АУТИЗМ, ПРОБЛЕМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

АУТИЗМ, ПРОБЛЕМЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ.

Колошко А.М. 1
1ГБОУ СОШ № 89
Колчугина О.С. 1
1ГБОУ СОШ № 89
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1. Введение

Целью нашей работы было ознакомление с заболе­ванием и определение характера, симптомов и обобще­ние методов коррекции. В своей работе мы хотели пока­зать трудности диагностики таких заболеваний, а также проблемы, связанные с самой системой здравоохранения.

До начала работы нами были поставлены следующие за­дачи:

  1. Изучение истории заболевания,

  2. Изучение методов диагностики и коррекции,

  3. Изучение статистических данных частоты встречае­мости,

Аутизм встречается чаще, чем принято думать. Встречается независимо от вероисповедания, уровня жизни, национальной культуры. Предположительно, чаще бывает среди мужчин. Это пожизненное неизлечимое состояние. Дети, страдающие аутизмом, часто плохо социализированы в обществе.Так что же скрывается под этим термином — аутизм?

2. История заболевания

Аутизм – это пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. (9)

Как состояние аутизм является спектром. Это значит, что хотя всех людей с аутизмом объединяют трудности в определенных сферах, это расстройство по-разному отражается на каждом отдельном человеке. Некоторые люди с аутизмом могут жить относительно независимой жизнью, в то время как другие могут иметь дополнительные нарушения обучения и нуждаются в пожизненной поддержке со стороны специалистов. Кроме того, люди с аутизмом обычно отличаются гипер- или гипочувствительностью к звукам, прикосновениям, вкусам, запахам, освещению или цвету.В ХХ веке интерес к аутизму возрос. Уже в 50-х годах им заинтересовались ученые с США и Европы. В центре внимания уже стоял не только ребенок больной аутизмом, но и его родители. Психолог Бруно Беттелхейм в 1959 году публикует статью под названием «Джо-механический мальчик». В данной работе он описывает мальчика-аутиста, болезнь которого возникла по вине родителей.

Теория Беттелхейма пользовалась популярностью до 70-х годов. Она заключалась в том, исследователь обвинял родителей в возникновении у детей аутизма. Он предлагал лечить детей в специальных интернатах, подальше от семьи. Но уже в средине 70-х годов эта теория была опровергнута, и учение про аутизм вернулось к предположениям Каннера.

Родители больных детей начинаю основывать журналы про аутизм, открывать отделения по коррекции и обучению детей с аутизмом, создается информационно-справочная служба по вопросам этого синдрома. Также 70-е годы в истории развития учений про аутизм можно назвать революционными, поскольку именно в это время отмечается прогресс в изучении этой болезни, ее диагностики и этиологии. С каждым годом появлялись новые работы по этой теме, которые заслуживали должного внимания.

С 80-х годов наблюдается отход от позиций Каннера. Появляются определения типичного и атипичного аутизма. Понятие про это заболевание выходит за рамки исследовательских лабораторий и институтов, когда на экраны выходит фильм с Д. Хофманом под названием «Человек дождя» в 1989 году. Этот фильм изменил отношение общества к людям с синдромом аутизма.

В последние годы появляются новые концепции аутизма. В их основе лежат сенсорно-перцептуальные аномалии. Эти концепции сводятся к тому, что мозг человека больного аутизмом, воспринимает входящую информацию не так, как мозг здорового человека. Ученых больше интересует ранний детский аутизм, поэтому много работ написано о патологии мозга и шизофренических процессах у детей.На протяжении последних 30-40 лет проблемами аутизма занимались исследователи, которые изучали различные аспекты этого заболевания (психологию, генетику и прочие), но они так и не смогли связать их между собой. До сих пор не существует общепринятого определения этого состояния. По этой причине проблема аутизма остается похожей на историю о слепых и слоне. Суть этой истории такова: когда слепые касались слона – каждый давал свое описание животного. Но описания были столь разные, что различных животных оказалось столько, сколько было слепых.

Конкретные характеристики аутизма могут варьироваться от человека к человеку, но люди с аутизмом могут обладать следующими особенностями:

• любовь к рутине

• сенсорная чувствительность

• специальные интересы

• нарушения обучения.

