СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ. ЗРЕНИЕ.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ. ЗРЕНИЕ.

Рогозин С.А. 1
1МБОУ СОШ №10 г.Учалы
Кузнецова Е.А. 1
1ЮУрГГПУ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Экологический фактор является одним из наиболее точных индикаторов, определяющих здоровье населения, особенно в детском и подростковом возрасте.

На территории Республики Башкортостан (далее РБ) расположено очень много промышленных предприятий. Развитие промышленности и транспорта сопровождается интенсивным загрязнением приземного слоя атмосферы территории РБ . Промышленные предприятия города при существующих технологиях производства, изношенности систем очистки и практическом отсутствии технологии безотходного и малоотходного производства создают повышенную экологическую нагрузку на условия проживания населения. Экологическая обстановка РБ является одной из причин увеличения уровня заболеваемости людей всех возрастных категорий, в том числе среди детей и подростков. Наряду с патологиями органов дыхательной, сердечно-сосудистой систем у детей отмечается рост нарушений сенсорных систем, и прежде всего зрительной сенсорной системы.

Цель работы - изучить морфофункциональные особенности зрительной сенсорной системы у детей и методы по профилактике ее нарушений.

Задачи:

  1. Изучить морфофункциональные изменения зрительной системы в зависимости от возраста.

  2. Выявить возможные причины нарушения зрения у детей школьного возраста.

  3. Выявить наиболее доступные методы профилактики нарушения зрения у детей и взрослых.

Глава 1. Обзор литературы

  1.  
    1. Роль сенсорных систем в процессах адаптации организма к условиям среды

Сенсорная система обладает способностью приспосабливать свои свойства к условиям среды и потребностям организма. Сенсорная адаптация — общее свойство сенсорных систем, заключающееся в приспособлении к длительно действующему (фоновому) раздражителю. Адаптация проявляется в снижении абсолютной и повышении дифференциальной чувствительности сенсорной системы. Субъективно адаптация проявляется в привыкании к действию постоянного раздражителя (например, мы не замечаем непрерывного давления на кожу привычной одежды).

В сенсорной адаптации важную роль играет эфферентная регуляция свойств сенсорной системы. Она осуществляется за счет нисходящих влияний более высоких на более низкие ее отделы. Происходит как бы перенастройка свойств нейронов на оптимальное восприятие внешних сигналов в изменившихся условиях. Состояние разных уровней сенсорной системы контролируется также ретикулярной формацией, включающей их в единую систему, интегрированную с другими отделами мозга и организма в целом. Эфферентные влияния в сенсорных системах чаще всего имеют тормозной характер, т. е. приводят к уменьшению их чувствительности и ограничивают поток афферентных сигналов.

Общее число эфферентных нервных волокон, приходящих к рецепторам или элементам какого-либо нейронного слоя сенсорной системы, как правило, во много раз меньше числа афферентных нейронов, приходящих к тому же слою. Это определяет важную особенность эфферентного контроля в сенсорных системах: его широкий и диффузный характер. Речь идет об общем снижении чувствительности значительной части нижележащего нейронного слоя [7].

Важная роль в процессе адаптации организма человека к условиям среды принадлежит зрительной сенсорной системе.

Внедрение технических средств и компьютерных технологий в учебном процессе, постоянное возрастание разнообразного информационного потока вызывают значительные напряжения механизмов организма. Восприятие информации, ее первичная переработка и запоминание зависит от свойств нервных процессов и функциональной активности сенсорных систем. Многогранный поток информации, который воздействует на человека в 95% случаев, воспринимается зрительной сенсорной системой.

В исследованиях Макаренко Н. В. установлено что, главное в восприятии информации, в выполнении точности оперативных движений принадлежит «срочному зрительному восприятию» [4].

Ровный А.С. и соавтор (2010) при изучении проблемы адаптации обучающихся к учебным нагрузкам в течение учебного дня, установили, что зрительная система является индикатором реагирования организма на различные виды утомления – психического, умственного, физического. Также в работе отмечается, что естественный прирост адаптации к учебным нагрузкам снижает уровень функциональных сдвигов зрительной системы.

Исследования Ровного А. С. показали, что высокий уровень активности зрительной сенсорной системы обеспечивает мгновенную и точную перестройку любой умственной или двигательной деятельности. Изменение уровня активности зрительной сенсорной системы, так как и частоты сердечных сокращений, является индикатором восприятия человеком физических и психологических напряжений [8].

1.2. Механизмы восприятия информации сенсорными системами

Процессы преобразования и передачи сигналов в сенсорной системе доносят до высших центров мозга наиболее важную (существенную) информацию о раздражителе в форме, удобной для его надежного и быстрого анализа[9].

Преобразования сигналов могут быть условно разделены на пространственные и временные. Среди пространственных преобразований выделяют изменения соотношения разных частей сигнала. Так, в зрительной и соматосенсорной системах на корковом уровне значительно искажаются геометрические пропорции представительства отдельных частей тела или частей поля зрения. В зрительной области коры резко расширено представительство информационно наиболее важной центральной ямки сетчатки при относительном сжатии проекции периферии поля зрения («циклопический глаз»). В соматосенсорной области коры также преимущественно представлены наиболее важные для тонкого различения и организации поведения зоны — кожа пальцев рук и лица («сенсорный гомункулюс»).

Для временных преобразований информации во всех сенсорных системах типично сжатие, временная компрессия сигналов: переход от длительной (тонической) импульсации нейронов на нижних уровнях к коротким (физическим) разрядам нейронов высоких уровней.

Зрительная информация, идущая от фоторецепторов, могла бы очень быстро насытить все информационные резервы мозга. Избыточность сенсорных сообщений ограничивается путем подавления информации о менее существенных сигналах. Менее важно во внешней среде то, что неизменно либо изменяется медленно во времени и в пространстве. Например, на сетчатку глаза длительно действует большое световое пятно. Чтобы не передавать все время в мозг информацию от всех возбужденных рецепторов, сенсорная система пропускает в мозг сигналы только о начале, а затем о конце раздражения, причем до коры доходят сообщения только от рецепторов, которые лежат по контуру возбужденной области.

Кодированием называют совершаемое по определенным правилам преобразование информации в условную форму — код. В сенсорной системе сигналы кодируются двоичным кодом, т. е. наличием или отсутствием электрического импульса в тот или иной момент времени. Такой способ кодирования крайне прост и устойчив к помехам. Информация о раздражении и его параметрах передается в виде отдельных импульсов, а также групп или «пачек» импульсов («залпов» импульсов). Сенсорная информация кодируется также числом одновременно возбужденных нейронов, а также местом возбуждения в нейронном слое.

