1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Основная часть………………………………………………………………..5
2.1 История исследования междометий.……………………..……………5
2.2Разряды междометий по лексическому значению …………..………..6
2.3 Группы междометий по способу образования и происхождению…8
2.4 Эмоции и способы их выражения в сказочной повести Галины Александровой «Домовёнок Кузя»…………………………………...9
3. Заключение……..……………………………………………………………14
4. Список используемых источников и литературы……………….………..15
5. Приложение А……………..………………………………………………...16
6. Приложение Б ……………..………………………………………………...17
5. Приложение В……………..………………………………………………...18
1. ВВЕДЕНИЕ
В школьном курсе русского языка междометия изучаются как особая часть речи, однако в лингвистике эта часть речи остается сомнительной и неполноправной.
Междометия – самый удивительный класс слов. Относительно этого класса среди лингвистов всегда было много разногласий. Академик Л. В. Щерба называл их «неясной и туманной категорией», «досадным недоразумением» [5, с. 323], имея в виду путаницу взглядов на эту часть речи.
До сих пор иногда возникают споры о том, находятся ли вообще междометия в ведении лингвистики. Может быть, это неосознанный выкрик, инстинктивная реакция на что-то, свойственная не только человеку, но и животному? Однако сегодня уже мало кто придерживается подобного мнения.
Междометия – это слова-сигналы для выражения чувств и воли человека. Существует версия, что междометия были «первичными человеческими словами», эмоциональной реакцией людей на различные жизненные ситуации.
Несомненно, что междометия – древнейшая часть речи, история которой насчитывает десятки тысяч лет. Междометия характеризуют эмоциональную сферу языка и необходимы в нашем общении так же, как и любые другие части речи.
В лингвистике существует два взаимоисключающих подхода к трактовке статуса междометий. Один подход исключает возможность трактовать междометие не только как часть речи, но и как слово вообще [2, с. 110]. В соответствии с другим подходом под междометиями понимаются самостоятельные слова, входящие в общую систему языка. Данный подход подразумевает необходимость изучения их структуры и функционального значения [1, с. 113].
Актуальность исследования объясняется тем, что междометие - самый малоизученный грамматический класс, который в силу своего промежуточного положения в общей системе частей речи современного русского языка не получил еще полного, всеобъемлющего определения и исследования.
Цельисследования — возбудить интерес к очень оригинальной и распространённой части речи русского языка - междометию, исследуя его употребление, происхождение и значение.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- Выявить, каковы характерные признаки междометий;
- Рассмотреть классификацию междометий с точки зрения происхождения, структуры и значения;
- Проследить использование междометий в сказочной повести Галины Александровой «Домовенок Кузя»;
- Изучить научную литературу по данной теме.
- Дать этимологический обзор наиболее известных междометий.
Материалом для исследования послужил текст сказочной повести Галины Александровой «Домовенок Кузя».
Объект исследования — междометия в художественном тексте.
Предмет исследования — разряды и роль междометий в художественном тексте.
Методыисследования: изучение научных источников, метод сплошной выборки лексических единиц, метод анализа и синтеза полученных данных.
Практическаязначимость этой работы заключается в том, что собранные материалы о междометиях могут быть использованы на уроках русского языка при изучении тем «Морфология», «Культура речи» и при повторении пройденного материала из смежных разделов – «Лексика», «Словообразование».
Знание междометий и умение распознавать их в тексте поможет нам сделать собственную речь более живой и эмоциональной, научит видетьдаже в маленьком незначительном слове часть единого, прекрасного, живого языка.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Из истории исследования междометий.
Впервые как самостоятельная часть речи междометия были выделены в I веке до нашей эры в работе «О латинском языке» римского ученого-энциклопедиста Марка Теренция Варрона. Отсутствие у междометий времен и падежей побудило его отнести данные единицы к частицам. Таким образом, уже тогда было отмечено одно из основных свойств междометий – их неизменяемость.
