Постоянно осуществляющиеся реформы в российской системе высшего образования требуют их серьезной корреляции с экономической, политической, социокультурной, демографической и экологической обстановкой в стране. На протяжении только одного поколения качественно изменилось соотношение сил между обществом и природой. Мы имеем в виду техногенные последствия ядерных испытаний, радиационных аварий, захоронения радиоактивных отходов атомной и военной промышленности, неразумное использование плодородных земель, стремительное уничтожение природных ресурсов и жестокое истребление биологических объектов. На десятки километров вокруг городов и больших промышленных предприятий происходит интенсивное загрязнение окружающей среды антропогенными химическими веществам и бытовыми отходами, вредными для здоровья людей. Естественное воспроизводство почв, пресных вод и растительного покрова страны всё более замедляется. Современная демографическая обстановка в стране также достаточно драматична. В современной России установился тип воспроизводства населения, обычный для воюющих стран: «сверхвысокая смертность - сверхнизкая рождаемость», что ставит под угрозу само существование нации. Динамика показателей смертности и продолжительности жизни в России на сегодняшний день не имеет аналогов среди других стран мира. Быстрые негативные природные и социальные изменения свидетельствуют о высокой неустойчивости в системе «человек-общество-природа». Резкое ухудшение состояния здоровья, проблема СПИДа и наркомании, нависшие над молодежью, являются следствием не только социального, политического, экономического, культурного, демографического, но и экологического кризиса в стране. Обострению кризиса в системе «человек-общество-природа» во многом способствует отсутствие достаточно заинтересованного отношения населения к природоохранным проблемам. Специалисты по экологический социологии предсказывают, что картины определяемого человечеством будущего роднятся с реальностью, которая наступит: «экологический дефицит», ограничения, доступ людей к базе жизнеобеспечения, вызовет ситуацию паники, заставит людей действовать по принципу «каждый сам за себя». Вслед за этим неизбежное обострение конкуренции за жизненные ресурсы приведёт к девальвации нравственных ценностей. Такое явление в нашей жизни охарактеризовано как
«фактор экологического приобретенного равнодушия» .
Между тем из четырех принципов мировой системы образования в XXI веке, выделенных экспертами ЮНЕСКО, - научить жить, научить знать, научить делать, научить жить вместе, именно последнему принципу в современной системе образования уделяется наименьшее внимание . Умение жить в согласии с природой и обществом, а также в согласии с самим собой не рождается спонтанно - оно определено высоким показателем развития экологического сознания и социальной экологической ответственностью, которая, в свою очередь, рассматривается мировой системой образования как одно из важнейших качеств личности XXI века. В связи с этим в принятии экологически грамотного решения резко возрастает роль отдельной личности, т.е. становятся значимыми субъектные аспекты ее мотивоционно-потребностного индивидуального поведения, которые, как известно, определяются этическими ценностями, интеллектом, эмоциональноэстетическими настроениями и интуицией личности. «Мы должны развивать у себя чувство универсальной ответственности» - эти слова Его Святейшество Далай-лама XIV произнес на лекции по поводу вручения ему Нобелевской премии мира .
Современное состояние отношений между человеком, обществом и природой в нашей стране описывается не только понятием экологического кризиса, но и сопровождается кризисом сознания человека, что требует внедрения в жизнь новых моделей образования, базирующихся на принципах единства природы и человека, экологической (универсальной) этики, цельности личности и целостности мировосприятия, выдвинутых представителями русского космизма. Основанное на подобных принципах новое экологическое сознание и должно стать главной парадигмой современного экологического профессионального образования.
Цель настоящей работы состоит в разработке и реализации системы развития экологической ответственности у старшеклассников в школьном курсе биологии .
Объект исследования - целостный образовательный процесс в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - процесс развития экологической ответственности у старшеклассников.
Согласно цели поставлена задача исследования:
Провести теоретико-методологический анализ состояния проблемы развития экологической ответственности у старшеклассников для определения содержания и направленности научного исследования, выявить аспекты ее возникновения и перспективные направления развития.
Теоретические методы: а) анализ нормативных документов об образовании; б) социально-исторический анализ использовался для выявления прогрессивных тенденций развития экологической ответственности в истории отечественной и зарубежной высшей школы; в) логико-исторический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; г) понятийно-терминологический анализ философской, педагогической, психологической, экологической, биологической литературы применялся для описания терминологического поля проблемы; д) системный подход послужил основой целостного рассмотрения проблемы развития экологической ответственности у старшеклассников.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Состояние проблемы развития экологической ответственности у старшеклассников в средней общеобразовательной школе в теории и практике педагогики
Многовековая тенденция во взаимоотношениях человека и природы можно охарактеризовать как антропогенный экоцид - разрушение людьми экологической среды жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования. Примечательно, что эта критическая экологическая ситуация многократно предсказывалась с давних времен. Одно из ярких высказываний принадлежит Ж.-Б. Ламарку (1809): «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания» (1, с. 151).
