КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МБОУ «ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ШКОЛА» УСТЬ-МАЙСКОГО УЛУСА (РАЙОНА) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МБОУ «ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ШКОЛА» УСТЬ-МАЙСКОГО УЛУСА (РАЙОНА) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Савинов А.Н. 1
1
Егорова Д.С. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Актуальность: Охрана здоровья детей является приоритетным направлением педиатрии. Одной из важнейших составляющих профилактической педиатрии считают физическую культуру и спорт. Систематические физические тренировки способствуют формированию гармоничной личности, укреплению здоровья детей и подростков. На сегодняшний день формирование здорового образа жизни и гармоничного развития подрастающего поколения рассматривается в ряду национальных приоритетов.

В последние десятилетия понятие «качество жизни» (далее - КЖ) стало неотъемлемой частью здравоохранения, прочно вошло в клинические и медико-социальные исследования. Постепенная смена биомедицинской модели здоровья и болезни моделью био-психо-социальной привела к необходимости учета субъективного мнения человека о своем благополучии. Разработка критерия КЖ сделала это возможным, что следует отнести к знаменательным научным событиям ХХ века.

В зарубежной педиатрии показатель КЖ активно используется в популяционных исследованиях для разработки возрастно-половых нормативов, осуществления мониторинга различных контингентов детей, оценки эффективности профилактических мероприятий, определения комплексного влияния хронических заболеваний на детей.

Цель исследования: Оценка КЖ детей в возрасте 8 - 18 лет МБОУ «Петропавловская школа» Усть-майского улуса.

Задачи исследования:

  1. Анализ литературных источников по теме исследования.

  2. Сравнение показателей КЖ детей по возрастам.

  3. Сравнение показателей КЖ детей и их родителей.

  4. Сравнительная характеристика КЖ юных спортсменов и их здоровых ровесников, не занимающихся спортом.

Научная новизна: Данная тема исследования впервые используется при изучении состояния здоровья обучающихся на базе МБОУ «Петропавловская агрошкола» Усть-Майского улуса.

Практическая значимость: Ориентируясь на исследования, материалы эксперимента могут быть использованы для разработки возрастно-половых нормативов, профилактических мероприятий.

Глава 1. Качество жизни – определение понятия, история возникновения, использование в современной медицине

  1.  
    1. Определение понятия «качество жизни»

Основой для формирования современных представлений о КЖ в медицине является определение здоровья, которое было дано ВОЗ в 1948 году: «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней физических недостатков».

Единого, общепринятого определения КЖ не существует. Практически каждый исследователь предлагает свою формулировку.

ВОЗ рекомендует определять КЖ как индивидуальное соотношение своего положения в жизни общества, в контексте его культуры и системы ценностей с целями данного индивида, его планами, возможностями и степенью неустройства.

По мнению В. И. Петрова с соавт. (1998, 2001): «Качество жизни есть адекватность психосоматического состояния индивида его социальному статусу».

Согласно определению, данному R. М. A. Thwaitesetal. (1998): «Качество жизни — это многогранное понятие, с помощью которого исследователи пытаются измерить оценку людьми собственного благополучия. Качество жизни охватывает физическое, психологическое и социальное благополучие так, как его воспринимает сам пациент и позволяет количественно оценить влияние на перечисленные составляющие болезней, травм и методик лечения».

Другими авторами КЖ представляется как системное медико-социальное явление, охватывающее психофизиологическое и соматическое здоровье человека, его духовные и культурные ценности (Ушаков Б. И. с соавт., 2002).

По мнению CellaD. Fetal. (1993): «Качество жизни — оценка больным удовлетворенности текущим уровнем функционирования в сравнении с тем, который пациент осознает как возможный для него или идеальный».

Новик А. А. и Ионова Т. И. (2002, 2007) дают следующее определение: «Качество жизни — интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, основанная на его субъективном восприятии».

Всемирной организацией здравоохранения были разработаны основополагающие критерии качества жизни человека конца XX века, которые лежат в основе современных представлений об этом показателе: физические, психологические, уровень самостоятельности, общественная жизнь, окружающая среда и духовность.

  • Физические — сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых. ;

  • Психологические — положительные эмоции, мышление, изучение, запоминание, концентрация внимания, самооценка, внешний вид, негативные переживания.

  • Уровень независимости — повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения.

  • Общественная жизнь — личные взаимоотношения, общественная цен­ность субъекта, сексуальная активность.

  • Окружающая среда — благополучие, безопасность, быт, обеспечен­ность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения, доступность информации, возможность обучения и повышения квали­фикации, досуг, экология.

  • Духовность — религия, личные убеждения.

Таким образом, КЖ является многомерной конструкцией, включающей в себя информацию об основных составляющих благополучия человека: физической, психологической, социальной и духовной.

В настоящее время исследование КЖ проводится практически во всех областях медицины, как клинической, так и социальной.

В контексте медико-социальных исследований, одним из приоритетных направлений является использование КЖ как комплексного критерия здоровья.

В последние десятилетия понятие КЖ неразрывно связано с понятием здоровья. Опираясь на определение ВОЗ, здоровье чаще всего интерпретируется через физическое и психическое здоровье. Физическое (сомати­ческое) здоровье легче поддается констатации, чем психическое, социаль­ное же благополучие, или социальное здоровье, практически не находит своего определения и методов изучения.

Традиционно состояние здоровья человека оценивалось только по объективным клиническим и лабораторно-инструментальным данным, что соответствует доминирующей биомедицинской модели.

В то же время, еще в 1959 году R. Dubo высказал мнение, что здоровье и болезнь нельзя свести к понятиям анатомии, физиологии или психиче­ским характеристикам. Единственным мерилом здоровья, на его взгляд, признается способность индивида функционировать приемлемым образом для него самого и для группы, частью которой он является. Таким образом, должна учитываться внутренняя оценка состояния, данная самим челове­ком, и у этой оценки появляются шансы стать общественно нормативной.

