Люди отличаются своими умственными, или интеллектуальными, способностями. В конечном счете, это приводит к тому, что каждый человек по-своему приспосабливается к жизненным ситуациям. Одним это удается лучше, другим - хуже. За счет чего возникают эти различия? Возможно, они заложены от природы, а может быть, складываются в процессе обучения и воспитания. Умственные способности человека являются одной из наиболее социально значимых характеристик. Не случайно именно с изучения роли наследственности и среды в интеллектуальных различиях между людьми и началась история психогенетики.
Многие мои друзья и знакомые отождествляют понятие интеллект с мыслительными операциями, со стилем и стратегиями решения проблемных ситуаций, со способностью к учению, к познанию, с индивидуальными особенностями ориентирования в ситуации, когнитивным стилем, с биопсихической адаптацией к существующим обстоятельствам жизни. Часть психологов, объединяя в проявлениях интеллекта в поведении такие характеристики, как оперирование абстракциями, способность учиться, адаптироваться к обстоятельствам и т.п., называют их общей способностью к переработке информации. Меня заинтересовала связь между уровнем интеллекта у человека и его способностью адаптироваться в окружающей его социальной среде, поэтому тему своей работы я определил следующей формулировкой «Интеллект как способность адаптироваться к окружающей среде» и целью это работы является доказать, что интеллект связан со способностью социальной адаптации в окружающей среде.
Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:
Изучить психологическую и научно-популярную литературу, содержащую сведения об интеллекте;
Провести тестирование своих ровесников на уровень интеллекта и адаптивную способность к окружающей среде.
Установить наличие или отсутствие связи между способностью адаптироваться в условиях окружающей среды и уровнем интеллекта.
Из выше сказанного гипотеза моего исследования следующая: чем выше способность человека адаптироваться к окружающей среде, тем выше уровень его интеллекта и наоборот.
Цель, задачи, гипотеза позволили определить:
Объект исследования: уровень интеллекта и социальной адаптации.
Предмет исследования: взаимосвязь между адаптивной способностью и интеллектом.
Методы исследования: эмпирические (наблюдение, сравнение), общенаучные (анализ, синтез, обобщение), социологические (опрос и компьютерное тестирование).
Актуальность исследования, на мой взгляд, заключается в необходимости для современного человека знаний о возможностях собственного интеллекта, а жесткая рыночная экономика заставляет нас совершенствовать собственные возможности адаптации. Следовательно, мы должны прежде всего уметь их определять и изучать.
В ходе исследования были изучены следующие литературные источники: «Об интеллекте» (Хокинс Дж., Блейксли С.), где был найден материал о истории открытия и изучения интеллекта, о великих учёных - психологах. В книге Валерия Прайда «Интеллект, как фактор эволюционного развития» нашли материал об эволюции и развитии интеллекта. Книга «Психологическое тестирование» (Анастази А.) помогла нам разобраться в измерении интеллекта. В работе Кряжева И.К. «Социально-психологические факторы адаптированности личности» мы нашли тесты на социальную адаптацию: Диагностика социально – психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд), так же много полезной информации нам дала книга Кузнецова П.С. «Адаптация как функция развития личности». Перед проведением исследования я изучил программу компьютерного тестирования в кабинете психолога школы.
2.Интеллект как способность адаптироваться к окружающей среде
2.1 Природа интеллекта
Интеллект (лат. intellectus – ум, рассудок, разум) – в общем смысле способность мыслить; в гносеологии – способность к опосредованному, абстрактному познанию, включающая в себя такие функции, как сравнение, абстрагирование, образование понятий, суждение, умозаключение; противостоит непосредственным видам познания – чувственному и интуитивному; в психологии – рациональное, подчиненное законам логики мышление; противостоит нерациональным сферам психики – эмоциям, воображению, воле и т.д. Словом "интеллект обозначают относительно устойчивую структуру умственных способностей.
