ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Кузенков И.М. 1
1
Заполовская Н.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Мы живем в плену цветов. Наши мысли, наши эмоции - все имеет свой цвет. Достаточно вспомнить такие выражения, как «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», мы не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом.

Цвета неизменно присутствуют в нашем окружении. Дома или на работе, в магазине или на улице, осознанно или нет, но мы постоянно ощущаем на себе влияние цвета. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков. Человек способен различать около десяти миллионов цветовых оттенков. О том, насколько для нас важны яркие краски мира, говорит хотя бы тот факт, что организму для нормального функционирования необходимо, чтобы около 80 % всей поступающей в мозг информации приходилось на цветовое зрение. В головном мозге даже есть специальный участок, отвечающий за расшифровку только цветовой информации. Цвет влияет на настроение, на самочувствие, он может направить нас на принятие определённого решения.

Порой цвет стимулирует возникновение определенных реакций, которые могут сказаться на принятии решений. Цвет воздействует на аппетит, на давление. Обычно мы не замечаем влияние цвета. Но, например, в пасмурный день, когда за окном мы видим только серость, настроение сразу начинает ухудшаться. Положительная энергетика пропадает, а окружающий мир вдруг становится неприятным и враждебным.

Таким образом, множество цветов по-разному влияют на человека, вызывая угнетение или возбуждение нервно-психических процессов в организме, действуя на ощущения, восприятие окружающих нас предметов, влияя на поведение, эмоции, мышление, сознание и подсознание.

Актуальность:

Цвет – это один из факторов, формирующих состояние нашей психики, которая следит за работой всех органов человеческого организма. Специалисты давно выдвинули теорию о том, что цвет через эмоциональное состояние влияет на общее состояние человека, в том числе на мышление и внимание.

Сила цвета во многом заключается в том, что он способен «обойти» защитные механизмы нашего сознания и действовать на бессознательном уровне. Соответственно современный человек должен знать и понимать, как цвет воздействует на его организм и психику, чтобы лучше ориентироваться в окружающем мире.

На сегодняшний день охрана здоровья школьников является одной из актуальных проблем, а их физическое и эмоциональное состояние, желание идти в школу с хорошим настроением, и возвращаться домой с таким же, залогом успешного обучения.

Влияние цвета на организм человека

Цвет и его свойства. Классификация цветов

Цвет — качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов.

Говоря простым языком цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей.

Основная классификация цветов делит все цвета на хроматические и ахроматические.Ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют.

Еще цвета делятся на тёплые и холодные. Принято считать, что красный, оранжевый и жёлтый цвета – тёплые, а зелёный, голубой, синий и фиолетовый – холодные (Приложение 2). Но среди оттенков каждого цвета можно выделить как холодные, так и тёплые.

Основными характеристиками цвета являются: светлота, цветовой тон (цвет), насыщенность (интенсивность) и чистота цвета.

Основные цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. Имея в руках краски только этих цветов плюс белый и черный, легко создать все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей).

Один и тот же цвет для представителей разных культур может означать противоположные вещи. Нет ни одного цвета, который бы одинаково трактовался двумя людьми. Но, несмотря на всю уникальность восприятия цвета, универсальность многих его толкований не подлежит сомнению.

Влияние цвета на физическое состояние человека

При физическом воздействии речь идет о воздействии цвета на физиологию человека. Объективное воздействие цвета подтверждено экспериментальным путем и зависит от количества цвета, качества цвета, время воздействия, особенностей нервной системы, возраста, пола и других факторов. Непосредственным физиологическим действием на весь организм человека объясняются явления, вызываемые красным и синим цветами, в особенности при максимальной их насыщенности. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему (Приложение 3). Красный, желтый, оранжевые цвета являются цветами экстраверсии, т.е. импульса, обращенного наружу. Группа синего, фиолетового, зеленого напротив для пассивной интроверсии и импульсов обращенных внутрь.

Оранжевый и красный цвета, возбуждая попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости шумов. Не лишено основания, что эти активные цвета часто называют «кричащими». Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, т.е. как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов. личности.

