УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ

Павлова А.В. 1
1
Мититаниди И.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 ВВЕДЕНИЕ.

Понятия «окружающая среда», «городская среда» в разных их модификациях в последнее время стали очень распространенными и приобрели значение ключевых.

В процессе развития человеческой цивилизации города становились средой жизнедеятельности всевозрастающего числа людей. В России 73% населения сосредоточено в городах. И как общая тенденция развития и роста городов - прогрессирующее ухудшение в них условий жизни. Одна из величайших трагедий городов в том, что, будучи высшим достижением человеческой цивилизации, они становятся не только неудобными, но и в значительной степени опасными для жизни, даже для жизни будущих поколений.

Большие города и промышленные зоны отличаются высокой степенью освоения территории, высокой компактностью проживания жителей, развитым промышленным производством и коммунальным хозяйством. Поэтому появление и развитие больших городов и промышленных зон затрагивает все компоненты природной среды: атмосферу, гидросферу, растительный и животный мир, почву, рельеф и др. В них заметно изменяются многие характеристики естественной окружающей среды, присущей данному региону; вносятся в окружающую среду новые элементы, которые не наблюдались ранее в естественных условиях. В результате создается новая, во многом искусственная среда, состояние которой чаще всего характеризуется необратимой утратой способности продуцировать органическое вещество или потерей таких свойств, которые отличают экосистемы от других комбинаций «жизнь – среда».

Экологическое неблагополучие больших городов стало острейшей глобальной проблемой, требующей скорейшего решения.

Природа в городе и его ближайшем окружении подвергается тяжкому испытанию. Будучи местами концентрации разнообразной промышленности, строительства, энергетики, автомобильного парка, населения, города являются источниками антропогенных загрязнений воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы. Приведем данные характеризующие объемы этих выбросов и стоков в условно городе с миллионным населением1.

Город активно обменивается веществом и энергией с окружающим его пространством. Он использует разные видытоплива и электроэнергии, сырье и полуфабрикаты, вспомогательные материалы для своих предприятий, продовольствие и товары народного потребления для населения, оборудование для промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства. Используя и перерабатывая все это, город выпускает продукцию, оказывает услуги и выбрасывает в окружающую среду огромную массу отходов в твердом, газообразном и жидком виде.

Цель работы:

1.Изучить состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которое он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности.

2.Сформировать экологическую ответственность за состояние окружающей среды, которая проявляется в:

– ответственности за состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которые он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности;

– ответственности за свое здоровье и здоровье других людей как личную и общественную ценность

– активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации воздействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния на окружающую человека среду и его здоровье.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу о влиянии выхлопных газов на окружающую среду.

2. Провести биоиндикацию загрязнения воздуха по величине автотранспортной нагрузки.

3. Выяснить, насколько актуальна проблема загрязнения окружающей среды для микрорайона моей школы;

4. Создать условия для созидательной деятельности по охране окружающей среды, предупреждению негативных последствий влияния на окружающую человека среду и его здоровье.

Основным загрязнителем атмосферного воздуха по-прежнему является автотранспорт. По результатам комплексной оценки рассеивающей способности город Шахты можно отнести к зоне высокого ПЗА. Таким образом, возникла идея провести данное исследование, чтобы подтвердить или опровергнуть эту информацию.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что полученные в результате исследования данные расширяют знания о влиянии автотранспорта на окружающую среду.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные материалы можно использовать для оценки экологического состояния окружающей

среды своей местности и разработки рекомендаций для жителей.

Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1.Экологические проблемы городов

В городе с миллионным населением - крупном промышленном центре - ежегодно потребляются (млн. т):

Вода – 470, Кислород – 50, Минерально-строительное сырье – 10, Уголь – 4, Сырая нефть – 4, Природный газ – 2, Жидкое топливо - 1,9, Сырье для черной металлургии* - 1,2, Сырье для цветной металлургии* - 3,5

