ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ПАМЯТЬ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ПАМЯТЬ

Серова В.В. 1
1
Осипова Т.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Шум является беспорядочным сочетанием звуков, которые отличаются по частоте и силе.

Бытовой шум - это нежелательный звук или даже несколько различных звуков, которые нарушают тишину и раздражают, мешают заниматься делами.

По мнению различных учёных шум воздействует на кору головного мозга, отчего человек или излишне взвинчен, или излишне заторможен. Из-за этого умственная работа подчас становится непосильной, падает концентрация внимания, в работе постоянно допускаются ошибки, а утомление наступает гораздо быстрее и сильнее, чем обычно, а так же при приведение опроса среди обучающихся и родителей (приложение 1),было установлено, что большинство респондентов считают, что шум влияет на память, кроме того родители всегда нам говорят чтобы мы выключили телевизор или музыку когда делаем уроки, потому что шум мешает делать уроки и запоминать материал. А нам нравится делать уроки и слушать музыку, и мы решили проверить, действительно ли шум влияет на память? Поэтому была определена тема исследования «Влияние шума на память». Исходя из темы была поставлена цель: Выяснить влияние шума на память.

Задачи исследования.

1.Изучить общественное мнение жителей села и обучающихся МКОУ Северной СШ по теме исследования. 2.Провести эксперименты по изучению влияния шума на память. 3.Сделать сравнительный анализ по влиянию шума на память.

Объектом исследования являются обучающиеся 9 класса

Предмет исследования –две ученицы 9 «В» класса.

Исходя из имеющихся сведений, было выдвинуто в качестве рабочей гипотезы предположение о том, что шум влияет на память.

В качестве альтернативной гипотезы – предположение о том, что шум не влияет на память.

Для проведения исследования был подобран комплекс методов: анкетирование, анализ литературы, сравнение, методы систематизации и анализа данных, полученных при проведении наблюдения.

1. Обзор литературы

Наш век стал шумным. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок.[1]

Шум не только вызывает ослабление слуха, но и отрицательно влияет на психику. В первое время наблюдается какое-то отупение от шума, а затем начинается обратное действие: возбуждение организма, как от крепкого кофе. Далее следует агрессивность, раздражительность, повышается кровяное давление.

"Когда-то человечество будет вынуждено бороться с шумом настолько же решительно, как оно борется с холерой или чумой" говорил Роберт Кох.

Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы.

Шум воздействует на кору головного мозга, отчего человек или излишне взвинчен, или излишне заторможен. Из-за этого умственная работа подчас становится непосильной, падает концентрация внимания, в работе постоянно допускаются ошибки, а утомление наступает гораздо быстрее и сильнее, чем обычно. [2]

Шум – такой же медленный убийца, как химическое отравление.Очень шумная современная музыка также притупляет слух, вызывает нервные заболевания.

