"КАК ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ СРЕЗАННЫМ ЦВЕТАМ"

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"КАК ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ СРЕЗАННЫМ ЦВЕТАМ"

Юдинцева Е.Г. 1
1МАОУ Школа №38 ГО г. Уфа РБ
Гайнетдинова Т.Н. 1
1МАОУ Школа №38 ГО г. Уфа РБ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Цветы играют важную роль в жизни людей с древнейших времен. Свидетельства этого мы находим в мифах и фольклоре. Одни цветы используются как источник пищи, другие нашли свое широкое применение в медицине. Но самое важное применение цветов – это эстетическое наслаждение. Цветы обладают способностью вызывать эмоциональный отклик в человеческой душе. Не зря люди, если испытывают трудность в выражении словами своих чувств, пытаются выразить их при помощи букета цветов.

Этим летом мне посчастливилось побывать на необычном празднике в Парке им. М. Гафури. В этот день парк превратился в сказочный город, который населяли герои детских мультфильмов и книг (рис.1). А сделаны они были из живых цветов! Как было бы замечательно любоваться цветочными композициями долгое время!

Но, к сожалению, большинство красивоцветущих растений с трудом может продержаться в вазе в течение 3-4 дней, после того, как их срезали. Мне стало интересно, есть ли какие-то секреты, которые помогут продлить жизнь срезанным цветам и позволят им радовать нас дольше?

Цель моей работы: изучить, насколько эффективно могут влиять домашние и специальные средства на сохранение свежести срезанных цветов и найти действенный способ продления жизни срезанным цветам.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. познакомиться со строением растений;

  2. выяснить, как вода движется по растениям;

  3. узнать об основных проблемах, которые возникают у цветов после срезки;

  4. изучить и проанализировать информацию о методах сохранения срезанных цветов;

  5. проверить опытным путем, какие средства и способы являются действенными и продлевают жизнь срезанным цветам.

Гипотеза: предполагаем, что время жизни срезанных цветов полностью зависит от средств и способов ухода за ними.

Объектом моего исследования являются срезанные цветы – розы.

Предмет исследования: средства и способы продления жизни срезанных цветов.

Методы исследования:

  1. подбор и анализ литературных источников;

  2. посещение цветочного магазина и консультация профессионального флориста;

  3. социологический опрос;

  4. эксперимент по выявлению лучшей добавки для срезанных роз;

  5. анализ полученных результатов.

Актуальность: Интересные современные цветочные композиции преображают каждое помещение, делают любое событие незабываемым, создают атмосферу праздника. Цветы – важный подарок. Люди дарят цветы от всей души, чтобы выразить свои эмоции, передать то прекрасное, что не передать словами. Продлевая жизнь срезанным цветам, мы сохраняем частичку теплоты, подаренную нам друзьями и близкими.

  1. Глава 1. Строение растений

  2. 1.1 Органы растений

    1. Основными органами растения являются корни, стебель и листья (рис.2). Важными органами, предназначенными для размножения, являются цветки, плоды и семена.

  3. Лист — это «волшебная фабрика», где под действием солнечных лучей происходит превращение воды и углекислого газа в органические вещества – этот процесс называется фотосинтез. Помимо этого лист дышит, испаряет воду.

  4. Корень снабжает растение водой и минеральными солями. Корень закрепляет растение в почве, помогает ему противостоять ветрам и бурям.

Стебель — основной осевой орган растения. В жизни растений стебель выполняет разные функции:

  1. - проводит воду с растворами минеральных солей от корня к листьям и отводит образующиеся в них органические вещества. Проводящая– главная функция стебля;

  2. - стебель служит опорой растению. Опорная– другая важная функция стебля;

  3. - в стебле могут откладываться запасные питательные вещества. В этом проявляется запасающаяфункция стебля;

  4. - с помощью стебля побег выносит свои листья и почки к свету в ходе роста растения. В этом проявляются важная осеваяфункция стебля и функция роста.

  5. Все эти функции стебель выполняет посредством проводящих, механических и запасающих образовательных тканей.

  6. 1.2 Ткани растений

Растения состоят из клеток. Каждая клетка состоит из цитоплазмы, ядра, вакуолей и оболочки (рис.3).

Не все клетки растений одинаковы по своему строению и форме. Одни, из них имеют одинаковые размеры по всем направлениям, другие сильно вытянуты. У одних клеток оболочка тонкая, нежная, у других — очень толстая, грубая. Клетки, которые имеют одинаковое строение и выполняют определенные функции, располагаются в растении рядом и образуют различные ткани.

Ткани растения бывают образовательные и постоянные.