* - Если город - центр этой отрасли

В город - миллионер каждый год поступает в общей сложности - 29 млн. тонн (без воды и воздуха) различных веществ, в нем потребляется энергии больше, чем поступает на его территорию солнечной энергии. За счет техногенной деятельности, а также нагрева асфальтовых, бетонных и каменных поверхностей (улиц, площадей, крыш и стен домов) температура воздуха в больших городах с плотной застройкой может быть выше, чем окружающей местности на 50, в сильные морозы в центре города на 9 - 100 теплее, чем на его окраинах. Выбросы в атмосферу имеют примерно следующий состав млн. т):

Вода (пар, аэрозоль) - 10,8, Углекислый газ - 1,2, Сернистый ангидрид - 0,2. Пыль - 0,2, Углеводороды - 0,1, Оксиды азота - 0,06, Органические вещества (фенолы, бензол, спирты, растворители, жирные кислоты и др.) - 0,008, Хлор, аэрозоли соляной кислоты - 0,005, Сероводород - 0,005.

Многие элементы и соединения поступают в атмосферу в небольших количествах - от нескольких до сотен тонн в год (мышьяк, ртуть, кадмий, свинец и др.), но они наиболее опасны для человека.

В канализационную сеть и помимо них миллионный город сбрасывает ежегодно до 350 млн. т загрязненных сточных вод, включая ливневые и талые воды с промышленных площадок, городских свалок, стоянок автотранспорта. В этих стоках содержится около 36 тыс. т взвешенных веществ, в том числе фосфатов - 24 тыс. т, азота - 5 тыс. т, нефтепродуктов - до ,5 тыс. т.

Ежегодно городом-миллионером производится и в основном накапливается на окружающих территориях около 3,5 млн. т твердых и концентрированных отходов примерно следующего состава (тыс. т):

Зола и шлаки теплоэлектроцентралей - 550 , Твердые остатки из общей канализации - 420 , Древесные отходы - 400 , Твердые бытовые отходы – 350, Строительный мусор – 50, Автопокрышки – 12, Бумага – 9, Текстиль – 8, Стеклобой - 3

Городские атмосферные выбросы образуют вокруг городов ореолы загрязнений, простирающиеся на расстояния до 60 км от центра города (данные, полученные с помощью искусственных спутников Земли «Метеор-Природа» для городов РФ). Ореолы вокруг Москвы и других городов Центральногоэкономического района слились в единое пятно площадью около 180 тыс. км2. Площадь такого пятна, образованного Екатеринбургом, превышает 32,5 тыс. км2.

Шлейф водных загрязнений от больших городов распространяется по рекам на десятки и даже сотни километров.

Геохимические исследования показали, что крупные горы представляют собой техногенные геохимические провинции, которые по уровню накоплений химических элементов превосходят территории развития рудных полей и месторождений2. В городах невозможно создать экологическое равновесие, оно может быть достигнуто только в пределах достаточно обширного района.

Экологическое равновесие - состояние природной среды, при котором обеспечивается ее саморегуляция, надлежащая охрана и воспроизводство основных ее компонентов.

  1.  
    1. Ситуация в городах России.

На основе регулярно публикуемых в последние годы данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу и сбросах загрязненных сточных вод в водоемы составлены карта РФ и список наиболее опасных в экологическом отношении, чей исходный, данный природой климат уже не подвержен восстановлению, 140 городов (13,2% от общего их числа в России).

Таким образом, каждый седьмой-восьмой российский город находится в особо тяжелой ситуации. Первенство по валовому выбросу в атмосферу принадлежит Норильску, крупнейшему центру медно-никелевой промышленности на Таймыре - ежегодно 2486 тыс. тонн, или 8% суммарных выбросов в стране. Для хрупкой северной природы это страшный удар. По валовому выбросу Норильск превосходит следующий за ним Новокузнецк в 3,7 раза, а в расчете на душу населения — в 12,7 раза.

Объем сброса загрязненных вод примерно пропорционален численности населения города. На первом месте по этому показателю стоит Москва - 2394 млн. тонн в год, или 10% общего объема сброса, на втором - Санкт-Петербург - 1591 млн. ток (6,6%), замыкает список Чапаевск - центр химической промышленности в Среднем Поволжье - 44 млн. тонн. Но в пересчете на душу населения Чапаевск существенно опережает Москву (соответственно 449 и 276 тонн на жителя города в год).

