Опорно-двигательный аппарат занимает особое положение в строении и функционировании человеческого организма. Важную роль играют стопы. Наиболее характерно это проявляется при движении. Стопа - самое нагружаемое звено опорно-двигательной системы человека. Работа стоп обеспечивается мышцами. При большой нагрузке мышц, управляющих стопой, происходит развитие функциональных нарушений, которые являются причиной возникновения патологии.
Ученый-травматолог М. Куслик утверждал: «…. с приходом цивилизации, создавшей неустойчивые твердые мостовые и полы, давшей человеку обувь с плоской подошвой, было отнято у свода стопы его природное подкрепление».Таким образом можно сказать, что стопы – одно из наиболее уязвимых мест человека.
Актуальность работы связана с достижениями высокого качества жизни в последнее время. Сейчас можно отметить то, что цивилизация вредна для здоровья человека, о чем со всех плакатов кричат врачи и экологи. Эффекты от этого проявляются во многом, в том числе в развитии плоскостопия у подростков. Ношение некачественной обуви создает дополнительную нагрузку на опорно-двигательную систему, а именно на позвоночник. Это может привести к возникновению различных заболеваний, например, остеохондроза, плоскостопия, сколиоза. Как показали медицинские исследования, оптимальная высота каблука для ежедневного ношения – не более 6 см. Столь модные сейчас ботинки, туфли или босоножки на каблуках выше 10 см и на платформе предназначены исключительно для выходов в свет. Без вреда для здоровья такую обувь можно носить не более трех часов в день. Малая подвижность школьников и длительное пребывание в однообразной позе за столом в школе и дома могут вызвать нарушение осанки, сутулость, деформацию позвоночника. Так называемый мускульный голод у детей может привести к более выраженному нарушению функций, чем у взрослых, к снижению не только физической, но и умственной работоспособности.
Целью нашего исследования является изучение состояния стоп учащихся средних и старших классов для выявления особенностей формирования плоскостопия у подростков.
В процессе исследования ставились следующие задачи:
изучить особенности различных видов плоскостопия;
на основе анкетирования выявить факторы, влияющие на развитие плоскостопия;
дать рекомендации по предупреждению развития плоскостопия и реабилитации подростков, имеющих деформацию стопы.
Практическое значение работы заключается в том, что на его основе можно дать советы по предотвращению развития плоскостопия, разработать реабилитационные программы, подготовить выступления для одноклассников или учащихся младших классов и т.д.
Личный вклад автора в работу состоит в проведении обзора научной литературы по теме и выполнении практической части: разработке и анализе анкет, в обсуждении результатов и формулировании выводов и рекомендаций.
ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПЛОСКОСТОПИЯПлоскостопие- дефект развития опорно-двигательной системы, часто проявляющиеся в детском возрасте. Оно заключается в понижении свода стопы [продольного и поперечного] (рис.1), что в результате перенапряжения мускул приводит к сильным болям в ступнях, лодыжках и голенях, и в изменении походки. В конечном итоге, в результате нарушения опорной системы, может привести к артрозу и сколиозу.
Стопы человека имеют два свода, поэтому все виды плоскостопия делятся на продольное плоскостопие и поперечное плоскостопие. Также возможно наблюдение уплощения продольного и поперечного свода одновременно. В таких случаях можно говорить о комбинированном плоскостопие.
Продольное плоскостопие объясняется уплощением продольного свода стопы. При подобном плоскостопии наблюдается увеличение стопы и ее соприкосновение всей площадью с поверхностью (земля, пол). При поперечном плоскостопии наблюдается уплощение поперечного свода стопы. Развитие поперечного плоскостопия приводит к уменьшению длины стоп за счет веерообразного расхождения плюсневых костей, отклонения первого пальца наружу. По происхождению плоскостопия различают врожденную плоскую стопу, травматическую, рахитическую, паралитическую и статическую.
Врожденное плоскостопие – патология, которая развивается вследствие внутриутробного изменения в структурных элементах стопы.
Рахитическое плоскостопие возникает при перенесении рахита и идет с нарушением образования костей.
Травматическое плоскостопие– результат переломов голеностопного сустава и костей стопы. Возникает в случае, если повреждаются мягкие ткани, которые укрепляют свод стопы.
Статическое плоскостопие возникает вследствие слабости мышц голени и стопы, связочного аппарата и костей. Причины развития статического плоскостопия могут быть различны — увеличение массы тела, уменьшение силы мышц при физиологическом старении, понижение двигательной активности– гиподинамия.
Паралитическая плоская стопа (полиомиелитическая) — результат паралича подошвенных мышц стопы и мышц, начинающихся на голени.
Предрасполагающими факторами в развитии плоскостопия у подростков являются:
генетические особенности костно-мышечной системы,
влияние внешних факторов: гиподинамия или чрезмерная нагрузка на стопы при слабости мышечно-связного аппарата,
заболевания, связанные с нарушением эндокринной системы,
ношение «неправильной» обуви.
