МОЖНО ЛИ ПИТЬ ВОДУ ИЗ ПОД КРАНА?

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МОЖНО ЛИ ПИТЬ ВОДУ ИЗ ПОД КРАНА?

Гаврилова А.К. 1
1
Касевич Л.О. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете. “Вода дороже золота” – считали бедуины, которые всю жизнь кочевали в песках и знали цену глотку воды. Они понимали, что никакое богатство не спасёт путника в пустыне, если иссякнет запас.

Вода – самое известное малоизученное и самое загадочное вещество на Земле, это основа жизни на Земле и основа для существования любого живого существа на планете. [5]

Актуальность темы

Для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья человека - одна из наиболее актуальных проблем современности, тем более вода оказывает непосредственное влияние на здоровье человека.

Цель исследования: Изучить качество водопроводной воды разных районов города Великие Луки. Сравнить результаты и сделать выводы о качестве используемой воды жителями города.

Задачи:

  • изучить научно – познавательную литературу по данной теме;

  • изучить значение воды для организма человека;

  • овладеть некоторыми методами анализа качества воды

  • экспериментальная часть.

    • отбор образцов воды;

    • результаты анализов;

    • результаты анкетного опроса.

  • cделать вывод о допустимости использования воды

Объект исследования: Водопроводная вода разных районов г. Великие Луки.

Предмет исследования: Качество водопроводной воды в г. Великие Луки.

Гипотеза: использование водопроводной воды без предварительной очистки может нанести вред организму, вода в г. Великие Луки, поступающая через централизованное водоснабжение соответствуют СанПиНу 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды».

Чтобы проверить гипотезы я использовала различные методы исследования.

Методика

При выполнении данной работы нами были использованы следующие методы:

Наблюдение- проведены наблюдения за постановкой опытов для определения свойств воды.

Сравнение - проводилось сравнение разных образцов воды.

Опыт - опыты, с помощью которых мы выявляли изменение свойств воды в зависимости от образца.

Анализ - был проведён сравнительный анализ опытных образцов воды.

Индукция - данные, полученные в ходе опытов и наблюдений, анализировались и обобщались.

Обобщение - мы обобщили полученные данные о свойствах воды и сделали соответствующие выводы.

В данной работе ценность имеют полученные результаты в ходе исследования.

Литературный обзор.

В процессе работы над данной темой мною была изучена и проанализирована научно – познавательная литература, которая помогла осуществить выполнение данной работы.

  1. Подбор по материалам из сети Интернет:

  • http://www.studzona.com/referats/view/11651

  • http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29801/

  • http://www.istok-penza.ru/root/encyclopedia/water/quality

2. Виталий и Татьяна Тихоплав. Вода ключ к здоровью человека. – М: Астрель, 2007

3. Гигиеническая оценка вредных веществ в воде, под ред. Г.Н. Красовского, М., 1987;

4. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды» Минздрав России, М., 2003

5. Яковлев П.И. Беззащитная вода. Экология и жизнь. - 2007. - №8.

Основная часть

  1. Качество воды и здоровье.

Вода оказывает огромное влияние на здоровье человека. Для того, чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. Еще в глубокой древности люди умели различать «живую» воду – пригодную для питья и «мертвую» - непригодную для употребления. Учеными давно установлена прямая связь между качеством питьевой воды и продолжительностью жизни. Это неудивительно, учитывая, что по данным Всемирной организации здравоохранения около 90% болезней человека вызывается употреблением для питьевых нужд некачественной воды, а также использование неподготовленной воды в бытовых целях (душ, ванна, бассейн, мытье посуды, стирка белья и т.д.). [9]

Качественная питьевая вода – это вода не содержащая примесей, вредных для здоровья человека. Она должна быть без запаха и цвета и безопасна при длительном ее употреблении.

По санитарным нормам любая вода, которая течет из крана, должна отвечать стандартам питьевой воды. (СанПиН 2.1.4.1074 - 01 «Питьевая вода») [10]

Очень опасно присутствие в питьевой воде микроорганизмов, особенно бактерий из группы кишечных палочек, поражающих желудочно-кишечный тракт, а также вирус гепатита. Чтобы обеззаразить воду от микроорганизмов, её хлорируют. [9]

  1. Анализ качества воды.

Для ислледования опытных образцов я использовала простые медоды, которые можно провести в домашних условиях. Для своего исследования я взяла четыре опытных образцов из разных районов города и два образца очищенной воды (фильтрованной и бутилированной).

Но для начала мне нужно было выяснить, в какие же районы города вода поступает из скважины, а какие из реки. Для этого мы отправились на Городской водоканал г. Великие Луки, с целью получить нужную информацию.

