"КАКОЙ СОК ВЫБРАТЬ?"

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

"КАКОЙ СОК ВЫБРАТЬ?"

Булавина А.М. 1
1ГБОУ СОШ с.Виловатое
Саблина Г.В. 1
1ГБОУ СОШ с.Виловатое
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

Большое разнообразие всевозможных соков на прилавках современных магазинов привлекает внимание детей и взрослых. Невольно возникает вопрос как узнать, какой сок полезен для здоровья человека. При таком разнообразии соков важно знать, что сок - является основным источником витаминов. Я выбрала эту тему потому, что люблю соки, особенно яблочный, как известно, в нем содержится большое количество витамина С. Я решила определить, в каком из предлагаемых яблочных соков, от различных производителей, больше всего содержится витамина С. Это и является целью моей работы. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Узнать что такое витамины

  • Проанализировать влияние витамина С (аскорбиновая кислота) на организм человека

  • Определить количество аскорбиновой кислоты в разных марках яблочного сока

  • Сформировать представление о значение сока для организма человека

Данная тема исследования актуальна, так как аскорбиновая кислота играет в организме человека фундаментальную биохимическую и физиологическую роль. Она необходима для нормального развития соединительной ткани, процессов регенерации и заживления, устойчивости к различным видам стресса, укрепление иммунной системы и поддержания процессов кроветворения. Считается, что витамин С – злейший враг всех болезней.

Для написания работы я изучала и проанализировала научную, популярную, учебную и справочную литературу.

- 3 -

1. Основная часть.

1.1. Что такое витамины?

Витамины (от латинского слова vita- жизнь) - группа органическихсоединений разнообразной химической природы, необходимых для питаниячеловека, животных и других организмов в ничтожных количествах по сравнению с основными питательными веществами (белками, жирами, углеводами и солями), но имеющих огромное значение для нормального обмена веществ и жизнедеятельности.

Открытие витаминов связано с именем русского ученого Н. И. Лунина,который в 1880 году экспериментально установил, что в пищевых продуктахимеются неизвестные факторы питания, необходимые для жизни. Витамины обозначаются буквами латинского алфавита А, В, С, Р и т.д.

В настоящее время большинство витаминов выделено в чистом виде или синтезировано и их применяют в качестве лекарственных препаратов.

Недостаточное поступление витаминов в организм ( гиповитаминоз) приводит к нарушению нормального процесса обмена веществ, а полное отсутствие витаминов в пище или нарушение всасывания витаминов, а также их транспорта развивает в организме авитаминоз, который может закончиться гибелью организма.

Витамины необходимы для защиты от неблагоприятных, в том числе мутагенных, воздействий окружающей среды. Большинство витаминных препаратов не синтезируются в организме - их источником служат пищевые продукты.

- 4 -

1.2. Биологическая роль витамина С.

Усвоение белков, поступающих с пищей, и образование новых возможны лишь при достаточном количестве витамина С в организме. Витамин С активизирует иммунную систему, способствуя повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Витамин С - мощный антиоксидант. Аскорбиновая кислота влияет на свертываемость крови, необходима для кроветворения, действует как противовоспалительное и противоаллергенное средство.

Витамин С является фактором защиты от стресса. Усиливает репаративные процессы, увеличивает устойчивость к воздействию различных аллергенов. Имеется много теоретических предпосылок для применения витамина С с целью профилактики раковых заболеваний, у онкологических больных из-за истощения его запасов в тканях проявляются симптомы витаминной недостаточности, что требует дополнительного их введения. Существуют данные, показывающие профилактическую роль витамина С для 12-и перстной кишки, пищевода, мочевого пузыря. Витамин С улучшает способность организма усваивать кальций и железо. Наш организм не может запасать витамин С, поэтому его необходимо употреблять дополнительно.

