БЛИЗНЕЦЫ. ОДИНАКОВЫЕ ИЛИ УНИКАЛЬНЫЕ?

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

БЛИЗНЕЦЫ. ОДИНАКОВЫЕ ИЛИ УНИКАЛЬНЫЕ?

Шабеева К.И. 1
1МБОУ СОШ № 7
Челпанова О.М. 1
1МБОУ СОШ № 7
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Это ты? А, может, я?

Просто копия моя!

Ничего, что нет косички!

Мы красавицы-сестрички!

Говорят, рождение ребенка – это радость. Нет такой мамы, которая бы не ощутила неизъяснимый трепет, держа в руках малюсенький комочек, ребенка, глядящего на мир широко раскрытыми глазами. Она взволнована и горда, ведь судьба подарила ей счастье – быть матерью. А если их двое, и они – близнецы, значит счастья - вдвойне?

Как часто в последнее время можно наблюдать картину, когда на улице или в парке счастливая мама гордо толкает перед собой большую и непохожую на прочие коляску – с двумя пассажирами внутри. Мы сами катались в такой коляске (Приложение 1). Нас заинтересовали вопросы: «А какие мы – близнецы?», «Чем мы отличаемся от вас, обычных людей?», «Какие у нас особенности?». Мы решили найти ответы на них. В этом заключается актуальность работы.

Цель исследования – изучить близнецовые пары обучающихся МБОУ СОШ № 7.

Для достижения поставленной цели нам предстоит решить ряд следующих задач:

Теоретическиезадачи:

1. Познакомиться с такими понятиями: близнецы, гемеллология, близнецовый метод;

2. Изучить типы близнецовых пар;

3. Выяснить, как отразилась тема близнецов в мифологии;

4. Рассмотреть интересы ученых к близнецам;

5. Выяснить знаменитые близнецовые пары в России и за рубежом.

Практические задачи:

  1. Выявить рождаемость близнецов в Туймазинском районе за последние три года;

  2. Выявить близнецовые пары МБОУ СОШ № 7;

  3. Провести антропометрические исследования близнецовых пар;

  4. Сравнить близнецовые пары в психологическом плане;

  5. Проанализировать сходства и различия интересов близнецовых пар.

  6. Рассмотреть особенности воспитания близнецов в семьях (анкетирование родителей).

  7. Сравнить особенности психического развития близнецовых пар;

  8. Изучить общественное мнение о близнецах;

  9. Проанализировать сходства и различия интересов близнецовых пар.

Объект исследования: близнецовые пары МБОУ СОШ № 7.

Предмет исследования: личностные особенности близнецов.

Гипотеза исследования: Несмотря на то, что близнецовые пары обучаются и воспитываются одинаково, порой сидят за одной партой и даже одеваются одинаково, это две разные, уникальные личности.

Методы исследования: анкетирование, интервьюирование, наблюдение.

Теоретическая значимость работы заключается в накоплении и систематизации материала по теме исследования. Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов и всеми, кто интересуется темой близнецов.

Базу исследования составили близнецовые пары МБОУ СОШ № 7.

Глава I. Уникальное чудо природы

В настоящее время в мире насчитывается от 70 до 80 миллионов пар близнецов. На каждые 100 родов в мире приходится рождение одной близнецовой пары. В последнее время наблюдается тенденция роста этой закономерности. За последние 50 лет процент рождения близнецов вырос почти в 2,5 раза. Но так ли они похожи на самом деле, как кажется с первого взгляда?

I. 1. Близнецы. Это кто?

Близнецы – дети, детеныши, рожденные одной матерью одновременно; двойняшки [6].

Близнецы – дети, одновременно рожденные одной матерью [3].

Близнецы – два и более потомка, рождённые одной матерью почти одновременно, у человека и тех млекопитающих, которые обычно рождают одного детёныша (и у птиц в случае двухжелтковых яиц) [4].

Близнецы – два и более потомка, рожденные одной матерью в результате многоплодной беременности. Чаще всего одновременно рождаются 2 ребенка (двойня), но встречаются тройни, четверни и т.д. [7].

Близнецы – два человека, родившиеся в одно и то же время и имеющие одних и тех же родителей [5].

I. 2. Какие бывают близнецы

Изучением близнецов занимается наука, которая называетсягемеллология.

