СБАЛАНСИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ, КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СБАЛАНСИРОВАННОЕ ПИТАНИЕ, КАК ФАКТОР ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Воронова В.А. 1Цветкова А.Д. 1
1Ордынская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя СССР А.Д. Гаранина
Киоссе Е.Б. 1
1МКОУ - Ордынской средней общеобразовательной школы №1 имени Героя Советского Союза А.Д.Гаранина
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение 3        
  1. Концепция сбалансированного питания 5

  2. Результаты анализа потребительской корзины, режима питания и обеспеченности организма витаминами, макро- и микроэлементами учащихся 8 «а» и 8 «б» классов 11

Заключение 14

Литература 16

Приложение 1 «Потребительская корзина и режим питания учащихся 8 «а» и 8 «б» классов нашей школы» 17

Приложение 2 «Определение обеспеченности организма человека

витаминами и микроэлементами» 23

Приложение 3 «Таблица витаминов, содержание витаминов

в продуктах» 29

Приложение 4 «Таблица минералов (микро- и макроэлементы в продуктах)» 33

Введение

Влияние условий жизни на здоровье людей было замечено еще в глубокой древности. Но лишь в ХХ столетии человечество в полной мере осознало, что многие болезни непосредственно связаны с загрязнением атмосферы, плохим водоснабжением, недоброкачественными продуктами. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье населения на 50% зависит от образа жизни, на 20 % - от качества окружающей среды, еще на 20 % - от наследственных особенностей организма и на 10 % - от развития здравоохранения [5].

Последние десятилетия характеризуется значительным возрастанием интереса к проблеме питания человека, и это неудивительно, т.к. правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. В то же время ответ на вопрос «Что же значит правильно питаться?» остаётся спорным. Существует много взглядов (порой диаметрально противоположных) на питание: по Брэггу, по Шелтону, по Шаталовой; многие люди придерживаются вегетарианской ориентации питания, одни предпочитают сыроедение, другие – макробиотику, третьи являются сторонниками энергетического питания и т.д. Отдавая должное всему тому рациональному, что заложено в тех или иных взглядах на питание, следует отметить один общий для них недостаток: малое количество наблюдений и отсутствие строгой статистической обработки полученных данных [6].

В связи с возникшим интересом к данной проблеме после изучения на уроках биологии и химии вопросов о влиянии макро- и микроэлементов, а так же витаминов на рост и развитие нашего организма мы решили провести исследования среди учащихся 8 «а» и 8 «б» классов.

Цель работы: Определение сбалансированности питания школьников 8 «а» и 8 «б» классов как фактора здорового образа жизни.

Задачи:

  1. Проработать научную литературу по теории сбалансированного питания.

  2. Изучить концепцию сбалансированного питания.

  3. Провести исследования по определению сбалансированности питания школьников 8 «а» и 8 «б» классов нашей школы.

  4. Выявить в ходе исследования обеспеченность организма школьников витаминами и микроэлементами.

  5. Дать рекомендации на основе полученных результатов.

  1. Концепция сбалансированного питания.

Концепция сбалансированного питания (А.А. Покровский) на настоящий момент является наиболее распространенной в нашей стране.

Концепция сбалансированного питания может быть в целом сведена к следующим принципам:

- соответствие энергопотребления энергетическим тратам человека;

- соблюдение достаточно строгих взаимоотношений между многочисленными незаменимыми факторами питания, каждому из которых в обмене веществ принадлежит специфическая роль;

- определённый режим питания.

Реализация первого принципа концепции сбалансированного питания подразумевает, во-первых, определение уровня энерготрат, а во-вторых, определение энергии, содержащейся в том или ином количестве той или иной пищи. Общие энерготраты человека, называемые «энергия общего обмена» или, чаще, «общий обмен» и выражающиеся в единицах тепла за единицу времени (чаще всего в ккал/сутки, иногда в кДж/сутки), складываются из следующих компонентов:

  1. Энергия основного обмена (основной обмен) – минимальные энерготраты человека лежа, натощак, при комфортной температуре, при температуре, при мышечном и эмоциональном покое. Эта энергия расходуется на поддержание основных процессов жизнедеятельности (деятельность сердечно- сосудистой, дыхательной и выделительной систем, системы терморегуляции) и минимального мышечного тонуса, зависит от возраста (у детей в пересчёте на единицу массы больше, чем у взрослых), роста и массы тела, а также от пола (при прочих равных условиях у мужчин несколько больше, чем у женщин). В среднем у здорового взрослого человека величина основного обмена равна 1 ккал/кг массы/час, понижаясь на 0,4% с каждым годом жизни в возрасте после 30 лет и повышаясь на ту же величину в возрасте до 30 лет.

  2. Специфически-динамическое действие пищи (СДДП) – энергия, расходуемая на процессы пищеварения и превращения пищевых веществ. Понятно, что величина СДДП будет зависеть от количества и характера съеденной пищи; при обычном смешанном питании СДДП в среднем равно 10-15% от уровня основного обмена.

