ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ЗИГОТНОСТИ БЛИЗНЕЦОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛИЗНЕЦОВОГО МЕТОДА ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ЗИГОТНОСТИ БЛИЗНЕЦОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЛИЗНЕЦОВОГО МЕТОДА ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Сморчков В.С. 1
1
Сморчкова Т.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Генетика человека как наука посвящена выяснению биологических основ человека как вида. Так как прямой генетический эксперимент не применим по отношению к человеку, то явление близнецовости как бы возмещает недостаток сведений в области изучения его индивидуальных особенностей. Актуальность темы:данная тема актуальна, так как близнецовые исследования позволяют оценивать влияние различных условий внешней среды на одинаковый генотип и проявления разных генотипов в одних и тех же условиях, дают ряд данных для теории биологии и открывают пути решения важных практических вопросов в области педагогики и медицины. Поэтому для решения данных вопросов необходимо точное установление типа зиготности близнецов.

Цель данной работы:

1. Определить тип зиготности близнецов, обучающихся в МКОУ Вознесеновская СОШ.

2. Выявить соотносительную роль наследственных и экзогенных факторов в формировании личностных особенностей человека с применением близнецового метода изучения наследственности.

В связи с этим, при проведении данного исследования мною были поставлены следующие задачи:

- Знакомство с литературными данными, посвящёнными данной проблеме;

- Выявление частоты встречаемости близнецов на примере МКОУ Вознесеновская СОШ;

- Исследование степени конкордантности и дискордантности близнецов;

- Определение типа зиготности близнецов;

Этапы исследовательской работы:

  1. Определение частоты встречаемости близнецов

  2. Исследование фенотипов близнецовых пар

  3. Дактилоскопический анализ пальцевых узоров

  4. Психологическая диагностика личностных качеств испытуемых

1.Близнецовый метод, как основной метод психогенетики

1.1. История становления близнецового метода

Близнецовый метод - стратегия исследования, предложенная Фрэнсисом Гальтоном в 1875 г. Он характеризуется сравнением психологических качеств монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Данный метод, основан на предпосылке, что средовое влияния, оказываемое на близнецов, имеет примерное равенство. Близнецовый метод предназначен для выявления влияния генотипа и среды на изучаемые психологические качества. При контролировании данного свойства генотипом сходство монозиготных близнецов должно быть большим, чем сходство дизиготных. Первая попытка использовать близнецов для решения проблемы «природа и воспитание» принадлежит, как уже было сказано, Френсису Гальтону, который интуитивно предугадал то, что спустя несколько десятилетий стало непререкаемой научной истиной и серьезным методом исследования. Для доказательства ведущей роли наследственности в формировании организма Гальтон использовал новый, им разработанный и введенный в науку метод близнецового анализа. Он первым различил два типа близнецов: однояйцовые и двуяйцовые. Первых в его исследовании было 35 пар. Они не различались по внешности, цвету, глаз и волос, росту, весу, силе, но различались по почерку. Признаки сходства не ослабевают с возрастом: пожилые однояйцовые близнецы похожи друг на друга, как близнецы в детстве. Они даже заболевают одними и теми же болезнями. Благодаря "близнецовому методу" ученые выявили основной круг заболеваний, которые передаются по наследству. Четко прослеживается генетическая предрасположенность при таких заболеваниях, как сахарный диабет, эпилепсия, бронхиальная астма, ревматический артрит, атеросклероз, гипертония. А еще дальнозоркость и близорукость, искривление роговой оболочки глаза, склонность к варикозному расширению вен, язве желудка и грыже (см. приложение 1) Даже аппендицит (были случаи, когда разлученные близнецы одновременно переносили операции на слепой кишке). Что же касается психологического и интеллектуального сходства, то Гальтон приводит в качестве его доказательства один анекдотический пример: два близнеца купили на день рождения друг другу в качестве подарков одинаковые бокалы для шампанского, причем один из них сделал эту покупку в Англии, а другой в Шотландии. Изучая наследственную предрасположенность к рождению близнецов, Гальтон пришел к выводу, что у родственников близнецов в два с половиной раза больше шансов стать близнецами, чем у прочих.1.2. Виды близнецов

Как известно, раз в 28 дней у женщины образуется яйцеклетка – одна. Она развивается, достигает стадии готовности к оплодотворению и, если оплодотворение не произошло, разрушается, чтобы уступить место новой яйцеклетке. При каждом половом акте к одной яйцеклетке устремляются десятки миллионов сперматозоидов. Когда одному счастливчику из этих миллионов удается проникнуть в яйцеклетку, случается то, что по справедливости считают великим таинством зарождения новой жизни.