Особенности кодирования в сенсорных системах. В отличие от телефонных или телевизионных кодов, которые декодируются восстановлением первоначального сообщения в исходном виде, в сенсорной системе такого декодирования не происходит. Еще одна важная особенность нервного кодирования — множественность и перекрытие кодов. Так, для одного и того же свойства сигнала (например, его интенсивности) сенсорная система использует несколько кодов: частотой и числом импульсов в пачке, числом возбужденных нейронов и их локализацией в слое.

Для периферических отделов сенсорной системы типично временное кодирование признаков раздражителя, а на высших уровнях происходит переход к преимущественно пространственному (в основном позиционному) коду.

Детектирование сигналов. Это избирательное выделение сенсорным нейроном того или иного признака раздражителя, имеющего поведенческое значение. Такой анализ осуществляют нейроны-детекторы, избирательно реагирующие лишь на определенные параметры стимула. Примером могут служить детекторы лица, найденные недавно в нижневисочной области коры обезьян (предсказанные много лет назад, они были названы «детекторы моей бабушки»). Многие детекторы формируются в онтогенезе под влиянием окружающей среды, а у части из них детекторные свойства заданы генетически.

Опознание образов. Это конечная и наиболее сложная операция сенсорной системы. Она заключается в отнесении образа к тому или иному классу объектов, с которыми ранее встречался организм, т. е. в классификации образов. Синтезируя сигналы от нейронов-детекторов, высший отдел сенсорной системы формирует «образ» раздражителя и сравнивает его с множеством образов, хранящихся в памяти. Опознание завершается принятием решения о том, с каким объектом или ситуацией встретился организм. В результате этого происходит восприятие, т. е. мы осознаем, чье лицо видим перед собой, кого слышим, какой запах чувствуем.

Опознание часто происходит независимо от изменчивости сигнала. Мы надежно опознаем, например, предметы при различной их освещенности, окраске, размере, ракурсе, ориентации и положении в поле зрения. Это означает, что сенсорная система формирует независимый от изменений ряда признаков сигнала (инвариантный) сенсорный образ.

Тормозная переработка сенсорной информации основана на том, что обычно каждый возбужденный сенсорный нейрон активирует тормозной интернейрон. Интернейрон в свою очередь подавляет импульсацию как самого возбудившего его элемента (последовательное, или возвратное, торможение), так и его соседей по слою (боковое, или латеральное, торможение). Сила этого торможения тем больше, чем сильнее возбужден первый элемент и чем ближе к нему соседняя клетка. Значительная часть операций по снижению избыточности и выделению наиболее существенных сведений о раздражителе производится латеральным торможением [7].

1.3. Морфофункциональные изменения зрительной системы в зависимости от возраста

Согласно данным Кочина М. Л., успешность процесса формирования зрительной системы определяется ее исходной структурно-функциональной организацией, зависящей от особенностей внутриутробного развития и наличия наследственной патологии, условиями формирования и визуально действующими факторами[3].

К моменту рождения зрительная сенсорная система морфологически подготовлена к деятельности, но окончательное ее морфофункциональное созревание происходит к 11 — 12 годам.

У новорожденных глазное яблоко более шаровидное, его длина короче, чем у взрослых (у взрослых — 23 мм, новорожденных — 16 мм), поэтому лучи от дальних предметов сходятся за сетчаткой, т.е. глаз новорожденных естественно дальнозоркий. Глазное яблоко у ребенка расположено в глазнице более поверхностно по сравнению со взрослыми, поэтому глаза кажутся большими.

С возрастом увеличивается длина глазного яблока и постепенно уменьшается степень дальнозоркости, в три года количество дальнозорких детей составляет 82%, в 5 — 7 лет — 69%, 8 — 10 лет — 59,5%, в 15 лет — около 40%. Эта естественная дальнозоркость не мешает четкому видению близких предметов, так как хрусталик у детей обладает большей эластичностью, чем у взрослых, и может принимать почти шарообразную форму. Поэтому ближайшая точка ясного видения у детей до 10 лет находится на расстоянии 6 — 7 см от глаза. У пожилых людей вследствие уменьшения эластичности хрусталика и ослабления натяжения волокон цинновых связок кривизна хрусталика увеличивается незначительно, либо не изменяется и развивается возрастная дальнозоркость (пресбиопия), поэтому ближайшая точка ясного видения отодвигается от глаза: в 45 лет она составляет в среднем 33 см, в 70 лет — 100 — 120 см.

Острота зрения у детей в первые недели и даже месяцы низкая, постепенно она увеличивается и достигает максимума к 5 годам.

Наиболее созревшими к моменту рождения являются защитные мигательный и зрачковый рефлексы на яркий свет. Слезный рефлекс проявляется в конце 2-го месяца, до этого времени грудные дети плачут без слез или с малым их количеством, так как не полностью созрели слезные железы и центры слезоотделения.

Радужная оболочка у большинства детей содержит мало пигмента и имеет голубовато-сероватый оттенок. Окончательная окраска радужки формируется только к 10 — 12 годам.

В процессе развития существенно меняются цветоощущения ребенка. У новорожденных в сетчатке функционируют только палочки, лишь у 30% детей первые признаки цветоощущения появляются в конце первой недели. Устойчивое дифференцирование основных цветов (красного, синего, зеленого, желтого) отмечается в 3 — 4 месяца. К этому времени для развития цветового зрения нужно развешивать над кроваткой на расстоянии 50 см (и более) цветные гирлянды (они должны иметь в центре красные, желтые, оранжевые, зеленые шары, а синие или с примесью синего по краям гирлянды), периодически менять цвета, давать в руки ребенку яркие цветные игрушки. К девяти месяцам ребенок различает все основные цвета, но полноценное цветовое зрение формируется только к концу третьего года жизни. Форму предметов дети распознают раньше, чем узнают цвет. При знакомстве с предметом у дошкольников первую реакцию вызывает его форма, затем размеры и в последнюю очередь цвет.

Процесс развития и совершенствования зрительной сенсорной системы в целом, как и других сенсорных систем, идет от периферии к центру. Развитие моторных и сенсорных функций зрения, происходит, как правило, синхронно.

Механизмы координации и способность синхронно фиксировать предмет взглядом интенсивно формируются в возрасте от пяти дней до трех — пяти месяцев. Движения глаз в первые дни после рождения могут быть независимы друг от друга (один глаз смотрит прямо, другой — в сторону, при засыпании один глаз может быть уже закрыт, другой — полуоткрыт). Это связано с неполной миелинизацией нервных волокон глазодвигательных нервов и зрительных проводящих путей. Миелинизация их заканчивается у большинства детей к трем — четырем месяцам жизни.