Образовательная ткань состоит из клеток, которые способны делиться в течение всей жизни растения. Благодаря делению они образуют множество новых клеток, обеспечивая тем самым рост растения в длину и толщину.

Постоянные ткани — покровные, основные, механические, проводящие и выделительные.

Покровная ткань защищает все органы растения от высыхания, перегрева и от механических повреждений.

Основная ткань выполняет такие функции в организме растения, как создание и накопление веществ.

Механическая ткань образована клетками с очень прочными оболочками. Благодаря этой ткани растения могут противостоять большим механическим нагрузкам.

У любого организма в процессе его жизнедеятельности образуются различные побочные продукты, выделения. Клетки, которые накапливают выделения, образуютвыделительные ткани. Сами такие клетки обречены на гибель по мере своего заполнения выделяемым веществом.

Проводящая ткань осуществляет передвижение растворенных питательных веществ по растению. У растений есть два типа сосудов (рис.4).

Ксилема – это сосуды, которые передают воду и питательные вещества от корней к листьям. И флоэма - это сосуды, которые передают питательные вещества от листьев к корням. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра.

Я воспользовалась микроскопом и рассмотрела поперечный срез стебля розы (рис.5).

Я убедилась, действительно, внутри стебель розы имеет множество сосудов, по которым вода и питательные вещества поступают к корням и листьям (рис.6).

1.3 Эксперимент «Движение воды по сосудам растения»

А для того чтобы увидеть, как вода движется по сосудам растения я провела небольшой эксперимент. Для этого мне потребовались следующие материалы (рис.7): белая кустовая хризантема, стеклянная пробирка с водой, пищевой краситель синего цвета.

В стеклянную пробирку с водой я добавила пищевой краситель синего цвета. Затем убрала лишние листья, обрезала стебель и быстро переместила цветок в воду с красителем (рис.8).

Считается, что для полного окрашивания цветов необходимо 20-24 часа. Но уже через 40 минут можно увидеть легкое окрашивание лепестков в синий цвет. А через 24 часа лепестки цветов, листья и стебель окрасились полностью (рис.9). Я наглядно увидела движение подкрашенной воды снизу вверх по сосудам ксилемы. Этот процесс называется транспирация (испарение воды растением).

Глава 2. Проблемы, возникающие у растений после срезки

Поиск средств и способов продления жизни срезанным цветам тесно связан со знани­ем причин их старения и увядания.

Существует три основные проблемы, возникающие у цветов после срезки:

1. нарушение водного баланса. Проводящие сосуды стебля закупориваются воздушными пузырьками, микроорганизмами и веществами, поступающими из загрязненной воды в вазе. Симптомами нарушения водного баланса являются: слабые лепестки, поникание бутона.

2. нарушение баланса регуляторов роста. Это вызвано влиянием газа этилена, являющегося гормоном старения. Симптомами нарушения баланса регуляторов роста являются: цветочные лепестки подсыхают, соцветия и листья опадают.

3. нарушение питательного баланса. Питание является движущей силой естественного развития цветка. Симптомами нарушения питательного баланса являются: недостаточное развитие бутонов и цветков, тускнеющие цвета, уменьшение или отсутствие запаха цветка.

Глава 3. Методы сохранения срезанных цветов

Я выяснила, что одна из основных причин увядания цветов в вазе — уменьшение содержания питательных компонентов в тканях и обезвоживание растения. Чтобы избежать этого, в Египте было принято дробить низ стебля, и в качестве удобрения добавлять сахар и уксусную кислоту. А в керамических вазах, используемых для цветов греко-римлянами были найдены остатки древесного угля.

В России основными консервантами также считались древесный уголь и сахар. Для дезинфекции и остановки гнилостных процессов в воду добавляли серебряную монетку.

Первые сведения о применении различных химических соединений для продления жизни и сохранения каче­ства срезанных цветов в странах Западной Европы и США появились в начале XX века, где промышленное цветоводство развивалось более активно, чем в России. В трид­цатых годах нашего столетия в Нидерландах был соз­дан особый питательный препарат для цветов, основу которого составляла глюкоза с добавлением небольшо­го количества минеральных солей.

В России наиболее часто применяемыми препаратами являются «Бутон» и «Бутон-2». В их состав входят как дезинфицирующие вещества, так и питательные элементы. Благодаря такому сочетанию срезанные цветы зна­чительно повышают продолжительность жизни, сохраняют свою красоту гораздо дольше.