Когда говорят о таинстве, имеют в виду высший смысл. Но наряду с этим есть немало таинственного, непонятного и на уровне биологическом. Например, почему порой образуется не одна яйцеклетка, а две или даже три, а то и четыре. Правда, очень редко. Но если они образуются и встречаются со сперматозоидами, то зарождается не одна, а две жизни (см. приложение 2). Или даже больше. Потом эти оплодотворенные клетки, как и полагается им, делятся, попадают в матку, и там каждый плод развивается самостоятельно. Им, конечно, бывает тесновато, маминой «подпитки» тоже хватает не всегда. Вот и появляются на свет разнояйцовые близнецы более слабыми и субтильными по сравнению с обычными младенцами. Но потом они, как правило, входят в норму. Считается, что оба близнеца бывают, зачаты одновременно. Процесс проследить, конечно, трудно, почти невозможно. С точки зрения генетики двуяйцевые близнецы - обычные братья и сестры. Они происходят из двух различных материнских яйцеклеток, оплодотворенных двумя различными отцовскими семенными клетками, то есть из двух различных зигот. Они отличаются от других братьев и сестер только одновременным зачатием, соседством в организме матери и, конечно, общим днем рождения.Следует указать на особые случаи зарождения двуяйцевых близнецов. Не исключено, что две яйцеклетки могут быть оплодотворены семенными клетками разных половых партнеров, если половые сношения с двумя мужчинами последовали одно за другим через короткое время.

Само собой разумеется, результат такой «двойственности событий» довольно редко обнаруживается. Ведь двуяйцевые близнецы могут выглядеть очень по-разному. Однако его нельзя не заметить, если, например, отцы относятся к разным расам. В США известен случай, когда один из двуяйцевых близнецов появился на свет с белым цветом кожи, другой - с черным. Исследования крови и диагнозы на сходство не допускали никаких сомнений: у близнецов были разные отцы. Рождение однояйцовых близнецов окружено еще большими загадками. Как же это происходит? Схема зачатия вполне стандартна (см. приложение 2): одна яйцеклетка плюс один сперматозоид. Но скоро после обычного таинства происходит еще одно, совсем загадочное: зародыш, уже прошедший определенные этапы формирования, вдруг расщепляется на две абсолютно идентичные половинки. Почему происходит такое расщепление, объяснить пока не может никто. Это таинство зарождения двух жизней. Если расщепление случилось в первые пять дней после зачатия, то развитие обоих плодов происходит подобно тому, как оно идет у двуяйцевых близнецов - у каждого своя плацента и т.д. Если расщепление произошло на пятый - седьмой день, то плацента на двоих одна и сходство у детей будет полным. Однояйцевые близнецы всегда однополые, у них полностью совпадают факторы сыворотки и группы крови, признаки физического строения и функции организма.

1.3.Частота встречаемости близнецов

Является ли рождение близнецов редкостью? С точки зрения повседневных наблюдений это, вероятно, так. Но количество близнецов в мире исчисляется миллионами. Близнецовая статистика располагает интересными данными, на основе которых могут быть построены гипотезы относительно происхождения близнецов. В настоящее время в среднем на каждые 100 родов в мире приходится одно рождение близнецов. Можно предположить, что в 80-е годы на земле проживает около 50 миллионов пар близнецов. Внушительная цифра!

Приблизительно одну треть всех близнецов составляют однояйцевые (ОБ), две трети — двуяйцевые (ДБ). Распределение по полу почти равномерное. Между различными народами, регионами и расами статистика обнаруживает заметные расхождения. Процент однояйцевых близнецов, за исключением африканских популяций, колеблется незначительно. Из 300 рождений можно рассчитывать на одно рождение однояйцевых близнецов. Таким образом, еще не до конца выясненный причинный фактор появления на свет однояйцевых близнецов следует оценить как довольно постоянный. Очевидно, это явление почти не подвержено влияниям окружающей среды. Совсем по-другому дело обстоит с двуяйцевыми близнецами. На 10 000 рождений в Японии, например, приходится только 23 пары двуяйцевых близнецов, тогда как в Нигерии — 400, то есть в 17 раз больше. Низкий процент двуяйцевых близнецов также в Китае и Индии. Это указывает на принципиально иной вид происхождения двуяйцевых близнецов и может свидетельствовать о реальном воздействии окружающей среды. Следовательно, большие колебания в частоте рождений близнецов происходят почти исключительно за счет двуяйцевых. Однако еще предстоит выяснить, насколько это обусловлено принадлежностью к определенной расе. Многое говорит скорее в пользу влияния таких факторов, как климат, питание и др. Количество двуяйцевых близнецов среди цветного населения США, например, намного ближе к их количеству среди белого населения, чем среди родственного по расе населения Африки. Значительные различия в рождении двуяйцевых близнецов между Данией, Италией и Испанией также можно объяснить экологическими факторами. Сильно отклоняется от средних величин частота рождений двуяйцевых близнецов в Румынии — 2,74%. В Италии установлены значительные региональные различия даже внутри страны: снижение количества двуяйцевых близнецов с севера на юг. В то время как для Северной Италии количество двуяйцевых близнецов составляет 1,8%, в центральных районах оно равняется 1,2%, а на Юге — только 0,8%. Можно наблюдать сезонные колебания в рождении двуяйцевых близнецов в Финляндии. Двуяйцевые близнецы рождаются там чаще весной, то есть зачатие их происходит в летние месяцы. Так как это особенно часто случается в самой северной части страны, в Лапландии, то существует предположение, что длинные солнечные дни стимулируют производство гормонов и приводят к множественной овуляции у женщин. Однако в других странах такие явления установить не удалось. Эти результаты убедительно говорят в пользу гипотезы о преимущественно экологической обусловленности различий по рождению двуяйцевых близнецов между народами и расами. Снижение рождений двуяйцевых близнецов в Германии в последние десятилетия тоже может быть объяснено влиянием окружающей среды, а не генетическими факторами. Так, в старших возрастных группах двуяйцевые близнецы встречаются чаще. Процент рождений близнецов в течение десятилетий непрерывно снижается. По медицинской статистике, в Москве за 1956—1973 гг. рождаемость близнецов также снижалась (см. приложение №3). Чем объясняется это явление, до настоящего времени еще окончательно не выявлено. Результаты некоторых исследований указывают на взаимосвязь с процессом акселерации. Наблюдаемое уже несколько десятилетий интенсивное ускорение роста и изменение развития у детей и подростков, безусловно, предполагают значительную перестройку всей гормональной системы. Это сильно влияет на генеративные процессы созревания. Вполне возможны воздействия на гормональную сферу молодых женщин, которые имеют тенденцию к снижению множественных овуляций.