Многочисленные исследования, проведенные в США, Великобритании и Франции, выявили, что субъективные взгляды человека могут быть дале­ки от медицинской точки зрения. Было установлено, что самый значимый фактор — самооценка здоровья. Оказалось, что субъективное понятие здоровья играет большую роль, чем объективные показатели, т. е. пред­ставление людей о своем здоровье оказывается важнее самого «здоровья». Осознанный недуг — это не просто фактические когнитивные признаки нарушения здоровья, но также совокупность определенных нарушений, боли, утомления, страхов, чувства опасности и беспомощности.

В. П. Казначеевым (1996) предложено понятие «внутренняя картина здоровья», которое является продолжением понятия «внутренняя картина болезни», введенного Р. А. Лурией. Слагаемыми внутренней картины здоровья являются биологические, физические резервы человека, его психоэмо­циональные и социальные возможности. Налицо параллели перечисленных слагаемых и составляющих понятие КЖ, связанного со здоровьем.

По мнению ряда ученых, интегральной характеристикой здоровья является оценка КЖ. Л. С. Шилова (1999) считает, что с 70-х годов XX века под «здоровьем» чаще стали понимать такую форму жизнедеятельности, которая обеспечивает необходимое КЖ и достаточную ее продолжительность.

Таким образом, методика оценки КЖ имеет большие перспективы в изучении здоровья различных контингентов населения.

  1.  
    1. Понятие «качество жизни» в медицине

Существенный вклад в формирование идеи качества жизни вносит медицина, которая в настоящее время все в большей степени ориентируется на интегральные, комплексные характеристики человека, связанные не только с объективными показателями его здоровья, но и с самооценкой и степенью удовлетворения своей жизнью.

Несмотря на то, что КЖ является системным явлением, охватывающим разные стороны человеческой жизни, нас интересуют в первую очередь медицинские аспекты этого понятия, все, что связано со здоровьем людей. Именно с этой целью в 1982 году Kaplan и Bush предложили термин «health-relatedqualityoflife» (качество жизни, связанное со здоровьем), что позволило выделить параметры, описывающие состояние здоровья, заботу о нем и качество медицинской помощи из общей концепции КЖ.

Основная цель любого врачебного вмешательства — улучшение качества жизни. Она реализуется в решении нескольких конкретных задач, как, например, облегчение боли, восстановление двигательных функций и т. п. Пациенты нуждаются во врачебной помощи, медицинском внимании и заботе, поскольку они обеспокоены симптомами болезни, последствиями травм и др. Врач отвечает на их потребности общением, постановкой диагноза, лечением, утешением, обучением. Эта деятельность направлена на улучшение качества жизни пациента.

Изучение влияния болезни на аспекты человеческой жизни всегда интересовали врачей. Известные отечественные клиницисты М. Я. Мудров, С. П. Боткин, Н. И. Пирогов, Г. А. Захарьин и др. активно интересовались вопросами отношения пациентов к своей болезни. Нашему великому соотечественнику М.Я. Мудрову принадлежит крылатая фраза: «Лечить не болезнь, а больного», в полной мере отразившая гуманистическую направленность российских медицинских школ.

Впоследствии появился термин «внутренняя картина болезни», ввел его Р. А. Лурия в книге «Внутренняя картина болезни и ятрогении». К внутренней картине относятся все ощущения больного, включая болезненные, а также «общее самочувствие, самонаблюдение, его представления о своей болезни, о ее причинах — все то, что связано для больного с приходом к врачу, весь тот огромный мир больного, который состоит из весьма сложных сочетаний восприятия и ощущения, эмоций, аффектов, конфликтов, психических переживаний и травм». Р. А. Лурия выделял во внутренней картине болезни два уровня: «сенситивный» и «интеллектуальный». К первому уровню относится вся совокупность ощущений, являющихся результатом болезни, а ко второму — своеобразная надстройка над этими ощущениями, возникающая вследствие размышлений больного о своем физическом состоянии и представляющая психологическую реакцию на собственную болезнь.

Предпосылки к появлению критерия КЖ, интерес к проблеме ограничивающего влияния болезней на жизнь человека существовали и в зарубежной медицине. В XVI веке английский философ Ф. Бэкон считал, что основной задачей медицины является достижение гармоничного состояния человеческого организма, которое обеспечивало бы ему полноценную жизнь: «...Обязанность врача состоит целиком в том, чтобы уметь так настроить лиру человеческого тела и так играть на ней, чтобы она ни в коем случае не издавала негармоничных и неприятных для слуха созвучий».

При обследовании населения в Ирландии и Австралии в XIX веке изучалось не только распространение болезней, но и их влияние на профессиональную деятельность. Значительное возрастание числа хронических заболеваний и увеличение доли пожилых людей в общей структуре населения обусловили включение в анкеты, применявшиеся при длительных обследованиях населения в Канаде, Финляндии и США, пунктов, отражающих ограничение активности в повседневной жизни, и других показателей нарушения функций организма.

Какие же причины способствовали появлению показателя КЖ в медицине XX века?

Существует определенная цикличность в развитии общества. За требованиями технического роста, развития производства и промышленности неизбежно происходит требование социально-психологической, морально-нравственной адаптации человека к изменившимся условиям внешней среды. Таким образом, доминирование теорий «общественного» (блага, образования, прогресса, развития благосостояния и пр.) всегда сменяются теориями «индивидуального» (развития, адаптации, совершенствования личности).

Нетрудно проследить подобные тенденции и в медицине. На протяжении минувшего столетия преобладала биомедицинская модель здоровья и болезни. Стремительно развивались лабораторные и инструментальные методы диагностики, основанные на биохимическом, генетическом и молекулярном уровнях. Постоянно совершенствовались методы лечения, становясь все более высокотехнологичными и дорогостоящими, создавались десятки новейших высокоэффективных лекарственных препаратов. До настоящего времени медицина была четко ориентирована на объективные критерии, именно по ним оценивалось здоровье.