Аутизм встречается гораздо чаще, чем принято думать. В Великобритании живет полмиллиона человек с аутизмом – это один человек из 100.

Известные аутисты

Поскольку спектр симптомов аутизма очень широк, и дать четкое определение этому заболеванию достаточно сложно, мы не можем с уверенностью утверждать, что тот или иной известный человек страдал или страдает аутизмом.

И, тем не менее, очевидно, что поведение некоторых знаменитых людей явно отмечено аутистическими чертами.

Бесспорно, эти люди блестяще проявили себя в профессиональной деятельности и в сфере личных интересов, поэтому их часто называют аутическими савантами. Похоже, Альберт Эйнштейн догадывался, что принадлежит к категории людей необычных, ведь однажды он сказал: «Не стоит расстраиваться из-за того, что математика дается вам с трудом. Уверяю вас, для меня это вообще китайская грамота».

Список известных личностей, страдавших или страдающих аутизмом, все время пополняется. Несомненно, речь здесь идет об очень талантливых и успешных людях, но действительно ли их одаренность и успех обусловлены аутизмом? Ниже мы приводим имена людей, в поведении или образе жизни которых можно предположить (правда, с определенной долей сомнений) признаки аутизма.

Виржиния Вульф - Говорят, что эта писательница всегда работала над своими произведениями стоя.

Винсент Ван Гог - Эксцентричный и исключительно одаренный художник.

Во́льфганг Амаде́й Мо́царт

По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации

Джейн Остин. Английская писательница, провозвестница реализма в британской литературе, сатирик, писала так называемые романы нравов. -то положительной динамики не удается даже спустя годы лечения.

3.Методы диагностики аутизма

Для того что бы лучше понять методику и их развитие в разных странах, давайте обратимся к статистике встречаемости заболеваний.Согласно с данными Германии, Японии, США и Швейцарии – ранний детский аутизм встречается в среднем в 12 случаях на 10000 детей. Данная статистика является основной причиной того, что нужно обратить особое внимание на вопросы реабилитации разных форм детского аутизма. Специалистами разных стран проводятся работы в поиске новых и оптимизации старых программ для обучения. Также адаптируется ряд обучающих программ, таких как Монтессори, Вальдорфской, Т. Питерса, и разрабатываются новые коррекционно-педагогические методики для детей с аутизмом.

По статистике, в США:

до 1978 г — число здоровых и больных аутизмом людей составляло 1:2000 человек,

в 2007 г. — 1:150

в 2012 г. — 1:88

в 2013 г. — уже выявлено 1:50 человек.

На сегодняшний день, по данным Американских центров по контролю и предотвращению заболеваний (U.S. Centers for Disease Control and Prevention), каждый 88-й ребенок в Америке болеет аутизмом — это на 23% больше, чем в 1998, и на 78% больше, чем в 2000 году.

Статистика заболевания в США

В России официальных данных по количеству детей-аутистов нет: такой подсчет не ведется. По приблизительным меркам, «детей дождя» в нашей стране десятки тысяч, и от Америки мы отличаемся мало. И все же, если бы наша страна располагала статистическими данными в этой области, то и методы диагностики развивались бы быстрее, и помощь таким детям и их родителям оказывалась бы своевременная. Таким образом перед нами встает еще одна проблема : отсутствие интереса со стороны здравоохранения к заболеванию.

Аутизм на сегодняшний день ввели в четверку самых распространенных детских заболеваний. Он стоит наряду с сахарными диабетами, астмами и эпилепсией в линейке опасных детских заболеваний. Но в России сейчас, по словам детского невролога и профессора медицины Андрея Петрухина, почти некому заниматься данной проблемой.(8)

Так уж случилось, что в этой медицинской отрасли почти не имеется хороших специалистов.

Если полвека назад детским аутизмом занималась большая армия психиатров, то сейчас таких специалистов в РФ единицы. Да и самими родителями больных аутизмом детей в силу сложившихся стереотипов предпочитается обходиться услугами психологов.