  1.  
    1. Методы изучения близнецов

Близнецы - это не только удивительное явление природы и уникальная модель для научных исследований генетических проблем в различных областях знания, При изучении близнецов используются несколько методов. Коротко остановимся на важнейших из них.

Сравнение однояйцевых близнецов между собой (внутрипарное сравнение). Предпосылкой для сравнения однояйцевых близнецов между собой по определенным физическим или психическим признакам является их генетическая идентичность, то есть наличие у них одинакового наследственного потенциала. Поэтому все различия между ними должны объясняться воздействиями внешней среды в самом широком смысле слова.

Если речь идет о физических признаках, то, прежде всего, следует иметь в виду течение беременности, влияние родовых травм, питание, болезни и др., различия же в психических проявлениях обусловлены, прежде всего, влиянием окружающей среды. Если происхождение различного выражения одних и тех же признаков можно объяснить воздействиями внешней среды, то с одинаково выраженными признаками дело обстоит не так однозначно. В принципе, при оценке этих признаков у однояйцевых близнецов следует исходить из диалектического взаимодействия генетических факторов и факторов окружающей среды. Особенно это относится к рассмотрению психических признаков. Этот методический вариант особенно часто используется в медицине.

Экспериментальное сравнение однояйцевых близнецов. Такое исследование выходит за пределы простого сравнения близнецов. Здесь речь идет о классическом эксперименте по организации его проведения и целеустановке. В то время как один близнец подвергается определенным экспериментальным воздействиям (программа тренировки, специальный метод преподавания или обучения, прием лекарственных средств или других препаратов), другой освобождается от этого. Следовательно, один из близнецов является испытуемым в эксперименте, другой служит контрольным лицом. Отсюда название - контрольно-близнецовый метод.

Первыми этот метод в 1929 г. применили американские психологи Гезелл и Томпсон. Одного близнеца тренировали в подъеме по лестнице в возрасте 46-52 недель, другого – 53-54 недель. Ожидаемый рывок вперед у первого, правда, был зафиксирован, но уже на 55-й неделе второй его догнал.

Позднее было исследовано развитие других моторных навыков, методов запоминания, запечатления и воспроизведения содержания памяти, обучения чтению. Совершенно очевидно, что получить генетическую идентичность экспериментальной и контрольной группы можно, только сравнивая однояйцовых близнецов. Никаким другим путем этого достигнуть нельзя. Такие эксперименты имеют большое значение для медицины, психологии, педагогики.

Сравнение однояйцевых близнецов с двуяйцевыми. Этот метод важен, прежде всего, для психологии, так как сравнения только однояйцовых пар бывает недостаточно при постановке большинства психологических вопросов. Ученые, исходя из того, что однояйцевые близнецы, как и двуяйцовые близнецы, с первого дня жизни растут в относительно одинаковых условиях, выясняют, например, имеют ли пары однояйцевых близнецов по тем или иным признакам большее сходство, чем пары двуяйцевых близнецов. Раньше это просто приписывалось действию наследственных факторов. Но, как уже подчеркивалось выше, у однояйцевых близнецов и двуяйцевых близнецов не существует в равной степени одинаковой окружающей среды. Воспитатели и партнеры по контактам сильнее побуждают однояйцевых близнецов к идентичному поведению, чем двуяйцевых. Чтобы делать выводы о наследственных факторах, надо исключить такие воздействия социальной среды.