Рожденные близнецы бывают монозиготными. Идентичные близнецы развиваются из одной яйцеклетки. Однояйцовые близнецы всегда одинакового пола – или мужского, или женского – и наследственно в высшей степени похожи, как две капли воды. Имеющиеся незначительные отличия между ними связаны с различным воздействием на них окружающей среды.

Второй тип близнецов – дизиготные, развиваются из разных яйцеклеток, оплодотворенных одновременно. Они могут быть как однополыми, так и разнополыми и мало походить друг на друга. Разнояйцевых близнецов чаще называют двойняшками.

I. 3. Близнецы в мифах и легендах

Во все времена рождение близнецов было необычным явлением, вызывавшим удивление и любопытство. Во многих культурах тема близнецов отразилась в мифологии.

Очень часто подчеркивалась противоположность близнецов. Один олицетворял добро, положительное начало, другой — зло, отрицательное начало. Необъяснимым казалось появление близнецов на свет: ведь обычно один мужчина мог зачать только одного ребенка, а если их двое, следовательно, в зачатии замешаны боги, демоны, духи, животные. Во многих религиях боги являлись близнецами [2].

В древнеперсидской религии были известны близнецы Ахурамазда, бог добра и света, и Ахриман, бог зла и тьмы.

В античной мифологии часто встречаются подкинутые близнецы, вскормленные животными и спасенные людьми. Самыми известными из них являются Ромул и Рем, сыновья бога войны Марса и весталки Реи Сильвии. Они были вскормлены волчицей и воспитаны пастухами. Согласно мифу, в 753 г. до н. э. ими был основан город на том месте, где они были найдены. Ромул, стремясь к единовластию, убил своего брата Рема и стал первым царем Рима. Близнецы увековечены в городском гербе Рима [12].

У инков,живших на территории современного Перу, близнецы мужского пола почитались как сыновья бога Молнии. Их считали избранными. Близнецы и их родители считались особенно сильными и могучими, поэтому им часто отводилась роль магических заклинателей погоды, покровителей плодородия, врачевателей, предсказателей, вождей, певцов [1].

У племени дакота в Северной Америке близнецы тоже считались приносящими счастье сверхъестественными существами, которые происходят из другого мира, страны близнецов. Поэтому к ним относились с особым уважением [8].

В верховьях Конго мать близнецов должна была точно соблюдать следующий ритуал: ребенка, родившегося первым, она всегда носила на правой руке, а рожденного вторым – на левой. Если к ней обращались с приветствием, она должна была дважды благодарить, то есть за каждого ребенка отдельно. Если она сама приветствовала кого-нибудь, то также должна была это делать дважды, чтобы оба ребенка были послушными. По той же самой причине она должна была есть обеими руками, иначе один ребенок отстанет в упитанности. Она получала двойные подарки, с тем чтобы ни один из близнецов не почувствовал себя обойденным [10].

Но есть ритуалы поистине жестокие. У аборигенов Южной Америки рождение близнецов очень часто воспринималось как дурной знак. Поэтому матерей близнецов подвергали наказаниям, иногда даже убивали. У айнов, коренных жителей японских островов, женщины, родившие близнецов, изгонялись своими соплеменницами. Самих близнецов избегали в течение всей жизни. Младшего большей частью убивали или родственники прятали его, а потом бросали в лесу.

В Испании XV в. даже существовал королевский указ, предписывающий сжигать всех женщин, родивших близнецов. Не очень-то давно мы освободились от предрассудков в отношении близнецов, сопровождавшихся произволом и жестокостью [10].

Но и в настоящее время кое-где существует много легенд и особых ритуалов, посвященных близнецам. Этнолог Ян, который в 70-х годах путешествовал по Африке, писал, что шиллуки на Белом Ниле рассматривают близнецов как «дар небес». Нуэры называют близнецов «божьи дети» или «люди сверху». Во многих племенах считают, что близнецы злые и у них «дурной глаз». Удуки обвиняют в этом мать близнецов. Близкие родственники часто убивают близнецов вскоре после рождения [11].

I. 4. Интерес ученых к близнецам

Во все времена появление близнецов было загадкой.