  3. Рабочая прибавка (РП) – энергия, расходуемая на деятельность (работа по профессии, домашний труд, активный отдых, самообслуживание и пр.). Величина РП напрямую зависит от интенсивности и продолжительности работы.

Таким образом, определив общие энерготраты человека (подсчитав его общий обмен), можно так составить его пищевой рацион, чтобы энергия, поступившая в организм с пищей, была бы равна затраченной (первый принцип концепции сбалансированного питания). Следует, правда, отметить, что применительно к питанию детей этот принцип требует некоторой поправки: энергопотребление должно быть примерно на 10% больше энерготраты, что связано с интенсивными процессами роста. Средние величины суточного общего обмена школьников в возрасте 7-10 лет равны примерно 65 ккал/кг массы тела; в возрасте 11-15 лет 55 ккал/кг массы тела. Исходя, из этих величин и нужно рассчитывать энергетическую стоимость пищевых рационов школьников[6].

Энергетическая (калорическая) ценность пищевых продуктов определяется следующим образом. Пищевые продукты, которые мы едим, включают в себя пищевые вещества: белки, жиры и углеводы. Образующуюся в организме в процессе превращения пищевых веществ энергию принято измерять в единицах тепловой энергии – килокалориях или килоджоулях (1 ккал = 4,186 к Дж). Каждое из пищевых веществ обладает своим калорическим коэффициентом – количеством энергии, образующимся в процессе сгорания 1 грамма пищевого вещества. Для белков калорический коэффициент равен 4 ккал, для жиров – 9 ккал, углеводов – 4 ккал. Зная общий обмен человека и калорические коэффициенты пищевых веществ, можно так составить пищевой рацион, чтобы первый принцип концепции сбалансированного питания (соответствие энерготраты энергопотреблению) был реализован.

Несколько иначе подходят к проблеме обеспечения организма человека необходимым количеством энергии сторонники концепции энергетического питания. Согласно этой концепции энергетическая ценность пищи обусловлена в первую очередь содержанием в ней так называемой психической (жизненной) энергии, и наиболее богаты такой энергией продукты растительного происхождения, т.к. по своему назначению являются семенами и должны дать будущую жизнь. Из животных продуктов большой запас жизненной энергии содержат коровье молоко (насыщается этой энергией в молочных железах, поскольку предназначено для выкармливания детенышей) и оплодотворенные яйца. Отсюда делается вывод, что при составлении пищевого рациона следует исходить, прежде всего из обеспечения человека именно жизненной энергией, т.е. употреблять преимущественно растительную пищу (продукты переработки злаков, овощи, фрукты) и молочные продукты (лучше кисломолочные – кефир, йогурт, творог и пр., т.к. в организме большинства взрослых людей отсутствует фермент лактоза, перерабатывающий молочный сахар до конечных продуктов)[1,3].

Если теперь вернуться к концепции сбалансированного питания, надо помнить, что учёт только первого принципа этой концепции недостаточен при правильной организации питания. Так, например, общий обмен ученика среднего школьного возраста в среднем равен 2400-2500 ккал/сутки. Получить за сутки с пищей он должен примерно 2700 ккал. Если мы дадим ему 300 г жиров, энерготраты будут полностью покрыты, но понятно, что такую диету использовать нельзя. Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимы в нужном количестве и в оптимальном соотношении все компоненты пищевых продуктов: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода (второй принцип концепции сбалансированного питания).

Большое значение в рациональном питании имеет питьевой режим. Как известно, организм взрослого человека примерно на 55-65% состоит из воды, в детском организме процент воды еще выше.

Вода и продукты ее диссоциации (ионы водорода и ионы гидроксила) являются исключительно важными факторами, определяющими структуру и биологические свойства таких органических веществ, как белки, нуклеиновые кислоты, липиды, а также структуру и функциональные свойства биологических мембран и клеточных органелл.

Без пищи человек может прожить несколько недель, тогда как без воды – всего лишь несколько суток. Потери значительного количества жидкости приводят к сгущению крови, что безусловно рефлекторно вызывает чувство жажды. Суточная потребность детей школьного возраста в воде – примерно 50 мл/кг массы тела, но эта потребность удовлетворяет не только за счёт свободной жидкости, но и за счет воды, содержащейся в жидких и твёрдых пищевых продуктах, а также образующейся в организме в результате химических реакций в процессе обмена веществ[11].

Водный обмен в организме протекает с достаточно большой интенсивностью: даже при умеренной температуре и небольшой физической нагрузке человек выделяет за сутки с мочой, калом и выдыхаемым воздухом более 2л воды. При повышении температуры и интенсивной физической нагрузке это количество значительно увеличивается, в основном за счет потоотделения, и это необходимо учитывать при нормировании водно-питьевого режима. Так как с потом человека теряет не только воду, но и большое количество солей, рекомендуется пить не пресную воду, а минерализованную или слегка подсоленную. Чувство жажды хорошо удаляет квас, подсоленный томатный сок, клюквенный морс, зеленый чай. В то же время известно, что соли натрия, особенно поваренная соль, задерживает воду в организме, поэтому при заболевании сердца и почек рекомендуется ограничивать потребление соли. В условиях нормальной температуры воздуха и умеренных физических нагрузок школьник должен выпивать в сучки не более 1л воды; избыточное ее потребление увеличивает нагрузку на сердце и усиливает процессы распада белков [2,6].