В первый месяц жизни в связи с недоразвитием коры головного мозга зрение обеспечивается подкорковыми отделами (ядрами верхних бугров четверохолмия среднего мозга). Зрительное восприятие у новорожденных проявляется в виде слежения, продолжающегося в течение нескольких секунд (это врожденная реакция). Со второй недели жизни проявляется более длительная фиксация взора (задержка взора на предмете). Созревание зрительных сенсорных зон коры головного мозга происходит к семи — девяти годам.

Поле зрения у детей меньше, чем у взрослых, лишь к семи годам достигает 80% от размеров поля зрения взрослого человека. Это является одной из причин частых дорожно-транспортных происшествий с детьми дошкольного возраста. К 12 — 14 годам границы полей зрения приближается к уровню взрослого человека.

Склера у детей значительно тоньше, чем у взрослых, обладает повышенной растяжимостью. Напряженная зрительная работа на близком расстоянии, особенно с мелким шрифтом и в условиях дефицита света, может вызвать у детей развитие близорукости [9].

Глава 2. Нарушения состояния зрительной сенсорной системы у детей в период обучения в школе и их профилактика

2.1. Характеристика возможных причин нарушения зрения у детей школьного возраста

Согласно данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), отмечается рост числа зрительных дисфункций у детей школьного возраста, при этом во всем мире насчитывается более 35 млн. незрячих, а в России — 260 тыс. детей слабовидящих[1].

Слепота бывает врожденной и приобретенной. Врожденная слепота — нарушение развития некоторых отделов головного мозга, зрительных нервов, сетчатки глаза. Приобретенная слепота развивается после перенесенных глазных заболеваний: глаукомы, трахомы, кератита, поражения зрительного нерва, а также после травм глазного яблока, повреждений глазницы и черепно-мозговых травм. Ребенок с нарушением зрения — термин, касающийся как незрячих, так и слабовидящих. Незрячих делят на тотально слепых (Vis — 0) и детей с остаточным зрением (Vis от 0 до 0, 04 с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). Слабовидящие дети по состоянию зрительных функций разнообразны. Это обусловлено прежде всего клиническими формами и степенью их глазной патологии. Слабовидящими считают людей, имеющих остроту зрения от 0,2 до 0,6 (с оптической коррекцией стеклами на лучшем глазу). К данной категории относятся дети со следующими заболеваниями: близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, альбинизм, амблиопия, нистагм, микрофтальм, дети с монокулярным зрением, а также с нарушениями центрального и периферического зрения и др.

Анализ специальной литературы позволяет нарушения зрения условно разделить на глубокие и неглубокие. Г.В. Никулина (2002) предлагает следующую классификацию: к глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую зрительную депривацию. В зависимости от глубины и степени нарушений перечисленных функций может наступить слепота или слабовидение. К неглубоким зрительным нарушениям относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм); нарушения цветоразличения (дальтонизм, дихромазия); нарушения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения); нарушения остроты зрения, связанные с расстройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия). Остановимся на наиболее характерных нарушениях зрения у детей школьного возраста.

Кочина М. Л. и Горностаева Е. А. отмечают снижение зрительных функций современных детей и подростков. Зачастую на фоне высокой остроты зрения у них имеются низкие резервы аккомодации, снижена контрастная чувствительность. Недостаточные функциональные резервы зрительной системы могут стать причиной множества астенопических состояний и низкой зрительной работоспособности, а также явиться пусковым механизмом развития зрительной патологии, в первую очередь близорукости.

Близорукость у детей – это состояние, возникающее в детском возрасте и характеризующееся тем, что изображение предметов фокусируется непосредственно перед сетчаткой глаза, а не на ней, как должно быть в норме. При этом ребенок может хорошо видеть предметы, расположенные вблизи, и размыто объекты, находящиеся в удалении от него.

Статистика указывает на то, что в последние годы участились случаи миопии (синоним близорукости) именно в детском возрасте. Чаще всего она развивается в период с 9 до 12 лет. На этот возраст приходится до 75% всех случаев близорукости среди детей. В 15 лет количество случаев снижается и приравнивается к 25%[1].

Это может быть объяснено следующими причинами:

1. При работе на близком расстоянии происходит сильное напряжение ресничной мышцы, обеспечивающей аккомодацию, что может вызвать ее спастическое сокращение (спазм аккомодации) и ресничная мышца теряет способность расслабляться. При переводе взгляда на дальний предмет хрусталик остается в более выпуклом состоянии, с большей преломляющей силой, чем это необходимо для четкого видения дальнего предмета, и, несмотря на нормальную длину глазного яблока, глаз становится близоруким.

2. При работе на близком расстоянии происходит сильное напряжение глазодвигательных мышц, обеспечивающих конвергенцию (сведение зрительных осей на предмете), в результате сильного сдавливания ими глазного яблока оно постепенно уплощается, удлиняется в переднезаднем направлении. Организм вынужден приспосабливать оптическую систему глаза к четкому видению близких предметов, развивается истинная близорукость,

Таким образом, основные причины прогрессирующей близорукости у детей кроются в чрезмерном напряжении аккомодации глаза, что вызвано большой зрительной нагрузкой. Поэтому она выявляется, в основном, в школьном возрасте: в младших классах – как спазм аккомодации, в старших – как истинная близорукость. Причины прогрессирующей близорукости носят также региональный характер. Например, число близоруких в северных районах больше, чем в южных; в некоторых странах (в Японии) количество близоруких существенно выше. Эти отклонения связывают с уровнем инсоляции, особенностями пищевого рациона. В городах близоруких больше, чем в сельской местности; в специализированных школах больше, чем в обычных школах.

Близорукость быстрее развивается у физически ослабленных детей (плохое питание, хронические заболевания), нежели среди занимающихся спортом.

У детей, перенесших рахит, близорукость встречается в 5 раз чаще. К семи годам количество близоруких детей составляет в среднем 4 — 7 % от общего количества сверстников, за время обучения в школе % близоруких детей возрастает до 35 — 40 %. особенно в возрасте от 11 до 14 лет.

Близорукость (миопия) характеризуется недостатком преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а также то, что написано на классной доске. При чтении учащиеся приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов — это первые признаки развития миопии. Зрительные возможности детей с миопией при работе вблизи относительно велики. Однако непрерывная длительная зрительная нагрузка на близком расстоянии должна быть не более 15—20 мин. Различают три степени миопии: слабая степень — до 3 D; средняя — от 3 до 6 D; высокая степень — свыше 6 D. При высокой степени миопии наблюдается отслойка сетчатой оболочки глаза. Часто причиной отслойки сетчатки является травма, чрезмерная физическая нагрузка, сотрясение тела.