Но вот достоверными знаниями о близнецах стали располагать сравнительно недавно. Английский ученый Френсис Гальтон (1822-1911) опубликовал в 1876 году в Лондоне статью о близнецах, в которой поднял важные вопросы, связанные с развитием человека. Именно после появления этой статьи началось изучение близнецов. И в настоящее время близнецовый метод является практически единственным при решении многих научных и практических задач изучения генетики человека.

При изучении близнецов используются несколько методов:

  1. Сравнение однояйцевых близнецов между собой (внутрипарное).

  2. Сравнение однояйцевых близнецов с двуяйцевыми.

  3. Экспериментальное сравнение однояйцевых близнецов.

  4. Сравнение близнецов с другими братьями и сестрами.

  5. Сравнение однояйцовых близнецов, выросших раздельно, с выросшими вместе.

Известные ученые США, Англии, Италии, Франции, Бельгии, Дании, Японии успешно используют разные разновидности близнецового метода. Для организации и координации генетических исследований, применяющих данный метод, в этих странах созданы специальные регистры близнецов, которые собираются уже несколько десятков лет и считаются национальным достоянием.

Например, Дания имеет национальный регистр, который содержит информацию о всех близнецах страны, что заметно облегчает научные исследования. Известен факт, что во время войны в Дании эти регистры вывозили вместе с культурными ценностями.

Наличие таких регистров – абсолютно необходимое условие для надежной реализации разнообразных исследовательских проектов – медицинских, педагогических, социологических и т. д., но особенно важны они для психологических исследований, поскольку позволяют скоординировать работу исследователей разного профиля.

Исследования близнецов невероятно важны для практики: они могут обосновывать существование генетических источников различных заболеваний, особых форм поведения, выявить факторы риска возникновения физических, психических и поведенческих расстройств; позволяет изучать условия развития познавательной, эмоциональной, личностной сфер человека.

К сожалению, точных данных по количеству близнецов в России нет. Лишь в нескольких городах существуют близнецовые регистры. Так, Московский близнецовый регистр насчитывает около 5000 пар близнецов, Ижевский – около 300 пар. В нашей стране частота рождения разнояйцевых близнецов составляет от 60 до 90 пар на 10000 рождений, а однояйцевых близнецов – в пределах 30-40. Разнояйцевых близнецов рождается в 2 раза больше, чем однояйцевых [13].

I. 5. Знаменитые близнецы

Многие однояйцевые (монозиготные) близнецы достигли стали знамениты. Всемирную известность завоевали американские актрисы сестры Олсен Мэри-Кейт и Эшли.

Среди певцов в свое время очень знамениты были сестры Елена и Татьяна Зайцевы (Приложение 2). Наши мамы были влюблены в братьев Торсуевых. Владимир и Юрий – исполнители главных ролей в знаменитом советском фильме «Приключения Электроника». До съемок фильма это были обыкновенные мальчишки одной из московских школ. А после выхода фильма на советские экраны стали в одночасье известны и любимы.

И среди российских юмористов также есть близнецы. Это братья Пономаренко Александр и Валерий (Приложение 3).

Среди российских актрис на экране играют главные роли сестры Арнтгольц Татьяна и Ольга.

А сестры Толмачевы Анастасия и Мария в 2006 году стали победительницами Детского Евровидения (Приложение 4).

Выводы по главе I

Перед началом исследования мы ставили перед собой ряд теоретических задач, которые все успешно нами выполнены. Изучив литературу по теме исследования, проанализировав материалы, выложенные на сайтах сети Интернет, мы узнали следующее:

  • Близнецы – два человека, родившиеся в одно и то же время и имеющие одних и тех же родителей.

  • Изучением близнецов занимается наука, которая называетсягемеллология.

  • Рожденные близнецы бывают монозиготными, которые развиваются из одной яйцеклетки. Однояйцовые близнецы всегда одинакового пола – или мужского, или женского – и наследственно в высшей степени похожи, как две капли воды. Второй тип близнецов – дизиготные, развиваются из разных яйцеклеток, оплодотворенных одновременно. Они могут быть как однополыми, так и разнополыми и мало походить друг на друга. Разнояйцевых близнецов чаще называют двойняшками.

  • Во все времена рождение близнецов было необычным явлением, вызывавшим удивление и любопытство. Во многих культурах тема близнецов отразилась в мифологии.

