ВЛИЯНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН ЧЕЛОВЕКА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ НА ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН ЧЕЛОВЕКА

Анисимова Д.С. 1
1
Петрова Л.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  Введение

Однажды осенью я стала очевидцем одного страшного человеческого преступления. На улице отлавливали бездомных собак. Знакомая дворняжка попала в сети поимщиков. Она вырывалась изо всех сил, громко визжала, а потом замолкала и смотрела на всех проходящих безумно тоскливыми глазами, словно пыталась найти в них своих спасителей. Но спасителей не нашлось. На следующее утро возле теплотрассы, где жила собака, одиноко сидели четверо подросших щенят и ждали свою мать …Что с ними произошло дальше, я не знаю. Только предполагаю.

Этот случай побудил меня написать эту работу. Человек приручил животных много-много лет назад. Мы знаем, как люди влияют на животных. А влияют ли на нас домашние животные? Или домашние питомцы это просто часть интерьера? Может быть, все дело только в человеке?

Человечество прошло сложный и долгий путь развития. Сложно развивались и его взаимоотношения с животным миром. На этом пути люди одержали величайшие победы, сумев приручить животных, найдя себе верных друзей и преданных помощников. Благодаря животным люди перестали пользоваться готовыми продуктами природы, стали получать их сами. Например, собака, первый друг человека служит человеку 8-10 тысячелетий. Это открытие сделал Савенков, найдя кости собак на стоянке человека в пещере Афонтовой горы.

«По твоему отношению к собаке я узнаю, какой ты человек», - эти слова принадлежат профессору Боссе, члену парижского Конвента. В действительности люди разные. И по-разному они относятся как к собакам, так и к другим домашним животным. Одни равнодушны к ним. Другие видят в питомцах лишь своих рабов, так или иначе облегчающих им жизнь. И если эти люди заботятся о домашних животных, то только потому, что им нужны, потому что люди извлекают из общения с ними выгоду. Есть люди, которые не любят животных. Не любят по разным причинам. Причины могут быть и уважительными: когда-то, скорее всего, в детстве, собака или кошка напугали человека, и неприятные воспоминания остались на всю жизнь. У этих людей есть оправдание. Но нет оправдания у эгоистов и людей, ищущих выгоду из всего, даже из живых существ. Таким примером является подготовка гитлеровцев в профессиональных фашистов: молодым гитлеровцам давали выращивать щенков, а когда собака вырастала, привязывалась к своему хозяину, а он – к ней, будущему эсэсовцу вручался пистолет, и он должен был публично застрелить свою собаку. Это был экзамен. Экзамен на жесткость.

Собаки – это давние друзья людей, они спасали человека и помогали ему в любой ситуации. Например, всем известный пес Бальт спас судьбы множества детей от неминуемой смерти. В начале нынешнего века в Номе началась эпидемия, грозившая погубить всех детей города. Нужна была вакцина. Срочно, немедленно. В Номе ее не было. А до ближайшего населенного пункта, где имелась вакцина, не менее трехсот километров. За вакциной отправился владелец лучшей в городе собачьей упряжки. До населенного пункта добрались благополучно, но на обратном пути упряжка попала в метель. Обессиленные собаки ложились в снег, взглядом прося прощения у хозяина, только вожак Бальт не сдался. Тогда хозяин выпряг Бальта и прикрепил к его ошейнику пакет с лекарствами. Бальт доставил посылку до места назначения и привел помощь. Ему поставлены два памятника: один – в Нью-Йорке (на мраморном постаменте стоит бронзовый пес с оборванными постромками), второй – в городе Ном на Аляске. Значит, люди не забывают о подвигах четвероногих друзей.

Еще одно не менее благородное животное – кошка. «Кошка – самое гордое и самое честное из наших домашних животных», - говорит Конрад Лоренц. Кошки, как и собаки, герои: в 1967году в Азербайджане кошка, по имени Мастан, ценой собственной жизни спасла от ядовитой змеи трехлетнего ребенка. Памятник кошкам стоит перед знаменитым Сорбонским университетом во Франции. Поставлен он кошкам, которые помогали людям постигнуть тайны физиологии.

