КАКОВА РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ПРЕДМЕТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ?

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КАКОВА РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ ПРЕДМЕТОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ?

Гаврилова А.Н. 1
1МБОУ СШ №10 г. Павлово
1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Содержание

1.

 

Введение …………………………………………………………

 

2.

 

Какова роль русского языка в системе предметов общеобразовательного курса в современной школе? …………

 
 

2.1.

Русский язык как учебная дисциплина: история и современность ……………………………………………………

 
 

2.2.

Учебный план общеобразовательной школы (на примере МБОУ СОШ № 10 г. Павлово) …………………………………

 
 

2.3.

Русский язык в системе общеобразовательного курса ………

 
 

2.4.

Урок русского языка: зачем он школьникам? …………………

 
 

2.5.

Анализ анкетирования учеников разного возраста…………..

 

3.

 

Заключение ………………………………………………………

 

4.

 

Приложение (анкеты, буклет) ………………………………….

 
  1. Введение

«Родной язык нам должен быть главною основою и

общей нашей образованности и образования каждого из нас».

Петр Андреевич Вяземский,

русский поэт, литературный критик,

государственный деятель.

Исследовательская и проектная деятельность учащихся уже давно гармонично вошли в учебный процесс российской школы. И мало кто теперь удивляется, услышав словосочетания «школьная научная конференция» или «ученическая исследовательская работа». Совместная деятельность учащегося и педагога по выявлению сути изучаемых явлений, по открытию и систематизации новых знаний стала обязательным элементом образовательно-воспитательного процесса. Эти требования диктует и стремительно развивающаяся жизнь за окном, и потребности школьников не только заучивать, но и открывать что-то новое, исследовать, познавать.

Моя исследовательская деятельность под руководством учителей началась еще в начальных классах. За это время были работы по литературе, краеведению, журналистике, географии, иностранному языку. Все работы, за исключением последней, написаны на моем родном языке, то есть на том, на котором говорю, пишу, мыслю, словом, с которым я – одно целое. Но вот работы по русскому языку нет. Это и подтолкнуло меня к ее написанию.

Тему «Какова роль русского языка в системе предметов общеобразовательного курса в современной школе?» я считаю актуальной. Сейчас много говорят о том, какие предметы и в каком объеме нужно изучать, чем можно «пожертвовать» взамен модных предметов или спецкурсов, и я боюсь, как бы такие разговоры когда-то не коснулись и русского языка. Скорее всего, мои опасения напрасны (введение сочинения по литературе как допуск к ЕГЭ этому доказательство), но все же я хочу внести посильную лепту в укрепление позиций русского языка как школьного предмета.

Цель работы – анализ роли и места русского языка в системе остальных предметов школьного курса и доказательство его важнейшего значения в образовательном процессе российской школы.

Объект исследования – русский язык как предмет общеобразовательного курса современной российской школы.

Задачи:

  • изучить учебный план МБОУ СОШ № 10 г. Павлово,

  • проанализировать составляющую в нем предмета «Русский язык»,

  • провести анкетирование учеников разного возраста на предмет важности с их точки зрения данного учебного предмета.

Методы исследования:

  • сбор информации (работа с различными источниками: научная литература, нормативно-правовые акты, Интернет-ресурсы),

  • анкетирование,

  • беседа,

  • анализ и обобщение информации.

В самом начале работы нужно определить базовые понятия, с которыми придется сталкиваться при поиске и обработке информации.

Средняя общеобразовательная школа – учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования1.

Обучение – педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими и специальными2.

Учебный план – это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные:

1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения;

2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык, математику, физкультуру и т.д.;

3) периоды производственной практики, лагерных сборов;

4) продолжительность учебных четвертей и каникул1.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут найти применение на уроках русского языка, на классных часах и родительских собраниях, а также на педсоветах и методических объединениях учителей русского языка.

  1. Какова роль русского языка в системе предметов общеобразовательного курса в современной школе?

    1. Русский язык как учебная дисциплина: история и современность.