  • Английский ученый Френсис Гальтон опубликовал в 1876 году статью о близнецах, в которой поднял важные вопросы, связанные с развитием человека, после чего началось изучение близнецов. И сегодня близнецовый метод является практически единственным при решении многих научных и практических задач изучения генетики человека.

  • Для организации и координации генетических исследований в США, Англии, Италии, Франции, Бельгии, Дании, Японии созданы специальные регистры близнецов, которые собираются уже несколько десятков лет и считаются национальным достоянием.

  • В России близнецовый регистр существует в нескольких городах.

Глава II. Какие они? Одинаковые или уникальные…

Близнецы всегда были редкостью и во все времена окружающие не переставали им удивляться.

II. 1. Исследование близнецовых пар в городе и районе

С целью изучения статистики рождаемости близнецов по Туймазинскому району мы посетили и побеседовали с начальником отдела ЗАГС по Туймазинскому району и г. Туймазы Бикмухаметовой Рузилей Нурфаязовной (Приложение 5). Из беседы мы узнали, что в нашем отделе ЗАГС близнецовый регистр как таковой не составлен. Поэтому данных о рождении близнецов начиная с 2004 года не существует. Все архивные данные только сейчас принимают электронный вариант и данная электронная система пока несовершенна. Поэтому в полученной нами статистике есть расхождения, близнецовых пар больше. Мы получили результаты за 2011-2013 год. Всего на сентябрь 2013 года за эти 3 года родилось 54 близнецовые пары (Приложение 6). Из таблицы следует, что количество близнецовых пар по Туймазинскому району и г. Туймазы с каждым годом увеличивается.

Также Рузиля Нурфаязовна сообщила, что была попытка провести в нашем районе парад близнецов, но не оказалось организатора.

И еще мы узнали, что у Рузили Нурфаязовны дочки – монозиготные близнецы (они уже взрослые и живут в разных городах, сильно скучают, часто созваниваются. Как мама, она девочек не путала, а вот окружающие – довольно часто) (Приложение 7).

II.2. Исследование близнецовых пар МБОУ СОШ № 7

Для изучения статистики близнецовых пар в МБОУ СОШ № 7 мы посетили приемную секретаря. Нами были изучены списки обучающихся с 1 по 11 классы. В результате в нашем близнецовом регистре на сентябрь 2013 года в школе 9 близнецовых пар (Приложение 8). Это 1,3% от общего числа обучающихся. Из них 3 пары однояйцевые (мальчики), остальные 6 пар – дизиготные: 2 пары – однополые (девочки), остальные – разнополые.

II.3. Антропометрические исследования близнецов

Для изучения антропометрических данных близнецовых пар запланировали посещение кабинета фельдшера школы Гирфановой Р.Н. Для исследования мы провели следующие измерения: рост (см), вес (кг), обхват груди (см), обхват талии (см), обхват головы (см), размер обуви. Все полученные данные занесены в таблицу (Приложение 9). Из таблицы видно, что есть совпадения в показаниях. 2 дизиготные пары имеют одинаковый обхват головы (Саттаровы – 52 см, Лысенковы – 53 см), 1 дизиготная пара показала одинаковый обхват груди (Шабеевы – 60 см). Все остальные показатели у разнояйцевых близнецов – разные. Другая ситуация у монозиготных близнецов. У Подгорновых совпали: обхват груди (70 см), обхват головы (55 см). У Хабибовых совпали: обхват груди (67 см), обхват талии (61 см), размер обуви (21). У Нигматуллиных различались только 2 показателя: обхват груди (Ильдан – 73 см, Ильнар – 75 см), обхват головы (Ильдан – 61 см, Ильнар – 62 см).

Результаты таковы:

  1. У дизиготных близнецовых пар сходства либо отсутствуют, либо они совсем незначительны.

  2. У монозиготных пар есть сходства (33%-67%) по изучаемым признакам.

Вывод: Дизиготные близнецы имеют малое сходство. Монозиготные близнецы в парах между собой по антропометрическим данным также имеют различия (у каждой пары по-разному). Эти несовпадения указывают на то, что вклад окружающей среды в развитии ребенка гораздо более значителен, чем думают многие.

II.4. Сравнение близнецовых пар в психологическом плане

Мы решили сравнить близнецовые пары с помощью психологического теста «Тест на оценку внимания (по методике Мюнстенберга)» (Приложение 10). У всех близнецовых пар результаты были одинаковыми: один близнец (и монозиготный, и дизиготный) нашел больше слов, чем другой.