Влияние цвета на человека

Цвет/Действие

Возбуждающее

Угнетающее

Успокаивающее

Красный

+

   

Оранжевый

+

   

Жёлтый

+

   

Зелёный

   

+

Голубой

   

+

Синий

 

+

 

Фиолетовый

 

+

 

Влияние цвета на эмоциональное состояние человека

Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации. У человека эмоции порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, робости и тому подобного, играющие роль ориентирующих субъективных сигналов.

Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в «Основах физиологической психологии» (1880) описывает органическую взаимосвязь ощущений и чувств.

Существенным фактом является достаточно жесткая степень «закрепленности» за определенным цветом определенной эмоции. Психически здоровый человек, как взрослый, так и ребенок, начиная с 3-4-х лет, когда он может вербализовать свои впечатления, понимает эмоциональное содержание основных цветов и может их дифференцировать по эмоциональному знаку. Сотрудницей проф. Кравкова Л.А. Шварц (1947-1948) было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности (порогов цветоразличения) в зависимости от эмоционального состояния человека. Положительные эмоции, например, радость, оказались связанными с повышением чувствительности к красному и желтому и с понижением — к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдалась обратная картина: чувствительность к синему и зеленому возрастала, а к желтому и красному снижалась

Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего, — мышление.

Эмпирические наблюдения показывают, что в различных цветовых средах, человеку «думается» по-разному: цветовое воздействие может, либо препятствовать, либо способствовать решению задачи. Г. Фрилинг и К. Ауэр (1973) не рекомендуют производить окраску темными, «холодными» тонами тех помещений, в которых люди занимаются умственным трудом — школьных классов, студенческих аудиторий, научных отделов, лабораторий и т.п. Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. В представлениях испытуемых успешное решение задачи ассоциируется с яркими, светлыми оттенками. В исследованиях Н.А. Густякова (1986; 1988) изучалась динамика цветовых предпочтений испытуемых в процессе решения задачи. Было выявлено, что смена типа цветового выбора в процессе решения несет информацию о возможном успехе, либо неуспехе. Испытуемые, которые после первоначального выбора ярких и светлых цветов теста Люшера, начинали предпочитать темные, тусклые оттенки, не находили решения задачи и отказывались от дальнейших усилий по ее решению. Связь цвета и мышления, интеллекта носит сложный, неоднозначный характер. Причем, эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой

  1. Практическая часть.

3.1 Результаты исследования

Данная работа посвящена изучению влияния цвета на физическое и эмоциональное состояние учащихся. В связи с этим было проведено исследование, которое состояло из двух этапов:

  1. Диагностический этап

Задачи:

  1.  
    1. Выяснить, каким цветам школьники отдают наибольшее предпочтение.

    2. Определить, какие цвета, с какими эмоциями ассоциируются.

    3. Выяснить влияние цвета на аппетит учащихся.

    4. Определить влияние цвета на самочувствие учащихся.

    5. Выяснить предпочтения учащихся по оформлению интерьера школы.

  1. Аналитический этап – цель данного этапа проанализировать полученный результат, сформировать рекомендации по оформлению интерьера школы.

В исследовании приняли участие учащиеся 2, 3, 8-х классов в количестве 55 человек.

В результате тестирования было определено, что наибольшее предпочтение учащиеся отдают: красному, чёрному, зелёному и жёлтому цветам; наименьшее: фиолетовому и коричневому (Таблица 2).

Цветовые предпочтения учащихся Таблица 2

Цвет

Кол-во выбравших

Красный

12

Чёрный

10

Зелёный

7

Жёлтый

7

Голубой

5

Синий

3

Розовый

3

Белый

3

Фиолетовый

3

Коричневый

2

Следуя задаче, нарисовать нечто «красивое», «приятное», «хорошее», учащиеся 2, 3, 8-х классов чаще всего используют светлые, яркие краски — желтую, красную, оранжевую, голубую, изумрудно-зеленую. Цветовое решение «приятного» у детей всех классов сходно: цвета в большинстве случаев теплые. Дети, знакомясь с рисунками своих сверстников из других классов, безошибочно по колориту рисунка определяли, где изображено «доброе», а где «плохое» (Таблица 3. Приложение 4) .

