ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА

Каменная А.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2»
Червонцева И.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Оглавление

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава 1. Слово и его лексическое значение……………………………..…..

1.1. Понятие «слово»……………………………..…………………….......

1.2. Лексическое значение слова……………..…………………………....

1.3. Справочные источники……………..……………………..…………..

4

4

5

6

Глава 2. Экспериментальная часть………………………..………………….

8

Глава 3. Результаты экспериментов………………………………………….

11

Заключение…………………………………………………………………….

13

Список использованных источников..………………………………..……..

14

Приложение 1. Примеры экспериментальных материалов 5 и 9 классов..

15

Приложение 2. Пример анализа данных эксперимента в 9 классе………..

16

Приложение 3. Эксперимент с заменой слов в соответствии с

пониманием учеников……………………………….……..

17

Приложение 4. Фрагмент брошюры «Пословица про слово»....…………..

19

Введение

Мы, современные школьники, когда читаем литературу по программе, часто не понимаем смысла текстов. Происходит это потому, что у нас небогатый лексикон. Чтение классического произведения похоже иногда на чтение иностранной литературы. Может быть, поэтому подростки мало читают, особенно литературу XIX и XX века, ведь там мало современных слов, то есть много непонятного. А выяснять значение неизвестных слов для себя многие ленятся, или просто пропускают слово в тексте, надеясь, что и так всё будет ясно, или пытаются угадать значение незнакомого слова, что не всегда бывает верно. Это актуальная проблема для многих.

Тема моей работы: «Лексическое значение слова».

Объект: лексическое значение слова.

Предмет: роль понимания смысла слов в понимании текста.

Гипотеза: Я думаю, что мы должны понимать значения всех слов, употребляемых нами в разговоре, встречающихся в литературных текстах и т.д., иначе мы не будем понимать друг друга, нам будет трудно разобраться в произведении, понять его смысл.

Цель: выявление роли лексического значения слов в понимании смысла текста.

Задачи:

1. Найти информацию по теме в источниках.

2. Провести эксперименты для выявления роли понимания смысла слов для понимания смысла текста.

3. Обработать полученные данные и сделать вывод.

Методы исследования: изучение источников, эксперимент, анализ, сравнение, обобщение.

В ходе работы над исследованием использовались толковые словари, справочные ресурсы Интернета, учебные сайты, сборники пословиц.

Глава 1. Слова и их лексическое значение

1.1. Понятие «слово»

Человек обладает речью, люди общаются между собой письменно и устно с помощью языка (русского, английского, испанского и т.д.). Язык – это сложная система, созданная человеком. Язык состоит из слов.

По словарю В.И. Даля слово – это «исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои; дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками; словесная речь. Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». [1, c.327]

В словаре Ожегова С.И.о слове сказано так: «единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок». [8]

То есть, слово – это основная единица любой языковой системы, в том числе и русского языка, о котором мы говорим в данной работе. Человек через слово дал имена всему, что есть в мире: предметам, явлениям, состояниям, признакам.

Одна из примет слова для выделения его в речи – это словесное ударение – выделение голосом одного из слогов слова, например: мороз. Редко встречаются слова со вторым – побочным ударением в слове, например: снегоуборочный, морозоустойчивый.

Слово имеет лексическое и грамматическое значение, оно несёт свой определённый смысл.

«Лексическое значение слова – значение, присущее слову; содержание слова, отражающее в сознании и закрепляющее в нем представление о предмете, процессе, явлении». [6]

Грамматическое значение – значение, выражающееся грамматическим показателем, применяющимся для словообразования и словоизменения. По грамматическому показателю (окончанию слова или использованному суффиксу и пр.) можно определить, например, род для существительного (кошка, кот), или время для глагола (приходили, придут), и т.д.

1.2. Лексическое значение слова

Слово – это сложная структура, которое может иметь неисчерпаемое содержание. И правильно понять смысл слова в тексте можно, только принимая во внимание сочетание его со смыслами других слов в предложениях.

«Словам любого естественного языка свойственна многозначность, многосмысленность.» [4, с. 63]

Однозначные слова – слова, у которых есть только одно лексическое значение. Например: клён, биссектриса, пирожное и др.