Третьим принципом концепции сбалансированного питания является, как уже было сказано, оптимальный режим питания. Само понятие «режим питания» складывается на базе следующих принципов:

- регулярность питания;

- дробность питания в течение суток;

- максимальное соблюдение рационального питания при каждом приеме пищи.

Применительно к питанию детей школьного возраста эти принципы режима питания должны быть реализованы следующим образом.

Во-первых, желательно принимать пищу в одно и тоже время суток: это позволяет выработать условные рефлексы на время, что в свою очередь, обеспечивает оптимальную готовность организма к приему пищи. Понятно, что во время суток для каждого приема пищи можно варьировать в довольно широких пределах в зависимости от режима дня школьника, однако важно, чтобы интервал между завтраком и обедом, и ужином был не больше 5-6 часов, а между ужином и отдыхом ко сну – не менее 1,5-2 часов [1,2].

Во-вторых, для школьников рекомендуется четырехразовое питание. На первый прием пищи (1-й завтрак) желательно отводить 20-25% суточной калорийности. Второй прием пищи (2-й завтрак) должен включать 15-20%. На третий прием пищи (обед) целесообразно отвести 35-40% суточного количества калорий, а на четвертый (ужин) – 20-25%. При отсутствии второго завтрака его желательно заменить полдником примерно такой же калорийности.

В-третьих, желательно обращать внимание на компоненты пищевого рациона в каждом приеме пищи.

Белковая пища повышает возбудимость нервной системы, поэтому лучше ее давать в первую половину дня, период наиболее активной деятельности. Возбуждение нервной системы перед сном нежелательно, т.к. это может мешать быстрому наступлению глубокого сна. Кроме того, белковая пища переваривается дольше, требует больших энерготрат, а поскольку во сне все процессы замедляются (в том числе и отделение пищеварительных соков), это может привести к худшему перевариванию пищи. Надо помнить также, что обильный прием пищи вечером (как это довольно часто бывает в силу различных причин) приводит к преобразованию в жиры недоокисленных углеводов, что может вызвать ожирение. Ужин должен быть малообъемным, легким, желательно из овощных и молочных блюд [3,6].

Говоря о режиме питания, нужно также помнить, что его ни в коем случае нельзя рассматривать как догму. Меняющийся условия жизни могут вносить в него свои коррективы. Более того, некоторые изменения нужно время от времени специально вносить в режим питания с целью определенной тренировки системы, однако эти изменения не должны быть слишком резкими и выходить за границы адаптации [2].

  1. Результаты анализа потребительской корзины, режима питания и обеспеченности организма витаминами и микроэлементами

учащихся 8 «а» и 8 «б» классов

По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье населения на 50% зависит от образа жизни.

Одним из важнейших проявлений в образе жизни является обмен веществ и энергии между организмом и внешней средой. Этот обмен обеспечивается путем поступления в организм питательных веществ, то есть питанием.

Обеспечение организма веществом и энергией для жизнедеятельности, роста и развития требует полноценного питания.

Именно такое питание предполагает обязательное потребление мяса, рыбы, молочных продуктов, а так же овощей, фруктов, минеральных веществ и витаминов.

Мы провели анкетирование среди учащихся 8 «а» и 8 «б» классов нашей школы по определению потребительской корзины и режима питания. Всего в эксперименте участвовало 35 человек. Результаты анализа потребительской корзины на основе сбалансированного питания:

Основные недостатки в питании учащихся:

Режим питания:

Большинство обучающихся питаются 3 – 4 раза в сутки (79%), не завтракают – 40% учащихся, не употребляют ежедневно первые блюда – 60%, на вопрос: «Плотно ли вы ужинаете?» ответило «да» 39%. Основными поставщиками витаминов, микро - и макроэлементов для организма являются овощи, которые необходимо употреблять в свежем (сыром) виде ежедневно. 43% учащихся данные компоненты рациона не употребляют. Учащиеся редко используют в своем рационе следующие продукты: крупы- пшено (34%), горох (34%), фасоль (43%); консервированные фрукты (37%); масло (46%) и животные жиры (51%). Но охотно (ежедневно) включают в свой рацион сладости (46%), газированные напитки (31%) и кофе (43%) учащихся. (Подробная анкета представлена в приложении 1).

Биологическое значение витаминов для организма человека очень важно. Характер их действия разносторонен и связан с работой всех систем организмов. Витамины активизируют обменные процессы, усиливают сопротивляемость организма болезням, повышают трудоспособность. Специальные исследования показывают, что возросшие нервно – психические напряжения, характерные для нашего времени, увеличивают потребность человека в витаминах. Употребление ряда витаминов улучшает физиологические показатели, в особенности со стороны центральной нервной системы.