В списке особо неблагополучных в экологическом отношении российских городов все 13 городов-миллионеров, все 22 крупнейших города (от 500 до 1000 тыс. жителей), подавляющее большинство областных, краевых и республиканских центров (63 из 72), почти 3/4 общего числа больших городов (113 из 165). Среди13 средних и 14 малых городов преобладают центры черной и цветной металлургии, химической и целлюлозно-бумажной промышленности. В их число входит и Байкальск всего лишь с 16 тыс. жителей, но его целлюлозно-бумажный комбинат наносит огромный вред уникальному озеру Байкал.

Среди крупных экономических районов России наибольшее число городов, негативно воздействующих на окружающую среду, находится на Урале. Их здесь 27, т.е. почти каждый пятый уральский город в числе экологически весьма неблагополучных. В Центральном экономическом районе имеется 18 городов такой категории.

На 1-м месте – Норильск, на 2-ом – Москва. Общий годовой объем выбросов - 995,4 тыс. тонн, из них 92,8 % приходится на автомобили. 3 место: Санкт-Петербург - 488,2 тыс. тонн, из них 85,9 % - автомобильные выбросы.4 место: Череповец (Вологодская область) - 364,5 тыс. тонн, 95 % приходится на стационарные источники, а основной вклад в загрязнение города вносит металлургический комбинат "Северсталь".5 место: Асбест (Свердловская область) - 330,4 тыс. тонн (из них 98,6 % - стационарные источники). 32 место: Ростов-на-Дону - 89,4 тыс. тонн (87 % - автомобили). Следовательно, даже когда стали, казалось бы, утверждаться экологические приоритеты, настоящей заботы об охране окружающей среды, сохранении хотя бы того что осталось, не говоря уж о средствах на улучшение ситуации проявлено не было.

Экологическое неблагополучие российских городов объясняется несколькими причинами.

Бурная индустриализация вызвала чрезмерную концентрацию промышленности в городах, создав в их функциональной структуре характерный «промышленный флюс». Распространенность устаревших, «грязных» технологий, высокая доля разной рода потерь, техническое несовершенство средств очистки усилили антропогенный пресс, коренным образом изменили климат городов. Промышленность городов соз­дала нагрузку, намного превышающую восстановительные силы природы.

И хотя в больших городах главным загрязнителем атмосфер­ного воздуха выступает автомобильный транспорт, размещение крупной промышленности в значительной мере определяет достаточно четко выраженную дифференциацию состояния городской окружающей среды.

В результате экологического неблагополучия в городах ухудшается здоровье населения, повышается уровень заболеваемости и смертности, сокращается продолжительность жизни.

Наиболее восприимчивыми к загрязнениям окружающей среды оказываются дети, особенно в промышленных городах. Так на расстоянии до 12 км от промышленной зоны новорожденных отмечается снижение массы тела и показателей роста, увеличение числа недоношенных детей, заболеваний у новорожденных. Эти данные в 1,5 раза выше, чем в близкорасположенных городах; суммарная заболеваемость детей - в 1,5 - 2 раза, число часто болеющих детей - в 1,2 , количество аномалий - в 5,3, дерматитов - в 3 раза. У этих детей более длительно протекает пневмония, у них чаще диагностируются аллергические заболевания органов дыхания - бронхиальная астма, астмоидный бронхит, рецидивирующие стенозы гортани (данные 1990 и 1995 гг.)3.

  1.  
    1. Влияние автотранспорта на окружающую среду города Шахты Ростовской области.

В соответствии с классификацией, принятой в России, городские поселения с численностью населения свыше одного миллиона относятся к крупнейшим городам, с населением 250-1000 тысяч человек - к крупным, с населением 100-250 тысяч человек - к большим, 50-100 тысяч - к средним, 20-50 тысяч - к малым. Для исследования я выбрала территорию города Шахты Ростовской области, численность населения которого примерно 350 тысяч и поэтому относится к крупным городам.