История исследования проблемы экологического кризиса насчитывает уже почти сто лет, но лишь недавно пришло осознание того, что экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философско-этический кризис, что решение экологических проблем невозможно без изменения господствующего в настоящее время антропоцентрического (от греч. anthixpos человек, kentron центр) общественного экологического сознания, ставящего во главу угла «человеческую исключительность» и его интересы в ущерб интересам окружающей природной среды, а так же «человеческую освобожденность» от подчинения объективным природным законам, выстраивая субъект-объектные взаимоотношения с природой.
Для преодоления кризисного состояния и перехода России на путь устойчивого экологически безопасного развития необходимо новое мироощущение, новый экоцентрический тип экологического сознания, который имеет следующие характерные черты: ориентированность на экологическую целесообразность, базирующуюся на знаниях законов природы; отсутствие противопоставленности человека и природы; восприятие природных объектов как полноправных субъектов и партнеров по взаимодействию с человеком, выстраивание взаимоотношений на субъект-объектной основе; баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой; бескорыстная любовь к природе; ответственное отношение к природной среде обитания.
Основным показателем экоцентрцческого экологического сознания личности является ее высокая экологическая ответственность перед природой и обществом, что в свою очередь обеспечит переход к устойчивому экологически безопасному развитию России.
Проблема исследования экологической ответственности личности в настоящее время становится одной из центральных в обсуждении целого спектра вопросов, связанных с изучением взаимодействия личности в системе «человек-общество-природа».
Обоснование, проектирование, осмысление новой экологической картины мира, социокультурная коррекция естественно-научного мировоззрения, творческая трансляция ценностей экоцентрической экологической этики, нового мировоззрения в обществе и личности, новый аксеологический ориентир - таков по нашему мнению социальный заказ системе высшего профессионального образования. Очевидно, что ключевая роль в подготовке таких специалистов должна принадлежать высшим учебным заведениям.
Осмысление новой цели, новой социально экологической функции системы высшего профессионального образования - перехода России на модель устойчивого развития предполагает смену приоритетов - признание ведущей роли социально экологических ценностей, в которых центральное место занимает экологическая ответственность личности.
Разработка теоретических аспектов проблемы экологической ответственности является важным этапом ее развития у старшеклассников, ибо состояние науки и ее языка - взаимообусловленные явления. В то же время мы полагаем, что в педагогической науке не в полной мере упорядочена и систематизирована терминология, которая подчас трактуется неоднозначно, причем, зачастую в одной и той же исследовательской работе. Несомненно, такое положение далеко не способствует взаимопониманию научных работников и даже приводит к их разобщенности. И, действительно, опровергать ту или иную научную концепцию возможно лишь в случае устранения всех неясностей, особенно терминологических .
Интерес к проблеме социальной и экологической ответственности возник, конечно, отнюдь не сегодня, однако в последние 20-25 лет эта область изучения науки предстала в совершенно новом свете. Говоря об общей направленности этих сдвигов, отметим, что вплоть до середины 80-х годов прошлого века проблема социальной и экологической ответственности как ее разновидности, не была объектом систематического изучения. Их обсуждение часто носило оттенок необязательности, порой сбивалось в морализирование, и потому нередко представлялось плодом досужих рассуждений, особенно это касалось обсуждения проблемы «экологической ответственности». Такие рассуждения могли быть ярким выражением гуманистического пафоса и озабоченности авторов экологическими проблемами, но они, как правило, мало соотносились с реальной практикой научных исследований категорий «социальная ответственность» и «экологическая ответственность» личности.
Для того чтобы определиться с ведущей категорией нашего исследования, рассмотрим развитие данной идеи с философских, социальных, юридических, психологических и педагогических позиций.
Этимология слова «ответственность», по свидетельству И.И. Срезневского, имеет непосредственное родственное отношение к слову «ответ». На Руси понятие «ответственность» личности употребляется уже с конца X века. Этот же смысл вкладывают в понятие ответственности В.И. Даль, С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова и другие. «Ответственность - это необходимость отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках». Зародившись на рубеже первобытнообщинного строя в результате индивидуализации общества, ответственность личности в социальном плане, как считает Н. А. Головко, является подотчетностью личности перед обществом. «За малейшее нарушение требований общество призывает человека «к ответу» в буквальном смысле этого слова.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование позволило констатировать тот факт, что историография постановки и поисков путей решения проблемы развития экологической ответственности у старшеклассников представляет двойственный интерес: во-первых, в плане выявления ее фактической истории и логики развития; во-вторых, для объективной оценки педагогических инноваций, включенных в теорию и практику образовательного процесса школы.
