ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ШКОЛЬНИКОВ

Петреченко А.А. 1
1Увельская СОШ №1
Казакова А.Э. 1
1Увельская СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Человеческая нога от природы очень хорошо сконструирована. Стопа человека в процессе эволюции приобрела форму, позволяющую равномерно распределять нагрузку. Но идеальная стопа встречается менее чем у половины человечества. Плоскостопие является одним из распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата. По статистике женщины подвержены этому заболеванию в 4 раза больше чем мужчины. В 3% случаев плоскостопие регистрируется с самого рождения, к двум годам у 24% детей, к четырём годам у 32% детей, к семи годам у 40% детей, уже после 11 лет половина подростков страдает плоскостопием. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации, так как им страдают 80% населения Земли.

Плоскостопие - трудноизлечимая болезнь. Для излечения его порой прибегают к оперативным вмешательствам. Все специалисты единогласны: лечение плоскостопия более трудная задача, чем его предупреждение. Однако немало детей страдают от этого недуга именно из-за не принятых вовремя мер профилактики плоскостопия.

Цель исследования: Выявить наличие плоскостопия у школьников 8 «В» класса Увельской МБОУ СОШ № 1 и изучить методы по профилактике данного заболевания.

Задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме исследования.

  2. Исследовать стопы школьников с помощью методик: Штритер, Чижина.

  3. Обобщить и проанализировать полученные данные анкетирования.

  4. Выявить возможные причины плоскостопия у детей школьного возраста.

  5. Выявить наиболее доступные методы профилактики плоскостопия у школьников.

  6. Провести классный час с целью информированности учащихся о причинах плоскостопия и возможных профилактических мероприятий.

Объект исследования: учащиеся 8 «В» класса Увельской средней общеобразовательной школы № 1. В исследование приняли участие 21 учащийся.

Предмет исследования: анкеты, отпечатки стоп-плантография.

Материал и методы исследования: диагностика плоскостопия методами плантографии по И. М. Чижину и В. А. Штритер.

Практическая значимость результатов исследования: материалы исследования могут быть использованы для работы учителей – предметников и классных руководителей образовательных учреждений.

Глава 1. Обзор литературы по данной теме

  1.  
    1. Плоскостопие: виды, симптомы, причины

Плоскостопие — деформация стопы, характеризующаяся понижением ее сводов. Непосредственно стопа осуществляет функцию опоры человека, движения и амортизации за счет сложного строения. При нормальном физиологическом строении стопа имеет два свода - поперечный (между основаниями пальцев) и продольный (по внутреннему краю стопы). Своды носят функцию амортизаторов и смягчают тряску при ходьбе. Костно-связочный аппарат стопы работает хорошо тогда, когда нагрузка, которая приходится на стопу, полностью уравновешивается. При ослаблении мышц и связок, которые соединяют 26 костей стопы, происходит проседание сводов и уплощение, что ведет к потере рессорной функции. При плоскостопии эта функция переходит на позвоночник, коленный, голеностопный и тазобедренный сустав. Данные суставы не предназначены выполнять эту функцию, и справляются с ней плохо, вследствие чего быстро выходят из строя.

Существует достаточно много состояний, которые приводят к плоскостопию, вот некоторые из них:

•Врожденная плоская стопа достаточно редкая патология встречается в 11,5 % от общего числа заболеваний стопы. Причиной могут быть различные патологии внутриутробного развития плода, вследствие ионизирующего излучения, вредных привычек матери.

•У детей с рахитом развивается рахитическая стопа, в результате снижения выработки витамина Д снижается прочность костей при механической нагрузке, ослабляется мышечно-связочный аппарат.

•Паралитическое плоскостопие развивается после перенесенного полиомиелита, и степень плоскостопия находится в прямой зависимости от степени выраженности паралича.

•Травматическое плоскостопие развивается при переломах костей стопы или при неправильно сросшихся переломах.

