КАК ВЫРАСТИТЬ ПОЛЕЗНЫЙ ТОМАТ?

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КАК ВЫРАСТИТЬ ПОЛЕЗНЫЙ ТОМАТ?

Булатов К.И. 1
1
Хисматуллина Е.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

C приходом весны, родители выращивают томаты на рассаду, чтобы потом пересадить их на открытый грунт. Обратил внимание, что одним из первых овощей, которые сажают родители дома в ящики, является томат. Он быстрее всех дает всходы, чтобы в дальнейшем пересадить в теплицу. Заинтересовало, как влияют на полезность томата, разные способы выращивания.

Томатизвестен людям давно. Название помидор происходит от итал. pomo d'oro — золотое яблоко. Настоящее название было у ацтеков — матль, французы переделали его в фр. tomate (томат).

Родина — Южная Америка, где до сих пор встречаются дикие и полукультурные формы томата. Перуанские индейцы (ацтеки и инки) использовали их в пищу еще в V веке до новой эры. Они называли это растение “томати”, в других племенах — “томатль”, что означает “крупная ягода”. В середине XVI века томат попал в Испанию, Португалию, а затем в Италию, Францию и другие европейские страны. В XVIII веке томат попадает в Россию, где вначале возделывался как декоративное растение.

Актуальность данной темы очевидна, какой томат полезнее - выращенный с использованием органических или минеральных удобрений или без их использования.

Объект исследования: томат.

Предмет исследования: условия произрастания томата.

Цель исследования: изучить условия произрастания томата в течение весенне-летнего периода в теплице и в открытом грунте.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу: изучить биологические особенности томата, правила посадки и ухода за растением.

2. Провести ряд экспериментов с целью выяснить: влияет ли использование минеральных и органических удобрений на состав томатов, а также на рост и количество плодов.

3. Провести социологический опрос среди обучающихся 3-их классов с целью выяснить, выращивают ли семьи ребят томаты на приусадебных участках и знают ли о его полезных свойствах.

4. Разработать рекомендации по выращиванию томатов и выпустить книгу «Помидор, он же томат».

Гипотеза исследования: основу гипотезы составило предположение о том, что удобрения влияют на количество нитратов содержащееся в томате.

Теоретическая значимость: систематизация материала по данной теме.

Практическая значимость: данная работа может быть использована при проведении уроков окружающего мира и биологии, в повседневной жизни.

Методы исследования:

Метод поиска информации

Наблюдение

Эксперимент

Обработка и анализ результатов исследования

Анкетирование

Место исследования: РБ, Туймазинский район, с.Николаевка, огород возле дома.

Время исследования: 1 апреля 2015г.- 15 сентября 2015 г.

Глава 1. А овощ ли - томат?

  1.  
    1. Биологические особенности томата

Ознакомившись с книгой «Плоды земли», где рассказывается о томате, прочитали, что все дикорастущие виды (их по - видимому 5 или 6) происходят из Южной Америки, с узкой полосы, протянувшейся вдоль берега океана между Эквадором и Северной частью Чили, а также с Галапагосских островов [3,с. 228].

Становление культурных форм происходило, следовательно, в этом же регионе, предположительно на территории, лежавшей по обе стороны границы между современным Перу и Эквадором. Здесь обнаружены свидетельства этого, относящееся еще к доисторическим (до начала нашей эры) временам. Испанцам мы обязаны перенесением культуры томата в Южную Европу, где уже в XVI веке его плоды охотно ели сырыми, делая из них салаты. Но в остальных районах Европы томат был встречен с большим недоверием, его считали ядовитым, в крайнем случае признавали декоративным или лекарственным растением. Только в конце XVIII и в начале XIX столетий к нему постепенно стали относится как к овощному растению, в это время он попадает в Россию, а примерно 70 лет назад он за короткий срок приобрел исключительно популярность, и теперь, практически нельзя найти огороды, даже маленького где бы не выращивали томаты.

Томат - по своей природе растение многолетнее, но культивируют его как однолетнее. Подобно многим пасленовым, он имеет побеги сложного симподиального строения; они покрыты железистыми волосками, выделения которых обусловливают резкий запах всего растения. Листья у него прерывисто- перистые, а соцветия- завитки. Наряду с формами, стебли которых неограниченно растут в длину и требуют от своего развития опоры, имеются и настоящие кустистые формы, заканчивающие рост побегов образованием соцветия на вершинах. Окраска, форма и величина плодов этого культурного растения чрезвычайно разнообразна. Известны сорта с красными, розовыми, желтыми и оранжевыми плодами, с плодами шаровидной, грушевидной, сливовидной и яйцевидной формой, с гладкими и ребристыми плодами [4,

с. 226].

