ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА

Слюсаренко Е.Ф. 1
1
Сайко С.Т. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В современных условиях резко обозначились проблемы сохранения здоровья населения России. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Именно в этом возрасте формируется репродуктивный, интеллектуальный, трудовой и военный потенциал стран. Данные многочисленных исследований свидетельствуют о неблагоприятной динамике основных показателей здоровья детей по мере школьного обучения.

 

Влияние школы на формирование здоровья учащихся длительное и непрерывное, так как в образовательном учреждении дети и подростки проводят не менее 1/3 суток, выполняя интенсивную умственную работу в определенных эколого-гигиенических условия.

Мы решили выяснить, влияет ли учебная нагрузка на здоровье учащихся нашей школы.

Гипотеза работы: существует прямая связь между учебной нагрузкой и здоровьем школьников.

Цель работы:выяснить влияние учебной нагрузки на здоровье

Работая по актуальной и интересной для нас теме, мы определили ряд задач:

1.Изучить состояние здоровья школьников МОУ СОШ №4 с.Кочубеевское.

  1. Провести анкетирование среди учащихся школы.

  2. Изучить отклонения состояния здоровья школьников.

  3. Исследовать причины нарушения здоровья школьников посредством определения тревожности и учебной нагрузки.

  4. Выработать рекомендации для администрации школы для сохранения

здоровья учащихся

В работе были использованы следующие методы:

Теоретические: работа с литературным источниками (книгами, журналами, газетными статьями, Интернет - ресурсами).

Исследовательские: работа с медицинскими картами, расписанием школы, анкетирование учащихся.

Творческие: выработка рекомендаций.

3

 

Проблема здоровья человека

«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто». (Сократ)

Когда-то Шопенгауэр сказал, что «Здоровый нищий богаче короля».

Здоровье есть ценность, золотой запас, драгоценный резерв жизни, детерминирующие все другие свойства жизни.

В жизни Человека есть одно удивительное состояние: когда «оно» есть - его не чувствуют; как только «его» потеряли - появляется «боль»: злая, коварная, нестерпимая. Боль - это сигнал о неблагополучии в нашем организме. Это удивительное свойство - здоровье человека, о котором давно Сократ сказал так: «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто». Если есть здоровье - Человек радуется, спокойно живет и работает, учится, играет в футбол или волейбол, идет на свидание. Здоровый человек - надежный и трудоспособный, он всегда «может», он всегда «хочет», он с радостью живет сам и помогает хорошо жить другим. Без здоровья нельзя жить, нельзя любить, нельзя быть красивым и обаятельным.

Человек - дитя Земли и Космоса. Люди - дети Неба, дети Солнца. Но земляне, прежде всего - дети планеты Земля. Мы дети своей Родины, Отечества, мы дети своей Матери и своего Отца, своей семьи. Счастье каждого из нас - в семье здоровье, а счастливые люди - те, кто с радостью идут в школу и на работу.

Чтобы быть Здоровым, человек должен жить в Здоровье сохраняющей Стране. С 1992 года Россия стала депопуляционной страной, смертность" населения более чем в 2 раза превышает рождаемость, идет резкое постарение населения, нарастает психофизическая патологизация, духовное выгорание, отмечается хроническая психическая усталость и депрессия всех групп населения. Ситуация во многих семьях, школах, учреждениях сравнима с уровнем высокой стрессогенности.

Чтобы превратить Россию в Здоровье сохраняющую Страну, необходимо решить следующие проблемы:

Чтобы быть Здоровым, человек должен жить в Здоровье сохраняющей экологической среде. Россия сегодня страна с загрязненной ядохимикатами почвой, отравленной атмосферой городов, питьевой

водой низкого. качества; загрязнение среды привело к иммунному

напряжению и иммунному дефициту, что привело к росту инфекционной заболеваемости.

Чтобы быть Здоровым, человек должен жить в здоровье сохраняющем населенном пункте. Житель 80% суточного времени проводит в закрытых помещениях. Жилье - это особая среда, определенная концентрацией людей, бетона, энергии, химических веществ, ядохимикатов:'- Жилье - это концентрация шумов, информационных потоков, культуры и антикультуры, телевизионного (перегрузочного для нервной системы) патогенного фактора.

 

4

На сегодняшний день Правительство Российской Федерации закрепило

свою позицию о здоровье в законе национального проекта

«Здоровье», который позволит остановить ухудшение здоровья населения Россия и к 2017 году достичь уровня соответствующих показателей в странах Восточной Европы .

