«Стабильность - признак мастерства цикличность - свойство жизни»
Введение. 1. Актуальность проблемы.
Почему одним школьникам учеба дается легко, а другие не могут учиться на «хорошо» и «отлично»? Как хорошо учиться в школе, а потом и в вузе? Оказывается, не все зависит только от способностей [1]. В наше время учащиеся очень сильно загружены новой информацией: занятия в школе, просмотр телевизионных передач, общение со сверстниками и, конечно же, интернет. Поэтому в течение дня мы испытываем на себе значительную нагрузку: психологическую, эмоциональную и физическую. У большинства учащихся на уроках наблюдается снижение внимания и уровня усвоения новых знаний, что сказывается на их успеваемости. Особенно это чувствуется, когда учащимся предстоит сдавать выпускные экзамены (ОГЭ, ЕГЭ). Чтобы исправить оценки или подготовиться к очередной контрольной работе, учащиеся приходится долго сидеть за уроками, причем за счет часов, которые им необходимы для полноценного ночного сна. Это и приводит к большой утомляемости подростков и снижает их мозговую активность и внимание. Чтобы организм не переутомлялся нужно правильно сочетать время бодрствования и сна. Для решения этой проблемы подростку необходимо правильно распределять время и силы в течение дня, то есть соблюдать режим дня. А чтобы правильно составить свой режим дня нужно знать свои биоритмы, которым подчиняется наш организм. Если мы будем знать свои биоритмы, то сможем грамотно использовать возможности и привычки своего организма. Нельзя заставить себя делать уроки, когда тело расположено к механической работе, или общаться с друзьями, если и вы, и окружающие замкнуты и недружелюбны. Пренебрежение своими биологическими часами оборачивается перерасходом энергии и досадными результатами. Высокая работоспособность возможно только в том случае, если жизненный ритм человека правильно согласуется со свойственными организму естественными ритмами. Чем точнее совпадает начало учебной деятельности с подъемом важных жизненных функций организма, тем продуктивнее будет учебный труд.
Поэтому актуальность данной работы заключается в том, что представляя себе общие принципы биоактивности, ученики получат примерный план действий, как повысить свою умственную работоспособность, стать более успешными и выражение «всему своё время» станет для них не общей фразой, а руководством к действию - успешному действию!
2) Цель работы:изучение влияние биологических ритмов на умственную работоспособность учащихся.
Задачи:
1) изучить литературу о влияниибиоритмов на работоспособность учащихся;
2) определить хронобиологические типы учащихся 9 и 11 класса;
3) изучить режим дня учащихся 9-го и 11-го класса с учетом их хронотипа;
4) проанализировать соответствие хронотипов учащихся с их режимом дня;
5) составить и ознакомить учащихся, педагогов и родителей с рекомендациями и советами о составлении и соблюдении режима дня подростками с учетом их хронотипа.
Гипотеза
Не все учащиеся 9-го и 11-го класса соблюдают режим дня с учетом своего хронотипа, что объясняет их быструю утомляемость и низкую умственную работоспособность.
3) Материал и методика
Объектом данного исследования является влияние биоритмов на умственную работоспособность подростков. Проект был выполнен на базе МБОУ Софьинской СОШ; исследование было проведено с учащимися 9-го и 11-го класса.
При работе над проектом были использованы следующие методики:
Теоретическая
- изучение специальной литературы по данной проблеме.
Статистическая
- анкетирование, обработка и анализ результатов анкетирования учащихся 9-го и 1-го 11 классов.
4) Практическая значимость:самочувствие и работоспособность человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам.Поэтому сегодня очень важно, чтобы дети и подростки знали, как влияют индивидуальные биоритмы и режим дня на их умственную работоспособность.
II. Основная часть. 1. Обзор литературы. Биологические ритмы и здоровье человека.
У всего живого на Земля есть периоды подъема (активизация) и спада (сна, упадка сил). Они чередуются в строго определенном порядке и полностью согласуются с ритмами Космоса. Эти периоды называются биологическими ритмами [2, с. 228]. Наука, изучающая биоритмы человека называется биоритмология и считается одна из самых современных наук. Биоритмы происходят на различных уровнях живого – от молекулярного и клеточного, включая целостный организм, до популяции и даже экосистемы. В течение миллионов лет эволюции у всех живых организмах выработалась определенная способность жить в соответствии с ритмами окружающего мира. В организмах развились специальные структуры, ответственные за регуляцию ритмов, так называемые биологические часы [3, с. 173]. У человека в отличие от жизнедеятельности животных деятельность организма обусловлена не только биоритмами, но и социальными условиями. Более 300 процессов, протекающих в наших организмах, подчинены суточному ритму. Суточный биоритм – это закономерная смена таких функциональных состояний человека, как бодрствование, умственная, физическая активность и покой, то есть все функции организма закономерно изменяют свою деятельность в соответствии с этими функциональными состояниями. Биоритмы образуются не все сразу, однако ребенок рождается, уже имея околосуточные и годовые, а затем постепенно начинают формироваться и другие ритмы, например, недельные. Эти ритмы постепенно формируются под влиянием экологической среды (температура воздуха, освещенность, атмосферное давление), а также социальных факторов. Повышенная биологическая активность днем сменяется пониженной ночью. Рассмотрим, как изменяется функциональное состояние человека в суточном ритме по «биологическим часам», более подробно [5].