Разная форма близорукости наблюдается у трети населения планеты. В восточноазиатских странах признаки миопии имеют около 80 % людей в возрасте старше 18 лет. В США за последние 30 лет распространение патологии выросло с 25 до 42 %. По результатам исследований новосибирских ученых, количество школьников, имеющих миопию, возрастает в процессе обучения с 12 до 55 %. Прогрессирующая близорукость, когда глаз растет в длину, приходится на возраст от 6 до 17 лет, иногда – от 5 до 21 года. Существует много эффективных средств лечения детской миопии, поэтому важно именно в период активного роста организма замедлить и остановить заболевание. Родителям школьников нужно следить, чтобы слабая близорукость у ребенка не прогрессировала и не перешла в миопию высокой степени, являющуюся одним из факторов инвалидности по зрению[12].

С. И. Шкарлова, В. Е. Романовский выделяют две группы факторов, способствующих возникновению и прогрессированию миопии.

1- я группа — факторы, характеризующие общее состояние организма; перенесенные заболевания; хронические интоксикации; наследственность.

2- я группа — факторы, объединяющие неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии: недостаточное освещение; неправильная посадка во время письма и чтения; нерациональная мебель в школе и дома; неправильный режим дня и другие гигиенические факторы.

Аветисов Э. С., Курпан Ю. И., Ливадо Е. И. (1980) отмечают, что близорукость встречается в 4 раза чаще в тех семьях, где она прослеживалась в ряде поколений. Одним из факторов развития близорукости является ослабленная склера — внутриглазное давление. Оно может возникнуть в результате общих заболеваний организма и эндокринных нарушений.

В настоящее время близорукость имеет достаточно широкое распространение и обусловлена повышенными зрительными нагрузками, социальными и географическими аспектами. Так, например, близорукость отмечена у 60% выпускников школ Российской Федерации. В городах отмечено большее количество детей с миопией, чем в сельской местности. Среди детей, занимающихся спортом, близоруких детей намного меньше. У детей, слабо развитых физически, близорукость развивается чаще и быстрее прогрессирует. В целях компенсации близорукости назначают очки. Для ее лечения применяются: очковая коррекция, контактные линзы, точечный массаж, медикаментозное лечение, физиотерапевтическое лечение и др.

Часто у ребенка проявляется такое состояние, как ложная близорукость. Это происходит из-за того, что у них наблюдается спазм аккомодационной мышцы из-за длительного зрительного напряжения. Это происходит при продолжительном письме и чтении, при несоблюдении гигиены зрении, при нарушении освещения во время занятий.

При этом мышца не в состоянии своевременно расслабиться, и при переводе зрения на предмет, расположенный вдали, его изображение видится нечетким. Такое состояние также именуется детской псевдомиопией.

Опасность возникновения ложной близорукости заключается в том, что она может перерасти в истинную. Поэтому при обнаружении малейших проблем со зрением у ребенка, необходимо отвести его на прием к офтальмологу. Ложная близорукость в детском возрасте лечится как медикаментозно, так и с помощью коррекционных средств. Важно снизить и физические, и зрительные нагрузки, выполнять рекомендованные врачом упражнения.

Дальнозоркость (гиперметропия) характеризуется тем, что фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. У новорожденных глаза, как правило, дальнозоркие. В результате роста глаза размер глазного яблока увеличивается, и к 10 годам глаза становятся соразмерными, а если развитие глаза отстает, то он становится дальнозорким. При этом функциональные возможности зрительной системы при работе вблизи хуже, чем у близоруких. Дальнозорким детям приходится чрезмерно напрягать свой аккомодационный аппарат, напряженная зрительная работа вызывает у них зрительное утомление, которое проявляется в виде головной боли, тяжести в глазах, в области лба, а иногда в головокружении, буквы при чтении сливаются, становятся неясными. Все эти явления обусловлены переутомлением ресничной мышцы. Различают три степени дальнозоркости: слабая степень — до 3 D; средняя — от 3 до 6; высокая — свыше 6 D. Острота зрения при слабой и средней степени в большинстве случаев бывает нормальной. Но при высокой степени дальнозоркости у детей отмечается плохое зрение как вдаль, так и вблизи, зрачок сужен, размеры глаза уменьшены. При высокой степени дальнозоркости часто развивается сходящееся косоглазие. Дальнозоркость корригируется оптическими линзами. Раннее выявление, очковая коррекция и специальные упражнения для снятия зрительного утомления могут предупредить возникновение косоглазия. Поскольку дальнозоркость не сопровождается органическими поражениями глазного дна, страдающие дети не имеют противопоказаний к физическим нагрузкам [11].

Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. У этих детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и способность сливать их изображения в единый зрительный образ. Причинами возникновения могут быть: наследственность, поражение центральной нервной системы, различные аномалии рефракции глаза, психическая травма (испуг), острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка и т. д.

Принято различать содружественное и паралитическое косоглазие. При содружественном косоглазии подвижность глазных яблок не ограничена. Этот вид косоглазия встречается значительно чаще, чем паралитическое. Оно может быть постоянным или периодическим, сходящимся (глазное яблоко отклонено кнутри носа), расходящимся (глазное яблоко отклонено к виску), односторонним (монокулярным), перемежающимся (отклоняется попеременно то один, то другой глаз). Содружественное косоглазие появляется в большинстве случаев в возрасте от двух до четырех лет. Лечение следует начинать сразу же после выявления. Вначале назначают очки, проводят плеоптическое лечение (заклейка лучше пилящего глаза), засветы с помощью специальных приборов, упражнения, направленные на восстановление бинокулярного зрения, искусственно усиливают зрительную нагрузку (чтение мелкого шрифта, раскладывание мелкой мозаики, сортировка различных видов круп и т. д.) [6].

Аветисовым Э.С. (1975) разработан метод диплоптики, позволяющий ускорить формирование нормального бинокулярного зрения. В отдельных случаях прибегают к оперативному вмешательству. Подавляющее большинство детей с косоглазием в результате лечения может обучаться в массовых школах. Если же косоглазие сочетается с высокой степенью аномалий рефракции и снижением остроты зрения, дети обучаются в специальных школах III—IV видов. Паралитическое косоглазие обусловлено параличом или парезом одной или нескольких глазодвигательных мышц. Оно характеризуется ограничением или отсутствием подвижности косящего глаза в сторону парализованной мышцы. К причинам возникновения этого вида косоглазия относятся: травма, опухоль, инфекция. Лечение паралитического косоглазия направлено, прежде всего на устранение причины, вызвавшей поражение нерва или мышцы. При отсутствии эффекта применяют хирургическое вмешательство, направленное на усиление функции пораженной мышцы.