Факторами, влияющими на здоровье человека являются: генетические, экологические, социальные, психологические, медицинские и культурные. их соотношение отражено в диаграмме 1.

  1.  

    Диаграмма 1. Факторы здоровья человека

    культурные

    медицинские 5%

    10%

     

 

генетические 20%

психологические 15%

экологи ческие 25%

социальные 25%

 

Человек не рождается здоровым : мы рождаемся лишь потенциально способными быть здоровыми . Семья и школа должны дать знания о здоровье и сбережению его каждому ребенку.

5

2. Здоровье школьника

2.1. Теоретический анализ проблемыздоровья учащихся школы

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. И тем более важно, что по данным Минздравмедпрома и Госкомэпидемнадзора России лишь 14 % детей практически здоровы; 50 % имеют функциональные отклонения; 35-40% - хронические заболевания. У многих школьников наблюдается дисгармоничное физическое развитие дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др., что создает проблемы с общей работоспособностью подрастающего поколения. Около 7.5 млн. детей России страдают заболеваниями нервно - психической сферы. Основная масса таких детей обучается в обычных классах.

Состояние здоровья напрямую влияет на становление личности. Нет, видимо, большой необходимости доказывать, насколько велика цена состояния здоровья нации для ее благополучия и расцвета.

Такое состояние здоровья формируется в значительной степени в детском возрасте, в том числе и в школе. Как информирует нас медицинская статистика и анализ проведенных диагностических исследований за последнее время, здоровье учащихся ухудшается, несмотря на усилия администрации школы, и всего педагогического коллектива, заставляет с . тревогой говорить о проблеме здоровья и его влиянии на успешность обучения и состояния развития детей .

6

2.2. Здоровье и анализ общей заболеваемости школьников в нашей школе Как же обстоит, дело на самом главном направлении школьной жизни детей нашей школы рассмотрим в данных таблицы №1

ТАБЛИЦА 1.

Показатели заболеваний учащихся по МОУ СОШ №4 (по данным медосмотра 2016 года)

№п/п

ЗАБОЛЕВАНИЕ

Количество человек

810

% отношение

количества

1.

Зрение

128

27,8

2.

Нарушение осанки

7

1,1

3.

ЛОР - заболевания

24

4,1

4.

Нервная система

50

8,5

5.

Дыхательная система

23

3,9

6.

Сердечно - сосудистая система

24

4,1

7.

Аллергические заболевания

7

1,1

8.

Эндокринная система

19

3,2

9.

Желудочно-кишечный тракт (в т.ч. кариес)

356

60,8

10.

Врожденные пороки

3

0,5

11.

Болезни крови

3

0,5

12.

Нарушение речи

4

0,6

13.

Плоскостопие

8

1,3

14.

Наблюдение у ортопеда

8

1,3

15.

Ожирение

18

3,0

16.

Болезни почек

5

0,8

Обследование учащихся школы проведенное в 2016 году, выявило виды заболеваний:

На первом месте - заболевания желудочно-кишечного тракта (у 60,8% школьников)

На втором месте - нарушения зрения (почти 28% школьников)

На третьем месте - заболевания нервной системы (у 8,5% школьников) Довольно высоки показатели ЛОР - заболеваний (4,1 %), болезней сердечно­сосудистой (4,1 %), дыхательной системы (3,9%) и эндокринной (3,2%) систем, а также ожирения (у 3 % школьников)

Всего инвалидов в школе 21 человек, что составило 3,5% от общего количества учащихся.

Очень высокий процент желудочно-кишечных заболеваний можно объяснить неправильной организацией питания, нарушением режима и несоблюдением норм питания. По словам школьного медика эта группа заболеваний распространена среди учащихся 1 смены, что может быть следствием того, что школьники не успевают утром позавтракать. В нашей

7

школе налажено обеспечение учащихся горячим питанием, вероятно, проблемы с пищеварением детей берут своё начало в семье.

Высокий про цент глазных заболеваний в школе можно объяснить спецификой школьного труда - необходимостью много писать, работать с книгой или компьютером. При этом школьники часто не соблюдают положение тетради при письме, правильную осанку, направление падающего на тетрадь или книгу света, а иногда и сам уровень освещенности недостаточен.

Заболевания нервной системы также могут быть обусловлены влиянием школьной нагрузки на учащихся. Это может быть связано и с учебной перегрузкой, и с отношениями между школьниками и с учителями и т. п.

