Введение:
Актуальность темы работы.
Здоровье, примерно так же, как дружбу и любовь, за деньги нельзя купить. Здоровье можно и необходимо заслужить. Следует сказать, что в нашей жизни полной быстрого темпа порой просто не хватает времени, чтобы заняться собой, мы очень часто начинаем забывать о своем здоровье. Разумеется, пока организм молодой, он может выдерживать большие нагрузки, и поэтому мы начинаем всем этим злоупотреблять. А уже с возрастом обыкновенно все плохие привычки, которые мы прощали себе в молодости, дают уже о себе знать. Так вот из всего этого следует одна простая истина - беречь здоровье необходимо смолоду.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать своё здоровье.
Объектом исследования являются показатели физического здоровья: масса тела, рост учащихся, объем грудной клетки, обхват талии, объем плеча, пульс, артериальное давление, реакция сердечнососудистой системы на нагрузку, жизненная емкость легких, пробы с задержкой дыхания.
Предмет изучения – антропометрические и физиометрические данные учащихся 6-9;11-х классов МБОУ СОШ № 7.
Основу гипотезы составило следующее предположение: если личные показатели уровня здоровья будут ниже нормы, то это заставит серьезно задуматься о необходимости соблюдений элементарных правил здорового образа жизни.
Цель: Определить общее состояние здоровья учащихся МБОУ СОШ №7 г. Енисейска, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.
Задачи: 1. Научиться оценивать показатели физического развития с помощью измерений и расчетных формул. 2. Освоить методики определения пульса, артериального давления, определения адаптивные возможности организма по частоте сердечных сокращений. 3. Создать листы здоровья для каждого ученика, отображающие общее состояние организма 4. Провести разъяснительные беседы о важности сохранения здоровья с юных лет
5. Распространить буклеты о правилах здорового образа жизни
В процессе исследования использовались следующие методы: анкетирование, анализ литературы, измерение, обобщение, беседа.
Исследование проводилось в три этапа: на первом этапе была изучена проблема - проведено анкетирование на выявления отношения учащихся МБОУ СОШ №7 к сохранению своего здоровья. На втором этапе были проведены измерения, не требующие, сложного аппаратурного оснащения: артериального давления, массы тела, роста, частоты сердечных сокращений, жизненной емкости легких, объема грудной клетки. Проведены пробы по задержке дыхания, расчеты индекса пропорциональности тела, индекса изменения осанки, индекса развития мускулатуры.
На третьем этапе результаты исследования были оформлены в виде диаграмм, а так же были составлены индивидуальные листы здоровья.
Представленная информация для каждого ученика в виде листа здоровья, где отображался уровень состояния его здоровья, вызвало желание внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.
Список литературы.
1. Анисимов В.В. Экспресс – диагностические методы оценки здоровья /ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 7 (157), июль 2009, 8-13 с.
2. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома / В.Ф.Базарный.- М.:Аркти,2005.
3. Мансурова С.Е., Шклярова О.А. /Здоровье человека и окружающая среда/ М: 2006г 28-32
4. http://www.who.int/governance/eb/constitution/ru/ Устав ВОЗ
Основная часть:
1. Результаты анкетирования по выявлению отношения к сохранению своего здоровья учащихся 6,7,8,9,11 классов МБОУ СОШ №7 г. Енисейска.
В экспериментальную группу были включены учащиеся 6,7,8,9,11 классов МБОУ СОШ №7 г. Енисейска.
На первом этапе исследовательской работы было проведено анкетирование учащихся на выявление отношения к сохранению своего здоровья. Результаты анкетирования показали, что только 22 % опрошенных учащихся ставят здоровье на первое место – как условие счастливой жизни, остальные 78% считают, что для счастливой жизни важным является материальное благополучие. (Приложение 1)
2. Результаты антропометрических и физиологических проб, проводимых для определения общего состояния здоровья учащихся
Специалисты в области здоровьесбережения давно пришли к выводу, что здоровью надо учить, воспитывать у человека культуру и культ здоровья, связанный с идеалами физически, психически и духовного здоровья личности. Решение этой задачи начинается с изучения собственного здоровья.
Для общей оценки здоровья организма использовались пробы, не требующие, сложного аппаратурного оснащения и были сделаны на уроках биологии или после занятий.
