2015 год был объявлен годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Сердечно - сосудистые заболевания, стабильно остаются в верхних строчках показателей смертности населения в Республике Тыва. С созданием Регионального сосудистого центра в Республике Тыва, значительно улучшились показатели по заболеваниям и смертности от болезней сердца и сосудов1.
Легче болезнь предотвратить, чем лечить, поэтому проблема сохранения здоровья, профилактика сердечно - сосудистых заболеваний чрезвыайно значима. Таким образом, изучение и исследование темы «Оценка функции сердечно - сосудистой системы у подростков»актуально.
Цель исследования: Оценка функции сердечно - сосудистой системы у подростков
Задачи исследования:
Обзор литературы (Сбор информации)
Изучить состояние сердечно – сосудистой системы с помощью 3 методик:
«Измерение ЧСС в покое»
«Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку»
Провести анализ результатов с помощью методов:
Оценка ПР. (показатель реакции) сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку в биоинформационной программе BioStat Pro 5.9.8
Оценка данных в программе MO Excel
Объект исследования:
Особенности возрастной физиологии подростков
Предмет исследования
Физиологическое состояние сердечно - сосудистой системы подростков МБОУ СОШ № 3 им. Т.Б. Кечил-оола РТ г. Кызыла
Методы исследования:
Информационно-коммуникационные (BioStat Pro 5.9.8. , MO Excel)
Количество респондентов: 73 чел. учащихся 8г,8в,8д,8ж классов.
Теоретическая часть. Пульс.Важнейший показатель функционального состояния сердечно - сосудистой системы (ССС) – пульс или частота сердечных сокращений.
Артериальный пульс - периодические расширения и удлинения стенок артерий, обусловленные поступлением крови в аорту при систоле левого желудочка. Этот показатель дает важную информацию о деятельности сердечно-сосудистой системы. Пульс характеризуется рядом признаков, которые определяются путем пальпации.
Подсчитать пульс можно на сонной, височной и других артериях, доступных для прощупывания пальцами. Чаще всего пульс определяют на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего второй, третий и четвертый пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава.
Пульс характеризуют следующие признаки: частота – число ударов в 1 минуту, ритмичность – правильное чередование пульсовых ударов, наполнение – степень изменения объема артерий, устанавливаем по силе пульсового удара, напряжение – характеризуется силой, которую надо приложить, чтобы сдавить артерию до полного исчезновения пульса.
Пальпаторное исследование пульса дает лишь ориентировочное представление о состояние ритма сердца, для уточнения которого необходимо ЭКГ и ритмокардиографическое исследование2.
Частота пульсаВ покое она соответствует частоте сердечных сокращений и изменяется с возрастом.
Табл.1 Изменение частоты сердечных сокращений у подростков и взрослых, в покое3.
Возраст |
ЧСС |
12 лет |
75-82 |
13 лет |
72-78 |
14 лет |
70-80 |
15 лет |
70-80 |
взрослые |
60-80 |
Мы узнали, что пульс можно исследовать 2 способами.
1.Пальпацией
2. Сфигмографией (метод исследования гемодинамики, основанный на графической регистрации пульсовых колебаний стенки кровеносных сосудов, снимают с помощью специальных приставок к электрокардиографу при анализе ЭКГ)
Нас заинтересовал метод пальпации, он прост и доступен.
Пальпация – это ощупывание. Исследуют пульс в местах, где артерии расположены поверхностно и доступны непосредственно ощупыванию. Общепринятое место прощупывания пульса – лучевая артерия. Можно прощупать пульс на височных артериях, на сонной и бедренной артериях. Основным методом исследования пульса является ощупывание, которое производится обычно на ладонной поверхности предплечья у основания i пальца, на лучевой артерии. Рука должна лежать свободно, чтобы напряжение мышц и сухожилий не мешало пальпации. Исследование пульса на лучевой артерии надо обязательно проводить на обеих руках и только при отсутствии разницы в свойствах пульса можно ограничиться дальнейшим исследованием его на одной руке4.
Таким образом, мы измерили ЧСС в покое и после дозированной физической нагрузки.
Ход работы «Измерение ЧСС в покое»Обследуемый отдыхает в покое 10 минут в спокойной обстановке, в положении сидя или лежа.
Методом пальпации замеряется пульс за 10 секунд и результат умножается на 6, таким образом, получаем замер за 1 минуту.
Сосчитать пульс сидя, в спокойном состоянии за 10 сек. (ЧСС 1).
В течение 30 секунд сделать 20 приседаний.
Повторно сосчитать пульс за 10 сек. Сразу после нагрузки (ЧСС 2).
Повторно сосчитать пульс за 10 сек, Через 1 минуту
Выборка респондентов составила 73 учащихся 8-ых классов. (8в, 8г, 8д, 8ж)
Оценка и анализ функции сердечно-сосудистой системы проводились отдельно для каждой гендерной группы, так как физиологические показатели напрямую зависят от пола.
Табл. 2 Распределение учащихся по возрасту.
Год рождения |
Возраст полных лет |
кол-во респондентов |
2000 |
16 |
1 |
2001 |
15 |
64 |
2002 |
14 |
7 |
Пол |
Количество респондентов |
Мужской |
41 |
Женский |
32 |
После методики «Измерение ЧСС в покое» средняя частота пульса у девочек в покое до нагрузки составляет 83 уд/мин., у мальчиков – 85 уд/мин.
