Человека всегда привлекали интересные формы и материалы. С развитием архитектуры, дизайна, изменялась и ландшафтная архитектура, приобретая все новые аспекты своей деятельности. Вопрос о том, что же еще можно улучшить, облагородить, привел к возникновению такого искусства, как топиар.
Топиарным искусством называют фигурную стрижку кустарников и деревьев.
История возникновения и развития топиарного искусства. Слово "topiary" имеет латинские и древнегреческие корни. С латинского "topiarius" переводится как "садовник", "topiaria" означает "садоводческое искусство", а латинское "topia" - "фреска с изображением ландшафта" (миниатюрный пейзаж). Древнегреческое происхождение связано со словом "τόπος" – "место"[1]. Таким образом, принадлежность корней названия к столь древним цивилизациям свидетельствует о длительном существовании самого искусства декоративной стрижки деревьев и кустарников.
Родоначальником топиари считается друг Юлия Цезаря и императора Августа, садовник Кней Матий, живший в I в. до н.э. и впервые представивший данный вид искусства публике. Первые письменные описания фигурной стрижки растений, в которых на ряду с простыми пространственными фигурами упоминаются сложные формы животных, птиц, а также различных надписей, уходят своими корнями в Древний Рим. Несмотря на это, многие историки считают, что мода на топиари пришла в Древний Рим из Персии и Древнего Египта, где люди отдавали предпочтение гармоничному сочетанию функциональности и внешней формы и активно применяли данный принцип в архитектуре и ландшафте. В последствии топиарное искусство распространилось и на территории Европы. Однако суровые средневековые времена позволяли мастерам художественной стрижки растений практиковаться в своем ремесле лишь на тех территориях, которые окружали сады монастырей и замки феодалов.
В эпоху Ренессанса, топиари получает новый виток в своем развитии. В Европе стали появляться роскошные сады с аккуратно подстриженными бордюрами, обрамляющими клумбы и дорожки, причудливые растительные лабиринты и целые зеленые комнаты, образованные высокими стенами из деревьев. Также были популярны растения, выполненные в форме шара, куба, пирамиды, конуса, спирали, изображающие людей, животных и другие затейливые фигуры.
К XVII столетию искусство топиар все больше развивается и набирает силу – тот век стал золотым для орнаментального садоводства. В этот период было создано множество садов, одним из которых был сад дворца Версаль, в котором топиари не имели сложных форм, но несмотря на это, у них было много подражателей. В Голландии, например, популярностью пользовались более сложные конструкции. Так франко-голландский садоводческий стиль, предусматривающий создание настоящих шедевров топиарного искусства, после 1660 года распространился на территории Англии, где данное направление получило мощное развитие.
XVIII век стал не самым благополучным для садово-паркового искусства топиар – в его адрес направлялись резкие протесты, папа Александр осмеивал и жестко критиковал его. Тогда произошло стремительное возвращение к естественным садовым пейзажам. И только в XIX веке фигурная стрижка вновь начала набирать популярность. И, как оказалось, два совершенно непохожих стиля - фигурная стрижка топиари и естественный ландшафтный пейзаж прекрасно уживаются вместе, формируя уникальные садово-парковые композиции.
Новый толчок топиарному искусству дало введение американского компактного стиля, предлагающего для создания зеленых скульптур использование проволочных каркасов. Впервые он был применен в Диснейленде примерно в 1962 году. Уолт Дисней использовал его для воссоздания героев мультфильмов по всей территории тематического парка. Данная техника позволяет мастерам воплощать в жизнь самые смелые идеи. Хотя многие профессионалы возражают против такой техники, мотивируя это тем, что велик риск врастания растения в каркас.
Сегодня интерес к искусству топиар абсолютно не угас, более того, он существенно вырос и пользуется невероятной популярностью. Последние десятилетия образцы фигурной стрижки растений – обязательные гости международных выставок, посвященных ландшафтному искусству[2].
Направления искусства топиари
Бонсаи. Одним из направлений искусства топиари является бонсаи, которое стало очень популярным в Европе благодаря возросшему интересу к Востоку. Маленькое дерево, являющееся точной копией обычных деревьев, которое можно разместить в саду, создав композицию, выполненную в восточном стиле, а можно использовать как одиночное растение в качестве элемента декора в помещении.