Проведенное нами тестирование среди обучающихся (всего участвовало 35 человек) на обеспеченность организма витаминами макро- и микроэлементами показывает следующее:

Витамины, макро – и микроэлементы

% обеспеченных

% малообеспеченных

Магний

69,5%

30,5%

Калий

79,5%

20,5%

Железо

80,6%

19,4%

Кальций

80,6%

19,4%

Витамин А, бета – каротин

80,6%

19,4%

Витамин D

75%

25%

Витамин группы В

78%

22%

Витамин С

78%

22%

Витамин Е

80,6%

19,4%

Можно сделать вывод о том, что в среднем обеспеченность обучающихся 8 «а» и 8 «б» классов витаминами, макро - и микроэлементами соответствует норме. Но с целью восполнения организмом магнием, необходимо в большей степени употреблять зерновой хлеб, рис, перловую крупу, миндаль, фасоль, бананы. Для восполнения организмом витамина С в пищевой рацион должны войти: капуста, салат, помидоры, морковь, шиповник, облепиха, черная смородина, клубника, рябина, лимон, апельсин. Для того чтобы восполнить недостаток витамина D следует употреблять яичный желток, белые грибы, сливки, сметану, для восполнения организмом витамина B- семечки, горох, пшено, печень и т.д. (Смотреть приложение 3).

Результаты тестирования учащихся приведены в приложении 2.

Заключение

Все процессы в биосфере взаимосвязаны. Человечество – лишь незначительная часть биосферы, а человек является лишь одним из видов органической жизни – Homo sapiens (человек разумный). Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическое, психологическое и социальное благополучие человека. Здоровье – это капитал, данный нам не только от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем [10].

Таким образом, питание является важнейшим фактором внешней среды, воздействующим на состояние организма и его развитие. Для правильной жизнедеятельности организма необходимо, чтобы питание было рациональным, правильным, физиологически полноценным. Это означает, что как по количеству, так и по своему качественному составу пища должна отвечать физиологическим требованиям организма. Рациональное (здоровое) питание детей является необходимым условием обеспечения их здоровья; устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов; способности к обучению во все возрастные периоды. Если мы будем правильно питаться, у нас появится возможность снизить проявление хронических болезней, которые нас сопровождают на притяжении долгих лет [2] .

Полноценное и правильно организованное питание — необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний. В ходе нашего исследования мы выяснили, что многим учащимся нужно прислушаться к рекомендация по правильному питанию и внести некоторые изменения в свой ежедневный рацион. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-двух литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.

Знать, что покупать, научиться распознавать качественные продукты от некачественных, быть умеренным и разбираться в современной еде – вот главное, чему должен следовать современный человек. Ведь от того, что мы едим, зависит, как мы себя чувствуем и как выглядим – а это залог долгой и качественной жизни.

Результаты наших исследований мы используем при проведении классного часа и родительского собрания на тему «Сбалансированное питание, как фактор здорового образа жизни», и подготовим индивидуальные памятки.

Литература

  1. Боровская Э. «Здоровое питание школьника», «Эксмо» 2010 г.

  2. Гогулан Н. «Законы полноценного питания», Москва 2007г.

  3. Конь И. «Книга о здоровом питании школьников», М. «Просвещение» 2010 г.

  4. Королева М. « Правила стройности», АСТ 2012 г.

  5. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология 9 кл. – М.: Дрофа, 1998.

  6. Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников). – СПб.: СОЮЗ, 1997.

  7. Пузакова Б. « Что мы едим», «Эксмо» 2013 г.

  8. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. / Сост. Балабанов В.В., Максимцева Т.А.. - Волгоград: Учитель – АСТ 2001.

  9. Уайт Е. «Основы здорового питания», «Эксмо», 2011 г.

  10. Энциклопедия для детей. Том 19.Экология / Глав .ред. В. А. Володин. –М: Аванто+,2001.

  11. Элективный курс. «Секретные материалы о твоем здоровье». 9 класс. / Сост. Поддубная Л.Б., учитель высшей категории. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.

  12. www.vitamarg.com

Приложение 1

Потребительская корзина и режим питания учащихся 8 «а» и 8 «б» классов нашей школы [8]

Общее количество опрошенных – 35 человек

Название продукта

Несколько раз в день

1 раз в день

2-3 раза в неделю

1 раз в неделю

2-3 в месяц

1 раз в месяц

Реже 1 раза в месяц

Не употребляю

Мясные продукты

5

9

11

2

3

2

2

1

Мясо свежее

5

3

6

5

5

4

4

3

Мясо консерв.