Рис.1 Значение ЧСС до нагрузки (ударов в минуту)Что незначительно отклоняется о нормы. Данные приведены по Наумкину Б.И.5
Таким образом, можно сказать, что состояние сердечно-сосудистой системы в покое у учащихся 8 классов в норме.
Результаты данных по методике «Реакция сердечно - сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку» Оценка ЧСС после нагрузкиПосле нагрузки у девочек среднее значение пульса составляет 127уд/мин., у мальчиков – 134 уд/мин.
Через 1 минуту после нагрузки частота пульса у девочек в среднем 110 уд/мин., у мальчиков - 95 уд/мин.
Через 2 минуты состояние пульса и у мальчиков, и у девочек восстановилось, что говорит о хорошем состоянии сердечно - сосудистой системы.
Только у 3 учеников из 73, восстановление пульса заняло более 5 минут, по результатам беседы установлено, что у 2 детей есть заболевание сердечно-сосудистой системы, а 1 рекомендовано обратиться к врачу.
Средняя частота пульса у девочек и у мальчиков представлена в виде диаграммы на рисунке 2.
Рис.2 Сводная таблица средних показателей ЧСС в сравненииТаким образом, мы выяснили, что частота пульса у девочек в покое меньше, чем у мальчиков.
После нагрузки пульс учащается у девочек в среднем на 43 удара, а у мальчиков на 50 ударов.
Пульс быстрее восстанавливается у мальчиков. Возможно, это связано с тем, что мальчики ведут более подвижный образ жизни, больше уделяют внимание спорту, поэтому у них сердце более приспособлено к нагрузкам.
Оценка ПР (показатель реакции) в программе Biostat Pro 5.9.8Для проверки физиологического состояния сердечно-сосудистой системы, оценки работы сердца и ее реакции на дозированную нагрузку - используют ПР (Показатель реакции).
Анализ проведен в биоинформационой программе BioStat Pro, версии 5.9.8
Результаты оцениваются по следующей шкале (см. табл.4.)
Табл.4 Реакция ССС на дозированную нагрузку6
ПР (показатель реакции) |
Оценка |
0-0,3 |
Сердце в идеальном состоянии |
0,31 – 0,6 |
Сердце в хорошем состоянии |
0,61-0,9 |
Сердце в среднем состоянии |
0,91-1,2 |
Сердце в посредственном состоянии |
Более 1,2 |
Следует обратиться к врачу |
Подсчеты велись в биоинформационной программе Biostat Pro 5.9.8. Результаты показали следующее:
Рис. 3 Показатель ПР у мальчиковПоказатель реакции мальчиков равен 0,6, что соответствует хорошему состоянию сердца.
Рис. 4 Показатель ПР у девочекПоказатель реакции у девочек соответствует норме.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на несколько отличающиеся значения полученных нами ЧСС от литературных данных, в целом сердечно-сосудистая система учащихся 8 классов соответствует норме.
ЗаключениеВ ходе исследовательской работы мы сделали следующие выводы:
Частота пульса у девочек в покое меньше, чем у мальчиков. Но, в целом, выше, чем указано в литературе
Во время физической нагрузки пульс учащается.
После нагрузки пульс у девочек учащается меньше, чем у мальчиков (у девочек в среднем на 43 удара, а у мальчиков на 50 ударов).
Но быстрее пульс восстанавливается у мальчиков. Возможно, это связано с тем, что мальчики ведут более подвижный образ жизни, больше уделяют внимание спорту, поэтому у них сердце более приспособлено к нагрузкам.
Определение ПР (показателя реакции ) сердца установило, что сердечно-сосудистая система учащихся 8 классов находится в хорошем состоянии.
Гайтон А.К. Медицинская физиология/ А.К. Гайтон,Джон Э. Холл/Пер. с англ. ;Под ред. Кобрина.-М. Логосфера, 2008-1296 с.:ил 21.1.-ISBN 978-5-986 57-013-6. С.231
Красильникова В.А. Лабораторные работы по дисциплинам «Возрастная анатомия и физиология»; Учебно - методическое пособие для студентов высших учебных заведений педагогических специальностей.- Кызыл: Изд-во ТывГУ ,2008 г. С22
Колесов Д.В. Биология. Человек.учеб. для 8 кл. общеобразоват. учебн. Заведений/Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.-3-е изд.,стереотип.-М.Дрофа, 2002.-336 С 124-125.
.Наумкин Б.И. Введение в валеологию. (Самоконтроль за физическим здоровьем). Егорьевск,1999, с.42
Интернет-ресурсы
http://www.minzdrav.tuva.ru/page/168/
1 http://www.minzdrav.tuva.ru/page/168/Дата обращения 5.04.2016 г, 19:40
2 Наумкин Б.И. Введение в валеологию. (Самоконтроль за физическим здоровьем). Егорьевск,1999, с.42
3 Данные приведены по Наумкину Б.И.
4 . Гайтон А.К. Медицинская физиология/ А.К. Гайтон,Джон Э. Холл/Пер. с англ. ;Под ред. Кобрина.-М. Логосфера, 2008-1296 с.:ил 21.1.-ISBN 978-5-986 57-013-6. С.231
5 Наумкин Б.И. Введение в валеологию. (Самоконтроль за физическим здоровьем). Егорьевск,1999, с.42
6 Красильникова В.А. Лабораторные работы по дисциплинам «Возрастная анатомия и физиология».; Учебно - методическое пособие для студентов высших учебных заведений педагогических специальностей.- Кызыл: Изд-во ТывГУ ,2008 г. С22
14