Изучить характер влияния шума на человека сложно, так как процессы взаимодействия физических и химических факторов окружающей среды с его организмом также сложны. Индивидуальная чувствительность к шуму различных возрастно-половых и социальных групп населения также неодинаковая. Исследования отечественных и зарубежных ученых показали, что под влиянием шума производительность труда снижается приблизительно на 10%. Доказано, что шум уменьшает зрительную реакцию, что вместе с утомляемостью резко увеличивает вероятность ошибок при работе. Профессор Г. Леман сообщает, что можно ожидать повышения производительности труда на 9%, уменьшения количества ошибок в письменных работах на 29% при обеспечении мероприятий по борьбе с шумом. Установлено, что воздействие шумов низкочастотного спектра и инфразвука приводит к более ранним и более выраженным изменениям как в органе слуха, так и в других органах и системах. Основой воздействия инфразвуковых акустических колебаний являются сосудистые изменения органов, приводящие к застойным явлениям, дистрофии органов, некрозам очагового характера при выраженной интенсивности и длительности воздействия.Специфическое воздействие шума заключается в развитии тугоухости. В патогенезе профессионального поражения органа слуха нельзя исключить роль центральной нервной системы. Патологические изменения, развивающиеся в нервном аппарате улитки при длительном воздействии интенсивного шума, в значительной мере обусловлены переутомлением корковых слуховых центров. Как правило, оба уха страдают одинаково. Начальные проявления профессиональной тугоухости развиваются у лиц проработавших в условиях интенсивного шума (более 85дБ) около 5 лет. Риск потери слуха при 10-летней продолжительности воздействия шума при уровне 90 дБ составляет 10 процентов, при 100 дБ - 30 процентов, при 110-120 дБ - 55 процентов. Возникновение неадекватных изменений и ответ на воздействие шума обусловлено обширными анатомо-физиологическими связями слухового анализатора с различными отделами нервной системы. Акустический раздражитель, действуя через рецепторный аппарат слухового анализатора, вызывает сдвиги в функциях не только его коркового отдела, но и других органов. Как показали исследования, шум оказывает повреждающее воздействие не только на орган слуха, но и на другие органы и системы человека. Воздействие шумового фактора вызывает прежде всего функциональные расстройства центральной нервной системы, и, даже повреждения нервных структур. Интенсивные высокочастотные шумы приводят к быстрому развитию патологических состояний функций анализаторов, эндокринных желез. Подобное воздействие шума установлено и на другие системы: сердечно-сосудистую, органы дыхания, пищеварения, иммунную, кроветворения. Эти данные позволили сформулировать понятие о шумовой болезни. Симптомы шумового воздействия больше выражены у лиц с нарушением сна или соматическими заболеваниями. Больные независимо от характера заболевания более чувствительны к шуму, чем здоровые лица. У больного или ослабленного человека шум может явиться причиной возникновения нового патогенного очага раздражения. Шум с частотой более 500 Гц является большим мешающим фактором в работе (вызывает ошибки) по сравнению с шумом с более низкой частотой. Непостоянный хаотичный шум более вреден, чем постоянный. Шум с переменной интенсивностью (например 40—70 дБ) более вреден, чем звук постоянной интенсивности (например, 80 дБ). Неожиданно возникающие интенсивные шум и звук (например, удар) являются очень опасными и оказывают значительное влияние на снижение производительности труда.

2.Методика исследования

На основании теоретического анализа литературы и результатов опроса обучающихся школы, была выдвинута рабочая гипотеза о том, что шум негативно влияет на память человека. В качестве альтернативной гипотезы – предположение о том, что шум не влияет на память человека.

Для проверки гипотез был проведен эксперимент, который включает четыре этапа

На первом этапе были подобраны стихи для заучивания, тексты для диктанта, предметы для запоминания.

На втором этапе провели эксперименты по определению влияния шума на память.

На третьем этапе сравнили полученные результаты.

На четвёртом провели анализ полученных результатов эксперимента

Эксперимент 1 «Написание диктанта»

Для написания диктанта были подобраны 4 текста примерно одинаковой сложности и одинаковым количеством слов (25 слов) (Приложение 2)

Писали диктант в тишине и при громко вкючённом телевизоре, текст диктовали друг другу. После написания проверили количество ошибок. В первом случае Даша допустила 7 ошибок, а Вика 3 ошибки, во втором случае Даша допустила 9 ошибок, а Вика 4 ошибки. Таким образом, при написании диктанта под громкую музыку Даша допустила на 2 ошибки больше, а Вика на 1 ошибку. Результаты эксперимента показали, что в тишине мы совершили меньше ошибок, чем с шумом. При этом повторять текс диктанта при работе в шуме приходилось большее количество раз, чем при написании в тишине.

Эксперимент 2 «Заучивание стихов» Приложение 3

Нашли стихи, примерно одинаковые по количеству слов и сложности. Одно стихотворение мы учили в тишине. При этом засекли время. Даша выучила за 5мин 40 сек, а Вика выучила за 6 мин 20 сек. Затем, мы включили громко телевизор и музыку, два другие стихотворения учили их при этом шуме. Даша при шуме выучила за 7 мин 50 сек, а Вика за 7 мин 40 сек. В тишине было гораздо легче выучить, чем с шумом. При заучивание с шумом мы постоянно отвлекались, и было труднее выучить стих. С шумом Даша учила на 2 мин 10 сек дольше, чем в тишине. А Вика с шумом на 1мин 20 сек дольше, чем в тишине.

Эксперимент 3 «Запоминание предметов»

На листе бумаги мы разложили 8 предметов. 30 секунд давалось на их запоминание. Далее ученик, участвовавший в эксперименте, отворачивался, а другой менял порядок предметов. Затем участник эксперимента поворачивался и должен был разложить предметы так, как они лежали изначально. Даша справилась с этой работой за 10 секунд и не совершила ни одной ошибки, и Вика справилась за 10 секунд и не совершила ни одной ошибки. Затем, мы одевали наушники с громко включённой музыкой и разложили другие 8 предметов. 30 секунд давалось на их запоминание. Участник эксперимента отворачивался, а другой менял предметы. Далее ученик поворачивался и вновь старался разложить предметы так, как они лежали изначально. Даша разложила предметы за 30 секунд и совершила 4 ошибки, а Вика за 35 секунд и совершила 2 ошибки. С шумом запоминалось труднее, вследствии чего были допущены ошибки и предметы были разложены по местам за более длительное время.