4

1

4

4

4

3

2

13

Колбаса:

6

4

11

7

2

2

0

3

Вареная

Копченая

7

3

12

4

5

3

0

3

Сало

2

1

2

3

5

5

3

14

Пельмени

3

2

8

6

9

6

0

1

Котлеты

4

9

5

4

8

2

1

2

Др. мясные продукты

5

4

6

10

5

2

2

1

Крупы:

3

3

6

10

5

2

2

4

Гречка

Манная

2

0

5

9

2

3

6

8

Пшено

1

1

6

6

4

1

4

12

Рис

1

2

10

8

4

3

4

3

Перловка

Горох

2

3

0

4

9

2

3

12

Фасоль

Другие.

1

0

1

4

8

2

4

15

Овощи:

Помидоры

6

8

7

7

3

2

0

2

Огурцы

6

11

6

7

4

1

0

0

Свекла

1

5

3

7

7

3

6

4

Морковь

3

10

5

8

4

2

1

2

Капуста

4

11

6

4

2

4

1

3

Яблоки

(Лимон)

7

10

4

3

7

2

2

0

Другие

7

10

4

5

2

3

0

3

Фрукты консерв.

2

3

3

3

7

2

2

13

Сладости

Конфеты

16

9

6

2

2

0

0

0

Кондитерские изделия (печенья, торты, пирожное, мороженое, шоколад, жвачка)

10

11

8

1

3

1

0

1

Другое

3

3

5

2

1

0

0

0

Молочные продукты:

Молоко свежее

9

9

5

4

2

2

0

4

Молоко пакет.

11

11

4

3

0

1

1

4

Кефир

(Йогурт)

7

9

5

2

2

0

4

6

Другие напитки

12

10

8

2

1

0

1

1

Творог

3

6

9

3

6

2

2

4

Сырки

(Сметана)

5

10

8

3

4

2

1

2

Жиры:

Масло подсол.

4

5

6

6

4

2

2

6

Масло слив.

7

8

8

4

2

2

1

3

Топленое

1

4

2

5

2

2

2

16

Маргарин

1

1

3

2

5

1

3

19

Другие живот. Жиры

3

2

2

3

2

3

2

18

Яйца

7

8

10

6

1

0

2

1

Напитки:

Газирование

7

11

4

2

6

2

2

1

Минирал. вода

Соки натур.

13

10

9

0

1

1

0

1

Сухие раствор.

5

2

0

3

5

0

2

20

Чай

26

6

1

2

0

0

0

0

Кофе

15

9

3

3

1

1

2

1

Пиво

0

0

2

0

0

2

1

30

Вино

Другие алк. напитки

0

0

0

0

1

0

0

34

Режим питания

 

Сколько раз в день вы едите

5-6

3-4

1-2

1

 

Другое

Кол – во человек

Кол – во человек в % от числа опрошенных

5%

79%

10 %

0 %

5 %

Завтракаете регулярно? (да или нет)

да

нет

21 человек

60 %

14 человек

40 %

Ежедневно ем первые блюда (да или нет)

14 человек

40 %

21 человек

60 %

Плотно ли вы ужинаете? (да или нет)

13 человек

39 %

20 человек

61 %

Время еды до сна (вечером)

7 человек

64%

4 человека

36%

Едите ли вы ежедневно сырые овощи (свежие)?

(да или нет)

20 человека

57 %

15 человек

43 %

Едите ли вы в промежутках между едой? Что?

21 человек

60 %

14 человека

40 %

Разнообразно ли ваше меню в течении дня, недели? (да или нет)

33 человек

94 %

2 человека

6 %

Приложение 2

Определение обеспеченности организма человека

витаминами и микроэлементами [5]

Всего участвовало в тестировании 20 человек (9 «б» класс)

Если на большинство вопросов вы ответили «нет», то ваш организм в достаточной степени обеспечен теми или иными витаминами и микроэлементами.

Тест на обеспеченность магнием:

Вопрос

Да

Нет

Часто ли у вас бывают судороги (в частности, ночные судороги икроножных мышц)?

15

21

Страдаете ли вы болями в сердце, учащённым сердцебиением и сердечной аритмией?

2

34

Часто ли у вас случается защемление нервов, например, в области спины?

6

30

Часто ли вы ощущаете онемение, например, в руках?

5

31

Часто ли вам угрожают стрессовые ситуации?

9

27

Регулярно ли вы употребляете алкогольные напитки?

0

36

Регулярно ли вы применяете мочегонные средства?

1

35

Много ли вы занимаетесь спортом?

28

8

Предпочитаете ли вы белый хлеб и изделия из белой муки?

30

6

Редко ли вы употребляете в пищу салат и зелёные овощи?

15

21

Во время готовки картофеля и овощей используете ли вы длительную водную обработку?

23

13

При покупке минеральной воды обращаете ли вы внимание на содержание в ней магния?

3

33

Тест на обеспеченность калием:

Вопрос

Да

Нет

Страдаете ли вы мышечной слабостью?

4

32

Повышено ли у вас давление?

1

35

Склонны ли вы к отёкам?

2

34

Страдаете ли вы от пассивной деятельности кишечника?

0

36

Принимаете ли вы регулярно мочегонные препараты?