Ранним утром (4-5 часов) наш организм готовится к пробуждению и начинается снижение продукции мелатонина (Приложение № 1). Мелатонин («гормон ночи») - естественный хронобиотик (регулятор биологического ритма). Он вызывает ночное понижение температуры тела, регулирует продолжительность и смену фаз сна. Вырабатывается, по большей части, эпифизом - в тёмное время суток. Содержание мелотанина в крови - циклично. Ночью наблюдается повышение его содержания в крови, с пиками во время самого глубокого сна, с максимумом, примерно, в 2 часа, который в 30 раз больше, чем днём. Снижение мелатонина происходит во время магнитной бури. Зимой, когда световой день короткий - этого гормона вырабатывается больше, чем в летнее время[6]. Также ранним утром повышается температура тела, в организме начинается подготовка к предстоящему бодрствованию: нарастает продукция «гормонов активности» - кортизола, адреналина. В крови увеличивается содержание гемоглобина, сахара, учащается пульс, повышается артериальное давление (АД) и углубляется дыхание. Все эти явления усиливаются под действием света, тепла и шума. Утром, к 7-8 часам у «сов» происходит выброс в кровь кортизола ( гормона надпочечников), а у «жаворонков» в 4-5 часов, у остальных хронотипов выброс этого гормона происходит около 5-6 часов утра. Благодаря этому уже в 9 часов утра у нас высокая работоспособность, быстрый счёт, хорошо работает кратковременная память. Поэтому с утра хорошо происходит усвоение новой информации. К 9 - 11 часам у организма повышается иммунитет и до 11 часов утра наш организм в отличной форме. Днем,начиная с 12 часов активность головного мозга снижается, кровь приливает к органам пищеварения. Начинает постепенно снижаться артериальное давление, пульс и мышечный тонус, но температура тела повышается дальше. Поэтому к 12 часам необходимо уменьшить физические нагрузки. С 15 часов хорошо работает долговременная память, поэтому в это время нужно вспоминать и запомнить необходимую информацию. Подъём работоспособности повышается у организма после 16 часов, а высокий уровень интеллектуальной активности наблюдается после 16 – 19 часов. Вечером, после 20 часов психическое состояние организма стабилизируется, улучшается память. После 21 часа повышается иммунитет, температура тела понижается, продолжается обновление клеток. С 20 до 21 часа для нашего здоровья полезна лёгкая физкультура, пешие прогулки на свежем воздухе . А после 21 часа наш организм начинает готовится к ночному отдыху, температура тела понижается. Поэтому в 22 часа мы должны ложится спать. Иммунитет усилен, чтобы охранять организм во время ночного отдыха. Ночью, а именно в первой половине ночи, когда преобладает медленный сон, выделяется максимальное количество соматотропного гормона, который стимулирует процессы клеточного размножения и роста. Поэтому говорят, что во сне мы растем. Происходит регенерация и очищение тканей тела. Если в 2 часа ночи мы еще не спим, то возможно в это время состояние депрессии.С 2 до 4 часов ночи у нас самый глубокий сон. При этом понижена температура тела, уровень кортизола, максимально содержание мелатонина в крови.
Среди общих биоритмов, наиболее интересными для рассмотрения являются те, которые составляют индивидуальный портрет ритмической активности человека, именуемые хронотипом. Хронотип – это характеристика работы организма, его работоспособности и определение пика активности для каждого конкретного человека [7]. Зная свой хронотип, человек может эффективно использовать свои внутренние ресурсы для продуктивной работы и отдыха. Определяют следующие хронотипы человека: «Жаворонки» – подъём с рассветом, а уже в 6–7 утра высокая активность; наиболее продуктивная работоспособность до полудня (6-часовой цикл активности), в 21–22 часа — глубокий и быстро наступающий сон. Пик минимальной активности (сонливость) – обеденное время и к концу дня. Два пика интеллектуальной активности: с 8–9 часов утра и до 12–13 часов дня и второй — более короткий приходится на послеобеденное время — с 16 до 18 часов вечера.
«Голуби» — люди дневного типа. Их циклический ритм наиболее приспособлен к обычной смене дня и ночи. Период наилучшей умственной и физической активности у них отмечается с 10 до 18 часов. Голуби встают чуть позже жаворонков, весь день достаточно активно трудятся, и отходят ко сну около 23 часов.
«Жаворонки-голуби» – это смешанный тип, позволяющий его представителям при необходимости подстраиваться под утренний ритм жаворонков, что удлиняет в целом рабочий день. Однако такой ритм имеет свои временные спады активности. Обычно, это период после 16 часов в летнее время и 17-18 – вечернее.
«Совы» - это люди ночного типа. Они предпочитают ложиться спать позже 23—24 часов, но зато им куда тяжелее вставать в ранние, утренние часы. Многим совам импонирует их ночная жизнь. У большинства сов есть три пика интеллектуальной активности. Первый пик (дневной) наблюдается с 13.00 до 14.00, второй (вечерний) — с 18.00 до 20.00 часов и, наконец, третий (ночной) — с 23.00 до 01.00. При этом наиболее полноценным является вечерний период.