Витамин С стимулирует синтез интерферона, следовательно, участвует в иммуномодулировании. Недостаток витамина С проявляется следующими симптомами: боли в мышцах, общая слабость, вялость, апатия, подавленное состояние, кровоточивость десен, мелкоточечные кровоизлияния около волосяных фолликулов, особенно на ногах, кожа становится сухой, шелушащейся. При остром недостатке витамина С: выпадают зубы, отмечаются кровоизлияния в подкожную клетчатку, боли в области сердца, гипотония, нарушения деятельности желудка, кишечника. Наблюдается наклонность к гипохромной анемии, изменения секреторной и моторной функций желудка, дискинезия кишечника.

- 5 -

Под влиянием больших доз аскорбиновой кислоты могут развиться: бессонница, беспокойство, чувство жара, головная боль, понос, повышенное артериальное давление, прерывание беременности.

Заболевания, при которых требуется дополнительное введение витамина С: для профилактики и лечения цинги, при кровотечениях (маточных, легочных, носовых, геморрагических диатезах, кровотечениях, возникающих при лучевой болезни), при различных интоксикациях и инфекционных заболеваниях, переломах костей и длительно незаживающих ранах, дистрофии, при повышенных умственных и физических нагрузках, а также для неспецифической профилактики инфекционных заболеваний.

Таким образом, можно сделать вывод, что:

  • Витамин С укрепляет соединительные ткани, разглаживает стенки сосудов, начиная от толстых вен и кончая микроскопическими капиллярами, помогает при варикозном расширении вен и геморрое, устраняет складки и морщины;

  • необходим для здоровья зубов, десен и костей;

  • ускоряет заживление ран и переломов, а также рубцевание ткани;

  • предотвращает авитаминоз и цингу;

  • является одним из основных питательных антиоксидантов;

  • укрепляет иммунитет;

  • помогает избежать простудных заболеваний и ускоряет излечение;

  • улучшает усвоение железа

1.3. Содержание Витамина С в некоторых овощах, плодах, ягодах.

Больше всего витамина С содержат свежие фрукты, овощи, зелень. Шиповник, облепиха, черная смородина, красный перец — настоящие кладовые этого витамина. Продукты животного происхождения практически его не содержат.

- 6 -

Следует помнить, что содержание всех витаминов, и особенно витамина С, в растениях зависит от сорта, района выращивания, характеристики почвы, освещения и т. д. Кроме того, содержание витамина С снижается при хранении в связи с наличием в овощах и фруктах фермента аскорбиназы, разрушающего аскорбиновую кислоту.

В состав кожуры цитрусовых входят биофлавоноиды, которые способствуют усвоению и удержанию витамина С. Витамин С, содержащийся в плодах шиповника, также содержит биофлавоноиды и другие ферменты, которые помогают лучшему его усвоению. Наиболее богаты аскорбиновой кислотой плоды свежего шиповника (650 мг/100 г), болгарского красного перца (250 мг/100 г), чёрной смородины и облепихи (200 мг/100 г), яблоки содержат (165 мг/100 г), перец зелёный сладкий и петрушка (150 мг/100 г), брюссельская капуста (120 мг/100 г), укроп и черемша (колба) (100 мг/100 г), земляника садовая (60 мг/100 г), цитрусовые (38-60 мг/100 г). (Приложение 1). При длительном хранении овощей, фруктов и ягод их витаминная ценность снижается: в пищевой зелени через сутки остается 40-60% первоначального количества витамина, в яблоках через 3 месяца - около 85%, через полгода - 75%. Сохранность витамина С зависит также от способа кулинарной обработки продуктов. Длительная термическая обработка (варка, тушение и т. п.) в значительной степени разрушает его и даже приводит к полной потере витаминной ценности изготовленных таким образом блюд. В большей степени обеспечивает витаминную сохранность кратковременное температурное воздействие, например, обычная жарка, жарка в современных духовках. С этой же целью рекомендуется сокращать время варки путем погружения продуктов в кипящую воду. Так, если очищенный картофель залить холодной водой и варить, то разрушается 35% содержащегося в нем витамина, если же его погрузить в уже кипящую воду, - только около 7%. В связи со значительной потерей витамина рекомендуется варка овощей в предварительно

- 7 -

подсоленной воде в кожуре. В картофеле, например, сваренном в мундирах (при погружении его в кипящую подсоленную воду), витамин сохраняется практически полностью. Разрушающе действуют на витамин С некоторые металлы, поэтому для приготовления пищи лучше брать эмалированную, алюминиевую, из нержавеющей стали.