Многозначные слова – слова, у которых есть два и более лексических значения. Например: рукав (рукав пиджака, рукава рек), ключ (ключ от замка, родник, код к шифру), верный (правильный, преданный) и др.

«Обычно все значения многозначного слова связаны между собой по сходству или по смежности. Например, шляпка гриба или гвоздя называется так, потому что она похожа на шляпку – головной убор. А гардеробом называется не только шкаф для одежды (в комнате стоит старинный гардероб), но и помещение для хранения одежды (сдать пальто в гардероб), а также сама одежда (обновить гардероб) – в данном случае значения слова связаны по смежности». [7]

Разделяют также прямое и переносное значение слова.

«Прямое значение – это первоначальное исходное значение слова. Как правило, прямое значение является основным наименованием определенного предмета, признака или действия.

«Переносное значение – вторичное значение, возникшее на основе прямого. Наименование может быть перенесено по сходству или по смежности». [7]

Например: многозначное слово «лист» имеет несколько прямых значений:

1. «Орган воздушного питания, газообмена и фотосинтеза растений в виде тонкой, обычно зелёной пластинки» [8] (лист с дерева, капустный лист и др.).

2. «Тонкий плоский кусок, пласт какого-нибудь материала» [8] (лист бумаги, лист металла).

3. «Документ, удостоверяющий какое-нибудь право или содержащий какие-нибудь предписания, сведения» [8] (похвальный лист, исполнительный лист, опросный лист).

Это же слово в переносном значении:

1. Дрожать как осиновый лист. Это метафора: перенос с образа настоящего осинового листа, мелко и часто дрожащего на ветру – на состояние сильно испуганного человека, которого бьёт дрожь.

2. Начать жизнь с чистого листа. Это так же метафора: перенос с образа чистого листа бумаги на философское понимание этапов жизни, когда человек хочет всё начать с начала, как будто раньше ничего не было.

Ещё примеры переносного значения слова:

«Юноша бледный со взором горящим... (В. Брюсов) Слово «горящим»употреблено в переносным смысле: оно говорит о том, что юноша охвачен каким-то сильным чувством.

У меня куча дел. (разг.) Куча здесь означает «очень много». [7]

1.3. Справочные источники

Для того, чтобы узнать лексическое значение непонятного слова существуют справочные источники.

Это справочная литература – специальные издания, приспособленные для быстрого поиска сжатой информации.

Справочная литература бывает нескольких видов: справочники, словари и энциклопедии. Справочники содержат сведения прикладного характера (телефонный, медицинский и др.). Словари содержат сведения, необходимые для понимания слова, его употребления в языке: в художественной литературе, в разговорной речи и т.д. (толковый, этимологический, словарь синонимов и др.). Статьи в энциклопедии содержат сведения о сути предметов, понятий и явлений.

Для поиска лексического значения слов больше всего подходят толковые словари (В.И. Даля, Д.Н. Ушакова, Ожегова С.И., Словарь иностранных слов и др.). Если справочной литературы нет дома, то можно обратиться в библиотеки.

В наше время удобно пользоваться справочными ресурсами Интернета. Есть всем известная Википедия, есть оцифрованные словари на разных сайтах.

Значит, если человек хочет понять точное значение слова, то у него есть для этого много возможностей.

Глава 2. Экспериментальная часть

Мы провели эксперимент для наглядного доказательства того, что при чтении текста, в котором есть незнакомые/непонятные слова, необходимо обращаться к справочным источникам для выяснения лексического значения этих слов. Иначе текст для читающего или совсем непонятен, или не вполне понятен, что делает чтение бесполезным.

Мы с руководителем подобрали тексты для проведения экспериментов в 5-х,7, 9 и 10 классах. Для 5-х и 7 классов взяли отрывок из произведения, которое входит во внеклассное чтение по программе (А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»1), а для 9-го и 10–го классов – отрывок из научно-популярной литературоведческой статьи2. В отрывке встречались слова, предположительно незнакомые для учеников.

В эксперименте участвовали 20 пятиклассников, 16 девятиклассников, 24 семиклассника и 11 десятиклассников. Всего – 71 человек. Эксперимент проходил в 4 этапа. Всем раздавались комплекты листков с заданиями.

