1. Введение.
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я – школьный ранец.
Когда я пришел учиться в 1 класс, я заметил, что портфели у школьников самые разные: рюкзаки, ранцы, сумки. Я решил провести своё исследование и узнать, какие портфели приобрели ученики 1, 5 и 10 классов в этом учебном году и правильный ли выбор они сделали. А так же узнать, не слишком ли тяжел портфель для его хозяина?
Актуальность исследования. Здоровый позвоночник и осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. Поэтому детям нашего возраста надо соблюдать ограничения в подъёме тяжестей.
Цель исследования. Изучить соответствие массы и формы портфелей медицинским нормам учеников разных классов
Задачи исследования:
Измерить массу портфелей учащихся разных классов;
Проверить соответствие массы и формы портфелей медицинским нормам;
Определить какие формы портфеля наиболее безопасные для здоровья;
Разработать рекомендации для родителей по подбору портфелей.
Изучить полученные результаты и сделать выводы
Объект исследования: портфель ученика
Предмет исследования: школьный портфель, его вес и форма
Участники исследования: учащиеся 1,5,10 класса.
В работе использованы методы исследования:
- подбор и изучение материала по теме;
-практическая работа: взвешивание портфелей;
- опрос в форме интервью.
Выдвигаемая гипотеза: я предполагаю, что тяжелый ранец вредит здоровью.
2. Теоретическая часть.2.1.Виды школьного портфеля.
Портфель слово французского происхождения. В переводе на русский «носить лист». Означает четырехугольную сумку с застежкой, обычно кожаную.
Для начала определим, чем отличаются между собой те или иные виды портфелей.
Школьный ранец - Это изделие с жестким корпусом и плечевыми ремнями, предназначенное для переноски школьных принадлежностей на спине. Имеет твердую спинку, поэтому поддерживает спину школьника в прямом положении и не деформирует позвоночник. Лучше всего школьный ранец подходит для учеников начальных классов.
Рюкзак - Отличается от ранца отсутствием жесткого корпуса и уплотненной спинки, в результате чего содержимое может оказывать на спину неравномерное давление.
Сумка почтальона - Имеет жесткий или мягкий корпус и переносится как в руке, так и на длинной лямке через плечо. Длительное ношение на одном и том же плече может вызвать боли в спине, в плече, а в дальнейшем и искривление позвоночника.
Подавляющее большинство школьников носят рюкзак, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Итак, теперь мы знаем, какие виды портфелей мы можем встретить на рынке. Осталось определиться с требованиями, на которые следует ориентироваться, выбирая ту или иную модель, чтобы школьный портфель не только выполнял свои прямые функции по переноски школьных принадлежностей, но и благотворно влиял на здоровье школьника.
2.2. Медицинские нормы.
В ответе на этот вопрос нам помог СанПин («Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В нем сказано, что вес ранца без учебников не должен быть более 700г, а вес портфеля с учебниками не должен превышать 10% от веса школьника. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать:
- для учащихся 1-2 классов – более 1,5кг,
- для учащихся 3-4 классов – более 2кг,
- для учащихся 5-6 классов – более 2,5 кг,
- для учащихся 7-8 классов – более 3,5 кг,
- для учащихся 9 – 11 классов – более 4 кг.
Портфель ученика должен быть с жесткой ортопедической спинкой;
Лямки ранца должны быть шириной н мене 4см, длиной 60-70 см. Когда-то давно был один размер школьного ранца, сейчас их великое множество. Поэтому правильно подбирайте размер рюкзака. Запомните одно несложное правило, когда станете выбирать: верх рюкзака не должен находиться выше линии плеч, а низ - ниже бедер. Ширина ранца не должна быть больше, чем ширина плеч ребенка. Важно, чтобы задняя стенка ранца или рюкзака была уплотнена и хорошо прилегала к спине школьника, не давая позвоночнику искривляться. Ученику младших классов лучше приобрести рюкзак со специальной ортопедической спинкой. Далее обращайте внимание на материал, из которого изготовлен рюкзак. Чем он легче, тем легче его будет носить. Виниловые или тканевые рюкзаки не менее прочные, чем кожаные, но более легкие по весу. Посмотрите, как выглядят ремни. Они должны быть не менее 4 см шириной и хорошо подгоняться под рост и объем того, кто будет носить рюкзак.
Неправильно подобранные ремни могут сдавливать нервные окончания на плечах и руках и вызывать их онемение. Поверхность рюкзака, прилегающая к спине, должна быть выполнена в виде специальной подушечки, чтобы носящий чувствовал комфорт, а не углы книг и тетрадей, впивающиеся в спину.
Отправляясь в школу, ученик должен проверять, нет ли у того в ранце каких-либо лишних предметов. Дети довольно часто стремятся взять в школу свои любимые игрушки - показать друзьям, поиграть на перемене (а иной раз и на уроке). Все лишнее, конечно же, следует оставить дома. В школу ребенок ходит за знаниями, и ничто не должно отвлекать его от учебного процесса.
