ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы
В последнее время все большее число людей становится сторонниками здорового питания. Еще Гиппократ утверждал, что пища - лучшее лекарство, ведь человек рождается здоровым, а все болезни приходят вместе с пищей. Еда может не только утолить голод, но сохранить и поправить здоровье. Между едой и лекарством принципиальной разницы нет.
Правильное питание – важнейшая потребность человека. Сбалансированный рацион питания способствует правильному пищеварению, обеспечению потребностей организма в энергии. Исходя из данных Всемирной организации здравоохранения, молодые люди до 30 лет составляют свыше 35% населения в мире. В последние годы ВОЗ отмечает снижение показателей здоровья среди молодого поколения, большую часть которого составляют учащиеся и студенты.
Из литературных источников известно [1], что демографические и социально-экономические тенденции, а также неблагоприятная экологическая ситуация повлекли за собой ухудшение здоровья детского населения. В последние годы негативная динамика показателей здоровья детей и подростков приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом заболеваемости, особенно заболевания органов пищеварения. Среди причин возникновения проблем со стороны желудочно-кишечного тракта важную роль играют всевозможные нарушения организации питания. Наиболее значительный прирост заболеваний происходит в период школьной жизни – от 6 до 18 лет. В сложившихся условиях особую актуальность приобретает усиление среди школьников мер первичной и вторичной профилактики, ориентированных как на предупреждение возникновения заболеваний, так и на предотвращение уже имеющихся обострений.
Цели и задачи
Цель: Выявление отношения старшеклассников Устюжской школы
к пищевому рациону и режиму питания.
Задачи: 1. Провести литературный обзор по проблеме соблюдения пищевого
рациона и режима питания среди подростков.
2. Провести анкетирование учащихся старших классов школы
для выявления отношения к пищевому рациону и режиму питания.
3. Установить отношение учащихся старших классов школы к
пищевому рациону и режиму питания по итогам анкетирования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Современные проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни школьников
Лубышева Л.И. [4] в своей работе отмечает, что уже на протяжении целого десятилетия в нашей стране складывается тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков. Как отмечают последние исследования, около 30% детей школьного возраста составляют группу риска. У них после 18 лет начинают проявляться такие заболевания как диабет, гипертония, атеросклероз.
Состояние же здоровья людей зависит от многих факторов, среди которых большое значение принадлежит образу жизни: 50 – 52% здоровья определяется здоровым образом жизни (ЗОЖ) и только 10 – 15% зависит от здравоохранения.
Здоровый образ жизни – это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности. К основным компонентам здорового образа жизни относятся: рациональное питание, отсутствие вредных привычек и ряд других факторов.
В работах Кучмы В.Р. [3] говорится, что в настоящее время в практику работы школы широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся в сфере, как общеобразовательной учебной деятельности, так и физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на ЗОЖ.
Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья.
Питательные вещества и пищевые продукты
Освоение школьных программ требует от учащихся высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к общей системе знаний, не только выполняет тяжелый труд, но также и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание, удовлетворяющее метаболические потребности его организма (Волков, 2001).
Ежедневно школьник должен получать 75-90 г белка, из них 40-55 г животного происхождения. В рационе ребенка школьного возраста, по мнению Зайцевой В. [2], обязательно должны присутствовать следующие продукты:
молоко или кисломолочные напитки, творог, сыр, рыба, мясные продукты, яйца.
Достаточное количество жиров также необходимо включать в суточный рацион школьника. Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах – масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба – источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины. Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона.
Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать:сливочное масло, растительное масло, сметану.
Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна. Суточная норма углеводов в рационе школьника – 300 - 400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г (Лубышева Л.И. [4]).
Необходимые продукты в меню школьника:хлеб или вафельный хлеб,
крупы, картофель, мед, сухофрукты, сахар.
Лубышева Л.И. [4] отмечает, что продукты, содержащие основные необходимые витамины и минеральные вещества, обязательно должны присутствовать в рационе школьника для правильного функционирования и развития детского организма. В рационе школьника также обязательно должны присутствовать продукты, содержащие необходимые для жизнедеятельности минеральные соли и микроэлементы: йод, железо, фтор, кобальт, селен, медь и другие.