Сравнение близнецов с другими братьями и сестрами. Привлечение к исследованиям других братьев и сестер - не близнецов - может иметь также значительную научную ценность. Двуяйцевые близнецы генетически похожи между собой не больше, чем другие дети в семье. Схожесть их интересов, установок, способностей, совпадения в мышлении и поведении можно объяснить отсутствием возрастной разницы в несколько лет, одинаковыми условиями внешней среды с первого дня жизни. Сравнивая близнецов в такой ситуации, можно проанализировать влияние внешней среды на формирование и развитие личности человека.

Сравнение однояйцевых близнецов, выросших раздельно, с выросшими вместе. Это в высшей степени интересный аспект в изучении близнецов. Разлученные в раннем детстве и выросшие в разных семьях или детских домах однояйцовые близнецы по многим личностным признакам развиваются различно и тем самым отличаются от близнецов, выросших вместе. Заметные различия у раздельно выросших генетически идентичных пар однояйцевых близнецов возникают исключительно за счет влияний среды.

2. Использование близнецового метода в обследовании обучающихся в МКОУ Вознесеновская СОШ.

2.1 Определение частоты встречаемости близнецов

Важной задачей моего исследования было определение частоты встречаемости близнецов в повседневной жизни. Статистически достоверно зафиксировано, что на каждые 100 родов приходятся одни близнецовые, а среди близнецевых родов ровно одна треть приходится на рождение однояйцевых близнецов. На каждые 130 рождений близнецов – одна тройня, на два миллиона обычных родов – одна четверня. Наибольшее число рождений разнояйцевых близнецов наблюдается у матерей в возрасте 35 – 40 лет. В то же время частота рождения однояйцевых близнецов не зависит от возраста матери и сохраняется в течение всего детородного периода примерно на одном уровне с вероятностью 0,3%. Теоретические сведения подтверждаются данными родильного дома г. Лиски за 2009 год (см. таблицу № 1).

Таблица №1

Общее количество новорождённых

Количество близнецов

Пол

женский

мужской

1140

12

8

4

Так же я выяснил, что в МКОУ Вознесеновская СОШ обучается 104 человек. Среди них выявлено 2 близнецевые пары. Данные наглядно представлены в таблице №2:

Таблица № 2

Общее количество обучающихся

Количество близнецов

Пол

женский

мужской

104 чел.

4

4

0

Используя полученные данные, я рассчитал частоту встречаемости близнецов. Она составила 0,04.

2.2. Определение степени конкордантности и дискордантности близнецов. 2.2.1.Исследование фенотипов близнецов

Следующим этапом моего исследования было установление степени конкордантности (сходства) или дискордантности (несходства) близнецов по различным признакам. В качестве испытуемых были использованы ученики 9 класса Красиковы Кристина и Виктория и ученицы 7 класса Попова Анна и Мария. Так как известно, что фенотип - это совокупность свойств и признаков организма, которые формируются в результате взаимодействия генотипа особи и окружающей среды, то исследование фенотипов близнецов позволяет оценить роль среды в реализации генетической информации, а так же определить тип зиготности близнецов. Исследователями (Е. Вейтц, Н. Сименс, О. Фершуер) был разработан простой, удобный и сравнительно надежный метод идентификации однояйцевых и двуяйцевых близнецов, основанный на сравнении определенных физических признаков, которые в высокой степени наследственно обусловлены. Так называемый полисимптоматический диагноз сходства исходит из таких физических признаков, как цвет глаз, цвет и качество волос, оттенок кожи, веснушки, форма носа, губ, ушей, расположение зубов, группа крови. При сравнении учитываются также размеры тела, например рост, вес, объем черепа и др. Однако у однояйцовых близнецов эти признаки могут не совпадать. Чем сильнее совпадают признаки у пары близнецов, тем больше вероятность, что это однояйцовые близнецы. Большой интерес для меня вызвало исследование фенотипов близнецовых пар (см.приложение 4). Результаты исследования представлены в таблицах.