Были проведены измерения артериального давления в состоянии покоя и соотнесены с нормой.
Таблица 1.- Количественное распределение учащихся по показателям артериального давления
Артериальное давление Количество человек |
Низкое давление |
Давление, соответствующее норме |
Повышенное давление |
Всего человек -71 |
30 человек |
28 человека |
13 человек |
Идеальным АД, к которому необходимо стремиться, тренируясь для укрепления здоровья, является 110/70 мм рт. ст.; АД 120/80 также считается хорошим. Анализ значений по артериальному давлению показал, что артериальное давление соответствующее норме только у 39%, а 61 % имеют отклонения.
О функциональном состоянии сердца можно судить по частоте сердечных сокращений (ЧСС). При частом пульсе нетренированное сердце совершает за 1 сутки 14 тыс. "лишних" сокращений и быстрее изнашивается. Чем реже ЧСС в покое, тем мощней сердечная мышца. В этом случае сердце работает в более экономичном режиме: за одно сокращение выбрасывается больший объём крови, а паузы для отдыха увеличиваются.
Было проведено измерение частоты сердечных сокращений в покое и сравнили с нормативными показателями. Для сравнения полученных показателей с нормой были использованы оценочные критерии измерительных проб, которые даны в Приложении 2.
Таблица 2.- Количественное распределение учащихся по оценке частоты сердечных сокращений в состоянии покоя
Количество человек |
Оценка частоты сердечных сокращений |
|||
Отлично |
Хорошо |
Удовлет- ворительно |
Неудовлет- ворительно |
|
Всего человек -71 |
17 человек |
24 человека |
12 человек |
18 человек |
Анализ результатов по частоте сердечных сокращений в состоянии покоя показал, что частота сердечных сокращений в норме у 74 %, а у 26 % сокращается чаще, чем у людей с тренированной сердечной мышцей. Учащенное сердцебиение в состоянии покоя является нарушением здоровья.
О работоспособности сердца так же судят по функциональным пробам.
Была проведена функциональная проба «Реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку в форме наклонов туловища». Для сравнения полученных показателей с нормой использовались оценочные критерии измерительных проб, которые даны в Приложении 2.
Таблица 3.- Количественное распределение учащихся по оценке частоты сердечных сокращений после нагрузки
Количество человек |
Оценка результатов |
|||||
Отлично |
Хорошо |
Удовлет- ворительно |
Неудовлет- ворительно |
|||
Всего человек -71 |
6 человек |
4 человека |
4 человека |
57 человек |
Анализируя показатели, характеризующие работу сердечно - сосудистой системы, нужно отметить, что 80% обследуемых учащихся показали неудовлетворительный результат. Это является ярким показателем того, что сердечная мышца не тренирована и реагирует даже на небольшую физическую нагрузку значительным повышение частоты сердечных сокращений.
Была проведена функциональная проба «Изменение частоты сердечных сокращений после резкого подъёма из состояния сидя». Для сравнения полученных показателей с нормой были использованы оценочные критерии измерительных проб, которые даны в Приложении 2.
Таблица 4. - Количественное распределение учащихся по оценке частоты сердечных сокращений после резкого подъёма из состояния сидя
Количество человек |
Оценка результатов |
|||
Отлично |
Хорошо |
Удовлет- ворительно |
Неудовлет- ворительно |
|
Всего человек -71 |
8 человек |
12 человек |
15 человек |
36 человека |
Анализируя показатели можно отметить, что у 51 % обследуемых пульс значительно участился, что говорит о низких адаптационных возможностях организма, а у 49% - адаптационные возможности организма в норме.
Основным критерием оценки физического здоровья является энергопотенциал организма, поскольку его жизнедеятельность зависит от возможности потребления энергии из окружающей среды и ее использование для обеспечения физиологических функций. Так как основным источником энергии в организме являются процессы, осуществляемые при участии кислорода, весьма информативными оценочными тестами являются тесты, определяющие дыхательные возможности организма. Чем выше устойчивость организма к кислородной недостаточности, тем выше апноэ.
Для сравнения полученных показателей с нормой были использованы оценочные критерии измерительных проб, которые даны в Приложении 2.