При этом, основываясь только на объективных клинических и инструментальных данных, врач перестает видеть самого больного. В то же время, он должен обращать внимание не только на физиологические аспекты лечения, но и на коррекцию психологического состояния, должен выделять систему социальных причин, обусловливающих заболевания, давать рекомендации по здоровому образу жизни, стилю поведения пациентов, ведь одна из важнейших функций врача — вернуть человека в общество, а не только возвратить его к здоровому состоянию.

Именно поэтому на смену биомедицинской модели здоровья и болезни приходит модель био-психо-социальная (глобальная), в центре которой больной как личность, со своими субъективными представлениями о забо­левании, страхами и тревогами, собственными наблюдениями и опытом. Центром этой модели стало понятие «качество жизни».

Таким образом, на новом витке развития медицины критерий КЖ позволяет возродить на современном уровне старый принцип «лечить не болезнь, а больного». Проблема КЖ ориентирует исследователей на признание индивидуальной целостности каждого человека и выдвигает приоритет интересов и благ человека над интересами общества и науки.

Продолжительность жизни людей в XX веке в развитых странах существенно увеличилась, что было достигнуто, в основном, за счет успешной борьбы с инфекционными заболеваниями благодаря крупнейшим открытиям в микробиологии. В силу этого, на первый план выступили проблемы, связанные с распространением хронических неинфекционных заболеваний — болезней сердца, злокачественных новообразований, заболеваний суставов, сахарного диабета и др. Постоянно появляющиеся новые методы лечения могут лишь замедлить прогрессирование заболевания, но не ликвидировать его. Поэтому актуальным становится улучшение качества жизни таких пациентов.

В последние десятилетия XX века в медицинской этике все большее значение стало приобретать уважение моральной автономии и прав пациента, предоставление ему необходимой информации, возможности выбора и принятия решений, осуществления контроля за ходом лечения. Оценка КЖ является одним из методов оценки контроля лечения, основанным на самом важном для больного критерии — его субъективном мнении.

В конце XX века решения врачей относительно лечения стали анализироваться не только пациентами, но страховыми компаниями и другими субъектами. Политика правительства, заключающаяся в усилении контроля над расходами на здравоохранение и в увеличении прибыли от медицины, формирует переход от независимой рациональности к формальной рациональности (ужесточении правил, норм и эффективности). Оценка КЖ зачастую является конечным критерием эффективности лечения, выбора препарата, успешности реабилитационных мероприятий, что за рубежом обусловило включение этого понятия в программу обследования больных. Это, несомненно, согласуется с провозглашенной ВОЗ концепцией непрерывного совершенствования качества медицинской помощи.

  1.  
    1. Основные направления применения показателя качества жизни в медицине

В России первое популяционное исследование КЖ взрослого населения было проведено Сухонос Ю.А. (2003) среди жителей Санкт-Петербурга, которое выявило возрастные и тендерные особенности этого показателя. Разработка популяционных значений КЖ также была проведена в рамках мультицентрового исследования «ИКАР» (2004), посвященного изучению КЖ у больных бронхиальной астмой и хронической обструктивной болезнью легких. Результаты подобного рода исследований могут быть использованы как в клинической практике, так и при разработке и оценке эффективности медико-социальных программ в здравоохранении и социальной сфере.

Другим важным направлением применения критерия КЖ является оцен­ка влияния хронического заболевания на человека. Проведенные исследо­вания показали, что КЖ хронически больных людей по всем параметрам ниже, чем здоровых, в то же время существуют особенности нарушения этого показателя в зависимости от нозологии, как по степени снижения, так и по нарушению отдельных составляющих КЖ. Также было установлено, что КЖ в период обострения заболевания значительно ухудшается по срав­нению с ремиссией, а также зависит от частоты обострений.

В то же время необходимо отметить, что КЖ не всегда идентично тяже­сти и длительности заболевания. Так, в дебюте болезни все составляющие КЖ могут сильно снижаться в результате стресса от факта установления диагноза, а затем больной привыкает к наличию хронического заболевания, и его КЖ может снова повыситься. Кроме того, КЖ оценивает, как больной переносит свое состояние: оптимистично настроенные люди имеют более высокие показатели, чем пессимисты.

Некоторые исследования показали, что, хотя в общей популяции КЖ женщин ниже, чем мужчин, возникновение хронического заболевания в большей степени снижает этот показатель у мужчин, чем у женщин, то есть женщины легче адаптируются к нарушению здоровья.

Знание особенностей влияния заболевания на различные аспекты КЖ может способствовать как оптимизации лечебных и реабилитационных мероприятий при конкретной нозологии, так и индивидуальному подходу к каждому больному.

Что касается оценки эффективности лечения, то в течение последнего десятилетия практически все многоцентровые рандомизированные исследования, посвященные сравнению эффективности различных программ терапии, наряду с традиционными клиническими критериями изучения эффективности лечения включают оценку КЖ. В зависимости от резуль­татов исследования КЖ рассматривают как дополнительный или как основной критерий при определении преимуществ той или иной схемы лечения.

Особую важность представляет оценка КЖ при экспертизе новых лекар­ственных препаратов. Определение КЖ, связанного со здоровьем, представляет собой неотъемлемый элемент в комплексе мероприятий при испытании, регистрации и внедрении лекарственного препарата.

Важным направлением является использование качества жизни как критерия прогноза. Доказано, что параметры КЖ больного обладают независимой прогностической значимостью, превышающей значение общесома­тического статуса. Это направление было изучено, в основном, при онколо­гических заболеваниях. Установлено, что самая длительная выживаемость наблюдалась у больных с изначально хорошим КЖ, которое не ухудшалось в первые недели лечения. КЖ как прогностический фактор может приме­няться при стратификации больных в клинических исследованиях и лежать в основе индивидуального подхода к лечению.

Оценка КЖ, являющегося ценным критерием эффективности лече­ния, стала неотъемлемым компонентом клинико-экономических расчетов в современной медицине, в частности анализа «стоимость-полезность». Единицей измерения в этом анализе является QALY (Quality-adjustedLife-year) — год жизни, прожитый качественно, измеряемый специальными инструментами.