Для глубокого понимания современных педагогических концепций чрезвычайно важно знать и изучать педагогическое наследие прошлого, ибо настоящее коренится в прошедшем и зависит от него. В научной среде уже аксиомой стало представление о том, что любое понятие в его настоящем виде может быть адекватно понято только через диалектику его развития: как оно возникло, какие этапы проходило в процессе своей эволюции, чем были обусловлены те или иные его изменения.
Идея экологической ответственности личности исходит из гуманистических философских течений экологической этики, в которой подчеркивается непреходящая нравственная ценность ответственности как по отношению к природе, так и по отношению к людям и себе. Ответственность, наравне с долгом, честью, совестью, добротой и толерантностью, всегда выражала глубочайшее устремление человечества в его духовном развитии, открывала перспективы совершенствования человека и придавала его жизни достоинство и смысл. «Жизнь человека, - подчеркивает в этой связи В. Франка, - полна смысла до самого конца - до самого его последнего вздоха. И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность. Он в ответе за реализацию ценностей до последнего момента своего существования. И пусть возможностей для этого у него немного - ценности отношения остаются всегда доступными для него. Таким образом, и в нравственной сфере подтверждается тезис о том, что быть человеком - это, значит быть сознательным и ответственным».
Этика ответственности появилась не случайно, а как своеобразный итог развития философско-этической мысли XX века, в которой особо остро поднялась проблема места и роли нравственных ценностей в общественной жизни. Она пришла на смену этикам свободы и справедливости. В этике свободы поощряется своеволие индивида, свобода без границ превращается в безответственность, в анархию. Этика справедливости настаивает на равных правах для всех, что, как свидетельствует XX век, не всегда является преградой на пути социальных катастроф. Этика ответственности предлагает личности стать такой, чтобы обеспечивать лучшее будущее своим потомкам. Она вводит в философию этики футуристическое начало и феномен времени, от которого дистанцируются как этика свободы, так и этика справедливости. Ответственность выше свободы и справедливости. История развития цивилизации призывает человека, прежде всего к ответственности, а уже затем к свободе и справедливости.
Историографию развития идей экологической ответственности личности мы условно разделили на два неравных периода (эклектический и естественнонаучный).
Первый из них - эклектический. Дадим ему характеристику. В этот период возникшая этическая категория «ответственность личности», далее получила три вектора в с воем логическом развитии, появившиеся в результате размежевания философских взглядов на эту этическую категорию: аристотелевского, кантовского и утилитаристско- прагматического. Все прочие теории ответственности можно охарактеризовать как попытки синтеза названных трех подходов.
Для Аристотеля - изобретателя термина «этика» (от греч. ethos - обычай, нрав), этика есть практическая наука, исследующая пути достижения человеком желанных целей, блага, а ответственность - это как кардинальный вопрос жизни, которую надо прожить хорошо. Здесь выбор делается с позиций блага для себя. Золотое правило: «Не делай другому того, что не хотел бы, чтобы делали тебе», известное еще Аристотелю и сформулированное Гоббсом в его «естественном законе», несет на себе печать эгоцентризма.
Только категорический императив И. Канта впервые порывает с эгоцентризмом. «Уважай личность как автономное бытие». Максимами в категорическом императиве Кант называл правила поведения, в соответствии с которыми строится обычная практика поведения индивида не с позиций блага, а с позиций долга, справедливости и, что самое главное, доброй воли и ответственности. Как писал И. Кант, «этика - есть философия доброй воли, а не только доброго действия». Добровольная ответственность как высшая этическая ценность, по мнению И. Канта, и есть проявление морали, что моральные правила - категорические императивы, «..следуя которым человек действует морально, то есть ответственно».
Одним из первых исследователей проблемы ответственности среди представителей утилитаризма (лат. utilinas - польза, выгода), признающих пользу или выгоду критерием нравственности личности, следует признать Джона Стюарта Милля. Идеал утилитаризма «Больше пользы для большего числа людей». Милль в своей работе «Utilitarianism» («Утилитарианизм», 1863), пытался объяснить ответственность личности, обращаясь к «человеческой природе», указывая на то, что внешнее наказание еще не есть ответственность. Ответственность для него в первую очередь есть внутренняя характеристика личности, своего рода внутреннее наказание, угрызения совести и самонаказание за нанесенный вред, за неумение принести пользу обществу.
Утилитаристский подход к ответственности был характерен и для представителей прагматизма (гр. pragma - дело, действие). Исследуя задачу обеспечения деятельности людей максимальной продуктивностью, американский философ-прагматист Уильям Джеймс в книге «Прагматизм» утверждал, что ответственность имеет прагматический характер. Если личность действует целесообразно своим практическим целям, то она действует морально и ответственно. У. Джеймс связывает ответственность с нарушением этических норм в поведении людей. Более того, согласно введенному У. Джеймсом принципу мелиористической (улучшающейся) Вселенной: улучшение (добро) всегда сопряжено с нарушением некоторых этических норм во благо прогресса, поэтому понятие ответственности у Джеймса, освобождено от традиционных пут «наказания».