В русском языке термин «междуметие» впервые появился в 1619 г. в «Грамматике» восточнославянского мыслителя и просветителя, архиепископа Мелетия Смотрицкого и являлся буквальным переводом латинского слова interjectio (inter — «между», а jectio — «бросание; невольное высказывание»).
В последующих научных исследованиях природа междометий определялась неоднозначно и сводилась к трем различным точкам зрения:
- междометия — это разнородный по составу синтаксический класс, стоящий вне деления слов по частям речи;
- междометия входят в систему частей речи, но стоят в ней изолированно;
- междометия входят в круг частей речи, а внутри последнего — в разряд «частиц речи» наряду с предлогами и союзами.
М. В. Ломоносов объединял междометия в одну группу с наречиями и местоимениями и считал, что они выполняют одну общую сократительную функцию.
Большой вклад в изучение междометий внес академик В.В. Виноградов. Он считал, что изучение междометий важно в плане исследования синтаксиса живой устной речи. Своеобразие междометий В.В. Виноградов видел в том, что они служат средством выражения эмоций, чувств и занимают в системе частей речи особое место: это и не знаменательная, и не служебная часть речи. В.В. Виноградов отмечал, что с «грамматической точки зрения междометия ущербны», потому что они не изменяются, не имеют грамматических форм, но при этом они «имеют осознанное коллективом смысловое содержание».
2. 2Разряды междометий по лексическому значению
Междометия- это слова, которые непосредственно выражают наши чувства, переживания и волеизъявления, не называя их.
Междометие – это часть речи, включающая неизменяемые слова, служащие для выражения эмоций, чувств, побуждений, душевных состояний, но не называющие их.
В связной речи междометие выступает или как отдельное слово в предложении, или как самостоятельное односоставное предложение.
Междометия не относятся к основным частям речи, так как они не изменяются по родам и числам, не делятся на морфемы, не являются членами предложения, хотя и могут употребляться в значении других частей речи.
Междометия нельзя отнести и к служебным частям речи. В отличие от союзов, они не выполняют функцию связи членов предложения или частей сложного предложения. В отличие от предлогов, не выражают зависимость одного слова от другого. В отличие от частиц, не придают дополнительных смысловых оттенков словам или предложениям.
Междометия не имеют синтаксической связи с другими словами: ни от кого не зависят и никого себе не подчиняют.
Междометия – характерная принадлежность устной речи. В художественных произведениях они используются, главным образом, в диалогах. Для междометий характерна особая экспрессивная интонация, повышение тона. Некоторые из них в разговоре сопровождаются мимикой и жестами.
Междометия выражают эмоции, при этом, не называя их. Они являются своего рода сигналами, отражающими реакцию человека на те, или иные события, и зачастую заменяют собой как отдельные выражения, так и целые предложения.
Семантически междометия отличаются от всех знаменательных частей речи тем, что они не обладают функцией называния, т.е. номинативной функцией, так как являются своего рода речевыми знаками, сигналами, употребляемыми для кратчайшего выражения реакции человека на различные события реальной действительности или для выражения требования, желания человека. Выражая (но не называя) чувства и волю, междометия, тем не менее, осознаются всеми говорящими на данном языке и всем понятны, так как за междометием закреплено определенное смысловое содержание. Но значение междометий обычно может быть понято лишь из контекста, потому что одни и те же междометия могут служить для выражения различных чувств.
Междометия по своему лексическому значению делятся на два основных разряда:
междометия, выражающие различные чувства (эмоциональные междометия), и междометия, выражающие волю, приказ и т.д., т.е. повелительно-побудительные (императивные междометия).