В последние годы одной из наиболее серьезных экологических проблем в Ростовской области (особенно в ее крупных городах), от решения которой зависит состояние здоровья населения, является загрязнение атмосферного воздуха. Проводимый государственным учреждением «Ростовским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» в ряде городов мониторинг состояния атмосферного воздуха показывает, что в течение длительного времени качество атмосферного воздуха не соответствует установленным гигиеническим нормативам, города Ростовской области, в том числе и город Шахты, постоянно находится в списке городов России с высоким индексом загрязнения атмосферного воздуха. Среднегодовые концентрации целого ряда загрязняющих веществ в атмосферном воздухе позволяют отнести их к факторам повышенного экологического риска для здоровья населения.

Большинство автомобилей работают на бензине, при сгорании которого выделяется более 200 токсичных продуктов (приложение 3). Наиболее вредными для здоровья являются окислы углерода (СО) и азота (NO), углеводороды (формальдегид, бензопирен, фенол) и тяжелые металлы. В зависимости от качества топлива в отходящих газах встречаются диоксид серы и соединения свинца (при использовании тетраэтилсвинца в качестве антидетонатора). В России около 75% выпускаемого бензина является этилированным и содержит от 0,17 до 0,37 г/л свинца [1].

Основная причина загрязнения воздуха в данном случае заключается в неполном сгорании топлива. Всего 15% топлива расходуется на обеспечение движения, а 85% - выбрасывается в атмосферу. К тому же, камера сгорания автомобиля это своеобразный реактор, синтезирующий химические вещества и выбрасывающий их в воздух. Даже невинный азот из атмосферы, попадая в камеру сгорания, преобразуется в ядовитые окислы азота.

Отработавшие газы, продукты износа механических частей и покрышек автомобилей, а также дорожного покрытия составляют около половины атмосферных выбросов антропогенного происхождения. Наиболее исследованными являются выбросы двигателя и картера автомобиля.

Двигаясь со скоростью 80-90 км/час, автомобиль превращает в углекислоту столько же кислорода, сколько 300-350 человек при дыхании. Но дело не только в углекислоте. Годовой выброс одного автомобиля это 800 кг окиси углерода, 40 кг оксидов азота и более 200 кг различных углеводородов. Если помножить эти цифры на 500 млн. единиц мирового парка автомобилей (который ежедневно растет), можно представить себе степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации [2].

Таким образом, противоречия, из которых «соткан» автомобиль, пожалуй, ни в чем не выявляются так резко, как в деле охраны природы. С одной стороны, он облегчил жизнь человеку, с другой – отравляет ее в самом прямом смысле слова.

По данным МРЭО ОГИБДД УВД по г. Шахты общее количество зарегистрированных по городу автотранспортных средств составило на 1 января 2013 года 75387. Это на 23046 единиц больше, чем в 2010 году (52341 ед). В результате этого в атмосферу города от передвижных источников поступает 41872800 кг окиси углерода, 2093640 кг оксида азота, 10468200 кг различных углеводородов. Число это постоянно растет, так как увеличивается количество единиц автотранспорта. В городе автомагистралями с наиболее интенсивным транспортным грузопотоком, высоким уровнем загазованности и запылённости являются улицы Маяковского, Советская, Халтурина, Парковая, Ионова, проспекты Победа Революции, Карла Маркса, Ленинского Комсомола, переулок Шишкина и улица Садовая.

  1.  
    1. Влияние выбросов вредных веществ от автотранспорта

на здоровье человека.

Угарный газ и окислы азота, выделяемые из глушителя автомобиля, выступают причинами головных болей, усталости, немотивированного раздражения, низкой трудоспособности. Сернистый газ воздействует на святая святых — генетический аппарат, способствуя бесплодию и врожденным уродствам. Все эти факторы ведут к стрессам, нервным проявлениям, стремлению к уединению, безразличию к самым близким людям. В больших городах широко распространены заболевания органов кровообращения и дыхания, инфаркты, гипертония и новообразования.

Тяжелые металлы используются человеком давно. Об опасных свойствах некоторых из них было известно ещё в начале второго тысячелетия. Сведения о свинцовых отравлениях известны ещё с тех времен, когда из свинца изготавливали водопроводные трубы. Такой водопровод действовал в Древнем Риме (в это время продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет). Сегодня, вероятно, нигде в мире нет свинцовых водопроводов, но число отравлений свинцом возрастает. Свинец выбрасывается в атмосферу в составе выхлопных газов автомобилей. Значительная часть его накапливается в почве, особенно вблизи автомобильных дорог. В придорожной полосе на расстоянии до 100 метров от шоссе содержание свинца может достигать по данным Камлюк Л.В.(2007) 100-150 мкг на кг почвы, в то время как его нормальное содержание в литосфере составляет не более 10 мкг на кг.

