АНТИБАКТЕРИАЛЬНОЕ МЫЛО: ЗАЩИТА ИЛИ РЕКЛАМА?

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

АНТИБАКТЕРИАЛЬНОЕ МЫЛО: ЗАЩИТА ИЛИ РЕКЛАМА?

Саранина Д.С. 1
1МБОУ Юрлинская средняя общеобразовательная школа им.Л.Барышева
Мырзина И.С. 1
1МБОУ Юрлинская средняя общеобразовательная школа им.Л.Барышева
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

На уроках биологии при изучении темы «Бактерии» я узнала много интересного об этих «невидимках»: их строении, о том, как они питаются, размножаются, передвигаются, о значении их в природе, о пользе и вреде для человека. Но больше меня заинтересовал материал о болезнетворных бактериях, которые вызывают опасные заболевания, как туберкулёз, холера, сальмонеллёз, тиф, столбняк, дифтерия и др. Из разговора родителей мне стало известно, что в 2015 году в одном из детских садов в селе Юрла, в котором я проживаю, некоторые дети болели скарлатиной. Возбудителем скарлатины являются стрептококки. Учащиеся 10 класса, участники социально-информационного проекта «Вместе против туберкулёза» рассказали нам о том, что по заболеваемости туберкулёзом Юрлинский район занимает первое место в Коми-Пермяцком округе. Увиденная реклама по телевизору о том, что есть антибактериальное мыло, пользуясь которым, можно защитить себя от некоторых бактерий, побудила провести данное исследование.

Тема данной работы: антибактериальное мыло: защита или реклама?

Цель: исследование влияния антибактериального и простого мыла на рост бактерий.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить историю мыла;

  • познакомиться с ассортиментом и стоимостью мыла в магазинах села Юрла;

  • провести опрос среди сверстников о том, каким мылом они пользуются;

  • провести исследование действия антибактериального мыла и обычного мыла на рост некоторых бактерий.

Предмет исследования – бактерии.

Объекты исследования – антибактериальное и обычное мыло.

Гипотеза исследования – если исследование антибактериального мыла позволит доказать, что оно подавляет рост некоторых бактерий, то можно рекомендовать его к использованию. А при отсутствии такого результата - рекламный ход производителей мыла.

Практическая значимость нашей работы состоит в том, что позволит выяснить подавляет или нет антибактериальное мыло рост некоторых бактерий и можно ли его рекомендовать для защиты.

Методы исследования – анализ данных по ассортименту мыла, эксперимент, анкетирование, сравнение.

История мыла

В нашей жизни есть огромное количество привычных и в то же время абсолютно незаменимых вещей, которыми мы пользуемся ежедневно. Мыло – одно из них. Вряд ли кто-то, намыливая руки, задумывается, как появилось мыло. А зря, ведь его история очень интересна. Восполним же этот пробел в наших знаниях. Его изобрели арабы в 8 веке нашей эры. Но предметом гигиены оно стали задолго до этого. Наши далекие предки для мытья и стирки одежды долгое время использовали дары природы: глину, пемзу, золу и многое другое. У скифов был распространен такой рецепт «заменителя мыла»: растертую в порошок древесину кипариса и кедра смешивали с водой и ладаном. Полученную массу наносили на кожу, а потом удаляли специальными скребками. Египтяне для ухода за кожей и волосами также готовили особую смесь. Они соединяли козий жир с золой, полученной при сжигании древесины бука, и использовали получившийся состав во время гигиенических процедур. Изобретение твёрдого мыла приписывают арабу Габирс ибн Хайену, который смешивал козий жир с жидким маслом и золой, полученной от сжигания морских водорослей, а потом добавлял поташ и немного извести. В Европу мыло попало лишь четыре века спустя: у Венецианской республики появились колонии на востоке, и оттуда в страны Старого света начали поступать различные товары, включая и средства гигиены. Первое европейское мыло было создано в 13 веке в Венеции. Оно долгое время считалось медицинским средством и использовалось для обмывания больных проказой. Здоровые же люди продолжали пользоваться в гигиенических целях глиной и золой. Постепенно ценность гигиены в Европе возросла, чему немало способствовали рыцари, привозившие дамам своего сердца из походов ароматные мыльные шарики. Они были очень оригинально оформлены и украшались прообразами нынешних торговых знаков - лилиями, полумесяцами и другими простыми символами. Настоящий расцвет мыловарения начался с 13 века. Мыло стали производить в Англии, во Франции и других странах. В те времена тайна создания мыльного состава охранялась очень строго: мастерам не позволяли даже находиться в одном помещении с другими ремесленниками, дабы они не выдали секретный рецепт. Ароматизированное мыло появилось в 15 веке. Для дам выпускали составы с запахом розы, гвоздики, лаванды, майорана. Тогда же в привычку людей высшего сословия вошло мытье рук перед едой и после посещения туалета. Признаком роскоши в середине второго тысячелетия считалось мыть мылом целиком все тело или использовать его для стирки одежды. Мыло перешло из разряда дорогих продуктов в разряд доступных товаров для ежедневного использования, когда в него вместо золы стали добавлять кальцинированную соду. Благодаря этому его цена ощутимо снизилась, и люди перестали считать покупку гигиенического средства роскошью. На Руси мыло появилось в 15 веке – его, как и многое другое, наши предки заимствовали у византийцев. Производить мыло на промышленном уровне стали при Петре Первом, мыловаренные фабрики открылись у нас лишь в 18 веке [3]. В настоящее время торговые сети предлагают огромное количество самого разнообразного мыла.