1) Среди междометий, выражающих чувства, выделяются следующие группы:
а) междометия, служащие для выражения удовлетворения, восхищения, радости, веселья, восторга, одобрения и т.д. (Ура! Браво! То-то! У! Ах! А! и др.). Например: - Ах, домовой, вернее, маленький домовеночек! (Александрова Г. гл. 8 «Вот беда, беда, огорчение»); Ура! Едут! Уже едут! Гляди!; (Александрова Г. гл. 4 « Жердяя звать не надо»); Ну-ка, ну-ка, что у нас за соседи? – радовался Кузьма. ( Александрова Г. гл. 2 «Банька»); — Ах ты, пташечка-стукашечка моя! — пропела Баба Яга. — Ах ты, молоточек мой алмазный, кияшечка ты моя! (Александрова Г. гл. 21 « Бездельный домовой»);
б) междометия, выражающие тоску, горе, сожаление, печаль (Увы! Ах! Эх! и др.). Например: Эх, морозище-мороз отморозил девке нос! (Александрова Г. гл. 7 «То тепло, то холодно»);
в) междометия, выражающие недоумение, недоверие, удивление, изумление, испуг (Ба! А! О! Ну и ну! М-да! Ох! Батюшки! Матушки! Господи! и др.). Например: - Ой, Кузенька! – изумилась Наташа, - сколько же у тебя друзе! (Александрова Г. гл. 30 « Лучший дом»); - Ну, что же меняне паришь? (Александрова Г. гл. 2 « Банька»); «Ох, цел ли, жив ли? Этакий маленький породистый домовеночек, ему б расти-цвести!» — думал Лешик, мчавшийся по весенним ручьям и лужам, мокрый, как лягушонок. (Александрова Г. гл. 23 « Бабеныш-Ягеныш»);
г) междометия, выражающие протест, неудовольствие, порицание, досаду, злость и под. (А! Ах! Ах ты, господи! Э-эх!), и ряд бранных междометных сочетаний (Черт возьми! Черта с два! и т.д.). Например: Ах ты, обжора! (Александрова Г. гл. 30 « Лучший дом»);
д) междометия, выражающие иронию, злорадство, сарказм, презрение, отвращение и под. (Но! Фи! Фу! Тьфу! У! А!). Например: Фу, мерзость! Как я мог не видеть этого (Александрова Г. гл. 30 « Лучший дом»); Тьфу! Оплошал... (Александрова Г. гл. 6 « Воробьиный язык»); - Ух-ух! Весь распух! Глазки окривели, комары заели! И-и-и! (Александрова Г. гл. 26 « Кикиморы болотные»);
е) междометия, выражающие эмоциональную характеристику, оценку обстановки, отношения к речи говорящего. Междометия этой группы характеризуются тем, что имеют оттенок модальности (Право! Ей-ей! Ей-богу; Вот еще! Баста! Дудки! и др.). Например: Вот еще! Не буду работать! – закричала Баба – Яга. (Александрова Г. гл. 23 « Бабеныш-Ягеныш»);
ж) междометия, имеющие значения благодарности, приветствия и др. (Спасибо! Здравствуйте! До свидания! Извиняюсь и др.). Например: Спасибо за совет. Или: Здравствуйте! Я ваша соседка, - сказала незнакомая женщина в переднике (Александрова Г. гл. 7 « То тепло, то холодно»); - Здравствуйте – пожалуйста, давно не виделись! – воскликнулКузька. ( Александрова Г. гл. 2 «Банька»)
2) Среди междометий, выражающих волеизъявление, побуждение к какому-либо действию, выделяются следующие группы:
а) междометия, являющиеся своего рода призывом (Ау! Алло! Эй! и др.). Например: Ау, Кузенька! Помоги мне! (Александрова Г. « Как Кузька учил цыпленка летать»);
б) междометия, выражающие повеление, приказ, сигнал к началу или окончанию действия, призыв к вниманию, к согласию, к молчанию, призыв на помощь и т.д. (Айда! Ну, вали! Кыш! Чу! Марш! Цыц! Тс! Чш! Чур! Караул! и др.). Например: Кузька, айда на болото, - приказал Лешик. (Александрова Г. гл. 26 « Кикиморы болотные»);
2.3.Группы междометий по способу образования и происхождению
По своему образованию все междометия распадаются на две основные группы: первичные (первообразные) и производные.