Много интересного о томатах мы узнали из сети Интернет, например, что: немецкие ученые хотят выяснить, можно ли выращивать томаты в условиях невесомости. Они намерены запустить на орбиту спутник со специально разработанными для этого теплицами, сообщила пресс-служба Университета имени Фридриха-Александра в Эрлангене и Нюрнберге. В космическом исследовании этот вуз участвует совместно с Германским аэрокосмическим центром /DLR/ в Кельне. Согласно планам ученых, эксперимент начнется весной 2016 года. На орбиту спутник с теплицами доставит одноразовая ракета-носитель "Фэлкон-9". Запуск будет осуществлен с базы ВВС США Ванденберг в штате Калифорния. Исследование продлится около года, полив растений будет производиться автоматически.

Спорный вопрос к чему относить томаты. Ботаника утверждает, что они относятся к ягодам. А 1893 году Верховный суд США велел называть томаты овощами. А в 2001 году Евросоюз принял решение относить их к фруктам.Если считать томаты фруктами, то стоит рассказать об их лидирующих позициях в производстве. Каждый год на планете выращивают свыше 60 миллионов тонн томатов, что больше на 16 миллионов количества произведенного банана. Яблоки занимают третье место – 36 миллионов тонн.

  1.  
    1. Особенности выращивания томатов

1. Томаты - теплолюбивые растения, поэтому для них важно соблюдать температурный режим. Для рассады оптимальная температура— 20—25 °С. Для того, чтобы хорошо отрастали корни и не вытягивался стебель, от появления всходов до первых настоящих листочков температуру необходимо немного снизить. При резких колебаниях температуры от 25 до 10 °С происходит опадение цветков, а при температуре выше 35 °С пыльца не созревает, а зеленые плоды не краснеют. Заморозки до 1-2 °С губительны для них.

2. Томатам очень важен свет. При его недостатке они вытягиваются, стебли формируются тонкие с мелкими светлыми листочками.

При продолжительной пасмурной погоде, когда солнечного света недостаточно, качество плодов ухудшается. Ультрафиолетовые лучи способствуют накоплению в растениях витамина С, повышается их холодостойкость.

3. В период формирования плодов томата требуется обильный, но редкий полив. Вода для полива должна быть прогретой. Перепады влажности приводят к ухудшению качества плодов, переувлажнение почвы приводит к грибковым заболеваниям, опадают цветы и корни начинают гнить.

4. Почва удобряется в меру. В течение сезона требуются подкормки, особенно минеральными удобрениями.

  1.  
    1. Польза томатов

Томаты не только благоприятно влияют на организм, но и на наше настроение. В них есть органическое вещество тирамин, которое в организме превращается в серотонин. Благодаря этому они поднимают настроение и помогают бороться со стрессовыми состояниями. В них содержится мощный природный антиоксидант – ликопин, придающий им красный цвет. Лечебное действие ликопина основано на защите организма от злокачественных клеток и мутаций ДНК. При термической обработке с высокой температурой, количество ликопина увеличивается в несколько раз. К тому же он лучше усваивается при наличии жиров, поэтому салат, в состав которого входят томаты, лучше всего заправлять растительным маслом. Прочитав книгу А.Марковой «Травник: золотые рецепты народной медицины» [2, с.848] узнали, что по содержанию железа томаты превосходят куриное мясо и молоко в несколько раз. Так же ониукрепляют нервную систему, обладают противовоспалительным и антибактериальным действием, улучшают работу пищеварительной системы, нормализуют обмен веществ. В этой книге приведены также рецепты из томатов, для лечения следующих болезней: кашель, малокровие, атеросклероз, нарушение обмена веществ.

Из книги Рима Ахмедова «Растения – твои друзья и недруги» [5, с. 317] узнали о лечебных свойствах томатов: они необходимы больным с нарушениями обмена веществ, с заболеваниями сердечно- сосудистой системы, способствуют снижению холестерина в крови и понижения кровяного давления. Свежий томатный сок - эффективное средство для лечения язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Томаты противопоказаны при желчно – каменной болезни, а консервированные соленые и маринованные не рекомендуются при сердечно – сосудистых заболеваниях и болезнях почек

Выводы по главе 1

Узнали, что томаты с точки зрения ботаники – ягоды, в США томаты являются овощами, а в Европе их относят к фруктам.Также узнали, что томаты по производству, среди фруктов и овощей, занимают первое место на планете, что существует невообразимое множество форм, размеров, окраски и вкусовых качеств их плодов.

С интересом узнали историю появления томатов в Европе, а затем и в России.

Томаты - теплолюбивые однолетние растения, семейства паслёновых, для них очень важен свет. При его недостатке они вытягиваются, стебли формируются тонкие с мелкими светлыми листочками. В зависимости от климата, способа выращивания и сорта - созревают плоды за 90 - 160 день после появления всходов.