Таким образом, в современных научных исследованиях методики опреде­ления КЖ используются как объективные критерии оценки эффективности лечебных, реабилитационных, социальных воздействий и программ наравне с общепринятыми клинико-функциональными показателями.

  1.  
    1. Исследование качества жизни в педиатрии

Интерес к изучению КЖ в педиатрии возник в 80-е годы XX века, когда оценка этого показателя у взрослых проводилась во многих клинических исследованиях. Согласно данным зарубежных ученых, количество исследований КЖ в педиатрии значительно меньше, чем у взрослого населения, хотя отмечается тенденция к постоянному росту числа публикаций, что свидетельствует о несомненной актуальности данной проблемы.

Здоровье детей во многом определяет состояние общества, в котором они растут, его потенциал и перспективы. Человек всю последующую жизнь реализует тот потенциал здоровья, который заложен в детском воз­расте. В настоящее время ситуацию с состоянием здоровья детей в России можно рассматривать как кризисную, сохраняются и нарастают негативные тенденции показателей здоровья детского населения. Согласно данным, полученным в НЦЗД РАМН, не более 3-10% детей могут считаться здоровыми, отмечается преимущественный рост хронической патологии, частота которой за последние 10 лет увеличилась на 22%. Наряду с соматическим, ухудшается нервно-психическое и репродуктивное здоровье детей, их физи­ческое развитие, нарастает уровень инвалидности.

Традиционные методы обследования дают одностороннее представление о болезни и эффективности лечения, но не позволяют оценить психологи­ческую, социальную дезадаптацию ребенка, его отношение к своему состоя­нию. Включение оценки КЖ в программу обследования может решить эту проблему, что позволит повысить качество медицинской помощи. По мне­нию М. Bullinger (2006), КЖ детей может явиться конечной точкой в оцен­ке эффективности медицинских вмешательств в области профилактики, лечения и реабилитации.

Не менее важно изучение КЖ здорового ребенка. Очень мало извест­но об отношении детей к своему здоровью. В то же время без понимания внутренней картины здоровья невозможно понять внутреннюю картину болезни, сформировать адекватное представление о реакции личности ребенка на болезнь. Исходя из этого, одним из важнейших направлений изучения КЖ у детей является определение состояния оптимального здо­ровья с позиций самого ребенка, его родителей.

Оценка КЖ здоровых детей позволит провести разработку показателей, которые могут служить своего рода нормой КЖ. Знание оптимальных цифр КЖ необходимо для выявления детей с низкими значениями этого пока­зателя, то есть групп риска, и их дальнейшего углубленного обследования, установления закономерностей изменения КЖ при развитии заболева­ний. При этом комплексный подход к проблеме подразумевает не только оценку непосредственно КЖ, но и выявление факторов, влияющих на него (биологических, медицинских, социальных, психологических). Таким образом, мониторинг КЖ может стать наиболее простым, дешевым и массовым методом скрининговой диагностики и основой разработки качественно новых подходов к профилактике различных заболеваний.

Изучение КЖ в детском возрасте строится на тех же принципах, что и у взрослых, это многокомпонентная структура, которая описывает физические, социальные, психологические и функциональные аспекты благополучия и функционирования, то есть основана на дефиниции здоровья ВОЗ.

В педиатрии также нет единого определения КЖ. По определению J. Bruil(1998), «Качество жизни — это восприятие и оценка ребенком различных сфер жизни, имеющих для него значение, и те ощущения, которые связаны для него с проблемами в функционировании».

Детская Онкологическая Группа определяет качество жизни как «многокомпонентную конструкцию, основанную как на объективных, так и на субъективных данных, включающую (но не ограниченную этим) соци­альное, физическое и эмоциональное функционирование ребенка и/или его или ее семьи». Или, например, КЖ, связанное со здоровьем, может быть определено «индивидуальным удовлетворением уровня функционирова­ния по сравнению с идеалом» (VarniJ.Wetal., 2005; 2006).

По определению Новика А. А. с соавт. (2002): «Качество жизни ребен­ка — это интегральная характеристика здоровья ребенка, основанная на его субъективном восприятии».

Основные направления применения показателя КЖ в педиатрии:

  • медико-социальные исследования, в частности:

  • оценка КЖ здоровых детей с целью разработки оптимальных крите­риев этого показателя, что позволит выделить группы риска и срав­нивать КЖ здоровых и больных детей;

  • определение региональных особенностей КЖ;

  • разработка и всестороннее обоснование новых профилактических программ;

  • проведение мониторинга групп риска и оценка эффективности про­филактических мероприятий;

  • изучение влияния различных заболеваний на КЖ детей, позволяющее оценить индивидуальную реакцию ребенка на болезнь, степень его дезадаптации, закономерности изменения показателя КЖ в зависимости от нозологической формы, а также на разных стадиях болезни;

  • использование показателя КЖ как метода индивидуального мониторинга с целью оценки эффективности проводимой терапии и ее коррекции;

  • оценка КЖ как дополнительного критерия прогноза течения и исхода заболевания, особенно в паллиативной медицине;

  • экспертиза новых методов лечения, лекарственных препаратов - согласно международным критериям при проведении рандомизированных исследований в случае одинаковой клинической эффективности разных методов предпочтение отдается методу лечения, при котором наблюда­ется наиболее выраженное улучшение КЖ пациентов;

  • использование критерия КЖ как компонента клинико-экономических расчетов для обоснования экономической целесообразности применения различных медицинских технологий.

Как видно, основные сферы применения показателя КЖ в педиатрии аналогичны таковым у взрослого населения, только больший акцент дела­ется на изучение КЖ различных контингентов здоровых детей, внедрение КЖ как скрининговой методики в профилактические программы здраво­охранения.

Глава 2. Исследование показателей качества жизни детей

Экспериментальная работа по данной теме исследования проводилась на базе МБОУ «Петропавловская школа» Усть-Майского улуса. В исследовании участвовали обучающиеся 8-18 лет в количестве 48 человек, которые были распределены на две группы 8-12 лет и 13-18 лет.