«Голуби-совы» в отличие от сов, не «ночные жители», но вполне могут сохранять трудовую активность допоздна (1-3 ночи), да и с утренним подъёмом у них всё гораздо проще. Правда, при таком режиме, им необходим непродолжительный дневной сон. Наиболее приспособленными к современным условиям жизни, с точки зрения биоритмов, являются «Голуби», «Жаворонки -голуби», «Голуби-совы».
Следовательно, зная свой хронотип, каждый может выбрать для себя наиболее продуктивное время для качественной работы и хорошего отдыха. Независимо от того, к какому типу суточной активности относится данный человек, необходимо помнить следующее: постоянное нарушение ритма труда, учебы, бодрствования, сна, то есть отсутствие режима дня, приводит к снижению трудоспособности, разбитости, сонливости днем, бессоннице ночью и другим неприятным явлениям и заболеваниям [3, с. 174]. Установлено, что для большинства людей имеются два пика максимальной работоспособности в течении суток: с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов, когда при минимальной затрате сил можно выполнить наибольшую работу.
Правильно организованный режим дня – основа здорового образа жизни [4, с. 57]. Он определяется рациональным чередованием различных видов деятельности и отдыха, а также способствует длительному сохранению работоспособности в течение дня. В условиях возрастания темпа жизни ускоряются темпы «износа» знаний, «стареет» множество профессий. Быстрое развитие науки требует от нас систематического обучения в течение всей жизни, затрат времени и ресурсов здоровья на непрерывное образование. Поэтому современный стиль жизни предъявляет повышенные требования к внутренним ресурсам человека, его физическому и психическому здоровью. При этом повышается риск биосоциальной аритмии, то есть рассогласованности биологических и социальных ритмов жизни человека, что является источником недомоганий и болезней. Несоблюдение режима дня подростком приводит к серьезным отклонениям от нормы его здоровья. Соблюдение правильно организованного режима дня с раннего возраста создает условия не только для формирования хорошего физического и психического здоровья ребенка, но и вырабатывается полезный поведенческий стереотип, то есть привычка соблюдать определенный режим труда и отдыха (Приложение №2) [4, с. 59]. Поэтому соблюдение режима дня, согласованное со своим биоритмом это важнейшее правило поведения, сберегающее нам здоровье.
Вместе с тем генетически запрограммированные биоритмы нашего организма в последние два столетия подвергаются значительной ломке. Социальная среда и социальные ритмы (ночные смены, просмотр ночных телепередач или игра за компьютером) вступают в конфликт с нашими естественными биоритмами, и это часто приводит к заболеваниям человека, а также авариям, связанным с человеческим фактором. При обследовании «сов» выяснилось, что главной причиной их низкой работоспособностью утром является то, что они не планируют свой учебный (рабочий) день и поэтому у них постоянно возникает дефицит времени и им приходится делать уроки поздним вечером и даже ночью. Если подобное повторяется, то подросток привыкает, у него формируется динамический стереотип, то есть цепь условных рефлексов к условиям работы в вечернее время. Когда не удается выспаться, на следующий день приходится «расплачиваться» плохим самочувствием и низкой работоспособностью. Вечерняя и ночная активность «сов» обеспечивается повышенным выбросом гормонов (в 1,5 раза больше, чем у «жаворонков»), что нарушает обмен веществ. Поэтому у «сов» часто могут отмечаться нервные заболевания, язва желудка, ишемическая болезнь сердца, гипертония.
В основе учебной и трудовой деятельности детей лежит врожденная познавательная биологическая (ориентировочный рефлекс), а позже социальная потребность. Активная умственная работоспособность основывается на выраженной познавательной потребности ребенка и обеспечивается ритмической сменой физиологических функций, которая является врожденной. Динамика круглосуточных (циркадных), недельных и годовых ритмов обусловлена не только врожденными механизмами человека, но и выработанным в течение жизни суточным стереотипом [3, с. 174]. Цикличность свойственна всем живым организмам и объясняется это тем, что ни одни процессы не могут длиться бесконечно, обязательно должен следовать перерыв, во время которого происходит отдых, восстановление и накопление сил. Для каждого живого организма чередование периодов минимума и максимума гораздо эффективнее и экономнее, чем длительное поддержание функций на среднем уровне интенсивности. Это очень важный момент, поскольку высокая жизненная эффективность человека напрямую связана с его биоритмом. Физическая активность должна выпадать на периоды, максимально этому способствующие. Если мы станем напрягаться во время фазы спада активности, ничего хорошего из этого не выйдет. Равно как и попытка спать в период максимума активности. Поэтому врожденная ритмическая активность организма используется при организации режимов труда и отдыха, при составлении расписания учебных занятий.
2. Определение хронобиологического типа учащихся 9 и 11 класса.
Учащимся 9-го и 11-го классов был предложен тест Остберга в модификации С.И. Степановой (Приложение № 3), в котором они ответили на 23 вопроса (Приложение № 4), чтобы выявить к какому хронотипу относиться каждый [8]. Полученные данные занесла в таблицу № 1.