В результате посещения «Водоканала» мы выяснили: Централизованное водоснабжение и водоотведение (канализация) — состоит из 26 подразделений. Около 30 % водозабора Великих Лук — осуществляется из реки Ловать; 70 % — из 10 подземных артезианских скважин.

Город Великие Луки можно разделить на два больших района – до реки Ловать и за рекой. Основная часть города начиная с микрорайона Дружба обеспечиваются водой из скважин. На очистных сооружениях водопровода, которые находятся на ул. Пушкина, вода из скважин перемешивается с речной водой и подаётся в заречную часть города.

Для опытов мы решили взять 4 образца воды из разных районов города.

  1. пр-т Октябрьский (заречный р-он города)

  2. ул. Ставского (заречный р-он города)

  3. ул. Пригородная (центральный р-он города)

  4. ул. Дружбы (центральный р-он города)

А также ещё два образца:

  1. Вода водопроводная, которую очистили через фильтр для очистки воды.

  2. Вода купленная в аптеке (бутилированная)

Опыт №1.Определение цвета воды

Определить цвет воды. Чистая вода бесцветная, а если вода имеет оттенок, то это значит, что вода непригодна для питья.

Берём прозрачный чистый стакан и наливаем в него по очереди каждый из образцов и с обратной стороны прикладываем к ним лист бумаги, если текст хорошо читается, глядя через стакан с водой, значит вода бесцветная. [табл. 1]

Вывод: Все образцы прошли это испытание.

Опыт № 2. Определение запаха воды

Необходимо определить запах воды. Для этого нужно будет нагреть воду до 50-60С. Когда вода будет нагрета, при помощи вращательных движений определим запах.[табл. 2]

Вывод: Во втором образце был обнаружен лёгкий запах сероводорода. Это связано с тем, что одним из источников является скважина с сероводородной водой.

Опыт № 3. Наличие в воде органических примесей

Определение в воде органических веществ. В каждый образец нужно добавить раствор перманганата калия (марганцовки),несколько капель и если окраска останется прежней, значит, что органических веществ в воде не содержится. Если же жидкость в стакане станет желтой, то пить ее без предварительной обработки нежелательно.[табл. 3]

Вывод: Образцы воды номер 1 и 4 при добавлении марганцовки поменяли цвет, это значит, что без предварительной обработки, данные образцы употреблять не рекомендуется.

Опыт № 4. Проверка воды на наличие неорганических примесей

На стекло или зеркало наносим небольшую каплю воды. Ждём, пока жидкость испарится. После этого смотрим на поверхность: если она осталась чистой - вода без примесей. Если на стекле образовались какие-то пятна - это признак низкого качества воды. [табл. 4]

Вывод: Во всех образцах воды остался лёгкий отпечаток, значит без предварительной обработки воды употреблять не рекомендуется.

Опыт № 5. Определение жёсткости воды

В домашних условиях намыливанием можно определить жесткость воды, если в воде плохо пенится мыло - вода жесткая. То же самое можно сказать и о воде образующей осадок при кипячении. [табл. 5]

Вывод: Вода во всех образцах, средне-жёсткая

Опыт № 6. Определение общего микробного числа.

Общее микробное число в воде определяют путём посева воды в стерильные чашки Петри. При исследовании в чашки добавляем расплавленный и остуженный агар-агар и засеиваем на его поверхность 1 мл исследуемого образца воды. Т.к. у нас отсутствует специальный реостат, мы помещаем чашки Петри на батарею на 24 ч. По истечении срока инкубации подсчитываем выросшие колонии на поверхности агара. Общее микробное число – это количественный показатель, отражающий содержание микроорганизмов в 1 мл исследуемой воды. Данный тест имеет невысокую ценность как индикатор присутствия патогенных микроорганизмов, но тем не менее, является важным санитарным показателем, который позволяет оценить общую микробную обсеменённость водного объекта. В соответствии с СанПином 2.1.4.1074-01 наличие микроорганизмов допускает не более 50 в 1 мл. [табл. 6]

Вывод: Все образцы соответствуют СанПину 2.1.4.1074-01

  1. Результаты анкетирования

Для того чтобы выяснить уровень знаний учащихся школы о качестве питьевой воды и мы провели анкетирование среди школьников. Всего было проанкетировано 100 человек.

1) Какую воду вы пьёте?

  • сырую воду из под крана – 21 %

  • кипячёную – 40 %

  • профильтрованную – 30 %

  • бутилированную – 9 %

2) Что вы думаете о качестве питьевой воды в нашем городе?

  • низкое – 14 %

  • высокое – 35 %

  • соответствует нормам – 40 %

  • среднее - 11 %

3) Влияет ли вода на здоровье человека?