2.1.Материалы и методы исследования

Опросник PediatricQualityofLifeInventory 4.0

PedsQL™4.0 (VarniJ. etal., USA, 2001) — является одним из наиболее популярных опросников в мире, переведен более чем на 20 языков. Данный инструмент прошел испыта­ния в мультицентровых исследованиях нескольких стран (США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Китая и др.) и зарекомендовал себя как простой, надежный, чувствительный метод изучения качества жизни здоровых и больных детей различного возраста (2-18 лет).

Опросник имеет общие шкалы, представляющие собой отдельную вер­сию — PedsQL™4.0 GenericCoreScales, описывающую физическое, эмоциональное, социальное и ролевое функционирование.

Преимуществами данного инструмента являются следующие:

  • наличие хороших психометрических свойств;

  • простота и удобство в заполнении, статистической обработке и интерпретации результатов;

  • широкий возрастной диапазон (от 2 до 18 лет);

  • наличие параллельных форм для родителей;

  • наличие наряду с общей шкалой модулей для различных заболеваний.

Опросник состоит из 23 вопросов, которые объединены в следующие шкалы:

  • физическое функционирование (ФФ) — 8 вопросов;

  • эмоциональное функционирование (ЭФ) — 5 вопросов;

  • социальное функционирование (СФ) — 5 вопросов;

  • ролевое функционирование — функционирование в детском саду (ФДС) или школьное функционирование (ШФ) — 3 или 5 вопросов (в зависимости от возраста детей).

Кроме того, в процессе шкалирования данных могут быть получены суммарные баллы по различным шкалам опросника:

  • суммарный балл физического компонента качества жизни — характери­стика шкалы физического функционирования;

  • суммарный балл психосоциального компонента качества жизни — харак­теристика шкал эмоционального, социального и ролевого функциони­рования;

  • суммарный балл по всем шкалам опросника — характеристика шкал физического, эмоционального, социального и ролевого функцио­нирования.

Опросник разделен на блоки по возрастам — 5-7,8-12 и 13-18 лет, которые имеют формы для заполнения детьми и родителями, и блок для детей 2-4 лет (заполняется только родителями).

Общее количество баллов для всех модулей рассчитывается по 100-балльной шкале после процедуры шкалирования: чем выше итоговая величина, тем лучше качество жизни ребенка.

Несомненным преимуществом данного инструмента является наличие специфических модулей для использования при различных заболевани­ях — PedsQL™4.0 DiseaseSpecificModules. Это позволяет проводить парал­лельное исследование как общего КЖ, так и специфических нарушений, свойственных определенной патологии, причем в единой системе подсчета баллов КЖ.

Опросник PedsQL™4.0 имеет следующие специфические модули:

  • «AsthmaModule» (модуль «Бронхиальная астма»),

  • «DiabetesModule» (модуль «Сахарный диабет»),

  • «CancerModule» («Онкологический модуль»),

  • «RheumatologyModule» («Ревматологический модуль»),

  • «CardiacModule» («Кардиологический модуль»),

  • «Multidimensional Fatigue Scale» («Шкалаоценкислабости»),

  • «HealthcareSatisfactionscale» (модуль «Удовлетворенность медицинским обслуживанием»).

Методы статистической обработки

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием программы MicrosoftExcel путем вычисления средней величины. MicrosoftExcel- программа для работы с электронными таблицами, созданная корпорацией Microsoft для MicrosoftWindows, Windows NT и Mac OS. Она предоставляет возможности экономико-статистических расчетов, графические инструменты и, за исключением Excel 2008 под Mac OS X, язык макропрограммирования VBA (VisualBasicforApplication). MicrosoftExcel входит в состав MicrosoftOffice и на сегодняшний день Excel является одним из наиболее популярных приложений в мире.

2.2. Характеристика базы исследования

В рамках реализации приказа МЗ и СР РФ №597н от 19.08.2009 г. «Об организации деятельности центров здоровья по формированию ЗОЖ у граждан РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака» начал работу Центр здоровья для детей на базе ГБУ ДГБ совместно с Медицинским институтом Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова с 8 декабря 2010 г.

В период с 25 февраля 2014 года по 1 марта 2014 г в Мобильном Центре здоровья комплексным обследованием были охвачены –126 учащихся МБОУ «Петропавловская СОШ» Усть-Майского улуса Республики Саха (Якутия) в возрасте от 10 до 17 лет. Также у 8 детей был проведен контрольное измерение содержания сахара в крови. В период с 01.12.14г по 05.12.14г. проведена динамическое наблюдение, прошедщих комплексное обследование в феврале 2014г. Охват составил 96 детей – 76,1%. Часть детей выехали, часть болели.

Целью динамического обследования явилась оценить результаты индивидуального консультирования, выполнения рекомендованных консультаций и оценить проведенную массовую профилактическую работу (прил.1)

Динамическим наблюдением охвачены 94% детей в возрасте от 10 до 14, подростки 45,1%, низкий охват,в связи с выпуском 11 класса.