3. Практическая часть.
3.1. Как вес портфеля влияет на здоровье ребенка.
Итак, после того как мы выяснили каковы же нормы портфелей учеников разных классов, можно поговорить о том какое влияние оказывает тяжелый портфель на здоровье ученика.
Рассмотрим три наиболее часто встречающихся патологии:
1. Нарушение осанки.
Среди всех младших школьников преобладающим типом портфеля является ранец. Его носят 72 % учащихся. Я считаю, что это правильный выбор типа школьного портфеля, так как ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки и снижает риск испортить осанку ребёнка. Однако, у большинства младших школьников - 60 % - масса полного портфеля не соответствует норме. К сожалению, только 40% учеников 1 класса Петропавловской средней школы носят портфели массой не более 10% от своего веса. Однако стоит отметить, что самое большое давление школьного портфеля испытывают ученики, имеющие сумки с узкими лямками.
Проведя параллели учеников 1-го класса с учениками 5-х и 10-х классов, хотелось бы обратить внимание на следующие результаты.
Преобладающим типом портфеля у учащихся 5-х и 10-х классов является рюкзак - 67%, у всех остальных – ранец и сумка - 33%. В 5-ом классе масса пустого портфеля превышает норму у 50 % школьников, а в 10-ом -22%.
Вывод: самые тяжелые портфели со школьными принадлежностями носят ученики 1-х классов, а самые лёгкие учащихся 10-х классов. Что, к сожалению, указывает на возможность нарушения осанки с самых первых дней посещения школьной скамьи.
2.Плоскостопие.
Плоскостопие является чрезвычайно распространенной патологией среди детей: около 65 % школьников (по различным данным) в той или иной степени страдают этим заболеванием. Оно развивается у детей постоянно носящих тяжести. Тяжелый портфель, как и любой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности.
Судя по данным, которых я достиг, проводя исследования в нашей школе, более 50% детей 1-х и 5-х классов и 22% детей 10-го класса, находятся в зоне риска.
3.Болезни суставов.
Перед тем как отправить ребенка в школу обязательно нужно взвесить портфель. Исходя из многолетних исследований, ученые пришли к выводу, что вес школьной сумки не должен превышать десять процентов веса самого ребенка. В противном случае, набитый пеналами, тетрадями и учебниками рюкзак резко увеличит нагрузку на позвоночник, плечевой, коленный сустав. Как следствие это приведет к периодическим болям в спине, которые могут стать хроническими.
3.2.Мои исследования.
Для исследования мы сравнили вес портфелей учеников 1 класса, 5 класса и 10 класса и проанализировали соответствие веса и формы портфеля по медицинским нормам (Приложение 2).
Вес портфелей учеников 1 класса.
№ |
Вес ученика |
Вес портфеля с принадлежностями |
Вес портфеля |
Результат |
1. |
24 кг. |
2200 г. |
550 г. |
Норма |
2. |
24.5 кг. |
2300 г. |
600 г. |
Норма |
3. |
22 кг. |
3600 г. |
800 г. |
Выше нормы |
4. |
23.3 кг. |
3800 г. |
750 г. |
Выше нормы |
5. |
25 кг. |
4100 г. |
800 г. |
Выше нормы |
6. |
24.2 кг. |
3200 г. |
700 г. |
Выше нормы |
7. |
26 кг. |
3100 г. |
600 г. |
Выше нормы |
8. |
19 кг. |
1900 г. |
500 г. |
Норма |
9. |
23 кг. |
2700 г. |
550 г. |
Норма |
10. |
25 кг. |
4000 г. |
700 г. |
Выше нормы |
Вес портфелей учеников 5 класса
№ |
Вес ученика |
Вес портфеля с принадлежностями |
Вес портфеля |
Результат |
1. |
40 кг. |
4300 г. |
900 г. |
Выше нормы |
2. |
35 кг. |
3600 г. |
700 г. |
Норма |
3. |
36 кг. |
4000 г. |
700 г. |
Выше нормы |
4. |
40,5 кг. |
4200 г. |
800 г. |
Выше нормы |
5. |
39 кг. |
4100 г. |
800 г. |
Выше нормы |
6. |
39 кг. |
4100 г. |
750 г. |
Выше нормы |
7. |
38,5 кг. |
3500 г. |
600 г. |
Норма |
8. |
35,5 кг. |
3000 г. |
650 г. |
Норма |
9. |
36 кг. |
2900 г. |
550 г. |
Норма |
10. |
37,5 кг. |
3500 г. |
600 г. |
Норма |
Вес портфелей учеников 10 класса
№ |
Вес ученика |
Вес портфеля с принадлежностями |
Вес портфеля |
Результат |
1. |
54 кг. |
4300 г. |
750 г. |
Норма |
2. |
48 кг. |
4800 г. |
750 г. |
Норма |
3. |
52 кг. |
5800 г. |
700 г. |
Выше нормы |
4. |
50 кг. |
4200 г. |
650 г. |
Норма |
5. |
51 кг. |
5000 г. |
680 г. |
Норма |
6. |
49 кг. |
3800 г. |
600 г. |
Норма |
7. |
53,5 кг. |
4800 г. |
660 г. |
Норма |
8. |
60 кг. |
4900 г. |
670 г. |
Норма |
9. |
51 кг. |
5900 г. |
800 г. |
Выше нормы |
Данное исследование показало мне, что у половины учеников начальной школы и средней школы масса портфелей превышает медицинские нормы. Что негативно влияет на здоровье школьника.