В связи с нарушением бинокулярного и стереоскопического зрении при косоглазии у детей возникают трудности в восприятии глубины пространства и в формировании пространственных представлений. При выполнении учебных заданий, связанных с оценкой пространства в трех измерениях, у детей возникают сложности при осуществлении зрительно-пространственного синтеза (Земцова М.И., 1973; Аветисов Э.С, 1975; и др.). Косоглазие, как правило, сочетается с недоразвитием глазодвигательной функции, что затрудняет отслеживание движущихся предметов (например, при игре с мячом, метании мяча в цель и пр.), приводит к нарушению координации движений, увеличению сроков обучения двигательным действиям.

Астигматизм — сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида. Симптомы астигматизма: выраженные явления зрительного утомления, головные боли, блефароконъюктивиты, реже — хроническое воспаление краев век. Причинами развития астигматизма могут быть: ранение глаза, оперативные вмешательства на глазном яблоке, болезни роговицы. Глаз человека имеет два глазных взаимно перпендикулярных меридиана: с наибольшей преломляющей способностью и с наименьшей преломляющей способностью. По силе преломления на протяжении меридиана различают: а) правильный астигматизм — имеет одинаковую преломляющую силу на протяжении всего меридиана; в большинстве случаев — это врожденная или наследственная патология; б) неправильный астигматизм — развивается за счет выше перечисленных причин, характеризуется изменениями на разных отрезках одного меридиана, практически не поддается коррекции.

Известны три вида правильною астигматизма: простой — сочетание нормального зрения в одном меридиане с аномалией рефракции (миопия, гиперметропия) в другом меридиане; сложный — наличие в обоих меридианах рефракции одного характера (миопия или гиперметропия), но разной степени; смешанный — астигматизм сочетание миопии в одном меридиане с гиперметропией в другом. Различают также астигматизм: слабой степени — до 3 D; средней степени — от 3 до 6 D; высокой степени — свыше 6 D. Для лечения и коррекции астигматизма используются следующие методы: очковая коррекция, коррекция контактными линзами, хирургические методы лечения (С. И. Шкарлова, В. Е. Романовский, 2000). При выборе коррекции вначале устанавливается степень астигматизма, а при назначении очков учитывается индивидуальная переносимость коррекции, рассчитанная на зрительную комфортность. Астигматизм средней степени (до 0,5 D) встречается настолько часто, что называется физиологическим астигматизмом.

Нистагм (дрожание глаз) самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. По направлению он может быть горизонтальным, вертикальным и вращательным; по виду — маятникообразным, толчкообразным и смешанным. Причины возникновения нистагма: поражения таких участков мозга как мозжечок, гипофиз, продолговатый мозг и др. Нистагм, как правило, не доставляет беспокойства детям, но они испытывают нечеткость восприятия даже при достаточно высокой остроте зрения, слабость зрения, которая плохо поддается исправлению. Терапия нистагма осуществляется с помощью очковой коррекции (при наличии аномалий рефракции), плеоптического лечения, укрепления аккомодационного аппарата, медикаментозного лечения, которое может привести к частичному снижению амплитуды нистагма, повышению зрительных функций.

Амблиопия — понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения. При амблиопии не наблюдаются органические нарушения, однако в некоторых случаях она может привести к амоврозу (полной слепоте). У незрячих детей чаще всего встречаются частичная атрофия зрительного нерва или полная атрофия зрительного нерва. Катаракта — помутнение хрусталика глаза, что приводит к значительному снижению остроты зрения. Глаукома — повышение внутриглазного давления, которое, в свою очередь, приводит к повышению внутричерепного давления.

Ретроленталъная фиброплазия — заболевание, при котором за хрусталиком образуется плотная мембрана из соединительной ткани и отслоенной сетчатки в результате токсического действия 80—100% кислорода, который дают недоношенным детям, что вызывает частичную или полную отслойку сетчатки Чаще всего ретро- лентальная фиброплазия заканчивается слепотой. Это заболевание на современном этапе занимает второе место из общего числа глаз. У незрячих детей также отмечаются такие нарушения зрения, как снижение функций зрительного анализатора, поражение органа зрения или глаза в целом, опухоли мозга или глаза (ретинобластома).

Российские врачи с сожалением констатируют, что последние 10-15 лет наблюдается значительный рост числа глазных заболеваний среди детей. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие все чаще диагностируются у малышей школьного и даже дошкольного возраста. При этом своевременная простая профилактика поможет избежать этих проблем и сохранить прекрасное зрение на долгие годы.

Следует заметить, что предрасположенность к близорукости передается по наследству (наследуется, в частности, недостаточная жёсткость склеры). Однако наследственные факторы, определяющие возникновение и прогрессирование близорукости, не являются фатальными. Нельзя игнорировать влияние среды и этим оправдывать своё бездействие.

Также способствует развитию близорукости чтение детьми книг в положении лежа, в движущемся транспорте [14].

2.2. Методы профилактики нарушения зрения у детей и взрослых

Существенное место среди отклонений в состоянии здоровья учащихся, занимают нарушения зрения, в первую очередь миопия. Очень важным является раннее выявление так называемых «групп риска» - учащихся с предмиопией и спазмом аккомодации. Кроме того, необходимо своевременное лечение детей с прогрессирующей миопией, т.к. по мере перехода учащихся из младших классов в старшие увеличивается не только количество близоруких, но и степень близорукости, достигая, как правило, средних степеней.

Одним из основных мероприятий, необходимых для профилактики нарушений зрения, является соблюдение основных санитарных правил освещенности в классах, мастерских и других учебных помещениях. Немаловажное значение имеет также цветовое оформление дверей, окон и оснащения классных комнат.

Причинами, ухудшающими освещенность в учебных помещениях, являются:

- закрашивание части оконных стекол;

- размещение на подоконниках цветов, учебных пособий и т.д.;

- развешивание на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна или не убирающихся в простенки между окнами;

- затемнение окон деревьями.

Не менее важными факторами профилактики возникновения нарушений зрения является постоянный контроль за правильной посадкой учащихся во время занятий и использование удобной мебели, соответствующей росту.