Русский язык как учебная дисциплина имеет многовековую историю. Древнерусский язык, сформировавшийся на землях Киевской Руси, в IX-XII веках утвердился в качестве средства общения восточных сла­вян, а также других географически соприкасавшихся с ним народностей. В последующий период он стал языком государственности не только самой Киевской Руси, но и Литовского и Молдавского княжеств и лег в основу единого церковно-славянского языка (языка Православной церкви). В 988 году в Киеве было учреждено первое на Руси образовательное учреждение, вторая подобная школа на Руси была создана в 1030 году в Новгороде при Софийском соборе2.

Важной вехой в развитии и распространении русского языка стало появление книгопечатания. На протяжении последующих двухсот лет были раз­работаны и изданы несколько печатных грамматик. Разрабатывалась грамма­тика церковно-славянского (русского) языка и по поручению московского царя Алексея Михайловича. В 1755 году в Санкт-Петербурге в типографии Императорской Академии наук вышла знаменитая «Российская грамма­тика» М.В. Ломоносова, ставшая классической: по ней в школах и гимна­зиях России учились ещё почти 100 лет.

Во второй половине ХVIII века сеть российских учебных заведений расширилась: в каждом губернском городе учреждали главные училища с 4-мя классами образования, а в уездных центрах – малые народные училища с 2-мя классами. Было введено предметное преподавание, в том числе русского языка, появились первые методики преподавания и учебные планы.

В первой половине XIX века боль­шим признанием пользовалась «Практическая русская грамматика» Н.И. Греча, «Учебник русской грамматики» Ф.И. Буслаева, учебник русского языка «Родное слово» Д.К. Ушинского. Царское правительство стремилось к распространению русского языка. Он повсеместно становился языком администрации, судопроизводства, господствовал в школьном обучении и превращался в единственный язык высшего образования.

В последнее десятилетие существования Российской империи количество школ с обучением на русском языке и число их учеников особенно стало увеличиваться, совершенствовалась и система управления учебными заведениями. В учебные программы в качестве обязательных предметов входили русский язык и чистописание.

После революции 1918 г. Большевики в целях закрепления своей власти в национальных республиках и привлечения на свою сторону местного населения провозгласили программу «коренизации» – замене русского языка на национальные в работе административных органов, в сфере образования и культуры (был отменен обязательный государственный язык, изучать грамоту предписывалось на родном или русском языке по желанию).

Для сравнения. В царской России в 1900 году свыше 90% учащихся начальных школ получали образование на русском языке, в Советской России уже в 1925 году эта доля уменьшилась на 1/3. Русский язык при этом не был обязательным предметом в школах с обучением на национальных языках.

В конце 1930-х годов был взят курс на русификацию образовательных учреждений, в связи с чем Совнарком принял постановление о постепенном переводе обучения на русский язык. Он был также восстановлен в качестве обязательного учебного предмета в национальных школах.

Изменилось ли что-то в положительную сторону? Зав. отделом школ Наркомпроса Б. Волин считал, что нет. В своей записке №5-10/2 14 декабря 1935г.Секретарю ЦК ВКП(б) – товарищу Сталину И.В. «О преступлениях Наркомпроса РСФСР в отношении русского языка» пишет: «Преступные эксперименты, которые проводились Наркомпросом РСФСР в отношении школы, в особенности в преподавании русского языка, привели к ужасающей безграмотности, как окончивших за последние десять лет среднюю и даже высшую школу, так и обучающихся сейчас в школе и вузах…

Я считаю, что важнейшей причиной той безграмотности, какая имеется среди учащейся молодёжи, является преступная политика Наркомпроса в отношении русского языка…

Насаждалась безграмотность и постоянным сокращением количества часов русского языка в учебных планах школ, и нелепыми программами, и безграмотными грамматиками…

Все учителя школ, и даже преподаватели русского языка, не мобилизованы на борьбу за грамотность. Ученики пишут в тетрадях много по истории, по географии, по естествознанию. Преподаватели этих предметов не исправляют ошибок учащихся, даже в письменных работах. Ученик привыкает писать неграмотно...

В этой записке далеко неполно отражена вся преступная политика Наркомпроса в отношении изучения русского языка»1.