Боксет. Не менее популярным видом искусства топиари является боскет – оформление небольшого участка прямоугольной формы, которое плотно обсаживается деревьями и кустами для создания живой изгороди. А пространство внутри боскета чаще всего используется для проведения встреч, праздников и других мероприятий, а также для размещения бассейнов и фонтанов.
Виста – это своего рода смотровая площадка, направленная на один из элементов ландшафта. Как правило, она состоит из точки обзора, живой изгороди и, конечно же, самого объекта (скульптуры, озера, поляны и т.д.).
Лабиринт. Менее распространенное, но не менее удивительное по своим масштабам и красоте, направление топиари – лабиринт, который представляет собой специальный участок сада, усаженного кустами таким образом, чтобы они образовывали запутанные проходы[3].
Растения-топиари. Выбор растения осуществляется в зависимости от того, какую форму необходимо получить впоследствии. Характеристики, которым должно соответствовать растение:
медленный рост;
способность образовывать замещающие побеги на протяжении всей жизни;
наличие множества спящих почек на стволе;
теневыносливость.
Помимо этого, необходимо брать во внимание высоту растения (из крупного дерева практически невозможно сделать низкий бордюр, а из маленького куста – зеленую стену), подбирать оптимальный размер листьев (мелкие формы из крупнолистных видов выглядят плохо) и, конечно, учитывать требования растений к почве, свету, влаге, причем относиться к этому более серьезно, чем при выращивании растений без стрижки[4].
Ассортимент растений для топиарного искусства:
Самшит вечнозеленый (Buxus sempervirens), падуб остролист (Ilex), тисс (Taxus), бирючина (Ligustrum), кизильник (Cotoneaster), барбарис (Berberis), лавр благородный (Laurus nobilis), туя (Thuja), тсуга (Tsuga), плакучие формы ивы (Salix integra и др.), олива (Olea europaea)[5].
Самшит вечнозеленый
Бирючина
Барбарисы
Туя
Тсуга
10 чудес топиари
Во многих передовых странах топиари занимает ведущее место в ландшафтной архитектуре.
1. Сад чудес, Дубаи 2. Ботанический сад Монреаля, Канада
3. Сады Маркесак, Франция 4. Диснейленд, Калифорния
5. Статуи джаз-оркестра, находящиеся в Century Park в Шанхае
6. Тайвань, Гигантские совы, состоящие из большого числа различных видов растений, находятся в Наньтоу
7. Творений знаменитого английского мастера топиари Стива Мэннинга.
8. Работа с арт-фестиваля Mosaïcultures Internationales в Монреале.
9. Арт-фестиваля Mosaïcultures Internationales в Монреале.
10. Сад Петергоф, Санкт-Петербург
Если у тебя есть сад и библиотека, то у тебя есть все, что тебе нужно.
Марк Туллий Цицерон
В современном мире каждый человек мечтает об уединении и покое. Желание отстраниться от шумного и неумолимого мира как нельзя лучше удовлетворяет сад, поэтому люди разбивают сады на своих участках, а, если нет такой возможности, организовывают небольшие сады на крышах домов. И одна из главных задач ландшафтных архитекторов – помочь людям в этом стремлении.
Позаботимся о красоте нашего мира, раскрасим повседневность!
Список литературы:
Топиар — зеленое искусство фигурной стрижки (30 фото). - http://udivitelno.com/plants/item/901-topiar-zelenoe-iskusstvo-figurnoj-strizhki-30-foto
Краткая история Топиари. - http://www.flora-expo.ru/history-topiary.html
Топиари – искусство создания зеленых шедевров. - http://dzenlandshaft.ru/articles/landshaftny-styles/8-articles
Выбор растений для топиари. Классические формы. - http://www.7dach.ru/Ma-xa/vybor-rasteniy-dlya-topiari-klassicheskie-formy-164.html
Из какого дерева сделать топиарий. - http://www.countrysideliving.net/Plants/Best-plants-for-making-topiary.html
10