Фридрих Ницше (1887 г.), представляя, по его выражению, длинную историю происхождения ответственности и ее логическое развитие, подчеркивал, что феномен ответственности становится наиболее значимым лишь в научную эпоху, при ускорении темпов научно-технического прогресса, вместе с появлением «исчислимого», как он выражался, человека. Это означает, что именно этика ответственности наиболее органично связана с образованностью и воспитанностью человека. Чем выше образованность и воспитанность человека, тем выше степень его ответственности перед настоящим и будущим.
Как видим, с давних времен люди понимали, что проявления социальной ответственности напрямую связано с развитием научно-технического прогресса. При этом особо подчеркивается непреходящая этическая ценность ответственности, которая наравне с добротой, честью, совестью и достоинством и другими нравственными понятиями и ценностями всегда выражали глубочайшее устремление человечества в его духовном развитии, открывали перспективы совершенствования человека и придавали его жизни достоинство и смысл.
Второй период - естественнонаучный - с полным правом может называться историей научной разработки экологического аспекта проблемы социальной ответственности личности. Его историография разделена нами на три этапа. Первый этап (1890 -1956 гг.)
период зарождение идеи «социальной экологической ответственности личности» и «опосредованной» разработки вопросов, связанных с экологическим образованием обучаемых в педагогических образовательных системах высшей школы. Второй этап (1957-1991 гг.)
период непосредственной разработки психолого-педашгических аспектов искомой проблемы, а также попытки ее мегодико-технологического решения. Третий этап (1992 г. - по настоящее время) — это период нового импульса в изучении проблемы, ее комплексное рассмотрение с учетом мирового опыт и современных тенденций развития общества.
Итак, кратко охарактеризуем каждый из обозначенных нами этапов.
В первый этап (1890 -1956 гг.) весьма значимым моментом в понимании ответственности считается следующий вывод Макса Вебера (1919 г.): «мы должны уяснить себе, что всякое этически ориентированное действование может подчиняться двум фундаментально различным, непримиримо противоположным максимам: оно может быть ориентировано либо на «этику убеждения», либо на «этику ответственности». Только во втором случае этика становится практической и «надо расплачиваться за (предвидимые) последствия своих действий».
В связи с усилением антропогенного и техногенного влияния на природную среду, выдвижение проблемы социальной ответственности на передний план различных социальных исследований и помещение её в фокус рассмотрения достаточно разнообразной проблематики позволило некоторым философам сделать достаточно смелые выводы. Так, в классических трудах американского эколога и природоохранника Олдо Леопольда «Календарь песчаного графства» (1949 г.) и немецкого врача и философа Альберта Швейцера «Культура и этика» (1923 г.), «Учении о благоговении перед жизнью» (1963 г.) идея о социальной экологической ответственности личности получила дальнейшее развитие. В своих работах ученые призывают человека к «благоговейному отношению к жизни», к пересмотру традиционных этических норм только в отношениях «человек-человек» на новые этические отношения «человек-природа» и «человек-человек как часть природы». Эта экологическая (универсальная) этика в настоящее время на Западе имеет более десятка бурно развивающихся различных направлений: освобождение животных; экоцентризм; глубинная экология; ноосферная этика, биоэтика и т.д. Основными теоретиками экологической (универсальной) этики на Западе являются такие видные философы современности, как Том Аттиг, Арран Гейер, Джордж Кайфер, Бэярд Калликотт, Рол стон III, Юрио Сепанмаа, Пол Тейлор, Юджин Харгроув, Доналд Шофер, Кристин Шрейдер-Фречет, Роберт Элиот, Робин Элтфилд и др.
Экологическая этика - наука молодая и имеет множество спорных и нерешенных вопросов. Так, она подразумевает две формы социальной экологической ответственности личности. Первая - это ответственность перед индивидуальными конкретными живыми организмами как прямых объектов моральной заботы. Вторая - это ответственность перед всеми видами живыми организмами биосферы Земли как прямых объектов моральной заботы человека.
В работах русских философов и демократической интеллигенции второй половины XIX века экологическая проблематика ответственности личности в отношении к природе наиболее ярко представлена в трудах философов-космистов И.В. Киреевского, B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, в литературе - Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др. В своих работах они проповедуют экоцентрическую экологическую универсальную этику, подчеркивая особую роль человека, на которого возложена ответственность за будущее цивилизации и природы.
В отечественной философии родоначальником главной идеи современной системы экоцентрических экологических взглядов о коэволюции общества и природы стал
Н.Ф.Федоров. Несмотря на религиозный характер своих сочинений, основное их содержание - это поиск конструктивного порядка во взаимоотношениях человека и окружающей среды. Коэволюция биосферы и человека в его понимании - это, по существу, высокая степень ответственности человека перед обществом и природой. Но для обеспечения такого пути развития цивилизации, обществу нужны новые знания и новая нравственность - ют основной мотив федоровских работ и всего того направления мысли, которое мы называем русским космизмом.
