ОЦЕНКА ФУНКЦИИ СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ПОДРОСТКОВ МБОУ СОШ № 3 Г. КЫЗЫЛА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОЦЕНКА ФУНКЦИИ СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ПОДРОСТКОВ МБОУ СОШ № 3 Г. КЫЗЫЛА

Донгак К.О. 1Ооржак А.А. 1
1
Оруспай Н.С. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

2015 год был объявлен годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сердечно - сосудистые заболевания, стабильно остаются в верхних строчках показателей смертности населения в Республике Тыва. С созданием Регионального сосудистого центра в Республике Тыва, значительно улучшились показатели по заболеваниям и смертности от болезней сердца и сосудов1.

Легче болезнь предотвратить, чем лечить, поэтому проблема сохранения здоровья, профилактика сердечно - сосудистых заболеваний чрезвыайно значима. Таким образом, изучение и исследование темы «Оценка функции сердечно - сосудистой системы у подростков»актуально.

Цель исследования: Оценка функции сердечно - сосудистой системы у подростков

Задачи исследования:

  1. Обзор литературы (Сбор информации)

  2. Изучить состояние сердечно – сосудистой системы с помощью 3 методик:

  • «Измерение ЧСС в покое»

  • «Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку»

  1. Провести анализ результатов с помощью методов:

  • Оценка ПР. (показатель реакции) сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку в биоинформационной программе BioStat Pro 5.9.8

  • Оценка данных в программе MO Excel

Объект исследования:

Особенности возрастной физиологии подростков

Предмет исследования

Физиологическое состояние сердечно - сосудистой системы подростков МБОУ СОШ № 3 им. Т.Б. Кечил-оола РТ г. Кызыла

Методы исследования:

  1. Информационно-коммуникационные (BioStat Pro 5.9.8. , MO Excel)

Количество респондентов: 73 чел. учащихся 8г,8в,8д,8ж классов.

Теоретическая часть. Пульс.

Важнейший показатель функционального состояния сердечно - сосудистой системы (ССС) – пульс или частота сердечных сокращений.

Артериальный пульс - периодические расширения и удлинения стенок артерий, обусловленные поступлением крови в аорту при систоле левого желудочка. Этот показатель дает важную информацию о деятельности сердечно-сосудистой системы. Пульс характеризуется рядом признаков, которые определяются путем пальпации.

Подсчитать пульс можно на сонной, височной и других артериях, доступных для прощупывания пальцами. Чаще всего пульс определяют на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего второй, третий и четвертый пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава.

Пульс характеризуют следующие признаки: частота – число ударов в 1 минуту, ритмичность – правильное чередование пульсовых ударов, наполнение – степень изменения объема артерий, устанавливаем по силе пульсового удара, напряжение – характеризуется силой, которую надо приложить, чтобы сдавить артерию до полного исчезновения пульса.

Пальпаторное исследование пульса дает лишь ориентировочное представление о состояние ритма сердца, для уточнения которого необходимо ЭКГ и ритмокардиографическое исследование2.

Частота пульса

В покое она соответствует частоте сердечных сокращений и изменяется с возрастом.

Табл.1 Изменение частоты сердечных сокращений у подростков и взрослых, в покое3.

Возраст

ЧСС

12 лет

75-82

13 лет

72-78

14 лет

70-80

15 лет

70-80

взрослые

60-80

Практическая часть.

Мы узнали, что пульс можно исследовать 2 способами.

1.Пальпацией

2. Сфигмографией (метод исследования гемодинамики, основанный на графической регистрации пульсовых колебаний стенки кровеносных сосудов, снимают с помощью специальных приставок к электрокардиографу при анализе ЭКГ)

Нас заинтересовал метод пальпации, он прост и доступен.