ТАБЛИЦА № 1.
Хронобиологический тип |
||||
«Жаворонки» |
«Голуби» |
«Жаворонки-голуби» |
«Совы» |
«Голуби-совы» |
- |
13чел. (65%) |
- |
3 чел. (15%) |
4 чел. (20%) |
Анализ полученных данных показывает, что у учащихся выявлены три хронобиологического типа: «Голуби», «Совы» и «Голуби-совы». Среди опрошенных учащихся нет «Жаворонков» и «Жаворонков-голубей». Большинство учащихся (13 чел.) относятся к хронотипу «Голуби».
Считается, что люди именно аритмичного типа, « голуби», наиболее уравновешенны и приспособлены к постоянно меняющимся условиям жизни. Для них подходит общепринятый режим дня, к тому же они могут подстроиться к любому расписанию без вреда для здоровья.
Люди, относящиеся по хронотипу к «совам» являются оптимистами и менее подвержены стрессам, у них сильно выраженный вечерний тип. Но рабочее настроение у них приходит под вечер, а показатели здоровья у них гораздо хуже, чем у «жаворонков». Но ближе к 50 годам оказывается, что совы все-таки здоровее жаворонков, так как у них высокие адаптивные способности.
«Голуби-совы» это люди, у которых слабо выраженный вечерний тип, но они вполне могут сохранять свою трудовую активность допоздна (1-3 ночи), а работоспособность у них приходит ближе к 12 часам дня и до 19 часов вечера. Для них предпочтительнее или продуктивнее полуночный ритм. Правда, при таком режиме, им необходим непродолжительный дневной сон.
3. Определение умственной работоспособности учащихся 9-го и 11-го класса с учетом их хронотипа.
Для выяснения умственной работоспособности учащихся была использована методика В. Некрасова [9]. Задачей учащихся было найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру (Приложение № 5). Время выполнения задания засекалось секундомером. Исследование проводилось в течение 3 дней: понедельник, среда и пятница, в начале первого и после последнего урока (Приложение № 6). Полученные средние результаты исследования занесла в таблицу № 2.
ТАБЛИЦА № 2.
Работоспособность/ Время |
Хронобиологический тип |
|||||
«Голуби» |
«Совы» |
«Голуби-совы» |
||||
08.25 |
15.05 |
08.25 |
15.05 |
08.25 |
15.05 |
|
Высокая |
5 чел. |
9 чел |
2 чел. |
3 чел. |
- |
3 чел. |
Хорошая |
3 чел. |
4 чел. |
1 чел. |
1 чел. |
- |
- |
Средняя |
5 чел. |
- |
1 чел. |
- |
2 чел. |
- |
Пониженная |
- |
- |
- |
- |
1 чел. |
- |
Очень низкая |
- |
- |
- |
- |
- |
Анализ полученных данных показывает, что у пяти учащихся с хронобиологическим типом «Голуби» (38,5%) уровень работоспособности с первого по седьмой уроки не изменился: как был высокий, так и остался. А у остальных 8 учащихся (61,5%) работоспособность изменялась на один - два уровня выше (Приложение № 7).
Следовательно,можно сделать вывод, что около 40% «Голубей» проявляют высокую работоспособность с начала дня, это доказывает то, что у них период наилучшей умственной активности отмечается с 10 до 18 часов.
У всех трех учащихся с хронобиологическим типом «Голуби-Совы» (100% ) уровень работоспособности с первого по седьмой уроки изменился: перед первым уроком был средний (67%) и пониженный уровень (33%), а после седьмого урока стал высокий (100%).
Следовательно,можно сделать вывод, что все наши «Голуби-совы» проявляют высокую работоспособность не с раннего утра, это доказывает то, что у них период наилучшей умственной активности отмечается с 12 часов дня.
У всех четырех учащихся с хронобиологическим типом «Совы» был разный уровень работоспособности: высокий (50%), хороший (25%) и средний (25%). После седьмого урока он увеличился из среднего в высокий (67%) и в хороший (33%).
Следовательно, можно сделать вывод, что «Совы» к середине дня повысили свою умственную работоспособность, хотя первый пик (дневной) их активности наблюдается с 13.00 до 14.00 часов.
4. Изучение режима дня учащихся 9-го и 11-го класса с учетом их хронотипа.
Для этого было проведено анкетирование учащихся «Опрос занятости учеников в будни/выходные» (Приложение № 8) и полученные средние показатели занесены в таблицу № 3.