Болезни эндокринной системы могут возникнуть в связи с малой подвижностью учащихся (монотонный труд за партой в школе, за компьютером), нерегулярным и неполноценным питанием, могут быть предопределены на генетическом уровне.

Цифры пугающие. Из показателей таблицы 2 видно, что многие учащиеся страдают несколькими хроническими заболеваниями.

ТАБЛИЦА 2.

Показатели медицинского осмотра учащихся 11 «А» класса

Фамилия

 

Педиатр

Эндокринолог

Ортопед

ЛОР

 

Стоматолог

 

Невролог

 

Офтальмолог

АлимовА.

     

*

 

*

         

Барышников М.

         

*

 

*

     

ГерасимовВ,

*

               

*

 

Забудский Д.

         

*

         

Зингер В.

         

*

         

Копотилкин А.

*

       

*

     

*

 

Креслер Я.

*

               

*

 

Паршина А.

       

*

*

     

*

 

Семенцова В.

         

*

         

Слюсаренко Л.

         

*

         

Солян ник П.

       

*

*

         

СуминаО.

*

       

*

     

*

 

Ткаченко Н.

       

*

*

         

Триандафилов Г.

*

     

*

*

 

*

     

8

Индийская пословица гласит: «Нет друга, равного здоровью, нет врага равного болезни».

Классифицируя школьные хвори, медики заявляют: более 50 % - ­это так называемые информационные болезни. Они связаны с неоптимальным взаимодействием ребенка с информационным окружением. Это психосоматические болезни - и язвы желудка, и гастриты, и неврозы, и сердечнососудистые заболевания. их называют «болезнями информационного стресса». Из факторов причиняющих вред здоровью отмечают: социальные, домашние и школьные.

Результаты анализа медицинских карт развития группы учащихся 11 «А» класса в сравнении 2013-2014 учебного года (8 класс) с 2016-­2017 учебным годом (11 класс) отражены в таблице 3.

ТАБЛИЦА 3.

Динамика развития групп здоровья учащихся 11 «А» класса.

   

2013-2014 год

В%

2016-2017 год

В%

Группы здоровья

Количество

 

Количество

 
   

учащихся

 

учащихся

 

1- группа

здоровья

16

65,22

О

О

2- группа здоровья

7

30,44

15

88,23

3- группа здоровья

1

4,34

2

11,77

Физические группы

       
         

~

Основная физическая

10

86,98

12

70,59

группа

         

Подготовительная

2

8,68

2

11,77

физическая группа

       

Специальная физическая группа

1

4,34

3

17,64

           
 

Из анализа особое беспокойство вызывает рост заболеваемости из года в год и его влияние на успешность обучения. Напрашивается вывод: за хорошую успеваемость при подготовке к домашним заданиям дома и обучаясь в школе эти дети заплатили здоровьем. Среди этих учащихся есть дети обучающихся параллельно в дополнительных учебных заведениях. Формирование здоровья ребенка на этапе 7 -18 лет в значительной мере зависит от условий обитания, характера учебного процесса, образа жизни ребенка.

Сегодня к основным классам болезней, частота которых наиболее интенсивно возрастает в процессе школьного обучения, относятся заболевания органов зрения, кожно-мышечной и соединительной ткани, органов пищеварения, пограничные психические нарушения.

9

Среди социальных факторов, влияющих на формирование здоровья детей, 20 % составляют факторы внутришкольной среды.

3. Учебная нагрузка и здоровье. школьников.

3.1. Исследование тревожности учащихся

Первоначально мы обследовали группу подростков 11 «А» класса по методике разработанной по принципу «Шкалы социально - ситуационной тревоги» Кондаша. Особенность подобных шкал связана с тем, что испытуемый оценивает не наличие у себя уровня тревожности, а определяет ситуацию, которая у него может вызвать тревогу.

Методика включает оценивание ситуаций трех типов: 1.Ситуации, связанные со школой, общение с

учителем (школьная)

2.Ситуации, активизирующие представления о себе (самооценочная).