Учебная деятельность постоянно сопряжена с элементами чтения. В целях охраны зрения непрерывная продолжительность чтения должна быть регламентирована для младших школьников – 15-20 минут, для учащихся среднего возраста 25-30 минут, для старших школьников – 45 минут и сопровождаться промежутками для отдыха глаз от зрительной работы. Во время перерыва глазам необходимо дать отдых. Глаза отдыхают тогда, когда смотрят вдаль или когда они закрыты.

Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Эффективность физкультминуток возрастает при проведении специального комплекса упражнений гимнастики для глаз, которые проводятся педагогом.

Комплекс упражнений гимнастики для глаз для детей 6-9 лет:

- быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз;

- крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз;

- вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо. Вверх и вниз. Повторить 4-5 раз;

- посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4-5 раз;

- исходное положение – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз;

Комплекс упражнений гимнастики для глаз для учащихся 10-17 лет:

- и.п. – сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5-6 раз;

- и.п. – сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз;

- и.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз;

- и.п. – сидя. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторить 5-6 раз;

- и.п. – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4-5 раз;

- и.п. – сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек., перенести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз;

- и.п. – сидя, закрыв глаза. В течение 30 сек. массировать веки кончиками указательных пальцев.

Очень важным профилактическим мероприятием является коррекция зрительных вне учебных нагрузок детей в домашних условиях. Дети младшего школьного возраста могут смотреть телевизионные передачи в те дни, когда учебная нагрузка невелика. Продолжительность просмотра телепередач должна быть не более 1 часа в день. Необходимо, чтобы комната была освещена. Ребенок должен сидеть на расстоянии 3 – 5 метров от экрана в зависимости от размера экрана телевизора. Если ребенку назначены очки для дали, то смотреть телевизионные передачи обязательно надо в очках.

К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относится:

- использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

- чередование занятий учащихся с отдыхом;

- проведение гимнастики для глаз в школе и дома;

- контроль за правильной позой учащихся во время занятий;

- организацию систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

- активное гармоничное физическое развитие детей и подростков;

- организацию рационального питания и витаминизации.

- исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.[5]

В связи с высокой распространенностью функциональных нарушений и начальных форм заболеваний органа зрения среди учащихся общеобразовательных учреждений докторами медицинских наук Н. Б. Мирский, А. Д. Синякиной, А. Н. Коломенской была разработана концептуальная модель по профилактике и коррекции нарушений и начальных форм заболеваний органа зрений у школьников, основой которой является медикообразовательный модуль. Это трехуровневая система, включающая в себя подходы к ранней диагностике и коррекции нарушений ОЗ(I), оптимизацию двигательной активности и физическое воспитание школьников (II), обучение учителей, родителей и самих детей школьного возраста основам здорового образа жизни с использованием структурированного набора информационно-методических материалов (III). Для создания указанной модели была использована ранее разработанная Концептуальная модель профилактики и коррекции нарушений и заболеваний костно-мышечной системы школьников. Эффективность этой модели была доказана в 2010 г., что позволило рекомендовать ее для использования при разработке профилактических медико-организационных моделей по другим нозологиям в качестве алгоритма. Помимо высокой распространенности и социальной значимости, выбор в качестве другой нозологии нарушений и заболеваний ОЗ у школьников объясняется тесной взаимосвязью и взаимозависимостью патологических состояний ОЗ и костно-мышечной системы, а также принадлежностью этих двух нозологий к школьно обусловленным.

Медицинская составляющая модуля. Одним из важнейших направлений охраны здоровья детей и подростков является раннее обнаружение отклонений в состоянии здоровья для наиболее эффективной организации оздоровительной и профилактической работы. Для повышения качества наблюдения за здоровьем детей и подростков в начале 90-х годов в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей (Москва) была разработана программа скрининг-тестирования для массовых профилактических медицинских осмотров детей. За прошедшие годы она была расширена и дополнена. В программе скрининг-тестирования, которую должна осуществлять медицинская сестра образовательного учреждения в отношении всех учащихся ежегодно, значительное место отведено тестам, направленным на выявление нарушений зрения:

исследование остроты зрения;

выявление предмиопии (склонности к близорукости) при помощи теста Малиновского;

диагностика нарушений бинокулярного зрения с помощью теста Рейнеке;

определение скрытого косоглазия.

Образовательная составляющая модуля. Для повышения уровня информированности учащихся средних и старших классов по вопросам профилактики и коррекции нарушений и заболеваний ОЗ разработаны уроки здоровья, которые проводят врачи в общеобразовательных учреждениях.

Уроки здоровья рассчитаны на 2 учебных часа.

Темы: «Формирование правильной посадки за учебным столом, партой» (1 ч); «Формирование правильной посадки при работе за компьютером» (1 ч). Для каждого урока представлены цель, задачи, необходимый объем знаний и навыков, методика, контрольные вопросы для проверки знаний, задания на дом.

Целью уроков здоровья является формирование у школьников сознательного отношения к выполнению правил соблюдения правильной посадки за учебным столом и при занятиях за компьютером. Для этого на уроках здоровья детей обучают тому, как следует правильно сидеть, знакомят и демонстрируют доминанты правильной посадки за учебным столом и компьютером, а также возможные последствия для здоровья при неправильной посадке. Кроме того, уроки здоровья способствуют исправлению неправильно сформированных навыков непосредственно в процессе занятий. Усвоение указанных навыков формирует у школьников стереотип правильной посадки. В формировании этого стереотипа первичным оказывается овладение характерным мышечно-суставным чувством, которое становится эталоном нормы и на который можно равняться в процессе самоконтроля за своей посадкой. Однако следует учитывать тот факт, что правильная посадка относится к двигательным навыкам, которые трудно формируются и могут быть утрачены при отсутствии самоконтроля, поэтому участвовать в формировании правильной посадки у учащихся необходимо не только медработникам школы, но и всему школьному коллективу. Другим эффективным способом профилактики негативных последствий зрительных нагрузок является проведение утренней зарядки и физкультминуток на уроках и переменах, которые относятся к т. н. малым формам физического воспитания. Проведение зарядки и физкультминуток входит в обязанность учителя и является одним из компонентов их деятельности по здоровьесбережению школьников. Учителя включают эти виды двигательной активности в свою работу, однако они сталкиваются при этом со следующими проблемами: одни и те же упражнения быстро надоедают детям, а загруженность и высокая интенсивность труда педагога не позволяют часто менять задания, поскольку это требует дополнительного времени на подготовку, а также быстрого переключения с основного учебного материала на содержание комплекса; на каждом уроке на динамическую паузу отводится 3–4 мин, хотя желательно, чтобы в течение дня периодически были задействованы все группы мышц, в т. ч. и глазные, испытывающие основную нагрузку во время занятий в классе; многие упражнения не приспособлены к условиям ограниченности движений в пространстве классных комнат. Таким образом, запрос педагогического коллектива заключается в том, что школе необходим набор коротких комплексов упражнений, включающий весь диапазон рекомендованных для ежедневного выполнения движений, удобных для проведения в классах и требующих минимальных организационных затрат [6].