Эксперимент 4 «Запоминание цифр» Приложение 5

На бумажках написали цифры от 1 до 10. Разложили их в два ряда. 30 секунд давалось на запоминание цифр. Далее участник эксперимента отворачивался, а другой менял порядок цифр. После того как цифры были поменяны местами, ученик поворачивался и за минимальное количество времени должен был разложить цифры так, как они лежали изначально. Даша справилась за 20 секунд и не совершила ошибок, а Вика за 15 секунд и не совершила ошибок. Затем мы громко включили музыку и повторили опыт. Даша справилась за 30 секунд и совершила 1 ошибку, а Вика за 20 секунд и не совершила ошибок. С шумом запоминалось труднее, вследствии чего цифры были разложены по местам за более длительное время.

3.Результаты и интерпретация данных исследования

Ознакомившись с информацией, полученной из литературных источников, можно сделать вывод, что шум влияет на память человека, этой же точки зрения придерживаются большинство опрошенных обучающихся МКОУ Северная СШ. При проведении исследования было также установлено, что шум влияет на память т.к. при написании диктанта с шумом было совершено больше ошибок, чем в тишине и текст приходилось повторять большее количество раз, стихотворение также заучивались более длительное время в шуме, при распеределении предметов и цифр, допускалось больше ошибок и затрачивалось больше времени, чем в тишине.

4.Выводы

Изучив данные литературных источников, было установлено, что шум негативно влияет на память человека. По результатам, проведенных экспериментов, было установлено, что с шумом совершаем больше ошибок и запоминается хуже. То есть подтвердилась рабочая гипотеза о том, что шум негативно влияет на память человека.

5.Заключение

В ходе исследования была подтверждена рабочая гипотеза о том, что шум негативно влияет на память человека.

Таким образом, мы достигли цели и задач исследования.

О полученных результатах рассказали одноклассникам на классном часе, ученической конференции. Выпустили буклеты и распространили среди обучающихся МКОУ Северной СШ.

Список литературы

1. http://pandia.ru/text/78/255/439.php

2. http://infourok.ru/proekt-shum-i-ego-vliyanie-na-zdorove-cheloveka-472106.html

3. Воздействие на организм человека опасных и вредных экологических факторов. Метрологические аспекты. В 2-х Т./Под ред. Исаева Л.К. Т.1. – М.: ПАИМАС. 1997. – 512с.

4. Диктанты - «Русский язык» 8 класс, Разумовская

5. Стихи - «Литература» 8 класс, 2 часть, Коровина: «По вечерам» Н.Рубцов, Владимира Набокова «Расстрел», «Увы, мой стих не блещет новизной…» У. Шекспир, «Снег» И. Анненский.

Результаты опроса

Приложение 1

 

Да

Нет

Не знаю

Считаете ли вы, что шум влияет на память?

45

10

5

Шум на уроках мешает тебе сосредоточиться?

50

7

3

Рядом с нашей школой проходит автодорога. Мешает ли тебе шум автотранспорта?

30

20

10

45 респондентов из 60 считают, что шум влияет на память,10 считают, что не влияет и 5 незнают. Большинству респондентов шум мешает работать на уроке. Автомобили проезжающие по дороги около школы отвлекают большенство респондентов.

Приложение 2

Текст диктантов:

Текс диктанта, писала Даша без музыки:

1. По одёжке встречают, по уму провожают.

2. Снявши голову, по волосам не плачут.

3. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

4. Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.

5. Цыплят по осени считают.

Текст диктанта писала Вика без музыки:

1.Продавцы торговали ранними овощами.

2. В нашей семье все любят читать книги.

3. Смотрю, как рабочие выкладывают асфальт.

4. Строители быстро ликвидировали аварию.

5. По вечерам родители читали нам увлекательные книги.

Текст диктанта, писала Даша с громкой музыкой:

1.Вскочь землю не пашут.

2. Не презирай совета ничьего, но прежде рассмотри его.