II.5. Интересы близнецов

Среди близнецов мы провели анкетирование (Приложение 11). При изучении желаний 45% близнецовых пар дали одинаковые ответы. Увлечения совпали у 33% близнецовых пар. Самый счастливый день совпал у всех пар (100%) – день рождения. Любимые предметы – совпадение у 3 пар (33%). Предпочтения в еде у всех пар – различны. Любимые цвета совпали у 2 монозиготных пар (в каждой паре одному близнецу нравится синий цвет, а другому – зеленый) и 2 дизиготных (в каждой паре одному близнецу нравится розовый цвет, а другому – зеленый).

Изучая интересы близнецовых пар только в одном у всех разом совпадение – это самый счастливый день и этот день – день рождения. Почти наполовину у близнецовых пар совпадают желания. А в остальном – они больше индивидуальные, чем одинаковые (Приложение 12).

II.6. Мнения родителей о детях-близнецах

Среди родителей близнецовых пар мы также провели анкетирование и получили интересные данные (Приложение 13). У 7 пар (78%) отношения между собой – дружеские. Характеры пар – индивидуальные (100%). Среди однополых близнецов мамы и папы их различали по внешности. К домашним обязанностям 4 близнецовые пары (45%) относятся добросовестно, а остальные (55%) – по очереди. В разлуке все пары (100%) скучают. В 7 семьях близнецовых пар (74%) имело место появления на свет близнецов (Приложение 14).

II.7. Изучение общественного мнения о близнецах

Для изучения общественного мнения среди учеников было проведено анкетирование (Приложение 15). Опрошено 111 обучающихся. Им предстояло ответить только на 2 вопроса. Различают близнецов 65 обучающихся (59%), 26 обучающихся (23%) – не различают, 20 обучающихся (18%) – испытывают затруднения. При виде близнецов 30 обучающихся (27%) испытывают радость и восторг, 41 обучающийся (37%) – удивление и любопытство, остальные 40 обучающихся (36%) испытывают безразличие.

Из полученных данных следует, что обучающиеся различают близнецов, третья часть обучающихся настолько привыкла, что у нас столько близнецовых пар, что они этому не придают особого значения.

Выводы по главе II

Проведя самостоятельные исследования, мы решили ряд практических задач: узнали в отделе ЗАГС по Туймазинскому району и г. Туймазы статистику рождаемости близнецовых пар за последние 3 года, изучили статистику близнецовых пар по МБОУ СОШ № 7, провели антропометрические исследования близнецов, сравнили близнецовые пары в психологическом плане, изучили интересы близнецов, мнения родителей о детях-близнецах, общественное мнение о близнецовых парах.

Полученные результаты показали увеличение рождаемости близнецовых пар в районе, увеличение близнецовых пар среди обучающихся МБОУ СОШ № 7.

Из антропометрических исследований следует. Дизиготные близнецы имеют малое сходство. Монозиготные близнецы в парах между собой по антропометрическим данным также имеют различия (у каждой пары по-разному). Эти несовпадения указывают на то, что вклад окружающей среды в развитии ребенка гораздо более значителен, чем думают многие.

В психологическом плане все близнецовые пары индивидуальны.

Из интересов близнецов 100% совпадение – это самый счастливый день. И этот день, несомненно, собственный день рождения, потому что их сразу двое.

Из опроса родителей следует, что все близнецы индивидуальные и разлуке каждый близнец скучает.

Опрос общественности показал, что они научились различать нас, близнецовые пары, кого-то еще мы удивляем, а кто-то к нам уже настолько привык, что и не стоит удивляться.

Заключение

Близнецы встречаются в нашей жизни ни так уж и часто, поэтому вызывают большой интерес окружающих (особенно однояйцовые, потому что они похожи друг на друга как две капли воды).

Однояйцовые близнецы имеют один пол, имеют одинаковый внешний вид, чего нельзя сказать о разнояйцовых близнецах. Разнояйцовые близнецы похожи друг на друга не более, чем обычные братья или сестра.

Мы провели исследования и выяснили, что в Туймазинском районе растет число близнецовых пар с каждым годом.

