ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОЧВЫ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОЧВЫ

Хохлова М.А. 1
1
Торова И.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Богата наша земля. Люди разыскали в ней залежи железа, меди, золота, угля, нефти. Им нет цены. И все же самое ценное на Земле - это земля, почва. О земле говорят - плодородная. Она родит плоды – рожь, пшеницу, картофель, овощи, фрукты. Все, что растёт и живет на земле обязано почве. В ней из семян рождаются зеленые росточки, она кормит и поит весь необъятный растительный мир.

Всем известно, что овощи, выращенные своими руками, всегда вкуснее и полезнее. Поэтому заниматься выращиванием овощей на своих приусадебных участках стало актуально. Дачные участки расположены как вблизи города Котласа - Черняги, Вершина, так и в самом городе – на улицах Репина, Полевой. Оказывается, в этих местах почвы по составу разные: песчаные, глинистые, суглинистые. Ежегодно на этих почвах дачники получают урожай овощных культур, который где-то хороший, где-то нет. Почему так происходит? Мы предположили, что образцы почв, взятые с земельных участков, расположенных в разных районах г. Котласа имеют различный механический состав, структуру, а также отличаются содержанием минеральных солей.

Цель нашей работы: сравнить качество почвы с разных земельных участков.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

- собрать и изучить информацию о качестве почвы;

- определить механический состав и структуру почв с разных участков;

-определить содержание минеральных солей в образцах разных почв;

- провести наблюдение за всходами семян капусты, посеянной в разные почвы;

- проанализировать полученные результаты.

В своей работе мы использовали следующие методы:

- работа с литературой

- опыт

- наблюдение

- сравнение

Способ фиксации результатов: фотографирование объектов.

Объект исследования - почва, взятая с разных участков.

Предмет исследования – показатели качества разных образцов почв.

Опыты с почвой и наблюдения проводились в кабинете овощеводства Центра

дополнительного образования города Котласа. Результаты наблюдения фиксировались с помощью фотоаппарата.

Глава 1. Какая бывает почва.

Почва - это верхний плодородный слой земли. Её качество обычно характеризуется механическим составом и структурой. Почва состоит из трех основных компонентов: песка, глины и остатков растений (перегной).1 Он придает почве черный цвет. Чем больше перегноя, тем темнее и плодороднее почва. Почвы бывают разные по составу. В каждой из почв присутствуют вместе, но в разных количествах песок, глина и остатки растений. Если преобладают крупные песчаные частицы, говорят о легких песчаных почвах, если много мелких глинистых – о тяжелой глинистой почве. Если соотношение песка и глины примерно одинаково, то такие почвы называют «суглинистыми».

Так как у меня есть огород, мне было важно узнать состояние почвы на нашем участке. Для этого я взяла почву для исследования со своего огорода и попросила своего педагога принести образец почвы со своего дачного участка. Земельные участки, с которых взяты образцы почвы, находятся на улицах Полевая, Репина, дачный поселок Вершина.

Вариант №1 - образец почвы с участка по улице Полевая;

Вариант №2 - образец почвы с участка по улице Репина-1;

Вариант №3 - образец почвы с дачного участка Вершина-1;

Вариант №4 - образец почвы с дачного участка Вершина-2;

Вариант №5 - образец почвы с участка по улице Репина-2.

Механический состав очень сильно влияет на плодородие почвы. Чем больше песка, тем слабее, она удерживает воду, но при этом корни растений лучше снабжаются воздухом, необходимым им для дыхания. И, наоборот, чем больше глины, тем сильнее удерживается драгоценная влага, но хуже поступает воздух. Поэтому механический состав – одно из первых свойств почв, которое начали изучать люди.

1.1 Для определения механического состава необходимо провести следующий опыт: берём небольшое количество почвы и смешиваем её с водой до густоты теста. Затем из массы делаем шарик. Если шарик разваливается, то почва песчаная. Если шарик образуется с трудом и его раскатать нельзя, то почва супесчаная. Шарик скатывается легко и из него можно раскатать валик, который при сгибание в кольцо дает трещины или разламывается - почва суглинистая. Шарик хорошо лепится, раскатывается в валик, из которого можно сделать не ломающееся кольцо - почва глинистая (приложение 1, фото1-5).

