САМЫЕ НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ЦВЕТЫ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

САМЫЕ НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ЦВЕТЫ

Файзуллина Р.Р. 1
1МАОУ "СОШ№33"
Файзуллина Л.Р. 1
1МАОУ "СОШ№33"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть, по-моему, вели.

Да, да вы, конечно же, узнали эти строки из волшебной сказки Валентина Петровича Катаева «Цветик – семицветик». Благодаря именно этой сказке и появилась наша научная работа.

После прочтения сказки в классе у нас и наших одноклассников возник вопрос «А бывает ли такой цветок в природе?» Мы читали много литературы, вместе с родителями искали информацию в интернете, но оказалось, что такого цветка в природе не существует, и тогда, мы решили создать свой необычный цветок.

Цель- создать свой необычный цветок.

В своей исследовательской работе мы узнали о самых загадочных цветах мира, а также выяснили, как можно создать свой необычный цветок.

Как привычны обычные стандартные букетики. Розовые розы, белые ромашки, красные гвоздики – все традиционно и скучно. Неужели только в сказках встречаются цветики – семицветики и волшебные голубые розы…

Актуальность исследования связана с созданием своего необычного букета.

Гипотеза:если мы получим разноцветный цветок, значит выбранная нами, технология окрашивания цветов дает положительный результат.

Объектом исследованиявыступают белые живые цветы, а предметом технология окрашивания живых цветов.

Задачи:1.Изучить информационные источники с целью получить больше информации о необычных цветах. 2. Провести опыт. 3. Дать рекомендации по окрашиванию живых цветов.

Методы исследования:чтобы узнать новое об исследуемом, мы изучали книги, искали информацию в сети Интернет, ставили опыт с родителями в домашних условиях.

Глава 1. Теоретическая часть

§ 1.Завораживающий мир цветов

В природе существует особый удивительный мир, завораживающий своей красотой, необычностью форм и таинственностью - мир цветов. Присутствие цветов в повседневной жизни человека привносит яркость и краски и дополняет её суть. Цветы олицетворяют у людей красоту, радость и совершенство природы. Люди всегда украшают этими удивительными дарами природы праздничные, торжественные дни своей жизни, и будни.

С древних времен цветы считались прекрасным растением и украшением жизни людей. Человек украшал своё жилище разнообразными растениями, стараясь принести, домой кусочек живой природы. Кто-то разводит цветы для создания в городской квартире особого микроклимата, ещё со школьной скамьи усвоив, что растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород, тем самым улучшая состав воздуха. Кроме того, они увлажняют его, испаряя влагу с поверхности листьев, вот почему среди растений так легко дышится. Другие разводят цветы исключительно из-за их красоты. Цветы всегда ассоциировались с любовью, радостью, хорошим настроением и бодростью.

Среди национальных особенностей российского народа, которые не могут не привлекать внимания это приверженность к живым цветам, к выращиванию, разведению, уходу, широкому использованию их в виде украшения.

Мир цветов с их бесконечным многообразием красок и форм, чарующей красотой, будимые ими у человека возвышенные чувства, постоянно были неисчерпаемым источником вдохновения поэтов всех времен. Наш взор быстро найдет синие цветы василька, желтоглазые ромашки, пушистые соцветия клевера, ярко-желтые одуванчики. Это пестрое и благоухающее разноцветье создает атмосферу праздника весны, лета.

§ 2. Самые необычные цветы мира

Розы, лилии, ромашки, пионы... Все эти цветы привычны и уже не вызывают удивления. Однако в мире существуют и совсем необычные цветы.

Этот необычный цветок в букет не поставишь - он не просто большой, а прямо-таки гигантский. Это аморфофаллус (Приложение 1),еще его называют гигантская лилия. Эти необычные цветы были открыты в 1878 году на острове Суматра флорентийским ученым. Сейчас аморфофаллус практически истреблен на родине, поэтому гигантскую лилию преимущественно выращивают в ботанических садах в тепличных условиях.

Высота растения - до 2,5 метров, диаметр цветка - около метра. Кроме своих гигантских размеров эти необычные цветы отличаются крайне неприятных запахом, похожим на запах гнилого мяса. Он неприятен для человека, но помогает растению размножаться, привлекая опыляющих насекомых.

Очень необычные цветы - это цветы раффлезии (Приложение 2). Раффлезия - растение-паразит, поэтому ей не нужны корни, стебель и листья. У этого растения только и есть, что один цветок, зато какой! Его диаметр достигает метра, а вес - семи килограмм. Раффлезия считается самым крупным цветком в мире.