Как утверждают офтальмологи, в детском возрасте намного проще предотвратить развитие близорукости, чем заниматься её коррекцией.

Следуя несложным рекомендациям можно сохранить зрение ребенка:

1. Для того, чтобы предупредить развитие миопии важно предупреждать чрезмерное напряжение органов зрения. В первую очередь это касается соблюдения расстояния от глаз до тетради, монитора компьютера и прочих предметов, требующих усилия со стороны глаз. Когда ребенок занимается зрительной работой, важно, чтобы минимальное расстояние до объекта составляло 30 см. Это обусловлено тем, что при чтении оси глаз сводятся и останавливаются на напечатанном тексте. Чем ближе он расположен, тем больше усилий требуется глазам ребенка, чтобы сфокусироваться. Несоблюдение минимальной дистанции приводит к тому, что возникает спазм аккомодационных мышц и развивается ложная или временная близорукость, которая грозит перерасти в истинную.

2. Глазам необходим регулярный отдых. Любое длительное зрительное напряжение грозит развитием миопии. Мышцы детских глаз постоянно находятся в тонусе, хрусталик перенапрягается, а зрачок не расширяется. Помимо этого, ребенок при работе меньше моргает, что приводит к пересыханию роговицы, возникает дискомфорт в глазах, появляется раздражение и жжение. Все это может спровоцировать развитие болезни. Поэтому так важно не допускать того, чтобы ребенок занимался более 40 минут. А для младших школьников ежедневный просмотр телевизора или работа за компьютером не должна превышать полутора часов в сутки.

3. Нельзя разрешать ребенку читать книги в любом виде транспорта, а также в положении лежа. Формирование такой привычки, особенно в детском возрасте, обязательно негативно отразиться на зрении ребенка. При постоянной тряске, аккомодационному аппарату придется все время подстраиваться под изменяющиеся условия, постоянно находиться в напряжении. Такие зрительные нагрузки крайне опасны для формирующегося аппарата малыша. Если читать книгу лежа в постели, то происходит недостаточное кровоснабжение глазных мышц из-за пережатия кровеносных сосудов. Когда ребенок переворачивается набок, один глаз становится ближе расположен к зрительному объекту, а другой дальше. Это приводит к усложнению фокусировки и перенапряжению глаз.

4. Важно формировать правильную осанку у ребенка, начиная с самого раннего возраста. Во время занятий необходимо, чтобы спина у него была прямая, а монитор был выше уровня глаз. Полезно менять место за школьной партой в течение учебного года.

5. Важно, чтобы ребенок получал полноценное питание, а его рацион был сбалансированным. Это позволит снабжать орган зрения всеми необходимыми микроэлементами и витаминами. Если уже поставлен диагноз «близорукость», то стоит разнообразить меню ребенка рыбой, молочными продуктами, зеленью, яйцами, фруктами и овощами, прошедшими минимально необходимую тепловую обработку. Таким образом, детским глазам удастся лучше справляться с возросшими на них нагрузками, а значит, эффективней бороться с миопией.

6. Важно грамотно организовывать детский досуг. Нередко дети после длительной работы за школьной партой, дома сразу же начинают приступать к выполнению заданий. После завершения домашней работы ребенок садиться за компьютер и с увлечением отдается виртуальным играм. Риск развития близорукости при таком распорядке дня крайне высок. Поэтому важно, чтобы дети как можно больше времени проводили на свежем воздухе. Помогают тренировать зрение и предупреждать формирование миопии такие подвижные игры, как теннис и бадминтон.

7. Не лишней станет защита детских глаз от воздействия ультрафиолетовых лучей. Чрезмерно яркий свет может спровоцировать развитие болезни. Когда на улице солнечная погода, ребенка стоит приучать пользоваться темными очками. Если он слишком мал, то отличным решением станет панама с широкими полями.

8. Стоит отдельное внимание уделить освещенности рабочего места, за которым занимается ребенок. Важно, чтобы доступ солнечных лучей был максимальным. Для этого стоит расположить стол справа от окна, а для занятий в вечернее и зимнее время приобрести настольную лампу.

Стоит помнить, что зрительный аппарат ребенка находится в стадии формирования, поэтому риск развития миопии у него выше, чем у взрослого. Позаботившись о привитии навыков по профилактике болезни с самого детства, можно обезопасить детей от развития близорукости.[12]

Г.Г. Демирчоглян, Э.С. Аветисов, Е.И. Ливадо, американский офтальмолог У. Бейтс и др. предлагают для лечения и профилактики близорукости специальные упражнения для улучшения зрения. Для профилактики близорукости и приостановления ее прогрессирования Олдос Хаксли, С. И. Шкарлова, В.Е. Романовский, рекомендуют следующий комплекс мероприятий:

— общее укрепление организма;

— активизацию функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

— укрепление мышечно-связочного аппарата глаза;

— улучшение деятельности мышц глаза, в частности аккомодационной мышцы;

— укрепление склеры и др. [14]

Дальнозоркость - это оптическая аномалия, при которой изображение фокусируется за сетчаткой, а не на сетчатке, в результате чего зрение ребенка снижено, причем больше при рассматривании объектов вблизи.

В качестве мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболевания глаз необходимо соблюдать определенные правила:

1. Режим освещения. Чтение, письмо и прочие зрительные нагрузки необходимо осуществлять только при хорошем освещении, используя верхний свет или настольную лампу мощностью 60−100 Вт. Нельзя использовать лампы дневного света. Нужно стараться не совмещать искусственное и естественное освещение.

2. Режим зрительных нагрузок. Обязательно нужно следить за длительностью зрительных нагрузок, делать паузы и перерывы, давать отдых глазам. Лучше чередовать напряженную зрительную работу с активным отдыхом, гимнастикой, выполнять в перерывах специальные упражнения для глаз.

3. Гимнастика для глаз. Специальный комплекс упражнений для глаз рекомендуется выполнять каждые 30−40 минут. Упражнения включают в себя расслабляющую гимнастику и тренирующие глазные мышцы, элементы зарядки.

4. Специальная тренировка глазных мышц. Осуществляется под наблюдением офтальмолога. Лазерная стимуляция, компьютерная коррекция, применение медикаментов в виде глазных капель, курсы профилактической гимнастики для укрепления глазных мышц, отвечающих за аккомодацию.