При попадании в организм повышенных концентраций свинца в зависимости от дозы могут развиваться острые и хронические отравления. При остром отравлении может наступить смертельный исход. Хроническое отравление развивается при постоянном употреблении свинца в малых дозах. Он имеет свойство накапливаться в тканях организма. Свинец откладывается практически во всех тканях и органах (особенно много в волосах, ногтях, слизистой оболочке десен). Основной механизм действия свинца на организм заключается в том, что он блокирует ферменты, участвующие в синтезе гемоглобина, в результате чего красные кровяные тельца не могут переносить кислород, развивается анемия и хроническая недостаточность кислорода. У детей по данным Л.А.Яковлевой (2006) избыток свинца приводит к развитию рахита, замедлению умственного и физического развития, снижению остроты слуха.

Так мы почти ничего не знаем, насколько велик их вред, если газы действуют в совокупности. И до тех пор, пока мы не в состоянии составить верное представление об этом, необходимо предвидеть степень опасности для человека отдельных вредных загрязняющих веществ, имеющихся в пределах атмосферы.

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Материалы и методика работы.

Для исследования был выбран участок автомобильной дороги по улице Садовая. Вблизи от учебного заведения располагается остановка, а также на прилегающей к школе территории в рабочее время паркуются машины. Рядом располагается автостоянка (приложение 2).

Улица Садовая находится в центре города, где предусмотрены только две полосы движения. В связи с этим, на данной территории часто возникают автомобильные пробки. Протяженность участка 100 метров.

I. А). Сначала был осуществлен подсчет количества единиц автотранспорта 3 видов (легковые автомобили, автобусы, грузовые автомобили), прошедших по участку в течение 15 минут.

На одном и том же участке дороги провели подсчеты при разных условиях и использовали в расчетах средний результат учета:

- в разные дни недели (понедельник - пятница)

В целях безопасности учеты проводили из фойе школы.

Обобщенные данные указаны в таблице 1 (глава 2.2.).

Далее по формулам произвели вычисление теоретического количества автомашин, которые могли пройти по участкам за 1 час и общий путь, проделанный каждым из 3 типов машин за это время: L= n х 4 х S, где

L – общий путь, пройденный каждой машиной за час, км

n – число автомобилей каждого типа за 15 минут

S – длина выбранного участка наблюдения, равная 100м

Б). Для расчета количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, необходимо узнать, сколько топлива было затрачено автомобилями. Для расчета количества использованного за 1 час топлива применили следующую формулу:

Q = L х Y, где

Q – количество сжигаемого топлива за час, л

L – общий путь, пройденный каждым типом автомобилей за час, км;

Y- удельный расход топлива для каждого вида машин (л/км) в таблице 2 (глава 2.2.).

В). Результаты, полученные при расчете количества сжигаемого топлива, приведены в таблице №3.

Г). Объем вредных веществ в таблице №4 определен (отдельно по трем компонентам – угарному газу, углеводороду (пентану), диоксиду азота (IV)) по формуле:

V=K х Q,

где V – объем вредного вещества, выделяемого машиной

К – коэффициент, численно равный количеству выбросов соответствующего компонента (в литрах) при сгорании в двигателе машины за 1 км пути (таблица №5)

Q – количество топлива , л

Подробно методика работы изложена в практикуме Губарева Л.И. [3].

II. Для расчета количества свинца, содержащегося в топливе, использовали формулу:

m (Pb) = Q(л) х 0,25 г/л, если в 1 л этилированного бензина содержится в среднем 0,25г тетраэтилата свинца, около 70% свинца, добавленного к бензину, попадает в окружающую среду (о.с.) с отработанными газами, из них 30% оседает на земле (почв.) сразу за срезом выхлопной трубы, а 40% в качестве аэрозоля (аэроз.) перемещается в соответствии с розой ветров и осаждается на удалении от места выброса. Поэтому далее расчет по формулам:

m (Pb) о.с. = m (Pb) х 0,7 m ,

(Pb) почв. = m(Pb) х 0,3 m ,

(Pb) аэроз. = m(Pb) х 0,4

2.2. Оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта.