Установлено (Борисова Т.С., Кривда А.В., Солтан М.М. [1]), что особым вопросом в питании школьников является применение при приготовлении пищи так называемых пищевых добавок, к которым обычно относят консерванты, антиоксиданты, стабилизаторы и красители. Эти вещества добавляются в пищу, чтобы придать ей необходимую консистенцию, вкус и запах. Многие из применяемых в настоящее время пищевых добавок, такие, как соль, уксус, желатин, перец, используются на протяжении многих веков, они всем известны, и их безвредность при приготовлении пищи ни у кого не вызывает сомнений. В то же время многие из пищевых добавок, которые стали применяться лишь в последнее время, часто вызывают определенные возражения из-за опасности возникновения болезненных и аллергических реакций на пищу у детей.
Это следует иметь в виду при организации питания учащихся в наших школах. Добиться кардинальных изменений к лучшему в этой сфере можно только на пути промышленного приготовления стандартизированных школьных завтраков, а также специальных продуктов и напитков, которые соответствовали бы требованиям современной науки о питании человека.
Режим питания и основные требования к пищевому рациону
Яценко В.Н. [6] отмечает, что режим питания включает время и количество приемов пищи, интервалы между ними, распределение суточного пищевого рациона по энергоценности, качественному составу, набору продуктов и массе по приемам пищи. Режим питания детей школьного возраста предусматривает четырехразовый прием пищи через 3,5 – 4 часа с распределением ее энергоценности и с учетом учебных занятий в первую и вторую смену.
В основу режима питания должны быть положены четыре принципа: постоянство приемов пищи по часам суток, дробность питания в течение суток, максимальное соблюдение сбалансированности пищевых веществ при каждом приеме пищи и правильное физиологическое распределение количества пищи по ее приемам в течение дня. Наиболее полезен такой режим, когда на завтрак приходится около трети общего количества суточного рациона, на обед - несколько более трети и на ужин - менее трети. Важно, чтобы время между завтраком и обедом, а также между обедом и ужином составляло 5-6 часов. После ужина до начала сна должно пройти 3-4 часа.
Основные требования к пищевому рациону:
- энергетическая ценность рациона должна компенсировать энергозатраты организма, а в раннем онтогенезе – обеспечивать процессы роста и развития;
- оптимальное количество сбалансированных между собой пищевых и биологически активных веществ;
- хорошая усвояемость пищи, зависящая от состава и способа ее приготовления;
- высокие органолептические свойства пищи (внешний вид, вкус, запах, цвет, температура);
- разнообразие пищи;
- способность пищи создавать чувство насыщения за счет объема, состава и кулинарной обработки;
- санитарно-эпидемическая безупречность и безвредность пищи.
Калорийность рациона школьника должна быть следующей:
7-10 лет – 2400 ккал
11-13 лет – 2400 -2600 ккал
14-17лет – 2600-3000ккал
если ребенок занимается спортом, он должен получать на 300-500 ккал больше.
ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объекты исследования
Для проведения исследования проведен опрос учащихся старших классов МБОУ Устюжской СОШ с восьмого по одиннадцатый класс. Эксперимент проводился в сентябре 2016 года. В нем приняли участие 37 учеников старших классов школы. В предварительной беседе с участниками эксперимента было получено их добровольное согласие.
Было проведено анонимное анкетирование с целью выявления отношения старшеклассников к режиму питания и выявления их пищевого рациона.
Методы исследования
Анкетирование
Сравнительный анализ
Анкетирование предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого.
Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.
Анкета имеет определенную структуру, где важными элементами являются: вводная часть, «паспортичка», основная часть.
При составлении вопросов анкеты следует руководствоваться требованиями, проверенными на практике и повышающими их обоснованность и надежность.