По результатам комплексного обследования, высокий уровень отклонений составили нарушения состава тела- 82- 65%, в т.ч. повышенное содержание жировой ткани- 5.5%, повышенное содержание жидкости-3.1%, недостаточное содержание жировой ткани- 55,5%, при этом дети с недостаточной массы тела составили 11.9%. Высокий уровень отклонения составил нарушение сердечно- сосудистой деятельности- 27,7 %. В.т.ч. тахикардия- 15,3 %, брадикардия- 2,3%. Нуждаются в санации полости рта 28,5 % детей. Имеют нарушения углеводного обмена в 3.1 %. Избыточная масса тела- 9.5 %. Уровень повышенной тревожности детей 18.2%. Имеют нарушение жирового обмена 16.6%. Хотя курящие дети составили 6,3%, высокое содержание карбоксигемоглобина имеют 13,4%

Всем детям с функциональными отклонениями врачом педиатром был составлен индивидуальные планы по ЗОЖ. Были проведены Школы здоровья по ранней профилактике ССЗ ( в.т.ч.профилактикатабакокурения и пивного алкоголизма, по рационального питания). Охват составил 112 учащихся (прил.2)

Из проведенного комплексного обследования в феврале 2014г было выявлена 265 функциональных отклонений,т.е. каждый ребенок имел 2,4 отклонений. Динамически обследованы 153 – 57,7%, с положительной динамикой 44,4%, без перемен 55,5 %. У 9,3% выявлены вновь возникшие отклонения, т.е.у 5 детей появлась кариес,у 2 тахикардия, у 1 повышенное АД. Распределение по группам здоровья, детей, прощедших динамическое наблюдение 1 группа -12-12,5%, 2 группа – 47-48,9%, группа -35- 36,4%. 6 детей 2 группы здоровья перешли на 1 группу, т.е. отмечается полная корреция функциональных отклонений. 3 детей из 1группы перешли на 2 группу и из 2 на 3 группу , т.е. появились отклонения в состоянии здоровья. У 50% детей с избыточной массой телы нормализовался вес, у 27,2 % детей нормализовался уровень холестерина в крови, но 72,7% детей с высоким уровнем холестерина в крови остались без перемен. Только 22,2% детей санировали полость рта.У 87,7% детей с повышенной тревожностью отмечается положительная динамика. Учитывая положительную динамику и вновь выявленные отклонения коэффициент положительной динамики составил 35,4%.

Таким образом, высокотехнологическое оборудование ЦЗД позволяет создать оптимальные условия для первичной диагностики на ранних этапах и своевременного проведения комплексных оздоровительных мероприятий по устранению факторов риска. В МОБУ “Петропавловская школа” процент положительной динамики комплексных мероприятий составил 35,4%.

В условиях повышенных физических и психологических нагрузок у современных школьников скрининговое обследование предоставляет возможность раннего выявления и коррекции различного рода отклонений здоровья и патологических состояний, что чрезвычайно важно с позиции профилактики развития хронических заболеваний и ранней компенсации соматической патологии.

Высокий процент положительной динамики по нормализации сахара крови, снижение уровня холестерина, нормализации веса показывает, что дети начали соблюдать здоровое питание. 100% нормализация углекислого газа показывает, что дети достаточно бывают на свежем воздухе и отказались от курения. Отмечается низкий показатель санации полости рта. Процент здоровых детей составил 12,5%.

Высокий процент детей с перенапряжением механизмов адаптации нормализовали свои показатели, это еще раз, показывает о благоприятной психологической среде в школе.

2.3.Сравнение показателей качества жизни детей в зависимости от возраста

Результаты оценки КЖ в представленных в таблица 1 и 2.

Дети из всех аспектов КЖ наиболее высоко оценили социальное и физическое, за счет этого, оказалось высоким психо-социальное функционирование, при этом субъективная оценка эмоционального и ролевого благополучия оказались незначительно низкими.

Таблица 1. Сравнительная характеристика показателей КЖ детей в зависимости от возраста (по ответам детей)

Показатели

КЖ

8-12 лет,

13-18 лет,

ФФ

78,91

86,33

ЭФ

70,21

66,88

СФ

76,88

89,38

РФ

74,17

70,21

ПСФ

73,75

75,49

Общий балл

74,78

77,65

Так же анкетирование детей выявило возрастные особенности: нарастание уровня физического и социального функционирования при снижении ролевого функционирования (табл.3,4), как по ответам самих детей, так и по ответам родителей. Что свидетельствует об обеспокоенности детей и родителей вопросами жизни в школе, связи с возможными пропусками по причине болезни, актированных дней в условиях севера. При этом значения суммарной шкалы КЖ (ОБ) не имели достоверных различий.

Таблица 2.Сравнительная характеристика показателей КЖ детей в зависимости от возраста (по ответам родителей)

Показатели

КЖ

8-12 лет,

13-18 лет,

ФФ

80,34

77,13

ЭФ

73,75

65,21

СФ

81,46

87,71

РФ

73,96

66,46

ПСФ

76,39

73,13

Общий балл

77,18

73,39

2.4. Сравнение показателей качества жизни по ответам

детей и родителей

При анкетирование обучающихся так же была выявлена существенная разница по ответам детей и родителей (proxy-problem). При анализе противоречий в ответах детей и родителей удалось установить, что родители детей13-18 лет оценивают показатели КЖ ниже, чем сами дети, по всем аспектам КЖ в обоих возрастных группах (табл. 3). Эта разница в оценки КЖ также имеет возрастные особенности: чем старше ребенок, тем больше разница в оценке параметров КЖ.

Таблица 3. Сравнительная характеристика показателей КЖ по ответам детей и родителей в возрастной группе от 8 до 12 лет

Показатели

КЖ

Ответы детей

Ответы родителей

ФФ

78,91

80,34

ЭФ

70,21

73,75

СФ

76,88

81,46

РФ

74,17

73,96

ПСФ

73,75

76,39

Общий балл

74,78

77,18

Так, у детей 8-12 лет среди всех параметров КЖ достоверных различий обнаружено не было. В более же старшей возрастной группе появляются различия: оны выявлены и в оценке и эмоционального, и ролевого, и психо-социального функционирования.

Таким образом, по мере взросления детей proxy-problemусиливается, вероятно, в силу того, что подростки «отдаляются» от родителей и информированность родителей об их жизни становится ниже.

Таблица 4. Сравнительная характеристика показателей КЖ по ответам детей и родителей в возрастной группе от 13 до 18 лет

Показатели

КЖ

Ответы детей

Ответы родителей

ФФ

86,33

77,13

ЭФ

66,88

65,21

СФ

89,38

87,71

РФ

70,21

66,46

ПСФ

75,49

73,13

Общий балл

77,65

73,39

  1.  
    1. Сравнительная характеристика качества жизни юных спортсменов и здоровых детей, не занимающихся спортом.