Пальпация – это ощупывание. Исследуют пульс в местах, где артерии расположены поверхностно и доступны непосредственно ощупыванию. Общепринятое место прощупывания пульса – лучевая артерия. Можно прощупать пульс на височных артериях, на сонной и бедренной артериях. Основным методом исследования пульса является ощупывание, которое производится обычно на ладонной поверхности предплечья у основания i пальца, на лучевой артерии. Рука должна лежать свободно, чтобы напряжение мышц и сухожилий не мешало пальпации. Исследование пульса на лучевой артерии надо обязательно проводить на обеих руках и только при отсутствии разницы в свойствах пульса можно ограничиться дальнейшим исследованием его на одной руке4.

Таким образом, мы измерили ЧСС в покое и после дозированной физической нагрузки.

Ход работы «Измерение ЧСС в покое»
  1. Обследуемый отдыхает в покое 10 минут в спокойной обстановке, в положении сидя или лежа.

  2. Методом пальпации замеряется пульс за 10 секунд и результат умножается на 6, таким образом, получаем замер за 1 минуту.

«Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку»
  1. Сосчитать пульс сидя, в спокойном состоянии за 10 сек. (ЧСС 1).

  2. В течение 30 секунд сделать 20 приседаний.

  3. Повторно сосчитать пульс за 10 сек. Сразу после нагрузки (ЧСС 2).

  4. Повторно сосчитать пульс за 10 сек, Через 1 минуту

Анализ результатов исследования.

Выборка респондентов составила 73 учащихся 8-ых классов. (8в, 8г, 8д, 8ж)

Оценка и анализ функции сердечно-сосудистой системы проводились отдельно для каждой гендерной группы, так как физиологические показатели напрямую зависят от пола.

Табл. 2 Распределение учащихся по возрасту.

Год рождения

Возраст полных лет

кол-во респондентов

2000

16

1

2001

15

64

2002

14

7

Табл.3 Распределение учащихся по гендерному признаку

Пол

Количество респондентов

Мужской

41

Женский

32

Результаты данных по методике «Измерение ЧСС в покое»

После методики «Измерение ЧСС в покое» средняя частота пульса у девочек в покое до нагрузки составляет 83 уд/мин., у мальчиков – 85 уд/мин.

Рис.1 Значение ЧСС до нагрузки (ударов в минуту)

Что незначительно отклоняется о нормы. Данные приведены по Наумкину Б.И.5

Таким образом, можно сказать, что состояние сердечно-сосудистой системы в покое у учащихся 8 классов в норме.

Результаты данных по методике «Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку» Оценка ЧСС после нагрузки
  1. После нагрузки у девочек среднее значение пульса составляет 127уд/мин., у мальчиков – 134 уд/мин.

  2. Через 1 минуту после нагрузки частота пульса у девочек в среднем 110 уд/мин., у мальчиков - 95 уд/мин.

  3. Через 2 минуты состояние пульса и у мальчиков, и у девочек восстановилось, что говорит о хорошем состоянии сердечно - сосудистой системы.

  4. Только у 3 учеников из 73, восстановление пульса заняло более 5 минут, по результатам беседы установлено, что у 2 детей есть заболевание сердечно-сосудистой системы, а 1 рекомендовано обратиться к врачу.

Средняя частота пульса у девочек и у мальчиков представлена в виде диаграммы на рисунке 2.

Рис.2 Сводная таблица средних показателей ЧСС в сравнении

Таким образом, мы выяснили, что частота пульса у девочек в покое меньше, чем у мальчиков.

После нагрузки пульс учащается у девочек в среднем на 43 удара, а у мальчиков на 50 ударов.

Пульс быстрее восстанавливается у мальчиков. Возможно, это связано с тем, что мальчики ведут более подвижный образ жизни, больше уделяют внимание спорту, поэтому у них сердце более приспособлено к нагрузкам.

Оценка ПР (показатель реакции) в программе Biostat Pro 5.9.8

Для проверки физиологического состояния сердечно-сосудистой системы, оценки работы сердца и ее реакции на дозированную нагрузку - используют ПР (Показатель реакции).