Таблица №3 «Исследование фенотипов учащихся 9 класса Красиковых Кристины и Виктории»

Признак

Красикова Кристина

Красикова Виктория

Дата рождения

19.03.1999

19.03.1999

Рост при рождении

50см

53 см

Вес при рождении

3 кг 500 г

2 кг 800 г

Рост

162 см

164 см

Вес

57 кг

58 кг

Объём грудной клетки

76 см

77 см

Телосложение

Нормостеник

Нормостеник

Доминирующая рука

Правша

Правша

Веснушки

Не имеются

Не имеются

Цвет глаз

Голубой

Карий

Цвет волос

Тёмно - русый

Русый

Качество волос

Прямые

Прямые

Форма носа

Прямой

Прямой

Расположение зубов

Ровный зубной ряд

Не ровный зубной ряд

Мочка уха

Сросшаяся

Свободная

Группа крови

II (+)

I (+)

Таблица №4 « Исследование фенотипов учащихся 6 класса Поповых Анны и Марии»

Признак

Попова Анна

Попова Мария

Дата рождения

16.11.2002

16.11.2002

Рост при рождении

50 см

51 см

Вес при рождении

2 кг 650 г

2 кг 800 г

Рост

150 см

152 см

Вес

42 кг

43 кг

Объём грудной клетки

77 см

82 см

Телосложение

Нормостеник

Нормостеник

Доминирующая рука

Правша

Правша

Веснушки

Имеются

Имеются

Цвет глаз

Карие

Карие

Цвет волос

Тёмно - русый

Тёмно-русый

Качество волос

Прямые

Прямые

Форма носа

Прямой

Прямой

Расположение зубов

Ровный зубной ряд

Ровный зубной ряд

Мочка уха

Свободная

Свободная

Группа крови

I (+)

I (+)

Надежность диагноза повышается с увеличением числа включенных в анализ признаков. Чем большее количество признаков совпадает, тем больше вероятность, что это однояйцевые близнецы. Пары однояйцевых близнецов почти в 100% случаев имеют одинаковый цвет волос и глаз и одинаковую форму губ. Однако и более 60% пар двуяйцовых близнецов имеют совершенно похожую форму губ, около 20-30% - одинаковый цвет глаз и примерно 10-20% - одинаковый цвет волос. Исследования фенотипов данных пар близнецов показало, что степень конкордантности близнецовой пары Поповых больше, чем Красиковых, которые имеют отличия по нескольким наследственным признакам (наличие и отсутствие веснушек, особенности мочки уха, зубного ряда). Следовательно, по предварительным прогнозам, близнецов Красиковых можно отнести к дизиготным, т.е. двуяйцевым близнецам, а близнецовая пара Поповых является монозиготной.

2.2.2. Дактилоскопические исследования

Для точного определения характера зиготности я решил провести дактилоскопические исследования.

Дерматоглифика – наука, изучающая особенности пальцевых узоров, которые наследуются и не изменяются с течением жизни. Известно, что существует три типа пальцевых узоров: петли ульнарные (U) и радиальные (R), арки (A), завитки (W). С целью изучения пальцевых узоров я провел дактилоскопический анализ, результаты которого представлены в приложении 5, 6.

Проведённое мной исследование показало, что близнецы имеют высокую степень схожести пальцевых узоров, так как данная особенность обусловлена генетически. Однако у близнецов Поповых пальцевые узоры обнаруживают наибольшее сходство. В ходе проведённых исследований я пришёл к выводу, что из выбранных для обследования близнецовых пар наибольшую степень конкордантности обнаруживают близнецы Поповы. Следует предположить, что данная пара близнецов является монозиготной. Специалисты считают, что при научно проведенном полисимптоматическом диагнозе сходства можно правильно определить близнецовый тип, по меньшей мере, в 96% случаев. Установление типа зиготности очень важно для дальнейшего изучения и позволяет приступить к решению многочисленных для науки проблем, например к изучению наследственности, в заболеваниях или физических признаков здоровья. Знание своего близнецового типа представляет для близнецов не только моральную ценность, но может иметь чисто практическое значение. Например, при внезапно развившемся заболевании или при тяжелых несчастных случаях однояйцовые близнецы могут без всякого риска помочь друг другу в качестве доноров.