Обучающиеся МБОУ «Петропавловская школа» посещают секции по легкой атлетике и лыжам, а также секции по северному многоборью и борьбе.

При проведении сравнительного анализа показателей КЖ юных спортсменов (табл.5,6) выявлено достоверно высокие показатели по шкале эмоционального функционирования и ролевого функционирования по ответам детей и родителей. Таким образом, у детей, занимающихся спортом выявлены достоверно высокие показатели КЖ по шкале психосоциального функционирования и общего балла по ответам детей.

Таблица 5. Сравнительная характеристика показателей КЖ юных спортсменов 8-18лет и их здоровых ровесников, не занимающихся спортом (по ответам детей)

Показатели КЖ

Юные спортсмены

Здоровые ровесники – неспортсмены

ФФ

86,91

82,62

ЭФ

75,31

68,54

СФ

87,81

83,13

РФ

75,94

72,19

ПСФ

79,69

74,62

Общий балл

81,13

76,22

Родители юных спортсменов достоверно выше оценивают КЖ своих детей по шкалам эмоционального, социального и психосоциального функционирования. Согласно данным ряда исследований родители не всегда достаточно информированы о ежедневной жизнедеятельности ребенка, особенно его психосоциальном функционировании.

Таблица 6. Сравнительная характеристика показателей КЖ юных спортсменов 8-18 лет и их здоровых ровесников, не занимающихся спортом (по ответам родителей)

Показатели КЖ

Юные спортсмены

Здоровые ровесники – неспортсмены

ФФ

86,52

78,08

ЭФ

70,06

69,17

СФ

86,56

84,58

РФ

74,38

70,10

ПСФ

76,67

74,62

Общий балл

78,64

75,31

В младшей возрастной группе выявлено достоверное различие по шкале эмоционального функционирования КЖ, у юных спортсменов достоверно выше уровень эмоционального функционирования, чем у их здоровых ровесников не занимающихся спортом как по ответам детей, так и по ответам родителей. И эта разница в оценке эмоционального функционирования увеличивается по мере взросления ребенка (табл. 7).

Таблица 7. Сравнительная характеристика показателей КЖ юных спортсменов 8-12лет и их здоровых ровесников, не занимающихся спортом (по ответам детей)

Показатели КЖ

Юные спортсмены

Здоровые ровесники – неспортсмены

ФФ

85,94

78,91

ЭФ

75,63

70,21

СФ

81,88

76,88

РФ

78,75

74,17

ПСФ

78,75

73,75

Общий балл

80,19

74,78

Так в возрастной группе 13-18 лет юные спортсмены оценили эмоциональное функционирование вышездоровых сверстников, не занимающихся спортом. Возможно, юные спортсмены в возрасте от 14 лет переживают «подростковый период» более мягче, в связи с занятостью тренировочным процессом и плотным соревновательным графиком (табл.8).

Таблица 8. Сравнительная характеристика показателей КЖ юных спортсменов 13-18лет и их здоровых ровесников, не занимающихся спортом (по ответам детей)

Показатели КЖ

Юные спортсмены

Здоровые ровесники – неспортсмены

ФФ

87,89

86,33

ЭФ

75,00

66,88

СФ

93,75

89,38

РФ

73,13

70,21

ПСФ

80,63

75,49

Общий балл

82,08

77,65

Родители юных спортсменов в младшей и старшей возрастной группах оценили качество жизни своих детей выше по школам эмоционального и социального функционирования, чем родители здоровых детей, что говорит о том, что у детей занимающихся спортом более стабильный эмоциональный фон (табл.9,10).

Таблица 9. Сравнительная характеристика показателей КЖ юных спортсменов 8-12 лет и их здоровых ровесников, не занимающихся спортом (по ответам родителей)

Показатели КЖ

Юные спортсмены

Здоровые ровесники – неспортсмены

ФФ

85,55

80,34

ЭФ

74,88

73,75

СФ

83,75

81,46

РФ

75,63

73,96

ПСФ

77,08

76,39

Общий балл

78,78

77,18

Таблица 10. Сравнительная характеристика показателей КЖ юных спортсменов 13-18 лет и их здоровых ровесников, не занимающихся спортом (по ответам родителей)

Показатели КЖ

Юные спортсмены

Здоровые ровесники – неспортсмены

ФФ

87,50

77,13

ЭФ

66,25

65,21

СФ

89,38

87,71

РФ

73,13

66,46

ПСФ

76,25

73,13

Общий балл

78,50

73,39

Таким образом, разрыв между социальным и ролевым функционированием составил 13,0 - 13,3% по ответам детей и 17,3 – 19,6% по ответам родителей.

В целом, родители оценивают качество жизни детей несколько ниже, чем сами дети по всем шкалам функционирования .

Заключение

На основании данных проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Анкетированиедетей выявило возрастные особенности: нарастание уровня физического и социального функционирования при снижении ролевого функционирования, как по ответам самих детей, так и по ответам родителей. Что свидетельствует об обеспокоенности детей и родителей вопросами жизни в школе, связи с возможными пропусками по причине болезни, актированных дней в условиях севера.

  2. При анкетирование детей была выявлена существенная разница по ответам детей и родителей (proxy-problem). При анализе противоречий в ответах детей и родителей удалось установить, что родители оценивают показатели КЖ ниже, чем сами дети, по всем аспектам КЖ в обоих возрастных группах. Таким образом, по мере взросления детей proxy-problem усиливается, вероятно, в силу того, что подростки «отдаляются» от родителей и информированность родителей об их жизни становится ниже.

  3. Юные спортсмены оценивают КЖ выше, чем их здоровые сверстники, не занимающиеся спортом по шкалам эмоционального, социального, ролевого и психосоциального функционирования. У юных спортсменов высокие показатели физического и социального функционирования во всех представленных видах спорта, что подтверждает высокую мотивацию к занятиям спортом и получаемое удовлетворение, значимость дополнительного образования для социализации детей, в сравнении со сверстниками, не занимающимися спортом.