С помощью специальных присосок раффлезия прикрепляется к растению-хозяину (чаще всего это лиана) и "крадет" у него питательные вещества, необходимые ей для развития. Семена этих необычных цветов распространяют... слоны! Когда цветок созревает, он начинает гнить и, в конце концов, превращается в клейкую массу. Она прилипает к ногам слонов и других крупных животных, и они разносят семена раффлезии по тропическому лесу, а когда семена прорастают, они находят себе нового "хозяина" - лиану из семейства Виноградовых или другое тропическое растение.

Некоторые необычные цветы... плотоядны! Они питаются насекомыми, потому что болотистая почва, на которой они произрастают, не может обеспечить их всеми необходимыми питательными веществами. Одно из таких насекомоядных растений - саррацения (Приложение 3). Она необычна еще и тем, что ее одомашнили. Саррацению можно использовать в качестве комнатного растения и высаживать на берегах декоративных водоемов.

Саррацения опасна (только для насекомых, разумеется), но очень красива. Разные формы, сорта и гибриды саррацении различаются формой листьев, величиной и окраской цветов. Помимо красоты эти необычные цветы хороши своей неприхотливостью.

А какие необычные цветы растут в наших широтах? Наверное, многие видели дицентру (Приложение 4)- в народе этот цветок называют "разбитое сердце". Это растение попало к нам из Японии, необычные цветы дицентры и впрямь напоминают разбитое сердце. Дицентру часто можно увидеть в садах и на клумбах.

С дицентрой связано много легенд и поверий. Французы рассказывают историю о девушке по имени Жанетта. Она заблудилась в лесу, но прекрасный юноша-охотник помог ей найти дорогу домой. Жанетта влюбилась в своего спасителя, но через несколько дней увидела его с другой девушкой. Ее сердце разбилось и превратилось в цветок - дицентру. А в Германии считают, что дицентра поможет одинокой девушке встретить своего суженого; для этого нужно по дороге домой сорвать цветок и спрятать его за пазухой.

Выводы по главе I

Данная глава была посвящена общим вопросам многообразия цветов. Нами были изучены и описаны самые необычные цветы мира.

Проанализировав литературу, мы пришли к выводу что, в мире не очень много цветов, которые удивляют. Люди, стараются сохранить такие цветы, охраняя их. К сожалению, некоторые цветы, на данный момент выращивают в ботанических садах в тепличных условиях. Аморфофаллус поразил нас своими размерами. Высота цветка два половиной метра.

А другие, например, раффлезия, растение – паразит, способно само обеспечить себе существование. Разносить семена этого растения помогают – слоны!

Некоторые цветы и вовсе оказались плотоядными! Причем этот цветок еще и одомашнили, теперь саррацения может избавить нас от надоедливых насекомых.

А вот уж – дицентра, поистине радует глаз человека. Многие называют ее разбитое сердце. С этим цветком связано много поверий и легенд.

Глава II. Практическая часть

§ 1. Почему лепестки меняют цвет?

Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению поглощенные корнем минеральные вещества. Цветы, которые мы используем в эксперименте, лишены корней. Тем не менее, растение не теряет возможность поглощать окрашенную воду. Это возможно благодаря процессу транспирации - испарению воды растением. Основным органом транспирации является лист. В результате потери воды в ходе транспирации в клетках листьев возрастает сосущая сила. Транспирация спасает растение от перегрева. Кроме того, транспирация участвует в создании непрерывного тока воды с растворенными минеральными и органическими соединениями из корневой системы к надземным органам растения.

У растений есть два типа сосудов. Сосуды-трубочки, являющиеся ксилемой, передают воду и питательные вещества снизу вверх – от корней к листьям. Образующиеся в листьях при фотосинтезе питательные вещества идут сверху вниз к корням по другим сосудам – флоэме. Ксилема находится вдоль края стебля, а флоэма – у его центра. Такая система немного похожа на кровеносную систему животных. Устройство этой системы, похоже, у всех растений – от огромных деревьев до скромного цветка.

Повреждение сосудов может погубить растение. Именно поэтому нельзя портить кору деревьев, так как сосуды находятся близко к ней…

§ 2. Как покрасить живые цветы (описание опыта)

Чтобы создать своей необычный цветок мы проделали следующий опыт:

Нам понадобятся:

  • - любые цветы с белыми лепестками, мы использовали белые хризантемы и розы

  • -емкости для воды, например стаканы.

  • - пищевые красители разных цветов

  • - нож

  • - вода

План работы:

  1. Наполните емкости водой.