0

36

Употребляете ли вы регулярно в большом количестве алкогольные напитки?

0

36

Очень ли активно вы занимаетесь спортом?

21

15

Едите ли вы мало свежих фруктов?

2

34

Редко ли салат и овощи попадают на ваш стол?

4

32

Едите ли вы мало картофеля?

8

28

Во время готовки картофеля и овощей используете ли вы длительную водную обработку?

26

10

Редко ли вы употребляете фруктовые и овощные соки?

10

26

Редко ли вы едите сухофрукты?

19

27

Тест на обеспеченность железом:

Вопрос

Да

нет

Часто ли вы чувствуете усталость и подавленность?

11

25

Произошли ли у вас в последнее время изменения волос и ногтей (например, нетипичная бледность и шероховатость кожи, ломкие волосы, вмятины на ногтях)?

4

32

Теряете ли вы в последнее время много крови, например, в авариях или через донорство?

0

36

Обильны ли ваши менструации?

0

36

Вы беременны?

0

36

Занимаетесь ли вы профессиональным спортом?

14

22

Редко ли вы употребляете мясо?

5

31

Выпиваете ли вы более трёх чашек чёрного чая или кофе в день?

16

20

Едите ли вы мало овощей?

10

26

Тест на обеспеченность кальцием:

Вопрос

Да

Нет

Страдаете ли вы остеохондрозом?

1

35

Бывает ли у вас аллергия , например, на солнце?

4

32

Принимаете ли вы регулярно препараты с кортизоном?

1

35

Часто ли у вас бывают судороги?

3

33

Вы беременны?

0

36

Выпиваете ли вы ежедневно меньше 1 стакана молока?

13

23

Употребляете ли вы мало таких молочных продуктов, как йогурт или сыр?

11

25

Пьёте ли вы ежедневно напитки типа «Кола»?

4

32

Употребляете ли вы мало зелёных овощей?

10

26

Вы едите много мяса и колбасы?

22

14

Тест на обеспеченность витамином А и бета-каротином:

Вопрос

Да

Нет

Страдаете ли вы «куриной слепотой»?

1

35

Часто ли вы ночью водите машину?

0

36

Много ли вы работаете с экраном компьютера?

23

13

Ваша кожа сухая и шелушащаяся?

2

34

Страдаете ли вы повышенной восприимчивостью к инфекции?

4

32

Вы много курите?

0

36

Вы редко едите тёмно-зеленые овощи, такие как листовой салат, зелёная капуста или шпинат?

14

22

Редко ли попадают в ваше меню сладкий перец, морковь и помидоры?

14

22

Тест на обеспеченность витамином D:

Вопрос

Да

Нет

Страдаете ли вы остеохондрозом?

2

34

Избегаете ли вы солнца?

4

32

Вы едите мало рыбы, мяса и яиц?

11

25

Избегаете ли вы масла и маргарина?

8

28

Вы едите грибы?

21

16

Тест на обеспеченность витамином В:

Вопрос

Да

Нет

Часто ли вы чувствуете себя неспособным к деятельности и лишённым энергии?

9

27

Легко ли вы раздражаетесь?

14

22

Часто ли вы подвергаетесь стрессам?

13

23

Есть ли у вас проблемы с кожей, например, сухая кожа, трещины в уголках рта?

4

32

Вы регулярно употребляете алкогольные напитки?

0

36

Отдаёте ли вы предпочтение продуктам из муки грубого помола?

5

31

Вы не едите мяса вообще?

11

25

Тест на обеспеченность витамином С:

Вопрос

Да

Нет

Страдаете ли вы частыми простудами или повышенной восприимчивостью к инфекциям?

5

31

Вы выкуриваете больше 5 сигарет в день?

0

21

Часто ли вы принимаете медикаменты с ацетилсалициловой кислотой и обезболивающие?

5

31

Редко ли вы едите свежие овощи?

7

29

Вы едите мало сырых салатов?

7

29

Часто ли вы едите сохранившуюся в тепле или вновь разогретую еду?

11

25

Вы варите овощи и картофель в большом количестве воды?

20

16

Тест на обеспеченность витамином Е.

Вопрос

Да

Нет

Страдаете ли вы нарушениями кровоснабжения?

1

35

У вас слабые соединительные ткани?

0

36

Образуются ли у вас после повреждения некрасивые шрамы?

11

25

Часто ли вы бываете на солнце?

23

13

Вы курите?

0

36

Часто ли вы подвергаетесь негативному влиянию, например, смога или выхлопных газов?

3

33

Часто ли вы употребляете растительные масла?

9

27

Вы не употребляете растительный маргарин?

8

28

Вы не употребляете продукты из муки грубого помола?

7

29

Анализ результатов тестовых заданий в % от общего количества опрошенных о степени обеспеченности организма школьников витаминами, макро - и микроэлементами.