3.Ситуации общения (межличностные ). ИНСТРУКЦИЯ

Здесь перечислены ситуации, с которыми учащиеся часто встречаются в жизни. Некоторые из них могут быть для них неприятными', вызывать волнение, беспокойство, страх и т.п. В состав анкеты включены

вопросы ситуации, связаны со школой, межличностными отношениями в обществе и личного характера поведения. Учащиеся внимательно читают вопросы анкеты ситуаций и оценивают ее в баллах:

О - если ситуация совершенно не кажется вам . неприятной;

1 - если ситуация немного волнует, беспокоит;

2 - если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что ученик предпочел бы избежать ее;

3 - если ситуация очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, страх

4 - если ситуация для него крайне неприятна, если он не может переносить ее и она вызывает у ученика сильное беспокойство, очень сильный страх.

АНКЕТА СИТУАЦИЙ.

Отвечать у доски.

Пойти в дом к незнакомым людям.

Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах. Разговаривать с директором школы.

Думать о своем будущем.

Учитель смотрит в журнал, решая кого бы спросить. Тебя критикуют, в чем-то упрекают.

За тобой наблюдают, когда ты что-либо делаешь.

10

Пишешь контрольную работу.

После контрольной учитель называет отметки.

На тебя не обращают внимания.

У тебя что-то не получается.

Ждешь родителей с родительского собрания.

Тебе грозит неуспех, про вал.

Слышишь за своей спиной смех.

Сдаешь экзамен в школе.

Непонятно, почему на тебя сердятся. Выступать перед большой аудиторией. Предстоит важное, решающее дело.

Не понимаешь объяснений учителя.

С тобой не согласны, противоречат тебе. Сравниваешь себя с другими.

Проверяются твои способности.

На тебя смотрят как на маленького.

На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос. Замолкают, когда ты подходишь.

Оценивается твоя работа.

Думаешь о своих делах.

Тебе надо принять для себя решение.

Не можешь справиться с домашним заданием.

 

ОБРАБОТКА МЕТОДИКИ.

В соответствии с тремя типами ситуаций, выявляемых с помощью данной шкалы, диагностируются следующие виды тревожности:

Школьная -1,4,6,9,10,13,16,20,25,30;

Самооценочная - 3,5,12,14,19,22,23,27,28,29;

Межличностная - 2,7,8,11,15,17,18,21,24,26

 

Данные результатов анкеты ситуаций тревожности представлены в таблице 4.

11

Таблица 4. «ТРЕВОЖНОСТЬ» 11 «А» КЛАССА.

П/П

Фамилия , имя учащегося

ВИДЫ ТРЕВОЖНОСТИ

Школьная

Самооценочная

Межличностная

Общий уровень

           

уровень

1

АлимовА.

15 Н

14Н

19Н

48Н

2

Барышников М.

15 Н

19 Н-П

20 Н-П

54 Н-П

3

Герасимов В.

29В

18 Н-П

20 Н-П

67 Н-Н

4

Забудский Д.

20 Н-П

19 Н-П

17 Н

56 Н-П

5

Зингер В.

21 Н-П

15 Н

23 Н-П

59 Н-П

6

Копотилкин А.

13 Н

11 Н

15 Н

39Н

7

Кренслер Я.

4 Н

12Н

36 О-В

52Н

8

Паршина А.

23 Н-П

17 Н

28 В

68 Н-П

9

Скрипка А.

18 Н-П

19Н

18Н

55Н

10

Семенцова В.

14 Н

13 Н

15 Н

42Н

11

Слюсаренко Е.

21 Н-П

17Н

20Н

58 Н-П

12

Солянник П.

11 Н

29Н

13

СуминаО.

30В

21 Н-П

22 Н-П

73 Н-П

14

Ткаченко Н.

31 В

20 Н-П

28 В

79 Н-П

15

Триандафилов Г.

21 Н-П

15 Н

44Н

 

Общий балл

303

264

314

881

 

Общий %

34,3 %

30,0%

35,7%

 
 

Нормальный.

       

47%

 

Несколько

       

53 %

 

повышенный

         
 

Высокий

       

0%

 

Очень· высокий

       

0%

 

Сокращения: Н - нормальный;

Н-П - несколько повышенный; В-высокий;

О-В - очень высокий.

Результаты анкет учащихся занесены в таблицу, из которой видно что, в исследуемой группе учащихся из общего количества более половины (53%) находятся в повышенной тревожности.

12

3.2. Анализ расписания по шкале сложности

Учебная нагрузка определяется учебными планами, учебными программами, содержанием учебников, а также зависит от организации учебного - воспитательного процесса, в том числе расписания уроков, факультативных занятий и внеклассной и внешкольной деятельностью учащихся.