А для качественного лечения данная категория работников не подходит. Здесь нужны специфические знания психиатрии. А психологи, по определению, это не врачи. Поэтому нужно возвращать лечение детского аутизма на круги своя и возрождать былую заинтересованность психиатров в нем.

Все люди с аутизмом испытывают сложности в трех областях, которые называют «триадой нарушений при аутизме». К этой триаде относятся:

• трудности с социальной коммуникацией

• трудности с социальным взаимодействием

• трудности с социальным воображением.

Люди с аутизмом рассказывают, что для них окружающий мир – это хаос из людей, мест и событий, в котором им бывает невозможно разобраться. Эти трудности в восприятии окружающего мира вызывают у них очень сильную тревожность.

В первую очередь, им трудно понимать других людей и общаться с ними. Из-за этого повседневное общение с членами семьи и социальные события могут быть для них особенно тяжелы. Остальные люди интуитивно понимают, как общаться и взаимодействовать друг с другом, но у людей с аутизмом отсутствует это интуитивное знание, и они могут гадать, почему они «не такие как все».

Для людей с расстройствами аутистического спектра мимика и прочий «язык тела» — это такой же чужой язык, как если бы все вокруг говорили по-древнегречески.

Люди с аутизмом испытывают трудности как с вербальным, так и с невербальным языком. Многие из них понимают язык буквально, с их точки зрения – люди всегда говорят ровно то, что имеют в виду.

Некоторые люди с аутизмом не могут говорить вообще, или их способность использовать речь для общения очень ограничена. Однако даже не говорящие люди с аутизмом обычно понимают, что говорят другие люди. Такие люди могут научиться выражать свои мысли и общаться с другими людьми с помощью различных методов альтернативной коммуникации, например, печатать на компьютере, использовать язык жестов или систему карточек с визуальными символами.

У других людей с аутизмом навыки речи развиты очень хорошо, но у них все равно есть речевые трудности – им трудно понять, как обмениваться репликами при разговоре; они могут повторять то, что только что сказал другой человек (это явление называется «эхолалия»); или же они очень долго говорят о своих интересах, игнорируя реакцию собеседника.

Людям с аутизмом проще общаться, если другие люди говорят четко, последовательно и оставляют паузы, которые позволяют человеку с аутизмом понять, что именно ему только что сказали.Ранняя диагностика аутизма и лечение позволяют ребенку как можно быстрее реализовать имеющийся от рождения потенциал. Для определения степени и специфики отставания развития ребенка врач применяет разнообразные инструкции, опросники, тесты измерения уровня интеллекта, а также развития. Применяют успешно и клинические наблюдения в различных ситуациях. Оценивают доктора и физическое состояние заболевшего, чтоб выяснить, как физически развит малыш. По усмотрению врача берут лабораторные анализы. Хромосомный анализ делают при наличии в семье умственно отсталых. Электроэнцефалограф назначает врач при характерных припадках и возвращению к своему поведению. Магнитно-резонансное исследование проводиться, когда выявлена разница в структуре мозга.

Ранний детский аутизм, особенности: в 1 год малыш не бормочет, не производит жестов и не показывает по просьбе на предметы; в 1,5 года не говорит слов; в 2 года не воспроизводит фраз из двух слов и если теряет навыки общения, приобретенные ранее.В основе диагноза лежит анализ поведения, а не причинных факторов или механизмов расстройства. При аутизме должно наблюдаться как минимум шесть симптомов из предлагаемого списка, по меньшей мере, два из них должны относиться к качественному нарушению социальных взаимодействий, один должен описывать ограниченное и повторяющееся поведение. В списке симптомов — отсутствие социальной или эмоциональной взаимности; стереотипный или повторяющийся характер использования речи или речевая идиосинкразия; постоянный интерес к определённым деталям или предметам. Само расстройство должно отмечаться в возрасте до трёх лет и характеризоваться задержкой развития либо отклонениями в социальных взаимодействиях, использовании речи при общении, либо проблемами участия в символических или требующих воображения играх. Симптомы не должны быть связаны с синдромом Ретта или детским дезинтегративным расстройством.