5. Раннее выявление и грамотная коррекция слабой степени дальнозоркости. Это поможет избежать развития высоких степеней и прогрессирования заболевания, а также, возникновения осложнений.

6. Мероприятия, направленные на укрепление организма в целом. Плавание, массаж и контрастный душ воротниковой зоны, активный образ жизни — мероприятия, которые помогут снизить риск возникновения заболеваний глаз.

7. Рациональное, полноценное питание. Пища обязательно должна содержать необходимое для организма количество белков, жиров и углеводов, витаминов (особенно группы А) и микроэлементов, таких как цинк, медь, хром, марганец и т.д.[11]

Несколько простых правил помогут уберечь глазки вашего ребенка от косоглазия:

Не вешайте возле кроватки предметы, которые привлекают лишнее внимание малыша, иначе его взгляд будет направлен в одну точку. По этой же причине постарайтесь расположить кроватку так, чтобы родные могли подходить к младенцу с разных сторон.

Подвешивайте погремушки в коляске на расстоянии вытянутой руки малыша.

Рядом с ребенком воздерживайтесь от резких движений.

Проследите, чтобы при лежании малыша в кроватке оба его глаза получали примерно одинаковую нагрузку. Иначе есть риск того, что мозг адаптируется принимать сигналы только одного глаза.

Начинайте знакомить ребенка с телевизором не раньше трех лет. Ограничивайте время его пребывания у экрана.

Не разрешайте ему смотреть телевизор лежа: пусть примет полусидячую позу, подложив под спину подушки.

Выработайте у ребенка правильную осанку, особенно за рабочим столом. У деток, которые низко наклоняются при рисовании или чтении, риск заработать косоглазие удваивается.

Следите, чтобы у маленького школьника шрифт в книжках был крупным.

Знакомство с компьютером лучше начать с восьми лет. Мелкие изображения и шрифт на экране монитора перенапрягают глазные мышцы ребенка.

Если есть риск развития наследственного косоглазия, периодически следует ходить на осмотр к офтальмологу. Так обнаружить косоглазие удастся своевременней.

Оберегайте малыша от стрессов и психологических травм. Известны случаи, когда косоглазие у детей начинает развиваться после стресса или сильного испуга.

Косоглазие запускать нельзя. Лучше всего начинать лечение до семи лет. Чем раньше оно будет начато, тем больше шансов на восстановление [10].

Меры профилактики амблиопии. Чтобы предупредить развитие данного патологического состояния, очень важно в самую первую очередь показать ребенка окулисту уже через несколько месяцев после его появления на свет, а потом уже через каждый год – полтора. Помимо этого следует использовать еще и очки профессора Панкова. Данный прибор предназначен как для лечения, так и для профилактики различных офтальмологических недугов. С его помощью удается, как снять усталость, так и укрепить глазной нерв, улучшить качество зрения, а также развить мышцы глаз. Ну и, конечно же, не стоит забывать о здоровом питании малыша, ежедневных прогулках на свежем воздухе, поливитаминных комплексах и тому подобное.

Заключение

В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что прогнозируется рост заболеваемости органа зрения и его придаточного аппарата как среди всего населения, так и в каждой возрастной группе. Высокий уровень заболеваемости свидетельствуют о наличии неблагоприятных факторов внешней среды, образа жизни, приводящих к заболеваниям органа зрения. Одним из ведущих неблагоприятных факторов на сегодняшний день является работа на компьютерах, выполнение школьниками заданий с использованием компьютерных технологий, широким распространением компьютерных игр.

С целью предупреждения развития болезней органа зрения, профилактики нарушения его функций необходимо соблюдать рекомендации Минздрава Российской Федерации. Также необходимо проводить широкую профилактику патологии органа зрения у детей и подростков, проживающих в экологически неблагополучных районах . Лечебные мероприятия при нарушении функций органа зрения у данного контингента следует проводить с учётом влияния неблагоприятных факторов окружающей среды.

Список литературы:

  1. Всемирная организация здравоохранения (http://www.who.int/ru/)

  2. Горностаева Е.А. Спазм аккомодации, как критерий оценки дизадаптации зрительной сенсорной системы курсантов ВУЗа/ Е.А. Горностаева // Вестник новых медицинских технологий, 2008. – Т.15, №2. – С.59

  3. Кочина М.Л. Концепция формирования зрительной системы детей и подростков под влиянием визуальной нагрузки / М.Л. Кочина, А.В. Яворский // Вестник проблем биологии и медицины, 2013. – В.3,Т.2 (103). – С.170-175

  4. Макаренко Н.В. Критическая частота световых мельканий и переделка двигательных навыков/ Н.В. Макаренко // Физиология человека, 1995.- № 3. – С.13-17.

  5. Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий,направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях Рекомендации №206-ВС от 15 января 2008 г. Министерство здравоохранения РФ.

  6. Мирская Н. Б. Профилактика и коррекция нарушений и заболеваний органа зрения у современных школьников/ Н. Б. Мирская, Синякина А. Д., Коломенская А. Н. // Вопросы современной педиатрии. 2014.- В. №3. – Т. 13. – С.

  7. Покровский В. М. Физиологи человека: учебное пособие / под ред. В. М. Покровского, Г. Ф. Коротько; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2003. - 656 с.

  8. Ровный А.С. Динамика функционального состояния зрительной сенсорной системы у студентов технических специальностей в процессе учебного дня / А.С. Ровный, Н.В. Бурень/ Проблемы физического воспитания и спорта, 2010. - № 9. – С.76-80.

  9. Седокова М. Л. Возрастная анатомия, физиология: учебное пособие / под ред. д-рамед. наук, профессора С. В. Низкодубовой; издание3-е переработанное, дополненное; ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». – Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2009. – 432 с. илл.

  10. «Косоглазие у детей» Электронный ресурс: (http://www.ayzdorov.ru/lechenie_kosoglazie_deti.php)

  11. Азнаурян И. И. Дальнозоркость – оптическая аномалия//д-р мед. наук, академик АМТН РФ, член Европейской ассоциации детских офтальмологов И. И. Азнаурян/ журнал «Новая аптека»

  12. Корецкая Л. М. Причины, симптомы и лечение близорукости у детей (http://www.ayzdorov.ru/lechenie_blizorykost_deti.php)

  13. Государственный доклад «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Челябинска»// Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (http://74.rospotrebnadzor.ru)

  14. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры// Издательство Советский спорт, 2009. – 608 с.

Просмотров работы: 3082