Анкета № 1 «Принципы рационального питания»
Подчеркните нужное: |
1. Где вы обычно первый раз принимаете пищу – |
а) дома, б) в школе. |
2. Присутствие первых блюд в вашем ежедневном меню – |
а) обязательно; б) желательно; в) как получится; г) стараюсь не есть первое. |
3. Я принимаю пищу – |
а) в определенные часы; б) почти всегда в одно время, в) за исключением каких-либо экстраординарных случаев, г) как получится. |
4. Перерыв (имеется в виду ночной) между последним и первым приемом пищи – |
а) примерно 12 часов, б) более 12 часов, в) менее 12 часов. |
5. Я ужинаю не позже – |
а) 18.00; б) 20.00; в) 22.00; г) позже 22.00. |
6. Перед сном я могу – |
а) плотно покушать, б) легко перекусить, в) что-нибудь попить, г) ничего не есть обычно. |
7. Я предпочитаю блюда – |
а) отварные, б) запеченные, в) жареные, г) разные. |
8. Между основными приемами пищи я люблю перекусить – |
а) фруктами, б) бутербродом с чем-нибудь существенным, в) сладким. |
9. Мама считает, что у меня аппетит – |
а) излишний, б) хороший, в) нормальный, г) плохой. |
10. Я ем свежие овощи, ягоды и фрукты – |
а) ежедневно сколько хочу; б) каждый день, но меньше, чем хотелось бы; в) не каждый день; г) редко. |
11. Я ем сладкие кондитерские изделия – |
а) ежедневно сколько хочу; б) каждый день, но меньше, чем хотелось бы; в) не каждый день; г) редко. |
12. В школьной столовой готовят – |
а) вкусно; б) есть можно; в) не вкусно; г) ужасно. |
Все пункты анкеты № 1 направлены на выявление соответствия питания школьников критериям рациональности.
Анкета № 2 «Пищевые предпочтения учащихся 8 – 11 классов принципам рационального питания»
Впишите нужное: |
1. Ваши любимые продукты и блюда |
2. Что вы считаете желанным деликатесом? |
3. Ваши самые нелюбимые продукты и блюда: |
4. Какие продукты, по-вашему, наиболее полезны? |
5. Какие продукты, по-вашему, наиболее вредны для здоровья? |
Для обработки данных анкетирования использован метод контент-анализа. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
В анкетах пункты были разделены на следующие категории:
1-я категория (1 балл) |
2-я категория (2 балла) |
3-я категория (3 балла) |
4-я категория (4 балла) |
1 – 5 (а) 6 (г) 7 – 8 (а) 9 (в) 10 (а) 11 (г) 12 (а) |
2 – 5 (б) 6 (б) 7 (г) 8 (б) 9 (б) 10 – 12 (б) |
2 – 3 (в) 5 – 6 (в) 7 (б) 9 (г) 10 (в) 11 (в) 12 (в) |
1 (б) 2 – 3 (г) 4 (в) 5 (г) 6 (а) 7 (в) 8 (в) 9 (а) 10 (г) 11 (а) 12 (г) |
1-я категория – идеально соответствует нормам рационального питания,
2-я категория – условно соответствует нормам рационального питания,
3-я категория – не достаточно соответствует нормам рационального питания.
4-я категория – абсолютно не соответствует нормам рационального питания.
В анкете №2 ответы распределялись по тем же категориям в соответствии со следующим принципом:
1-я категория – предпочтение фруктов, овощей, морепродуктов, кисломолочных продуктов; отварных, печеных, тушеных и свежих блюд; продуктов, богатых витаминами (печень, яйца, зелень) и т.п.
2-я категория – предпочтение наряду с вышеуказанными продуктами менее полезных блюд (острых, жирных, жареных, кондитерских сладких мучных и т.п.), полезные продукты не отвергаются;
3-я категория – предпочтение сладостей, копченостей, жареных, острых, жирных, консервированных блюд, наряду с употреблением полезной пищи, возможно неприятие некоторых полезных продуктов при предпочтении других;
4-я категория – неприятие пищи, рекомендуемой для данного возраста и предпочтение продуктов, не пригодных для детского питания или не рекомендуемых для здорового питания в любом возрасте.