Существует несколько диагностических инструментов. Два из них часто используются при исследованиях аутизма: это пересмотренная версия «Опросника для диагностики аутизма», представляющая собой слабоструктурированный план интервьюирования родителей, и «Шкала наблюдения для диагностики аутизма» (ADOS), предполагающая наблюдение за ребёнком и взаимодействие с ним. «Оценочная шкала детского аутизма» (CARS) широко применяется в клинических условиях, позволяя установить тяжесть расстройства по результатам наблюдения за ребёнком.

Предварительную консультацию обычно проводит педиатр, записывающий историю развития ребёнка и осуществляющий физический осмотр. Затем в случае необходимости привлекается помощь специалиста по расстройствам аутистического спектра.

Он ставит диагноз и проводит оценку состояния, когнитивных и коммуникативных способностей, семейных условий ребёнка и других факторов как с помощью наблюдений, так и с использованием стандартных инструментов, учитывая возможное наличие ассоциированных расстройств. Часто для оценки поведения и когнитивных способностей приглашают детского нейропсихолога, он может помочь в диагностике и порекомендовать образовательные методы коррекции. При дифференциальной диагностике на этой стадии может быть выявлена или исключена умственная отсталость, нарушения слуха, а также специфические нарушения речи, например синдром Ландау-Клеффнера.

Исследования

Исследования генетики близнецов в США показало, что причины возникновения аутизма в 37-38% — генетические, в 55-58% — заболевание возникло из-за других причин.Точная причина аутизма до сих пор выясняется. Однако существующие исследования предполагают, что аутизм вызывается комбинацией генетических факторов и факторов окружающей среды, из-за чего меняется развитие мозга.Аутизм не может быть вызван воспитанием, поведением родителей или социальными обстоятельствами. Это не вина самого человека, который никак не может повлиять на наличие аутизма.Ученые, начиная с 1943 года, пытаются понять природу возникновения такого серьезного заболевания, как аутизм. Проведя новое исследование, специалисты нашли связь между перенесенными женщиной вирусными заболеваниями в период беременности и риском аутизма впоследствии у малыша. Исследователи, взглянув с другой стороны на иммунную реакцию организма, открыли клетки, которые могут провоцировать аутизм. Ученые проанализировали тип Т-хелперов – Th17, которые регулируют цитокины, если в процессах возникают ошибки, то у плода впоследствии могут развиться аутизм, псориаз и склероз. Соответствующие выводы специалисты получили, проведя эксперименты на грызунах. Ученые заразили мышей вирусом, а потом наблюдали за потомством – у мышат были установлены признаки аутизма. Теперь специалистам предстоит установить перенесенные вирусные заболевания беременными женщинами и проанализировать статистику детского аутизма за последние несколько лет. (6)В рамках исследования ученые из США и Канады просили испытуемых, больных аутизмом, и людей из контрольной группы заполнить образцы стандартных матриц Рэйвена (RSPM) – тест, измеряющий обучаемость, а также способность выдвигать гипотезы и решать задачи. «Контрольная группа и группа аутистов ответили на вопросы с одинаковой точностью, но группа аутистов сделала это быстрее, и, судя по всему, для ускорения решения задач задействовала перцептивные участки мозга», - рассказывает ведущий автор исследования доктор Гарвардского Университета Изабель Суликр. «Некоторые критики предполагали, что аутисты вообще не смогут пройти этот тест, ввиду его сложности, но наше исследование показало, что аутисты прошли его более осмысленно и эффективно, чем не аутисты», - добавляет она. (7)

Для участия в исследовании были отобраны 18 здоровых людей и 15 больных аутизмом. Участникам было от 14 до 36, лет и предварительные результаты по шкале умственных способностей взрослых по Векслеру у них примерно совпадали. Все испытуемые во время прохождения теста RSPM прошли магнитно резонансную томографию с целью изучить активность нейронов при решении задач. И, хотя аутизм считается инвалидностью вследствие порока развития нервной системы, характеризующейся серьезными отличиями в сборе и анализе информации, исследование показало, что аутисты способны эффективно рассуждать.