В разных источниках информации описаны наиболее распространённые добавки для сохранения срезанных цветов в свежем виде:

1. Самая популярная добавка – это сахар. Подсахаренная вода считается питательной средой, необходимой для поддержания жизни срезанных цветов. Одновременно существует мнение, что такая среда будет питать не только цветы, но и вредные бактерии.

2. Уксус добавляют, чтобы не размножались вредные микроорганизмы, а чистая вода не стала «болотистой жижей» с неприятным запахом. Так же в этих целях можно добавить лимонную кислоту.

3. Аспирин – второй по популярности среди добавок. Он поможет очистить воду и ускорит ее ток по стеблям.

4. Таблетки активированного угля являются отличным адсорбентом, т.е. впитывают вредные примеси, содержащиеся в воде и продукты жизнедеятельности микроорганизмов, которые со временем начинают размножаться в воде.

5. Щепотка стирального порошка. Многие профессиональные флористы советуют добавлять в воду порошок, средство для мытья посуды или даже отбеливатель для белья. Но только щепотку! Цветы в вазе очень сильно страдают от бурного развития бактерий в воде. Порошок – это один из способов дезинфекции, замедляющий этот процесс.

6. Специальные удобрения. В их состав входят дезинфицирующие вещества, смягчители воды, стимуляторы ее потребления и питательные элементы.

3.1 Основные правила, помогающие продлить жизнь срезанным цветам

Для того чтобы узнать какие правила, помимо применения различных добавок, следует соблюдать для продления жизни срезанным цветам, я отправилась за консультацией к профессиональному флористу в Салон цветов «Ленточка».

Я выяснила, что в магазинах цветы хранят в специальных холодильниках при температуре от 0 до 5˚С (рис.10). Именно при такой температуре они начинают дышать медленнее и процесс увядания замедляется.

Основные правила, помогающие продлить жизнь срезанным цветам:

- не использовать вазы из металла;

- не ставить цветы в упаковке;

- использовать свежую водопроводную воду. Но её необходимо отстоять в комнате 2-4 часа без цветов;

- удалять листья ниже края вазы;

- не повреждать стебель;

- подрезать стебель минимум на 2 см под углом 45 градусов;

- менять воду ежедневно, а с питательными и дезинфицирующими добавками 1 раз в 3 дня;

- доливать воду в вазу нужно тогда, когда ее уровень будет ниже 1/3 высоты вазы;

- удалять из букета завядшие или поврежденные цветы;

- цветы не любят сквозняки, прямой солнечный цвет, обогревательные приборы;

- цветы не следует размещать на кухне, т.к. находящиеся там овощи и фрукты выделяют этилен, губительный для цветов.

По окончании консультации я получила памятку по уходу за срезанными цветами, которую в последующем использовала для проведения исследования.

Глава 4. Социологический опрос

Определив основные средства и правила по уходу за срезанными цветами, я решила выяснить, а знают ли об этом мои одноклассники. Я провела опрос среди учащихся 2б класса МАОУ Школа №38. Всего было опрошено 24 человека.

На вопрос, можно ли ставить в вазу букет в красивой упаковке были получены следующие ответы:

- букет нужно ставить в воду в упаковке – ответили 5 чел.;

- упаковку нужно убрать и поставить в вазу только цветы – ответили 9 чел.;

- не имеет значения, будет упаковка или нет – ответили 10 чел.

На вопрос, что необходимо сделать с цветами, прежде чем поставить их в воду были получены следующие ответы:

- подрезать стебли цветов – ответили 16 чел.;

- удалить нижние листья – ответили 14 чел.;

- ничего не нужно делать – 7 ответили чел.

На вопрос, что можно добавить в воду, чтобы цветы простояли дольше были получены следующие ответы:

­- сахар – ответили 2 чел.;

- лимонную кислоту – нет ответа;

- таблетку аспирина – ответил 1 чел.;

- уксус – нет ответа;

- активированный уголь – ответили 3 чел.;

- специальное удобрение для срезанных цветов – ответили 11 чел.;

- ничего не нужно добавлять – ответил 7 чел.

На вопрос, как ухаживать за букетом в дальнейшем были получены следующие ответы:

­- нужно менять воду – ответили 18 чел.;

- нужно подрезать стебли – ответили 12 чел.;

- ничего не нужно делать – ответили 5 чел.

На вопрос, интересовались ли мои сверстники вопросами продления жизни срезанным цветам, были получены следующие ответы:

­- никогда не интересовался – ответили 7 чел.;

- интересовался немного – ответили 13 чел.;

- интересовался и пользуюсь советами всегда – ответили 4 чел.