Таблица 5. - Количественное распределение учащихся по оценке устойчивости организма к кислородной недостаточности
Количество человек |
Оценка показателей задержки дыхания |
||
Хорошо |
Удовлетворительно |
Неудовлетворительно |
|
Всего человек -71 |
22 человека |
13 человек |
6 человек |
Анализ результатов состояния дыхательной системы показал, что апное ниже нормы у 50% обследуемых, хорошие и удовлетворительные результаты показали 50% обследуемых.
Для сравнения полученных показателей с нормой были использованы оценочные критерии измерительных проб, которые даны в Приложении 2.
Таблица 6. - Количественное распределение учащихся по оценке показателей жизненной емкости легких (ЖЕЛ)
Количество человек |
Оценка показателей ЖЕЛ |
|||
Отлично |
Хорошо |
Удовлетво- рительно |
Неудовлет- ворительно |
|
Всего человек -71 |
42 человека |
17 человека |
11 человек |
1 человек |
Анализ результатов измерения жизненной емкости легких показал, что у 99% обследуемых показатели соответствуют норме, но уже у 1 % показатели ниже нормы.
Данные антрометрических измерений использовались для расчетов показателей пропорциональности (гармоничности) конституции тела, как одного из показателей состояния здоровья.
Для сравнения полученных показателей с нормой были использованы оценочные критерии измерительных проб, которые даны в Приложении 2.
Таблица 7. - Количественное распределение учащихся по оценке показателей индекса тела
Количество человек |
Оценка результатов |
|||
Истощение |
Норма |
Ожирение 1 степени |
Ожирение 2 степени |
|
Всего человек -71 |
36 человек |
28 человека |
5 человек |
2 человека |
Анализируя результаты индекса массы тела, можно отметить, что данный показатель в норме у 39% обследуемых учащихся, а у 61% - наблюдается отклонение.
Для сравнения полученных показателей с нормой были использованы оценочные критерии измерительных проб, которые даны в Приложении 2.
Таблица 8. - Количественное распределение учащихся по оценке показателей индекса пропорциональности между длиной тела и обхватом грудной клетки
Количество человек |
Показатели индекса |
||
Пропорциональная грудная клетка |
Узкогрудость (астеническая) |
Широкогрудость (гиперстеническая) |
|
Всего человек -71 |
18 человек |
45 человек |
8 человек |
Анализируя результаты данного критерия можно отметить, что отклонения есть у 74 % обследуемых учащихся, и только у 26 % - грудная клетка развита пропорционально.
Физическое развитие отражается на осанке – привычной позе человека в положении сидя и стоя. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, лопатки прижаты к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника выражены оптимально, соразмерено с его длиной, грудь слегка выпуклая, живот подтянут, ноги вытянуты в тазобедренных и коленных суставах. Для определения состояния осанки использовался грудо-плечевой тест.
Для сравнения полученных показателей с нормой были использованы оценочные критерии измерительных проб, которые даны в Приложении 2.
Таблица 9. - Количественное распределение учащихся по оценке результатов грудо-плечевого теста.
Количество человек |
Показатели грудо-плечевого теста |
||
Норма |
Удовлетворительно |
Неудовлетворительно |
|
Всего человек -71 |
25 человек |
39 человек |
7 человек |
Анализируя результаты данного теста можно отметить: отклонения от нормы имеют 10 %, 55 % имеют отклонения незначительные, но они уже есть. Это говорит о начале развития сутулости.
Для сравнения полученных показателей с нормой были использованы оценочные критерии измерительных проб, которые даны в Приложении 2.
Таблица 10. - Количественное распределение учащихся по оценке результатов расчетов степени развития мускулатуры
Количество человек |
Показатели расчетов |
||
Атлетическая мускулатура |
Норма |
Ожирение |
|
Всего человек -71 |
11 человек |
36 человека |
24 человека |
Анализируя результаты данного критерия можно отметить, что мускулатура развита очень слабо у 34% обследуемых учащихся, 16 % имеют очень хорошо развитую мускулатуру, в норме мускулатура развита у 50%.
3. Выводы
Полученные результаты позволяют сделать вывод: общая оценка здоровья учащихся 6-9;11 классов МБОУ СОШ №7 г. Енисейска показала, что уже в школьном возрасте у многих есть отклонения по состоянию физического здоровья.