Изучение ассортимента и стоимости мыла

Изучение ассортимента и стоимости мыла мы провели в некоторых магазинах села Юрла, торгующих промышленными товарами с 29 февраля по 02 марта 2016 года. Результаты, представленные в приложении 1, позволяют сделать вывод, что ассортиментный ряд твёрдого мыла намного разнообразнее, чем жидкого. Антибактериальное мыло продавалось только в одном магазине и представлено только одним наименованием известной марки «Safeguard». Поскольку мыло представлено разного веса, мы произвели расчёты на вес в 100 грамм по следующей формуле:

Цена за 100 грамм = 100 грамм * стоимость мыла/ 90 грамм. По стоимости мыла выводы следующие: цена на твёрдое мыло находится в пределах от 20 до 30 рублей за 100 грамм, цена на жидкое мыло – от 30 до 50 рублей в перерасчёте на 100 грамм, антибактериальное – 54 рублей за 100 грамм. Следовательно, антибактериальное мыло не самое дорогое.

Изучение предпочитаемости использования мыла

Для изучения того, какое мыло предпочитают использовать в повседневной жизни мои сверстники, мы провели анкетирование (приложение 2). В анкетировании приняло участие учащиеся трёх 5-х классов – 59 человек. Такое количество учащихся было взято для более объективного результата. С помощью анкетирования (приложение 3) определили, что мылом пользуются все, используя как твёрдые сорта мыла, так и жидкие. Антибактериальным мылом пользуется 32 учащихся (54 %) из числа опрошенных. Следовательно, учащиеся понимают, что использование мыла в качестве средства личной гигиены, позволяет защитить организм от многих возбудителей болезней.

Исследование действия антибактериального мыла и обычного мыла на рост некоторых бактерий

Для проведения данного исследования мы обратились за помощью в баклабораторию Юрлинской ЦРБ. Нам было предоставлено стерильное оборудование для забора смывов с рук: пробирки, наполненные физраствором, стеклянные палочки на конце с ватным тампоном, чашки Петри с желточно-солевой питательной средой (приложение 4).

Первые смывы были взяты 29.02.2016 г. с рук до мытья, после мытья обычным мылом и после мытья рук антибактериальным мылом (приложение 5). Результаты, полученные на следующий день, показали, что наибольшее количество колоний бактерий выросло со смыва рук до использования мыла. Однако, следующий результат был полной неожиданностью. Смыв с рук, вымытых антибактериальным мылом, дал больший рост колоний стафилококка и кишечной палочки по сравнению с обычным мылом (приложение 6). Было решено опыт повторить. Повторные смывы с рук были взяты 02 марта 2016 года. Результат нас опять удивил, т.к. достаточно большой рост колоний стафилококка наблюдался и при использовании антибактериального мыла, так и обычного. Возможно, этот результат объяснить тем, что мыло использовалось повторно и на мыле могли остаться бактерии, которые дали «бурный» рост (приложение 7). Тогда лаборант предложила нам вымыть руки жидким антибактериальным мылом с дозатором, находящимся в лаборатории. После мытья рук один испытуемый вытер руки полотенцем, и смыв был взят с сухих рук, а у другого с мокрых рук. Смыв, взятый с сухих рук, дал меньший рост бактерий.