Ход эксперимента:

- 1 этап – на первом листке выписан перечень предположительно незнакомых слов из текста, и ученикам предлагалось письменно пояснить их значение, так как они его понимают (по итогу мы хотели выяснить: сколько процентов участников эксперимента не знает лексического значения данных слов) (См. Приложение 1, с.15);

- 2 этап – на следующем листке напечатан текст, участники эксперимента читают его (прочтение отрывка может дать или изменить понимание смысла слов: ученики пытаются уяснить смысл текста, вкладывая в слова то лексическое значение, которое они знают или предполагают, или выясняют смысл слов для себя из контекста);

- 3 этап – на следующем листке тот же перечень слов, что и в начале эксперимента. Ученикам предлагалось заново пояснить лексическое значение этих слов: может быть, что-то прояснилось из контекста отрывка, и понимание значения появилось или изменилось (по итогу мы предполагали выяснить: увеличился ли процент участников эксперимента, понимающих лексическое значение каждого из предлагаемых слов).

- 4 этап – на последнем листке был указан вопрос на осмысление текста, на который участникам эксперимента предлагалось ответить. По итогу мы хотели выявить, сколько процентов учеников действительно поняли смысл предложенного текста. Таким образом, выявляется роль понимания смысла слов для понимания смысла читаемого произведения.

Эксперимент давался школьникам нелегко. Большую трудность вызвало формулирование толкования слов, даже, если, как тебе кажется, ты хорошо его понимаешь. Я сначала провела эксперимент на себе. Это заняло у меня много времени. И с другими учениками на эксперимент уходило не меньше, чем 30 минут, а некоторым надо было и больше времени.

После проведения эксперимента был сделан сбор данных, проведён количественный анализ: мы выписали сколько человек правильно толкуют предложенные слова в перечне 1 этапа, 3 этапа; какие толкования были предложены; сколько учеников смогли прояснить для себя смысл непонятных слов после прочтения текста; сколько было правильных ответов на смысловой вопрос к тексту.

Для этого мы с руководителем выписали из толкового словаря правильное лексическое значение приведенных слов, те значения, которые предлагали ребята, считали одинаковые ответы и переводили цифры в проценты. (См. Приложение 2, с. 16)

В продолжение эксперимента мы взяли выбранные для экспериментов тексты и подставили вместо слов, вынесенных в перечень 1 этапа, то толкование, которое нашли в экспериментальных работах учеников. В данной работе для примера представлен фрагмент, предложенный 5 и 7 классам. (См. Приложение 3, с.17).

Получился довольно странный по смыслу текст, в котором некий чистюля очень обрадовался любителю читать и начал заставлять его хлопать в ладоши, а сам без конца стал «нагибаться до конца», снимая шляпу. При этом вдруг были упомянуты «лживые и эгоистичные люди» не ясно в отношении кого. Трудно при этом оказалось ответить на вопрос – положительный этот чистюля персонаж или нет. Чистюля – это, в общем, хорошо – это ведь любитель чистоты. Любит, видно, нагибаться со шляпой в руках – тоже ничего плохого. В результате очень многие назвали хозяина этой планеты положительным персонажем. На самом деле в «Маленьком принце» честолюбец – человек, страстно жаждущий почестей, известности, славы. Ему неважно, есть за что его уважать и восхищаться им или нет. Главное, чтобы аплодировали, а он будет делать вид, что благодарен за должное почтение, снимать шляпу и склоняться слегка, мол, я знаю, что хорош и велик, хлопайте мне, хлопайте.

Так мы наглядно увидели, что приходится осмысливать нашему мозгу, если нет точного понимания лексического значения непонятных нам слов, и каким неправильным путём мы можем пойти в попытке понять смысл текста, не заглянув в словарь.

Глава 3. Результаты эксперимента

В ходе эксперимента в 5 В классе выяснилось, сколько процентов учащихся не дали точного определения следующих слов: планета – 75%, честолюбец – 75%, почитатель – 35%, тщеславный человек – 80 %, восхищаться – 95 %, раскланиваться – 65%, приветствовать – 20%, наскучило – 5%.