Выражение эмоций цветом Таблица 3

Красивое, приятное, доброе

Скучное, страшное, плохое

Тёплые цвета

Холодные цвета

Жёлтый

Синий

Оранжевый

Чёрный

Красный

Фиолетовый

Так же, благодаря тестированию, было выявлено: какой цвет, с какой эмоцией ассоциируется (Таблица 4, 5).

Таблица 4

Характеристики кажущегося воздействия цветов. Таблица 5

Белый

лёгкий

     

Жёлтый

лёгкий

тёплый

сухой

 

Оранжевый

 

тёплый

сухой

кричащий

Красный

тяжёлый

тёплый

сухой

кричащий

Фиолетовый

тяжёлый

     

Синий

тяжёлый

холодный

влажный

спокойный

Зелёный

 

прохладный

влажный

спокойный

Голубой

лёгкий

 

влажный

спокойный

Коричневый

тяжёлый

 

влажный

 

Чёрный

тяжёлый

 

сухой

 

В результате эксперимента было определено влияние цветов на аппетит учащихся. Наибольший аппетит вызывают: жёлтый, красный, розовый цвет (Диаграмма 1. Приложение 5).

Так же благодаря эксперименту было выявлено влияние цветов на самочувствие учеников (Таблица 6.).

Влияние цвета на самочувствие учеников Таблица 6

Цвет

Влияние на человека

Красный

У красного цвета самая большая длина волны. Влияние на мозг такого излучения – максимально. При виде любых красных оттенков наш организм приходит в повышенный тонус. Красный активизирует все функции организма. На короткое время увеличивает мышечное напряжение, повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Злоупотреблять им не следует – может вызвать раздражение, истощение.

Оранжевый

Оранжевый оказывает тонизирующий эффект, действует в том же направлении, что и красный, но не так резко. Различные мягкие оттенки оранжевого благоприятно влияют на работоспособность.

Жёлтый

Благотворно влияет на нервную систему, оказывает наиболее физиологичное тонизирующее действие, стимулирует зрение и нервную деятельность, при этом не действует истощающе, не утомляет. Благоприятен для умственной работы.

Зелёный

Зеленый цвет благотворнее всего влияет на самочувствие и здоровье людей. Зеленый цвет относится к физиологичным, оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, действует противоположно красному.

Голубой

Снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит. Поэтому, если от вас не требуется мозгового штурма, но требуется длительная и методичная (может быть даже монотонная и однообразная) работа – голубой цвет вам поможет.

Синий

Успокаивающее действие синего цвета переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, рассеивает внимание, снижает работоспособность.

Фиолетовый

Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Результаты тестирования «Предпочтения в интерьере школы»

1. Отвечая на следующий вопрос, в какой цвет вы покрасили бы стены в своем кабинете, учащиеся выбирают цвета:

зеленый 40%,

желтый 27%,

оранжевый – 23%,

другие цвета – 10%.

2. Давая ответ на второй вопрос, школьники хотели бы, чтобы парты были окрашены:

под дерево - 51%,

в белый цвет - 22%,

в зеленый - 20%,

в другие цвета - 7%.

Выбранные цвета наиболее благоприятны для зрения и не утомляют глаза.

3. Классная доска, по мнению учащихся, должна быть:

зеленой - 65%,

белой - 17%,

синей - 10%,

коричневой - 8%.

Сравнивая эти показатели со стандартом и рекомендациями психологов, мы пришли к выводу, что классные доски должны быть зелеными или темно-синими, а вот называя белый цвет доски, ребята имели ввиду интерактивные доски.

В нашей школе соответствуют стандарту классные доски во всех кабинетах.

4. Окраска коридоров. Ребятами были перечислены цвета:

голубой - 36%,

бежевый - 20% ,

зеленый 24%.

оранжевый - 15%,

другие цвета – 5%,

5. Анализируя ответы на вопрос, как должен выглядеть спортзал, мы пришли к выводу, что большинство ребят хотели бы, чтобы спортивный зал был укомплектован спортивным инвентарем. Только 12% опрошенных указали, что спортивный зал, должен быть окрашен в более яркие цвета: желтый, оранжевый, т.е. спортивный зал не удовлетворяет физическим потребностям школьников, на фоне которых эмоциональные потребности не проявляются у большинства.