Интеллект больше, чем какое-либо другое понятие в психологии, оказался объектом споров, критики и неприятия. Часто декларируется, что интеллект — нечто несуществующее, и поэтому любые попытки его измерить беспредметны. Однако говорить так — значит не понимать самой природы науки. Структура интеллекта сложная. Одни ученые считают, что ее можно оценивать по трем показателям: как систему операций с данными, как сумму конкретных данных (по содержанию) и по результатам интеллектуальной деятельности (Дж. Гилфорд).
Для наиболее общих характеристик используют понятие конкретного, практического, абстрактного, потенциального и приобретенного интеллекта. М. А. Холодная, опираясь на структурно-интегративный подход, пришла к выводу, что интеллект - это форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта. По ее мнению, критерии развития индивидуального интеллекта следует искать в особенностях того, как человек воспринимает, понимает и объясняет то, что происходит.
Очень долго существовало два мнения относительно интеллекта. Согласно первому из них, интеллект черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. В соответствии же со второй точкой зрения интеллект связан со скоростью восприятия или реагирования на внешние стимулы. Еще в 1816 году немецкий астроном Бессель утверждал, что он может определить уровень интеллекта своих сотрудников по скорости их реакции на световую вспышку. В 1884 году английский ученый Гальтон (родственник Дарвина) предъявлял серию тестов лицам, посещавшим Лондонскую выставку. Гальтон был убежден, что представители определенных семей биологически и интеллектуально выше других людей, а также, что женщины в этом отношении явно уступают мужчинам. На выставке Гальтон предлагал десяти тысячам людей подвергнуться различным измерениям (рост, окружность головы и др.) и испытаниям (разного рода тестам на зрительное различение и мышечную силу). К его большому удивлению, по этим данным выдающиеся деятели науки не отличались от простых смертных. Более того, ему пришлось констатировать, что у женщин многие показатели оказались лучше, чем у мужчин. В 1885 году Дж. Кэттелл разработал с десяток более "психологичных " тестов, которые он назвал "ментальными ". В этих тестах определялись быстрота рефлексов, время реакции, время восприятия определенных раздражителей, болевой порог при надавливании на кожу, число букв, запоминаемых после прослушивания буквенных рядов, и т. п. Важным результатом явился тот факт, что если у большинства людей эти показатели лишь ненамного отклоняются от среднего уровня, то у какой-то части испытуемых время реакции было значительно больше или меньше наиболее типичных величин. Представления, сформировавшиеся в результате двух этих разнообразных исследований, легли в основу способов объективной оценки интеллекта. При этом была создана определенная концепция человеческого разума, продержавшаяся в течение многих лет. В тестах, которые были разработаны позже, показателем эффективности служило время, затраченное испытуемым на решение предложенных задач. Главным измерительным прибором психологов стал хронометр: чем быстрее справлялся с заданием испытуемый, тем больше он набирал очков. При этом по одну сторону от среднего уровня оказывались «отсталые», а по другую «сверходаренные». И наконец, периодически всплывало представление о том, что интеллект должен быть наследственным свойством и составлять в основном прерогативу белой "расы". Это представление и до сих пор дискутируется на страницах солидных научных журналов. Между тем ученые, разработавшие первые тесты на интеллект, рассматривали это свойство более широко. По их мнению, человек, обладающий интеллектом, это тот, кто «правильно судит, понимает и размышляет» и кто благодаря своему «здравому смыслу» и «инициативности» может «приспосабливаться к обстоятельствам жизни». Эту точку зрения разделял и Векслер ученый, создавший в 1939 году первую шкалу интеллекта для взрослых. Он считал, что "интеллект - это глобальная способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами ", т.е., короче говоря, "успешно меряться силами с окружающим миром ". Сегодня большинство психологов согласны именно с этим определением интеллекта, который рассматривается, как способность индивидуума адаптироваться к окружающей среде.
Вызывает удивление, однако, что те же ученые, которые сформулировали такого рода концепцию, в предлагаемых ими тестах приняли за главный показатель интеллекта скорость выполнения определенных заданий. Подобный показатель, так же как и построение кривых распределения по интеллекту, плохо согласуется с широким понятием адаптации. Этот парадокс можно объяснить только упомянутыми уже историческими традициями и определенной системой школьного воспитания.