Анализ проведен в биоинформационой программе BioStat Pro, версии 5.9.8

Результаты оцениваются по следующей шкале (см. табл.4.)

Табл.4 Реакция ССС на дозированную нагрузку6

ПР (показатель реакции)

Оценка

0-0,3

Сердце в идеальном состоянии

0,31 – 0,6

Сердце в хорошем состоянии

0,61-0,9

Сердце в среднем состоянии

0,91-1,2

Сердце в посредственном состоянии

Более 1,2

Следует обратиться к врачу

Подсчеты велись в биоинформационной программе Biostat Pro 5.9.8. Результаты показали следующее:

Рис. 3 Показатель ПР у мальчиков

Показатель реакции мальчиков равен 0,6, что соответствует хорошему состоянию сердца.

Рис. 4 Показатель ПР у девочек

Показатель реакции у девочек соответствует норме.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на несколько отличающиеся значения полученных нами ЧСС от литературных данных, в целом сердечно-сосудистая система учащихся 8 классов соответствует норме.

Заключение

В ходе исследовательской работы мы сделали следующие выводы:

  1. Частота пульса у девочек в покое меньше, чем у мальчиков. Но, в целом, выше, чем указано в литературе

  2. Во время физической нагрузки пульс учащается.

  3. После нагрузки пульс у девочек учащается меньше, чем у мальчиков (у девочек в среднем на 43 удара, а у мальчиков на 50 ударов).

  4. Но быстрее пульс восстанавливается у мальчиков. Возможно, это связано с тем, что мальчики ведут более подвижный образ жизни, больше уделяют внимание спорту, поэтому у них сердце более приспособлено к нагрузкам.

  5. Определение ПР (показателя реакции ) сердца установило, что сердечно-сосудистая система учащихся 8 классов находится в хорошем состоянии.

Литература
  1. Гайтон А.К. Медицинская физиология/ А.К. Гайтон,Джон Э. Холл/Пер. с англ. ;Под ред. Кобрина.-М. Логосфера, 2008-1296 с.:ил 21.1.-ISBN 978-5-986 57-013-6. С.231

  2. Красильникова В.А. Лабораторные работы по дисциплинам «Возрастная анатомия и физиология»; Учебно - методическое пособие для студентов высших учебных заведений педагогических специальностей.- Кызыл: Изд-во ТывГУ ,2008 г. С22

  3. Колесов Д.В. Биология. Человек.учеб. для 8 кл. общеобразоват. учебн. Заведений/Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.-3-е изд.,стереотип.-М.Дрофа, 2002.-336 С 124-125.

  4. .Наумкин Б.И. Введение в валеологию. (Самоконтроль за физическим здоровьем). Егорьевск,1999, с.42

Интернет-ресурсы

  1. http://www.minzdrav.tuva.ru/page/168/

1 http://www.minzdrav.tuva.ru/page/168/Дата обращения 5.04.2016 г, 19:40

2 Наумкин Б.И. Введение в валеологию. (Самоконтроль за физическим здоровьем). Егорьевск,1999, с.42

3 Данные приведены по Наумкину Б.И.

4 . Гайтон А.К. Медицинская физиология/ А.К. Гайтон,Джон Э. Холл/Пер. с англ. ;Под ред. Кобрина.-М. Логосфера, 2008-1296 с.:ил 21.1.-ISBN 978-5-986 57-013-6. С.231

5 Наумкин Б.И. Введение в валеологию. (Самоконтроль за физическим здоровьем). Егорьевск,1999, с.42

6 Красильникова В.А. Лабораторные работы по дисциплинам «Возрастная анатомия и физиология».; Учебно - методическое пособие для студентов высших учебных заведений педагогических специальностей.- Кызыл: Изд-во ТывГУ ,2008 г. С22

14

Просмотров работы: 1089