•Статическое плоскостопие - один из самых распространенных видов плоскостопия. Основными причинами его является снижение тонуса мышц, чрезмерное переутомление в связи с длительным пребыванием на ногах.

Обычно человек, который проводит много времени на ногах, не замечает развития плоскостопия, а появление болей и неприятных ощущений в ногах и ступнях связывает с усталостью. Есть несколько основных признаков, по которым можно заподозрить развитие этого заболевания:

• Ноги к концу рабочего дня начинают отекать, появляются следы от носков, возможно появление чувства тяжести и судороги, которые могут быть не продолжительными и проходить после массажа.

• Обувь начинает изнашиваться значительно быстрее, чем раньше, преимущественно с внутренней стороны.

• Периодически создается ощущение, что нога увеличилась в длине, из-за этого приходится покупать обувь на размер больше.

•Походка становится тяжелой, неестественной, появляется косолапее, нарушается осанка.

• Главным сигналом о болезни является боль в стопе, икроножных мышцах, под коленом, ломят косточки предплюсны.

Существует несколько стадий деформации стопы, прохождение которых приводит к полному клиническому плоскостопию. Выделяют продромальную стадию, стадию перемежающегося плоскостопия, стадию развития плоской стопы, стадию плосковальгусной стопы и контрактурное плоскостопие.

Первая стадия плоскостопия проявляется болью в стопе и икроножной мышце после длительной нагрузки на стопу, статистического характера, появляется выраженное ощущение усталости.

В стадию перемежающего плоскостопия характеризуется усилением болей к концу дня, боль возникает вследствие перенапряжения связочного аппарата стопы, который поддерживает оптимальное положение стопы. Повышенная утомляемость не редко появляется в середине дня, и людям с начинающимся плоскостопием приходится менять вид деятельности или чаще отдыхать. Продольный свод стопы к концу рабочего дня визуально уплощается, однако после отдыха, особенно по утрам, высота свода восстанавливается.

Стадия развития плоской стопы возникает, когда вследствие дальнейшего переутомления мышц голени и стопы продольный свод стопы не в состояние после отдыха восстановится. У больного быстро развивается усталость вследствие переутомления мышц. Боль становится постоянной и ноющей в результате пере растяжения связочного аппарата. Уменьшается высота продольного свода за счет удлинения стопы и расширения ее продольной части. Изменяется походка, ограничивается объём движений в суставе стоп [2].

  1.  
    1. Методы профилактики плоскостопия у школьников

В профилактике плоскостопия ведущее место отводится физическому труду и занятиям лечебной физкультурой. Спортивные занятия должны быть ежедневными и интенсивными, только тогда восстановительные процессы сохраняют высокий функциональный потенциал органа. Важно шире и активнее использовать уроки физкультуры в школе, позволяющие значительно укреплять мышечно-связочный аппарат стопы.

Для обеспечения нормальной деятельности стопы определенные требования предъявляются и к обуви: она обязательно должна быть по размеру стопы, препятствовать застойным явлениям в стопе, предупреждать статическое отягощение пассивных тканей и содействовать работе мышц и связок, быть по сезону и соответствовать роду деятельности человека. Необходим и рациональный режим нагрузки на стопы. Полезно ходить босиком по песку, рыхлой почве, песчаному берегу водоема, гальке и т.д. Нельзя ходить в помещении в утепленной обуви, не рекомендуется стоять длительное время, особенно с разведенными стопами и значительным грузом, не рекомендуется чрезмерная по продолжительности ходьба босиком или в обуви с мягкой подошвой по асфальту и плотной почве.

Важным элементом лечения и реабилитации является использование физиотерапевтических процедур (теплые ванны, лампа Соллюкс, локальное отрицательное давление и другие) и массажа стоп и в целом нижних конечностей. Сложные деформации требуют изготовления и ношения ортопедической обуви или оперативного лечения [4].