3.Бывает, зайдёшь в глухое место, сядешь на пень отдохнуть и думаешь.

4. С разбором выбирай друзей.

5. Чужим умом умён не будешь.

Текст диктанта, писала Вика с громкой музыкой:

1.Я весело вскакиваю с постели.

2. Умываюсь, быстро завтракаю – и выбегаю на улицу.

3. Встаю на лыжи и бегу к ближайшему лесочку.

4. Снег поскрипывает под ногами, пригревает солнышко.

5. Уверенным шагом вступаю в лесок, двигаюсь не торопясь.

Приложение 3

Стихи:

«По вечерам» Николай Рубцов

С моста идет дорога в гору.А на горе — какая грусть!-Лежат развалины собора,Как будто спит былая Русь.

Былая Русь! Не в те ли годыНаш день, как будто у груди,Был вскормлен образом свободы,Всегда мелькавшей впереди!

Какая жизнь отликовала,Отгоревала, отошла!И все ж я слышу с перевала,Как веет здесь, чем Русь жила.

Все так же весело и властноЗдесь парни ладят стремена,По вечерам тепло и ясно,Как в те былые времена

Владимира Набокова «Расстрел»:

Бывают ночи: только лягу,в Россию поплывет кровать;и вот ведут меня к оврагу,ведут к оврагу убивать.Проснусь, и в темноте, со стула, где спички и часы лежат,в глаза, как пристальное дуло,глядит горящий циферблат.Закрыв руками грудь и шею, —вот-вот сейчас пальнет в меня —я взгляда отвести не смеюот круга тусклого огня.Оцепенелого сознаньякоснется тиканье часов,благополучного изгнаньяя снова чувствую покров.Но сердце, как бы ты хотело,чтоб это вправду было так:Россия, звезды, ночь расстрелаи весь в черемухе овраг.

«Увы, мой стих не блещет новизной…» У. Шекспир

Увы, мой стих не блещет новизной,

Разнообразьем перемен нежданных.

Не поискать ли мне тропы иной,

Приемов новых, сочетаний странных?

Я повторяю прежнее опять,

В одежде старой появляюсь снова.

И кажется, по имени назвать

Меня в стихах любое может слово.

Все это оттого, что вновь и вновь

Решаю я одну свою задачу:

Я о тебе пишу, моя любовь,

И то же сердце, те же силы трачу.

Все то же солнце ходит надо мной,

Но и оно не блещет новизной!

«Снег» Иннокентий Анненский

Полюбил бы я зиму,Да обуза тяжка…От нее даже дымуНе уйти в облака.

Эта резанность линий,Этот грузный полет,Этот нищенский синийИ заплаканный лед!

Но люблю ослабелыйОт заоблачных нег —То сверкающе белый,То сиреневый снег…

И особенно талый,Когда, выси открыв,Он ложится усталыйНа скользящий обрыв,

Точно стада в туманеНепорочные сны —На томительной граниВсесожженья весны.

Приложение 4

 

Эксперимент по запоминанию предметов.

Предметы располагались в определённом порядке, через определённое время их меняли, нужно было распределить предметы на их прежние места.Эксперимент проводился с громкой музыкой и в тишине.

 

Приложение 5

 

Эксперимент по запоминанию расположения цифр.

 

Результаты эксперимента

Эксперимент

Даша Пушкарёва

Затрачено время

Вика Серова

Затрачено время

1

Запоминание стихов

       
 

А. В тишине

5мин 40 сек

 

6 мин 20 сек

 
 

Б. В шуме

7 мин 50 сек

На 2мин 10сек больше

7 мин 40 сек

На 1мин20 сек больше

2

Зрительная память

       
 

А. в тишине

10 сек. 0 ошибок

 

10 сек. 0 ошибок

 
 

Б. в шуме

30 сек. 4 ошибки

На 20 сек. Больше 4 ошибки

35 сек. 2 ошибки

На 25 сек больше 2 ошибки

3

Текст под диктовку

       
 

А. в тишине

7 ошибок

 

3 ошибки

 
 

Б. в шуме

9 ошибок

На 2 ошибки больше

4 ошибки

На 1 ошибку больше

4

Заучивание чисел

       
 

А. в тишине

15сек. 0 ошибок

 

20 сек. 0 ошибок

 
 

Б. в шуме

20 сек. 0 ошибка

На 5 секунд больше

30сек. 1 ошибок

На 10 секунд больше допущена 1 ошибка

Просмотров работы: 4312