Роль русского языка в системе образования повысилась в послевоенный период в связи с переходом к всеобщему 7-летнему образованию. Увеличению доли школьников, получающих образование на русском языке, способствовало принятие в 1958 году закона, согласно которому изучение национальных языков и обучение на них стало добровольным. В последующие 20 лет (с 1960 по 1980 годы) были приняты ещё 4 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о расширении функционирования русского языка в национальных школах. К концу 1980-х годов почти во всех средних общеобразовательных школах (98%) работали кабинеты русского языка и литературы, в том числе в каждом шестом из них имелось лингафонное оборудование. Постоянно увеличивался выпуск соответствующей учебно-методической литературы, и расширялась подготовка учителей-русистов.

В советский период преподавание русского языка велось на серьезном уровне. По мнению авторов учебников и Министерства образования СССР, количество часов позволяло в полном объеме пройти государственную программу.

Российская школа (с 1990г. – до сего времени) стала преемником, но внесла свои коррективы, в том числе, к сожалению, и негативные в плане уменьшения часов на изучение русского языка.

Таблица № 1. «Количество часов русского языка по классам и по годам»

Классы

1990-1995

2000-2005

2008-2014

5

8

6

6

6

8

6

6

7

6

5

4

8

4

3

3

9

3

3

2

10

-

1

1(баз), 3(проф)

11

-

1

1(баз), 3(проф)

Итого:

29

25

23 27

Вывод: количество часов в среднем звене в период с постперестроечного и до настоящего времени уменьшилось: 5-е, 6-е и 7-е классы лишились 2-х часов русского языка, 8-е и 9-е по 1-му часу. Увеличение есть только с 2000 года в старшем звене: там появился 1 час русского языка, а с 2008 класса можно использовать в профильных классах по 3 часа. Это достижение современной российской школы!

Однако есть опасения, что количество часов уменьшится. Планируется уроки русского языка и литературы для старшеклассников объединить в один предмет – словесность. Реформа школьного образования предполагает постепенную замену уроков русского языка и литературы для учащихся 10 – 11-х классов единым предметом – словесностью. Основное внимание будет обращено на культуру речи и духовно-нравственный аспект. Со следующего года в порядке эксперимента эту новую и еще не полностью разработанную программу введут в нескольких школах, а к 2020 году по этой системе должны работать уже все средние учебные заведения. У нового курса есть как сторонники, так и противники.

Сторонники говорят о том, что в советских школах старшеклассники уже не изучали русский язык, так как его правила в нужном объеме были изучены в предыдущих классах. Тем не менее за грамотностью следили: оценки за сочинение выставлялись двойные – за содержание и грамотность. В пример приводится также опыт Польши – там родной язык и литературу преподают одним предметом с самого первого класса.

Противники изменений утверждают, что уровень грамотности среди учащихся снижается и в этой ситуации убирать русский язык из программы старших классов было бы неразумным1.

2.2. Учебный план общеобразовательной школы

(на примере МБОУ СОШ № 10 г. Павлово)

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям.

Учебный план МБОУ СОШ № 10 г. Павлово на 2014 – 2015 учебный год разработан на основании Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, региональных нормативно-правовых актов, в том числе Базисного учебного плана общеобразовательных школ Нижегородской области, СанПиН.

В данном учебном плане учтены предметы федерального, регионального и школьного компонентов с соблюдение недельной часовой нагрузки на каждую параллель младшего, среднего и старшего звеньев. Школа, таким образом, обеспечила необходимые условия для ведения качественного образовательно-воспитательного процесса.

Сравнительный анализ почасовой нагрузки за последние несколько лет показывает стабильность по отношению к изучению русского языка.

Таблица № 2. «Количество часов русского языка по классам в

МБОУ СОШ № 10 г. Павлово»

Класс

Количество часов

Профильный класс

1

5

-

2

5

-

3

5

-

4

5

-

5

6

-

6

6

-

7

4

-

8

3

-

9

2

-

10

1

3

11

1

3

2.3. Русский язык в системе общеобразовательного курса

Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. Она многопрофильна: в нее входит современный русский язык, его история и диалектология, смежные науки – графика, орфография и пунктуация. В разные периоды развития отечественной школы состав учебного предмета «Русский язык» менялся в зависимости от общих ее целей и специальных целей изучения русского языка, от уровня развития науки о русском языке и наук психолого-педагогического цикла.

Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. В отличие от остальных учебных предметов русский язык как родной в школе выполняет две функции:

- является предметом изучения и обучения ему,

- средством изучения всех остальных предметов.