По результатам опроса можно сделать вывод - действительно, не все ребята знают о том, как ухаживать за срезанными цветами. Но меня порадовало то, что они очень заинтересовались этой темой и после анкетирования очень подробно расспрашивали меня о секретах продления жизни срезанным цветам. Мне было очень приятно поделиться своими знаниями с одноклассниками.

Глава 5. Практическая часть

5.1 Эксперимент по выявлению лучшей добавки для срезанных роз

Для того чтобы выяснить какие же добавки гарантируют долгую жизнь срезанным цветам мне потребовались следующие материалы (рис.11):

- 8 одинаковых роз;

- 8 стеклянных пробирок;

- отстоянная водопроводная вода;

- нож, перчатки;

- 8 добавок.

Все пробирки перед использованием я тщательно вымыла, т.к. посуда в которую помещают цветы, должна быть чистой (рис.12).

Затем я составила список наиболее популярных добавок для цветов и пронумеровала пробирки (рис.13):

Пробирка №1: в воду добавила 1/4 чайной ложки сахара.

Пробирка №2: в воду добавила 1/4 чайной ложки соли.

Пробирка №3: в воду добавила 5 капель столового уксуса.

Пробирка №4: в воду добавила 1/9 таблетки аспирина.

Пробирка №5: в воду добавила 1 размельчённую таблетку активированного угля. Пробирка №6: в воду добавила щепотку стирального порошка.

Пробирка №7: в воду добавила 1/8 чайной ложки лимонной кислоты.

Пробирка №8: в воду добавила удобрение "Chrysal". В его состав входят дезинфицирующие и питательные вещества, смягчители воды и стимуляторы ее потребления.

В каждую пробирку я налила водопроводную воду комнатной температуры, которую предварительно отстаивала (рис.14). И добавила все средства по списку (рис. 15). Стебли цветов я подрезала в воде под углом 45 градусов, убрала нижние листья и шипы (рис.16). Поместила цветы в подготовленные пробирки (рис.17).

Ежедневно, примерно в одно и то же время я фиксировала свои наблюдения на бумаге и с помощью фотоаппарата. А так же каждые три дня меняла воду и освежала добавки (рис.18). Чтобы не перепутать цветы при замене воды, я их пронумеровала на обратной стороне зеленых листочков.

В процессе эксперимента мне удалось увидеть, какие изменения происходят со срезанными цветами день за днем. Все результаты представлены в таблице (Приложение 1).

1 день исследования:

В течение первых суток бутоны роз распускались, в помещении можно было почувствовать приятный аромат цветов (рис.19).

Так же я отметила, что на дне пробирки №6 со стиральным порошком появился серо-желтый осадок (рис.20). Это связано с прямым назначением стирального порошка, который подействовал на органические загрязнения на стебле цветка.

2 день исследования:

Роза в пробирке №6 со стиральным порошком поникла, листья начали подсыхать (рис.21). Она завяла на 3 день исследования. Я сделала вывод, что стиральный порошок не только не помог цветку сохранить свежесть, но и навредил.

6 день исследования:

На 6 день исследования завяли розы в пробирках №2 с солью и №4 с аспирином. Я отметила, что у цветка в пробирке №4 с аспирином осыпались все листочки (рис.22).

8 день исследования:

Чуть дольше сохраняла свежесть роза в пробирке № 7 с лимонной кислотой. К концу 8 суток ее бутон поник, лепестки стали подсыхать (рис.23). Она завяла на 9 день исследования.

11 день исследования:

На 11 день исследования поникли и завяли бутоны роз в пробирках №1 с сахаром и №3 с уксусом. Листья и лепестки цветков частично опали (рис.24).

12-17 дни исследования:

На 12 день эксперимента остались розы в пробирках №5 с активированным углем и №8 с удобрением "Chrysal". У розы в пробирке №5 с активированным углем к концу 13 суток поник бутон, подсохли лепестки и листья (рис.25). Она завяла на 14 день исследования.

Дольше всего простояла роза в пробирке №8 с удобрением "Chrysal". Она сохраняла красивый вид более двух недель и завяла на 17 день исследования. Я отметила, что даже когда бутон начал поникать и лепестки цветка подсохли, зеленые листочки оставались свежими (рис.26).

В ходе проведенного исследования опытным путем я установила, что розы дольше всего сохраняют свежесть в воде с добавлением специального удобрения "Chrysal". Это связано с тем, что в его состав входят все необходимые вещества, которые поддерживают цветок после срезки – дезинфицирующие и питательные, а так же смягчители воды и стимуляторы ее потребления.

А вот сахар, столовый уксус, лимонная кислота, соль и аспирин не решают в комплексе проблемы, возникающие у цветов розы после срезки. И стиральный порошок не только не помог сохранить свежесть, но и навредил цветку – уже на второй день бутон стал мягким и начал поникать.