Для анализа состояния стоп были отобраны ученики среднего и старшего классов. Общее число испытуемых составило 136 человек, из них 68 – девочки, 65 – мальчики.
Для учеников был подготовлен определенный перечень вопросов.
Класс |
|
Пол |
|
Рост |
|
Вес |
|
Размер обуви |
|
Наличие плоскостопия |
|
Наличие сколиоза |
|
Плоскостопие - это болезнь, как Вы считаете? (да/нет) |
Проводя анкетирование, мы задавали вопрос, связанный с периодичностью физических нагрузок(занятие спортом). Под влиянием физических упражнений стопа может значительно изменяться.
В нашей работе мы использовали плантографический метод. В основе плантографии лежит получение отпечатка стопы- плантограммы. Обработку плантограммы проводили по методу В.А. Штритера. В основе плантографии по Штритеру лежит получение отпечатка стопы- плантограммы. Обработку плантограммы производили путем построения чертежа, на котором нанесли касательную АВ к наиболее выступающим точкам медиального края отпечатка стопы, из середины которой в точке В выстроили перпендикуляр, пересекающий медиальный край в точке Г, а латеральный в точке Д. Измерили полученные отрезки, вычислили индекс и определили состояние стопы.
Состояние продольного свода стопы определили по формуле:
Где I – индекс Штритера.
ГД – отрезок перпендикуляра( см)
ВД – отрезок перпендикуляра( см)
Оценивали следующим образом: при индексе от 0- 36% - высокосводчатая стопа, от 36,1- 43% - повышенный свод, от 43- 50% - нормальный свод, от 50,1- 60% - уплощение свода, от 60,1- 70% - плоскостопие.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕЧастота плоскостопияПлоскостопие стало встречаться очень часто. На первых порах оно проявляется, возможно, в чуть более сильной усталости при ходьбе. А иногда заболевание развивается очень быстро, что прекращает нормальное существование человека. Он начинает сутулиться, появляется тяжелая походка, косолапость, развитие артрозов и остеохондрозов – все это лишь малая доля возможных осложнений, которые приносит плоскостопие.
В группе мальчиков плоская стопа преобладает над нормальной стопой. Из 65 протестированных мальчиков у 62 оказался дефект стопы. В группе также преобладает плоская стопа. Из 68 протестированных девочек у 59 плоская стопа. Хотя сами девочки считают, что они не имеют дефекта стопы. Видимо это особенности женской логики.
По нашим данным без учета пола только 7% подростков имеют правильно сформированный свод стопы. При сравнении полученных нами данных с данными других исследований выяснилось, что исследование подростков учеными дает разброс цифр от 4 до 79 процентов. Это говорит о мало изученности столь серьезной проблемы. Наша цифра – 7% вписывается в общие рамки исследований.
Однако, общепризнанным фактом считается, что плоскостопие чаще развивается у девочек. По нашим данным наоборот. Может быть – это можно объяснить тем, что мальчики все чаще носят сланцы и шлепки, которые не способствуют формированию здоровой стопы.
Плоскостопие и весНа основании полученных данных мы постарались найти зависимост и развития плоскостопия от различных факторов, составили таблицы и диаграммы. Разделив девочек и мальчиков на группы, мы начали исследования.
Диаграмма показывает, что чем больше вес, тем меньше число подростков, имеющих плоскостопие. Данные нас удивили. Может быть свод стопы – это результат реакции организма на нагрузку. Чем больше вес, тем больше необходимости у организма компенсировать давление на стопу. Тогда мы решили, что может быть можно найти правильный ответ, если рассмотреть отдельно мальчиков и девочек.
Данные по мальчикам и девочкам оказались идентичными, что позволяет сделать вывод, что независимо от пола подростка вестела создает нагрузку, которая способствует формированию свода стопы. Это происходит как процесс развития. У взрослых большой вес наоборот деформирует уже сформировавшийся в детском и подростковом возрасте свод стопы.
Плоскостопие и размер обувиРазмер обуви отражает площадь опоры организма, в которой он сильно нуждается в связи с прямохождением. Независимо от пола испытуемого мы получили сходные данные: чем больше размер обуви, тем плоскостопие встречается реже.
Следовательно, плоская стопа может формироваться с целью увеличения площади опоры организма.
Нам не удалось найти ни одной работы в литературе или интернет источниках по определению зависимости между размером обуви и развитием плоскостопия. Следовательно, наши выводы в этом разделе вносят новые данные в научные исследования в этой области.
Плоскостопие и сколиозДальнейшим исследованием было выявление зависимости дефекта стопы и бокового искривления позвоночника – сколиоза.
На основе полученных данных можно сказать, что у учащихся средних и старших классов нашей школы нет проявления зависимости плоскостопия и сколиоза, но можно также заметить, что количество, имеющих сколиоз больше в группе девочек.
Стоит заметить, что у всех, кто имеет сколиоз обязательно есть дефект стопы, т.е. плоскостопие является следствием сколиоза, а не наоборот.
На основе полученных данных мы убедились в том, что в большинстве случаев учащиеся даже не догадываются о наличие у них бокового искривления позвоночника, что может повлечь за собой необратимые последствия.