В первую группу входят междометия первообразные, состоящие или из одного гласного звука (А! О! У! Э!), или из двух звуков (Ай! Ах! Ба! Ой! Эй! Эх! Ух! Фи! Ха! и др.). Иногда первообразные междометия употребляются в форме сочетания двух или трех одинаковых междометий: Ха-ха-ха! Ба-ба! Фи-фи! и т.д. Часть первообразных междометий образуется из трех и более звуков (ага, увы, угу, эге и др.). К отдельным первообразным междометиям могут присоединяться постфиксы или частицы (нуте, на-кось, нуте-ка, ой ли и др.).
Вторую группу составляют междометия, образованные из других частей речи. Такие междометия называются вторичными или производными. Сюда входят междометия, образованные из существительных (Глупости! Беда! Крышка! Право! и др.), из глаголов (Здравствуйте! Прощайте! и под.), из наречий и местоимений (То-то же! Полно! и др.).
По своему происхождению одни междометия являются исконно русскими (Матушки! Ай! Эх! Ну-ка! и др.), другие - иноязычными (Алло! Аида! Браво! Бис! Капут! и пр.).
В процессе развития языка в разряд междометий перешли отдельные фразеологические обороты (Боже мой! Батюшки-светы! Дело - табак! Вот так история! Черт возьми !и мн. др.).
2.4. Эмоции и способы их выражения в сказочной повести Галины Александровой «Домовенок Кузя »
Помимо этого, междометия могут быть однозначными и многозначными. Однако однозначных междометий в русском языке намного меньше, чем многозначных.
Многозначность междометий — их отличительная черта. Одни и те же междометия в разных предложениях могут выражать самые различные, порой даже противоположные, чувства. Особенно это проявляется в художественных текстах, где междометия становятся важным фактором в процессе формирования высказывания, делая речь информационно насыщенной и экспрессивной. Проследим это на примере известной сказочной повести Галины Александровой «Домовенок Кузя» [3]. Выбор произведения не случаен, так как текст сказки насыщен междометиями.
Для большей наглядности все междометия, использованные в произведении, были представлены в виде таблицы, на основе которой была создана картотека междометий. Сначала все междометия были систематизированы в алфавитном порядке, а затем в соответствии с выражаемыми чувствами (см. таблицу 1).
Таблица 1- Эмоции и способы их выражения в сказочной повести Галины Александровой «Домовенок Кузя »
Выражаемые эмоции |
Междометия |
Примеры |
Радость |
Ах Эй |
Ах ты, моя пышечка, ах ты, моя ватрушечка! — и давай снова Кузьку щипать да за щеки трепать. — Эй, кто там, а ну выходи — здороваться будем! — радостно крикнул Кузя. |
Удовлетворение одобрение |
Ну Да Так-так-так |
— Ну, спасибо этому дому, а мне некогда, — сказал Кузя. — Да, беда ваша серьезная. — Так-так-так, — сказал тут Кузя. — А остальные яблоки куда дел? — Ну, — думает Кузька, — раз клубок не боится, и мне бояться нечего — Ну, привал так привал, — согласился Кузя, присел на кочку, краюшку хлеба достал, что ему в деревне Ольховке на дорогу дали, стал кушать и к белому свету привыкать. — Ну, мил человек, уважил. — Ну, спасибо тебе, — сказал он ученому. |
Упрек |
Ну Эх |