2.2.3. Психологические исследования личностных особенностей близнецов Исследования ученых внесли достаточную ясность в проблему наследования способностей и других свойств психики человека, показав преимущественное значение воспитания и обучения в сложном взаимодействии наследственных и средовых влияний. Метод близнецового анализа используется в психологии и педагогической практике, когда возникает необходимость проверить эффективность воздействия на человека определенной психологической ситуации или того или иного педагогического приема. С целью изучения влияния среды на проявление наследственных признаков, я провел психологические обследования наиболее интересной для меня близнецовой пары Поповых Анны и Марии. Для выявления индивидуальных качеств обследуемых я провела тест «Опросник Айзенка» (см. приложение 7). В ходе обследования выяснилось, что девочки имеют разные психологические особенности. Анна является экстравертом. Она общительна, доверчива, импульсивна, активна в поведении, более жизнерадостна. Этот ребёнок меньше подвержен эмоциональным срывам, не так зависим от расположения других людей, особенно взрослых. Следует отметить, что ответы Анны не всегда были правдивы. Она старалась показать себя с лучшей стороны. По темпераменту она является сангвиником, а согласно проведённому теппинг - тесту (Ильин, 1981 г) обладает ровным типом нервной системы. Мария обладает смешанным типом темперамента, у неё проявляются черты, как холерика, так и меланхолика. Она интроверт: более закрыта, труднее налаживает контакт с незнакомыми людьми, неуверенна, застенчива. Зато при контактах с близкими людьми старается показать себя с лучшей стороны. Мария эмоционально неустойчива, ранима, трудно справляется с отрицательными эмоциями. Обладает средне – слабым типом нервной системы. Близнецы Поповы довольно сильно отличаются в интеллектуальных способностях. При проведении теста «Пиктограмма» оказалось, что у Анны стандартное (шаблонное) мышление, которое компенсируется хорошей механической памятью. Она способна правильно организовать учебную деятельность, что подтверждается хорошими показателями успеваемости. У Марии, напротив, развито образное мышление и более низкий уровень организации, а отсюда более низкие показатели успеваемости, чем у сестры (см. приложение 8). Кроме того, в ответах задач на мышление у девочек были небольшие различия (Мария отгадала 8 слов, а Анна– 7). Для исследования личностных особенностей детей им был предложен тест «Несуществующее животное». Анализ работы Анны показал, что у неё имеет место завышенная самооценка, притязание на лидерство, уверенность, агрессивность. У Марии самооценка адекватна, наблюдается скрытая агрессия, неуверенность, тревожность. В ходе исследования выяснилось, что, не взирая на большое физическое сходство, близнецы обнаруживают некоторые психологические отличия, причины которых мне стали более ясны из анализа анкеты мамы близнецов Поповой Оксаны Юрьевны (см. приложение 9) По мнению мамы, её близнецы имеют большое внешнее сходство. Не смотря на то, что они родились с различной массой тела, к одному году они были абсолютно одинаковы по росту и весу. У них почти одновременно в 5,5 месяцев прорезались зубы, в 8, 5 месяцев они начали ходить. Позже, чем обычные дети, начали говорить (в два года), хотя очень рано начали общаться между собой на «своём языке». Это ещё раз подтверждает то, что для близнецов характерна криптофазия (близнецовая речь). Они очень любят проводить время вместе. Их путают учителя, близкие родственники и даже папа. Близнецы очень привязаны друг к другу, учатся в одном классе, носят одинаковую одежду, подражают друг другу, имеют одинаковые увлечения. У сестёр отсутствует конкуренция. Они, скорее «союзники», чем «противники». Эта психологическая особенность так же подтверждает то, что они являются монозиготными близнецами. Однако, несмотря на множество сходных особенностей, близнецы отличаются по характеру, поведению, вкусовым пристрастиям. Анна является старшей. По мнению мамы, она более покладистая, любит добиваться успеха, лучше учится, более коммуникабельная, часто принимает решения за сестру, контролирует её, диктует правила игры, налаживает контакты с окружающими. Мария более упрямая, резкая, вспыльчивая, однако более зависима от сестры, менее общительна. Одной из причин различий в поведении детей может быть связано с установкой взрослых. Сама мама говорит о том, что часто напоминает Анне: «Ты старшая, ты должна помогать Марии, ты за неё отвечаешь». На основании полученных результатов исследования я пришёл к выводу, что на наследование способностей и других свойств психики человека большое влияние оказывает воспитание и образование, поэтому психологические характеристики монозиготных близнецов могут отличаться.

Заключение

Весь окружающий нас мир живых систем организован и существует по определенным законам, на основе единых принципов, важнейшими из которых являются непрерывность и цикличность их развития. Человек как живая система и как компонент среды должен рассматриваться во взаимодействии с ней, поэтому при изучении его индивидуального развития важным звеном является познание его биологической и социальной сущности. Наиболее адекватным для решения этой задачи является близнецовый метод генетики. Применение близнецового метода генетики даёт возможность для более глубокого проникновения в природу закономерностей проявления индивидуальности человека, выявляет соотносительную роль наследственных и экзогенных факторов в формировании личностных особенностей человека.

В результате проведённых исследований я пришёл к следующим выводам:

1. Степень конкордантности монозиготных близнецов выше, чем дизиготных.

2. Близнецы Красиковы являются дизиготными близнецами.

3. Близнецовая пара Поповых монозиготна.

4. Определение типа зиготности необходимо для адекватной оценки влияния внешней среды на генотип, а так же имеет личностное значение.

5. Психологические характеристики монозиготных близнецов имеют свои индивидуальные особенности, так как на их проявление оказывает большое влияние воспитание и образование.