Физические упражнения, рекомендуемые при плоскостопии (по Т. А. Фонаревой):

В исходном положении лежа на спине:

1. Поочередно и вместе оттягивать носки стоп с одновременным их супинированием.

2. Поочередно и одновременно приподнимать пятки от опоры (пальцы касаются опоры).

3. Ноги согнуть в коленях, бедра разведены, стопы соприкасаются друг с другом подошвенной поверхностью. Отведение — приведение пяток с упором на пальцы стоп.

4. Скользящие движения стопой одной ноги по голени другой, охватывая ее. То же другой ногой.

В исходном положении сидя:

5. Ноги согнуть в коленях, стопы параллельны, приподнимать пятки вместе и поочередно.

6. Производить тыльное сгибание стоп поочередно.

7. Приподнимать пятку одной ноги с одновременным тыльным сгибанием стопы другой ноги.

8. Положив ногу на колено другой ноги, проделывать круговые движения стопы в обе стороны. То же другой ногой.

9. Захватывать пальцами стоп мелкие предметы и перекладывать их.

10. Сидя по-турецки, подогнуть пальцы стоп, наклоняя туловище вперед, встать, опираясь на боковую поверхность стоп.

В исходном положении стоя:

11. Стопы параллельны, на ширине ступни, руки на пояс: а) подниматься на носки двух ног и попеременно; б) приподнимать пальцы стоп с опорой на пятки обеих ног и попеременно; в) перекат с пяток на носки и обратно.

12. Полуприседание и приседание на носках, руки в стороны, вверх, вперед.

13. Стопы параллельны, переход в положение, стоя на наружных сводах стопы; поочередное поднимание пяток, не отрывая пальцев от пола, ходьба на месте.

14. Стоя на гимнастической палке (палка поперек стоп), стопы, параллельно. Полуприседания и приседания в сочетании с движениями рук.

15. Стоя на рейке гимнастической стенки, хват руками на уровне груди, полуприседания и приседания.

16. Стоя на набивном мяче. Приседания в сочетании с движениями рук.

Упражнения в ходьбе: на носках, на наружных сводах стоп, с поворотом стоп на носках с полусогнутыми коленями, на носках, высоко поднимая колени и выдвигая ноги вперед за счет сгибания пальцев, по ребристой доске, по скошенной поверхности (пятки к вершине), по наклонной плоскости на носках (вверх и вниз) [3].

Глава 2. Результаты исследования

2.1. Анкетирование

У учащихся 8 «В» класса мы провели анкетирование с целью выяснения уровня информированности о плоскостопии (анкету смотреть в приложении №1).

Результаты анкетирования приведены в диаграммах.

По результатам анкетирования мы выяснили, что все ученики знают про заболевание, но лишь 29% учащихся проинформированы о последствиях плоскостопия и знают меры профилактики этой болезни. 43% учащихся ощущают боли в ногах после долгой ходьбы или больших физических нагрузок, и лишь 19% школьников знают, что у них есть плоскостопие и они занимаются профилактикой и лечением этого заболевания. 67% учеников ведут малоподвижный образ жизни.

2.2. Плантография стоп

Для диагностики плоскостопия у школьников мы пользовались методами плантографии по И. М. Чижину и В. А. Штритер (Смотреть приложение № 2). Плантография – это метод получения графического «отпечатка» подошвенной поверхности стоп.

Анализируя полученные данные тестирования, получили следующие результаты.

У 8 человек (38% учащихся) наблюдается плоскостопие, у 3человек (14% учащихся), у 10 человек (48% учащихся) - нормальная стопа.

Заключение

Цель нашего исследования заключалась в выявлении плоскостопия у школьников 8 «В» класса, а также в изучение методов, направленных на профилактику плоскостопия. Мы считаем, что в процессе исследования все поставленные задачи были решены.