Что же касается самих тестов на интеллект, то они в значительной степени зависят от того, как каждый исследователь представляет себе это свойство личности. И хотя в настоящее время психологи пришли к согласию по поводу общего определения интеллекта, его компоненты и способы их оценки все еще вызывают споры.
2.2 Когнитивные теории интеллекта
Когнитивные теории интеллекта предполагают, что уровень интеллекта человека определяется эффективностью и скоростью процессов обработки информации. Согласно когнитивным теориям, быстрота обработки информации определяет уровень интеллекта: чем быстрее происходит обработка информации, тем быстрее решается тестовое задание и тем выше оказывается уровень интеллекта. В качестве показателей процесса обработки информации (в качестве компонентов этого процесса) могут быть выбраны любые характеристики, которые могут косвенно свидетельствовать об этом процессе - время реакции, мозговые ритмы, различные физиологические реакции. Как правило, в качестве основных компонентов интеллектуальной деятельности в исследованиях, проводящийся в контексте когнитивных теорий, используются различные скоростные характеристики. На сегодняшний день это направление располагает значительными экспериментальными данными. Однако в ряде экспериментов связей между интеллектом и временем реакции вообще не было обнаружено.
В работах И. Ханта проверялось предположение о том, что уровень вербального интеллекта определяется скоростью извлечения информации, хранящейся в долговременной памяти. Хант фиксировал время опознания простых вербальных стимулов, например, скорости отнесения букв «А» и «а» к одному классу, поскольку это одна и та же буква, а букв «А» и «Б» - к разным классам. Корреляции времени опознания с вербальным интеллектом, диагностированным психометрическими методами оказалась следующей, чем меньше время опознания, тем выше интеллект.
Таким образом, как видно по величине коэффициентов корреляции, получаемых между скоростными характеристиками и интеллектом, разные параметры времени реакции редко обнаруживают надежные связи с интеллектом, а, если и обнаруживают, то эти связи оказываются очень слабыми. Иначе говоря, скоростные параметры никак не могут быть использованы для диагностики интеллекта, и только небольшая часть индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности может быть объяснена влиянием скорости обработки информации.
2.3 Исследование «Интеллект - адаптация»
Мы провели исследования уровня социально-психологической адаптации и тест IQ (на уровень развития интеллекта) у 25 человек моих одноклассников. Нам помогал педагог – психолог школы Леонтьева Наталья Вячеславовна: она проконсультировала нас по вопросам работы, помогла нам с поиском теста IQ и в организации и расшифровки полученных данных. Тест на IQ проводился в кабинете психолога, 25 человек прошли полноценный тест в специальной компьютерной программе Effecton Studio, где собраны различные тесты по психологии. После прохождения теста, на экран монитора выводилась весь результат с разъяснением. Мы обработали все результаты и составили две таблицы результатов:
Результаты теста на IQ
Всего опрошенных: 25 человек |
Возраст 16 лет - 22 человека 17 лет - 3 человека |
|||
Успеваемость в школе |
3 |
4 |
4 - 5 |
5 |
Выше среднего: 32% Средний(нормальный): 64% Ниже среднего: 4% |
Выше среднего:4% Средний: 20%Ниже среднего: 4% |
Выше среднего:4% Средний: 12% |
Выше среднего: 12% Средний: 32% |
Выше среднего: 12% |
Вывод: среди опрошенных преобладает нормальный уровень интеллекта для их возраста. 8 человек имеют уровень интеллекта выше среднего. А один человек – ниже среднего, причем эти результаты совпадают с учебными успехами опрошенных.
Результаты теста на социальную адаптацию
Всего опрошенных: 25 человек |
Возраст 16 лет - 22 человека 17 лет - 3 человека |
|||
Успеваемость в школе |
3 |
4 |
4 - 5 |
5 |
Показатель адаптивности (баллы) |
146105151101 85 39 |
136119 158124 123 |
120139142123136109147 80119105113 |
147 151149 |
Высокий >136 32% Нормальный:68-136 64% Низкий 136 32% Нормальный:68-136 64% Низкий |