К философскому течению русского космизма были близки и научные концепции таких великих русских ученых, как Д.И. Менделеева, И.М. Сеченова, Н.А. Умова, К.Э. Циолковского, A.JI. Чижевского и ряда других прогрессивных мыслителей.
Особенно отчетливо эта тема начинает звучать в научных трудах В.И. Вернадского. Несмотря на появление представлений о единстве природы и человека, их взаимообусловленности, эти два мира в сознании отечественных философов и ученых XIX века еще не были взаимосвязанными. Таким связующим звеном стало учение В.И. Вернадского о ноосфере, которая гласит, что воздействие человека на окружающую природу растет столь быстро, что не за горами то время, когда он превратится в основную «геологообразующую силу». И, как следствие, он должен будет принять на себя ответственность за будущее развитое природы. Ноосфера Вернадского - это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит целенаправленно, когда разум имеет возможность направить развитие биосферы в интересах человека, его будущего.
В дальнейшем это положение ученого получило свое развитие в исследованиях Д. Бернала, Н.Н. Воронцова, Г.А. Кожевникова, Н.В. Лазорева, В.В. Станчинского, Н.В. Тимофеева-Ресовского, А.В. Яблокова и др.
Вслед за этими учеными идею социальной экологической ответственности личности внедряли в социальные и политические институты молодого государства наиболее образованные государственные деятели, выходцы из русской интеллигенции, такие как А.В. Луначарский, В.Н. Макаров, Ф.Ф. Шиллингер, П.Г. Смидович и др. Они считали, что социализм должен обеспечить развитие экологического просвещения населения и выстраивать рациональную организацию общественной и хозяйственной жизни на научной основе. В этот исторический период времени дисциплина «Естествознание», которая была введена в систему народного образования по Уставу с 1804 г., получила широкое развитие в работах русских педагогов-дидактов Т.Н. Боча, А.Я. Герда, Л.Н. Никонова, В.В. Половцева, Б.Е. Райкова, Л.С. Севрука, К.П. Ягодовского и др. В основу программ по «Естествознанию» были положены принципы передовой педагогической мысли: исследовательский метод, лабораторно-практические занятия, экскурсии в природу. В это время развернулась активная работа по созданию экскурсионных биостанций юных натуралистов (юннатов). Педагогом-естесгвенником Б.В. Всесвятским было организовано юннатское движение, которое впоследствии распространилось по всему Союзу и стало одним из важных этапов организации экологического образования населения страны.
Охрана научных, этических и эстетических ценностей волновала прогрессивных советских экологов не меньше, чем и охрана природы. Так, М. П. Потемкин, говорил: «Ужасная опасность грозит не только нашим природным ресурсам, но и нашим научным и культурным ценностям». Это политическое пророчество сбылось. Расцвет экологической этики, давшей плодотворные плоды на ниве школьного образования подрастающего поколения, был трагически краток.
Основой государственной экологической политики в СССР, начиная с 30-х и почти до 80-х годов прошлого века, стал антропоцентрический подход и в экологической политике и в системе образования страны, одержавший окончательную победу над экоцентрической экологической государственной политикой в 1929 году после смещения А.В. Луначарского с государственного поста наркома.
Прагматики и утилитаристы от политики, такие как К.Д. Лысенко и И.И. Презент и др. были склонны к узкому толкованию понятия «ресурсы» и руководствовались критериями сиюминутной выгоды. Им были чужды представления о рекреационной и эстетической ценности природных объектов, хозяйственная ценность которых была не очевидна. Многие из них делили жизненные формы на «полезные» и «вредные», причем обрекали последние на истребление. Не зная законов природы, советские лжеученые были более восприимчивы к целям и методам, навязанным им политическим строем тоталитарной эпохи И.В. Сталина. Противостояние между учеными-экологами и государственными деятелями, проводившими в жизнь сталинскую политику, основанную на откровенном антропоцентрическом подходе к «преобразованию природы», переросло в последующем не только в гонения на ученых экологов, биологов и генетиков, но и в запрет преподавания экологии и генетики в образовательной системе страны. И как точно заметил философ Т. Риган, в тот исторический период в философии доминировала в действительности является вообще не экологическая этика, а этика пользования окружающей средой. Идея «охраны природы» была замещена «рациональном использованием природных ресурсов». Ведь, действительно, существует огромная этическая и эмоциональная разница между тем, что данный природный объект должен цениться и уважаться ради него самого (согласно универсальной этике) и тем, что объект не следует портить, поскольку он еще пригодится людям (согласно антропоцентризму, ресурсизму).