Экспериментальная часть (определение Аскорбиновой кислоты):

Оборудование и реактивы:

аптечный йод, вода, стакан, яблочный сок, раствор крахмала

Цель этого опыта - при помощи метода микротитрования определить витамин С в яблочном соке разных марок, а также точно доказать отсутствие этого витамина.

Метод микротитрования простой и доступный, его сущность такова известное количество одного реагента постепенно добавляют к другому до завершения реакции.

Ход работы:

Настойку йода довели до цвета крепкого чая. Приготовили также раствор крахмала . (Приложение 2)

1. В пробирки налили по 25 капель яблочного сока разных марок.

2. К каждому соку добавили по 5 капель р–ра крахмала.

3. К исследуемому раствору по каплям добавляли раствор йода (перемешивая раствор после каждой капли), пока окраска не изменилась до появления устойчивой синей окраски. Количество капель подсчитывается.

- 8 -

Расчёты:

Как узнать, сколько мы израсходовали йодной настойки? Капли – это не единицы измерения … Мы воспользуемся вполне точным методом, хотя и более долгим. С помощью той же пипетки посчитаем, сколько капель содержится в 1 мл. Зная объём одной капли, можно довольно точно определить объём раствора йода, израсходованного на титрование аскорбиновой кислоты. Концентрация раствора йода нам известна: 1 мл его 5%-ного раствора соответствует 35 мг аскорбиновой кислоты.1

Образец №1 "Фруктовый сад"

1 мл р-ра йода – 20 капель р-ра йодаХ мл р-ра йода – 9 капель р-ра йода,Отсюда следует, что на окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 0,45 мл йода1 мл 5 % р-ра йода – 35 мг аскорбиновой кислоты0,45 мл 5 % р-ра йода – у мг аскорбиновой кислоты =>15.75 мг

Образец №2 "Добрый"

1 мл р-ра йода – 20 капель р-ра йодаХ мл р-ра йода – 13 капель р-ра йода,Отсюда следует, что на окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 0,65 мл йода1 мл 5 % р-ра йода – 35 мг аскорбиновой кислоты0,65 мл 5 % р-ра йода – у мг аскорбиновой кислоты =>22,75 мг

Образец №3 "Никитина"

1 мл р-ра йода – 20 капель р-ра йодаХ мл р-ра йода – 6 капель р-ра йода,

Отсюда следует, что на окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 0,3 мл йода1 мл 5 % р-ра йода – 35 мг аскорбиновой кислоты0,3 мл 5 % р-ра йода – у мг аскорбиновой кислоты =>10,5 мг

Образец №4 "Иваныч"

1 мл р-ра йода – 20 капель р-ра йодаХ мл р-ра йода – 11 капель р-ра йода

Отсюда следует, что на окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 0,55 мл йода1 мл 5 % р-ра йода – 35 мг аскорбиновой кислоты0,55 мл 5 % р-ра йода – у мг аскорбиновой кислоты =>19,25 мг

Образец №5 "SZ"

1 мл р-ра йода – 20 капель р-ра йодаХ мл р-ра йода – 8 капель р-ра йода,

Отсюда следует, что на окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 0,41мл йода1 мл 5 % р-ра йода – 35 мг аскорбиновой кислоты0,41 мл 5 % р-ра йода – у мг аскорбиновой кислоты =>14 мг

Образец № 6 "Justik"

1 мл р-ра йода – 20 капель р-ра йодаХ мл р-ра йода – 5 капель р-ра йода,

- 10 -

Отсюда следует, что на окисление аскорбиновой кислоты потребовалось 0,25мл йода1 мл 5 % р-ра йода – 35 мг аскорбиновой кислоты0,25 мл 5 % р-ра йода – у мг аскорбиновой кислоты =>8,75мг

Название

сока

Кол-во капель

Йода.