Список использованных источников и литературы

  1. Айзенк Г.Ю. Проверь свои способности. Пер. с англ. А.Лука и И.Хорола, 1994

  2. Акимушкин И.И. Занимательная биология. М.: «Молодая гвардия», 1989

  3. Ауэрбах Ш. Наследственность. Пер. с англ. М.: «Атомиздат», 1986

  4. Биология. Энциклопедия для детей. Т. 2. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: «Аванта+», 1996

  5. Будь здоров! Ежемесячный журнал №11 (77), ноябрь, 1999, Издательство: ЗАО «Шенкман и сыновья»

  6. Дубинин Н.П. Общая генетика. М: «Наука», 1976

  7. Иллингворт Р. «Здоровый ребенок» – глава 2. Пер. с англ. М.: «Медицина», 1997

  8. Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. Пер. с англ. М.: «Медицина», 1994

  9. Киселева З.С., Мягкова А.Н. Генетика. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 10 кл. М.: «Просвещение», 1991

  10. Конюхов Б.В., Пашин Ю.В. Наследственность человека. М.: «Медицина», 1986

  11. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. «Биология человека. В таблицах и схемах». М.: «Издат-школа 2000», 1999

  12. Твоё здоровье. Журнал №3, 1989, издательство: «Знание»

  13. Человек. Энциклопедия для детей. Т. 18. Ч. 1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым. – М.: «Аванта+», 2001

  14. Фридрих Вальтер. Пер. с нем. Черновой Г.С. М: «Прогресс», 1985

Приложение 1

Генотипическая предрасположенность к различным заболеваниям у монозиготных и дизиготных близнецов.

Аномалии или заболевания у одного из близнецов

Количество случаев тех же аномалий или заболеваний у другого близнеца, %

Монозиготные близнецы

Дизиготные близнецы

Косолапость

32

3

Скарлатина

64

47

Туберкулез

74

28

Рахит

88

22

Корь

95

87

Приложение 2

  1. Оплодотворение разнояйцевых близнецов

(ложных близнецов)

Два сперматозоида оплодотворяют две яйцеклетки. Каждый плод имеет свою плодную оболочку и отдельную плаценту. Ложные близнецы могут быть либо двумя мальчиками, либо двумя девочками, либо мальчиком и девочкой, но в любом случае они будут похоже друг на друга не больше, чем обычные братья и сестры.

2. Оплодотворение однояйцевых близнецов

(двойняшек, или истинных близнецов)

Сперматозоид оплодотворяет одну клетку, это единственное яйцо делится надвое – происходит зачатие двух истинных близнецов (либо мальчиков, либо девочек), необычайно похожих друг на друга. Каждый плод имеет свою оболочку (иногда общую для двоих) и общую, как правило, плаценту.

Приложение 3

Рождение близнецов в Москве (%)

Год

Всего от общего количества

1956

1,19

1960

1,08

1964

1,04

1968

0,83

1972

0,78

1973

0,78

Приложение 4

Исследование фенотипов близнецов

Красиковы Кристины и Виктории

Поповы Анны и Марии

Приложение 5

Пальцевые узоры Красиковых Кристины и Виктории

Правая рука

Левая рука

Имя

Кристина

Имя

Виктория

Имя

Кристина

Имя

Виктория

Мизинец

U

Мизинец

U

Мизинец

U

Мизинец

U

Безымянный палец

U

Безымянный палец

U

Безымянный палец

A

Безымянный палец

U

Средний палец

A

Средний палец

A

Средний палец

A

Средний палец

A

Указательный палец

A

Указательный палец

A

Указательный палец

U

Указательный палец

U

Большой палец

U

Большой палец

U

Большой палец

A

Большой палец

A

Приложение 6

Пальцевые узоры Поповых Анны и Марии

Правая рука

Левая рука

Имя

Мария

Имя

Анна

Имя

Мария

Имя

Анна

Мизинец

U

Мизинец

U

Мизинец

U

Мизинец

U

Безымянный палец

W

Безымянный палец

W

Безымянный палец

U

Безымянный палец

U

Средний палец

U

Средний палец

U

Средний палец

U

Средний палец

U

Указательный палец

W

Указательный палец

W

Указательный палец

W

Указательный палец

W

Большой палец

U

Большой палец

U

Большой палец

U

Большой палец

U

Приложение 7

Ответы Анны на опросник Айзенка:

1. да

11. да

21. нет

31. да

41. нет

51. нет

2. да

12. нет

22. да

32. да

42. нет

52. нет

3. нет

13. нет

23. нет

33. да

43. да

53. нет

4. да

14. нет

24. да

34. нет

44. нет

54. да

5. нет

15. да

25. нет

35. да

45. нет

55. нет

6. нет

16. да

26. да

36. нет

46. да

56. да

7. нет

17. да

27. да

37. нет

47. нет

57. нет

8. нет

18. да

28. нет

38. нет

48. нет

58.да

9. нет

19. да

29. нет

39. нет

49. нет

59.нет

10. нет

20. да

30. нет

40. нет

50. да

60.нет

Экстраверсия: 13

Нейротизм: 8

Темперамент: Сангвиник

Ответы Марии на опросник Айзенка:

1. да

11. нет

21. да

31. нет

41. да

51. да

2. да

12. да

22. нет

32. да

42. нет

52. нет

3. нет

13. нет

23. да

33. да

43. да

53. нет

4. да

14. нет

24. нет

34. да

44. да

54. да

5. нет

15. да

25. нет

35. да

45. нет

55. да

6. нет

16. да

26. нет

36. нет

46. нет

56. да

7. да

17. да

27. да

37. да

47. да

57. да

8. да

18. да

28. да

38. нет

48. да

58. да

9. нет

19. нет

29. да

39. да

49. да

59. да

10. да

20. да

30. да

40. нет

50. да

60. нет

Экстраверсия: 10

Нейротизм:17

Темперамент: смешанный тип темперамента между меланхоликом и холериком

Приложение 8

Успеваемость Поповых Анны и Марии

Предмет

Оценки Марии за 6 класс

Оценки Анны за 6 класс

Оценки Марии за 7 класс

Оценки Анны за 7 класс

Русский язык

3

3

3

4

Литература

5

4

4

5

Английский язык

4

4

4

4

Математика

3

4

3

4

Информатика

4

4

4

4

История

4

4

4

5

Обществознание

4

4

4

4

Биология

4

4

4

4

География

4

4

4

4

Физика

-

-

4

4

Искусство (изо)

4

5

4

5

Искусство (музыка)

4

5

5

5

Физкультура

4

5

4

5

Технология

5

5

5

5

Приложение 9

Анкета

  1. Имеют ли близнецы одинаковый цвет волос? 1. Да 2. Нет

  2. Имеют ли близнецы одинаковый цвет глаз? 1. Да 2. Нет

  3. Очень ли похожи у близнецов зубы и их расположение? 1. Да 2. Нет 3. Я точно не знаю

  4. Путают ли близнецов их друзья? 1. Да 2. Нет 3. Я не знаю

  5. Путают ли близнецов учителя? 1. Да 2. Нет 3. Я не знаю

  6. Путают ли близнецов близкие родственники или хорошие знакомые семьи? 1. Да 2. Нет 3. Я не знаю

  7. Путает или путал близнецов Ваш супруг? 1. Это и сейчас еще часто бывает 2. Это и сейчас еще иногда случается 3. Это случалось примерно до ... месяцев/ лет 4. Можно считать, что этого никогда не было

  8. Путаете или путали близнецов Вы сами? 1. Это еще и сейчас часто бывает 2. Это еще и сейчас иногда случается 3. Это случалось примерно до ... месяцев/ лет 4. Можно считать, что этого никогда не было

  9. Похожи ли Ваши близнецы внешне (лицо, фигура)? 1. Точно так же, как два зеркальных отражения 2. Почти как два зеркальных отражения 3. Не больше, чем обычные братья и сестры 4. Они очень разные.

  10. Если близнецы похожи так, что их можно спутать, как Вы их различаете? 1. Физические признаки 2. Другие признаки. По поведению

  11. По каким признакам близнецы особенно похожи? 1. Физические признаки 2. Другие признаки.

  12. Когда вы отдавали близнецов в школу, возникал ли вопрос о том, что нужно отдать их в разные классы? Хотели ли близнецы «разъединиться» и учиться в разных классах или даже школах? Нет

  13. Вы одеваете ваших близнецов в одинаковую одежду? Если да, то всегда ли они переодеваются вместе? Если нет, то, как они объясняют своё желание носить разные вещи? Переодеваются всегда в одну одежду, не любят отличаться

  14. Какие внешкольные увлечения у ваших близнецов? Они увлекаются одним и тем же или у них разное хобби? Любят петь и рисовать

  15. Близнецы проводят каникулы вместе? Или они разъезжаются в разные места отдыха? Как они это объясняют? Отдыхают всегда вместе, скучают друг без друга

  16. Доминирует ли кто-то из близнецов или они общаются на равных? Если да, то кто?

Анна следит за успеваемостью сестры, дома общаются на равных

  1. Кому подражали близнецы в детстве? Маме? Папе? Бабушке? Старшей (-му) сестре/брату? Друг другу?

  2. Какие вкусовые пристрастия наблюдаются у близнецов? Одинаковы ли они (пристрастия)? Да одинаковы, любят сладкое

  3. Какие школьные предметы предпочитают близнецы? Совпадают ли их вкусы? Анне нравится русский язык, биология, Мария увлекается рисованием

  4. Одновременно ли происходило прорезывание зубов? Одновременно, в 5,5 месяцев

  5. Когда близнецы начали ходить? Одновременно, в 8,5 месяцев

  6. Когда близнецы начали говорить? Общались на своём языке, с двух лет начали говорить понятно для окружающих

  7. Как изменялась масса тела близнецов? При рождении масса тела Анны3 кг 650 г, Марии – 2 кг 800 г. К одному году вес близнецов составлял 11 кг. К семи годам вес и рост близнецов был одинаков.

Просмотров работы: 4132