После прочтения текста, практически у всех понимание слов не улучшилось.

На вопрос «Как вы думаете, к положительному или отрицательному персонажу прибыл в гости Маленький принц? Почему вы так думаете?» 50 % ответили неверно.

В ходе эксперимента в 7 Б классе выяснилось, сколько процентов учащихся не дали точного определения следующих слов: планета – 46 %, честолюбец – 96%, почитатель – 62%, тщеславный человек – 42 %, восхищаться – 34%, раскланиваться – 88%, приветствовать – 42 %, наскучило – 38 %.

После прочтения текста у трёх (12 %) человек изменилось понимание лексического значения слов.

На вопрос к тексту 46% учащихся ответили верно, причем 3 человека из них при этом не указали правильного лексического значения слов.

В ходе эксперимента в 9 Б классе выяснилось, сколько процентов учащихся не дали точного определения следующих слов: индивидуализация – 94%, трогательно-чуткий – 31 %, авторитет – 19%, сомневаться – 38%, конкретный – 62%, помочи – 100 %, трепетать – 56%, органичный – 94%.

После прочтения текста, у одного участника эксперимента, понимание смысла слов ухудшилось, а у 40% немного прояснилось лексическое значение предлагаемых слов.

На вопрос «Как вы думаете, в чем заключался талант А. Милна как детского писателя?» только один человек ответил верно.

В ходе эксперимента в 10 А классе выяснилось, сколько человек не дали точного определения следующих слов: обаяние – 73%, индивидуализация – 44 %, мнить – 82 %, органичный – 100 %, эмоциональный строй – 73 %, позиция восприятия – 45 %, помочи – 100%, трепетать – 45 %.

На вопрос к тексту о Милне 5 человек из 11 ответили верно, причём 2 человека, видимо, догадались, так как они не указали значения слов.

Результаты эксперимента позволяют сделать некоторыевыводы.

Как правило, сколько человек в классе не указали правильного лексического значения слов, столько же не смогли верно ответить на заданный вопрос к тексту, потому что текст ими был не понят.

Но в ходе экспериментов выяснилось, что несколько учеников, не указав точного значения слов, всё же дали правильный ответ. Значит, есть исключение из правила: не всегда непонимание нескольких слов в тексте приводит к его неверному истолкованию. Иногда срабатывает интуиция. Или человек просто не может сформулировать смысл слов в списке, но он его понимает и может правильно ответить на вопрос.

Правда, это не значит, что не надо пользоваться справочными материалами. Ведь догадка может быть ошибочной.

Заключение

Слово – основная составляющая любого языка. Слово всегда имеет какой-то смысл, один или несколько.

В процессе экспериментов я убедилась, что ученики разных классов, читая текст, часто не понимают смысл многих слов, поэтому теряется смысл всего текста. Таким образом, я доказала свою гипотезу.

Работая над исследованием, я сделала выводы:

1. Мы должны с уважением относиться к слову и его лексическому значению.

2. Ошибки в понимании смысла слова могут привести к неприятным последствиям.

3. У школьников маленький запас слов, которыми они пользуются.

4. Для расширения лексикона нужно больше читать, заглядывая в словари, чтобы уяснять смысл непонятных слов, запоминая их.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что школьники на практике (в ходе эксперимента) смогли увидеть, что они не понимают иногда даже самых простых слов. Эта работа пропагандирует словари и справочники как необходимые источники информации для образованного человека.

О роли слова говорится в народных пословицах. Я выбрала такие пословицы и оформила брошюрку «Пословицы про слово». (См. Приложение 4, с.19) Её можно поместить на стенде в кабинете русского языка и литературы. Она будет напоминать школьникам, что к слову надо относиться бережно.

Список использованных источников

1. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник в 2-х т. Т.1./ В.И. Даль. – М. : Худож. лит., 1984. –С. 326-328.

2. Ковалёва С.7000 золотых пословиц и поговорок / С. Ковалёва. – М. : АСТ, 2004. – С.39-73.

3. Пословицы, поговорки и крылатые выражения : начальная школа. – М : ВАКО, 2012. – 96 с. – (Школьный словарик).