На основании полученных данных были составлены индивидуальные листы здоровья. (Пример индивидуального листа здоровья учащегося - Приложение 3). После раздачи листов здоровья каждому обследуемому ученику, было проведено повторное анкетирование. Результаты анкет показали (Приложение 5), что многие ученики задумались о состоянии своего здоровья и решили больше узнать о способах сохранения здоровья. Для учащихся были проведены разъяснительные беседы о необходимости сохранения здоровья уже с юных лет и в качестве памяток были предложены буклеты по правилам здорового образа жизни. ( Образец буклета - Приложение 4).
Заключение
Гипотеза исследования - если личные показатели уровня здоровья будут ниже нормы, то это заставит серьезно задуматься о необходимости соблюдений элементарных правил здорового образа жизни.
Личные показатели уровня здоровья заставят серьезно задуматься о необходимости соблюдений элементарных правил здорового образа жизни – подтвердилась.
Представленная информация для каждого ученика в виде листа здоровья, где отображался уровень состояния его здоровья, вызвало желание внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.
Если не заботиться о своём здоровье (не соблюдать режим дня, правила личной гигиены, не заниматься физкультурой, мало бывать на свежем воздухе, не соблюдать умеренность в питании), то последствия не заставят себя долго ждать: уже к 30-40 годам будут серьёзные проблемы со стороны сердечно сосудистой системы, нервной системы, пищеварительной системы.
Все мы знаем, что человек не вечен и каждому человеку присущи возрастные изменения. Старость неизбежна, но каждый человек желает быть как можно дольше активным.
А задуматься о продолжительной и полноценной жизни нужно уже сейчас, пока ты молод и здоров!
Список литературы.
1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М.Амосов.- М.: Физкультура и здоровье, 1987.
2. Анисимов В.В. Экспресс – диагностические методы оценки здоровья /ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 7 (157), июль 2009, 8-13 с.
3. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома / В.Ф.Базарный.- М.:Аркти,2005.
4. Залыгин В.Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно- методический и информационный журнал № 1 (163), январь 2010, 41-43 с.
5. Лисицкая Т.С. Что такое ЗОЖ. Привести себя в норму./ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 3/2007, 50- 52 с.
6. Мансурова С.Е., Шклярова О.А. /Здоровье человека и окружающая среда/ М: 2006г 28-32 с.
6. Николаев В.Р. Тренироваться и быть здоровым./ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 5/2007, 75-79 с.
7. http://www.who.int/governance/eb/constitution/ru/ Устав ВОЗ.__
Приложение 1
Результаты анкетирования
Приложение № 2
Оценочные критерии измерительных проб.
Пробы |
Нормативные показатели |
|
1 |
АД |
Критерии: оптимальное АД – 120/80 мм рт.ст., нормальное – 130/85 мм рт.ст, повышенное нормальное – 130-139/85-90 мм рт.ст. |
2 2 |
Индекс массы тела (показатель Кетле): Вес (кг)_____ Рост (м) х Рост (м) |
Критерии: 20-25 – норма; 25-30 – ожирение 1 степени; 30-40 – ожирение 2 степени; Более 40 – ожирение 3 степени. Идеальный показатель – 22. |
3 |
Индекс пропорциональности между длиной тела (ростом) и массой тела: Рассчитывается следующим образом: К = масса тела (кг) : длина тела (см) х 100. |
Оценка индекса К: - 35 - 24 – истощение; - менее 37 – достаточная упитанность; - более 40 – повышенная упитанность; - 45 – 54 – ожирение. |
4 |
Индекс пропорциональности между длиной тела и обхватом грудной клетки: Рассчитывается по следующей формуле: К = обхват грудной клетки (см) : длина тела (см) х 100. |