2.2.1.Количество антропогенного загрязнения, попадающего в окружающую среду в результате работы автотранспорта в районе МБОУ СОШ №21 г. Шахты Ростовской области.

Используя выше описанную методику, мы определили количество выбросов в окружающую среду от автомобилей в районе школы. Результаты, полученные в ходе обработки данных исследований, обобщены в таблицах №1 - 6.

Таблица № 1.

Хронометраж потока автотранспорта на исследуемом участке (за1час).

Дата

Автобусы и микроавтобусы

Легковые автомобили

Грузовые автомобили

Всего

27.10.16

30

920

58

1008

28.10.16

24

960

64

1048

11.11.16

46

890

56

992

12.11.16

58

958

65

1081

13.11.16

78

1012

54

1144

Среднее значение

47

948

59

1054

Анализ таблицы 1 показывает, что окружающая среда по улице Садовая испытывает сильную антропогенную нагрузку. В транспортном потоке преобладают легковые автомобили (89%). Средняя интенсивность транспортного потока составляет 1054авт/ч: для легковых автомобилей -948авт/ч, для грузовых автомобилей-60авт/ч, для автобусов – 47авт/ч. Санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток транспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200 авт./ч. На исследуемом участке интенсивность транспортного потока составила 1054авт./ч., что примерно в 5 раз больше допустимого. Поэтому можно предположить, что микрорайон нашей школы «страдает» от действия выхлопных газов автомобилей.

Таблица 2.

Удельный расход топлива для автотранспорта (справочные данные).

Вид транспорта

Расход топлива

Топливо

Бензин

Легковой автомобиль

0,12

Автобус, газель

0,42

Грузовой автомобиль

0,31

Используя справочные данные таблицы 3, мы рассчитали количество топлива для каждого вида транспорта (таблицы 3 и 4).

Таблица 3.

Количество топлива для автомобилей на ул. Садовая.

Тип транспорта

Общий путь за 1 час, L, км –

100 м

Количество топлива Q л

   

бензин

Легковые автомобили

94,8

11,376

Автобусы

4,7

1,974

Грузовые автомобили

6

1,86

Всего

 

40,95

Анализ таблицы №3 (количество топлива) показывает, что на улице Садовая основными загрязнителями атмосферы являются легковые автомобили, на 100 м пути исследуемого отрезка дороги ими сжигается 11,376 л бензина. Итак, в общей сложности, на исследуемом отрезке автодороги длиной в 100 м за 1 час сгорает 40,95 л бензина.

Таблица 4.

Коэффициент вредных выбросов (справочные данные).

Вид топлива

Вид вредного вещества

Вид вредного вещества

Вид вредного вещества

 

СО

углеводороды

Оксид азота (IV)

бензин

0,6

0,1

0,04

Используя справочные данные таблицы 4, мы рассчитали количество выброшенных вредных веществ в атмосферу (таблица 5).

Таблица 5.

Количество выброшенных вредных веществ на ул. Садовая.

Вид топлива

Количество топлива, л

Количество вредных в-в,л

Количество вредных в-в,л

Количество вредных в-в,л

   

СО

углеводороды

Оксид азота (IV)

бензин

40,95

24,57

4,095

1,638

Результаты, полученные в ходе обработки данных исследований, свидетельствуют о том, что количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу в районе МБОУ СОШ № 21, работающими автомобильными двигателями, велико, а воздуха для их разбавления до безопасной концентрации явно недостаточно.

2.2.2.Оценка количества свинца, поступающего в почву придорожных зон от автодороги на улице Садовая.

Таблица 6.

Количество свинца, поступающего в придорожную зону

при выхлопе в районе МОУ СОШ №21.