«Исследование отталкивалось от наших предыдущих докладов и призвано помочь преподавателям извлекать выгоду из интеллектуальных способностей аутистов», - говорит Лоран Моттрон, профессор психиатр из Университета Монреаля. «Границы обучения больных аутизмом следует все время раздвигать, а их образовательные программы ни в коем случае нельзя упрощать», - заключает ученый.(7)

Учёными часто используются тесты на когнитивные особенности. Эти тесты оценивают особенности мышления, помогают выявить способности реагирования на эмоции и мысли людей, способность контролировать поведение.

Тесты на сопутствующие расстройства предназначены для обнаружения сопутствующих вторичных расстройств при синдроме Аспергера, таких как алекситимия (трудности понимания своих личных настроений и эмоций). По Торонтской шкале алекситимии можно определить способности обследуемого в проведении различий между телесными ощущениями и чувствами. Доказано, что 85% страдающих аутизмом алекситимичны.

Методы коррекции и лечения заболевания

На настоящий момент не существует способа «вылечить» аутизм. Тем не менее, есть множество методов, которые способствуют обучению и развитию людей с аутизмом и могут оказать им огромную помощь.

При отсутствии коррекционной работы в 70% случаев раннего детского аутизма наступает глубокая инвалидность. Коррекционная работа должна проводиться группой специалистов. В эту группу должны входить психиатры, невропатологи, психологи, логопеды, педагоги-воспитатели, музыкальные работники. Главной их задачей есть восстановление основных сфер активности ребенка, а именно: речевой, когнитивной, моторной и эмоциональной. Существуют разные методы коррекции аутизма.

Первым этапом коррекционной работы будет адаптация ребенка с аутизмом к новым условиям. В этот период определяются уровни развития основных психологических функций, запас знаний, навыки. В соответствии с этими данными разрабатывается индивидуальная программа для коррекционной работы с малыша с аутизмом. Сначала используется восстановительная терапия, которая направлена на развитие моторики и речи, поскольку они являются основными средствами коммуникации.

На первых этапах коррекционной работы много времени отводится массажу. Он поможет сделать движение пальцев более четкими, приблизить к норме мышечный тонус и улучшить способность для проведения более сложных движений и действий. Дальше коррекционная работа проводится для глазо-ручной интеграции, умением следить за предметом. Далее специалисты должны работать над жестами ребенка с аутизмом. Для начала нужно отработать указательный жест. Этот этап коррекционной работы, связанный с манипуляцией предметами, развивает у детей тактильное, мышечное, зрительное и слуховое восприятие, устанавливает связи между разными видами движений и действий, а также помогает малышу в восприятии предметов. Чтобы закрепить глазо-ручную интеграцию желательно провести особые подвижные игры с пальцами рук и ног.

Следующий этап коррекционной работы заключается в развитии зрительно-моторного комплекса. Это необходимо для познания предметов и их характеристик. Когда ребенок страдающий аутизмом сможет сам опознавать и называть отдельные предметы, можно перейти к конструированию этих же предметов из частей. Детям с аутизмом тяжело дается восприятие реальных объектов через их плоскостное изображение. Поэтому для начало необходимо показывать картинки предметов с незакрашенными контурами, потом в одной цветовой гамме. Также можно разрезать плоскостное изображение предмета и сложить его вместе с ребенком больным аутизмом в нужной последовательности. Полезными станут занятия по рисованию, лепке и аппликации. Они помогут ребенку страдающему аутизмом закрепить образы предметов в памяти и развить мелкую моторику и речь.

Развитие речи можно начать с помощью манипуляции игрушкой. Дальше нужно добиться того, чтобы ребенок страдающий аутизмом произнес услышанное слово. Для этого слово делится на слоги, которые многократно повторяются и в итоге сливаются в одно целое. Словарный запас необходимо расширять постепенно. Также постепенно нужно переходить от простых к абстрактным понятиям, усложняя предложения.

На этом индивидуальные занятия заканчиваются и сменяются занятиями в небольших группах, где с детьми страдающими аутизмом проводят коррекционную работу на всех уровнях реабилитации (логопеды, педагоги-дефектологи, психиатры и прочие).

Правила, при лечении ребенка-аутиста

1. Принятие родителями болезни ребёнка.