Критерии индекса К: - 50 – 55 – пропорциональная грудная клетка (нормостеническая); - менее 50 – узкогрудость (астеническая); - более 55 – широкогрудость (гиперстеническая). |
5 |
Показатель Пинье: Формула для определения показателя: Рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см). |
Критерии: - 10 и менее – крепкое телосложение; - 20 – хорошее; - 20-25 – среднее; - 25-35 – слабое; 35 и более – очень слабое. |
6 |
ЧСС в покое Подсчитать частоту своего пульса в положении «сидя». Можно это сделать за 15 секунд и умножить результат на 4 или за 20 секунд и умножить на 3 |
Юноши, у которых частота пульса за 1 минуту меньше 55 ударов, получают 5 баллов; при частоте пульса 56-65 ударов - 4; 66-75 ударов - 3; 76-85 ударов - 2 балла, более 85 - 1 балл. У девушек оцениваются показатели на 5 ударов больше (меньше 60 - 5 баллов и т.д.). |
7 |
Показатели осанки: Грудо-плечевой тест: Испытуемый стоит в привычной позе. Измерение проводится спереди (передний размер – грудь) и сзади (задний размер – спина). Каждое измерение проводится между большими бугорками плечевых костей. Представляет собой отношение переднего размера (см) к заднему (см). |
Критерии: -Норма – 1 и более; - 0,9 – пограничное состояние между нормой и нарушением осанки; - 0,8 и менее – указывает на наличие признаков явного нарушения осанки. |
8 |
Измерение окружности плеча: Позволяет определить степень развития мускулатуры. Для расчётов производится два измерения: 1 – измерение в см окружности плеча в спокойном состоянии (рука опущена и расслаблена); 2 – измерение в см окружности плеча (бицепса) в состоянии напряжения (рука согнута в плечевом суставе). Формула для определения степени развития мускулатуры: (2 измерение – 1 измерение) х 100 : 1 измерение. |
Критерии: - 5 – ожирение; - 5-12 – норма; - 12 и более – атлетическая мускулатура. |
9 |
Проба с задержкой дыхания После вдоха сделать выдох и определить время максимальной задержки дыхания. Эта задержка называется апноэ. Чем выше устойчивость организма к кислородной недостаточности, тем выше апноэ. |
Апноэ на выдохе оценивается по трехбалльной системе: менее 34 с — неудовлетворительно, 35-39 с - удовлетворительно, более 40 с — хорошо. |
10 |
Формулы для определения биологического возраста по методике В.П. Войтенко. Мужчин= 26,985 + 0,215 х АДС - 0,149 х ЗДВ - 0,151 х СБ + 0,723 х СОЗ Женщин = - 1,463 + 0,415 х АДП - 0,141 х СБ + 0,248 х МТ + 0,694 х СОЗ АДС - артериальное давление систолическое (верхнее) в мм рт.ст. Для точности показателя давление следует измерять на правой руке, в положении сидя и трижды с интервалом в 5 минут. Подставлять в формулу следует результат того измерения, при котором давление имело наименьшую величину. АДП - артериальное давление пульсовое в мм рт.ст. Рассчитывается как разница между давлением систолическим (верхним) и диастолическим (нижним). ЗДВ - продолжительность задержки дыхания после глубокого вдоха. Измерять трижды в секундах, с интервалом в 5 минут с помощью секундомера. Учитывать наибольшую величину. МТ - масса тела в килограммах. В легкой одежде, без обуви, натощак. СБ - статическая балансировка. Определяется в секундах при стоянии испытуемого на левой ноге, пока правой ногой не коснется пола. Стоять без обуви, глаза закрыты, руки опущены вдоль туловища. Измеряется трижды с помощью секундомера с интервалом в 5 минут. Учитывается наилучший результат. СОЗ - субъективная оценка здоровья. Определяется с помощью следующей анкеты (ответы на 28 вопросов должны звучать либо "да" либо "нет"): 1. Беспокоят ли вас головные боли? 2. Можно ли сказать, что вы легко просыпаетесь от любого шума? 3. Беспокоят ли вас боли в области сердца? 4. Считаете ли вы, что в последние годы у вас ухудшилось зрение? 