Растет число учебных предметов, предлагаемых для изучения; в итоге увеличивается число одночасовых (в неделю) предметов. Однако известно, что это малоэффективное занятие. Если принять любую из существующих гипотез механизма запоминая, то один час в неделю на учебный предмет не способен привести в действие ни один из механизмов памяти. В таком случае все опять ложиться на ученика:

-увеличивается время на приготовление домашних заданий;

-снижается время двигательной активности, сна и как один из результатов - ухудшения здоровья.

Функциональное состояние физиологических систем организма четко проявляется в уровне умственной работоспособности школьников и ее динамике в течение учебного дня, недели и года.

Известно, что сразу после сна работоспособность школьников находится на относительно низком уровне. С включением в процесс учебной деятельности показатели функционирования физиологических систем возрастают и работоспособность повышается. Достигнув максимума, она держится на относительно высоком уровне с 9-10 часов утра до 12-13 часов дня. Затем начинается падение работоспособности и новый относительно небольшой ее подъем с 15 до 17-18 часов.

Установлено, что со второго урока показатели интенсивности работы (умственной работоспособности) улучшаются, к концу занятий ухудшаются. Поэтому основные предметы должны проводиться на 2,3,4, уроках.

Когда в расписании чередуются «трудные» и «легкие» предметы, а также предметы одного цикла, у детей дольше сохраняется работоспособность. Изучение динамики умственной работоспособности от начала к концу недели показало, что дни наиболее высокой работоспособности приходятся на вторник, и среду, а наиболее низкой- на пятницу.

Мы решили проанализировать учебное расписание на примере 11 «А» класса. Результаты приводим в таблице 5.

13

Таблица№5

Недельное расписание и оценка каждого урока по шкале трудности (Сивков, 1998).

Название предмета

Шкала

№ п/п

Название предмета

предмета

Шкала

п/п

 

сложности

     

сложности

 

Понедельник

   

Четверг

     

1.

Химия

9

1.

Алгебра

 

11

 

2.

Физика

9

2.

География

 

6

 

3.

Русский язык

11

3.

Русский язык

11

 

4.

Экономика

3

4.

Английский язык

10

 

5.

Биология

6

5.

История

 

8

 
               
 

ВСЕГО

38

 

ВСЕГО

 

46

 
 

Вторник

   

Пятница

     

1.

Информатика

9

1.

Физика

 

9

 

2.

Физика

3

2.

Алгебра

 

11

 

3.

Русский язык

11

3.

Технология

4

 

4.

Литература

7

4.

Литература

7

 

5.

География

6

5.

Английский язык

10

 

6.

Физкультура

5

6.

Физкультура

5

 
 

ВСЕГО

41

 

ВСЕГО

 

46

 
 

Среда

   

Суббота

     

1.

Химия

9

1.

Алгебра

 

11

 

2.

Геометрия

11

2.

Обществознание

8

....

3.

Литература

11

3.

Английский язык

10

 

4.

История

8

4.

ОБЖ

 

5

 

5.

Биология

6

5.

Обществознание

 

6

 

6.

Обществознание

6

         
 

ВСЕГО

51

 

ВСЕГО

 

40

Из анализа расписания можно сказать, что в 11 «А» классе расписание не всегда является физиологически обоснованным. Недельная нагрузка составляет 34 часа. Анализ расписания учебных занятий позволил выявить, что оно составлено с учетом бальной трудности распределения учебных предметов в течении учебной недели. Есть нарушения в чередовании «трудных» и «лёгких» уроков (среда, четверг), неправильно осуществлён порядок следования уроков (сначала «трудные», затем «лёгкие», а потом опять «трудные»), в среду слишком высокий балл, хотя именно в этот день следует снизить сложность расписания.

При составлении расписания не всегда учитываются дни повышенной и сниженной работоспособности, время, наиболее благоприятное для занятий сложными и трудными предметами.

 

5. Радость. По мнению специалистов, для здоровой нервной системы, просто необходимо занятие любимым делом, для некоторых это работа, для других хобби, а для третьих просто пассивный отдых, как например

про смотр телевизора.

4. Движения. Во время физической работы или занятий спортом, в организме человека вырабатывается эндофины, которые способствуют укреплению вегетативной нервной системы.

6. Питание.Как и любая система организма человека, нервная нуждается в некоторых витаминах и микроэлементах. Так, для полноценной работы нервной системы, нужно регулярное поступление таких витаминов, как витамины группы В, витамин РР, а так же микроэлементы - йод и кальций.