2. Необходимо выбрать опытного психиатра, который будет заниматься лечением ребенка длительное время. Основная методика лечения ребенка – это беспрерывное повторение и закрепление выученных навыков.

3. Родители должны понимать, что лечение ребенка с аутизмом – это задача не только врача, но и всех родственников ребенка. Лечение не прекращается ни на минуту и продолжается за стенами кабинета психиатра дома, на улице, в детском саду. Помимо лечения ребенка, родители должны сами посещать психолога, психотерапевта, так как работа с ребенком, больным аутизмом, очень сильно сказывается на психике его родителей.

4. Очень важно для родителей делать перерыв. Это очень большая психологическая нагрузка для родителей бороться с заболеванием и не видеть никакой отдачи. Поэтому очень важно хотя бы раз в год делать перерыв и уезжать отдохнуть, не думая о болезни ребенка. В это время уход может осуществлять другой родитель или бабушка с дедушкой.

5. Лечение ребенка с аутизмом – это беспрерывное повторение. Изо дня в день придется повторять одно и то же (например, застегивать пуговицу на рубашке), пока ребенок не научится это делать. Но даже после изучения какого-либо навыка необходимо периодически возвращаться к его повторению, так как даже полученные навыки со временем могут теряться.

6. Ребенок должен иметь точный распорядок дня. Он должен знать, что ему делать в следующую минуту. Отсутствие такого распорядка дезорганизует детей.

7. Окружающая обстановка должна быть максимально неизменчивой. Все предметы должны лежать строго на своих местах.

8. Необходимо стараться привлечь внимание ребенка. Для этого нужно несколько раз обращаться к нему по имени. При этом ни в коем случае нельзя повышать голос. Повторять имя ребенка необходимо с одинаковой интонацией до тех пор, пока он не обратит на вас внимание.

Прогноз для каждого конкретного случая различный. Не стоит ожидать чуда, что через неделю лечения ваш ребенок станет совершенно нормальным. Лечение детей с аутизмом продолжается всю жизнь и не прекращается ни на день. У некоторых детей положительная динамика заболевания наблюдается уже через 2-3 недели, через 6-8 месяцев динамика заболевания становится хорошо заметной: дети идут на контакт, отвечают на вопросы, правильно используют личные местоимения.

4. Заключение

Вывод: В нашей работе мы постарались наиболее полно показать картину заболевания и доказать, что людей-аутистов надо воспринимать равными себе, но отличающимися от нас по ряду особенностей, что абсолютно не делает их хуже или ниже нас. Заболевание по-разному может отражаться на каждом человеке, и признаки, свойственные аутизму, не на всех отражаются одинаково, что свидетельствует об изменяемости заболевания. В ходе работы мы также для себя выяснили еще несколько проблем, связанных с развитием науки в нашей стране. Отсутствие статистики и исследований в данной области, говорят о том, что дети в нашей стране практически лишены возможности адаптироваться к нормальной социальной жизни. Так же нет и четких указаний со стороны здравоохранения о том, как осуществлять помощь таким людям, поэтому достаточно большая часть населения не ознакомлена с данным заболеванием и не имеет чётких представлений о том, как нужно общаться с людьми-аутистами, что значительно усложняет их жизнь в социуме.Мы продолжим свои поиски в данной области с учетом новых проблем и постараемся предложить их решения.

Список литературы:

1. Касаткин В. Н. «Детский аутизм. Исследования и практика».Издатель: Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков

Год издания: 2008

2. Манелис Н. Г. «Аутизм: наука и практика. По страницам журнала «Аутизм и нарушения развития». Издатель: Московский городской психолого-педагогический университет

Год издания: 2014

3. http://www.kp.ru/guide/autizm-u-detei.html

4. http://www.sulamot.ru/autizm.html

5. http://ru.knowledgr.com/02258250/ЭпидемиологияАутизма

6. http://www.gazeta.kg/

7. http://www.health-ua.org/news/5647.html

8. http://www.03clinic.ru/medicinskie-stati/pediatriya/detskomu-autizmu-statistika-otdaet-chetvertoe-mesto.html

9.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC

Просмотров работы: 2543