Так же мы узнали о полезных свойствах томата и содержании в нем большого количества веществ, оказывающих лечебный эффект, в частности что в них есть мощный природный антиоксидант – ликопин и что при термической обработке его количество увеличивается в несколько раз, что по содержанию железа томаты превосходят куриное мясо и молоко в несколько раз.

Глава 2. Практическая работа по изучению биологических особенностей томата

Изучив и проанализировав литературу, мы познакомились историей появления томатов в нашей стране, с его биологическими особенностями, правилами посадки и ухода за растением и его полезными свойствами. Мы наметили следующие этапы исследования:

1. Провести ряд экспериментов с целью выяснить: влияет ли использование минеральных и органических удобрений на рост и урожайность; выяснить, питательную ценность томатов

2. Провести социологический опрос среди учеников 3-их классов с целью выяснить, выращивают ли семьи ребят томаты на своих огородах и знают ли о его полезных свойствах.

3. Разработать рекомендации по выращиванию томатов и выпустить книгу «Помидор, он же томат».

  1.  
    1. Томаты в нашем огороде

Изучив литературу и познакомившись с правилами посадки и ухода за растением, мы запланировали провести ряд экспериментов.

5 июня 2015 года мы пересадили из теплицы в открытый грунт рассаду томатов сортов: «Большая малина» и «Дама» (Приложение 1,2,3). Посадили в три ряда по три корня томата (Приложение 4). Первый вид (№1) удобряли органическим удобрением (коровяком), второй (№2) - минеральным удобрением (Приложение 5), а третий вид (№3) - удобрения не вносили. 6 июня саженцы были вялыми. На третий день томаты поднялись и пошли в рост.

1 эксперимент. Цель: выяснить как влияют удобрения на рост.

Рассада томатов под №1 высажена в лунки удобренные навозом, и периодически (1 раз в 2 недели) подкармливали органикой. Еженедельно проводили замеры роста рассады (Приложение 5, фото№1). По результатам замеров выяснили, что данные томаты дали максимальный рост по сравнению с другими экземплярами (Приложение 11).

2 эксперимент. Цель: выяснить, как влияют удобрения на количество плодов.

Рассада томатов под №2 высажена в лунки без внесения удобрений, также периодически (1 раз в 2 недели) подкармливали минеральными удобрениями. В результате подсчета количества плодов (Приложение 5, фото№2,3), выяснили, что максимальное их количество было на экземплярах рассады под №2.

3 эксперимент. Цель: выяснить, как влияют удобрения на содержание в плодах вредных веществ.

Рассада томатов под №3 высажена в лунки без внесения удобрений, подкормок удобрениями не проводилось. Для определения содержания вредных веществ в плодах, экземпляры всех трех видов томатов были проверены в Туймазинском межрайонном филиале Центра гигиены и эпидемиологии на универсальном приборе рН-метр-иономере "Эксперт-001" с функцией измерения нитратов и нитритов в соответствии с имеющимися ГОСТ и аттестованными методиками выполнения измерений (Приложение 9), где по результатам проведенных анализов выяснилось, что наименьшее содержание нитратов наблюдалось в плодах экземпляра под №3 (Приложение 13).

II.2. Социологический опрос

На следующем этапе нашего исследования мы провели опрос среди учеников 3-го «в» класса с целью выяснить, выращивают ли семьи ребят томаты на своих огородах и знают ли о его полезных свойствах. В опросе приняло участие 25 человек(Приложение 14).

Выращивают томаты у себя на огороде — 52% (13 учеников). О полезных его свойствах знают 56% (14 учеников), но, к сожалению, назвать какую пользу он приносит нашему организму смогли лишь 36% (9 учеников).

II.3. Рекомендации

В результате социологического опроса, мы выяснили, что есть семьи ребят, которые выращивают томаты у себя в огородах. Также мы разработали и выпустили книгу про томаты «Помидор, он же томат» (Приложение 14).

Познакомили ребят, которые приняли участие в социологическом опросе, с полезными свойствами томата(Приложение 15).

Выводы по главе II

Таким образом, мы провели ряд экспериментов. В результате первого эксперимента, выяснили, что органические удобрения влияют на рост томатов и самое высокое содержание нитратов, но никак на их количество.

В результате второго эксперимента, выяснили, что минеральные удобрения повлияли на урожайность, так же на окраску плодов, внешний вид у плодов данного экземпляра был более привлекательным, чем у предыдущего. По высоте растений были средние показатели.