Таким образом, по результатам опыта можно сделать вывод, что

1вариант - ул. Полевая - почва глинистая;

2вариант - ул. Репина 1- почва суглинистая;

3вариант - дачный участок Вершина 1 - почва супесчаная;

4вариант - дачный участок Вершина 2 - почва песчаная;

5 вариант - ул. Репина 2 – торфяная почва.

Структура почвы зависит от механического состава почвы, количества содержащегося в ней перегноя, а также способности удерживать и впитывать влагу. Структура - это способность почвы распадаться на отдельные частицы. Для определения структуры каждый образец почвы насыпаем тонким слоем на лист бумаги и внимательно рассматриваем всю массу почвы, измеряем и сравниваем величину частиц. В результате осмотра оказалась, что в варианте №1 почва имеет более плотную комковатую структуру, чем почва в других вариантах (комки крупнее, чем в варианте 2). Почва во 2-ом варианте имеет мелко-комковатую структуру, что позволяет ей содержать необходимое количество воздуха и хорошо впитывать удерживать влагу. 3-ий вариант - почва с пылевой структурой. Она состоит из отдельных мелких частиц, очень сыпуча, что не позволяет хорошо закрепиться корням растений, и не задерживают влагу. Вариант 4-ый комков не образует (бесструктурная почва). Почва в 5-ом варианте отличается легкостью, рыхлостью и хорошей влагоемкостью (приложение 2, фото 6-10). Структурными считаются такие почвы, которые хорошо разрыхлены корнями растений, имеют комковатую структуру, в порах таких почвах имеется в достатке вода и воздух, а по механическому составу глинистые и суглинистые.

В результате нашего наблюдения делаем вывод, что структурной почвой в исследуемых образцах оказалась почва в вариантах 1 и 2. Мелкозернистую структуру имеет также почва в варианте 5.

1.2 Кроме основных компонентов в состав почвы входит воздух, вода и минеральные соли 1. Для определения наличия минеральных солей в почвах необходимо провести следующий опыт: в емкости насыпаем по 2 столовых ложки почвы от каждого образца, соответственно каждому варианту. Затем в емкости наливаем такое количество воды, чтобы ее уровень был на 1-1,5 см выше уровня почвы (приложение 3, фото11). Содержимое емкостей хорошо перемешиваем и оставляем на несколько дней. За это время вещества, содержащиеся в почве, растворяются и переходят в воду. Чтобы процесс шел быстрее, почву в емкостях необходимо часто перемешивать. Дождавшись, когда в очередной раз муть осядет, и вода станет прозрачной, необходимо профильтровать почвенный раствор через фильтровальную бумагу. Профильтрованная жидкость разливается в небольшие емкости, соответствующие каждому варианту (приложение 3, фото 12,13). Затем емкости помещаются в теплое место (на батарею центрального отопления). После выпаривания на дне емкостей остался белый налет во всех вариантах, кроме 5-го. В варианте 1 видны крупные нитевидные образования (приложение 4, фото 15).В вариантах 2,3,4 видны белые пятна различной величины. Их можно увидеть под микроскопом (приложение 3, фото 14). Выделенные вещества образованы кристаллами солей, содержащихся в почве. Сравнивая их размер, можно сделать вывод, что в варианте 1 и 2 содержится значительно больше солей, кристаллы крупнее, чем в вариантах 3и 4. (приложение 4, фото 16-19).

Глава 2. Наблюдение за всходами семян капусты, посеянные в разные почвы.

На занятиях в клубе Юных биологов в Центре дополнительного образования мы провели опыт по выращиванию семян капусты в разных почвах. Для этого мы взяли семена ранней капусты сорт «Июньская». Отсчитали одинаковое количество семян (25 штук). В каждый образец почвы были посеяны семена. Все ёмкости с посаженными семенами поставили в одинаковые условия и обеспечивали надлежащий уход.

Содержание наблюдений:

  1. Посев семян в емкости – 14 февраля 2016г. (приложение 5, фото 20)

  2. Появление первых всходов – 16 февраля в 1-ом варианте; 17 февраля во 2-ом варианте.