Опрос – интервью.
При опросе учащихся я выяснил, что они носят в портфеле лишние предметы. У учащихся 1 класса в портфеле лежат игрушки, краски, фломастеры, пластилин, которые можно оставлять в классе в своих папках. Забыли сдать библиотечные книги. Носят учебники не по расписанию.
Так же я проанализировал, какие портфели предпочитают ученики нашей школы:
Рейтинг сумок среди учеников 1 класса.
Рейтинг сумок среди учеников 5 и 10 классов
Рейтинг портфелей показал мне что большая часть учеников 1 класса подобрали правильный вид портфеля, который благоприятно влияет на здоровье школьников. В 5, 10 классах ученики предпочитают рюкзак, что может не благоприятно влиять на здоровье школьников.
4. Заключение.
Мною было исследовано 3 группы детей различных классов Петропавловской средней школы, а именно 1-го,5-го и 10-го класса. И я пришел к следующим выводам:
1. У половины учеников начальной школы и средней школы масса портфелей превышает медицинские нормы.
2. У большинства детей начальных классов-ранцы, у остальных-рюкзаки. А дети среднего и старшего звена носят рюкзаки и сумки, и только единицы-ранцы;
3. Заметили, что чем старше ученик, тем меньше ненужных предметов в его портфеле.
4. Выявили, что большая половина исследуемых детей предрасположена к появлению таких заболеваний как: нарушение осанки, плоскостопие, боли в суставах.
Для того чтобы избежать ухудшения здоровья учеников:
- следует выбирать портфель не только по понравившемуся дизайну, но еще и по его весу и форме;
- проводить родительские собрание и классные часы, для того чтобы каждый родитель знал о нормах выбираемого ими рюкзака (Приложение 1.);
- школы должны уделить внимание оборудованию индивидуальных шкафчиков для хранения личных вещей, спортивной и сменной обуви, для того чтобы уменьшить вес школьного рюкзака.
Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно – рюкзак и сумка почтальона. Я думаю, что моя гипотеза нашла подтверждение в работе. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Список использованных источников и литературы.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
Статья, Ищенко Д. «Осанка ребенка и портфель», 12.02.2013 г. http://www.medroad.ru/zdorovie-detei/osanka-rebenka-i-portfel.html.
Статья, М.И. Степанова «Школьные ранцы и здоровье детей»: Вестник образования № 17, 2004 – С. 21
Статья «Правда о школьном портфеле», 23.03.2015 г. http://www.hintfox.com/article/pravda-o-shkolnih-portfeljah.html.
Электронная энциклопедия http://slovonline.ru/slovar_dal/
Приложение 1.
Рекомендации родителям при выборе портфеля.
Обратите внимание!
Итак, при покупке школьного ранца очень важно обратить внимание на три момента: на конструкцию, материал и вместительность... Относительно первой врачи убеждены: лучше всего, если ваш ребенок будет носить не сумку через плечо или портфель в руке, а именно ранец на двух плечах. Прежде чем окончательно выбрать ту или иную модель, взвесьте ее в руках, прикиньте, а не слишком ли тяжела будет ноша. Вес пустого ранца для первоклашки не должен превышать 700граммов, а нагруженного тетрадками и книжками - двух килограммов. Ну, а чтобы вес равномерно распределился и не давил плечи, выбирайте ранец с как можно более широкими лямками и специальной мягкой прокладкой на спинке. Тогда первоклашке не придется ощущать острые углы учебников, линейки и прочей поклажи.
Кстати, для того, чтобы все поместилось и удобно расположилось в ранце, выбирайте модель с большим количеством самых разнообразных по форме и размеру отделений: для письменных принадлежностей, для учебников и альбомов, для сменной обуви, для ключей. Тогда вам не придется снабжать малыша целой кучей дополнительных пакетиков и сумочек, а ему не нужно будет долго копаться в недрах ранца, прежде чем что-нибудь там найти. Что же касается ткани, то она, конечно же, должна быть плотной, желательно пропитанной специальным, не пропускающим воду, составом. Из соображений практичности лучше выбирать тот материал, который не потрескается в зимние морозы и не слишком сильно запачкается. Хотя как тут все учесть: ведь малыши любят все яркое, а еще больше им нравится шалить.
Просим вас: не покупайте тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют средняя масса пустого ранца для ученика начальной школы – 300-700г.
У ваших детей от тяжёлых нагрузок портится осанка.
Ваши дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.
Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Приложение 2.
13