4. Энциклопедия для детей : Т. 10 : Языкознание. Русский язык. – М. : Аванта+, 2001. – С. 56-81.

5. Я познаю мир : детская энциклопедия : русский язык. – М. : АСТ, 2001. – С. 73-90.

6. Лексическое значение слова [Электронный ресурс] // Академик : словари и энциклопедии на Академике : [сайт]. – 2014. – URL : http://methodological_terms.academic.ru/824/ЛЕКСИЧЕСКОЕ (дата обращения : 29.01.2016).

7. Многозначные слова. Прямое и переносное значения [Электронный ресурс] // bitClass : [сайт]. – 2014. – URL : http://www.bitclass.ru/rus/theory/Лексика_и_фразеология/Многозначные_слова._Прямое_и_переносное_значения (дата обращения : 29.01.2016).

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] : (онлайн версия) / С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова // Classes.RU: [сайт]. – 2016. – URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-14346.htm (дата обращения : 05.02.2016).

Приложение 1

Примеры экспериментальных материалов 5 и 9 классов

Приложение 2

Пример анализа данных эксперимента в 9 классе

Правильное значение слов

Высчитывание процента правильных пояснений слов

Приложение 3

Эксперимент с заменой слов в соответствии с пониманием учеников

Предложенный текст3

«На второй планете жил честолюбец.

— О, вот и почитатель явился! — воскликнул он, еще издали завидев Маленького принца.

Ведь тщеславным людям кажется, что все ими восхищаются.

— Добрый день, — сказал Маленький принц. — Какая у вас забавная шляпа.

— Это чтобы раскланиваться, — объяснил честолюбец. — Чтобы раскланиваться, когда меня приветствуют. К несчастью, сюда никто не заглядывает.

— Вот как? — промолвил Маленький принц: он ничего не понял.

— Похлопай-ка в ладоши, — сказал ему честолюбец.

Маленький принц захлопал в ладоши. Честолюбец снял шляпу и скромно раскланялся.

«Здесь веселее, чем у старого короля», — подумал Маленький принц. И опять стал хлопать в ладоши. А честолюбец опять стал раскланиваться, снимая шляпу.

Так минут пять подряд повторялось одно и то же, и Маленькому принцу это наскучило».

Тот же текст с заменой некоторых слов на предполагаемое

их значение, взятое из рабочих материалов эксперимента

«На второй части солнечной системы жил чистюля.

- О, вот и любитель читать явился! – воскликнул он, еще издали завидев Маленького принца.

Ведь лживым, эгоистичным людям кажется, что все им радуются.

- Добрый день, - сказал Маленький принц. – Какая у вас забавная шляпа.

- Это чтобы нагибаться до конца в знак приветствия, - объяснил чистюля. – Чтобы нагибаться до конца, когда меня принимают с радостью. К несчастью, сюда никто не заглядывает.

- Вот как? – промолвил Маленький принц: он ничего не понял.

- Похлопай-ка в ладоши, - сказал ему чистюля.

Маленький принц захлопал в ладоши. Чистюля снял шляпу и скромно нагнулся до конца.

«Здесь веселее, чем у старого короля», - подумал Маленький принц. И опять стал хлопать в ладоши. А чистюля опять стал нагибаться до конца, снимая шляпу.

Так минут пять подряд повторялось одно и то же, и Маленькому принцу это надоело

Приложение 4

Фрагмент брошюры «Пословицы про слово»

[1], [2], [3]

1 Сент-Экзюпери А. Маленький принц : сказка / А. де Сент-Экзюпери ; рис. автора ; пер. с фр. Н. Галь. – М. : Дет. лит., 1978. – С.39-40.

2 Кузнецова Н.И. Детские писатели: справочник для учителей и родителей : приложение к книгам для чтения серии «Свободный ум» / Н.И. Кузнецова, М.И. Мещерякова, И.Н. Арзамасцева. : М. : БАЛЛАС : С-ИНФО, 1995. – С. 76.

3 Сент-Экзюпери А. Маленький принц : сказка / А. де Сент-Экзюпери ; рис. автора ; пер. с фр. Н. Галь. – М. : Дет. лит., 1978. – С.39-40.

 

19

 

Просмотров работы: 2308