ЗАГАДКИ ПРО ПТИЦ ДЛЯ БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЗАГАДКИ ПРО ПТИЦ ДЛЯ БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ

Чернова Э.А. 1
1
Чернова Е.Б. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 ВВЕДЕНИЕ

Одним из увлекательных спутников счастливого детства являются загадки. Это особый, веселый, интересный и загадочный мир. Само слово «загадка» древнего происхождения. Раньше слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление. Разве это не интересно – отгадывать, до всего додумываться самому, какой бы сложной не была загадка?

Загадка – это веселый мир. И в самом деле, при всей сложности загадок, отгадывание – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.

Загадки вызывают интерес как у детей, так и у взрослых. Они бывают разными по содержанию и форме.

Мой проект называется «Загадки про птиц для больших и маленьких».

Актуальность проекта очевидна. Птицы – одно из замечательных проявлений жизни на нашей планете. Они украшают и оживляют наши сады и парки, наполняя их звуками и красками. Птиц можно встретить повсюду: и в холодной тундре, степях, лесах и на морских просторах. Недаром 01 апреля ежегодно отмечается Всемирный День птиц. Птиц любят и знают многие.

Цель проекта:

• составить сборник загадок про птиц.

Задачи:

• изучить источники о том, что такое загадки, и какие они бывают;

• написать загадки про птиц;

• объединить все загадки в сборник;

• провести интересную игру с использованием загадок про птиц на занятии по внеурочной деятельности «Моя первая экология в 1А и 1Б классах.

Гипотеза: загадки помогают школьникам лучше узнать птиц и повысить интерес к окружающему миру.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Значение птиц в жизни человека.

Приходя в лес или выбираясь на речку, мы наслаждаемся звуками природы, которые по большей части создают именно птицы. Они могут петь, кричать, свистеть, шипеть, без их разнообразных голосов эти места не казались бы нам настолько привлекательными. Своей красотой и пением птицы доставляют человеку огромное наслаждение.

Значение птиц в природе и в жизни человека очень велико. Подавляющее большинство их питается насекомыми. Они истребляют множество насекомых-вредителей. Немалую пользу приносят хищные птицы, которые являются санитарами в природе. Многие птицы, питаясь плодами и семенами, способствуют их распространению. Птиц необходимо охранять, привлекать в лесопарки, сады, поля и огороды, развешивая кормушки зимой и скворечники весной. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Я задалась вопросом, как можно больше узнать о наших пернатых друзьях и познакомить с ними наших одноклассников и родителей. Я пришла к выводу, что сделать это лучше с помощью загадок. Ведь загадки были всегда очень популярны, особенно для детей.

  1. Что такое загадка.

В ВИКИПЕДИИ – свободной энциклопедии я нашла определение, что такое загадка.

Загадка — это метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов. Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица — это поучение.

По своей форме народные загадки примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь, то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговорки загадку.

Несомненно, что загадки – один из древнейших жанров устного народного творчества, и начало его лежит в далекой старине. Конечно, они появились не раньше самого предмета, который зашифрован в загадке.

Что же явилось толчком для появления на свет первых загадок? В глубокой древности люди использовали загадку как один из приемов тайного языка. Им пользовались наши предки в военных, дипломатических, торговых делах, а также в повседневной хозяйственной жизни, чтобы скрыть свои мысли, намерения, чтобы уберечь от «нечистой силы» свое жилище, свою семью, свой скот, орудия труда. Загадка была не только «тайным» языком. С ее помощью испытывали мудрость и остроумие, смекалку и находчивость, образованность человека. Поэтому загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, отбор претендентов на роль руководителей, свадебный обряд.

С течением времени, с успехами просвещения, с ростом культуры «тайный» язык постепенно теряет свое значение, и загадка начинает использоваться для проверки знаний, наблюдательности, сообразительности человека.

  1. Содержание загадок.

Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и другое.

С развитием общества существенно меняются тематика и содержание загадок. Устаревают и отживают загадки, отражающие быт прошлой эпохи: «Летом обута, зимой разута» (соха).

Современная жизнь богаче, разнообразнее, поэтому тематика загадок тоже стала больше. В них рассказывается о достижениях культуры, техническом прогрессе: «Пыль увижу - заворчу, заворчу и проглочу» (пылесос). «Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится» (ракета).

Загадки разнообразны не только по тематике, но и по содержанию. Об одном и том же предмете, явлении, животном может быть несколько загадок. Например, в одной загадке про зайца говорится о внешнем виде животного – цвете шкурки, коротком хвосте, о том, что он легко прыгает: «Серый зверек через кочки скок! Легкие ножки и хвоста немножко»; в другой - о характере его движения: «По полю скачет – ушки прячет, встанет столбом – ушки торчком»; в третьей – о защитной способности менять окраску: «Зимой беленький, летом серенький».

  1. Ребус.

Я также узнала, что ре́бус – это тоже загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками. Игроку даётся слово или фраза, зашифрованная в виде последовательности рисунков, букв, слогов или чисел, которые, если произнести вслух, и должны дать искомое слово или фразу.

В чем секрет, оригинальность загадок, почему они не потеряли своей актуальности до сих пор? Загадка – это жанр народного творчества, в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа, окружавшая его природа. Не будет преувеличением сказать, что загадки – это, наверное, самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов.

Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы и умозаключения.

  1. Работа над сборником загадок про птиц.

Я узнала, что загадки делятся по тематике, содержанию и форме. Работая над сборником, я разделила их на несколько групп:

1/ Описание птицы (внешность)

2/ Среда обитания.

3/ Род деятельности птиц.