ТАБЛИЦА № 3
№ |
Вопросы |
Ответы |
«Совы» |
|
Будни |
Выходные |
|||
1 |
Во сколько вы ложитесь спать в будни/выходные? |
- |
00:00-01:30 |
01:00-03:00 |
2 |
Во сколько вы просыпаетесь в будни/выходные? |
- |
07:00-08:00 |
11:00-14:00 |
3 |
Когда вы делаете домашнее задание? |
16:00-17:00 |
- |
- |
4 |
Когда вам удобней всего делать уроки? |
18:30-19:00 |
- |
- |
5 |
Занимаетесь ли вы спортом? Во сколько и когда? |
Раз в неделю, в 18:30, в субботу |
- |
- |
6 |
Спите ли вы днем/ вечером в будни? |
3-4 раза в неделю после школы по 1-2 часу. |
- |
- |
№ |
Вопросы |
Ответы |
«Голуби-совы» |
|
Будни |
Выходные |
|||
1 |
Во сколько вы ложитесь спать в будни/выходные? |
- |
01:00-02:00 |
23:30-00:00 |
2 |
Во сколько вы просыпаетесь в будни/выходные? |
- |
6:00-7:00 |
11:00-12:00 |
3 |
Когда вы делаете домашнее задание? |
19:00-20:00 |
- |
- |
4 |
Когда вам удобней всего делать уроки? |
19:00-20:00 |
- |
- |
5 |
Занимаетесь ли вы спортом? Во сколько и когда? |
Иногда делают физические упражнения |
- |
- |
6 |
Спите ли вы днем/ вечером в будни? |
2-3 раза в будни с 17:00-19:00 |
- |
- |
№ |
Вопросы |
Ответы |
«Голуби» |
|
Будни |
Выходные |
|||
1 |
Во сколько вы ложитесь спать в будни/выходные? |
- |
22:00-00:00 |
22:00-23:30 |
2 |
Во сколько вы просыпаетесь в будни/выходные? |
- |
7:00 |
09:00-10:00 |
3 |
Когда вы делаете домашнее задание? |
16:00 |
- |
- |
4 |
Когда вам удобней всего делать уроки? |
16:00 |
- |
- |
5 |
Занимаетесь ли вы спортом? Во сколько и когда? |
Редко |
- |
- |
6 |
Спите ли вы днем/ вечером в будни? |
Возможно, раз в неделю с 17:00-18:00 |
- |
- |
На основе данного опроса, я могу сделать вывод, что хронотипы нарушают свой индивидуальный режим дня из-за вечернего сна, пониженной двигательной активности. Также, я выяснила, что ученики, имеющие хронотипы «Совы» и «Голуби-совы» делают домашние задания в то время, которое не соответствует их хронотипу. Например, «Совы» начинают делать уроки в 16.00 – 17.00, а по их хронотипу лучше им делать уроки с 18.00. Возможно, что эти нарушения режима дня приведут к «сбою» биологический часов подростков и могут снизить их уровень умственной работоспособности.
III. Заключение.
1) Выводы по результатам проведенного исследования.
А. По результатам определения хронобиологического типа учащихся 9-го и 11-го классов я выявила, что больше всего учащихся относиться к хронотипу «Голуби» (65%), хронотип «Голуби-Совы» имеют четыре ученика (20%), а хронотип «Совы» только трое учащихся (15%). Б. При определение умственной работоспособности учащихся 9-го и 11-го класса с учетом их хронотипа я, получили результаты, которые не полностью соответствуют для их биоритмов. Например, не все « Голуби» проявляют высокую активность днем, а « Голуби-совы» повысили свой уровень работоспособности лишь к середине дня. «Совы» же имеют разный уровень умственной работоспособности в течение дня.
В. По результатам изучение режима дня учащихся 9-го и 11-го класса с учетом их хронотипа можно сделать вывод, что учащиеся нарушают свой индивидуальный режим дня из-за вечернего сна, пониженной двигательной активности и выполнения домашние задания в то время, которое не соответствует их хронотипу.
Следовательно, быстрая утомляемость и низкая умственная работоспособность учащихся 9-го и 11-го класса, возможно связана с не соблюдением большинством учащихся индивидуального режима дня с учетом своего хронотипа.
2. Предложения для повышения умственной работоспособности учащихся 9-го и 11-го классовс учетом их хронотипа.
А. Учащимся нужноизменить свой привычный распорядок дня в соответствии со своим хронотипом, чтобы повысить работоспособность на учебных занятиях и улучшить свое эмоциональное состояние. Нужно прислушиваться к своему организму и составлять собственный распорядок дня, а не по общепринятым стандартам. Ведь таким образом природа напоминает нам о том, что каждый из нас — индивидуален!
Б. Учащимся нужно определить свои личные нормы сна, чтобы полностью восстанавливать работоспособность своего организма, утомленного во время периода бодрствования. Для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный и достаточно продолжительный сон ребенка[10, с. 123]. Также необходимо соблюдать гигиену сна:
- всегда проветривать комнату перед сном;
- принимать перед сном водные процедуры;
- вставать и просыпаться нужно в одно и то же время;
- перед сном нельзя употреблять тонизирующие напитки;
- любые физические нагрузки нужно совершать за 4 часа до сна;
- последний прием пище должен быть не позднее, чем за три часа до сна;
- окружающая обстановка должна быть уютной и спокойной. В. Такжеучащимся нужно определить свое личное время для успешного выполнения домашних заданий. Начинать выполнять домашние задания следует с не очень трудного предмета. Задания по наиболее сложным предметам надо делать позднее, а в конце работы переходить к самым легким предметам [11, с. 168]. При переходе от предмета к предмету полезно делать 5-10-минутные перерывы, заполняя их либо физкультурными паузами, либо работой по дому. Г. Учащимся необходимо регулярно заниматься спортом и делать зарядку по утрам, так как польза от нее велика. После зарядки, организм проснется, и сонливость уйдет надолго. Д. В каждом индивидуальном случае, зная свой ритм труда и отдыха, который соответствует вашему хронотипу , вы можете без вреда для своего здоровья планировать свою деятельность. Е. Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм правильно согласуется со свойственным организму хронотипом. Чем точнее совпадает начало учебной деятельности с подъемом ваших жизненных функций, тем продуктивнее будет учебный труд.