В современной школе русский язык изучается с 1 по 9 класс. В 10-11 классах в течение многих лет он преподавался факультативно (в зависимости от типа школ и возможностей ввести предмет «русский язык» в учебный план). В настоящее время во многих регионах России, в том числе и в Нижегородской области, предусмотрена обязательность уроков русского языка в старших классах (скорее всего, это связано с введением обязательного для всех ЕГЭ по русскому языку).

2.4. Урок русского языка: зачем он школьникам?

Цели того или иного школьного предмета, в том числе русского языка, определяются следующими факторами: социальным заказом; уровнем развития лингвистики; педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка.

Современная школа с точки зрения социального заказа должна дать прочные знания о языке, добиться свободного владения им. Лингвистическая наука достаточно полно описала все уровни русского языка и все функционально-стилистические разновидности русской речи. Это позволило поставить задачу изучения языка во всех его основных проявлениях. Методика преподавания русского языка, опираясь на достижения педагогики и детской психологии, разработала систему изучения новых разделов науки о языке, включенных в программу, и развития связной речи, создав тем самым возможность реализации поставленных целей.

Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами). Также русский язык как учебный предмет имеет чрезвычайно важное значение в деле гуманитарной подготовки к жизни подрастающего поколения: он закладывает основы лингвистического образования, т.е. совокупности знаний об основном средстве общения – языке, его устройстве и функционировании в речи. Знания о нем выполняют две функции: они обеспечивают компетентность учеников в пользовании языком, а также служат базой формирования языковых и речевых умений и навыков.

Компетентность учащихся в знаниях о языке и речи обеспечивается в результате изучения всех сторон языка (его фонетики, лексики, словопроизводства, морфологии и синтаксиса) и речи (ее текстовой основы, стилевых разновидностей и типов организации высказывания), его обеих форм – устной и письменной, норм литературного языка. Все это, усвоенное достаточно прочно, обеспечивает школьникам сознательное пользование языком в собственной речи, базу для самоконтроля при применении языка как средства общения.

Лингвистические знания служат базой формирования у школьников языковых и речевых умений и навыков. Ни одно умение не может быть сформировано без опоры на знания. С ознакомления с ними начинается развитие умений, поэтому в школьную программу по русскому языку должны включаться лингвистические понятия.

В программу по русскому языку включено большое количество языковых и речевых умений и навыков, формирование которых теснейшим образом связано со знаниями о языке. Большое место среди умений и навыков, формируемых в школе, занимают орфографические и пунктуационные умения и навыки.

На уроках русского языка у школьников формируется эстетическое чувство, т.е. представление о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни, формируя тем самым одно из основных качеств разносторонней личности.

Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство. Прекрасное предмет передает в текстах художественных произведений. Обучая школьников различным речевым умениям, необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения к природе, обществу, человеку, искусству. Вместе с тем и сам русский язык как предмет изучения обладает чертами, способными вызывать у учащихся духовное переживание радости в связи с ощущением языковой и речевой гармонии. Эстетическое отношение к языку вызывается такими качествами литературного языка, как богатство средств выражения, его звучность и мелодичность, экспрессивность единиц языка, уместность употребления языковых средств в разных стилях речи. Необходима целенаправленная система работы, способная сформировать у учащихся эстетическое отношение к языку и речи.

Перед учителем русского языка стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:

  • познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);

  • развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;

  • воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);

  • развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.

Перечисленные задачи решаются на протяжении всего обучения русскому языку. Разумеется, в каждом классе должны реализоваться элементы тех задач, которые отбираются в соответствии со спецификой изучаемого программного материала и с возрастными возможностями учащихся. Пути их реализации будут различными.

Выделяются следующие группы практических целей обучения русскому языку:

  • формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

  • вооружение учащихся нормами литературного языка;

  • развитие умения связно излагать свои мысли.

Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Орфографическая и пунктуационная грамотность – важнейший элемент культуры письменной речи, поэтому задача ее достижения является одной из важнейших в средней общеобразовательной школе.

2.5. Анализ анкетирования учеников и педагогов

Исследовательская часть работы состоит в проведении анкетирования по заданной тематике учеников и педагогов и анализ полученных результатов.

В анкетировании приняли участие 53 школьника, из них учеников 4-го класса – 17 человек, 9-го класса – 15 человек, 11 класса – 21 человек. Девочек из общего количества было 31, мальчиков – 22.