Современная молодежь, проводящие больше времени в виртуальном мире, чем в реальном, все чаще претерпевают все тяготы заболеваний опорно-двигательного аппарата. Сколиозы и плоскостопие – все это заболевания. В движении жизнь, а плоскостопие и различные искривления позвоночника значительно его ограничивают.
Реабилитация при плоскостопииДля того, чтобы сохранить легкость походки, необходимо тщательно следить за развитием скелета. Лечение плоскостопия в подростковом возрасте и у детей более эффективно, чем у взрослых, так как до 16 лет стопа еще только формируется. Можно полностью и навсегда избавиться от проблем, связанных с деформацией голеностопного сустава.
Понятие "физическая реабилитация" было введено В.М. Выдриным в 1974 г. В последние годы утвердился термин "двигательная реабилитация", так как он более четко определяет специфику данного явления. Содержание двигательной реабилитации заключается в восстановлении или компенсации временно утраченных или сниженных физических способностей с применением адекватных физических упражнений.
Решение проблемы уменьшения дисфункции и патологий стоп невозможно без комплексного последовательного решения основных вопросов, включающих: диагностику, постановку диагноза и выбора способа коррекции. Эффективное решение проблемы дисфункции стоп требует существенного повышения внимания к ней.
Положительные результаты по исправлению дисфункции стоп достигаются при своевременной коррекции.
Лучшая борьба с плоскостопием – профилактика. Профилактика заключается в укреплении мышц, поддерживающих свод стопы. При плоскостопии необходимо приобрести в обувь специальные стельки — супинаторы, чтобы поднять своды ног. Передний отдел стопы практически невозможно укрепить массажем или гимнастикой, поможет только правильный подбор обуви - с широким мыском, жестким задником и каблуком, не перегружающим пальцы ног.
При избыточном весе нужно сразу обращаться к диетологу за рекомендациями по его нормализации, что важно при плоскостопии. Обливая ноги прохладной водой, с последующим массажем, вы закаливаетесь. Массаж начинаем от кончиков пальчиков, растираем кожу и массируем мышцы. Поднимаемся так до голени и немного выше. Массаж выполняется в удобном положении, которое позволяет полностью расслабиться ногам. Лечение плоскостопия у подростков должно проходить массово. Ее чаще всего реализуют с помощью замены обычной обуви на ортопедическую, в большинстве случаев бывает достаточно специальных ортопедических стелек. Супинаторы - ортезы могут использоваться, начиная с детского возраста – они помогают не только лечению, но и профилактике этого заболевания.
ВЫВОДЫИтак, в своей работе мы попытались как можно более полно отразить итоги нашего исследования и указать ряд зависимости плоскостопия с индивидуальными особенностями телосложения.
Стопы человека имеют два свода, поэтому все виды плоскостопия делятся на продольное плоскостопие и поперечное плоскостопие. Возможно наблюдение уплощения продольного и поперечного свода одновременно.
По нашим данным только 7% подростков имеют правильно сформированный свод стопы, что вписывается в общие рамки исследований по этой теме. В подростковом возрасте вес тела создает нагрузку, которая способствует формированию свода стопы, как процессу развития. Плоская стопа может формироваться с целью увеличения площади опоры организма. Плоскостопие может быть следствием сколиоза. Большинство учащихся легкомысленно относятся к этой глобальной проблеме.
Предрасполагающими факторами в развитии плоскостопия у подростков являются: генетические особенности костно-мышечной системы, гиподинамия или чрезмерная нагрузка на стопы при слабости мышечно-связочного аппарата, заболевания, связанные с нарушением эндокринной системы, ношение «неправильной» обуви. Профилактика плоскостопия заключается в укреплении мышц, поддерживающих свод стопы. При сформированном плоскостопии необходимо приобрести в обувь супинаторы.
Янсон, Х.А. Биомеханика нижней конечности человека / Х.А. Янсон.- Рига «Зинантне», 1975- 324с.;
Лапутин, А.Н. Технология контроля двигательной функции стопы школьников в процессе физического воспитания / А.Н. Лапутин, В.А. Кушуба, К.Н. Сиргиенко, 2003-68с.;
Чигарев, А.В. Биомеханика: учебное пособие для вузов / А.В. Чигарев, Г.И. Михасев.- Минск: Технопринт, 2004- 284;
Современные технологии диагностики, лечения и реабилитации повпеждений опорно- двигательной системы, Материалы VII съезд травмотологов-ортопедов Республики Беларусь, Минск, 2002;
Свириденок, А.И., Исследуя опорно- двигательный аппарат / А.И. Свириденок //Веды.,№ 18, 2008, с.5;
Кашуба, В.А. Компьютерная диагностика опорно- рессорной функции стопы человека / В.А. Кашуба, К.Н. Сиргиенко, Д.П. Валиков //Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб. науч. тр. под ред. Ермакова С.С.- Харьков (ХХПИ), 2002. -№1-с.11-16 .
1