременная индивидуальная коррекция нарушений у детей частично компенсирует дефект и дает возможность растущему человеку стать полноценным членом общества. Напротив, неоказание помощи ребенку-инвалиду сужает круг его интересов, общения и нарушает адаптацию в обществе.
Применение методов ранней комплексной реабилитации позволит изменить патологическое состояние ребенка, адаптировать его к жизни в обществе, развить у него несуществующие функции. Важную роль в ранней реабилитации играют методы педагогической и двигательной коррекции, направленные на развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, логического мышления. Основными принципами данной реабилитации являются: раннее начало, непрерывность, продолжительность. Поэтому с ребенком необходимо постоянно заниматься не только педагогам в реабилитационных центрах и стационарных отделениях, но и родителям в домашних условиях.
На основании изученных мною методов реабилитации создан развивающий коврик. На основе изученного материала по игротерапии мною был разработан комплекс занятий для ребенка с отклонениями в психо-речевом развитии.
Данный комплекс занятий и развивающих коврик прошел апробацию на базе реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями «Таукси» в городе Нижневартовске в течение июня - сентября 2016 года и имел положительный результат реабилитации детей с ограниченными возможностями.
В 2016 году, в «год ребенка» в Югре, нам нельзя оставаться в стороне. Поэтому положительным результатом моего труда стало не только создание развивающего коврика, но и активная позиция в проведении в своей школе среди сверстников уроков доброты, на которых я рассказала о детях с ограниченными возможностями, о необходимости толерантного отношения к ним, а также помощи и поддержки.
БИБЛИОГРАФИЯ.
Интернет сайт Департамента Здравоохранения ХМАО-Югры, раздел Здоровье (http://www.dzhmao.ru/company/zdorove-v-tsifrakh/index.php.).
Интернет статья «Роль развивающих игр в развитии способностей ребенка», интернет сайт: Учебные материалы, works.doklad.ru/view/dDMyROM4VVg/3.html.
Интернет-статья: Лечение цветом. Влияние цвете на здоровье человека, 2013 год, интернет-сайт: http://kraszdrav.su/bud-zdorov/cvetoterapiy/
Статья «Для сенсорной интеграции и моторики», автор проф. А. Шевченко, 25.08.2015 год, интернет-сайт: Речь и сенсорная интеграция, http://www.si-speech.ru/105710901072109011001080
Статья «Развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения», автор С. Кокунова, 2012 год, интернет-сайт: Социальная сеть работников образования, http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/09/27/razvitie-melkoy-motoriki-ruk-igry-i-uprazhneniya.
Статья «Реабилитация детей инвалидов», интернет-сайт Neboleem, http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/7101-reabilitacija-detej-invalidov.php
Статья: «Реабилитация. Виды реабилитации. Методы реабилитации», автор Марина Адуляе, 2015 год, интернет-сайт: FB.ru, раздел «Здоровье», b.ru/article/197486/reabilitatsiya-vidyi-reabilitatsii-metodyi-reabilitatsii.
Ткаченко Т. А. «Мелкая моторика. Гмнастика для пальчиков», М. Издательство. ЭКСМО, 2010 год.
Приложение 1.
Анализ статистических данных.
Диаграмма 1. Соотношение показателя инвалидности к общей численности детей в городе Мегионе за 2015 год.
Диаграмма 2. Статистические данные первичной детской инвалидности в промиллях за 2015 год.
Приложение 2.
Развитие мелкой моторики.
Рис. 1 Применение шнуровки на двери домика и пуговки на окне домика.
Рис. 2. Использование молнии на облаке.
Приложение 3.
Развитие тактильной чувствительности.
Рис. 3. Использование различной фактуры ткани (шерсть, флис, атлас, дерево).
Приложение 4.
Развивающие игры.
Рис. 4. Работа с овощами на грядке (счет, цвет, форма).
Рис. 5. Времена года. Весна. Игра с корабликом, который течет по ручью. Задание: Игра с утенком, который может плавать в озере, а может ходить по суши.
Задание: посчитать рыбок в пруду. Оставить в пруду две рыбки.
Рис. 6. Времена года. Осень.
Задание 1: посчитай сколько помидор на грядке, листиков, тучек на небе.
Задание 2: Разобрать, чем может питаться медведь.
Задание 3. Разобрать, что заготавливает ежик на зиму.
Задание 4. Помочь ежику собрать грибы и яблоки на зиму.
Задание 5. Осенью погода бывает переменчивой. Светит солнце, а потом из тучек идет дождь.
Задание 6. В гриб поселилась гусеница. Найди ее.
Рис. 7 Времена года. Зима.
Задание 1. Разобрать как себя ведут лесные животные зимой: лиса, ежик, медведь.
Задание 2. Наряди елку к Новому году.
Задание 3. Посчитай елки.
Задание 4. Вспомнить стихотворения о снеге. Снег спрятался в облаке. Давай сделаем так, что на снеговика пойдет снег.
Задание 5. Рассказать о снеговике, который на лыжах спешит на елку к Новому году. Он так спешил, что потерял подарок. Найди его.
Рис. 8: Времена года. Лето.
Задание 1. Рассказать о времени года – лето.
Задание 2. Посчитай количество ромашек.
Задание 3. Найди, кто живет в дереве-домике. Для этого надо расшнуровать шнуровку.
Задание 4. Под листиком спряталась божья коровка. Найди ее и посади на листик.
Задание 5. На дереве созрело 5 яблок. Давай уберем их.
Задание 6. Помоги улитки добраться до травки.
Приложение 5
Поведение животных в разные времена года.
Рис. 9 Мишка осенью запасается ягодами.
Рис. 10. Медведь зимой спит в берлоге.
Приложение 6.
Сказка «Репка»
Каждый герой прикрепляется на липучке и раскладываются по ходу сказки. На фоне коврика вышиты домашняя птица (курица с цыплятами, петух, утята). В огороде растет не только репа, но и тыква.