Конечно, нельзя жить строго по расписанию, но учитывать особенности своих биоритмов и, сообразуясь с этим, контролировать себя вполне возможно.
IV. Библиография
1. Дурасова А.А., Хлопкова А.В. Влияние биоритмов на работоспособность учащихся. http://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-bioritmov-na-rabotosposobnost-uchaschihsya.
2. Зверев А.Т., Зверева Е.Г. Экология: учебник для 7-9 кл. М.: Дом педагогики, 1999, 336 с.
3. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. М.: «Академия», 2007, 256 с.
4. Анастасова Л.П., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А. Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии. М.: Вентана-Граф, 2006, 208 с.
5. Хронотипы человека, http://hematologiya.ru/test-na-opredelenie-khronotipa.html.
6. Терминология, http://www.kakras.ru/doc/bioritm-life-cycle.html#melatonin.
7. Биологические ритмы человека, http://www.kakras.ru/doc/bioritm-life-cycle.html. 8. Занько Н. Г. Физиология человека. Методы исследования функций организма: лабораторный практикум / Н. Г. Занько. СПб.: СПбГЛТА, 2003,36 с.
9. Исследовательские работы учащихся по школьной биологии. Учебно-методическое пособие. Красноярск, 2013 /под редакцией Н.В. Иванова.
10. Павлов И. П. Полн. собр. соч. М., Изд-во АН СССР, 1952, т. III, кн. I, с. 239.
11. Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. М.: Просвещение, 1994, 192 с.
V. ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Графики циркадианных (время, часы, в течение дня) биоритмов человека.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА
Режимные составляющие |
Время |
|
5-8 классы |
9-11 классы |
|
Пробуждение |
7 ч. 00 мин |
7 ч. 00 мин |
Физические упражнения |
7 ч. 10 мин |
7 ч. 10 мин |
Утренний туалет |
7 ч. 20 мин |
7 ч. 20 мин |
Завтрак |
7 ч. 40 мин |
7 ч. 40 мин |
Занятия в школе |
8 ч. 30 мин |
8 ч. 30 мин |
Обед |
14 ч. 30 мин |
15 ч. 00 мин |
Прогулка на воздухе, подвижные игры, труд на открытом воздухе |
14 ч. 30 мин |
15 ч. 00 мин |
Домашние учебные занятия |
16 ч. 00 мин |
16 ч. 00 мин |
Ужин |
19 ч. 30 мин |
20 ч. 00 мин |
Свободное время – занятия по интересам |
20 ч. 00 мин |
20 ч. 30 мин |
Подготовка ко сну |
21 ч. 30 мин |
22 ч. 00 мин |
Сон |
22 ч. 00 мин |
22 ч. 30 мин |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Определение типа суточного биоритма по тесту Остберга.
С помощь предлагаемого теста определите свой хронобиологический тип. При выполнении задания испытуемым следует придерживаться следующей инструкции:
- прежде чем ответить, добросовестно прочитать каждый вопрос.
- отвечать на все вопросы в заданной последовательности.
- на каждый вопрос отвечать независимо от другого вопроса.
- для всех вопросов даны на выбор ответы с оценочной шкалой, отмечайте только один ответ.
- результаты ответов заносите в бланк ответов. Подсчитайте общую сумму баллов за тест и определите свой хронобиологический тип.
Вопрос 1. Когда Вы предпочитает вставать, если имеете совершенно свободный от планов день и можете руководствоваться только личными чувствами?
- с 5.00 до 6.30 - 5 баллов
- с 7.00 до 7.30 - 4 балла
- с 8.00 до 9.00 - 3 балла
- с 9.30 до 10.30 - 2 балла
- с 11.00 до 11.30 - 1 балл
Вопрос 2. Когда Вы предпочитаете ложиться спать, если совершенно свободны от планов на вечер и можете руководствоваться только личными чувствами?
- с 20.00 до 21.00 - 5 баллов
- с 21.30 до 22.30 - 4 балла
- с 22.30 до 0.30 - 3 балла
- с 1.00 до 2.00 - 2 балла
- с 2.30 и далее - 1 балл
Вопрос 3. Какова степень вашей зависимости от будильника, если утром Вы должны вставать в определенное время?
- Совсем независим - 4 балла
- Иногда зависим - 3 балла
- В большой степени зависим - 2 балла
- Полностью зависим - 1 балл
Вопрос 4. Как легко Вы встаете утром при обычных условиях?
- Очень тяжело - 1 балл
- Относительно легко - 2 балла
- Сравнительно легко - 3 балла
- Очень легко - 4 балла
Вопрос 5. Что Вы ощущаете утром первые полчаса?