В системе народного образования этого исторического периода произошли качественные изменения, коснувшиеся в первую очередь преподавания естественнонаучных дисциплин. Из области естествознания отобрали лишь тот материал, который был нужен для анализа природных условий, для развития сельского хозяйства и фабрично-заводской промышленности. Это привело к уничтожению систематически построенных естественнонаучных курсов. В 1933 г. были утверждены стабильные программы и учебники для всех предметов советской высшей и средней школы, которые базировались на антропоцентрическом (узко утилитарно-прагматическом) экологическом методологическом подходе. И на протяжении полу века универсальная экологическая этика в России оставалась в забвении. Это сделало возможным и идеологически допустимым формирование в сознании населения Советской России антропоцентрического экологического сознания, допускающего стремления человека не только к покорению, но и к бездумному преобразованию природы. Понятие «социальной экологической ответственности личности» в контексте такой антропоцентрической экологической политики СССР исчезло как социально-этический феномен. «Наука лежит на ладони у государства и согревается теплом этой ладони»,- высказался в начале 70-х годов XX в. академик JI.A. Арцимович. Действительно, история советской науки, политизированной, проникнутой тоталитаризмом, слитой воедино с партийно-административной системой, приспосабливающейся к частой смене руководящих ориентиров, в этот исторический период времени при всем ее, казалось бы, официальном блеске, по сути своей, была глубоко трагична.
Очевиден тот факт, что идея социальной экологической ответственности личности, получившая в начале прошлого века свой яркий расцвет, в годы тоталитарного режима была не востребована, но не забыта, ибо невозможно не отметить стремления наших предшественников поставить данную проблему на прочный фундамент философского знания.
Второй этап (1957 - 1991 гг.) - стал новым витком в развитии идеи социальной экологической ответственности личности.
В 1957 г. на Международной Конференции в Париже, посвящённой специально проблеме ответственности, английский философ Ричард Маккион в своем докладе «Развитие и значение понятия ответственности» предложил несколько видов социальной ответственности личности: ответственность ученого, ответственность врача, ответственность педагога, ответственность субъекта власти и ответственность субъекта деятельности. Такое разделение хотя и имеет объектную основу, но и обусловливает определенную узость в понимании концепций социальной ответственности личности, которая как основная деятельностная категория личности не включила в себя экологический аспект.
Весьма важным моментом в логике развития идеи социальной экологической ответственности внес в 60 - 70-х гг. прошлого века немецкий философ Ганс Йонас. Одну из своих книг он заканчивает словами: «В силу континуальности духа и организма человека с природой, этика становится частью философии природы». В другой своей работе он утверждает, что на смену «человеку разумному» должен придти «человек ответственный». В своих более поздних научных трудах Г. Йонас расширяет понятие «социальной ответственности» экологическим аспектом. «Этика социальной ответственности — это этика для техногенной цивилизации, и на смену «человеку разумному» должен прийти «человек ответственный» (190, 192). Большим вкладом Г. Йонаса в логическое развитие идеи «социальной экологической ответственности личности» можно считать и введение им в понятие «социальной ответственности личности» нового профессионального деятельностного аспекта - «ролевую социальную ответственность». «Человек ответственен перед будущими поколениями, поэтому он должен заботится не только о живой природе и о воспроизводстве природных ресурсов, но и в целом о своей среде обитания» .
Вышеизложенное расширило первоначальное понятие социальной ответственности. Наряду с социальным (общественно полезным) аспектом к оценке деятельности человека добавился экологический и профессиональный аспект, которые между собой сливаются, так как именно в своей профессиональной деятельности человек активно взаимодействует с природными объектами, порой нанося последним экологический вред. Следовательно, социальная ответственность личности в век технического прогресса и надвигающегося экологического кризиса не может быть правильно интерпретирована без включения в нее профессионального (ролевого) и экологического аспекта.
В 1967 г. идея «социальной экологической ответственности личности» вновь зазвучала в одном из официальных документов Римского клуба «Первая глобальная революция». Его авторы А. Кинг и Б. Шнайдер выдели отдельно экологический аспект в хозяйственной деятельности человека, назвав его главным фактором в развития экологического кризиса в глобальном масштабе: «Никогда еще прежде в истории цивилизации на человека не возлагалась столь большая социальная ответственность, как сегодня, ибо еще никогда он не обладал столь большой, многократно возросшей, благодаря технике, властью над другими людьми, а также над другими природными существами и видами, над всей окружающей средой в целом и даже над всем живым на Земле» .