Родители, задумайтесь, отчего вы ограждаете своего ребенка!

Многие родители стоят перед выбором, брать ли животное для своих детей, как животное будет воздействовать на их ребенка, плохо или хорошо. Подростки упрашивают своих родителей взять собачку или кошку, а получив желаемое, забывают о существовании питомца, оправдываясь тем, что у них мало времени.

Чтобы ответить на эти вопросы, я решила провести исследование среди своих одноклассников.

Цель нашего исследования: выявить влияние домашних животных на психологическое состояние человека.

Объект исследования: психологические свойства личности учащихся 8 классов МОУ Школа с.Аксарка.

Предмет: эмоциональная отзывчивость и тревожность учащихся, имеющих домашних животных.

В ходе исследования была сформулирована следующая гипотеза: учащиеся, имеющие домашних животных, менее тревожны и более эмоционально отзывчивы.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

-определить уровень эмпатии подростков имеющих домашних питомцев;

- установить уровень тревожности подростков, имеющих домашних животных;

- провести сравнительный анализ результатов подростков, имеющих животных с результатами подростков, не имеющих их.

В работе использован комплекс методов, подобранных адекватно цели, предмету и задачам исследования:

- теоретические методы:анализ литературы по психологии личности, их обобщение и синтез;

- экспериментальные методы: констатирующий эксперимент;

- эмпирические: тест- опросник эмоциональной отзывчивости; шкала самооценки тревожности Ч.Д.Спилбергера (адаптированная Ю.Л.Ханиным).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1.Общие представления об эмпатии и тревожности

Эмпатия – это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. Главной чертой эмпатии является проявление эмоций. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч.Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность.

Тревожность – это свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

У каждого человека действует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность.

Личностная тревожность – это устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Ситуативная или реактивная, тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, неосознанностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

1.2. Программа исследования

Экспериментальное исследование проводилось в 2015-2016г.г. в общеобразовательном муниципальном учреждении Школа с.Аксарка среди обучающихся 8А и 8В классов. Всего в исследовании приняли участие 30 учащихся, в том числе 17 юношей и 13 девушек в возрасте от 13 до 15 лет.

Цель экспериментального исследования: проведение сравнительного анализа тревожности и эмоциональной отзывчивости учащихся, имеющих домашних животных.

В ходе эксперимента решались следующие задачи:

1. Провести сравнительный анализ эмоциональной отзывчивости учащихся, имеющих и не имеющих домашних питомцев.

2. Осуществить сравнительный анализ тревожности учащихся имеющих и не имеющих домашних животных.

В исследовании в качестве диагностического материала были использованы психологические методики:

1. Тест-опросник эмоциональной отзывчивости, разработанный А. Мехрабианом и Н. Эпштейном, который позволяет определить уровень эмпатических тенденций.

2. Шкала самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера (адаптированная Ю.Л. Ханиным). Методика позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).

1.3. Сравнительный анализ эмоциональной отзывчивости учащихся имеющих и не имеющих домашних питомцев

На первом этапе исследования изучалась эмоциональная отзывчивость учащихся 8А и 8В классов.

В ходе исследования эмпатии были получены следующие результаты (таблица 1).