4/ Загадки-ребусы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Начиная работу над проектом, я поставила перед собой цель составить сборник загадок про птиц. Чтобы достичь этой цели я решала следующие задачи: изучить источники о том, что такое загадки, и какие они бывают; написать загадки про птиц; объединить все загадки в сборник; провести интересную игру с использованием загадок про птиц на занятии по внеурочной деятельности «Моя первая экология в 1А и 1Б классах.

Также я выдвинула гипотезу, что загадки помогают школьникам лучше узнать птиц и повысить интерес к окружающей действительности.

Я успешно решила все поставленные задачи.

Узнала, что загадки – это один из древнейших жанров устного народного творчества. Познакомилась с историей загадок, их тематикой, содержанием. Выяснила, что их содержание загадок отражает жизнь человека и всего того, что его окружает. Узнала, что с течением времени загадки менялись: некоторые устаревали, другие появлялись на свет.

Я также узнала, что ребус – это тоже загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками.

Я написала загадки про птиц в стихотворной форме и составила ребусы. Все загадки объединила в сборник «Загадки про птиц для больших и маленьких».

На внеурочном занятии «Моя первая экология» я провели игру в 1А и 1Б классах нашей школы, и выяснила, что загадки про птиц интересны всем моим одноклассникам, на этом занятии всем было интересно, и они смогли узнать новое про птиц. Особенно понравилось разгадывать ребусы. Многие мои одноклассники заинтересовались и решили сами попробовать составить ребусы. Чем подтвердили гипотезу: загадки помогают школьникам лучше узнать птиц и повысить интерес к окружающей действительности.

Работая над этим проектом, мне было интересно изучать загадки, их происхождение, особенности, тематику. Мне было интересно познакомиться с тем, что ребусы – это тоже загадки и самой их составлять. Составляя сборник загадок мне было трудно сочинять стихи про птиц, так как сначала нужно было изучить особенности птиц, их внешность, среду обитания, привычки. Во многом мне помогала Википедия. Я научилась составлять ребусы, копировать изображения птиц из Интернета, готовить игру для своих одноклассников. После проведения игры я поняла, что моя гипотеза подтвердилась и глядя на своих одноклассников, я испытала чувство удовлетворения от своей работы, которая оказалась сложной для меня. Но не смотря на это мне захотелось составить сборник загадок по другой тематике, возможно это будут животные Красной книги Подмосковья.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

1/ Иванова Н. В.Школьные загадки.- Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008. - 112 с.

2/ Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.; под ред А.Б.Воронцова.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.- 176 с.

3/ [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://tolkslovar.ru/z609.htmlhttp://tolkslovar.ru/z609.html

Приложение

«Загадки про птиц для больших и маленьких»

Внешность

Гусь

Белая птица, длинная шея.

Красные лапки, беги поскорее.

 

Цыпленок

Мягкий комочек,

Желтый клубочек.

 

Утенок

Пушистая спинка,

Красные ботинки.

Хоть маленький ребенок,

Но плавает с пеленок.

 

Индюк

Красивая птица,

Никого в округе не боится.

Хвост, как у павлина,

Ходит важным господином.

 

Ястреб

Он жестокий очень хищник

Когти длинны, остры,

Размах крыльев его метр,

Прочь бегите грызуны.

 

Фламинго

Белый, розовый иль красный

Он встречается в природе.

Живет в колонии большой,

Но не на огороде.

Стоит он на одной ноге,

Пока вторую греет,

И с легкостью бежит по воде,

Чтоб взмыть красиво в небе.

 

Павлин

Самый в мире он большой

С необычной красотой,

Хвост так восхитителен,

А глазки на нем удивительны.

 

Страус

Птица огромная, но не летает,

В саванне, пустынях она обитает.

Длинная шея, длинные ноги,

Он может, как спринтер бежать по дороге.

 

Среда обитания

Пингвин

В Антарктиде обитает,

Ловко плавает, ныряет.

Только жаль, что не летает.

 

Цапля

Она на болотах живет,

Однако не бегемот.

Не плавает и не ныряет,

Добычу свою поджидает.

 

Воробей

Во дворах он обитает,

Крохи всюду собирает.

 

Аист

Он живет у нас на крыше,

Любит он лягушек кушать.

А еще «детей он носит»

Тем, кто очень его просит.

 

Тупик

Красивая, доверчивая птица,

На берегах скалистых селиться.

Но встретить её можно очень редко,

От берегов летает в сотне километрах.

 

Род деятельности

Дятел

На дереве в дупле живет,

Клювом насекомых достает.

Если он по дереву стучит,

Значит, лес тот будет жить.

 

Петух

Живет в деревне он своей,

Как по часам будит людей.

 

Ворона

Кричит она повсюду: «КАР»,

Таков ее репертуар.

Очень ловкая плутовка,

Тащит все, лежит что плохо.

 

Жаворонок

Маленькая птичка

Заставит ею восхититься.

Очень тонкий голосок,

Словно ласковый звонок.

 

Филин

Ночью темною в лесах

Он на всех наводит страх.

Вылетает на охоту

Уханьем пугает нас.

 

Грач

По весне он прилетает

И на пашне обитает.

Любит пообщаться всласть,

Но в грязь лицом, чтоб не упасть.

 

Мандаринка

Эта уточка лесная

Населяет реки гор.

Ловко плавает, взлетает

Прямо в небо, как топор.

 

Пеликан

Голову свою он в воду опускает,

Мешок свой полный рыбы набирает.

С разбегу гордо в воздух он взмывает

Чем всех в округе восхищает.

 

Ребусы

Канарейка

 

Колибри

 

Кукушка

 

Попугай

 

Снегирь

 

Сова

 

Сорока

 

Стриж

 

Фазан

 

Голубь

 

Удод

 

Альбатрос

 

,

,

,

,

 

Какаду

 
Просмотров работы: 1559