  • Да – 41 %

  • Нет – 59 %

4) Считаете ли Вы, что необходимо очищать воду перед употреблением в пищу?

  • Да – 36 %

  • Нет – 64 %

5) Какая вода наиболее полезная по-вашему мнению?

  • минеральная – 13 %

  • питьевая в бутылках - 21 %

  • водопроводная – 11 %

  • кипячённая - 36 %

  • фильтрованная – 19 %

Заключение

  1. Исходя из результатов, проведенного анкетирования, нами сделан вывод о том, что многие школьники недостаточно информированы о последствиях воздействия некачественной воды на организм каждого из нас. Ребята недооценивают вред, наносимый такой питьевой водой человеческому организму.

  2. Качество питьевой воды в г. Великие Луки соответствует нормам и требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. согласно тем критериям, по которым проводилось исследование, а, значит, наша гипотеза подтвердилась. Но всё же не стоит пренебрегать предварительной обработкой воды. Образцы воды 1 и 4 по заречному району города, требуют особого внимания. Возможно необходимо заменить системы водоснабжения в этих районах.

Таким образом, гипотезы, поставленные нами, были подтверждены. Вода оказывает влияние на организм человека.

Можно сказать, что высококачественная вода, отвечающая санитарно-гигиеническим и эпидемиологическим требованиям, является одним из непременных условий сохранения здоровья людей.

22 марта отмечается Всемирный день воды. Он отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она всё чаще требует защиты.

Я считаю, что проблему воды, экологию в целом нужно изучать и понимать с раннего детства. И когда мы станем взрослыми – это будет наша работа, наша жизнь.

Чистая вода – это будущее нашей планеты!

Список использованной литературы:

  1. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29801/

  2. http://vodokanal-vl.ru/

  3. http://www.istok-penza.ru/root/encyclopedia/water/quality

  4. http://www.studzona.com/referats/view/11651

  5. Ахметов Н.С. Неорганическая химия. Учеб. пособие для учащихся 8-9 кл. шк. с углубл. изуч. химии. В 2 ч. Ч.1.-2 – е изд.-М.:Просвещение,1990.

  6. Виталий и Татьяна Тихоплав. Вода ключ к здоровью человека. – М: Астрель, 2007

  7. Габриелян О.С. Химия. 9 класс – М.: Дрофа, 2008

  8. Газета "Биология". Издательский дом "Первое сентября". №23, 2008

  9. Гигиеническая оценка вредных веществ в воде, под ред. Г.Н. Красовского, М., 1987;

  10. Петрянов В. И. Самое необыкновенное вещество в мире.- М.: Педагогика,- 95 с.

  11. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды»

  12. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды» Минздрав России, М., 2003

  13. Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Экология. / Авт.- сост.А.Е.Чижевский; Худож. В.В.Николаев, А.В. Кардашук, Е.В.Гальдяева. – М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО « Издательство Астрель», 2003 .- 410, (6)с.: ил.

  14. Яковлев П.И. Беззащитная вода. Экология и жизнь. - 2007. - №8.

Приложения

Таблица № 1

Октябрьский пр-т

ул. Дружбы

ул. Пригородная

Ул. Ставского

Фильтрованная

Бутилированная

бесцветная

бесцветная

бесцветная

бесцветная

бесцветная

бесцветная

Таблица № 2

Октябрьский пр-т

ул. Дружбы

ул. Пригородная

Ул. Ставского

Фильтрованная

Бутилированная

Не имеет запаха

Лёгкий запах сероводорода

Не имеет запаха

Не имеет запаха

Не имеет запаха

Не имеет запаха

Таблица № 3

Октябрьский пр-т

ул. Дружбы

ул. Пригородная

Ул. Ставского

Фильтрованная

Бутилированная

Пожелтел

Не изменился

Не изменился

пожелтел

Не изменился

Не изменился

Таблица № 4

Октябрьский пр-т

ул. Дружбы

ул. Пригородная

Ул. Ставского

Фильтрованная

Бутилированная

Лёгкий след

Лёгкий след

Лёгкий след

Лёгкий след

Лёгкий след

Лёгкий след

Таблица № 5

Октябрьский пр-т

ул. Дружбы

ул. Пригородная

Ул. Ставского

Фильтрованная

Бутилированная

Средне-жёсткая

Средне-жёсткая

Средне-жёсткая

Средне-жёсткая

Средне-жёсткая

Средне-жёсткая

Таблица № 6

Октябрьский пр-т

ул. Дружбы

ул. Пригородная

Ул. Ставского

Фильтрованная

Бутилированная

48

32

37

41

29

27

10

Просмотров работы: 1102