 

15

На наш взгляд всё это может служить причиной усталости и влиять на качество успеваемости и здоровья учащихся.

В данном расписании наблюдаются и положительные моменты. Например, низкий общий балл в понедельник и субботу, удачное чередование предметов в пятницу и субботу. В середине недели много основных и сложных предметов, последние уроки часто «лёгкие».

Гигиенические требования к организации урока выполняются.

Длительность уроков по школе во всех классах по 40 минут, есть также большая перемена по 15 минут (после третьего урока). Такие перемены позволяют спокойно принять пищу, провести активные игры и т.д

Рекомендации.

Для предупреждения возникновения утомляемости нервной системы и ее снятия необходимо выполнять следующие рекомендации.

1. Свежий воздух. Ежедневные. длительные прогулки, по лесу или парку, окажут благоприятное воздействие на нервную систему. Это объясняется тем, что наш мозг занимает малую часть общей массы тела, поглощая при этом огромное количество кислорода. Поэтому для плодотворной умственной деятельности и устойчивого психического состояния регулярные прогулки просто необходимы.

2. Здоровый сон.Спокойный и глубокий сон по 8-9 часов в день, с соблюдением режима, станет прекрасной панацеей для нервной системы. Но

необходимо иметь в виду, что подросткам с ослабленным здоровьем и

учащимся в период наиболее активных школьных занятий требуется для

ночного отдыха на 1-1,5ч больше.

3. Смена деятельности.Периодическая смена деятельности, которая предполагает переход от физического труда на умственный, является идеальной для нервной системы.

3.3 Анализ социологического опроса

Мы провели социологический опрос среди учащихся, на предмет влияния школы на здоровье школьников. Учащимся 6-11 классов были предложены ряд вопросов:

- Как ты оцениваешь своё здоровье?

-Испытываешь ли ты чувство усталости на уроках?

-Возвращаясь домой после школы, чувствуешь ли ты себя обычно уставшим?

- Помогает тебе школа заботиться о своём здоровье?

Таблица 6. Как ты оцениваешь своё здоровье?

Ответы/класс

6

9

10

11

Отличное

18,5%

20,45%

22,9%

26,1%

Хорошее

35%

34,1%

58,3%

50%

Удовлетворительное

23%

27,24%

12,5%

23,9%

Плохое

23,5%

13,63%

6,25%

-

Очень плохое

-

-

-

-

Таблица7. Испытываешь ли ты чувство усталости на уроках?

Ответы/класс

6

9

10

11

Да, почти всегда

8,2%

9,09%

33,33%

6,55

Да, достаточно часто

28%

29,5%

37,5%

50%

Не очень часто

42,5%

47,7%

14,5%

37%

Редко

7,6%

6,8%

12,5%

6,5%

4

       

Нет, я совсем не устаю

1,7%

4,5%

2,08%

-

Таблица 8 Возвращаясь домой после школы, чувствуешь ли ты себя обычно уставшим?

Ответы/класс

6

9

10

11

Да, всегда

24%

25%

37,5%

15,2%

Часто

23%

25%

31,25%

47,8%

Редко

45%

45,5%

29,16%

34,8%

Никогда

8%

4,5%

2,08%

2,2%

16

Ответы/класс

6

9

10

11

Да, помогает

9,1%

9,09%

8,3%

4%

Немного

55,6%

38,7%

60,4%

50%

Совсем не помогает

28%

38%

27%

26%

Не знаю

7,3%

13,6%

4,1%

20%

  1.  

    Как вы оцениваете свое здоровье?

     

 

60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00%

0,00%

отличное

оч. Плохое

хорошее удовл.

плохое

Возвращаясь домой после школы, чувствуешь ли ты себя уставшим?

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

да,всегда

часто

редко

никогда

 

17

Заключение

С педагогической точки зрения можно сказать: «Только в здоровом теле может быть здоровый дух».

Ребенок, рано утративший здоровье, - это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда - болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Бесстрастная статистика заявляет, что 90% выпускников школ покидает ее стены хронически больными. Исследования медиков утверждают, что только за год пребывания в школе школьник теряет 20% своего здоровья. Почему же в школе школьник теряет здоровье? По данным Министерства образования России среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21 % составляют факторы внутришкольной среды, причинами которых являются следующие моменты:

Большинство школьных зданий - это огромные коробки, спроектированы так, что ребенок в них чувствует себя некомфортно.