Итак, анализы, полученные в баклаборатории, показали, что антибактериальное мыло не соответствует своему названию, т.е. не подавляет рост бактерий в большем количестве по сравнению с обычным мылом (приложение 8).

Заключение

Таким образом, все наши проведенные исследования показали, что мыло, используемое как средство гигиены, позволяет убрать часть бактерий с рук, однако это не 100 % защита. Антибактериальное мыло ничем не отличается от обычного мыла, а в нашем случае даже показал больший рост бактерий по сравнению с обычным мылом. Следовательно, антибактериальное мыло больше реклама, чем защита. Это нашло подтверждение и в информации, взятой из Интернет-ресурсов [1]. Наше исследование позволяет сделать ещё один важный вывод, выходящий за рамки темы исследования: после того как вымыли руки, их необходимо вытереть одноразовым полотенцем.

Источники информации

  1. http://blackpantera.ru/content/news/44623/

  2. http://originalsoap.ru/soap-history.shtml

  3. http://mollenta.ru/articles/istoriya-poyavleniya-myila.php

  4. http://www.medcentre.com.ua/articles/Antibakterialnoe-mylo-ne-zaschischaet-17832

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8B%D0%BB%D0%BE

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Ассортимент и цена мыла

Магазин ИП Сабурова В.А.

№ п/п

ассортимент

количество

наименований

стоимость

за 100 г (руб)

1.

Твёрдое мыло

   

2.

Жидкое мыло

   

3.

Антибактериальное

отсутствует

 

Магазин ИП Бахматов Н.И.

№ п/п

ассортимент

количество

наименований

стоимость

за 100 г (руб)

1.

Твёрдое мыло

   

2.

Жидкое мыло

   

3.

Антибактериальное

отсутствует

 

Магазин ИП Чащин С.Л.

№ п/п

ассортимент

количество

наименований

стоимость

за 100 г (руб)

1.

Твёрдое мыло

36

от 19 до 55

2.

Жидкое мыло

9

от 22 до 31

3.

Антибактериальное

1

54

Приложение 2

Анкета.

Дорогие ребята!

Просим вас правдиво ответить на вопросы анкеты. Подписывать

анкеты не надо. Ваш ответ обведите в кружок.

  1. Используете ли вы мыло для мытья рук?

да нет иногда

2. Каким мылом вы пользуетесь?

твёрдым жидким и твёрдым и жидким

3. Используете ли вы для мытья рук антибактериальное мыло?

да нет не знаю такое

Спасибо за искренние ответы!

Приложение 3

Результаты анкетирования

1. Используете ли вы мыло для мытья рук?

ответ

да

нет

иногда

 

52

-

7

%

88

-

12

2. Каким мылом вы пользуетесь?

ответ

твёрдым

жидким

и твёрдым и жидким

 

14

15

30

%

24

25

51

3.Используете ли вы для мытья рук антибактериальное мыло?

ответ

да

нет

не знаю такое

 

32

12

15

%

54

21

25

Приложение 4

Оборудование для проведения исследования

Чашки Петри с желточно-солевой питательной средой

Стерильные пробирки для смывов

Приложение 5

Обычное мыло Антибактериальное мыло

Обработка рук антибактериальным мылом

Взятие смывов

Приложение 6

Результат исследования от 29.02.2016 г.

Рост стафилококка на питательной желточно-солевой питательной среде

Приложение 7

Результат исследования от 02.03.2016 г

Рост стафилококка на питательной желточно-солевой питательной среде

Приложение 8

Результаты исследования от 04.03.2016 г

Рост стафилококка на питательной желточно-солевой питательной среде

14

Просмотров работы: 3788