  2. Добавьте в каждую из них пищевой краситель определенного цвета.

  1. Отложите один цветок, а остальным цветам подрежьте стебли. Ножницы для этой цели не годятся - только острый нож. Обрезать стебель нужно наискось на 2 сантиметра под углом 45 градусов в теплой воде.

Постарайтесь при перемещении цветов из воды в емкости с красителями сделать это максимально быстро, зажав срез пальцем, т.к. при контакте с воздухом в микропорах стебля образуются воздушные пробки, мешающие воде свободно проходить по стеблю.

  1. Поместите по одному цветку в каждую емкость с красителем.

4.Теперь возьмите тот цветок, что вы отложили. Разрежьте (расщепите) его стебель вдоль от центра на две части. Повторите с ним процедуру, описанную в пункте 3. После этого пометите одну часть стебля в емкость с красителем, например, синего цвета, а другую часть стебля в емкость с красителем другого цвета.

5.Остается ждать, пока окрашенная вода поднимется по стебелькам растений вверх и окрасит их лепестки в разные цвета.

Через три часа лепестки цветка в воде с синим красителем стали такими:

В красном красителе:

В зеленом:

Лепестки цвета, стебель которого мы разделили пополам и поместили в сосуды с зеленым и красным пищевыми красителями:

Спустя 14 часов наши цветы выглядели так:

Нашу розу мы окрашивали в два цвета, так как ее стебель был длиннее, чем у хризантем, на ее окрашивание потребовалось около 20 часов. Белая роза превратилась в двуцветную – желто-голубую.

3 часа в окрашенной воде:

Около 6 часов…

Через 12 часов окрашивания…

Через 20 часов…

Выводы по главе 2

Во второй главе рассмотрен процесс транспирации - испарению воды растением. Вода поступает в растение из почвы через корневые волоски и молодые части корней и по сосудам разносится по всей его надземной части. Хотя растения, которые мы используем в опыте, лишены корней, тем не мене растение не теряет возможность поглощать окрашенную воду.

А также разработана технология окрашивания живых цветов, с помощью пищевых красителей, растворенных в воде. Мы поместили три стебля хризантем в сосуды с разноцветным красителем, получили лепестки однотонного цвета, трех цветов. Стебель другого цветка мы разделили на две части, одну часть поместили в сосуд с красителем одного цвета, а вторую часть стебля в сосуд с другим цветом красителя. В результате мы получили двухцветный цветок. С цветком розы мы поступили также, поместив его в голубой и желтый красители. На окрашивание лепестков розы потребовалось больше времени, так как стебель розы был длиннее. Роза, так же как и хризантема окрасились ровно пополам: одна половина – зеленая, другая – красная у хризантемы и желтая и голубая у розы. Все опыты мы проводили в домашних условиях.

Букетиком разноцветных хризантем мы приятно удивили своих знакомых, подарив наши «цветики» на день рождения. А желто-голубая роза радовала наших одноклассников некоторое время на подоконнике в классе. Мы были очень рады рассказать всем как «вырастили» наши необыкновенные цветы.

Заключение

В природе существует особый удивительный мир, завораживающий своей красотой, необычностью форм и таинственностью - мир цветов. Присутствие цветов в повседневной жизни человека привносит яркость и краски. С древних времен цветы считались прекрасным растением и украшением жизни людей. Именно цветы вдохновили нас на создание своей научной работы.

Целью нашей работы было – создать свой необычный цветок.

И мы сделали это! Мы подтвердили свою гипотезу, выбранная нами технология, действительно, позволяет получить цветок того цвета какого мы хотим. Этот цветок может иметь различную окраску: он может быть одноцветным и двуцветным.

А значит, мы можем создать свой букет, который не будет похож ни на один другой. В дальнейшей своей работе мы планируем окрасить лепестки цветка в большее количество цветов и поэкспериментировать с другими сортами.

Как известно, букеты срезанных цветов быстро вянут, теряют свою красоту. К сожалению, такие цветы мало радуют глаз. Как же сохранить жизнь букету и наслаждаться этим удивительным созданием природы как можно дольше?

На этот вопрос мы и будем искать ответ …

Библиография

  1. Том Пит. Научные забавы. Интересные опыты, самоделки, развлечения. Издательство: Издательский Дом Мещерякова, 2007.

  2. Э. Смит. Познавательные опыты в школе и дома. Издательство РОСМЕН – Издат, 2001.

Интернет – ресурсы

  1. http://младшаяшкола.рф

  2. http://ekomaktab.uz

  3. http://skazochki.narod.ru

22

Просмотров работы: 1170