Безусловной причиной является гиподинамия, Т.е. недостаток двигательной активности. Малая подвижность в течении учебного дня противопоказана всем детям, но особенно мальчикам.

Душные, слабо проветриваемые кабинеты (классы).

Неудобная мебель, несоответствующая росту учеников.

Влияние учебной нагрузки и перегрузка домашних заданий. Последовательность в расписании уроков подряд с высокой трудностью. Большая наполняемость классов. (к нашей школе не относится)

На основе всего вышеизложенного хотелось бы дать администрации и учителям нашей школы некоторые рекомендации по сохранению здоровья учеников. Итак, чтобы сохранить наше здоровье, надо:

Комплектовать классы мебелью соответствующей по нормам

САНПИНА, т.е. росту ученика.

Продолжать витаминизирование питание в школьной столовой. Использовать физкультминутки на каждом уроке. Проводить подвижно­-игровые перемены с использованием радио - музыкального сопровождения.

Составлять расписание предметов, чередуя их по своей трудности. Следить за нормами домашнего задания.

Использовать личностно - ориентированные технологии обучения и контроля, а также воспитания учащихся.

Вести просветительную работу с учащимися и довести до сведения родителей результаты исследований.

18

Заключение

С педагогической точки зрения можно сказать: «Только в здоровом теле может быть здоровый дух».

Ребенок, рано утративший здоровье, - это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда - болезнь, борьба с которой может отнять все силы. Бесстрастная статистика заявляет, что 90% выпускников школ покидает ее стены хронически больными. Исследования медиков утверждают, что только за год пребывания в школе школьник теряет 20% своего здоровья. Почему же в школе школьник теряет здоровье? По данным Министерства образования России среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21 % составляют факторы внутришкольной среды, причинами которых являются следующие моменты:

Большинство школьных зданий - это огромные коробки, спроектированы так, что ребенок в них чувствует себя некомфортно.

Безусловной причиной является гиподинамия, Т.е. недостаток двигательной активности. Малая подвижность в течении учебного дня противопоказана всем детям, но особенно мальчикам.

Душные, слабо проветриваемые кабинеты (классы).

Неудобная мебель, несоответствующая росту учеников.

Влияние учебной нагрузки и перегрузка домашних заданий. Последовательность в расписании уроков подряд с высокой трудностью. Большая наполняемость классов. (к нашей школе не относится)

На основе всего вышеизложенного хотелось бы дать администрации и учителям нашей школы некоторые рекомендации по сохранению здоровья учеников. Итак, чтобы сохранить наше здоровье, надо:

Комплектовать классы мебелью соответствующей по нормам

САНПИНА, т.е. росту ученика.

Продолжать витаминизирование питание в школьной столовой. Использовать физкультминутки на каждом уроке. Проводить подвижно­-игровые перемены с использованием радио - музыкального сопровождения.

Составлять расписание предметов, чередуя их по своей трудности. Следить за нормами домашнего задания.

Использовать личностно - ориентированные технологии обучения и контроля, а также воспитания учащихся.

Вести просветительную работу с учащимися и довести до сведения родителей результаты исследований.

19

Список использованной литературы

Абаскалова Н. Здоровью надо учить! - М., Просвещение, 1987 Анастасова Л. П., Кучменко В. С., Цехмистренко Т. А.

Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии: Методическое пособие. 6 - 9 классы. - М.: Вентана ­Граф, 2006, 208 стр.

Гигиена детей и подростков/Под ред. В. Н. Кардашенко. - М.:

Медицина, 1980, 440 стр.

Забавина С. В. Влияние режима дня на здоровье учащихся. Сайт «Биология. Первое сентября»

Зайцев Г.К. Школьная валеология, 1998.

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся 9 классов средней школы. 1989. Корякова Н.И., Желвакова М.А., Кириллов П.Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегий, подходов, технологий . /методическое пособие для учителя/.

Рабочая тетрадь для практических занятий по валеологии часть 1. Цехмистренко Т.А., Артеменко О.И. и др. Сохранение здоровья и повышение качества образования в общеобразовательных учреждениях северных регионов России, 2002.

Чумаков Б.Н. Валеология, 1997.

Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1. Происхождение

и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым/ Глав. ред. В. А. Володин. - М.: Аванта+, 2002. - 464 стр.

20

Просмотров работы: 4323