- Большая вялость - 1 балл
- Небольшая вялость - 2 балла
- Относительно деятелен - 3 балла
- Очень деятелен - 4 балла
Вопрос 6. Какой у Вас аппетит утром в первые полчаса?
- Совсем нет аппетита - 1 балл
- Слабый аппетит - 2 балла
- Сравнительно хороший аппетит - 3 балла
- Очень хороший аппетит - 4 балла
Вопрос 7. Как вы себя чувствуете утром в первые полчаса?
- Очень усталым - 1 балл
- Усталость в небольшой степени - 2 балла
- Относительно бодр - 3 балла
- Очень бодр - 4 балла
Вопрос 8. Если у Вас на следующий день нет никаких обязанностей, когда вы ложитесь спать по сравнению с вашим обычным временем отхода ко сну?
- В обычное время - 4 балла
- Позднее обычного менее чем на 1 час - 3 балла
- На 1 - 2 часа позднее обычного - 2 балла
- Позднее обычного больше чем на 2 часа - 1 балл
Вопрос 9. Вы решили заниматься физкультурой. Ваш друг предложил заниматься дважды в неделю, по 1 часу утром, между 7 и 8 часами. Будет ли это благоприятно для Вас?
- Очень благоприятно - 4 балла
- Это время относительно приемлемо - 3 балла
- Мне будет относительно трудно - 2 балла
- Мне будет очень трудно - 1 балл
Вопрос 10. В какое время вечером Вы так сильно устаете, что должны идти спать?
- с 20.00 до 21.00 - 5 баллов
- с 21.30 до 22.30 - 4 балла
- с 22.30 до 0.30 - 3 балла
- с 1.00 до 2.00 - 2 балла
- с 2.30 и далее - 1 балл
Вопрос 11. Вас собираются нагрузить 2-часовой работой в период наивысшего уровня вашей работоспособности. Какой из четырех данных сроков. Вы выберите, если совершенно свободны от дневных планов и можете руководствоваться только личными чувствами?
- с 8.00 до 10.00 - 6 баллов
- с 11.00 до 13.00 - 4 балла
- с 15.00 до 17.00 - 2 балла
- с 19.00 до 21.00 - 0 баллов
Вопрос 12. Если Вы ложитесь спать в 23.00, то какова степень вашей усталости?
- Очень усталый - 5 баллов
- Относительно усталый - 3 балла
- Слегка усталый - 2 балла
- Совсем не усталый - 0 баллов
Вопрос 13. Какие-то обстоятельства заставили Вас лечь спать на несколько часов позднее обычного. На следующее утро нет необходимости вставать в обычное время. Какой из четырех указанных возможных вариантов будет соответствовать Вашему состоянию?- Я просыпаюсь в обычное для себя время и не хочу спать - 4 балла
- Я просыпаюсь в обычное для себя время и продолжаю дремать - 3 балла
- Я просыпаюсь в обычное для себя время и снова засыпаю - 2 балла
- Я просыпаюсь позднее чем обычно - 1 балл
Вопрос 14. Вам предстоит какая-либо работа ночью, между 4 и 6 часами. На следующий день у Вас нет никаких обязанностей. Какую из следующих возможностей вы выберете?
- Сплю сразу после ночной работы - 1 балл
- Перед ночной работы дремлю, а после нею сплю - 2 балла
- Перед ночной работой сплю, а после нею дремлю - 3 балла
- Полностью высыпаюсь перед ночной работой - 4 балла
Вопрос 15. Вы должны в течение двух часов выполнять тяжелую физическую работу. Какие часы вы выберете, если в вас полностью свободный график дня и вы можете руководствоваться только личными чувствами?
- 8.00 - 10.00 - 4 балла
- 11.00 - 13.00 - 3 балла
- 15.00 - 17.00 - 2 балла
- 19.00 - 21.00 - 1 балл
Вопрос 16. У Вас возникло решение серьезно заниматься закаливанием организма. Друг предложил делать это дважды в неделю, по 1 часу, между 22 и 23 часами. Устраивает Вас это время?
- Полностью устраивает. Буду в хорошей форме - 1 балл
- Буду в относительно хорошей форме - 2 балла
- Через некоторое время буду в плохой форме - 3 балла
- Нет, это время меня не устраивает - 4 балла
Вопрос 17. Представьте, что Вы сами можете выбирать график своего рабочего времени. Какой 5-часовой непрерывный график работы Вы выберете, чтобы работа стала для вас интереснее и приносила большее удовлетворение?
- с 5.00 до 7.00 - 5 баллов
- с 8.00 до 9.00 - 4 балла
- с 10.00 до 14.00 - 3 балла
- с 15.00 до 17.00 - 2 балла
- с 18.00 до 23.00 или с 24.00 до 4.00 - 1 балл
Вопрос 18. В какой час суток вы чувствуете себя «на высоте»?
- с 5.00 до 7.00 - 5 баллов
- с 8.00 до 9.00 - 4 балла
- с 10.00 до 15.00 - 3 балла
- с 16.00 до 20.00 - 2 балла
- с 21.00 до 23.00 или с 24.00 до 4.00 - 1 балл
Вопрос 19. Иногда говорят «утренний человека» и «вечерний человек». К какому типу вы себя относите?