Всего участвовало в тестировании 35 человек (обучающиеся 8 «а» и 8 «б» классов)

Витамины, макро – и микроэлементы

% обеспеченных

% малообеспеченных

Магний

69,5%

30,5%

Калий

79,5%

20,5%

Железо

80,6%

19,4%

Кальций

80,6%

19,4%

Витамин А, бета - каротин

80,6%

19,4%

Витамин D

75%

25%

Витамин группы В

78%

22%

Витамин С

78%

22%

Витамин Е

80,6%

19,4%

Приложение 3

Таблица витаминов, содержание витаминов в продуктах [12]

Название витамина

Для чего нужен

Дневная норма

Признаки нехватки

Лучшие источники

А(здоровье кожи)

• Помогает расти• Делает кожу мягкой и эластичной• Оздоравливает слизистые оболочки• Полезен для зрения

1 мг в день, 100-200 г указанных продуктов

• Ухудшение зрения в сумерках• Сухая и шероховатая кожа на руках, икрах ног• Сухие и тусклые ногти• Конъюнктивиты• У детей – задержка роста

морковь, петрушка, сухие абрикосы (урюк), финики, масло сливочное, мороженное сливочное, брынза.

B1(здоровье кишечника)

• Способствует нормальной функции нервов• Поддерживает рост и работу мышц• Делает кожу гладкой и бархатистой• Улучшает работу кишечника

1-2,0 мг в день, в 300г указанных продуктов.

• Отсутствие аппетита• Запоры• Усталость и раздражительность• Плохой сон

соя, семечки, горох, фасоль, крупа овсяная, гречневая, пшено, печень, хлеб с отрубями.

B2(здоровье губ и глаз)

• Защищает слизистые оболочки• Участвует в обмене жиров, белков и углеводов• Полезен для глаз• Защищает от ультрафиолета

1,5-2,4мг в день, 300-500г указанных продуктов.

• Воспаление слизистых оболочек• Зуд и резь в глазах• Сухость губ• Трещины в уголках рта• Выпадение волос

горошек зеленый, хлеб пшеничный, баклажаны, орехи грецкие, сыр.

B6(здоровье волос и ногтей)

• Участвует в обмене аминокислот и жира• Помогает работе мышц, суставов и связок• Препятствует атеросклерозу• Улучшает функции печени

2,0 мг в день, в 200-400 г указанных продуктов.

• Возникает дерматит• Развитие артрита, миозита, атеросклероза и болезней печени• Возбудимость, раздражительность, бессонница

овсяные хлопья, грецкие орехи, гречневая, перловая и ячневая крупа, изюм, тыква, картофель, фундук, творог

D(здоровье костей)"витамин солнца"

• Обмен кальция и фосфора• Рост и укрепление костей• Поддерживает иммунитетПри совместном приеме с витаминами А и С помогает в профилактике простудных заболеваний, помогает в лечении конъюнктивитов

2,5 мкг в день, в 100-200 г указанных продуктов.

• Утомляемость, вялость• У детей – рахит• У взрослых – остеопороз

яичный желток, белые грибы, сливочное масло, сметана, сливки, сыр "Чеддер".

E(здоровье кожи )

• Защищает от канцерогенов• Защищает от стресса• Поддерживает кожу в здоровом состоянии• Способствует усвоению белков и жиров• Благотворно влияет на половые железы• Помогает работе витамина А

10 мг в день, в 10-50 г указанных продуктов.

• Мышечная слабость• Бесплодие• Эндокринные и нервные расстройства

растительное масло, орехи, зерновые и бобовые проростки, кукуруза, овощи.

С(здоровье всего организма)

• Защищает от инфекций• Укрепляет слизистые оболочки• Препятствует атеросклерозу и укрепляет сосуды• Нормализует деятельность эндокринной системы• Препятствует старению

от 75 до 150 мг

• Иммунитет слабеет и перестает давать отпор простуде и насморку

1. Облепиха, 2. Черная смородина, 3. Болгарский перец (зеленый), 4. Петрушка, 5. Укроп, 6. Шиповник, 7. Брокколи, 8. Киви, 9. Хрен, 10. Капуста.Для сравнения: апельсины на 12-м месте, лимоны – на 21-м, а грейпфруты лишь на 23-м.

Приложение 4

Таблица минералов (микро- и макроэлементы в продуктах) [12]

Название

Для чего нужен

Дневная норма

Признаки нехватки

Лучшие источники

Железо

• является составной частью гемоглобина• влияет на процесс кроветворения и тканевого дыхания• нормализует работу мышечной и нервной систем• борется со слабостью, утомляемостью, малокровием

10мг для мужчин и 20мг для женщин, и 30мг для беремен.

Анемия, иначе «малокровие», когда в крови мало красных кровяных телец и низкий гемоглобин.