— Ну, что орешь, что орешь? — Ну, житель, — не растерялся Кузя, — давай рассказывай: зачем честной народ пугаешь да откуда ни возьмись на голову сваливаешься? — Эх, Василий, — сказал он. — Так ведь я не правнук деда Ивана, я он сам и есть. |
Удивление |
Батюшки Никак Эй Уф Хм Ну Ой |
— Батюшки! — схватился за голову домовенок. — Никак, корову нашу Зорьку волк съел! — Эй, косые! — крикнул Кузя. — Чего сидите, кого боитесь? — Уф-ф! — говорит Нафаня. — Хм, — отвечает дверь. — К нам гости редко захаживают. Даже и не знаю, будет ли вам хозяин рад… Ну, проходите — там и спросите, нельзя же вас на пороге держать. |
Страх испуг |
Ой! Эй Да уж Ох-хо-хо!Эх-хе-хе! |
— Ой, чур меня, чур! Сгинь, напасть, за три моря, за четыре горы! Оставь тоска-морь нашу деревню! — Ой, Дашка, что же нам теперь делать? — Да уж, это у тебя хорошо получается, — поежился Кузька. — Эй, ты чего? — испугался Кузя. — Ох-хо-хо! — застонал домовенок.— Эх-хе-хе! — отозвался мешок. |
Досада |
Ой! Ох Ай-ай-ай! Ох-ох-ох Ай Да уж Эх |
— Ой, болит-болит! — Ох, помрут, помрут они с голоду!!! — снова запричитал-заплакал Кузенька. — Ай-яй-яй, негодник! — Ай, дурак я, дурак! — Ох-хо-хо! — застонал Кузя — Да уж, счастье, — проворчал Кузя. — Такого счастья врагу не пожелаешь — Эх, я б его тоже поискал — пусть заберет у меня эти сапоги, а то уж сил никаких нет |
Гнев негодование недовольство огорчение осуждение удивление изумление |
Ой! Уф! Эй! Ну Угу Ой-ей-ей! Ах-ах-ах! Тр-рах Ах! Ох! |
— Ой, дела-дела, непеределочки! — причитал он, топоча из угла в угол. — Зола не убрана, печь не топлена, каша не варена! Уф! — умаялся Кузька. — Эй, Зорька! — закричал он что есть мочи — Ну, чего тебе еще, несносный ты клоп? — Угу, — кивнул Лешик, вытирая последнюю слезинку. — Ой-ей-ей! — стонала Баба-Яга. — Ах-ах-ах! Бедная я, бедная! И — тр-рах горшком в стекло! — Ой, Лешик, — сказал он другу. — Угу-гу-гу! — завыл он диким голосом. — Ты почто, Баба-Яга, шалишь да балуешь? — Батюшки! — Баба-Яга от страха даже на стол с ногами забралась — такого она еще не видела, не слышала. — Ой, — еще больше забоялась старуха. — Ну, рассказывай, почему свою работу в лесу не выполняешь, а только все портишь? — Ой, батенька! Как же работать-то — я болею. — Ну, вот что. Я хоть и по другой специальности, но тебе помогу. — Эх, все одно пропадать! — махнула рукой старуха. — Ну, говори теперя, как зуб рвать будем. — А ну, покажи! — сказал он Вуколочке. — Ах вы, негодники! — закричала она, увидев друзей. — Ох-хо-хо! — огорчился Кузя. — Ну, что орешь, что орешь? — пробубнил он, увидев племянника. — Ах, негодный клубок! — разозлился Кузенька. — Ну вот, — обиделся Кузя. — Ни тебе здрасте, ни тебе прощай. |
Как видно из таблицы, одни и те же эмоции могут выражаться при помощи разных междометий. С другой стороны, одно и то же междометие может выражать самые разные, порой противоположные чувства.
Самым частым по употреблению в сказочной повести Галины Александровой «Домовенок Кузя» стало междометие Ой, которое используется для выражения целого спектра эмоций: удивления, радости, восхищения, недовольства, досады, возмущения, испуга, гнева, негодования.
Большинство междометий, употребленных в сказке, первообразные.