Имя

Ситуативная

тревожность

Личностная тревожность

Домашние животные

Атаман Сергей

39-умеренная

48-высокая

кот-Вася 2 месяца,кот - Барон 1 месяц, собака - Каха 1,5 месяца

Пандо Марина

53-высокая

28-низкая

кошка- Муся 1 месяц, собака- 3 месяца

Тохма Света

28-низкая

32-умеренная

кошка

Негачи Света

35-умеренная

34-умеренная

нет никого

Вэненго Семен

38-умеренная

41-умеренная

нет никого

Ядобчев Николай

38-умеренная

43-умеренная

собака-Блэк

Валеев Егор

39-умеренная

45-высокая

нет никого

Тальзин Евгений

50-высокая

40-умеренная

собака 2 месяца-Жорик, собака 2 месяца

Долгушин Виктор

40-умеренная

37-умеренная

нет никого

Кондыгина Рая

45-высокая

51-высокая

кошка-Мурка, собака- Шарик 3 года

Деревягин Николай

43-умеренная

45-высокая

кот-Томас 2 месяца, хомяк-Лерой 4 месяца

Куйбина Виктория

51-высокая

21-низкая

кот-Кузя 6 месяцев

Салиндер Людмила

49-высокая

27-низкая

кошка-Мурка 2 года

Ного Юлия

49-высокая

28-низкая

собака-Герой 5 лет

Сядай Дима

52-высокая

54-высокая

нет никого

Таблица 1

Результаты исследования эмпатии учащихся:

Имеющие животных (баллы)

Не имеющие животных (баллы)

1

31

15

2

29

17

3

26

21

4

22

25

5

21

28

6

22

19

7

12

20

8

13

23

9

14

16

10

14

17

11

17

15

12

17

14

13

20

20

14

20

15

15

24

16

x

20,1

18,7

Оказалось, что уровень эмпатии у учеников, имеющих животных выше, чем уровень эмпатии у не имеющих животных (рис.1). То есть ученики, имеющие животных, способны сопереживать и сочувствовать, прийти на помощь другим людям. Возможно, это связано с рядом причин:

Во-первых, животные – это заряд положительных эмоций. Говорят, домашние питомцы продлевают жизнь.

Во-вторых, у ребенка появляется цель, сделать все возможное для своего питомца, больше погулять, а прогулка влияет и на человека, развивает плохое настроение.

В-третьих, животное выслушает тебя, не будет перебивать, задавать вопросы. Вы сохраните нервы свои и родителей.

Домашними питомцами учащихся в основном являются кошки и собаки, редко попугаи и аквариумные рыбки. Однако у тех, кто имеет собак или кошек, уровень эмпатии выше, например, 31балл – девушка, ухаживающая за котом; 20 баллов – юноша, имеющий собаку.

Затем мы разделили нашу группу на юношей и девушек и получили следующие результаты .

Результаты оказались несколько неожиданными. Так, показатели эмоциональной отзывчивости девушек, имеющих домашних животных, выше, чем у девушек, не имеющих животных. Однако у юношей, не имеющих животных, уровень эмпатии выше, чем у имеющих животных. Следует отметить, что показатели девушек, как имеющих, так и не имеющих животных, выше, чем у юношей.

На наш взгляд, это связано с тем, что девушки сами по себе существа с высоким эмоциональным уровнем, что обуславливается физиологическими особенностями, плюс генераторы положительных чувств – животные. Также девушке более организованные, им доверяют, поэтому родители приобретают девочкам больше домашних животных, которые, на наш взгляд, способствуют развитию у них эмоциональной отзывчивости.

Юноши всегда более сдержанны в проявлении эмоций. Они не показывают свои чувства, также мальчики не столь организованные, как девочки, поэтому родители предпочитают покупать им рыбок или черепах. Поиграв в хозяев, они теряют к животным интерес и передают заботу о них своим родителям.

1.4. Сравнительный анализ тревожности учащихся имеющих и не имеющих домашних питомцев

На следующем этапе нашего исследования изучалась личностная и ситуативная тревожность учащихся. Полученные результаты представлены в таблице 3 и на гистограмме рис. 3. На гистограмме хорошо видно, что у учащихся, имеющих животных, уровень личностной тревожности ниже, чем не имеющих таковых, то есть они менее подвержены действию различных стрессоров, у них отмечается относительно устойчивая склонность воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением ситуативной тревожности.