Дальнейшее развитие идеи «социальной экологической ответственности личности» получило в специальном документе - Программе ООН по окружающей среде (ЮНЕП), принятой в 1972 г. на Стокгольмской Конференции ООН. В соответствии с ней в образовательные системы разных стран, в том числе и Советской России, был введен принцип непрерывного экологического образования населения. Экологизация системы как среднего, так и высшего профессионального образования привела к появлению в учебных программах разных типов учебных заведений дисциплины «Экология». Данная дисциплина в соответствии с принципом непрерывного экологического образования должна была обеспечить формирование экологического сознания у подрастающего поколения страны, и в первую очередь у школьников. Вместе с тем нельзя не отметить, что целью экологического образования в этот исторический период было формирование экологического сознания, которое базировалось на антропоцентрической методологии, т.е. формировалось «рачительное, ресурсосберегающее отношение к природным богатствам». Идея «социальной экологической ответственности личности» как цель и ожидаемый результат экологического образования, базирующегося на экоцентрической экологической методологии, в этот период времени была еще не востребована. Но уже к концу 80-х годов прошлого века бессилие только одной дисциплины «Экологии» и экологизированных дисциплин в учебных программах системы школьного среднего образования, призванных решить проблему формирования экологического сознания у школьников, стало очевидным. На повестку дня был поставлен вопрос о создании какой-то новой комплексной дисциплины, интегрирующую в себе как современные естественнонаучные, так и гуманитарные знания и опираясь на которую проблема формирования нового экоцентричского экологического сознания у обучаемых, в том числе и у школьников, могла бы обрести «второе дыхание». Об этом прежде всего заговорили ученые-биологи, для которых живой организм и его окружение, а также вопросы экологической (универсальной) этики всегда оставались в центре внимания.
На третьем этапе (1992 г. - по настоящее время) идея «социальной экологической ответственности личности» получила новый заряд энергии в результате больших изменений, произошедших в этот период в мире: распалась социалистическая система Восточной Европы, распался Советский Союз, окончилось военное противостояние великих держав, возникли реальные предпосылки для радикального разоружения и сокращения военных бюджетов. В июне 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92), итогом которой стала суперпрограмма «Повестка на XXI век», ориентированная на подготовку мирового сообщества к решению эколого-экономических и социально-экологических проблем будущего. «Если человечество действительно разумно, как следует из названия биологического вида, к которому все мы принадлежим, то июнь 1992 года и Конференция в Рио-де-Жанейро войдут в историю как вехи, отмечающие начало сознательного поворота нашей цивилизации на путь устойчивого развития, при котором человек поумерит свою гордыню и потребительский эгоизм и постарается жить в ладу с Природой» .
На рубеже 80-90-х гг. прошлого века такие ученые-педагоги, как С.М.Аракелян, А.А.Брудный, С.Н.Глазачев, АН.Захлебный, И.Д.Зверев, Д.Н.Кавтарадзе,
Н.С.Касимов, В.А.Лось, Н.Н.Марфенин, Л.В.Моисеева, Н.Н.Моисеев, И.Т.Суравегина, В.С.Петросян, И.Н.Пономарева, Э.П.Романова, А.Д.Урсул, М.П.Федоров и другие, включились в разработку программы экологизации Российской системы образования совместно с другими учеными из международного образовательного центра ООН ЮНЕСКО на новой мировоззренческой основе - экоцентрической (универсальной, ноосферной) экологической этики и за короткий период времени реализовали в России трансдисциплинарный международный проект по экологизации образовательных систем стран-членов ООН «Образование и информация в области окружающей среды и народонаселения в целях устойчивого развития».
Важную роль в развитии экологического образования сыграло появление в отечественной психологии в середине 90-х годов исследований по экологической психологии (Дж. Гибсон). Их данные позволили выявить особенности развития экологического сознания личности, механизмы его развития, что открывало возможности установить четкое соответствие педагогического процесса экологического образования психологическому процессу развития экологического сознания личности обучаемого. Все это привело к возникновению нового методологического направления в педагогической науке экологической психопедагогики, которая возникла на стыке трех научных дисциплин: экологии, экологической психологии и педагогики.