Количество свинца

За 1 час

За 1 год

Общее количество сжигаемого топлива (бензин) Q, (л) на 100м пути

40,95

358722

Масса свинца в топливе, (г)

10

87600

Масса свинца, поступившего при выхлопе в окружающую среду (г) – из них:

7

61320

1)Масса свинца, поступившая в почву (г)

3

26280

2)Масса свинца, перемещаемая ветровыми потоками (г)

4

35040

Таким образом, на выделенном участке магистрали длиной 100м, за один час с выхлопными газами выбрасывается 7 г свинца. Из этого количества только в течение 1 часа оседает на почве 3 г свинца и 4 г переносится ветром в районе МОУ СОШ №21. В пересчете на год количество свинца, поступающего в окружающую среду в районе школы, составляет примерно 61 кг, из них более 26 кг оседает на почве, остальное количество свинца рассеивается ветровыми потоками.

2.2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.Исследуемый район по улице Садовая, испытывает значительное антропогенное загрязнение в виде выхлопов автотранспорта.

2.Основными загрязнителями атмосферы в районе школы №21 являются легковые автомашины, за ними лидируют микроавтобусы – газели.

3. Общий поток автотранспорта по улице Садовая за 1 час в среднем составляет 1054 автомашины. Таким образом, это более чем в 5 раз превышает санитарные нормы. Можно предположить превышение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу работающими автомобильными двигателями.

4. Основу выхлопных газов, являющихся вредными для здоровья человека и окружающей среды, составляют – угарный газ, оксиды азота (IV), углеводороды, свинец.

5.Количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу работающими автомобильными двигателями, велико, а объема воздуха для их разбавления до безопасной концентрации явно недостаточно.

6.На выделенном участке дороги длиной в 100м, за один час с выхлопными газами выбрасывается 7 г свинца.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

В ближайшее время должны быть проведены решительные действия, способствующие улучшению экологической обстановки и, в итоге, повышению качества жизни в России, если же эти действия не будут предприняты (по защите от глобальных экологических катастроф), то очень скоро произойдут необратимые изменения в климате планеты.

В результате всей проделанной работы я могу сделать следующие выводы:

1. Вредные вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей, накапливаются в окружающей среде.

2. Необходимо информировать население о влиянии выхлопных газов автомобилей на окружающую среду.

На основании проведенных исследований разработаны следующие рекомендации:

  1. Эффективными профилактическими мероприятиями являются создание между проезжей частью дорог и жилыми домами фильтров – зеленых насаждений.

  2. Необходимо высаживать вдоль автомобильных дорог растения, устойчивые к загрязнению окружающей среды для ограничения попадания вредных веществ выхлопных газов автомобилей в окружающую среду.

  3. Разработать новые системы регулирования уличного движения, сводящих к минимуму возможность образования транспортных пробок. Так как, останавливаясь, а затем, снова набирая скорость, автомобиль выбрасывает в воздух в несколько раз больше вредных веществ, чем при равномерном движении.

  4. Переход автомобилей на альтернативные источники топлива: спирты (метанол и этанол), сжатый воздух, жидкий азот, синтетическое топливо из угля, жидкий водород, газомоторное топливо.

  5. Обеспечение контроля за соблюдением нормативов ПДВ загрязняющих выхлопов автомобильного транспорта в атмосферу.

  6. Необходимо распространять среди школьников экологическую культуру, пропагандировать здоровый образ жизни.

  7. Совершенствование устройств очистки сбросов в водоемы, имеющихся на территориях больших городов, и выбросов в атмосферу.

  8. Расширение сетей природных парков, заповедников, заказников, охраняемых ланд­шафтов.

  9. Материальная ответственность предприятий за загрязнение ими окружающей среды.

Список литературы 1. Барбаш Н.Б. Методика изучения территориальной дифференциации городской среды. М., 1989. 2. Владимиров В.В. Расселение и окружающая среда. М., 1992., с. 312. 3. Высоцкий В.С., Перлин В.И. Некоторые вопросы развития крупнейших городов и агломираций // Промышленное и гражданское строительство. 1993 - №7. – С.5-6. 4. Прохоров Б.Б. Жизненная среда горожан // Природв. 1993. - №3. – С.43-49.

1 Прохоров Б.Б. Жизненная среда горожан // Природа. 1993., №3., С. 43-49.

2 Экология города и проблемы управления. М., 1995.

3 Здоровье население и химическое загрязнение окружающей среды в России. М., 1994. С.63-64.

17

Просмотров работы: 823