Из всех домашних средств, только активированный уголь сохранял цветок в свежем виде длительное время. Это связано с тем, что уголь является отличным адсорбентом, т.е. впитывает вредные примеси, содержащиеся в воде и продукты жизнедеятельности микроорганизмов, которые со временем начинают в ней размножаться. Из чего можно сделать вывод, что для продления жизни срезанных цветов особое значение имеет чистота воды в вазе.

5.2 Эксперимент по ежедневной замене воды

Для подтверждения своих выводов я провела еще один эксперимент.

Оборудование и материалы (рис.27):

- две одинаковые розы.

- две пронумерованные стеклянные пробирки.

- водопроводная отстоянная вода.

В обе пробирки я налила водопроводную воду комнатной температуры, которую предварительно отстаивала. Обе розы я подрезала в воде под углом 45 градусов. У розы №1 убрала нижние листья. Воду в пробирке меняла ежедневно и подрезала стебель. У розы №2 не убирала нижние листья. Воду не меняла в течение эксперимента ни разу (рис.28).

В процессе эксперимента я обратила внимание на то, что роза в пробирке №2, у которой были оставлены все листья, за один и тот же промежуток времени потребляет больше воды, чем роза в пробирке №1, листья которой были удалены. Так же я отметила, что вода в пробирке №2 на третий день исследования стала мутной, что свидетельствует о размножении в ней бактерий (рис.29).

Роза пробирке №1, за которой ухаживали ежедневно, завяла на 12 день эксперимента, в отличие от розы в пробирке №2, которая завяла на 5 день (рис.30).

Я сделала вывод, что частая замена воды и отсутствие в ней листьев, которые способствуют размножению бактерий, обеспечивают долговечность цветам.

Выдвинутая в начале работы гипотеза подтвердилась. Я могу с уверенностью сказать, что продолжительность жизни срезанных цветов полностью зависит от средств и способов ухода за ними.

Чистая вода, специальное удобрение и забота – вот главные рекомендации, чтобы цветы радовали нас дольше. Фраза «Чистота – залог здоровья» вполне подходит в качестве главного совета по уходу за срезанными цветами.

Заключение По результатам изучения различных источников информации и практического исследования я сделала следующие выводы.

Все растения состоят из клеток. В растениях имеется 6 групп тканей, из них за сохранение жизни срезанных цветов отвечает проводящая ткань. Вода и питательные вещества от корней к листьям передаются по сосудам ксилемы. Основные органы растений – стебель, листья и корни.

После срезки у цветов нарушается водный и питательный баланс, а так же баланс регуляторов роста, что является основной причиной увядания цветов.

Продолжительность жизни срезанных цветов требует соблюдения следующих рекомендаций:

- в помещении должно быть прохладно;

- для цветов нужно использовать чистую вазу;

- не ставить цветы в упаковке;

- удалять листья, которые находятся в контакте с водой;

- подрезать стебель минимум на 2 см под углом 45 градусов;

- использовать отстоянную водопроводную воду и часто ее менять;

- использовать специальное удобрение для срезанных цветов в качестве добавки.

Конечно, срезанный цветок рано или поздно увянет, такова природа. Однако в наших силах сделать так, чтобы аромат и яркие краски цветов остались с нами надолго!

Список литературы:

  1. Пономарева, И.Н. Биология. 6 класс / И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко – М: Вентана-Граф, 2003.

  2. Октысюк, М. Профессиональный уход за срезанными цветами в вопросах и ответах [Электронный ресурс] / М. Октысюк. – Электронные данные. Кристалл, 2014.

  3. Хён, Рейнгардт. Азбука цветов/ Рейнгардт Хён – Издательство сельскохозяйственной литературы, 2006.

  4. Розы. Выращивание. Хранение. Составление букетов / - Издательство: Харвест, 2004.

  5. Чувикова, А.А. Практикум по цветоводству / А.А. Чувикова, С.П. Потапов - М : Колос, 2010.

  6. http://www.chrysal.ru/

  7. http://ogorodsadovod.com/entry/2320-kak-prodlit-zhizn-rozam-samye-effektivnye-sposoby

  8. http://www.tsvetnik.info/cut/06.htm

Приложение 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16

Рис. 17

Рис. 18

Рис. 19

Рис. 20

Рис. 21

Рис. 22

Рис. 23

Рис. 24

Рис. 25

Рис. 26

Рис. 27

Рис. 28

Рис. 29

Рис. 30

Просмотров работы: 5320