Есть у Г.Александровой и междометия, выражающие побуждение : Шш! Сс! Тсс! Ну! Эй!. Следует отметить, что все они осложнены оттенками отрицательных эмоций (осуждения, испуга, недовольства).
Часто встречаются в сказочной повести этикетные междометия, которые служат для выражения различных коммуникативных значений, и по этому признаку их можно разделить на несколько семантических групп. Этикетные формулы используются для:
приветствия: ! Здравствуй(те)! Добро пожаловать! Добрый день (вечер)! Доброе утро! Приветствую(ем)!
прощания и пожелания: ! Счастливо! Счастливо оставаться! Прощай(те)! До (скорого) свидания! До (скорой) встречи! Удачи! Добрый путь! Счастливого пути!
просьбы: Пожалуйста! Будьте любезны (будь любезен)! Будьте добры (будь добр)!
благодарности: Спасибо! Благодарю (им)!
извинения: Прости(те)! Извини(те)!
Как показал анализ междометий, они служат не только для передачи эмоций или волеизъявлений, но могут дать полную и исчерпывающую характеристику героя. Так, например, при помощи междометий О-хм, И-хм? , Э-хм? У-хм? характеризуется образ Водяного. Водяной, конечно, не отличается добрым нравом, он не очень разговорчив, для него все происходящее не имеет ровно никакого значения, любит покой; в отличие от многих других персонажей, он не желает помогать Кузьке и не умеет ни с кем дружить.
И еще одно немаловажное открытие мы сделали, исследуя междометия в сказке. По наиболее часто употребляемым междометиям мы можем определить основной тон, настроение произведения. В приложении В приведена таблица, в которой отражены самые частые эмоции, предаваемые междометиями в сказочной повести Г.Александровой «Домовенок Кузя» .
Таким образом, изучив произведение, мы пришли к выводу, что наиболее употребляемыми являются первообразные междометия ЭЙ, ОЙ, ЭХ, НУ, которые и в нашей речи звучат современно.
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, предметом нашего исследования был анализ разрядов междометий и их роль в художественном тексте.
Мы ставили перед собой цель возбудить интерес к очень оригинальной и распространённой части речи русского языка - междометию, исследуя его употребление, происхождение и значение.
Решались следующие задачи:
- Выявить, каковы характерные признаки междометий;
- Рассмотреть классификацию междометий с точки зрения происхождения, структуры и значения;
- Проследить использование междометий в сказочной повести Галины Александровой «Домовенок Кузя»;
- Изучить научную литературу по данной теме.
- Дать этимологический обзор наиболее известных междометий.
Для реализации поставленных задач мы выбрали сказочную повесть Г.Александровой «Домовенок Кузя», изобилующую самыми разнообразными междометиями. Используя метод сплошной выборки, мы исследовали значение и особенности междометий и сделали следующие выводы.
Сущность междометия — это какая-нибудь эмоция, причем однозначного соответствия между известными эмоциями и междометиями — нет. Одно и то же междометие может выражать самые разные эмоции. И наоборот, какое-то одно чувство может выражать целый ряд междометий.
В обыкновенной речи междометия встречаются редко, в поэтической — чаще. Этот факт свидетельствует о падении, вымирании междометия (поэтический язык всегда архаичнее разговорного).
Благодаря данной работе мы планируем решить одну из воспитательных задач образовательного процесса в целом – научить ребят ценить и оберегать родной язык, научить видеть даже в маленьком слове часть единого, прекрасного, живого языка.
Список используемой литературы:
1.Виноградов В.В. Русский язык // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://slovari.ru/default.aspx?s=0&p=5306 // (дата обращения — 06.01.2016).
2.Греч Н.И. Пространная русская грамматика. СПб., 1830 // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nasledie.enip.ras.ru/ras/view/publication/general.html?id=44266360 // (дата обращения – 13.12. 2015).
3.Александрова Г. Домовенок Кузя // Москва / Детская литература. 2010, — 114 с.
4.Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н. М. Шанский). – М. : Просвещение, 2011 г.
5. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Ред. Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич; Акад. наук СССР, Отделение лит. и яз., Комис. по истории филол. наук. — Л. : Наука. Ленингр. отделение, 1974. — 427, [1] с. : 1 л. портр. — Библиогр.: с. 413-418.
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Междометие
7. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200401306
8. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-121.htm
9. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/part-123.htm#i8356
10. http://www.rusyaz.ru/pr/pz11.html
11.http://studopedia.ru/2_80476_mezhdometiya.html
Приложение А
Таблица 1-Частотностьупотреблений в тексте междометий ( по способу образования )
Первичные ( первообразные) |
Вторичные (производные)междометия, образованные из других частей речи: |
1.Междометия, состоящие из одного гласного звука: А! О! У! Э! - 12 |
1. Междометия, образованные из существительных: Батюшки! Матушки! Глупости! Крышка! - 5 |
2. Междометия, состоящие из двух звуков: А! Ах! Ба! Ой! Ух! Эх! Ха! Фи! - 32 |
2. Междометия, образованные из наречий и местоимений: То-то же! Полно! - 10 |
3. Междометия в форме сочетания двух или трех одинаковых междометий: Ах-ах-ах! Ох-ох-ох! Ай-ай-ай! Ха-ха-ха! Ой-ой! - 24 |
3. Междометия, образованные из глаголов: Здравствуйте! Прощайте! - 14 |
Как видно из таблицы, чаще всего встречаются в тексте сказочной повести «Домовенок Кузя» первичные междометия (68 раз). Вторичные междометия – 29 раз. Этому способствует то, что первичные междометия в большинстве случаев ведут свое происхождение от эмоциональных выкриков, восклицаний, а также возгласов и звучаний, сопровождающих рефлексы организма на внешние раздражения.
Приложение Б
Таблица 2 - Частотность употреблений в тексте междометий
( по происхождению )
Исконно русские |
Иноязычные |
Матушки! Батюшки! А! Эх! Ну-ка! – 23 раза |
Айда! Ура! Шабаш! - 7 раз |
Как видно из таблицы, чаще всего встречаются в тексте сказочной повести «Домовенок Кузя» исконно русские междометия (23 раза). Иноязычные междометия встречаются всего 7 раз.
Сказка Галины Александровой ближе к фольклорным традициям, чем сказки других русских писателей XX века. Стремясь сроднить литературную и народную сказки, Т. Александрова воссоздает в «Домовенке Кузе» манеру фольклорного сказа. Речь героев сказки Бабы-яги, Лешика, Мафани, русалок, кикимор болотных и др. насыщена народными пословицами и поговорками, присказками и прибаутками.
Следовательно, исконно русские междометия удачно вписались в художественный текст.
Приложение В
Таблица 3 - Частотность эмоций, передаваемых в произведении
Передаваемые эмоции |
Частотность употребления соответствующих междометий |
Удовлетворение, одобрение Удивление, изумление, радость Восторг, восхищение, веселье Восхищение Гнев, негодование Недовольство Страх, испуг Упрек Досада |
22 18 15 11 10 9 8 6 5 |
Как видим, в сказке Г.Александровой что самые частые эмоции – это одобрение, удивление, изумление, восторг, восхищение, веселье. Главные герои постоянно пребывают в состоянии веселья, поиска чего-то нового, неизведанного. Непоседливый домовенок Кузя во время своих невероятных приключений произнесет ни одну замечательную крылатую фразу и научит ни одному новому слову. Положительные эмоции создают и соответствующий фон произведения. Искренняя радость встречается часто. И проявляет ее как главный герой веселый, неунывающий, находчивый домовенок Кузя, так и сказочная Баба-яга, русалочка, кикимора и др. Иногда у домовенка Кузьки пребывание в этом обществе начинает вызывать и отрицательные эмоции: сначала — страх и испуг, потом — упрек и досаду.