Описание наблюдения:

На второй день появилась петелька всходов капусты в 1-ом варианте, в других вариантах всходов не наблюдалась. На третий день всходов много и дружные (11 шт.) в 1-ом варианте, 2-ой вариант - всходов меньше-6 шт., в 3;4;5-ом вариантах появились по 1-2 проростка капусты (приложение 5, фото 21).

В результате наблюдения выяснялось, что всходы быстрее и дружнее появились в 1-ом и во-2-ом вариантах. Так как почва в этих вариантах структурная, в ней содержится больше воздуха и дольше удерживается влага, а для начального этапа прорастания семени это очень важно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, наше предположение подтвердилось. Образцы почв, взятые с земельных участков, расположенных в разных районах города Котласа имеют различный механический состав, структуру, а также отличаются содержанием минеральных солей.

По результатам работы можно сделать вывод, что наиболее благоприятной для выращивания овощных культур является суглинистая почва - вариант 2. Она хорошо разрыхлена корнями растений, имеет мелко-комковатую структуру, в порах таких почвах имеется в достатке вода и воздух. В достатке имеются в ней и минеральные соли. Вариант 1-глинистые почвы, более плотные, но тоже структурные почвы, содержать наибольшее количество минеральных солей, чем другие испытуемые почвы. Структуру глинистой почвы (вариант 1) необходимо улучшить, сделать более рыхлой. Для этого в них можно добавить песок или перегной.

Супесчаная (вариант 3) и песчаная (вариант 4) почва содержит небольшое количество минеральных солей, которые быстро проникают вглубь почвы и вымываются из них. Поэтому, для создания хорошей структуры на данных почвах, в них необходимо внести торф и глину.

Торфяные почвы (вариант 5), хотя и имеют темный цвет, не всегда считаются признаком плодородия. Так как питательные вещества, которые содержатся в торфе, не всегда могут быть использованы растениями. Необходимо время, чтобы питательные вещества стали лучше усваиваться растениями, а это медленный процесс. Но так как торфяная земля обладает легкостью, рыхлостью и хорошей влагоёмкостью, её добавляют в глинистые и песчаные почвы для улучшения их структуры.

Считаю что цель, поставленная в начале работы, достигнута. Определено качество почв с разных приусадебных участков города Котласа и района, проанализированы результаты и даны рекомендации. Я узнала, какая почва на моем приусадебном участке, и поняла почему « комфортно» чувствуют на нашем огороде капуста, свекла, морковь и другие овощи. Ведь принесенный мною образец-вариант 2- суглинистая почва. Считаю, что необходимо продолжить работу над данной темой, а именно определить кислотность почв данных участков и её влияние на урожайность овощных культур.

Список литературы

  1. Буковская Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. –с. 192.

  2. Опытно-практические работы учащихся на пришкольном участке: методические рекомендации для учителей начальных классов /Авт.- сост. М. Н. Колбасенко, Л. В. Трапезникова - Архангельск, 1987г.

  3. Шорыгина Т.А. Овощи. Какие они? – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – с. 88.

  4. Интернет ресурс: Рыжова Н. А. Экологическая сказка «Как медведь пень потерял». dob.1september.ru/view_article.php?ID=200801505

Приложение 1. Определение механического состава почвы.

Фото 1. Песчаная почва Фото 2. Супесчаная почва

Фото 3. Суглинистая почва.

Фото 4. Глинистая почва. Фото 5. Торфяная почва.

Приложение 2. Определение структуры почвы.

Фото 6. Глинистая почва Фото 7. Суглинистая почва

Фото 8. Супесчаная почва Фото 9. Песчаная почва

Фото 10. Торфяная почва

Приложение 3. Определение минеральных солей в почвах.

Фото 11. Приготовление почвенных растворов для определения минеральных солей.

Фото 12 и 13.Фильтрование почвенных растворов.

Фото 14.Определение минеральных солей.

Приложение 4. Образцы минеральных солей под микроскопом.

Фото 15. Вариант 1 Фото 16. Вариант 2

Фото 17. Вариант 3 Фото 18. Вариант 4

Фото 19. Вариант 5

Приложение 5. Опыт по выращиванию семян капусты в разных почвах.

Фото 20. Посев семян капусты.

Фото 21. Всходы семян капусты на 3-ий день.

Просмотров работы: 2866