Объем затраченного для иодометрии иода (мл)

Количество аскорбиновой кислоты

(мг)

Результат

1. «Фруктовый сад»

9

0,45

15,75

3 место

2. «Добрый»

13

0,65

22,75

1 место

3. "Никитина»

6

0,3

10.5

 

4 .«Иваныч»

11

0,55

19,25

2 место

5 .«SZ»

8

0,41

14

 

6. «Justik»

5

0,25

8,75

 

- 11 -

Вывод:

В результате работы мы выяснили, что витамина С больше в соках «Добрый», "Иваныч", "Фруктовый сад", а меньше всего в соках « Justik», "Никитина". Вкусы похожи, но резко отличаются.

- 12 -

Заключение

Для проведения эксперимента использована методика окисления аскорбиновой кислоты йодом (титриметрический метод анализа).

Научная новизна результатов нашего исследования состоит в том, что в нем методы окислительно-восстановительного титрования рассматриваются как наиболее значимые, дешевые и безопасные.

Практическая ценность работы связана с возможностью использования методических рекомендаций и результатов исследования в практике определения качественного состава овощей, фруктов, фруктовых соков.

Сок это жидкий продукт, который получают механическим способом из фруктов и овощей, консервированный физическими способами.

Сок может быть концентрированным, а затем восстановлен водой.

- сок представляет собой жидкий продукт;

- сок получают исключительно с помощью механических процессов

- сырьём для получения сока являются доброкачественные , свежие,

спелые фрукты , овощи.

- для консервирования сока используют физические способы –

пастеризацию, стерилизацию , охлаждение .

В заключение хотелось бы отметить то, что цель моего исследования достигнута и задачи решены.

- 13 -

Литература.

  1. Добринская М.А., Павлович Н.А. Учебник биологической химии. – Л.: Медгиз, 1961. – 232 с.

  2. Зайнулина Ф. Ф. Организация исследовательской деятельности учащихся в школе. // Первое сентября: Химия. – 2008. - №10. – С. 18-20.

  3. Кролевец А. А. Витамины с пользой для здоровья. // Химия в школе. – 2008. - №1. – С. 7-12.

  4. Кролевец А. А. Витамины с пользой для здоровья. // Химия в школе. – 2008. - №3. – С. 7-16.

  5. Ольгин О. Опыты без взрывов — М.: Химия, 1986.

  6. Савенков А. И. Об организации учебно-исследовательской деятельности в современном образовании. // Химия в школе. – 2008. - №8. – С.2-7.

  7. Солодова В. И., Волкова Л. А., Волков В. Н. Определение витамина C в овощах и фруктах. // Химия в школе. – 2002. - №6. – С. 63-66.

  8. Тяглова Е. В. Исследовательская деятельность учащихся по химии: методология, методика, практика. – М.: Глобус, 2007. – 224с.

  9. Фримантл М. Химия в действии. Т.1. – М.: Мир, 1998. – 528с.

  10. Черных Н. В. Об учебно-исследовательской деятельности учащихся. // Практика административной работы в школе. – 2007. - №3. – С. 55-56.

- 14 -

Приложение 1

Содержание витамина С в некоторых овощах, плодах и ягодах

(на 100 г съедобной части продукта) 2

Продукт

Содержание витамина, мг

Продукт

Содержание витамина, мг

Свекла

10

Капуста белокочанная

45

Морковь

5

Шиповник (сухой)

1200

Груша

5

Черная смородина

200

Айва

23

Апельсины

60

Персики

10

Лимоны

40

Гранат

4

Брусника

15

Черешня темноокрашенная

15

Клюква

15

Малина

25

Черноплодная рябина

15

Земляника

60

Крыжовник

30

Вишня

15

Щавель

43

Слива

10

Шпинат

55

Виноград (черный)

6

Укроп

100

Яблоки зимние

16

Петрушка (зелень)

150

Картофель

20

Сельдерей (зелень)

38

Экспериментальная часть Приложение2

- 16-

1- 9 -

2- 15 -

Просмотров работы: 1795