Зерновые продукты, бобовые, яйца, творог, черника, персики, фасоль, горох, овсяная и гречневая крупа, абрикосы

Цинк

• помогает вырабатывать инсулин.• участвует в жировом, белковом и витаминном обмене, синтезе ряда гормонов.• повышает потенцию у мужчин• стимулирует общий иммунитет• защита от инфекций

15мг, беремен. и кормящие женщины больше - 20 и 25 мг/сут

• задержка психомоторного развития у детей• облысение• дерматиты• снижение иммунитета и половой функции (у мужчин - нарушение выработки спермы)• раздражительность, депрессии

Твердые сыры, зерновые, бобовые культуры, орехи, гречневая и овсяная крупа, бананы, тыквенные семечки.

Медь

• участвует в синтезе красных кровяных телец, коллагена (он отвечает за упругость кожи), обновлении кожных клеток• способствует правильному усвоению железа

1,5-3

• Анемия• нарушение пигментации волос и кожи• температура ниже нормы,• психические расстройства

Орехи, особенно грецкие и кешью, морепродукты.

Кобальт

• активирует ряд ферментов• усиливает производство белков• участвует в выработке витамина В12 и в образовании инсулина

0,04-0,07

• дефицит витамина В12, что ведет за собой нарушения обмена веществ.

Свекла, горох, земляника и клубника (в свежем или замороженном виде).

Марганец

• участвует в окислительных процессах, обмене жирных кислот• контролирует уровень холестерина

2-5

• нарушение холестеринового обмена• атеросклероз сосудов

Соевые белки

Селен

• замедляет процессы старения• укрепляет иммунитет• является естественным антиоксидантом • защищает клетки от рака

0,04-0,07

• снижение иммунитета• частые простудные инфекции• ухудшение работы сердца (аритмии, одышка)

Виноград, белые грибы, морепродукты

Фтор

• участвует в формировании твердых тканей зубов и зубной эмали• крепость костей

0,5-0,8

• хрупкость зубной эмали• воспалительные заболевания десен (например, пародонтит)• флюороз

Фтор поступает в основном с питьевой водой. В некоторых регионах воду специально фторируют

Йод

• Отвечает за работу щитовидной железы• Контролирует эндокринную систему• убивает микробы• укрепляет нервную систему• питает серое вещество мозга

0,1-0,2

• у взрослых - увеличение щитовидной железы• ребенок перестает расти• может задерживать умственное развитие у детей

Морская капуста, морепродукты, а также йодированные продукты - соль, хлеб, молоко (информация об этом должна быть на упаковке)

Кальций

• придает прочность костям и зубам• упругость мышц и внутренних органов• необходим для нормальной возбудимости нервной системы и свертываемости крови

0,8-1 для беремен., кормящих женщин до 1,5-2

• боли в костях и мышцах, мышечные судороги• деформация суставов, остеопороз (хрупкость костей)• тусклые блеклые волосы• ломкие ногти• разрушение зубов и воспаление дёсен• раздражительность и утомляемость

Молоко, сыры, капуста цветная и белокочанная, брокколи, орехи (грецкий, фундук), спаржа, шпинат, пшеничные зародыши и отруби Для нормального усвоения кальция важен витамин D

Фосфор

• участвует в построении всех клеток организма, всех обменных процессах• важен для работы мозга• участвует в образовании гормонов

1,6-2, для беремен. и кормящих - 3-3,8

• хроническая усталость• снижение внимания, памяти• мышечные спазмы• рахит• остеопороз (хрупкость костей)

Рыба, морепродукты, бобы, цветная капуста, сельдерей, твердые сыры, молоко, финики, инжир, грибы, арахис, горох

Магний

• контролирует белковый и углеводный обмен• снимает спазмы• улучшает желчеотделение• снижает нервозность• поддерживает тонус• выводит холестерин

0,5-0,9

• раздражительность• головные боли• перепады артериального давления• судороги икроножных мышц• онемение рук• боли в сердце• неровное сердцебиение• боли в шее и спине

Хлеб, особенно зерновой и из муки грубого помола, рис, и перловая крупа, фасоль в любом виде, чернослив, миндаль, орехи, темно-зеленые овощи, бананы

Натрий

• обеспечивает электролитное и кислотно-щелочное равновесие• нормализует сократимость мышц• поддерживает тонус сосудистых стенок• контролирует процессы возбудимости и расслабления

5-10

• нарушение кислотно-щелочного баланса

Поваренная соль, зелень, картофель, кукуруза, маслины

Хлор

• участвует в регуляции водного обмена• за счет него в желудке вырабатывается соляная кислота• от него зависит кислотность желудка и склонность к гастритам

4-6

• нарушение кислотности желудка• гастриты с пониженной кислотностью

Поваренная соль, молоко, сыворотка, ржаной хлеб, бананы, капуста, сельдерей, петрушка

Сера

• выработка энергии• свертывание крови• синтез коллагена, основного белка, который образует основу для костей, волокнистых тканей, кожи, волос и ногтей

0,5-0,8

• болезненность суставов• тахикардия• повышение давления• нарушения функций кожи• выпадение волос• запоры

крыжовник, виноград, яблоки, капуста, лук, рожь, горох, ячмень, гречневая крупа, пшеница, соя, спаржа

37

Просмотров работы: 1446