5. Считаете ли вы, что в последние годы у вас ухудшился слух? 6. Стараетесь ли вы пить только кипяченую воду? 7. Уступают ли вам место в городском транспорте? 8. Беспокоят ли вас боли в суставах? 9. Бываете ли вы на пляже? 10.Влияет ли на ваше самочувствие перемена погоды? 11.Бывают ли у вас такие периоды, когда из-за волнения вы теряете сон? 12.Беспокоят ли вас запоры? 13.Считаете ли вы, что сейчас так же работоспособны, как прежде? 14. Беспокоят ли вас боли в области печени? 15. Бывают ли у вас головокружения? 16. Считаете ли вы, что сосредоточиться сейчас вам стало труднее, чем в последние годы? 17. Беспокоит ли вас ослабление памяти, забывчивость? 18. Ощущаете ли вы в разных частях тела жжение, покалывание, ползанье "мурашек"? 19. Бывают ли у вас такие периоды, когда вы чувствуете себя радостно возбужденным, счастливым? 20. Беспокоят ли вас звон или шум в ушах? 21. Держите ли вы для себя в домашней аптечке один из следующих медикаментов: валидол, нитроглицерин, сердечные капли? 22. Бывают ли у вас отеки на ногах? 23. Приходится ли вам отказываться от некоторых блюд? 24. Бывает ли у вас одышка при быстрой ходьбе? 25. Беспокоят ли вас боли в области поясницы? 26. Приходится ли вам в лечебных целях принимать какую-либо минеральную воду? 27. Беспокоит ли вас неприятный вкус во рту? 28. Можно ли сказать, что вы стали легко плакать? 29. Как вы оцениваете свое здоровье? (хорошее, удовлетворительное, плохое, очень плохое). |
Подсчитываем результаты: Неблагоприятными считаются ответы "Да" на вопросы №№ 1-8, 10-12, 14-18, 20-28 и ответы "Нет" на вопросы №№ 9, 13, 19. На вопрос № 29 неблагоприятным считается один из двух последних вариантов ответа. Итак. Подсчитываем общее число неблагоприятных ответов (оно может колебаться от 0 до 29), подставляем данные в формулу. |
11 |
Пробы для выявления адаптационных возможностей организма Медленно присесть на корточки и спокойно побыть в этой позе без напряжения около 1 минуты. Замерить частоту пульса за 15 секунд. Резко встать и вновь подсчитать пульс за 15 секунд. |
Если произошло учащение пульса на 1 удар - результат 5 баллов; на 2 удара - 4; на 3 удара - 3; на 4 удара - 2; на 5 и более ударов - 1 балл. |
12 |
Тест «Реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку в форме наклонов туловища» В течение полутора минут надо сделать 20 наклонов с опусканием рук. Сосчитать пульс за 10 секунд трижды: до наклонов (П1); сразу после них (П2) и через 1 минуту (П3). Затем рассчитать показатель, характеризующий работу сердечно-сосудистой системы по формуле: (П1 + П2 + П3 - 33) / 10. |
Если полученный результат находится в пределах: 0-0,3 - вы получаете отличную оценку; 0,31-0,6 - хорошую; 0,61-0,9 - удовлетворительную; 0,91-1,2 - плохую; оценка более 1,2 означает, что вам следует обратиться к врачу. |
Приложение 3
Образец листков здоровья
ФИО |
Фамилия Имя |
Норма |
Оценка |
Возраст |
13 |
||
Артериальное давление |
118/81 |
120/80 |
Норма |
Грудо-илечевой тест (осанка) |
0,95 |
1 |
Удовлетворительно |
Частота сердечных сокращений (пульс) |
68 |
55 |
Удовлетворительно |
Апоноэ (ЗДВ после выдоха) |
53 |
Более 40 |
Хорошо |
Адаптивные возможности (присел и резко встал) |
2 |
Увеличение на 1 |
Хорошо |
Адап.возможн. (20 приседаний) |
19 |
20 |
Отлично |
Реакция сердечно-сосудистой системы на нагрузку (20 наклонов) |
2.2 |
0-0,3 |
Плохо |
Индекс массы тела |
18 |
22 |
Истощение |
Индекс массы |
31 |
36-37 |
Истощение |
Индекс пропорц. Грудной клетки |
44 |
50-55 |
Узкогрудость (астеник) |
Пропорц. Грудной клетки, роста, веса |
44 |
1 0 и менее |
Очень слабое |
Мускулатура |
8 |
1 2 и более |
Норма |
Приложение 4
Образец буклета (взят из Интернета)
Приложение 5
Результаты анкетирования после раздачи «Листков здоровья»
18