В третьем эксперименте выяснили, что если не вносить удобрения при посадке и не удобрять в процессе роста, то плоды томата будут с минимальным содержанием нитратов. Нитраты – соли азотной кислоты, природные соединения. Человеку нитраты необходимы в ограниченном количестве: они участвуют в синтезе белков и нуклеиновых кислот. Но в случае увеличения концентрации нитратов в растениях при помощи удобрений, они становятся токсичными для организма. Минимальный показатель нитратов в томатах это залог здоровья.

Заключение

В результате выполненной работы мы изучили и проанализировали литературу. Узнали, что томат – однолетнее растение, семейства паслёновых. В зависимости от климата, способа выращивания и сорта - созревают плоды за 90 - 160 день после появления всходов. Так же мы узнали о полезных свойствах томата и содержании в нем большого количества веществ, оказывающих лечебный эффект.

Мы провели ряд экспериментов, чтобы изучить условия произрастания редиса в течение весенне-летнего периода в открытом грунте и в домашних условиях.

В результате первого эксперимента, мы выяснили, что томаты, выращенные с применением органических удобрений дали максимальный рост по сравнению с другими экземплярами.

Второй эксперимент показал, что применение минеральных удобрений, влияет на количество плодов.

Третий эксперимент показал, что не применяя никаких удобрений, получаются плоды с наименьшим содержанием нитратов.

На следующем этапе нашего исследования мы провели опрос среди учеников 3-го «в» класса с целью выяснить, выращивают ли семьи ребят томаты на своих огородах и знают ли о его полезных свойствах. Большая часть опрошенных знают, что томат полезен нашему организму, но какую пользу он приносит, к сожалению, многие не смогли сказать. Поэтому на заключительном этапе нашего исследования мы разработали книгу «Помидор он же томат» по выращиванию томата, а также про вкусные и полезные рецепты. Ознакомили ребят, которые приняли участие в социологическом опросе, о полезных свойствах томата.

Таким образом, наша гипотеза о том, что удобрения влияют на количество нитратов содержащееся в томате подтвердилось.

Томат выращенный на своем приусадебном участке без удобрений является экологически чистым продуктом на нашем столе. Сочный и спелый, красивый по внешнему виду, он является прекрасным дополнением и украшением овощного салата и многих других блюд. Приятного аппетита!

Список литературы

  1. Ахмедов Р.Б.. «Растения твои друзья и недруги». Уфа., 2007г. – 235стр.

  2. Алпатева А.В. «Помидоры» М.,1990 г. – 180стр.

  3. Гавриш С.Ф. «Томаты» М.,1992 г. – 195стр.

  4. Игнатьева И.П., Постников А.Н. «Плодовые и овощные культуры». М., 1992 г. – 120стр.

  5. Макарова А. «Травник» М.2007 г. – 240 стр.

  6. Папонов А.С., Гордеев В.А. «Зеленые культуры». М., 1999г. – 210стр.

  7. Франке Г., Хаммер К., «Плоды земли» М.,1989 г. – 265стр.

Понятийный аппарат

Микроорганизмы – мельчайшие, преимущественно одноклеточные , организмы, видимые только в микроскоп: бактерии, микроскопические грибы и водоросли, простейшие. Используются в пищевой и микробиологической промышленности.

Микроэлементы – биологически значимые элементы, необходимые для организма человека или животного для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Минеральные удобрения – неорганические соединения, содержащие необходимые для растений элементы питания.

Нитраты — соли азотной кислоты HN03 — являются нормальным продуктом обмена азотистых веществ любого живого организма, растительного и животного.

Органические удобрения – удобрения, содержащие элементы питания растений преимущественно в форме органических соединений. К ним относят навоз, компосты, торф, солому, ил, промышленные и хозяйственные отходы.

Пантотеновая кислота – лекарственное средство, витамин В5, кальциевая соль пантотеновой кислоты.

Фолиевая кислота – водорастворимый витамин В9 необходимый для роста и развития кровеносной и иммунной систем.

Приложение

Приложение 1

Выращивание рассады в контейнерах

Пересадка рассады в теплицу

Приложение 2

Подготовка почвы для пересадки рассады в открытый грунт

Приложение 3

Пересадка рассады в открытый грунт

Приложение 4

Начало эксперимента

Приложение 5

Подготовка подкормки и уход

Приложение 6

Сбор данных

фото№1

фото№2

фото№3

Приложение 7

Результаты эксперимента

Приложение 8

Полученные результаты

Приложение 9

Анализ результатов эксперимента

Приложение 10

Конечный результат

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

Приложение 14

Социологический опрос

ВОПРОС №1 Выращивают ли ваши семьи томаты на приусадебных участках?

ВОПРОС №2 Знаете ли вы о полезных свойствах томата?

ВОПРОС №3 Знаете ли вы, какую конкретную пользу приносит томат организму человека?

Приложение 15

Сборник «Помидор, он же томат»

Просмотров работы: 886