За определенный уровень соответствия результатов здоровому образу жизни были условно приняты следующие количества баллов:
от 37 до 62 баллов – низкий уровень соответствия ЗОЖ;
от 28 до 36 балла – средний уровень соответствия ЗОЖ;
менее 28 – высокий уровень соответствия ЗОЖ.
Метод сравнительного анализа – это метод анализа объектов, при котором производится сравнение нового состояния объекта со старым состоянием или сравнение состояния одного объекта с другим, с которым сравнение может быть уместным. Сравнительный анализ является одним из основных методов, применяемых в научных исследованиях.
Сравнительный анализ – специфическая методологическая процедура, обеспечивающая расчленение сравниваемых явлений на составляющие, их познание и сравнение друг с другом с целью определения их сходств и различий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ медицинских карт обучающихся
В ходе организации исследования проведено изучение медицинских карт учащихся старших классов школы совместно с медицинским работником. По итогам изучения медицинских карт установлено, что среди старшеклассников школы имеются нарушения здоровья, связанные с деятельностью их пищеварительной системы, а также эндокринные нарушения, а именно: гастрит (1 учащийся), избыточный вес (5 учащихся), дефицит массы тела (1 учащийся). Это составляет около 15% от общего числа учащихся старших классов школы. На основании полученных данных можно предположить, что старшеклассники школы достаточно требовательны в отношении своего пищевого рациона и режима питания.
Анкетирование
Анализ данных анкеты № 1 «Принципы рационального питания» показал, что:
Уровень здорового образа жизни (рисунок 1) соответствует следующим данным
Низкий уровень ЗОЖ – 5% респондентов
Средний уровень ЗОЖ – 49% респондентов
Высокий уровень ЗОЖ – 46% респондентов
Рис. 1 Уровень соответствия питания школьников требования ЗОЖ
Полученные данные свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников школы ведут здоровый образ жизни, а характер их питания соответствует критериям рациональности питания.
В качестве отклонений от принципов рационального питания среди ответов респондентов следует отметить (рисунок 2):
избыточное потребление сладкого – 19% анкетируемых,
невозможность получать желаемое количество фруктов – 11%,
обильный прием пищи перед сном – 19%,
предпочтение жареных блюд – 3%,
несоблюдение режима питания – 46%,
отсутствие первых блюд в рационе – 49%,
поздний ужин (после 22.00) – 19%.
Рис. 2 Отклонения от принципов рационального питания
Таким образом, из числа нарушений рационального питания чаще всего встречается: несоблюдение режима питания (между последним и первым приемом пищи проходит менее 12 часов) – 46% респондентов; отсутствие первых блюд в рационе питания – 49%. Скорее всего это связано с особенностями режима дня учащихся. Большинство из старшеклассников – подвозимые ребята. Поэтому даже при приеме ужина в 19.00 часов вечера, завтрак осуществляется около 6.30 – 7.00 часов утра из-за раннего отъезда в школу. А отказ от первых блюд можно связать с предпочтением учеников более сытным вторым блюдам, так как обед, чаще всего, дома проходит не раннее 15.00 – 15.30 часов.
В то же время можно отметить, что:
ежедневно завтракают дома до начала школьных занятий 84%;
редко употребляют сладкое – 81%;
получают фрукты и овощи в достаточном количестве – 89%;
не увлекаются обильным приемом пищи перед сном – 81%;
практически не употребляют жаренную пищу – 97%;
отдают предпочтение более раннему ужину – 81%.
Эти данные свидетельствуют о стремлении учащихся старших классов к поддержанию принципов рационального питания.
Анализ данных анкеты № 2 «Пищевые предпочтения учащихся 8 – 11 классов принципам рационального питания» показал, что 76% респондентов отдают предпочтения пище с большим количеством фруктов, овощей, морепродуктов, кисломолочных продуктов, отварных, печеных, тушеных и свежих блюд, продуктов, богатых витаминами (1-я категория). И только 24% опрошенных учащихся наряду с вышеуказанными продуктами отдают предпочтения менее полезным блюдам (острым, жирным, жареным, кондитерским, сладким, мучным), полезные продукты при этом не отвергаются (2 – я категория) (рисунок 3)
Рис. 3 Соответствие пищевых предпочтений требованиям рационального питания
В качестве желанных деликатесов называют морепродукты, овощные блюда, фрукты, блюда, приготовленные из мяса 62%. И только 14% отдают предпочтения мучной и сладкой пище. А у 24% опрошенных данный вопрос вызвал затруднения.