Таблица 3

Результаты исследования тревожности учащихся лицея по методике Ч.Д. Спилберга

Имеющие животных (личностная тревожность)

Имеющие животных (реактивная тревожность)

Не имеющие животных (личностная тревожность)

Не имеющие животных (реактивная тревожность)

1

27

8

35

16

2

45

26

76

49

3

37

18

43

28

4

36

16

45

29

5

57

25

44

34

6

50

26

52

40

7

47

38

28

37

8

39

31

50

40

9

30

34

35

36

10

40

35

25

40

11

29

28

27

45

12

45

36

39

35

13

31

29

45

39

14

39

40

40

39

15

38

45

55

30

X

39,33

29

42,6

35,8

Заботясь о братьях наших меньших, мы можем отвлечься от тревожных мыслей, «поделиться» с ними своими проблемами, зная, что они всегда выслушают и помогут уравновесить наше внутреннее состояние. Поэтому уровень тревожности, нормальный или ближе к нормальному, у детей, имеющих животных. У учащихся, не имеющих животных, уровень личностной тревожности высокий, они не могут справляться со стрессовыми ситуациями. Природа и человек связаны, мы грустим, когда на улице плохая погода, когда нашему питомцу больно. На улице солнечная погода, наш питомец здоров, и у нас на сердце спокойно и светло. Это взаимодействие, на наш взгляд, влияет и контролирует уровень человеческой тревожности.

Уровень ситуативной тревожности у детей имеющих животных, ниже, чем у не имеющих их, это говорит о том, как они часто напряжены и беспокойны.

Несколько иная картина получилась по показателям ситуативной тревожности. Оказалось, что уровень ситуативной тревожности выше у учащихся ,имеющих животных. Возможно, это связано с возложенной на них ответственностью за живое существо, которое они приручили и которое полностью доверяет им и уверено в них.

Родители воспитывают в своем ребенке ответственность, трудолюбие и организованность и покупают им собак или кошек, зная, что их ребёнок сможет позаботиться о своём питомце и друге. Часто дети, имеющие животных дома, – ласковые, веселые, такие, какие они есть, а в кругу сверстников скрытные и угрюмые. Можно предположить, что они уверены в том, что животное является их другом и никогда не предаст и не обидит, что не всегда можно ожидать от одноклассников.

Выводы:

1. Установлено, что учащиеся, имеющие домашних животных более эмоционально отзывчивы, могут сопереживать и сочувствовать другим людям.

  1. Выявлено, что дети, имеющие домашних животных, менее тревожны и лучше справляются со стрессовыми ситуациями.

  2. Выявлено, что девушки, не имеющие животных более тревожны, чем юноши, не имеющие животных.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась.

Домашние животные, безусловно, оказывают влияние на человека. Животные требуют от хозяина очень много внимания, что занимает большое количество времени. Они «биологические часы человека»: утром встал – надо идти гулять с собакой или надо покормить кошку; вечером опять гулять, кормить. Это помогает правильно спланировать время и быстрее выполнять поручения. Животные успокаивают, «разряжают» хозяина, а также веселят и повышают его настроение. О переживаниях можно поведать домашнему питомцу. Может быть, он вас не поймет, но выслушает и не проговориться никому.

Все эти качества животных показывают превосходство людей, имеющих домашних питомцев над обычными людьми. Если бы люди вспомнили, от кого они зависели раньше, много лет назад, то я думаю сейчас этого вопроса не существовало бы. В Египте собаки считались священными животными, по умершей собачке носили траур, ее бальзамировали и торжественно хоронили. Мексика почитала собаку, современную чиахуахуа.

Хорошо было бы, если в нашей школе был живой уголок, животные, которые помогали бы ученикам становиться более эмоционально отзывчивыми и спокойными.

Литература:

1. Корабельников В.А. Легенды и быль о собаках. Первые прирученные человеком: Кн. для учащихся – М.: Просвещение.

  1. Психологические исследования. Практикум по общей психологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

  2. Психологический словарь /под ред. В.И. Зинченко, Б.Г. Мещеряковой. – М.: Педагогика –Пресс, 1997.

  3. Человек и животные. Книга II. Научно-художественная литература. Оформл. Б.Кыштымова. М., «Дет. Лит.», 1975. 335 с. с ил. и фотоил.

Просмотров работы: 4106