Класс

Девочка

%

Мальчик

%

Итого

4-ый

11

64%

6

36%

17

9-ый

8

53%

7

47%

15

11-ый

12

57%

9

43%

21

Итого

31

58%

22

42%

53

Все полученные анкеты признаны действительными, испорченных или оставленных пустыми нет.

Успеваемость анкетируемых по классам.

Класс

«5»

%

«4»

%

«3»

%

4-ый

6

36%

10

58%

1

6%

9-ый

2

13%

12

80%

1

7%

11-ый

-

0%

15

73%

6

27%

Итого

8

15%

37

70%

8

15%

Качественный состав: большинство «хорошистов», по 15% отличников и троечников.

Вопрос «Русский язык считаю самым важным предметов в школе».

Вопрос предполагал ответ, абстрагируясь от направления профильности, в частности, у старшеклассников.

Класс

Да

%

Нет

%

4-ый

14

82%

3

18%

9-ый

14

93%

1

7%

11-ый

18

86%

3

14%

Итого

46

87%

7

13%

Вывод: большинство считают русский язык важнейшим предметов в школе. Отрадно, что так думают и в старшем звене, когда два года дети учатся по профилю и делают упор на подготовку предметов, связанных с поступлением в соответствующее учебное заведение. Однако, нужно признать, что и ОГЭ, и ЕГЭ призывает ребят постоянно работать в рамках изучения и дополнения знаний по данному предмету. Думаю, что это основная мотивация: сдать хорошо экзамен.

Чтобы понять потребность в количестве уроков, как у ребят, так и у педагогов в анкету был включен вопрос о количестве часов для изучения русского языка в школе.

Класс

Достаточно

%

Мало

%

Много

%

4-ый

16

94%

1

6%

-

0%

9-ый

5

34%

10

66%

-

0%

11-ый

17

81%

4

19%

-

0%

Итого

38

72%

15

28%

-

0%

Вывод: потребность в уроках русского языка велика, особенно в среднем звене (8-9 классы), когда при двух часах нужно не просто проходить программу, но и готовиться к экзамену.

Из предыдущего вопроса вытекал и следующий «Можно ли самостоятельно изучить русский язык и подготовиться к экзаменам?»

Класс

Да

%

Нет

%

4-ый

-

0%

17

100%

9-ый

3

20%

12

80%

11-ый

7

33%

14

57%

Итого

10

19%

43

81%

Вывод: уверенность в собственных силах при подготовке к экзамену возрастает с годами обучения.

Вопрос о количестве времени, затрачиваемом на домашние задания по русскому языку, для учеников формулировался с точки зрения «как есть по факту»: «Сколько времени Вы уделяете подготовке к урокам русского языка?»

Класс

< 30 мин

%

Около 1 ч

%

>1 ч.

%

4-ый

10

59%

7

41%

-

0%

9-ый

8

53%

7

47%

-

0%

11-ый

4

18%

15

73%

2

9%

Итого

22

41%

29

55%

2

4%

Вывод: время подготовки от класса к классу возрастает прямо пропорционально возрасту. Две ученицы, которые готовятся в 11-ом классе более 1 часа, имеют по русскому языку оценку «4».

Нам хотелось исследовать и понять, насколько легко происходит подготовка у школьников к урокам русского языка и обращаются ли они за чьей-либо помощью. Так появился вопрос с вариантами выбора ответа.

Класс

Всегда требуется помощь родителей (одноклассников)

%

Не требуется ничья помощь

%

Иногда требуется помощь

%

4-ый

-

0%

4

24%

13

76%

9-ый

-

0%

2

13%

13

87%

11-ый

-

0%

11

53%

10

47%

Итого

-

0%

17

32%

36

68%

Вывод: во всех звеньях – и в младшем, и в среднем, и в старшем – есть дети, которым никогда не требуется ничья помощь при подготовке к урокам русского языка. Это вовсе не означает, что они правильно выполнют все задания, ведь стабильных отличников не так и много. Просто дети не обращаются за помощью по двум причинам: знают, что родители не смогут помочь (касается старшеклассников) и уверены, что как сделаю, так и будет.