Мы провели исследования в МБОУ СОШ № 7 на наличие близнецов – однояйцовых и разнояйцовых: так на 1400 учащихся школы приходится 9 пар близнецов, среди которых 3 пары – однояйцовых и 6 пар – разнояйцовых. В нашем классе на 26 обучающихся – 1 пара разнояйцевых близнецов (это мы – Шабеевы Дарина и Карина) и 1 пара однояйцевых близнецов (это Хабибовы Денис и Максим).

Из антропометрических исследований следует. Дизиготные близнецы имеют малое сходство. Монозиготные близнецы в парах между собой по антропометрическим данным также имеют различия (у каждой пары по-разному). Эти несовпадения указывают на то, что вклад окружающей среды в развитии ребенка гораздо более значителен, чем думают многие.

В психологическом плане все близнецовые пары индивидуальны.

Из интересов близнецов почти 100% совпадение – это самый счастливый день. И этот день, несомненно, собственный день рождения, потому что их сразу двое.

Из опроса родителей следует, что все близнецы индивидуальные и разлуке каждый близнец скучает.

Опрос общественности показал, что они научились различать нас, близнецовые пары, и мы кого-то еще удивляем, а кто-то к нам уже совсем привык.

Результаты данной исследовательской работы полностью подтвердили гипотезу, что даже близнецовые пары, имеющие одинаковую внешность, могут отличаться по многим параметрам (физическому развитию, интересам, увлечениям). Проведённые исследования показали, что каждый из них является индивидуальностью со своими особенностями характера. И в этом немаловажную роль играет окружающая среда.

Что касается нас, то мы одеваемся и одинаково, одеваемся и по-разному. При этом у каждого из нас есть своя индивидуальность. Это показали результаты наших исследований.

Многие задают вопрос: «хорошо ли быть близнецами?». На него мы можем ответить так: «Близнецами быть очень хорошо, потому что все проблемы можно решать вдвоем, при этом рядом находится настоящий друг, о котором можно только мечтать».

Изучение близнецов является важным и перспективным. Исследования в этом направлении нужно продолжать. Данные этой работы могут быть востребованы родителями, учителями, социальными работниками, психологами, врачами.

Литература

1. http://doshkolnik.ru/vospitanie/2278-mify-o-bliznecah.html

2. http://ec-dejavu.ru/b/Bliznecz.html

3. http://enc-dic.com/academic/Bliznec-25403.html

4. http://enc-dic.com/biology/Bliznec-736.html

5. http://enc-dic.com/enc_psy/Bliznecy-2662/

6. http://enc-dic.com/kuzhecov/Bliznec-23285.html

7. http://enc-dic.com/pedagogics/Bliznecy-180/

8. http://happytwins.by/mify-i-legendy-o-bliznetsah-v-drevnosti/index.php

9. http://semyarf.com/poloznye stati/waiting for a miracle/mify I legendy o bliznetsakh_4573/

10. http://www.psyoffice.ru/5-enc_myphology-1841.htm

11. http://www.semya-rastet.ru/razd/bliznecy_v_mifakh_i_legendakh/

12. http://www.symbolarium.ru/index.php/

13. http://twins.popular.ru/FAQ.html

Тезаурус

1. Близнецовый метод – один из наиболее информативных методов психогенетики, основанный на сопоставлении внутрипарного сходства генетически идентичных монозиготных и неидентичных дизиготных близнецов.

2. Гемеллология – раздел биологии и медицины, изучающий близнецов (с позиций генетики, морфологии, физиологии, психологии и патологии).

3. Генетика – наука о наследственности и изменчивости организмов.

4. Дизиготные – разнояйцевые близнецы, двойняшки - дети от многоплодной беременности, развивающиеся из двух (или более) самостоятельных зигот, возникших в результате одновременного созревания двух (или более) яйцеклеток и оплодотворения их двумя (или более) спермиями. Дизиготные близнецы могут быть разнополыми и однополыми. Имеют 50% общих генов.

5. Достоверные – не вызывающие сомнений.

6. Мифология – древний фольклор и народные сказания (мифы, эпосы, сказки и т. п.)

7. Монозиготные – близнецы, развивающиеся из одного оплодотворенного яйца (зиготы) и имеющие поэтому идентичные генотипы.

8. Национальный близнецовый регистр – база данных всех близнецов, с помощью которой можно их исследовать.