6. Нужны ли в кабинетах цветы?

98% учащихся ответили на этот вопрос положительно. Объяснив, что цветы очищают воздух, выделяют фитонциды и тем самым убивают болезнетворных бактерий, украшают и создают уют в кабинете.

7. Как вы относитесь к таблицам, висящим на стенах? 92% учащихся ответили, что таблицы нужны, т.к. ребята считают, что они помогают в учебном процессе, некоторые дети хотели бы увеличить их количество в классах. Однако государственный стандарт не предполагает загруженность кабинета таблицами.

3.2 Выводы по главе

Проанализировав данные анкеты и результаты эксперимента, можно сделать следующие выводы:

1) учащиеся интуитивно выбирают цвета, отражающие их эмоциональнуюпотребность, о чем говорят ответы на вопросы анкеты;

2) большинство ответов на анкету совпадают с рекомендациями психологов по цветовому дизайну школьных помещений. Мы считаем, что, планируя дизайн школы и оформляя кабинеты, администрация и учителя должны учитывать влияние цвета на эмоциональное и физическое состояние школьников.

IV.Заключение. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека. Мной установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Так же установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает, улучшает общение людей между собой и повышает работоспособность. Цвета существенно влияет на состояние человека:

  • вызывают какую-либо реакцию;

  • подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду;

  • имеют физиологические последствия, как положительные так и отрицательные

  • наиболее приемлемые тона для дизайна школы - желтый, оранжевый, зеленый, голубой

Правильно подобранные цвета в интерьере учебных помещений способствуют активной работе учащихся в течение дня.

Данные исследования, полученные в результате выполнения работы, подтверждают гипотезу - цветовой дизайн кабинетов может оказывать влияние на эмоциональное и физическое состояние школьников.

На основе анализа литературы и полученных данных нами разработаны: «Рекомендации по оформлению интерьера учебного помещения школы» (Приложение 6)

Изучив литературу по данной проблеме, можно сделать следующие выводы:

  1. Цвет оказывает влияние на организм человека, разные цвета могут воздействовать на наше эмоциональное и физическое состояние по-разному. Есть цвета активные, возбуждающие наше эмоциональное состояние или успокаиваю­щие, есть цвета отвергаемые нами.

  2. Принятие или отвержение цвета зависит от возраста ребенка, недостаток одного из цветов мы пытаемся компенсировать в одежде.

Приложение.

Влияние цвета на самочувствие учеников

Цвет

Влияние на человека

Красный

У красного цвета самая большая длина волны. Влияние на мозг такого излучения – максимально. При виде любых красных оттенков наш организм приходит в повышенный тонус. Красный активизирует все функции организма. На короткое время увеличивает мышечное напряжение, повышает давление и ускоряет ритм дыхания. Злоупотреблять им не следует – может вызвать раздражение, истощение.

Оранжевый

Оранжевый оказывает тонизирующий эффект, действует в том же направлении, что и красный, но не так резко. Различные мягкие оттенки оранжевого благоприятно влияют на работоспособность.

Жёлтый

Благотворно влияет на нервную систему, оказывает наиболее физиологичное тонизирующее действие, стимулирует зрение и нервную деятельность, при этом не действует истощающе, не утомляет. Благоприятен для умственной работы.

Зелёный

Зеленый цвет благотворнее всего влияет на самочувствие и здоровье людей. Зеленый цвет относится к физиологичным, оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, действует противоположно красному.

Голубой

Снижает мышечное напряжение, понижает кровяное давление, замедляет ритм дыхания, понижает температуру тела, освежает, настраивает на терпение, снижает аппетит. Поэтому, если от вас не требуется мозгового штурма, но требуется длительная и методичная (может быть даже монотонная и однообразная) работа – голубой цвет вам поможет.

Синий

Успокаивающее действие синего цвета переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, рассеивает внимание, снижает работоспособность.

Фиолетовый

Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

Просмотров работы: 14322