Насколько интересен русский язык и насколько глубоко им хочется заниматься, говорит, в том числе, и участие ребят в тематических олимпиадах. В связи с этим в анкету был включен вопрос «В списке выбранных Вами олимпиад для участия всегда есть русский язык?»

Класс

Да

%

Нет

%

4-ый

7

41%

10

59%

9-ый

11

73%

4

27%

11-ый

11

53%

10

47%

Итого

29

55%

24

45%

Вывод: в качестве олимпиад русский язык интересен. Его выбирают более половины старшеклассников, почти 2/3 учеников среднего звена и чуть меньше половины четвероклашек. Показатель высокий, и отрадно, что он увеличивается с возрастом, когда выбор предметных олимпиад более осознанный.

Завершающий вопрос касался причин, по которым нужно изучать русский язык «Уроки русского языка нужны мне, чтобы…». Мы предложили анкетируемым несколько вариантов ответов, которые вытекают из функций данного урока:

- грамотно читать и писать,

- связно формулировать и излагать мысли в процессе речи,

- владеть нормами литературного языка.

Вывод: ученики старшего и среднего звена стабильно выбирали все варианты ответа, тем самым демонстрируя понимание задач уроков русского языка. Младшие школьники за единичными исключениями выбирали первую позицию. Это тоже вполне объяснимо, потому что они в самом начале изучения русского языка, и для них первейшая задача – грамотно читать и писать. Это для них – реальная практика. Остальное пока – знания, которые нужно постигать. Этому и продолжат учиться в среднем и старшем звене.

  1. Заключение

Работая над темой моего исследования, я пришла к следующим выводам. Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями. Русский язык служит человеку:

  • средством оформления и выражения мысли,

  • коммуникативным средством, обслуживая членов общества в их общении между собой,

  • средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера).

Урок «русский язык» имеет многовековую историю, что позволяет утверждать о его значимости при разных политических и социальных укладах в стране.

Русский язык как учебный предмет в школах России предполагает освоение фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, а также его истории. Основу обучения школьников умению пользоваться языком во всех сферах его применения составляют нормы графики, орфографии и пунктуации и представления о стиле и культуре речи. Специфика предмета для изучающих русский язык как родной в том, что он выступает и средством обучения. Русский язык хранит результаты познавательной деятельности народа, отражая его прошлое и настоящее, передаёт накопленные знания следующим поколениям.

Важнейшее и даже главенствующее место этого учебного предмета в учебном плане определяется ролью русского языка в жизни российского общества, в развитии мышления детей, в формировании их сознания и самосознания.

От уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.

  1. Список используемых источников

1.

Арефьев А.Л. «Русский язык на рубеже ХХ – ХХI веков» (Электронный ресурс). – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, – 2012г. – 481 360 с.

2.

Большая Советская Энциклопедия. – 1954. – Т. 30, 839 c.

3.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – ОНИКС. Мир и образование. – М., 2008. – 736 с.

4.

Интернет-сайт: http://shkola10.webege.com/. Школа № 10 г. Павлово.

5.

Интернет-сайт: Яндекс. Словари › БСЭ. – 1969 – 1978.

6.

Интернет-сайт: http://paidagogos.com/?p=77 – Педагогика.

7.

Интернет-сайт: http://smartnews.ru/society/life/988.html. Общество и жизнь.

8.

Интернет-сайт: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=37678 – Библиофонд.

9.

Интернет-сайт: http://m-u.spb.ru/russkiy-yazyk. Мир учебников.

10.

Интернет-сайт: http://tverdyi-znak.livejournal.com/396739.html. О преступлениях Наркомпроса РСФСР в отношении русского языка.

1 Интернет-сайт: Яндекс. Словари › БСЭ. – 1969 – 1978.

2 Большая Советская Энциклопедия. – 1954. – Т. 30, c. 406.

1 Интернет-сайт: http://paidagogos.com/?p=77 – Педагогика.

2 Арефьев А.Л. «Русский язык на рубеже ХХ – ХХI веков» (Электронный ресурс). – М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, - 2012г. – с. 9.

1 Интернет-сайт: http://tverdyi-znak.livejournal.com/396739.html. О преступлениях Наркомпроса РСФСР в отношении русского языка.

1 Интернет-сайт: http://smartnews.ru/society/life/988.html. Общество и жизнь.

Просмотров работы: 12297