Рекомендации:

  • Периодически проводить комплексное обследование обучающихся школы выездным Центром здоровья детей по формированию ЗОЖ ГБУ РС(Я) «Детская городская больница».

  • Разработать комплекс профилактических мероприятий, направленных на решение проблем подросткового периода, в которой должны быть задействованы не только сами подростки, но и обязательно их родители.

  • Наладить взаимодействие между органами здравоохранения и образования в отношении медицинского сопровождения занятий спортом в МБОУ ДОД ДЮСШ Усть-Майского улуса (района).

Использованная литература

  1. Баранов А. А., Изучение качества жизни в педиатрии [Текст] - 2010 (Социальная педиатрия. Вып. 10)

  2. Альбицкий В. Ю., Возможности использования критериев качества жизни для оценки состояния здоровья детей - 2007 (Российский педиатрический журнал. 2007. - № 5. - С. 54-56.

  3. Альбицкий В. Ю., Новый подход к комплексной оценке состояния здоровья детей с использованием критерия качества жизни. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины (2007. - № 5. 2007 С. 16-17)

  4. Андреева А.К. Качество жизни детей школьного возраста, больных эпилепсией в Республике Саха (Якутия): Автореферат дис. канд. мед. наук. СПб., 2006. - 25 с.

  5. Баранов A.A., Альбицкий В.Ю:,Валиуллина G.A. и др. Методология изучения качества жизни впедиатрии. М.: Союз педиатров России, 2008.

  6. Винярская И.В. Современное состояние проблемы изучения качества жизни в педиатрии // Пробленмы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2006. -№3.

  7. Винярская И.В. Опыт использования опросника PedsQLTM 4.0 для изучения качества жизни здоровых подростков // Справочник педиатра. – 2006. - № 2. – С. 59-61.

  8. Новик, А.А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине//СПб.: Издательский Дом «Нева». – М.: «Олма-Пресс Звездный мир», 2002. – 320 с.

  9. Валиуллина С.А., Черников В.В. Изучение качества жизни детей раннего возраста // Казанский медицинский журнал. – 2006. – Том 87, приложение. – С. 161.

  10. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю. Итоги, задачи и перспективы изучения качества жизни в отечественной педиатрии // Вопросы современной педиатрии. – 2007. - № 3. – С. 6-8.

  11. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. [и др.]. Методология изучения качества жизни в педиатрии // М.: Союз педиатров России, 2008. – 16с.

  12. Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Новый подход к комплексной оценке состояния здоровья детей с использованием критерия качества жизни // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2007. – № 5. – С. 16-17.

  13. Саввина А.Д. Качество жизни и пути совершенствования медико-социальной помощи детям с целиакией: : Автореф. дисс. …канд. мед.наук. Хабаровск, 2009. - 24 с.

  14. Храмов В. В., Медико-социологическая характеристика качества жизни при занятиях адаптивным спортом. автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. мед. наук. Код спец. 14.00.52 – 2003

  15. Varni J., Seid M., Knight T. et al. The PedsQL™ Generic Core Scales: sensitivity, responsiveness, and impact on clinical decision-making. // Journal of Behavioral Medicine. – 2002. – VoI. 25. – P. 175– 193.

Приложение 1. Распределение по возрасту

Пол

0-9 лет

(n=)

10-14 лет

(n=)

15-17 лет

(n=)

Всего

(n=)

КО

ДН

КО

ДН

КО

ДН

КО

ДН

 

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

-Мальчики

4

3,1

0

0

43

34,1

38

88,3

16

12,6

9

56,2

63

50,0

47

48,9

-Девочки

5

3,9

2

40

41

32,5

41

100

17

13,4

6

35,2

63

50,0

49

51,0

Всего

9

4,1

2

40

84

66,6

79

94

33

26.1

15

45,4

126

1

96

76,1

Приложение 2. Результаты динамического наблюдения

Факторы риска

Подлежали

Осмот

рены

С положительной динамикой

Без перемен

Впервые выявлены

Абс.чис

Абс.чис

%

Абс.чис

%

Абс.чис

%

Абс.чис

%

Нарушения физического развития

35

25

71,4

14

56

11

44

   

В.т.ч. отставание в росте

8

1

12,5

   

1

12,5

   

В.т.ч.избыточный вес

12

12

100

6

50

6

50

   

В.т.ч. дефицит веса

15

12

80

8

66,6

4

33,4

   

Повышение АД

5

3

60

2

66,6

1

33,4

1

 

Пониженное АД

0

0

0

           

Нарушение функционального состояния сердца

35

33

94,2

19

57,5

14

42,4

3

 

Вт.ч. тахикардия

32

32

100

18

56,2

14

43,8

2

 

В.т.ч. брадикардия

3

1

33,3

1

100

       

Нарушения углеводного обмена

4

2

50

2

100

       

Нарушения жирового обмена

21

11

52,3

3

27,2

8

72,7

   

Повышение углекислого газа

17

2

11,7

2

100

       

Нуждаются в санации полости рта

36

36

100

8

22,2

28

77,7

5

 

Перенапряжение механизмов адаптации

23

8

34,7

7

87,7

1

12,3

   

Нарушение состава тела

82

31

37,8

9

29,0

22

71,0

   

В.т.ч.

Повышенное содержание жировой массы

Недостаточное содержание жидкости

Повышенное содержание жидкости

Недостаточное содержание жировой ткани

7

1

4

70

7

0

1

23

100

0

25

32,8

4

0

1

4

57,1

0

100

17,3

3

0

0

19

42,8

0

0

82,6

   

Снижение ЖЕЛ

7

2

28,5

2

100

0

0

   

Всего факторов

265

153

57,7

68

44,4

85

55,5

9

 

1 группа здоровья

16

12

12,5

           

2 группа здоровья

52

47

48,9

           

3 группа здоровья

50

35

36,4

           

4 группа здоровья

3

2

2,0

           

28

Просмотров работы: 358