9. Ритуал – это согласованный сценарий слов и действий.

10. Тенденция – направление, в коем идет развитие некоего явления.

11. Этнолог – специалист, занимающийся этнологией, то есть исследованиям традиционной культуры и быта народов мира, их происхождения, истории расселения, передвижения и культурно исторических взаимоотношений.

Приложение 1

Мы с мамой

Мы с папой и нам 9 месяцев

Приложение 2

Знаменитые сестры Олсен Мэри-Кейт и Эшли

Певицы сестры Елена и Татьяна Зайцевы

Приложение 3

Братья Торсуевы Владимир и Юрий

Российские юмористы братья Пономаренко Александр и Валерий

Приложение 4

Российские актрисы сестры Арнтгольц Татьяна и Ольга

Сестры Толмачевы Анастасия и Мария –

победительницы Детского Евровидения

Приложение 5

В кабинете начальника отдела ЗАГС

Приложение 6

Таблица 1. Количество близнецовых пар за 2011-2013 год

Год

Количество близнецовых пар

2011

19

2012

21

2013 (с января по сентябрь)

14

Всего

54

Приложение 7

Девочки начальника отдела ЗАГС по Туймазинскому району и г. Туймазы Бикмухаметовой Рузили Нурфаязовны в 1 классе, 1998 год

Приложение 8

Близнецы МБОУ СОШ № 7 г. Туймазы

Класс

Фамилия, имя учеников

Монозиготные или дизиготные

7 в

Лысенковы Евгений и Ольга

дизиготные

4 б

Подгорновы Даниил и Кирилл

монозиготные

3 б

Нигматуллины Ильдан и Ильнар

монозиготные

2 г

Шабеевы Дарина и Карина

дизиготные

2 г

Хабибовы Денис и Максим

монозиготные

1 д

Султановы Арина и Карина

дизиготные

1 г

Сайфуллины Алмаз и Азалия

дизиготные

1 г

Садыковы Альберт и Лия

дизиготные

1 а

Саттаровы Алмаз и Азалия

дизиготные

Приложение 9

Антропометрические исследования близнецов

Саттаровы

Рост (см)

Вес (кг)

Обхват груди (см)

Обхват талии (см)

Обхват груди (см)

Размер обуви (см)

Алмаз

126

24,5

61

56

52

33

Азалия

122

21

58

55

52

32

Садыковы

Рост (см)

Вес (кг)

Обхват груди (см)

Обхват талии (см)

Обхват груди (см)

Размер обуви (см)

Альберт

122

21

61

55

54

31

Лия

130

26

67

66

63

32

Сайфуллины

Рост (см)

Вес (кг)

Обхват груди (см)

Обхват талии (см)

Обхват груди (см)

Размер обуви (см)

Алмаз

123,5

24

58

52

59

32

Азалия

122,5

21

54

47

57

30

Султановы

Рост (см)

Вес (кг)

Обхват груди (см)

Обхват талии (см)

Обхват груди (см)

Размер обуви (см)

Арина

120

20

58

50

51

31

Карина

112

18

58

55

55

27

Хабибовы

Рост (см)

Вес (кг)

Обхват груди (см)

Обхват талии (см)

Обхват груди (см)

Размер обуви (см)

Максим

131

30

67

61

54

21

Денис

132

31,5

67

61

55

21

Шабеевы

Рост (см)

Вес (кг)

Обхват груди (см)

Обхват талии (см)

Обхват груди (см)

Размер обуви (см)

Дарина

134

26

60

55

52

34

Карина

130

24

60

56

50

33

Нигматуллины

Рост (см)

Вес (кг)

Обхват груди (см)

Обхват талии (см)

Обхват груди (см)

Размер обуви (см)

Ильдан

139

29

73

70

61

36

Ильнар

134

29

75

70

62

36

Подгорновы

Рост (см)

Вес (кг)

Обхват груди (см)

Обхват талии (см)

Обхват груди (см)

Размер обуви (см)

Даниил

148

35

70

60

55

38

Кирилл

150

36

70

61

55

39

Лысенковы

Рост (см)

Вес (кг)

Обхват груди (см)

Обхват талии (см)

Обхват груди (см)

Размер обуви (см)

Евгений

175

47

76

68

53

44

Ольга

156

46

76

63

53

38

Приложение 10

Тест на оценку внимания (по методике Мюнстенберга)

Методика направлена на определение избирательности внимания, может также использоваться для диагностики концентрации внимания и помехоустойчивости.

Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть эти слова.»

Пример: рюклбюсрадостьфркнп

Время работы с бланком – 2 минуты.

Подсчитывается количество слов, выделенных испытуемым и количество допущенных ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова)

БЛАНК МЕТОДИКИ МЮНСТЕНБЕРГА

бсолнцеюьвлаоугкщрайондлсмшклаьбкновостьщшзщшкуцисмфактукгнэкзаменфылвшщггкпрокурордлждлжлабетеориялждлащшщуахоккейтроицалодоыэвшкщетелевизорлэзнпппвававпавгнгняпамятьдвщкшенгшгьфтытшщщйшгцчлдвосприбюерадостьжыдвшкгншщсчмнародлжфлыждвлшйгцшугдцлудлждлждлрепортажшзшвшггншфщвшнеконкурсдлждпшфщшгщшфличностьшгнгвнцерпуофгфышнвшфнышгэпрплаваниеоыдловдоадыолдсчьсюябкомедиявлжалжывдалотчаяниедылжвлорждвлащцшгукетмдлывлабораториялждалждлукшзщшшгщшгащыоснованиелыовдфллвжыдфлаэжыдлважэпсихиатриялжвдлжлжфылдвждлажыопроалопршгрпйхйзшщц

Приложение 11

Результаты

Класс

Фамилия

Имя

Количество слов

2 г

Шабеева

Дарина

5

 

Шабеева

Карина

3

2 г

Хабибов

Денис

5

 

Хабибов

Максим

4

3 б

Нигматуллин

Ильдан

12

 

Нигматуллин

Ильнар

11

4 б

Подгорнов

Даниил

11

 

Подгорнов

Кирилл

9

7 в

Лысенков

Евгений

11

 

Лысенкова

Ольга

14

Приложение 12

Интересы близнецов

Приложение 13

Анкета для родителей

  1. Какие у детей отношения между собой?

А) дружеские

Б) идет борьба за лидерство

В) (другое) __________________________________________________

2. Какие трудности в воспитании вам пришлось преодолеть? _______

____________________________________________________________

3. Какие характеры на Ваш взгляд у ваших детей?

А) одинаковый

Б) индивидуальный

4. Как Вы отличали близнецов, начиная с рождения?

А) по ниточке на руке

Б) по внешности

В) по комплекции

Г) по родимому пятну

5. Как они относятся к домашним обязанностям?

А) добросовестно

Б) по очереди

В) без особого рвения

6. Как они ведут себя в разлуке?

А) скучают

Б) не скучают

В) (другое) __________________________________________________

7. Были ли в Ваших семьях еще случаи рождения близнецов?

А) да

Б) нет

СПАСИБО!

Приложение 14

Результаты анкетирования родителей

Вопрос

Вариант ответа

Количество пар (%)

Какие у детей отношения между собой?

Дружеские

7 пар (78%)

Какие характеры на Ваш взгляд у ваших детей?

Индивидуальные

9 пар (100%)

Как Вы отличали близнецов, начиная с рождения?

По внешности

Среди однополых 5 пар (100%)

Как они относятся к домашним обязанностям?

Добросовестно

По очереди

4 пары (45%)

5 пар (55%)

Как они ведут себя в разлуке?

Скучают

9 пар (100%)

Были ли в Ваших семьях еще случаи рождения близнецов?

Да

7 пар (74%)

Приложение 15

Анкета для учеников

  1. Различаете ли вы близнецов?

А) различаю

Б) не различаю

В) испытываю затруднение

  1. Что вы испытываете при виде близнецов?

А) восторг

Б) удивление

В) радость

Г) любопытство

Д) безразличие

Итоги анкетирования

Вопрос

Варианты ответов

Количество учеников (%)

Различаете ли вы близнецов?

Различают

Не различают

Испытывают затруднения

65 учеников (59%)

26 учеников (23%)

20 учеников (18%)

Что вы испытываете при виде близнецов?

Радость и восторг

Удивление и любопытство

Испытывают безразличие

30 учеников (27%)

41 ученик (37%)

40 учеников (36%)

Приложение 16

39

Просмотров работы: 5313