К нелюбимым блюдам относят:
супы – 24%
каши – 24%
рыбу, морепродукты – 19%
сладости – 5%
сало – 5%
Таким образом, данные анкеты № 2 свидетельствуют о том, что пищевые предпочтения учащихся старших классов соответствуют критериям рационального питания. Ученики отдают предпочтения здоровой пище.
Анализ вопросов 4 и 5 анкеты № 2 «Пищевые предпочтения учащихся 8 – 11 классов принципам рационального питания» о знании учениками полезных и вредных продуктов для их питания показал следующие результаты:
Полезными продуктами считают:
Овощи и фрукты – 90%
Мясные продукты – 24%
Молочные продукты – 24%
Рыба, морепродукты – 8%
Каши – 5%.
Вредными продуктами считают:
Чипсы – 24%
Сладкие газированные напитки – 24%
Фаст-фуды – 22%
Жаренная и копченая пища – 11%
Сладости – 11%.
Что соответствует современным представлениям о здоровой пище.
ВЫВОДЫ
Из литературных источников известно, что среди одной из важных причин возникновения проблем со стороны желудочно-кишечного тракта, нарушений эндокринной системы важную роль играют всевозможные нарушения организации питания. Наиболее значительный прирост заболеваний происходит в период школьной жизни – от 6 до 18 лет.
По итогам изучения медицинских карт установлено, что нарушения здоровья, связанные с деятельностью ЖКТ и эндокринные нарушения, составляют 15% от общего числа учащихся старших классов школы.
В результате проведенного анкетирования установлено, что среди учащихся Устюжской школы большинство старшеклассников ведут здоровый образ жизни, а характер их питания соответствует критериям рациональности питания.
Из числа нарушений рационального питания чаще всего встречается: несоблюдение режима питания (между последним и первым приемом пищи проходит менее 12 часов), отсутствие первых блюд в рационе питания. Что, скорее всего, связано с особенностями режима дня учащихся.
Анализ данных анкеты № 2 «Пищевые предпочтения учащихся 8 – 11 классов принципам рационального питания» показал, что 76% респондентов отдают предпочтения пище с большим количеством фруктов, овощей, морепродуктов, кисломолочных продуктов, отварных, печеных, тушеных и свежих блюд, продуктов, богатых витаминами. И только 24% опрошенных учащихся наряду с вышеуказанными продуктами отдают предпочтения менее полезным блюдам (острым, жирным, жареным, кондитерским, сладким, мучным), полезные продукты при этом не отвергаются. Таким образом, данные анкеты № 2 свидетельствуют о том, что пищевые предпочтения учащихся старших классов соответствуют критериям рационального питания. Ученики отдают предпочтения здоровой пище.
ЛИТЕРАТУРА
Борисова Т.С., Кривда А.В., Солтан М.М. формирования рационального пищевого поведения школьников как резерв сохранения здоровья подрастающего поколения. // Солтан М.М. – Минск, 2012
Зайцева В. Питание идеальное и реальное. // Здоровье детей. № 6 – 2007
Кучма В.Р. Организация рационального питания как одно из важнейших направлений оздоровительной работы в образовательных учреждениях. // В.Р. Кучма, Ж.Ю. Горелова, И.К. Рапопорт // Вопросы детской диетологии. т. 2 – 2004
Лубышева Л.И., Малинин А.В. Исследование особенностей здоровья и поведения российских школьников // Физическая культура. Науч.-метод. журнал. № 6 – 2004
Трещева О.Л. Програмно-методические основы обучения ЗОЖ учащихся общеобразовательной школы. // Теория и практика физической культуры. № 2 – 2001
Яценко В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по возрастной физиологии для студентов 2 курса факультета биологии: учеб. пособие / В.Н. Яценко, Н.В. Воеводская. – Мичуринск: МГПИ, 2003.
18