- Четко к утреннему типу – «жаворонок» - 6 баллов
- Скорее, к утреннему типу, чем к вечернему - 4 балла
- Индифферентный тип – «голубь» - 3 балла
- Скорее, к вечернему типу, чем к утреннему - 2 балла
- Четко к вечернему типу – «сова» - 0 балла
На все вопросы ответили? Баллы подсчитали? А теперь определяем кто вы:
«Жаворонок» (четко выраженный утренний тип) - 69 баллов
«Жаворонок-голубь» (слабо выраженный утренний тип) - 59 - 68 баллов
«Голубь» (индифферентный тип) - 42 - 58 баллов
«Голубь-сова» (слабо выраженный вечерний тип) - 31 - 41 баллов
«Сова» (сильно выраженный вечерний тип) - 31 балл.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Результат определения хронобиологического типа учащихся 9 и 11 класса.
Хронотип |
Кол-во баллов |
Хронотип |
Кол-во баллов |
Хронотип |
Кол-во баллов |
«Голуби» |
(42-58) |
«Голуби-совы» |
(31-41) |
«Совы» |
(0-31) |
Книжникова М. |
42,5 |
Неробеева А. |
38 |
Восканян М. |
30 |
Грачева Е. |
44 |
Зорькина К. |
37 |
Голярная С. |
29,5 |
Яцко К. |
56 |
Заец Н. |
35 |
Нефедов А. |
25,5 |
Турлак К. |
52,5 |
Степанов Д. |
33,5 |
||
Орлова Д. |
56,5 |
||||
Павлова Е. |
56 |
||||
Чуваева Е. |
42 |
||||
Ляхова Т. |
44 |
||||
Дутов А. |
54 |
||||
Боброва Д. |
58 |
||||
Попович М. |
49 |
||||
Сагайда Е. |
45 |
||||
Филатова О. |
47 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
Тест «Определение работоспособности (по В.Н. Некрасову)».
Материалы и оборудование: заготовленная схема, секундомер.
Каждому учащемуся предлагают следующие задание: «Перед вами квадрат, состоящий из 16 полей. Каждое из них разделено по диагонали на две части. В прямом углу нижнего треугольника указан его порядковый номер, а в верхнем – те же цифры в беспорядке. Ваша задача найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру». Начало и окончание работы точно фиксируются экспериментатором.
Полученные результаты сравниваем с нормативными по таблице.
Таблица изменения результатов.
Время выполнения задания (с) |
Характеристика работоспособности |
Быстрее 20 сек |
Высокая |
21 - 25 |
Хорошая |
26 - 35 |
Средняя |
36 - 40 |
Пониженная |
41 - 50 |
Очень низкая |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
Результаты определение умственной работоспособности учащихся 9-го и 11-го класса с учетом их хронотипа.
Ученик |
Хронобиологический тип |
|
«Голуби» |
||
08.25 (перед первым уроком) |
15.05 (после седьмого урока) |
|
Книжникова М. |
18,3 сек. |
15,2 сек. |
Грачева Е. |
17,0 сек. |
13,5 сек. |
Яцко К. |
29,8 сек. |
13,2 сек. |
Турлак К. |
19,3 сек. |
16,5 сек. |
Орлова Д. |
10,5 сек. |
22,6 сек. |
Павлова Е. |
20,7 сек. |
12,5 сек. |
Чуваева Е. |
17,1 сек. |
15,8сек. |
Ляхова Т. |
26,4 сек. |
14,2 сек. |
Дутов А. |
12,8 сек. |
10,4 сек. |
Боброва Д. |
23,9 сек. |
21,0 сек. |
Попович М. |
25,5 сек. |
20,5 сек. |
Сагайда Е. |
27,1 сек. |
23,6 сек. |
Филатова О. |
32,6 сек. |
18,9 сек. |
Ученик |
Хронобиологический тип |
|
«Голуби-совы» |
||
08.25 (перед первым уроком) |
15.05 (после седьмого урока) |
|
Неробеева А. |
17,7 сек. |
9,6 сек. |
Зорькина К. |
21,6 сек. |
16,5 сек. |
Заец Н. |
28,6 сек. |
20,5 сек. |
Степанов Д. |
17,8 сек. |
8,5 сек. |
Ученик |
Хронобиологический тип |
|
«Голуби-совы» |
||
08.25 (перед первым уроком) |
15.05 (после седьмого урока) |
|
Восканян М. |
26,7 сек. |
13,0 сек. |
Голярная С. |
27,5 сек. |
16,3 сек. |
Нефедов А. |
36,5 сек. |
19,6 сек. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
Определение умственной работоспособности учащихся 9-го и 11-го класса с учетом их хронотипа.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 8
« Опрос занятости учеников в будни/выходные».
Анкета № 1
Во сколько вы ложитесь спать в будни/выходные?
Во сколько вы просыпаетесь в будни/выходные?
Когда вы делаете домашнее задание?
Когда вам удобней всего делать уроки?
Занимаетесь ли вы спортом? Во сколько и когда?
Спите ли вы днем/ вечером в будни?
32