В ходе работы, мы изучили научную литературу, познакомились с методами диагностики плоскостопия, а также научились определять разные виды плоскостопия. Зная результаты диагностики и методы профилактики плоскостопия, я совместно с учителем провела классный час «Профилактика плоскостопия» с целью информированности учащихся о заболевании опорно-двигательного аппарата.

Согласно проведенному исследованию, мы пришли к следующим выводам:

  1. Мы выявили наличие плоскостопия у 38% учащихся нашего класса.

  2. Высокий процент заболеваемости связан с малоподвижным образом жизни, а также низким уровнем информированности учащихся о плоскостопии.

  3. Для решения данной проблемы были предложены допустимые методы профилактики.

Список литературы

  1. Айзман Р. Способы определения плоскостопия // Спорт в школе. – 2008. № 13.

  2. Жумагазиев Е. Н. Плоскостопие // Медицинский журнал о здоровье. – 2016.

  3. Попов С. Н. Физическая реабилитация: учебное пособие для академии и институтов физической культуры. – Ростов–на–Дону, - М.: Феникс, 2005г.

  4. Прокопьев Н. Я. Плоскостопие у детей // Вестник Тюменского государственного университета. – 2004. - № 3.

  5. Прокопьев Н. Я., Романова С. В. Спорт и плоскостопие // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 525-529.

Приложение

Приложение №1.

Анкета

  1. Выберите пол:

А) Мужской Б) женский

2. Знаете ли вы, что такое плоскостопие?

А) да Б) нет

3. Знаете ли вы о последствиях плоскостопия?

А) да Б) нет

4. Есть ли у вас такое заболевание?

А) Да Б) нет В) не знаю

5. Кто-нибудь страдает плоскостопием в вашей семье?

А) да Б) нет В) не знаю

6. Какой образ жизни вы ведете?

А) малоподвижный образ жизни Б) активный образ жизни

7. Знаете ли вы какие-нибудь упражнения для профилактики плоскостопия?

А) да Б) нет

8. Бывают ли у вас боли в ногах после долгой ходьбы или больших физических нагрузок?

А) да Б) нет

Приложение №2.

Инструкция: Возьмите чистый лист бумаги, положите его на пол. Намажьте ступни жирным кремом и встаньте на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге останется четкий отпечаток ваших стоп. Обведи отпечаток цветным карандашом.

Метод В. А. Штритера.

  1. К наиболее выступающим точкам внутренней части отпечатка проводится касательная линия (АБ).

  2. Находится середина отрезка АБ.

  3. Из середины отрезка АБ возводится перпендикуляр (ВД) до пересечения с наружным краем отпечатка.

  4. Отмечаются точки Г — в месте пересечения перпендикуляра с внутренней частью отпечатка стопы и Д — в месте пересечения перпендикуляра с наружной частью отпечатка стопы.

  5. Измеряются отрезки ГД и ВД.

Индекс, используемый для характеристики формы стопы, рассчитывается по формуле: I = ГД * 100 / ВД

Оценка результатов:

00,0–36 — экскавированная стопа

36,1–43 — субэкскавированная стопа

43,1–50 — нормальная стопа

50,1–60 — уплощенная стопа

60,1–70 — плоскостопие [5].

Метод И. М. Чижина.

  1. Проводится касательная АВ к наиболее выступающим точкам стопы с внутреннего края.

  2. Через середину пятки к основанию 2 пальца проводят линию СД, на которой находится середина, через которую восстанавливается перпендикуляр ЕF до пересечения с касательной АВ в точке «в» и с наружным краем отпечатка в точке «а» и внутренним краем отпечатка в точке «б».

  3. Измеряются отрезки аб и бв.

Индекс, используемый для характеристики формы стопы, рассчитывается по формуле: ИЧ = (аб / бв)

Оценка результатов:

0,0–1 — стопа не уплощена.

1,1–2 — уплощена (умеренное плоскостопие).

2,1 и более — стопа плоская [1].

Просмотров работы: 2945