С позиций экологической психопедагогики (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин и др.), целью экологического образования является формирование экологичной личности, которой считается личность, обладающая экоцентрическим типом экологического сознания. Под эко-
логическим сознанием понимается,совокупность экологических представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек-общество-природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Экоцентрический тип экологического сознания характеризуется тремя главными особенностями: 1) психологической включенностью человека в мир природы, 2) восприятием природных объектов как субъектов, 3) стремлением к непрагматическому взаимодействию с миром природы. Соответственно, эти же особенности рассматриваются как важнейшие характеристики экологичной личности. Общей задачей экологического образования является формирование экологического сознания личности. В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания, эта общая задача конкретизируется на уровне трех основных задач экологического образования: 1) Формирование адекватных экологических представлений. Такая система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы и между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности. С позиций экологической психопедагогики именно через подструктуру представлений в наибольшей степени формируется психологическая включенность в мир природы, которая свойственна экологичной личности. Поэтому главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является формирование у личности понимания единства человека и природы, которое способствует возникновению у нее психологической включенности в мир природы. 2) Формирование отношения к природе. Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность вы-
I
бирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности. С позиций экологической психопедагогики именно через подструктуру отношений в наибольшей степени формируется субъектный характер восприятия природных объектов, который свойственен экологичной личности. Поэтому главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является формирование у личности субъектной модальности отношения к природе. 3) Формирование системы стратегий и технологий (умений и навыков) взаимодействия с
природой. Для того, чтобы экологически целесообразно и безопасно поступать, личности необходимо уметь это делать: и понимания, и стремления окажется недостаточно, если она не сможет их реализовать в системе своих действий. Освоенность соответствующих технологий и выбор правильных стратегий и позволяет поступать с точки зрения экологической целесообразности. С позиций экологической психопедагогики именно через подструктуру стратегий и технологий взаимодействия с природой в наибольшей степени формируется стремление к непрагматическому взаимодействию с ней, которое свойственно экологичной личности. Поэтому главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является организация такой деятельности личности, в процессе которой происходит освоение непрагматических стратегий и соответствующих технологий взаимодействия с природой.
Подструктура стратегий и технологий взаимодействия с природой «экологичной личности» может быть сформирована на базе освоения следующих основных непрагматических технологий: 1) эстетического освоения природных объектов и их комплексов, 2) познавательной деятельности, обусловленной интересом к жизни природы, удовольствием от самого процесса познания, 3) практического взаимодействии с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо «полезный продукт», а потребность в общении с ними, 4) природоохранной деятельности, продиктованной не соображениями «дальнего прагматизма» (необходимостью сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради нее самой.
В своих научных трудах российские ученые, возрождая экоцентрический подход в развитии экологического сознания учащейся молодежи, в первую очередь у старшеклассников акцентировали свое внимание на необходимости развития таких этических ценностей, как ответственность и толерантность, признанных экспертами ЮНЕСКО как важнейшие качества личности XXI века.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
Актуальность исследования проблемы развития у школьников экологической ответственности обусловлена широким распространением в российском обществе тотального экологического и этического нигилизма, который можно охарактеризовать как антропогенный экоцид - разрушение людьми экологической среды жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования, выражающегося в девальвации природы, игнорировании ее законов со стороны людей или недооценке их регулирующей, социальной роли, а также таким социокультурным явлением, как аномией - кризисом ценностно-нормативной системы общества, при котором резко возросло число людей, поведение которых не регулируется или слабо регулируется существующими этическими, юридическими, вообще социальными нормами. Экологическая безграмотность является результатом отношения к решению данной проблемы образовательных учреждений, ибо именно школа способна решать указанные задачи поэтапно, с одной стороны, учитывая индивидуальные возможности и особенности обучаемых, а с другой - возросшие требования реформирующегося гражданского общества России начала XXI века к самореализующейся личности и к её компетентной и ответственной деятельности, общественные потребности в развитии экологического сознания гражданина страны для обеспечения стратегии скорейшего перехода России на путь устойчивого экологически безопасного развития.
Литература
Акимова ТА, Хаскин ВБ. Основы экоразвития: Учебное пособие. - М.: Изд-во рос. экон. акад., 1994.-312.
Алексеев П.В., Панин АВ. Философия: Учебник - Изд-е 2-е, перераб. и доп. М.: «Проспект», 1998. - 563 с.
Аляева О.Е. Формирование мировоззренческих позиций при изучении экологических проблем: Дис.... канд. пед. наук - Волгоград, 1995 -170 с.
Аменд А.Ф. Дидактические основы непрерывного эколого-экономического общего образования: Дис... д-ра пед. наук в форме научного докл. - Екатеринбург, 1997.-58 с.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.т /Под ред. АА Бодалева, Б.Ф. Ломова -М.: Педагогика, 1980.-287 с.
Андреева EX. От экологического воспитания к пониманию духовности //Педагогика. -
-№ 9.-С. 23-32.
Андреева Н.Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе: Авгореф. дис.... д-ра пед. наук. - Спб., 2000. - 65 с.
Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера - Казань, 1992. - 207 с.
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
Аристотель. Сочинения; В 4-хтт. -М.: Мысль, 1984. - Т.4.
Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.,1974. - 373 с.
Асмолов АГ. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М., 1990.-354 с.
Атанова С.Н. Педагогические условия реализации образовательного потенциала общественных молодёжных экологических движений: Авгореф. дис.... канд. пед. наук. - Спб., 2000.-22 с.
Афанасьев ВГ. Общество: системность, познание и управление.-М.: Наука, 1981.-432 с.
Бабанский ЮХ. Избранные педагогические труды. - М: Педагогика, 1989. - 560 с.
Баженов АВ. Социально-психологические предпосылки уголовной ответственности несовершеннолетних//Credo. -1997. -№ 12. -С. 11-17.